Научная статья на тему 'Организация мониторинга дополнительных образовательных программ в сфере противодействия идеологии экстремизма и терроризма'

Организация мониторинга дополнительных образовательных программ в сфере противодействия идеологии экстремизма и терроризма Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
474
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОНИТОРИНГ / MONITORING / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ / EDUCATIONAL PROGRAMS / ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / PATRIOTIC EDUCATION / МОЛОДЕЖЬ / YOUNG PEOPLE / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ / COUNTERACTION / ИДЕОЛОГИЯ / IDEOLOGY / ЭКСТРЕМИЗМ / EXTREMISM / ТЕРРОРИЗМ / TERRORISM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мухаметзянова Фарида Шамилевна, Гильмеева Римма Хамидовна

В статье приведены результаты мониторинга эффективности системы подготовки и повышения квалификации в сфере противодействия угрозам экстремизма и терроризма среди молодежи, государственных и муниципальных служащих, других категорий населения. Проведен анализ наиболее важных и перспективных направлений, связанных с патриотическим воспитанием молодежи и противодействием идеологии экстремизма и терроризма; перспективных запросов личности, общества, государства, включая социально-психологическую мобильность, профессиональную и жизненную успешность, духовно-нравственный иммунитет, физическое, психическое и нравственное здоровье и реализацию потребности человека в личностном и профессиональном росте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мухаметзянова Фарида Шамилевна, Гильмеева Римма Хамидовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ORGANIZATION OF THE MONITORING OF THE ADDITIONAL EDUCATIONAL PROGRAMS IN COMBATTING THE IDEOLOGY OF TERRORISM AND EXTREMISM

The article contains the results of the monitoring of the effectiveness of the system of training and skills upgrading in combatting the ideology of terrorism and extremism among young people, public officers and municipal employees, etc. The authors carried out an analysis of the most important and promising directions related to the patriotic education of the youth and counteraction to the ideology of extremism and terrorism, promising demands of the person, society, government, including social and psychological mobility, professional and life success, spiritual and moral immunity, physical, mental and moral health and satisfaction of the need for personal and professional development of the identity.

Текст научной работы на тему «Организация мониторинга дополнительных образовательных программ в сфере противодействия идеологии экстремизма и терроризма»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 378

ОРГАНИЗАЦИЯ МОНИТОРИНГА ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ В СФЕРЕ

ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ИДЕОЛОГИИ ЭКСТРЕМИЗМА И ТЕРРОРИЗМА

Ф.Ш. Мухаметзянова, Р.Х. Гильмеева1

'Статья подготовлена в рамках реализации государственного задания р/21 в сфере научных исследований

Аннотация. В статье приведены результаты мониторинга эффективности системы подготовки и повышения квалификации в сфере противодействия угрозам экстремизма и терроризма среди молодежи, государственных и муниципальных служащих, других категорий населения. Проведен анализ наиболее важных и перспективных направлений, связанных с патриотическим воспитанием молодежи и противодействием идеологии экстремизма и терроризма; перспективных запросов личности, общества, государства, включая социально-психологическую мобильность, профессиональную и жизненную успешность, духовно-нравственный иммунитет, физическое, психическое и нравственное здоровье и реализацию потребности человека в личностном и профессиональном росте.

Ключевые слова: мониторинг, образовательные программы, патриотическое воспитание, молодежь, противодействие, идеология, экстремизм, терроризм.

THE ORGANIZATION OF THE MONITORING OF

THE ADDITIONAL EDUCATIONAL PROGRAMS IN

COMBATTING THE IDEOLOGY OF TERRORISM AND EXTREMISM

F. Mukhametzyanova, R. Gilmeeva

Abstract. The article contains the results of the monitoring of the effectiveness of the system of training and skills upgrading in combatting the ideology of terrorism and extremism among young people, public officers and municipal employees, etc. The authors carried out an analysis of the most important and promising directions related to the patriotic education of the youth and counteraction to the ideology of extremism and terrorism, promising demands of the person, society, government, including social and psychological mobility, professional and life success, spiritual and moral immunity, physical, mental and moral health and satisfaction of the need for personal and professional development of the identity.

Keywords: monitoring, educational programs, patriotic education, young people, counteraction, ideology, extremism, terrorism.

