Научная статья на тему 'Организация начального образования в социальных учреждениях для детей в Крыму во второй половине XIX - начале ХХ вв'

Организация начального образования в социальных учреждениях для детей в Крыму во второй половине XIX - начале ХХ вв Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
118
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ORPHANAGES / SOCIAL INSTITUTIONS FOR CHILDREN / PRIMARY (ELEMENTARY) EDUCATION / PERIODS OF DEVELOPMENT OF SCHOOL EDUCATION / ORPHANS / ДЕТСКИЕ ПРИЮТЫ / СОЦИАЛЬНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ / НАЧАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПЕРИОДЫ РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ДЕТИ-СИРОТЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шихматова Э.С.

Статья посвящена общей характеристике элементарного школьного образования воспитанников социальных заведений для несовершеннолетних детей в Крыму, а также развитию и совершенствованию системы начального обучения детей в сиротских приютах во второй половине XIX начале ХХ века. Автор перечисляет социальные учреждения для несовершеннолетних в Крыму, в которых в исследуемый период существовало начальное обучение, описывает его содержание и методику, дает конкретные сведения о контингенте обучающихся, сроках обучения, перечне дисциплин и количестве часов для их изучения. В работе названы нормативные документы, на основании которых происходило школьное образование в социальных заведениях Крыма во второй половине XIX начале ХХ века, обозначены его достоинства и недостатки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION AND STAGES OF DEVELOPMENT OF PRIMARY EDUCATION IN SOCIAL INSTITUTIONS FOR CHILDREN IN CRIMEA IN THE SECOND HALF OF THE XIX - EARLY XX CENTURIES

The article reveals general characteristics of elementary school education for pupils of social institutions for minor children in the Crimea, as well as the development and improvement of the system of primary education for children in orphanages in the second half of the XIX early XX centuries. The author lists social institutions for minors in the Crimea, in which primary education existed during the period under study, describes its content and methodology, gives specific information about the number of students, periods of study, list of disciplines and the number of hours to study them. The paper lists the regulatory documents on the basis of which schooling took place in the social institutions of Crimea in the second half of the 19th early 20th centuries, its strengths and weaknesses are indicated.

Текст научной работы на тему «Организация начального образования в социальных учреждениях для детей в Крыму во второй половине XIX - начале ХХ вв»

Таким образом, соединяются в едином процессе воспроизводящий и творческий навыки.

Объем имеет целый ряд преимуществ перед графическим исполнением объекта, так как дает возможность наглядно увидеть результат Как правило, объект, выполненный по чертежу, требует некоторого исправления. Метод свободного конструирования наряду с изобразительным помогает развитию у студентов навыка видеть за чертежом или рисунком истинные формы проектируемого объекта.

Метод свободного конструирования выстраивается в определенную систему, где студенты - дизайнеры постоянно изучают приемы соединения и преобразования бумажных поверхностей, знакомятся с различными видами композиций.

Конструкторские идеи выражаются в технических рисунках, чертежах и выкройках. Нахождение образов и конструирование идет по определенным этапам:

1. Умственное - задумывание образа, размышление над его частями, сопоставление с известными ранее конструкциями, выбор вида композиции (рельефное, объёмно-пространственное, глубинно-пространственное).

2. Графическое конструирование - осуществление по своему замыслу чертежей, рисунков, выкроек, определение размеров, формы и пропорции деталей, цвета и пр.

3. Выполнение работы с учетом выполненных выкроек и моделей.

В ходе свободного конструирования студенты-дизайнеры должны почувствовать органическую связь разных видов конструирования. Это способствует формированию их профессиональных навыков. Развитие творческого воображения помогает осваивать образный язык каждого вида искусства и приобретать новые навыки в работе с бумагой.

Библиографический список

1. Арнхейм Р Новые очерки по психологии искусства. Перевод с английского. Москва: Прометей, 1994.

2. Быков З.И., Минервин Г.Б. Художественное конструирование: учебник. Москва, 1986.

3. Волкотруб И.Т. Основы художественного конструирования: учебник. Киев, 1988.

