Научная статья на тему 'Организация на предприятиях горизонтального налогового мониторинга'

Организация на предприятиях горизонтального налогового мониторинга Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
666
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ / НАЛОГОВЫЕ РИСКИ / ГОРИЗОНТАЛЬНЫЙ МОНИТОРИНГ / НАЛОГОВЫЙ МОНИТОРИНГ / TAX CONTROL / TAX RISKS / HORIZONTAL MONITORING / TAX MONITORING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Маркеева Татьяна Петровна, Осетрова Марина Викторовна

В настоящее время в Налоговый кодекс РФ введен новый раздел «Налоговый контроль в форме налогового мониторинга». Организация горизонтального налогового мониторинга является одним из основных направлений развития правоотношений между налоговыми органами и налогоплательщиками.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ORGANIZATION AT THE ENTERPRISES OF HORIZONTAL TAX MONITORING

Now the new section "Tax Control in the form of Tax Monitoring" is entered into the Tax code of the Russian Federation. The organization of horizontal tax monitoring is one of the main directions of development of legal relationship between tax authorities and taxpayers.

Текст научной работы на тему «Организация на предприятиях горизонтального налогового мониторинга»

УДК [336.22:658] - 047.36

ОРГАНИЗАЦИЯ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ГОРИЗОНТАЛЬНОГО НАЛОГОВОГО МОНИТОРИНГА

Т.П. Маркеева, М.В. Осетрова

В настоящее время в Налоговый кодекс РФ введен новый раздел «Налоговый контроль в форме налогового мониторинга». Организация горизонтального налогового мониторинга является одним из основных направлений развития правоотношений между налоговыми органами и налогоплательщиками.

Ключевые слова: Налоговый контроль, налоговые риски, горизонтальный мониторинг, налоговый мониторинг.

Крайне важно в условиях обострившейся экономической ситуации для обеспечения стабильного ведения бизнеса и налоговых поступлений в бюджет организовать взаимодействие налогоплательщиков и налоговых органов всех уровней.

Преодолеть сложившиеся стереотипы и противостояние сторон очень нелегко. Однако, для достижения конечной цели - повышения налоговых поступлений в бюджет необходимо формировать более уважительные и партнерские отношения между налоговыми органами и налогоплательщиками. В связи с этим одной из важнейших задач для налоговиков является повышение качества услуг, предоставляемых налогоплательщикам, в том числе информационных. Характер работы налогового органа в этом направлении заключается в организации непрерывного обмена информацией с налогоплательщиком, а также анализе и переработке получаемых данных.

Работа с налогоплательщиками является одним из приоритетных направлений деятельности налоговой службы. Основные задачи этой работы:

- создание положительного имиджа налоговых органов, что позволит избежать конфликтных ситуаций и изменить негативное отношение к налоговым органам;

- воспитание добросовестного налогоплательщика для реализации принципа добровольной уплаты налогов.

- осуществление оперативного реагирования на предложения налогоплательщиков.

- оказание дополнительных услуг налогоплательщикам - физическим лицам при администрировании имущественных налогов;

- организация индивидуального информирования налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, ведение информационно-разъяснительной работы среди населения региона в целях повышения общего уровня налоговой грамотности.

В последнее время тема, касающаяся проблем взаимоотношений налогоплательщиков и налоговых органов, является одной из ключевых в дискуссиях, проводимых экономическим сообществом при участии представителей исполнительной власти и средств массовой информации. Налоговые органы ведут активную работу по поиску новых прогрессивных форм и методов работы с налогоплательщиками.

Итогом этой работы стал законопроект № 529630-6 «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации, внесенный на рассмотрение в Государственную Думу в мае 2014 года, который предлагал введение в законодательство РФ института «горизонтального налогового мониторинга».

