Научная статья на тему 'Организация культурно-образовательной среды учащихся профессионального училища как педагогическая проблема'

Организация культурно-образовательной среды учащихся профессионального училища как педагогическая проблема Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
231
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / СОЦИАЛИЗАЦИЯ УЧАЩИХСЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тимощенко Андрей Павлович

Статья посвящена исследованию сущности и содержания понятия «социализация подростка» в культурно-образовательной среде профессионального училища. В статье рассматриваются основные понятия исследования: «социализация», «культурно-образовательная среда профессионального училища»; вопросы, связанные с определением педагогических условий эффективной социализации учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организация культурно-образовательной среды учащихся профессионального училища как педагогическая проблема»

10. Крылова, Н. Б. Философско-педагогические аспекты культуры воспитания. [Текст]/Н. Б. Крылова//Базовая культура личности: теоретические и исторические проблемы. - М.: Изд. АПН СССР, 1989. - 150 с.

11. Маркарян, Э. С. Понятие «культура» в системе современных социальных наук [Текст]/ Э. С. Маркарян. - М.: Наука, 1972. - 30 с.

12.Сикорская, Н. Г. Развитие гуманитарной культуры будущего учителя как основания его профессионализма [Текст]: автореф. дис. ... канд. пед. наук./

Н. Г. Сикорская. - М, 1996. - 18 с.

13.Сластешш, В. А. Гуманитарная культура специалиста [Текст]/ В. А. Слас-тенин // Магистр.- 1991- . № 1. - С. 16-25.

14. Сластенин, В. А. Педагогика [Текст]/ В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. - М.: Академия, 1997. - 512 с.

15. Советский энциклопедический словарь [Текст]/ Под ред. А. М. Прохорова. -М.: Советская энциклопедия, 1988. - 1600 с.

16. Шиянов, Е. Н. Гуманизация педагогического образования: состояние и перспективы [Текст]/Е. Н. Шиянов. - Москва-Ставрополь.: СГПИ, 1991. -205 с.

17. Шиянов, Е. Н. Педагогика: общая теория образования [Текст]: учебное пособие / Е. Н. Шиянов. - Ставрополь: Изд-во СКСИ, 2007. - 636 с.

18. Шиянов, Е. Н. Социально-педагогическая концепция развития культуры личности [Текст]/ Е. Н. Шиянов, С. В. Бобрышов // Психология и педагогика развития личности. - М.: Илекса, 2002. - С. 46-75.

УДК 373.6

Тимощенко Андрей Павлович

Заместитель директора по УВР «Профессиональноеучилище № 96», соискатель Магнитогорского государственного университета, кафедра педагогики, timoandrey@mail.ru, Златоуст

ОРГАНИЗАЦИЯ КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ УЧАЩИХСЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО УЧИЛИЩА КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

Timoshchenko Audrey Pavlovich

Deputy director on teaching and educational work «Professional school № 96», the competitor of Magnitogorsk state university, timoandrey@mail.ru, Zlatoust

ORGANISATION OF CULTURAL-EDUCATIONAL FIELD OF TECHNICAL SCHOOL STUDENTS AS A PEDAGOGICAL

PROBLEM

Социализация личности представляет собой сложный непрерывный процесс взаимодействия с обществом. Человек живет в условиях постоянно меняющегося социального окружения, включается в различные виды деятельности, испытывает на себе разнообразные влияния окружающей среды, выполняет новые социальные роли.

106

Изменившиеся коренным образом условия социального бытия сделали особенно актуальной проблему социализации учащихся, где далеко не последнюю роль играет реализация социализирующего потенциала воспитательного пространства учреждения начального профессионального образования.

Система начального профессионального образования учащихся является самостоятельной образовательной структурой общего образования, характеризуется открытостью, мобильностью, гибкостью, максимально приспосабливается к запросам и потребностям ребенка и социума в целом.

Профессиональное образование выполняет те же социальные функции, что и образование в целом: социализация и развитие личности, ее систематическое обучение и воспитание. Но к этим функциям добавляется еще одна, особо значимая непосредственно для профессионального образования, - овладение профессией, что кардинально меняет характер, содержание и направленность образовательного процесса в училище.