References

1. Arnhejm R. Novye ocherki po psihologii iskusstva. Perevod s anglijskogo. Moskva: Prometej, 1994.

2. Bykov Z.I., Minervin G.B. Hudozhestvennoe konstruirovanie: uchebnik. Moskva, 1986.

3. Volkotrub I.T. Osnovy hudozhestvennogo konstruirovaniya: uchebnik. Kiev, 1988.

Статья поступила в редакцию 01.02.19

УДК 37

Shikhmatova E.S., Yevpatorian Institute of Social Science, Branch of Crimean Federal V.I. Vernadsky University (Yevpatoria, Russia),

E-mail: elichka_2010@mail.ru

ORGANIZATION AND STAGES OF DEVELOPMENT OF PRIMARY EDUCATION IN SOCIAL INSTITUTIONS FOR CHILDREN IN CRIMEA IN THE SECOND HALF OF THE XIX - EARLY XX CENTURIES. The article reveals general characteristics of elementary school education for pupils of social institutions for minor children in the Crimea, as well as the development and improvement of the system of primary education for children in orphanages in the second half of the XIX - early XX centuries. The author lists social institutions for minors in the Crimea, in which primary education existed during the period under study, describes its content and methodology, gives specific information about the number of students, periods of study, list of disciplines and the number of hours to study them. The paper lists the regulatory documents on the basis of which schooling took place in the social institutions of Crimea in the second half of the 19th - early 20th centuries, its strengths and weaknesses are indicated.

Key words: orphanages, social institutions for children, primary (elementary) education, periods of development of school education, orphans.

Э.С. Шихматова, ст. преп. каф. социальной педагогики и психологии Евпаторийского института социальных наук (филиал) ФГАОУ ВО

«Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского», г. Евпатория, E-mail: elichka_2010@mail.ru

ОРГАНИЗАЦИЯ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОЦИАЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ДЛЯ ДЕТЕЙ В КРЫМУ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX - НАЧАЛЕ ХХ ВВ.

Статья посвящена общей характеристике элементарного школьного образования воспитанников социальных заведений для несовершеннолетних детей в Крыму, а также развитию и совершенствованию системы начального обучения детей в сиротских приютах во второй половине XIX - начале ХХ века. Автор перечисляет социальные учреждения для несовершеннолетних в Крыму, в которых в исследуемый период существовало начальное обучение, описывает его содержание и методику, дает конкретные сведения о контингенте обучающихся, сроках обучения, перечне дисциплин и количестве часов для их изучения. В работе названы нормативные документы, на основании которых происходило школьное образование в социальных заведениях Крыма во второй половине XIX - начале ХХ века, обозначены его достоинства и недостатки.

Ключевые слова: детские приюты, социальные заведения для детей, начальное образование, периоды развития школьного образования, дети-сироты.

В Крыму в конце XIX - начале ХХ века успешно функционировало около двадцати социальных учреждений для несовершеннолетних разного типа (сиротские дома, детские приюты, исправительные учреждения, убежища), где бесплатно получали круглосуточный приют, достойное воспитание и образование более 3 тысяч детей в год [1]. В каждом социальном заведении к концу XIX - началу ХХ века сложилась определенная система начального школьного образования, которое авторы мемуаров исследуемой эпохи называли умственным воспитанием.

Целью исследования является раскрыть основные тенденции и выделить периоды развития системы начального школьного образования в социальных заведениях для несовершеннолетних детей в Крыму во второй половине XIX -начале ХХ века.

Под социальными заведениями (учреждениями) для несовершеннолетних детей в данном исследовании понимаются учреждения всех форм собственности, бесплатно осуществляющие присмотр, уход, социальное воспитание, обучение и дающие образование детям до 18 лет, находящимся в трудной жизненной ситуации. К данной категории детей будем относить сирот и беспризорных несовершеннолетних, а также детей из бедных многодетных семей, ребят, пострадавших в результате военных действий [1].

Начальные школы в исследуемый период функционировали при Ялтинском городском детском приюте (1871), Севастопольском приюте для девочек-сирот (1882), приюте для мальчиков Керченского Свято-Троицкого православного братства (1885), Севастопольском приюте для мальчиков-сирот (1893), Симферопольском исправительном приюте для малолетних преступников (создан в 1890 г, но начальная школа при нем открыта в 1893 г.), Каратобийском земледельческом приюте для сирот, погибших в бою и раненых воинов в Евпаторийском уезде (1915), приюте для сирот-мальчиков в Ялте (1916) [2].

В целом в становлении элементарного школьного образования в социальных учреждениях для детей в Крыму во второй половине XIX - начале ХХ вв. можно выделить два периода.

