Научная статья на тему 'Организация национально ориентированной деятельности детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОО как средство поликультурного образования'

Организация национально ориентированной деятельности детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОО как средство поликультурного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
388
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Синергия
Область наук
Ключевые слова
ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / НАЦИОНАЛЬНАЯ ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ / НАЦИЯ / КУЛЬТУРНЫЕ ТРАДИЦИИ / ЭТНИЧЕСКИЕ ГРУППЫ / INTERCULTURAL EDUCATION / ETHNICITY / NATION / CULTURAL TRADITIONS / ETHNIC GROUPS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тихомирова О.Б., Кобелева Е.М.

В статье рассматривается проблема поликультурного воспитания детей дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации. В современном мире идет переоценка различных идей, учений, что связано с ростом национального самосознания, потребностью возрождения этносов, со стремлением возродить наиболее эффективные формы и методы воспитания. Авторы статьи представляют небольшую часть практического материала исследования по проблеме поликультурного образования дошкольников в многонациональной группе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тихомирова О.Б., Кобелева Е.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NATIONAL ORGANIZATION ORIENTED ACTIVITIES AGE CHILDREN IN THE KINDERGARTEN AS A MEANS MULTICULTURAL EDUCATION

The article deals with the problem of multicultural education of preschool age children in pre-school educational institution. In today's world there is a re-evaluation of the different ideas, doctrines, which is associated with the growth of national consciousness, the need of revival of ethnic groups, with the desire to revive the most effective forms and methods of education. The authors represent a small portion of the material practical research on multicultural education of preschool children in a multinational group.

Текст научной работы на тему «Организация национально ориентированной деятельности детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОО как средство поликультурного образования»

УДК 373.2

О.Б.Тихомирова, Е.М. Кобелева

ОРГАНИЗАЦИЯ НАЦИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОО КАК СРЕДСТВО ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет имени Н.И. Лобачевского,

МАДОУ МУ№ 9 «Белоснежка»

Аннотация: В статье рассматривается проблема поликультурного воспитания детей дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации. В современном мире идет переоценка различных идей, учений, что связано с ростом национального самосознания, потребностью возрождения этносов, со стремлением возродить наиболее эффективные формы и методы воспитания. Авторы статьи представляют небольшую часть практического материала исследования по проблеме поликультурного образования дошкольников в многонациональной группе.

Ключевые слова: поликультурное образование, национальная принадлежность, нация, культурные традиции, этнические группы.

UDC 373.2

O.B. Tihomirova, E.M. Kobeleva

NATIONAL ORGANIZATION ORIENTED ACTIVITIES AGE CHILDREN IN THE KINDERGARTEN AS A MEANS MULTICULTURAL EDUCATION

National Research Nizhny Novgorod State University named after NI

Lobachevsky, DCC№ 9 «Snow White»

Abstract: The article deals with the problem of multicultural education of preschool age children in pre-school educational institution. In today's world there is a re-evaluation of the different ideas, doctrines, which is associated with the growth of national consciousness, the need of revival of ethnic groups, with the desire to revive the most effective forms and methods of education. The authors represent a small portion of the material practical research on multicultural education of preschool children in a multinational group.

Keywords: intercultural education, ethnicity, nation, cultural traditions, ethnic groups.

Основной задачей государственной политики Российской Федерации является сохранение самобытных этнических культур и улучшение взаимосвязи между ними [1-4].

Проблема поликультурного образования, в центре которого находится личность, обладающая межкультурной компетенцией, формируется на базе нескольких культур: родной этнической культуры, отечественной и иностранной. В настоящее время широкое развитие получила проблема поликультурного воспитания личности в связи с происходящими глобальными процессами в мировой педагогической теории и практике [5-8].

Проблема поликультурного образования и воспитания рассматривается в работах отечественных педагогов (В.П. Борисенко [9], Б.С. Гершунский [10], А.Н. Джуринский [11], Г.Д. Дмитриев [12], Г.М. Коджаспирова [13], З.А. Малькова и др.)

В настоящее время широкое распространение получили, новые концепции, вариативные модели и образовательные программы, направленные на осмысление социально-психологической и социально-культурной ситуации в мире.

В словаре Г. М. Коджаспировой [13] поликультурное воспитание определяется как «учет культурных и воспитательных интересов разных национальных и этнических меньшинств».

Содержание образования, имеющее культурно-практическую направленность, должно быть нацелено на воспитание и развитие основ национального самосознания ребенка, на воссоздание его исторической, духовной и деятель-ностно-практической преемственности поколений. Основной принцип приобщения детей к традиционной культуре - от ощущения и осознания, понимания себя и своего места в общем культурном контексте - к ощущению, осознанию, пониманию, сочувствию и состраданию по отношению к другому [14-16].

