Научная статья на тему 'Организация изучения математики курсантами военного вуза на основе личностно-рефлексивного подхода'

Организация изучения математики курсантами военного вуза на основе личностно-рефлексивного подхода Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
288
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / РЕФЛЕКСИЯ / РЕФЛЕКСИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ВОЕННЫЙ ВУЗ / РЕЙТИНГ / EDUCATION PROCESS / REFLECTION / REFLEXIVE MANAGEMENT / MILITARY HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION / RATING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шипякова Алла Александровна

Рассматривается организация изучения математики курсантами военного вуза на основе принципа личностно-рефлексивного подхода. Уточняется сущность личностнорефлексивного подхода к организации педагогического взаимодействия в военном вузе, раскрывается содержание комплекса методов и форм активизации рефлексии, а также средств систематизации рефлексивной деятельности курсантов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шипякова Алла Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The paper deals with teaching mathematics in military schools on the basis of the selfreflexive approach. The article describes the essence of the self-reflexive approach to the education process in military schools. The paper provides a number of methods of reflection activation and students reflection systematization.

Текст научной работы на тему «Организация изучения математики курсантами военного вуза на основе личностно-рефлексивного подхода»

УДК 37(022)

А.А. Шипякова

ОРГАНИЗАЦИЯ ИЗУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКИ КУРСАНТАМИ ВОЕННОГО ВУЗА НА ОСНОВЕ ЛИЧНОСТНО-РЕФЛЕКСИВНОГО ПОДХОДА

Рассматривается организация изучения математики курсантами военного вуза на основе принципа личностно-рефлексивного подхода. Уточняется сущность личностнорефлексивного подхода к организации педагогического взаимодействия в военном вузе, раскрывается содержание комплекса методов и форм активизации рефлексии, а также средств систематизации рефлексивной деятельности курсантов.

образовательный процесс, рефлексия, рефлексивное управление, военный вуз, рейтинг.

Образовательно-воспитательный процесс в военном вузе, цель которого - овладение курсантами сложной структурой военно-профессиональной деятельности офицера через учение и выполнение обязанностей воинской службы, детерминирован рядом специфических черт: уставной субординационной формой отношений; закрытостью учебного заведения; наиболее высоким уровнем зависимости обучаемых от морально-психологического климата в коллективе; одновременным приобретением курсантами двух профессий (военной и гражданской) в тех же временных рамках, что и в гражданском вузе; жесткой регламентацией и постоянным дефицитом времени обучаемых, обусловленных необходимостью несения курсантами воинской службы.

В проводимом нами исследовании решалась задача преобразования педагогического взаимодействия в военном вузе на гуманистических началах. Гуманизация в военном вузе нами определялась как процесс неуклонного, постепенного перехода и перевода педагогического взаимодействия в пространство гуманистических ценностей: человек как самоценность и субъект жизнедеятельности, трансцендентное развитие человека, субъект-субъектное взаимодействие в форме духовного диалога и сотрудничества.

Поиск путей гуманизации педагогического взаимодействия как становления субъектности взаимодействующих сторон привел к выявлению системообразующего принципа гуманизации в военном вузе - принципа личностнорефлексивного подхода (Л.А. Байкова, И.Н. Семенов, С.Ю. Степанов). Одним из главных аксиологических оснований такого подхода является доказательство возможности культивирования неразрушительных способов (само-)развития, что позволяет осуществлять инновационную деятельность не сверху, админист-

ративно, а изнутри, через субъектов образовательного процесса в соответствии с идеями синергетики.

В современной отечественной философии рефлексию понимают как обращение мышления на себя, форму самопознания; обращение мышления на налично существующие знания, форму научного самосознания; средство познания действительности. В психологии рефлексия понимается как «процесс удвоенного зеркального взаимоотображения субъектами друг друга, содержанием которого является воспроизведение, воссоздание особенностей друг друга» 1. В отечественной психологии рефлексия рассматривается как особый вид познания (В.А. Лекторский), как деятельность самопознания (Н.И. Пушкина, И.Н. Семенов, С.Ю. Степанов), как личностный компонент (К.А. Абульханова-Славская, В.И. Слободчиков), как социально-психологический феномен сквозь призму совместной деятельности людей (Г.М. Андреева, А.З. Зак, Г.П. Щедровицкий).

Исследователи, выделяя этапы развития акта рефлексии (остановка, фиксация, отчуждение, объективация) отмечают: без рефлексии нет развития.

Рефлексия как форма активного переосмысления человеком представлений индивидуального сознания, деятельности, общения, выступает не только репродуктивным процессом осознания совершенной деятельности, но и несет продуктивный потенциал проектирования новой мыслительной деятельности. Очевидно, что овладение рефлексивным мышлением есть овладение собственным становлением.

Важность развития рефлексии курсантов, на наш взгляд, отчетливо прослеживается, по крайней мере, в трех основных плоскостях:

- саморазвития;

- учебно-воспитательного процесса;

- будущей военно-профессиональной деятельности.

Признание в рефлексии интегрального показателя успешности профессионального становления офицера означает необходимость создания системы активизации рефлексии в образовательном процессе военного вуза.

Способности к рефлексивному мышлению могут возникать естественным, не организуемым специально, путем, однако могут строиться и целенаправленно и организованно в воспитании и обучении через создание особых условий (ситуаций), с необходимостью требующих включения и освоения именно рефлексивного мышления (его способов и техник). Данная задача решается через организацию рефлексивной деятельности, имеющей своим содержанием осознание оснований совершаемой деятельности и конструирование нового знания и новых способов деятельности.

Личностно-рефлексивный подход, сочетающий принципы личностно-деятельностного подхода с практикой рефлексивного развития, заключается в систематической организации рефлексивной деятельности субъектов педагогиче-

1 Краткий психологический словарь / сост. Л.А. Карпенко ; под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. М. : Политиздат, 1985. С. 303.