В настоящее время в научной литературе обсуждается широкий спектр вопросов, связанных с необходимостью создания комплекса мер по противодействию угрозам экстремизма и терроризма. Большую роль в этом процессе играет система подготовки и повышения квалификации молодежи, государственных и муниципальных служащих, различных категорий населения.

Противодействие идеологии экстремизма и терроризма на федеральном и региональном уровнях является важнейшей частью национальной образовательной политики в развитых и многих развивающихся странах.

Из мирового опыта, трансформированного в национальной образовательной политике РФ, нами выделены основные тенденции этого процесса:

- формирование непрерывной национальной системы образования;

- повышение эффективности функционирования всех ее звеньев через координацию и кооперацию их усилий;

- введение дифференцированного обучения и модернизация содержания образования в зависимости от появившихся новых обстоятельств;

- внедрение современных информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс;

- формирование механизмов оценки качества образовательных услуг.

Создание единой системы непрерывного образования в сфере противодействия идеологии экстремизма и терроризма, патриотического воспитания молодежи, в которой система повышения квалификации занимает немаловажное место [3], предполагает выявление и разработку основных подходов к системе оценки качества

повышения квалификации различных категорий граждан.

Актуальность разработки и реализации системы мониторинга эффективности повышения квалификации различных категорий населения обусловлена потребностью в выявлении и анализе наиболее важных направлений, связанных с патриотическим воспитанием молодежи и противодействием идеологии экстремизма и терроризма, перспективных запросов личности и общества, государства, включая социально-психологическую мобильность,

профессиональную и жизненную успешность, духовно-нравственный иммунитет, физическое, психическое, нравственное здоровье и реализацию потребности человека в личностном и профессиональном росте [1 ;2].

Миссия мониторинга заключается в диагностике, способствующей созданию эффективных условий для успешного повышения квалификации различных категорий населения на основе внедрения современных технологий, методов и форм обучения.

Стратегией мониторинга являются поиск и всесторонняя экспертиза повышения

квалификации молодежи, студентов, школьников, государственных и муниципальных служащих с целью теоретического обоснования, выявления сущности содержания, состава структуры образовательных программ, реализуемых с учетом современных подходов и технологий.

Тактика мониторинга предполагает гибкое, оптимальное сочетание самоаудита и внешнего аудита в оценке эффективности системы повышения квалификации молодежи;

государственных и муниципальных служащих, других категорий населения в сфере патриотического воспитания молодежи; противодействия идеологии экстремизма и терроризма на федеральном и региональном уровнях.

Цель мониторинга заключается в моделировании концептуального, теоретико-методологического и практико-ориентированного информационного пространства для эффективного повышения квалификации молодежи,

государственных и муниципальных служащих и других категорий населения по проблеме антитеррористической деятельности, а также выявлении рисков и затруднений, возникающих при реализации дополнительных образовательных программ по указанной проблеме.

Приоритетными объектами мониторинга являются: научно-методическое обеспечение; организационно-управленческие механизмы; качество и соответствие представленных программ имеющимся регламентирующим документам, которые способны обеспечить

эффективное предоставление качественных образовательных услуг повышения квалификации молодежи, государственных и муниципальных служащих и других категорий населения в сфере патриотического воспитания молодежи, противодействия идеологии экстремизма и терроризма на федеральном и региональном уровнях.

Проблемную структуру мониторинга качества дополнительных образовательных программ составили следующие критерии:

- обеспечение доступности и мобильности;

- выявление и дифференциация потребностей обучающихся;

- реализация принципов вариативности и уровневой дифференциации образовательного процесса как условие предоставления качественных услуг, отвечающих актуальным и перспективным запросам и потребностям личности, общества, государства в вопросах патриотического воспитания молодежи, противодействия идеологии экстремизма и терроризма на федеральном и региональном уровнях;

- создание условий для проектирования индивидуальных образовательных траекторий как модели, включающей принцип вариативности обучения, оптимальное сочетание модульной структуры образовательных программ и обеспечивающей адекватность системы оценивания их эффективности;

- реализация проектной научно-исследовательской и практико-ориентированной деятельности в процессе повышения квалификации;

- использование современных информационных технологий для обеспечения личностно-ориентированного и вариативного характера образовательного процесса повышения квалификации молодежи, государственных и муниципальных служащих и других категорий населения.