Ханты-мансийский автономный округ - Югра, как и любой другой регион Российской Федерации, представляет собой многонациональное сообщество. Большую часть населения составляют русские, около трети жителей округа - татары (сибирские, казанские), башкиры. Коренное население округа (ханты, манси, коми-зыряне, ненцы) составляют не более 4 % от общего числа жителей. Независимо от национальной принадлежности эта группа населения русскоязычная, реже - двуязычная. Длительные контакты между нациями способствовали сближению национальных культур, их взаимному обмену. Весьма распространены браки, в которых родители разной национальности.

В большинстве своем поликультурные программы дошкольных образовательных организаций округа направлены на развитие знаний детей о культуре и быте русских, ханты, при этом практически не учитываются культурные традиции других наций. Чаще всего это связано с нехваткой знаний и методик по формированию предметно-развивающей образовательной среды национального уклона. Кроме того, материальные возможности ее создания в конкретном детском саду не так уж велики

В старшей группе детский сад «Белоснежка» г. Нягани Ханты-Мансийского автономного округа 18 человек. По национальному составу группа смешанная: половина детей - русские, треть детей -татары, остальные - ханты.

За весь период наблюдения, дети общались в основном на русском языке, реже на татарском и языке хантов. Мы считаем, что это происходит в силу того, что в основном состав группы представлен тремя нациями, и дети сами выбирают тот язык общения с партнером, который ему наиболее удобен в данной конкретной ситуации. Суммируя и анализируя ответы детей на вопрос о национальностях, мы сделали следующие выводы: практически все дети знают свою национальную принадлежность (99%), но, не все дети могут определить националь-

ность своего товарища по общению и игре.

Миша Б. - Да, я знаю свою национальность, я русский. Мой друг Саша тоже русский.

Толя Т. - Я хант. Я дружу со всеми, а какой они национальности я не знаю.

Дарима А. - Я хантыйка. У меня подруги Оля и Маша, и еще Баир. Они, наверное, тоже ханты, как я.

На вопрос о проживании на планете людей разных национальной положительный ответ дали все дети (100%). Дети называют национальности людей, проживающих в России. Они безошибочно определяют свою национальную принадлежность. К сожалению, лишь несколько детей из наблюдаемых групп смогли назвать национальности своих друзей. Внешние признаки (разрез глаз, иная речь, цвет кожи и т.л.) позволяют детям отличить себя от других детей.

Лена С. - Оля со мной по-русски разговаривает, я с ней тоже по-русски говорю. А дома мы еще по-татарски разговариваем.

Саяна Т. - У некоторых глаза больше, а у некоторых меньше.

Мархаба Х. - Дети такие же, как я.

Сергей К. - Нет, они от меня не отличаются.

Ира Б. - Мы одинаковые.

Опрос показал, что дети не видят различий между собой. Ответ одной из воспитанниц «мы одинаковые» свидетельствует о том, что дети воспринимают себя и окружающих их сверстников просто как товарища по играм, общению, построению межличностных отношений, а не как человека принадлежащего к другой нации.

Однако воспитанникам интересна сама по себе данная тема. Их интерес к поднятой проблеме не состоял только в нескольких вопросах, дети с интересом рассматривали картинки, изображающие людей разных национальностей. Не находя явных признаков отличия сами задавали вопрос педагогам. Не смотря на то, что интерес к другим эт-

ническим группам не всегда мотивирован, у детей довольно ярко проявляется познавательный интерес к людям другой расы и национальности.

Отвечая на вопросы, дети ориентируются на внешние этнические различия. Дошкольники настроены на общение и взаимопонимание с детьми других рас и национальностей, хотят «дружить» и «играть» с ними.

Наши наблюдения за поведением детей в группе свидетельствуют о том, что старшие по возрасту, дети обычно осторожно относятся к полноценному общению с детьми, не говорящими на русском языке. Проблема в том, что дружба и взаимная привязанность между детьми с трудом управляются извне, а усвоение второго (русского) языка зависит от участия двуязычных детей в играх с русскоязычными детьми, в совместной деятельности. Поэтому в решении проблемы адаптации двуязычных детей к условиям детского сада невозможно обойтись без активной помощи детей в овладении русской речью.

Первичная констатация показала, что большинство детей обладают средним уровнем сформированности компонентов поликультурности. Количественные данные позволяют сделать вывод о том, что дети в условиях отсутствия систематической работы имеют представление о национальностях, умение организовывать общение и совместные игры, налаживать дружеские контакты находятся на стадии первичного становления.

В целом воспитатели имеют адекватное представление о необходимости, задачах, средствах и методах поликультурного воспитания у детей 5 - 6 лет и считают, что ведущая роль здесь принадлежит как семье, так и педагогам детского сада. В большинстве своем воспитатели считают, что направлять усиленное внимание детей на культурные, национальные, религиозные особенности сверстников (и людей в целом) не так уж необходимо. В современных условиях более важно направлять внимание на формирование с дошкольного возраста культуры

межнациональных отношений, т.е. воспитания поликультурной компетентности. На наш вопрос, считают ли воспитатели достаточной свою работу по формированию у дошкольников представлений о культуре, как своего народа, так и о культурах других народов, мы получили следующий ответ: «Мы считаем свою работу вполне достаточной, это обосновано тем, что в группе в основном преобладают русские дети, а ханты-мансийский акцент связан с необходимостью изучения культуры и быта региона, в котором мы живем».