Кроме того, система начального профессионального образования обременена социальными обязательствами. В учреждениях этого уровня концентрируется значительная часть проблемной молодежи, в силу чего решение социальных задач нередко доминирует над задачей подготовки кадров высокой квалификации. По данным Министерства образования и науки Челябинской области, в образовательных учреждениях начального профессионального образования только у 56% учащихся в семье имеются оба родителя, в 2009 г. обучалось 2338 человек детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, что составляет 7,5% от общего контингента обучающихся, состоящих на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав, в подразделениях по делам несовершеннолетних ОВД, в наркологических кабинетах медицинских учреждений, а также осужденных в 2009 г. составило 1954 человека (7,4% от общего числа обучающихся), количество детей с ограниченными возможностями здоровья 689 человек (2,95% от общего контингента обучающихся)

Большинство работодателей отмечает резкий дефицит кадров по рабочим профессиям. Вместе с тем от 15% до 30% выпускников профессиональных училищ (по РФ) не находят работы по профилю подготовки.

На фоне этих цифр принципиальное значение в педагогической науке и практике приобретает поиск образовательного пространства для единого процесса социализации подрастающего поколения, непрерывного развития личности в новых социокультурных условиях.

Культурно-образовательная среда профессионального училища - это особое воспитательное пространство, главный концептуальный приоритет которого - гуманистическая, личностная центрированность, единство процессов социализации и воспитания личности на основе актуализации личностно-значимой деятельности, расширения возможностей практического и социального опыта, гарантирующих охрану и укрепление физического, психического и социального здоровья учащихся, обеспечивающих разви-

тие личности с учетом её индивидуальных способностей, мотивов, интересов, ценностных ориентаций.

Для рассмотрения особенностей социализации учащихся в учреждении начального профессионального образования мы исходим из социально-педагогической концепции А. В. Мудрика:

социализация включает организацию социального опыта, образование, индивидуальную педагогическую помощь;

параметрами, позволяющими обнаружить разницу в моделях социализации, можно назвать: социокультурный контекст, содержание организуемого социального опыта, тип объединения, способы бытия воспитанников, типовые формы организации взаимодействия, иерархия сфер жизнедеятельности, правила и нормы (этикет), социальные роли взрослых и детей, регламентированность обучения, виды и методы обучения, виды просвещения, направленность самообразования, содержание индивидуальной педагогической помощи.

Социализацию в профессиональном училище можно представить как последовательную реализацию функций трех уровней:

- первый уровень - эмоциональная конвенция - взаимосвязь мотивации воспитанника к участию в жизнедеятельности детского объединения и самореализации в ней (структурирование свободного времени ребенка, различные виды рекреации, развлечение, коммуникация, идентификация с референтной группой);

- второй уровень - содержательная конвенция (организация социального опыта, соответствующего образу жизни социальной группы, реализующей определенную социокультурную функцию, интеграция в определенное социокультурное сообщество; образование, в том числе начальная профессиональная подготовка, индивидуальная педагогическая помощь в преодолении трудностей, связанных с несоответствиями между задачами и наличными возможностями учащихся);

- третий уровень - смысложизненная конвенция (ориентация на общие и дифференциальные социокультурные ценности, содействие учащимся в самоопределении по отношению к исполнению социокультурной функции, конструировании варианта собственной жизни, организация опыта самоопределения и конструирования варианта жизни) [3].

В качестве принципов, определяющих цели, стратегию, содержание, пути и способы воспитания в гуманитарной парадигме, выступают следующие:

Принцип системности - профессиональное училище рассматривается не только как самостоятельная система, все элементы которой находятся во взаимосвязи, но и как часть другой системы, во многом влияющей на ее функционирование. Через системный подход к организации жизнедеятельности профессионального училища обеспечивается становление целостной личности учащихся, которая сама по себе также является системой, не существующей вне отношений с другими (подобными) системами.