Эффективное раскрытие перечисленных содержательных направлений мониторинга осуществлялось на основе синтеза трех основных функций мониторинговых процедур:

- констатирующей (выявление целевых установок, ресурсной основы и используемых организационных механизмов реализации задач, связанных с обеспечением возможностей качественного повышения квалификации, по получению знаний и формированию необходимых и достаточных специальных компетенций в сфере противодействия идеологии терроризма и экстремизма);

- корректирующей (выявление недостатков, рисков, противоречий и конфликтов, связанных с реализацией этих задач);

- прогностической (накопление и концептуальное обобщение информации, позволяющей выявлять наиболее эффективные и перспективные средства обеспечения возможностей получения качественного повышения квалификации молодежи, государственных и муниципальных служащих и других категорий населения).

Специфика целей мониторинга и ее содержательных направлений предопределила необходимость анализа широкой информационной базы, включающей несколько типов информационных источников: нормативные, концептуальные и программно-методические документы, обеспечивающие процесс

патриотического воспитания молодежи, противодействия идеологии экстремизма и терроризма на федеральном и региональном уровнях, в том числе [3]:

- Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Указ Президента Российской Федерации от 28 декабря 2006 года № 1474 «О дополнительном профессиональном образовании государственных гражданских служащих Российской Федерации» (в ред. Указов Президента РФ: от 06.12.2007 № 1643, от 04.12.2009 № 1382);

- Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки»;

- Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 602 «Об обеспечении межнационального согласия»;

- Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики»;

- Постановление Правительства РФ от 26 июня 1995 г. № 610 «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов»;

- Постановление Правительства РФ от 6 мая 2008 г. №362 «Об утверждении государственных требований к профессиональной переподготовке, повышению квалификации и стажировке государственных гражданских служащих Российской Федерации»;

- Постановление Кабинета Министров РТ от 17.06.2015 №433 «Об утверждении Стратегии развития воспитания обучающихся на 2015 - 2025 гг.»;

- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;

- Приказ от 5 декабря 2013 г. № 1310 «Об утверждении порядка разработки дополнительных профессиональных программ, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, и дополнительных профессиональных программ в области информационной безопасности»;

- Приказы Министерства образования и науки Российской Федерации от 1 июля 2013 г. № 499 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам»;

- Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденная Президентом Российской Федерации 5 октября 2009 года (утв. Президентом Российской Федерации);

- Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации, одобренная на заседании Правительственной комиссии по социальным вопросам военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей (протокол № 2(12)-П4 от 21 мая 2003 г.);

- Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года (утв. Президентом Российской Федерации 13 июня 2012 г.);

- Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года (утверждена Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537);

- Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации (утверждена Президентом Российской Федерации 7 февраля 2008 г. № Пр-212);

- Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации на период до 2016 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2006 г. № 1760-р;

- Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования на 2013 - 2020 годы», утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 792-р.;

- Комплексный план противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации на 2013 - 2018 годы;

- План мероприятий («дорожная карта») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки», утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2012 г. № 2620-р;

- Опыт РФ по разработке и внедрению дополнительных образовательных программ, обеспечивающих качество оказываемых образовательных услуг в сфере патриотического

воспитания молодежи, противодействия идеологии экстремизма и терроризма;

- Мониторинговые, аналитические и полемические материалы, отражающие основные векторы и показатели уровня получения слушателями теоретических и практических знаний по вопросам обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности;

- Нормативные и программно-методические документы, отражающие специфику обучения молодежи, государственных и муниципальных служащих, других категорий населения.

К возможным критериям, указывающим на качество модульных программ, были отнесены:

- соответствие программы повышения квалификации регламентирующим документам;

- возможность обучения по программам индивидуальных траекторий;

- завершенность каждого модуля по содержанию и по форме;

- целостность программы, включающая инвариантную и вариативную составляющие в виде тематических модулей;

- диагностичность планируемых результатов.

В процессе реализации Комплексного плана

противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации на 2013 - 2018 годы, который предполагал в п.4.2 разработку долгосрочной программы подготовки (повышения квалификации) государственных и

муниципальных служащих для работы в сфере патриотического воспитания молодежи, противодействия идеологии экстремизма и терроризма на федеральном и региональном уровнях образовательными организациями были исследованы программы повышения

квалификации государственных и муниципальных служащих (учебно-тематические планы), находящиеся в открытом доступе и полученные от образовательных учреждений, реализующих данные программы.