Данный вид налогового администрирования был впервые опробован в Нидерландах еще в 2004 году, а сейчас широко применяется в мировой практике (США, Великобритания и др.). Горизонтальный мониторинг в 2012-2013 гг. в качестве пилотного проекта опробован Федеральной Налоговой Службой России и отдельными крупнейшими налогоплательщиками, такими как ОАО "РусГидро", ОАО "Мобильные телесистемы", ОАО "Интер РАО ЕЭС", международной организацией "Эрнст энд Янг (СНГ) Б.В.", ОАО "Северсталь" [2].

24 октября 2014 года государственной Думой принят Федеральный закон №348-Ф3, который вводит в действующее налоговое законодательство новое понятие - «налоговый мониторинг». Часть I Налогового кодекса РФ дополнена разделом У.2 «Налоговый контроль в форме налогового мониторинга», который состоит из двух глав:

- 14.7 «Налоговый мониторинг. Регламент информационного взаимодействия»;

- 14.8 «Порядок проведения налогового мониторинга. Мотивированное мнение налогового органа».

Закон вступил в силу с 01 января 2015 года.

Рассмотрим основные понятия и порядок проведения налогового мониторинга.

Предметом налогового мониторинга являются правильность исчисления, полнота и своевременность уплаты (перечисления) налогов и сборов, обязанность по уплате (перечислению) которых в соответствии с Налоговым Кодексом возложена на налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) - организацию [1, ст.105.26].

Суть новой формы взаимодействия между сторонами заключается в том, что налогоплательщик до подачи налоговой декларации может разрешить спорные вопросы налогообложения. А налоговый орган в режиме реального времени получает доступ к данным бухгалтерского и налогового учета налогоплательщика и может проверять правильность и своевременность отражения финансово - хозяйственных операций налогоплательщиком для целей определения налоговой базы.

Горизонтальный мониторинг предусматривает полное раскрытие информации о своей деятельности со стороны компаний-налогоплательщиков, высокую степень открытости для налоговых органов, прозрачность заключаемых сделок, и это позволяет налоговым органам осуществлять налоговый контроль на постоянной основе. Тем не менее, в случаях, когда имеются спорные вопросы по налогообложению сделок, эти компании могут предоставить информацию о совершенных или предполагаемых трансакциях для получения разъяснения по данному вопросу, и в дальнейшем скорректировать свою налоговую политику. [4]

В данном случае налоговые органы преследуют свои цели: более оперативно и качественно осуществлять функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью перечисления в соответствующий бюджет налогов и сборов. Такой подход позволит повысить прогно-зируемость поступлений налогов во все уровни бюджетной системы РФ, а также своевременно выявлять пробелы и предотвращать возникновение возможных конфликтов в налоговом законодательстве. Внедрение налогового мониторинга на постоянной основе будет способствовать сокращению затрат на проведение налоговых проверок, судебных издержек в связи с сокращением налоговых споров и повышению уровня грамотности налогоплательщиков по уплате налогов.

По моему мнению, для организаций, участвующих в проведении налогового мониторинга, существует определенное преимущество в том, что за период, в отношении которого осуществляется налоговый мониторинг, не проводятся выездные налоговые проверки и налоговые декларации не подлежат камеральным проверкам. Соответствующие изменения внесены в ст. 88 и 89 НК РФ. Но из этих правил есть исключения. Общим исключением является досрочное прекращение налогового мониторинга.

Основаниями для проведения камеральной налоговой проверки при проведении налогового мониторинга являются:

- представление налоговой декларации (расчета) позднее 1 июля года, следующего за периодом, за который проводится налоговый мониторинг;

- представление налоговой декларации по НДС, в которой заявлено право на возмещение налога, или налоговой декларации по акцизам, в которой заявлена сумма акциза к возмещению;

- представление уточненной налоговой декларации (расчета), в которой уменьшена сумма налога, подлежащая уплате в бюджетную систему РФ, или увеличена сумма полученного убытка по сравнению с ранее представленной налоговой декларацией (расчетом).