Принцип гуманистической направленности воспитания - отношение к учащимся как к ответственным субъектам собственного развития, а также стратегия взаимодействия, основанная на субъект-субъектных отношениях. Гуманизация дает возможность реализовать личностно-ориентированный подход к организации воспитательного процесса и содержанию образования.

Принцип природосообразности воспитания - научное понимание взаимосвязи природных и социокультурных процессов. Воспитание учащихся в профессиональном училище осуществляется сообразно их полу и возрасту с учетом психофизиологических особенностей.

Принцип кулыуросообразности - воспитательный процесс в профессиональном училище основывается на общечеловеческих ценностях, строится в соответствии с ценностями и нормами национальной культуры и региональными традициями, не противоречащими общечеловеческим ценностям.

Принцип эффективности социального взаимодействия - направленность воспитания на расширение сферы общения, создание условий для конструктивных социокультурных коммуникаций, в основе которых лежит совместная деятельность субъектов образовательного и воспитательного процесса учреждения начального профессионального образования (педагога, учащегося, родителя), учитывающая их особенности и служащая личностному развитию и совершенствованию.

В нашем исследовании культурно-образовательная среда рассматривается в двух аспектах: как фактор осуществления принципа непрерывности воспитания и как совокупность единых требований к отбору содержания, технологий, методов и средств воспитания, характерных для сообщества в целом при передаче научного и культурного опыта подрастающему молодому поколению.

Культурно-образовательная среда профессионального училища выступает в виде социальной совокупности отношений и связей, где осуществляются специальные виды деятельности различных систем (государственных, общественных и смешанных, частных и негосударственных), направленных на развитие и формирование личности.

При этом важнейшим признаком рассматриваемого пространства является понимание его в виде определенной сферы человеческой культуры, связанной с процессом передачи социокультурных ценностей, а также умений их использовать и наращивать.

Подобное утверждение тем более актуально, поскольку в современной ситуации «известной неоформленности и нравственной зыбкости мировоззренческих ценностей, в предельных случаях, провоцирующих в молодежной среде асоциальную деструктивность поведения», особую педагогическую значимость приобретает создание пространства совместной жизнедеятельности [2; 3] как фактора социализации подростка через соучастие и содействие.

Важнейшим фактором социализирующей направленности воспитательного пространства профессионального училища является ее педагогическая обусловленность, специфика которой определяется, прежде всего, подготовкой подрастающего поколения к жизни и труду, обеспечение преемственности поколений в процессе развития общества.

Важнейшим показателем эффективности (продуктивности) социализирующего воздействия воспитательного пространства является развитие ведущего личностного качества - субъектности, связанного с пониманием собственной значимости, становлением самостоятельности, инициативности, активности [5; 6].

Культурно-образовательная среда профессионального училища рассматривается как, прежде всего, гуманитарное по своей сути личностно-развивающее пространство, где воспитание осуществляется жизнью, событиями и отношениями, в которые вовлекаются образовательные субъекты; целенаправленное управление развитием личности в такой среде осуществляется в формах педагогической помощи, социально-педагогической защиты, психолого-педагогической коррекции индивидуального развития, стимулирования саморазвития.

Условиями развития современного воспитательного пространства профессионального училища являются:

- богатое культурно-историческое и педагогическое наследие;

- традиционная востребованность профессий на рынке труда;

- поддержка детства государственными органами власти, гражданскими институтами и общественными организациями;

- межведомственное взаимодействие в решении задач воспитания учащихся;

- развитая инфраструктура детской занятости, досуга и оздоровления;

- инновационная деятельность учреждения начального профессионального образования;

Именно целенаправленное воспитание должно стать одним их ведущих механизмов общественного развития, формирования культуры, реализующих весь спектр личностных и отраслевых интересов потребителей. Следовательно, оно требует повышенного внимания, помощи и соответствующего финансирования, то есть реального осуществления идеи приоритетности воспитания.

В рамках воспитательного пространства образование перестает быть отдельной общественной отраслью, и на уровне отдельного региона объединяет интересы всех субъектов социума.