Анализ проводился с целью определения уровня программ и их соответствия нормативным требованиям, которые призваны обеспечить формирование и развитие специальных компетенций государственных и муниципальных служащих в области патриотического воспитания молодежи, противодействия идеологии экстремизма и терроризма.

Анализировались следующие характеристики программ:

- Общие: цель и структура программы, продолжительность и формы обучения; целевая аудитория; планируемые результаты и формы итоговой аттестации.

- Содержательные: тематическое содержание программ и модулей.

Были выявлены определенные тенденции.

В большинстве программ целеполагания являются пространными, довольно общими, что практически не дает возможности разработать и использовать контрольно-оценочный механизм по результатам прохождения курсов слушателями.

Так, в некоторых программах в разделе «Цель и задачи» перечислены цели и задачи без разделения на категории.

При анализе структуры программ и детальном рассмотрении их основных элементов: цель, планируемые результаты обучения, формы промежуточной и итоговой аттестации, были выявлены определенные тенденции.

Как показал анализ, продолжительность большинства программ составляла 72 часа, меньшая часть из общего количества - 16 ч., и 108 ч. (в то время как 16 ч. - это минимальный допустимый срок освоения программ повышения квалификации в соответствии с Приказом Минобрнауки России от 01.07.2013 N 499).

Таким образом, реализуются программы: до 72 ч. - 39% программ, 72 ч. - 55,5%, 108 ч. - 5,5%.

При обучении используются различные формы: очная, очно-заочная, аудиторная работа, так и обучение с применением дистанционных образовательных технологий под руководством опытных организаторов и

высокопрофессиональных преподавателей-

тьюторов. В рамках дистанционного обучения слушатель обеспечивается полным комплектом электронных учебно-методических материалов по теме программы (электронные учебные пособия, методические рекомендации по организации обучения, тестовые комплексы, дополнительные материалы).

Кроме этого, при реализации программ используются различные методы обучения:

- коммуникативно-диалоговые (дискуссия),

- имитационно-игровые (ролевые игры),

- проблемно-поисковые (занятие-исследование, разработки и защита творческих проектов),

- рефлексивные (тренинги коммуникативного и рефлексивного характера) и инфокоммуникативные (электронные средства поддержки и развития образовательного процесса, цифровые образовательные ресурсы, электронные учебно-методические комплексы, слайд-лекции).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Как положительный пример можно привести программы, в которых определены результаты обучения в виде перечня компетенций, совершенствование которых достигается по окончании обучения. Необходимо описывать компетенции, которые приобретает слушатель по окончании обучения в соответствии с ФГОС ВПО по направлению подготовки 081100 «Государственное и муниципальное управление (квалификация (степень) «бакалавр»)», а также знания, умения, навыки.

Образовательные учреждения, реализующие программы, используют формы итоговой аттестации, такие как:

- контрольная работа (реферат), итоговый тест для программ 72 ч. и 108 ч.;

- экзаменационное тестирование в дистанционном режиме, тестовые комплексы;

- зачет в форме тестирования;

- экзамен в форме тестирования, конференция;

- устный экзамен и/или защита итоговой аттестационной работы.

В соответствии с п. 20 государственных требований к профессиональной переподготовке, повышению квалификации и стажировке государственных гражданских служащих РФ (Постановление Правительства РФ от 6 мая 2008 г. N 362) освоение краткосрочных программ повышения квалификации (72 ч.) должно завершаться итоговой аттестацией в виде экзамена в форме тестирования, а среднесрочных программ (108 ч.) - к тестированию добавляется защита итоговой работы.

Таким образом, не во всех программах вид итоговой аттестации соответствует

предъявляемым требованиям.

В большинстве программ содержание включает общие темы для всех категорий слушателей без разделения на обязательную и вариативную части. В вариативной части должны предлагаться темы для разных категорий слушателей с учетом профессиональных интересов.

При обзоре названий программ обращает внимание достаточно широкий спектр формулировок, например:

1. Профилактика экстремизма и терроризма.

2. Противодействие терроризму и экстремизму.

3. Кросс-культурные коммуникации, межконфессиональные отношения и профилактика экстремизма в РФ.

4. Межэтнические и межконфессиональные отношения. Профилактика экстремизма.

5. Профилактика и предупреждение террористической деятельности.