Выездная налоговая проверка при проведении налогового мониторинга может быть проведена в следующих случаях:

- проведение выездной налоговой проверки вышестоящим налоговым органом - в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего налоговый мониторинг;

- невыполнение налогоплательщиком мотивированного мнения налогового органа;

- представление налогоплательщиком уточненной налоговой декларации (расчета) за период проведения налогового мониторинга, в которой уменьшена сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, по сравнению с ранее представленной налоговой декларацией (расчетом).

Однако существует ряд проблем, которые необходимо решить для внедрения системы мониторинга в жизнь. Одной из самых главных проблем, с технической точки зрения, при проведении налогового мониторинга, является проблема информационного взаимодействия между организацией и налоговым органом. Для этого ФНС РФ должна разработать и утвердить форму и требования к регламенту информационного взаимодействия.

В регламенте должен быть прописан порядок представления налоговому органу документов в электронной форме или доступа к информационным системам организации, в которых содержатся указанные документы (информация), по выбору организации. Также в регламенте должен быть установлен порядок ознакомления налогового органа с подлинниками таких документов в случае необходимости.

Налоговым кодексом установлены следующие условия, при одновременном соблюдении которых организация вправе обратиться в налоговый орган с заявлением о проведении налогового мониторинга:

- совокупная сумма НДС, акцизов, налога на прибыль организаций и НДПИ, подлежащих уплате в бюджетную систему РФ за календарный год, предшествующий году, в котором представляется заявление о проведении налогового мониторинга, без учета налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, составляет не менее 300 миллионов рублей;

- суммарный объем полученных доходов по данным годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности организации за календарный год, предшествующий году, в котором представляется заявление о проведении налогового мониторинга, составляет не менее 3 миллиардов рублей;

- совокупная стоимость активов по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности организации на 31 декабря календарного года, предшествующего году, в котором представляется заявление о проведении налогового мониторинга, составляет не менее 3 миллиардов рублей. [1, ст.105.26]

Заявление о проведении налогового мониторинга представляется не позднее 1 июля года, предшествующего периоду, за который проводится налоговый мониторинг:

- организацией - в налоговый орган по месту нахождения данной организации;

- организацией, в соответствии со статьей 83 НК РФ отнесенной к категории крупнейших налогоплательщиков, - в налоговый орган по месту ее учета в качестве крупнейшего налогоплательщика. [1. ст.105.27]

С заявлением о проведении налогового мониторинга представляются:

- регламент информационного взаимодействия по установленной

форме;

- информация об организациях, о физических лицах, которые прямо и (или) косвенно участвуют в организации, представляющей заявление о проведении налогового мониторинга, и при этом доля такого участия составляет более 25%;

- учетная политика для целей налогообложения организации, действующая в календарном году, в котором представлено заявление о проведении налогового мониторинга.

По результатам рассмотрения данного заявления руководитель (заместитель руководителя) налогового органа до 1 ноября года, в котором представлено заявление о проведении налогового мониторинга, принимает решение о проведении налогового мониторинга или об отказе. Законодатель установил конкретные основания для принятия решения об отказе в проведении налогового мониторинга:

- непредставление или представление не в полном объеме организацией документов (информации), указанных выше;

- несоблюдение организацией условий, позволяющих применять налоговый мониторинг (сумма подлежащих уплате налогов и т. д.);

- несоответствие регламента информационного взаимодействия установленным форме и требованиям к регламенту информационного взаимодействия.

Решение о проведении или об отказе в проведении налогового мониторинга направляется организации в течение пяти дней со дня его принятия.

Как видно из вышеприведенных критериев отбора предприятий и предъявляемых к ним требований, налоговый мониторинг на данном этапе возможен только в отношении крупнейших организаций. По оценкам специалистов, на начальном этапе применения этого новшества, под него может попасть около 2 тысяч плательщиков, соответствующих названным критериям. Но, по моему мнению, многие из них пока не готовы к новым методам администрирования.