1. Первый период (1854 - 1890 гг.) начинается с открытия первого детского приюта для сирот и беспризорных в Крыму (им. графини А.М. Адлерберг в Симферополе) до принятия нового «Устава детских приютов» (1891 г). Данный период характеризуется такими особенностями:

- обучение всех детей без деления по возрасту на классы;

- отсутствие системы планирования обучения и единых учебных программ;

- дети посещали школу преимущественно с 7-8 до окончания приюта в подростковом возрасте (13-16 лет);

- предприняты попытки составления расписаний уроков в начальных школах при приютах для мальчиков им. А.Я. Фабра в Симферополе и Керченском Мариинском для девочек;

- в большинстве начальных школ преобладал ограниченный перечень учебных дисциплин: Закон Божий, русский язык (грамматика), чтение, чистописание, арифметика, церковное пение;

- преподавание в начальных школах при приютах дисциплин прикладного характера, направленных на будущую профессиональную деятельность выпускников: для девочек - это вязание, рукоделие, шитье, ведение домашнего хозяйства, кулинария; для мальчиков - разнообразные ремесла (сапожное дело и колесно-экипажное дело, плотничество, ковка);

- священнослужители выполняли роль учителей в школах при многих социальных заведениях Крыма;

- в детских приютах часто отсутствовали специальные помещения для учебных занятий, не хватало школьной мебели и учебных пособий;

- наличие возможности для мальчиков - выпускников приютов - продолжить образование в гимназиях и училищах Таврической губернии за счет социального заведения.

2. Второй период (1891 - 1918 гг) становления и развития начального образования в социальных заведениях начался в 1891 г, когда был принят новый «Устав детских приютов» Ведомства императрицы Марии, обязывающего учреждения призрения обучать детей грамоте, а не только осуществлять уход за ними [4]. К тому же конец XIX в. - это время промышленного подъема в России и связанной с этим нехваткой квалифицированной рабочей силы для производственных предприятий страны. Это способствовало пристальному вниманию государства способам просвещения неграмотных народных масс. При этом Таврическая губерния по степени распространения грамотности по сравнению с другими регионами Российской империи занимала одно из первых мест Передовое дворянство Крыма понимало важность обучения всех социальных сословий для развития и процветания полуострова [3]. Окончание второго периода развития начального образования в социальных заведениях для детей связано с их закрытием в 1917 - 1918 годы в связи с ликвидацией детских приютов и созданием новой системы детских домов в советской России. Характерными особенностями данного периода являются следующие черты:

- создание и материальное обустройство элементарных школ во всех детских приютах в Крыму;

- утверждение Министерством народного просвещения учебных планов и программ начальных школ при социальных учреждениях;

- появление в начальных школах при приютах системы планирования учебной работы, расписания и систематических занятий;

- дополнение содержания начального образования в некоторых социальных заведениях (Керченский Мариинский и др.) такими предметами как география, история;

- совершенствование методики преподавания и воспитательной работы социальных учреждений;

- увеличение количества квалифицированных педагогических кадров в детских приютах, появление среди них женщин - учительниц.

Библиографический список

Из недостатков второго периода развития начального образования в социальных заведениях для несовершеннолетних в Крыму можно назвать сохраняющуюся тенденцию к преимущественному вниманию к качеству образования мальчиков, а не девочек и отсутствие для последних возможности бесплатно поступать в училища и гимназии Таврической губернии после окончания детского приюта, кроме воспитанниц приюта им. графини Адлерберг (Симферополь) [4]. Раскроем подробнее систему начального школьного образования в данном социальном заведении для наглядной иллюстрации положительных изменений, происходящих в конце XIX в. в данной сфере.

Симферопольский детский приют им. графини А.М. Адлерберг был создан в столице Таврической губернии в 1854 г и вначале предназначался для детей обоего пола, но позже (с 1864 г) стал принимать на воспитание только девочек, преимущественно - сирот Учебные занятия при социальном заведении посещали вначале все дети, независимо от возраста (с 4-х до 18 лет). Программа начального обучения предполагала овладение учащимися дисциплинами: Закон Божий, чтение, письмо, арифметика, география, а также привитие ребятам разного рода практических навыков: девочкам - рукоделия, шитья, вязания и ведения домашнего хозяйства; мальчикам - ремонта обуви, плотничества. Все уроки, кроме Закона Божьего, вела смотрительница, которая, по данным А.И. Маркевича, была настолько занята хозяйственно-бытовыми проблемами, что не могла уделять достаточно внимания правильному ведению занятий [4].