6. Государственная национальная политика в РФ и УР. Опыт гармонизации этноконфессиональных отношений и вызовы современности. Профилактика экстремизма и терроризма.

7. Государственная национальная политика и практика регулирования межэтнических и межконфессиональных отношений на региональном и муниципальном уровнях.

8. Национальная политика: межэтнические и межконфессиональные отношения, профилактика экстремизма.

9. Актуальные вопросы развития межэтнических и межконфессиональных отношений в современной России. Организация работы по профилактике экстремизма в муниципальном образовании.

10. Деятельность органов власти по гармонизации межкультурных, межэтнических, межконфессиональных отношений и профилактике экстремизма.

11. Профилактика и противодействие экстремизму и терроризму в деятельности органов государственной власти, региональных и муниципальных органов власти.

12. Комплексные меры по профилактике экстремизма и терроризма.

13. Организация деятельности региональных и муниципальных органов власти в сфере профилактики межэтнических конфликтов и другие.

Некорректное использование формулировок вносит бессистемный характер в процесс разработки и реализации содержания самих программ и не дает возможность определить суть предоставляемых материалов в период проведения занятий.

Можно отметить, что только в 30% программ использованы формулировки, касающиеся непосредственно профессиональной деятельности органов исполнительной власти с учетом указанной выше проблемы.

Кроме разработанных программ

образовательными учреждениями реализуются программы (спецкурсы), которые включают только отдельные темы, касающиеся тематики экстремизма и терроризма в рамках более общей программы, например программы «Вопросы реализации государственной национальной политики», «Национальная безопасность Российской Федерации». Как следствие, время и объем материала для изучения данных тем в таких программах небольшой и рассматривается в контексте основных тем программы -«Национальная политика» и «Национальная безопасность». Такой подход не учитывает все разнообразие и многогранность проблемы экстремизма и терроризма, не обеспечивает форсированность специальных компетенций на необходимом и достаточном уровнях.

При рассмотрении целевой аудитории выяснилось, что часть программ разработана исключительно для государственных и муниципальных слушателей; другая -предназначена для других категорий слушателей без учета специфики деятельности каждой категории. Например, общие программы разработаны для:

- преподавателей высших учебных заведений, государственных и муниципальных служащих,

представителей общественных организаций, сотрудников правоохранительных и судебных органов, а также лиц, осуществляющих общественную и государственную профилактику экстремизма и терроризма:

- для государственных и муниципальных служащих, учителей, преподавателей учебных заведений;

- для государственных и муниципальных служащих или лиц, замещающих муниципальные должности, сотрудников организаций, учреждений и предприятий различных форм собственности, имеющих разный уровень образования: высшее, среднее профессиональное.

Таким образом, можно сделать вывод, что содержание таких программ не учитывает специфику и уровень базовой компетентности каждой категории слушателей, что дает основание усомниться в их эффективности.

Пакет специальных компетенций, которые необходимо сформировать и развивать для преподавателей высших учебных заведений, сотрудников правоохранительных органов и государственных служащих, требует разработки и реализации отдельных тематических модулей.

Следует отметить положительный опыт работы по разработке программ и реализации программ, которые предназначены для различных категорий муниципальных служащих:

- «специалисты» и группы должностей «старшая», «ведущая» - краткосрочный вариант программы (72 ч.);

- «руководители», «помощники» (советники) и группы должностей «главные», «высшие» -краткосрочный вариант программы дополнен учебными модулями по вопросам управления устойчивым развитием муниципального образования (108 часов).

Подобный подход позволяет учитывать особенности, специфику профессиональной деятельности и базовый уровень подготовки каждой категории слушателей.

Тематику всех анализируемых программ можно сгруппировать в разделы:

- Национальная политика и межнациональные отношения.

- Межконфессиональные отношения.

- Экстремизм и терроризм. Профилактика.

- Информационная политика и безопасность. СМИ.

- Деятельность органов государственной власти.

- Миграционная политика.

- Региональные вопросы.

- ОБЖ.

- Вопросы психологии.

- Культурные аспекты.

- Технологии социальных процессов и противодействия распространению идеологии терроризма.

- Другие.