По заявлениям представителей ФНС, идеи распространить этот механизм на всех не было, поскольку налоговый мониторинг касается сложных в применении вопросов и в основном предназначен для крупного бизнеса с выстроенной системой внутреннего контроля за соблюдением норм законодательства. Но, с другой стороны, можно предположить, что если данные меры будут признаны эффективными, в дальнейшем критерии доступа могут быть скорректированы. В качестве примера приводятся Нидерланды: в этой стране в мониторинге участвует и средний, и даже малый

бизнес - несколько десятков тысяч компаний. Но при этом мы должны учитывать, что данная система работает в Нидерландах более 10 лет, и масштаб ведения бизнеса не сопоставим с российским.

Давайте рассмотрим, каким образом будет проводиться горизонтальный мониторинг.

Налоговый мониторинг проводится налоговым органом на основании решения о проведении налогового мониторинга. Непосредственно периодом, за который проводится налоговый мониторинг, является календарный год, следующий за годом, в котором организация представила в налоговый орган заявление о проведении налогового мониторинга. Проведение налогового мониторинга начинается с 1 января года, за который проводится налоговый мониторинг, и оканчивается 1 октября года, следующего за периодом, за который проводился налоговый мониторинг.

Налоговым кодексом установлены конкретные случаи, когда налоговый мониторинг прекращается досрочно:

- неисполнение организацией регламента информационного взаимодействия, которое стало препятствием для проведения налогового мониторинга;

- выявление налоговым органом факта представления организацией недостоверной информации в ходе проведения налогового мониторинга;

- систематическое (два раза и более) непредставление налоговому органу в ходе проведения налогового мониторинга документов (информации), пояснений в порядке, предусмотренном статьей 105.29 НК РФ.

Налоговый орган должен уведомить организацию о досрочном прекращении налогового мониторинга в письменной форме в течение 10 дней со дня установления вышеприведенных обстоятельств, но не позднее 1 сентября года, следующего за периодом, за который проводится налоговый мониторинг [1. ст.105.28].

Налоговый мониторинг проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями по месту нахождения налогового органа.

При проведении налогового мониторинга налоговый орган вправе истребовать у организации необходимые документы (информацию), пояснения, связанные с правильностью исчисления (удержания), полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) налогов и сборов.

Порядок представления документов (информации), пояснений при проведении налогового мониторинга полностью повторяет порядок представления документов при проведении налоговой проверки, установленный статьей 93 НК РФ.

Статьей 105.29 НК РФ установлен следующий порядок представления документов:

- документы могут быть переданы лично (через представителя), по почте заказным письмом, в электронной форме по телекоммуникационным

каналам связи или в порядке, предусмотренном регламентом информационного взаимодействия;

- представление документов на бумажном носителе производится в виде заверенных организацией копий.;

- срок представления документов - 10 дней со дня получения соответствующего требования. Если организация не может выполнить данное условие, то она должна письменно уведомить об этом налоговый орган с указанием причин и реальных сроков в течение дня, следующего за днем получения требования о представлении документов. Руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе на основании указанного уведомления в течение двух дней со дня его получения продлить сроки представления организацией документов или отказать в продлении сроков, о чем выносится отдельное решение;

- налоговый орган не вправе истребовать у организации документы, ранее представленные в налоговый орган в виде заверенных организацией копий.

В случае если после рассмотрения представленных организацией пояснений, либо при их отсутствии налоговый орган установит факт, свидетельствующий о неправильном исчислении (удержании), неполной или несвоевременной уплате (перечислении) налогов и сборов, налоговый орган обязан составить мотивированное мнение в порядке, предусмотренном статьей 105.30 НК РФ.

Под мотивированным мнением налогового органа понимается позиция налогового органа по конкретным вопросам правильности исчисления и уплаты налогов и сборов. При этом оговорено, что мотивированное мнение направляется организации только при проведении налогового мониторинга.