В ходе исследования были изучены позиции родителей по изучаемой проблеме. Родители осознают необходимость поликультурного пространства в образовательном учреждении, но мало озабочены вопросами этнического характера, предоставляя решение этой проблемы педагогам.

Обобщая результаты анкетирования, индивидуальных бесед, собственных

наблюдений, мы полагаем, что причины невысокого уровня сформированности поликультурности у дошкольников кроются в следующем:

- ограничена этническая предметно-развивающая среда ДОО. Она представлена двумя мини-музеями «Хантыйский дом», «Русская изба», имеются музыкальная фонотека с записями музыки народов мира, видеотека и др., но используются эти атрибуты не достаточно эффективно;

- в игровой, изобразительной и иной творческой деятельности педагоги редко обращаются к этническому материалу. При этом элементы духовно-практического опыта этноса нередко превращаются в экзотическое дополнение к основному воспитательно-образовательному содержанию.

В результате необходима организация образовательной деятельности как ва формирования поликультурности детей дошкольного возраста.

Библиографический список

1. Аминов У.К., Аминова Д.К., Цахаева А.А. Психосемантические конструкты нравственных категорий в сознании дагестанских подростков как механизм формирования адаптивного поведения // Успехи современной науки. 2016. Т. 4. № 4. С. 17-20.

2. Ахмедов А.Э., Ахмедова О.И., Шаталов М.А. Формирование механизма толерантности у студентов СПО как фактор устранения их девиантного поведения // Государственные образовательные стандарты: проблемы преемственности и внедрения. Сборник материалов всероссийской научно-практической конференции. 2015. С. 170-175.

3. Гасанова П.Г., Даудова Д.М., Аминова Д.К., Цахаева А.А. Влияние гендерных особенностей личности на представление о нравственности // Успехи современной науки. 2016. Т. 2. № 5. С. 122-127.

4. Кадацких И.Ю. Актуализация этнокультурного я студентов в рамках вертикальной интеграция образовательной системы // Территория науки. 2014. № 6. С. 34-39.

5. Ахмедов А.Э., Шаталов М.А. К вопросу о необходимости формирования толерантности у студентов как фактор устранения их девиантного поведения // Общество и этнополитика. Материалы Международной научно-практической конференции. Новосибирск: Изд-во СибАГС, 2015. С. 212-217.

6. Жесткова Е. А. Лингвокультурологический и когнитивно-дискурсивный подходы в преподавании русского языка в полиэтнической школе // Вестник Череповецкого государственного университета. 2014. № 2. С. 77-81.

7. Жесткова Е.А. Формирование межкультурной компетенции в условиях диалога культур // Самарский научный вестник. 2015. № 1 (10). С.77-80.

8. Кадацких И.Ю. Научно-теоретические проблемы изучения этнического самосознания // Территория науки. 2013. № 4. С. 173-176.

9. Борисенко В.П., Бондаревская Е.В., Греков А.А. Деятельность регионального отделения РАО по развитию образования в южном федеральном округе // Славянская педагогическая культура. 2003. № 2. С. 4-11.

10. Гершунский Б.С. Толерантность в системе ценностно-целевых приоритетов образования унский // Педагогика 2002. № 7. С. 3-12

11. Джуринский А.Н. Поликультурное воспитание в России и за рубежом: сравнительный анализ. Монография . - М.: Прометей, 2006. - 160 с.

12. Дмитриев Г.Д. Многокультурное образование // Народное образование. 1999. № 7. С. 107-117.

13. Коджаспарова Г.М. Педагогический словарь / Г.М. Кожаспарова, А.Ю. Коджаспаров. 2-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. —176с.

14. Вечер М.В. Особенности психологической готовности педагогов к работе с младшими школьниками, испытывающими коммуникативные затруднения // Успехи современной науки. 2016. Т. 4. № 4. С. 36-40.

15. Ушенина Т.Н., Тихомирова О.Б. Поликультурное образование подрастающего поколения на основе традиций национальной культуры // Педагогика и современность 2014. № 4. С.72-76.

16. Zhestkova E. Specifics of Educational Activity Anti-motivation in Future Teachers Subject to the Training Period // International Review of Management and Marketing. 2016. 6 (S3). 265-269.

Информация об авторах:

Information about authors:

Тихомирова Ольга Борисовна,

кандидат педагогических наук, доцент, Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, Арзамасский филиал, г. Арзамас, Россия

Tikhomirova Olga Borisovna,

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, National Research Nizhny Novgorod State University named after N.I. Lobachevsky, Arzamas branch, Arzamas, Russia

Кобелева Елена Михайловна,

Воспитатель, МАДОУ МУ № 9 «Белоснежка», г. Нягань, Россия

Kobeleva Elena Mihaylovna,

teacher DCC № 9 «Snow White" Nyagan, Russia

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.