Можно выделить направления, которые присутствуют практически во всех программах, например: национальная политика и межнациональные отношения;

межконфессиональные отношения; экстремизм и терроризм; региональные вопросы; вопросы профилактики экстремизма и терроризма. К сожалению, психолого-педагогические,

культурологические аспекты включены не во все программы. Необходимо отметить, что некоторые программы разработаны на региональном уровне и отражают особенности этноконфессиональной и межнациональной ситуации, в остальных программах включены лишь одна-две темы, посвященные рассмотрению региональных особенностей. В программах отдельных вузов региональные аспекты практически не рассматриваются.

Почти во всех программах темам, относящимся к профессиональным компетенциям, посвящена небольшая часть.

Стоит отметить Программу «Профилактика и противодействие экстремизму и терроризму в деятельности органов государственной власти, региональных и муниципальных органов власти», которая проводится с помощью ресурса для конкретной целевой аудитории (госслужащие). Объем общекультурных и профессиональных вопросов составляет 44% и 55% соответственно. Однако продолжительность данной Программы составляет всего 16 часов, что ставит под сомнение качество обучения и особенно степень форсированности специальных компетенций, необходимых для работы в данной сфере.

Практически во всех программах отсутствуют вопросы, освещающие состояние дел, концепцию развития патриотического воспитания и деятельность органов исполнительной власти по реализации Программы патриотического воспитания в РФ и в регионах.

На основании анализа программ повышения квалификации государственных и муниципальных служащих можно отметить следующее:

1. Программы имеют разную продолжительность обучения - от 16 ч. до 108 ч.

2. В процессе обучения используются разные формы обучения: очные, очно-заочные, в том числе с применением дистанционных образовательных технологий.

3. Программы разработаны для государственных и муниципальных служащих, а также и для других категорий слушателей в основном без учета их специфики профессиональной деятельности.

4. Не все программы имеют четкие формулировки, целеполагание, планируемые результаты с учетом компетентностного подхода (статья 2 Федерального закона № 73-Ф3).

5. Не во всех программах вид итоговой аттестации соответствует требованиям (п. 20 Государственных требований к профессиональной переподготовке, повышению квалификации и стажировке государственных гражданских служащих РФ).

6. Практически во всех программах не отражена тематика по патриотическому воспитанию.

В целом, программы повышения квалификации не соответствуют нормативным требованиям; их содержание носит бессистемный характер; планируемые результаты и формы итоговой аттестации не содержат критерии, отвечающие требованиям регламентирующих документов.

С целью обеспечения качества подготовки государственных и муниципальных служащих для работы в сфере патриотического воспитания молодежи, противодействия идеологии экстремизма и терроризма на федеральном и региональном уровнях, исходя из вышеизложенного анализа, можно сделать следующие рекомендации для разработки долгосрочной программы повышения

квалификации государственных и муниципальных служащих:

1. Формулировки названия программы, цели должны конкретно и четко отражать суть содержания и целевого предназначения программы по указанной выше теме.

2. Тематическое содержание должно отражать федеральный уровень проблемы и учет региональных особенностей.

3. Продолжительность программы должна составлять не менее 144 ч., а также содержать в себе набор законченных модулей для различных категорий слушателей, включая как инвариантную, так и вариативную части.

4. Формами обучения могут быть очная, очно-заочная с применением дистанционных образовательных технологий.

5. Описание планируемых результатов должно быть представлено в виде перечня специальных компетенций в рамках имеющейся квалификации.

Разработка и реализация системы повышения квалификации государственных и муниципальных служащих в сфере патриотического воспитания молодежи, противодействия идеологии экстремизма и терроризма на федеральном и региональном уровнях требует решения следующих задач:

- Создание кадрового потенциала образовательных организаций в целях реализации

дополнительной образовательной программы государственных и муниципальных служащих в сфере патриотического воспитания молодежи, противодействия идеологии экстремизма и терроризма на федеральном и региональном уровнях в соответствии с требованиями регламентирующих документов. Квалификация профессорско-преподавательского состава

является показателем потенциала

образовательного учреждения и эффективности процесса обучения [4]. Преподаватели являются главным ресурсом образовательного процесса. Учреждение, реализующее программы дополнительного профессионального образования и входящее в региональное сетевое объединение, должно гарантировать, что преподаватели обладают полноценными знаниями и владеют современной методикой преподавания, необходимыми умениями и опытом для эффективной передачи знаний в рамках образовательного процесса, а также для организации обратной связи [5].