Мотивированное мнение может быть составлено как по инициативе налогового органа - при установлении факта неправильного исчисления налогов, так и по запросу организации - в случае неясности по вопросам исчисления и уплаты налогов с изложением мнения организации по данному вопросу.

Также статьей 105.30 НК РФ установлен следующий порядок дальнейших действий налогового органа и налогоплательщика при получении мотивированного мнения:

- если организация соглашается с позицией налогового органа, то она уведомляет об этом налоговиков в течение одного месяца со дня мотивированного мнения и должна одновременно представить документы, подтверждающие выполнение указанного мотивированного мнения (при их наличии);

- если организация не согласна с позицией налогового органа по конкретному вопросу, то в течение одного месяца со дня его получения она представляет в налоговый орган разногласия. В этом случае налоговики

обязаны в течение трех дней со дня получения документов направить эти разногласия со всеми имеющимися у него материалами для инициирования проведения взаимосогласительной процедуры в ФНС. Регламент проведения взаимосогласительной процедуры установлен статьей 105.31 НК РФ.

По окончании проведения налогового мониторинга налоговый орган в срок не позднее двух месяцев должен уведомить организацию о наличии (отсутствии) невыполненных мотивированных мнений, направленных организации в ходе проведения налогового мониторинга.

Налоговый орган вправе направлять организации мотивированное мнение по всем вопросам, связанным с исчислением и уплатой налогов и сборов, за исключением вопросов, связанных с осуществлением контроля соответствия цен, примененных организацией в контролируемых сделках, рыночным ценам.

Несомненно, такой механизм взаимодействия позволит налоговому органу предупреждать налогоплательщика о налоговых рисках, а также представлять информацию о правильности исчисления налогов, если у налогоплательщика возникнут соответствующие вопросы. Установлены следующие сроки составления и направления мотивированного мнения:

- не позднее чем за три месяца до окончания срока проведения налогового мониторинга - мотивированное мнение может быть составлено по инициативе налогового органа;

- не позднее 1 июля года, следующего за периодом, за который проводится налоговый мониторинг, - может быть направлен запрос организацией;

- в течение одного месяца со дня получения запроса - мотивированное мнение должно быть направлено этой организации. Данный срок может быть продлен налоговым органом на один месяц для истребования у этой организации или у иных лиц документов (информации), необходимых для подготовки мотивированного мнения, о чем налоговый орган сообщает организации в письменной форме в течение трех дней со дня принятия соответствующего решения;

- в течение пяти дней со дня его составления налоговым органом -для направления организации;

- в течение одного месяца со дня получения мотивированного мнения - в случае согласия организации с позицией налогового органа она уведомляет об этом налоговиков.

- в течение одного месяца со дня получения разъяснений - если организация не согласна, то она представляет в налоговый орган разногласия.

Хотим отметить, что в статьи 75 и111 НК РФ внесены следующие поправки. Выполнение налогоплательщиком мотивированного мнения, направленного ему в ходе проведения налогового мониторинга, освобождает организацию от начисления пеней на сумму недоимки, которая образовалась у налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) в результате выполнения им разъяснений налогового органа. Кроме этого, выполнение мо-

тивированного мнения налогового органа является обстоятельством, исключающим вину лица в совершении налогового правонарушения.

Если налоговый орган высказал свое мотивированное мнение по конкретному вопросу, но организация с ним не согласна, она обязана уведомить налоговый орган, инициируется проведение взаимосогласительной процедуры.

Взаимосогласительная процедура проводится руководителем или заместителем руководителя ФНС в течение одного месяца со дня получения разногласий и материалов, представленных налоговым органом, с участием налогового органа, которым составлено мотивированное мнение, и представителем организации, которая направила разногласия. Целью данной процедуры является выработка единой правовой позиции по вопросам налогообложения [1].