В учреждении начального профессионального образования приоритетными направлениями воспитательной работы с учащимися являются: правовое, гражданско-патриотическое, духовно-нравственное, семейное, художественно-эстетическое, физическое, трудовое, социальное.

В условиях формирования российского общества и государства развитие воспитания осуществляется на основе современных идей, походов и при-

нципов, адекватных новым условиям, региональной ментальности, семейным, национальным и общероссийским культурным традициям.

Ведущими задачами, решаемыми в культурно-образовательной среде профессионального училища, являются:

- создание эффективной гуманистической воспитательной системы;

- содействие семейному воспитанию, улучшению условий жизнедеятельности семей с детьми, расширению просветительской деятельности по распространению педагогических знаний среди родителей и общественности;

- обеспечение комплексной профилактики негативных явлений в детской среде: безнадзорности, наркомании, алкоголизма, преступности, проституции и т. п.;

- обеспечение прав детей в соответствии с Конвенцией ООН о правах ребенка.

Гуманитарный подход к осмыслению и построению культурно-образовательной среды профессионального училища связан с реализацией по-лисубъектного и индивидуально-творческого характера образовательного процесса; созданием условий индивидуализации процесса присвоения и получения социокультурных ценностей, способов решения социальных проблем; ориентацией процесса обучения на раскрытие общечеловеческого смысла знаний; разнопланового и многоаспектного рассмотрения объектов и явлений социума. Среди гуманистических принципов воспитания - связь воспитания с жизнью, воспитание в деятельности и общении и др. [1].

Важнейшей формой опосредования социализирующего влияния культурно-образовательной среды профессионального училища являются традиции: должна быть создана такая обстановка, такие традиции, которые способствовали бы становлению хороших, добрых нравственных качеств личности, межличностного диалогового взаимодействия, преемственности «добрых» дел, социальных акций, актов милосердия и т. п.

Современная система начального профессионального образования, выступает определяющим жизненным ресурсом в достижении каждым учащимся личностного становления и социальной успешности, чему в немалой степени способствует реализация социализирующего потенциала культурно-образовательной среды профессионального училища.

Логика развертывания процесса социализации учащихся в культурно-образовательной среде профессионального училища отражена в соответствующей модели.

В процессе социализации учащимся необходимо вхождение в социальную среду, в систему социальных связей путем активизации социально-значимой деятельности, в результате которой происходит усвоение социального опыта и одновременно его активное воспроизводство через реализацию функций целе-образования, интериоризации, экстериоризации и активного взаимодействия.

Социализирующие возможности культурно-образовательной среды определяются, с одной стороны, социально-экономическими параметрами

жизни общества (государственный заказ, характер доминирующих общечеловеческих ценностей) и в целом демократическими принципами устроения жизни сообщества учащихся, с другой - способностью педагогического коллектива создать действенные условия, необходимые для реализации обозначенных требований.

Доминирующим в аспекте социализации личности в культурно-образовательной среде профессионального училища является принцип гуманистической ориентации воспитания, обеспечивающий не только добровольный характер включения учащихся в многогранную образовательную деятельность профессионально училища на основе безусловной веры в его возможности, но и утверждающий у каждого воспитанника уверенность в своих силах, чувство самостоятельности и самодостаточности как важнейшие качества адекватно (успешно) социализируемой личности.

Библиографический список

1. Андреев, В. И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности [Текст]/В. И. Андреев. - Казань: Изд-во КГУ, 1988. - 238 с.

2. Божович, Е. Л. Психологические особенности развития личности подростков /Е. Л. Божович. - М.: Знание, 1979. - 80 с.

3. Мудрик, А. В. Социализация и «смутное время» [Текст]/А. В. Мудрик. - М., 1991.-40 с.

4. Слободчиков, В. И. Психология человека [Текст]/В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев.-М, 1995.

5. Фрумин, И. Д. Введение в теорию и практику демократического образования [Текст]/ И. Д. Фрумин. - Красноярск, 1998.

6. Эльконин, Д. Б. Избранные психологические труды [Текст]/Д. Б. Элысонин. -М, 1989.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.