- Организация научно-методической и консультационной поддержки, развитие спектра основных и дополнительных услуг в области противодействия идеологии экстремизма и терроризма работников образовательной сферы, муниципальных служащих, преподавателей религиозных учебных заведений и служителей различных конфессий с учетом специфики профессиональной направленности каждой категории.

- Создание и реализация эффективных механизмов оценки качества специальной профессиональной подготовки по организации деятельности работников образовательной сферы, муниципальных служащих в сфере противодействия идеологии экстремизма и терроризма.

- Научно-методическое обеспечение разработки и реализации системы (модели) повышения квалификации всех категорий населения в сфере патриотического воспитания молодежи, противодействия идеологии экстремизма и терроризма на федеральном и региональном уровнях на основе регламента координации и контроля деятельности по данному направлению.

- Реализация образовательной программы (в объеме 144 ч.) на основе внедрения модульного принципа обучения, дающего возможность широко использовать инвариантную и вариативную части программы и проводить обучение с учетом особенностей профессиональной деятельности слушателей и их базового уровня компетентности.

- Разработка рекомендаций по повышению квалификации работников образовательной

сферы, муниципальных служащих,

преподавателей религиозных учебных заведений и служителей различных конфессий по организации деятельности по противодействию идеологии экстремизма и терроризма.

- Создание единой экспертной группы с привлечением специалистов по указанному выше направлению деятельности.

- Разработка технологии проведения экспертизы дополнительных образовательных программ согласно регламентирующим документам.

- Выявление наиболее эффективных форм и методов промежуточной и итоговой аттестации слушателей курсов.

В целях разработки эффективной системы повышения квалификации различных категорий специалистов и обучающихся, призванных проводить работу в сфере патриотического воспитания молодежи, противодействия идеологии экстремизма и терроризма на федеральном и региональном уровнях необходимо рекомендовать к реализации те дополнительные образовательные программы, которые прошли и получили положительные заключения по результатам экспертиз: научной, педагогической, общественной, этнокультурной и региональной, что позволит оценивать качество программ с точки зрения их соответствия предъявляемым требованиям.

Литература:

1. Гильмеева Р.Х. Гуманитарные технологии формирования поликультурной компетентности как фактора обеспечения духовно-нравственной безопасности России / Р.Х. Гильмеева // Казанский педагогический журнал. - 2015. - № 2(109). - С. 1923.

2. Гильмеева Р.Х. Формирование духовно-нравственного иммунитета молодежи как условие профилактики экстремизма в безопасной образовательной среде / Р.Х. Гильмеева // Казанский педагогический журнал. - 2015. - Т. 3. - № 6-3(113). - С. 56-61.

3. Информационный портал Гарант [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.garant.ru/

4. Мухаметзянова Ф.Ш., Шайхутдинова Г.А. Концепция учебно-методического обеспечения подготовки педагога для профессиональной образовательной организации / Ф.Ш. Мухаметзянова, Г.А. Шайхутдинова // Профессиональное образование в России и за рубежом. - 2014. - № 2(14). - С. 64-69.

5. Мухаметзянова Г.В., Мухаметзянов И.Ш., Гильмеева Р.Х., Леухина Т.С., Фахрутдинов Р.Р., Мухаметзянова Л.Ю. Инновационные ресурсы системы дополнительного профессионального образования: научно-методическое пособие / Г.В. Мухаметзянова, И.Ш. Мухаметзянов, Р.Х. Гильмеева, Т.С. Леухина, Р.Р. Фахрутдинов, Л.Ю. Мухаметзянова. - Казань, 2014.

Сведения об авторах:

Мухаметзянова Фарида Шамилевна (г. Казань, Россия), член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор, директор ФГБНУ «Институт проблем национальной и малокомплектной школы Российской академии образования», e-mail: ipppo-rao@mail.ru

Гильмеева Римма Хамидовна (г. Казань, Россия), доктор педагогических наук, профессор, ведущий научный сотрудник, ФГБНУ «Институт проблем национальной и малокомплектной школы Российской академии образования».

Data about the authors:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

F. Mukhametzyanova (Kazan, Russia), corresponding member of Russian Academy of Education (RAE), doctor of education, full professor, head of the Institute of the Problems of National and Ungraded School of Russian Academy of Education, e-mail: ipppo-rao@mail.ru

R. Gilmeeva (Kazan, Russia), doctor of education, full professor, lead research officer at the Institute of the Problems of National and Ungraded School of Russian Academy of Education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.