По итогам данного обсуждения мотивированное мнение налогового органа может быть изменено, а может быть оставлено прежним, о чем организация уведомляется в установленном порядке в течение трех дней со дня составления соответствующего документа.

После чего организация должна принять окончательное решение в течение одного месяца со дня получения нового уведомления: согласиться с мнением налоговиков и доложить о выполнении их указаний или не согласиться. О своем решении организация также должна уведомить налоговый орган. Однако невыполнение налогоплательщиком мотивированного мнения налогового органа является основанием для проведения выездной налоговой проверки.

Таким образом, горизонтальный налоговый мониторинг, базирующийся на анализе и обработке информации о налоговых поступлениях в бюджетную систему, систематизированном опыте выявления налоговых схем, оценке вероятности их использования, анализе финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков, позволяет выявить зоны риска как для государства, так и для налогоплательщика и оценить их последствия на всех уровнях бюджетной системы.

Кроме того, исключение организации (предприятия) из зоны риска, гарантия прозрачности финансовой отчетности и открытости коммерческой деятельности, будет способствовать размещению акций иностранными инвесторами. При этом привлечение иностранных инвесторов имеет несомненное преимущество, так как сможет способствовать внедрению новейших промышленных технологий и повышению конкурентоспособности отечественной продукции в условиях обострения экономического кризиса [3].

Как следует из проведенного нами исследования, горизонтальный мониторинг - это важнейшее прогрессивное направление развития отношений между налогоплательщиками и налоговыми органами.

Однако для того, чтобы этот метод был успешно реализован и дал хорошие результаты, налоговая служба должна создавать четкие инструк-

ции для сотрудников, которые будут нести персональную ответственность за неукоснительное соблюдение установленной системы внутреннего контроля [4]. Это условие имеет важнейшее значение в развитии отношений нового уровня между налогоплательщиками и налоговыми органами. Для выживания в сегодняшних условиях жесточайшей конкурентной борьбы, каждый хозяйствующий субъект пытается предотвратить утечку какой-либо информации. Следовательно, применение метода горизонтального мониторинга требует гарантий со стороны налоговых органов, в том, что предоставляя доступ налоговикам к базам бухгалтерского и налогового учета, а также к данным финансовой отчетности, налогоплательщики должны быть уверены в сохранении коммерческой тайны компании.

Список литературы

1. Налоговый кодекс Российской Федерации Часть 1. Федеральный закон РФ от 31.07.1998, № 146-ФЗ.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Официальный сайт ФНС России. Режим доступа: www.nalog.ru

3. Федорова Е.А. Задачи инновационного развития Российской экономики // Известия ТулГУ. Экономические и юридические науки. Вып. 2. Тула: Издательство ТулГУ, 2011. С. 8.

4. Савина Е.О. Горизонтальный мониторинг как инструмент эффективного налогового администрирования // Налоги и финансовое право. 2014. №8. С. 204-205

5. Территориальный орган Федеральной службы государтсвенной статистики по Тульской области. [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.tulastat. gks .ru

Маркеева Татьяна Петровна, канд. экон. наук, доц., Россия, Тула, Тульский государственный университет,

Осетрова Марина Викторовна, директор, osetrova-m@mail. ru, Россия, Тула, ООО «АудитСоюз»

THE ORGANIZATION AT THE ENTERPRISES OF HORIZONTAL TAX MONITORING

T.P. Markeeva, M.V. Osetrova

Now the new section "Tax Control in the form of Tax Monitoring" is entered into the Tax code of the Russian Federation. The organization of horizontal tax monitoring is one of the main directions of development of legal relationship between tax authorities and taxpayers.

Key words: tax control, tax risks, horizontal monitoring, tax monitoring.

Markeeva Tatyana Petrovna, candidate of economic sciences, docent, Russia, Tula. Tula State University,

Osetrova Marina Victorovna, director, osetrova-m@mail.ru, Russia, Tula, Open Society «AuditSoyuz»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.