Для исправления всех выявленных Дьяконовым недостатков учебной работы в приюте Адлерберг был проведен ряд мер: в декабре 1893 г пригласили учительницу для обучения детей русской грамоте. Руководством социального заведения было составлено расписание учебных занятий - ежедневно по 3-4 урока в первой половине дня, кроме выходных, а воспитанники разделены на две подгруппы: дети 4-10 лет занимались вместе, а старшим выделили отдельное помещение. Для оборудования этой классной комнаты была закуплена специальная учебная мебель и пособия, утвержденные Министерством народного просвещения. После всех принятых мер учебный процесс в начальной школе приюта Адлерберг были признаны Дьяконовым «правильными», а успехи обучающихся значительно улучшились: дети научились грамотно писать, читать, усвоили действия сложения и вычитания [4].

Таким образом, начальное школьное образование в социальных заведениях для детей в Крыму во второй половине XIX - начале ХХ вв. было организовано на достаточном для того времени уровне. Подавляющее большинство выпускников приютов имели начальное образование, а также возможность продолжать обучение в средних, а при наличии способностей - и в высших учебных заведениях Таврической губернии. Количество и объем изучаемых дисциплин в начальных школах при социальных учреждениях мало чем отличались от таковых в других начальных школах полуострова. Однако, к концу Х1Х в. в Таврической губернии так и не удалось решить главную проблему народного просвещения - осуществление всеобщего обучения. По статистике, только около 20% крестьянских детей посещали школы, а большая часть детей школьного возраста оставалась вне школы. Следовательно, выпускники приютов имели больше шансов на получение начального образования, а затем и среднего, нежели несовершеннолетние, воспитывающиеся вне социальных заведений в бедных слоях населения.

1. Симакова Э.С. Общая характеристика типов социальных заведений для детей в Крыму во второй половине XIX - начале ХХ века. Проблемы современного педагогического образования. Ялта, 2014.

2. Савочка А.М. Дитячi притулки Вщомства установ iмператрицi Мари в Тавршськш губернм (друга половина XIX - початок ХХ ст.). 1сторичний архв. Науковi студй: зб. наук. праць. Микола'|'в: Вид-во ЧДУ iм. Петра Могили. 2010; Вип. 5: 49 - 55.

3. Кучерганская А.В. Роль земств в развитии начального образования в Таврической губернии во второй половине XIX века. Культура народов Причерноморья. 1997; № 2: 278 - 280.

4. Маркевич А.И. Симферопольский детский приют имени графини А.М. Адлерберг: к шестидесятилетию существования: краткий, исторический очерк. Симферополь, 1915.

References

1. Simakova 'E.S. Obschaya harakteristika tipov social'nyh zavedenij dlya detej v Krymu vo vtoroj polovine XIX - nachale ХХ veka. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. Yalta, 2014.

2. Savochka A.M. Dityachi pritulki Vidomstva ustanov imperatrici Marii v Tavrijs'kij gubernii' (druga polovina XIX - pochatok ХХ st.). Istorichnj arhiv. Naukovi studi'i: zb. nauk. prac'. Mikolai'v: Vid-vo ChDU im. Petra Mogili. 2010; Vip. 5: 49 - 55.

3. Kucherganskaya A.V. Rol' zemstv v razvitii nachal'nogo obrazovaniya v Tavricheskoj gubernii vo vtoroj polovine XIX veka. Kultura narodov Prichernomor'ya. 1997; № 2: 278 - 280.

4. Markevich A.I. Simferopol'skij detskijpriyut imenigrafini A.M. Adlerberg: k shestidesyatiletiyu suschestvovaniya: kratkij, istoricheskij ocherk. Simferopol', 1915.

Статья поступила в редакцию 01.02.19

УДК 378.1

Donev D.D., senior teacher, North Caucasus Institute, Branch of Russian Academy of National Economy and Public Administration at the President of the Russian Federation (Pyatigorsk, Russia), E-mail: donev71@mail.ru

Kirgueva F.Kh., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, North Ossetian State University n.a. K.L. Khetagurov (Vladikavkaz, Russia), E-mail: kusu@yandex.ru; Chechen State University (Grozny, Russia), E-mail: mail@chesu.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.