ского взаимодействия, обращенной на их внутренний мир, нравственные отношения между ними, совместную предметную деятельность, общение.

В нашей модели личностно-рефлексивный подход последовательно реализуется на каждом из «взаимосвязанных трех уровней педагогического взаимодействия, находящихся в вертикальной иерархической зависимости друг от друга» 2:

1) на уровне общения - через рефлексивную деятельность педагога, направленную на установление гуманистического характера отношений и свою педагогическую позицию в этом взаимодействии, через обучение учащихся ведению диалога, привычке слушать и учитывать состояние партнера по взаимодействию;

2) на уровне совместной деятельности - в ходе анализа курсантами личного участия в совместной и индивидуальной деятельности, их ценностносмыслового аспекта, предполагающего развитие способностей занимать активную исследовательскую позицию в осуществлении деятельности (и к себе) с целью осмысления, оценки и перепроектирования;

3) на уровне целостного образовательного процесса - через ориентацию на творческую деятельность и неповторимую личность каждого курсанта, обеспечение дифференцированного и индивидуально-творческого подходов, фундаментализацию образования во взаимосвязи с другими дисциплинами, демократизацию всего уклада жизнедеятельности военно-учебного заведения.

Построенная модель использует также идею «спирали рефлексивного роста» 3, символизирующей поступательность, преемственность и повторяемость имеющегося у субъектов взаимодействия рефлексивного опыта на более высоком уровне. Педагогу доступна организация внешней составляющей рефлексивного опыта, внутренней он может только содействовать.

Исходным пунктом в развитии рефлексии субъектов педагогического взаимодействия целесообразно выбрать рефлексию курсантами учебной деятельности, представленной нами как решение триединой задачи:

- рефлексивное построение и осмысление отдельных этапов урока;

- рефлексия всего урока (рефлексия рефлексии);

- рефлексия состояния учебно-образовательного процесса.

Рефлексивное знание характеризуется специфической особенностью - отсутствием разрыва между знанием как таковым и его применением, так как оно получается из анализа опыта действования. Н.Г. Алексеев 4 подчеркивает двухплоскостной характер рефлексивного знания: онтологическая плоскость (плос-

2 Байкова Л.А. Теоретико-методологические основы гуманизации педагогической системы образовательного учреждения : моногр. Рязань : РГПУ, 2004. С. 24.

3 Звенигородская Г.П. Теория и практика рефлексивного образования на основе феноменологического подхода : автореф. ... д-ра пед. наук. Хабаровск, 2002. С. 35.

4 Алексеев, Н.Г. Проектирование условий развития рефлексивного мышления : дис. ... д-ра психол. наук. М., 2002. 41 с.

кость видения и понимания) и организационно-деятельностная плоскость (плоскость организации действования).

Рефлексивный тип обучения ставит перед преподавателем дополнительные задачи по постановке целей, конструированию системы занятий, форм и методов развития рефлексии. В ходе исследования была пересмотрена программа изучения дисциплины «Математика» в Рязанском высшем воздушнодесантном командном училище и конкретизирована методика преподавания в соответствии с принципами личностно-рефлексивного подхода. Каждое занятие предусматривает усиление образовательных, развивающих и воспитательных целей, обеспечивающих «спираль рефлексивного роста» курсантов:

1) овладение общими рефлексивными умениями (входить в рефлексивную позицию, фиксировать «знание о незнании», причину затруднений, обращаться к «собственному опыту» и использовать его, выдвигать гипотезу, находить пути преодоления затруднений с коррекцией способа действия, проектировать действие);

2) овладение умениями рефлексивного мышления (анализировать, использовать алгоритмы для организации собственного мышления, применять самостоятельно методы научного познания, анализировать и мотивировать выбор средств действий, находить пути выхода из затруднений, искать и использовать «новые» приемы в нестандартных ситуациях, переносить накапливаемый опыт в собственную жизнедеятельность);

3) развитие умений военно-профессиональной рефлексии осуществлять самоанализ и самооценку учебной деятельности - целей и результатов, хода и причин затруднений, выявления своей субъектной позиции в учебной деятельности; военно-профессиональных качеств - самооценки, диалогичности, сотрудничества, участия в групповом взаимодействии; субординационного взаимодействия по выполнению функционально-ролевых обязанностей военно-профессионального характера).

Практическая реализация личностно-рефлексивного подхода в военном вузе обеспечивается использованием системы методов, форм и средств.

Разработанная нами система общепедагогических методов активизации рефлексии курсантов включает:

1) метод коллективного анализа и оценки целей и результатов, хода осуществления и причин затруднений в учебной деятельности взвода, ответов отдельных курсантов, результатов работы микрогрупп, характера межличностного и субординационного взаимодействия во взводе;

2) метод самоанализа и самооценки целей и результатов, хода и причин затруднений в учебной деятельности, личного вклада в групповое взаимодействие, личных навыков субординационного взаимодействия;

3) метод рефлексии содержания учебного материала по параметрам «структура дисциплины», «соответствие задачам личностно-профессионального роста», «оптимальность способов работы»;

4) метод историко-генетического и научно-практического подходов в изучении учебного материала по параметрам соответствия требованиям современного образования, военно-профессиональной подготовки;

5) метод предъявления образца рефлексивного мышления в целях возможного применения изучаемого материала в будущей профессиональной деятельности;

6) метод рефлексии глобальных образовательных конструктов в соответствии с современными требованиями к образованию и формированию современного научного мировоззрения применительно к теории и практике построения и организации Вооруженных сил;

7) метод теоретического моделирования (соответствие построенных научно-теоретических моделей реальным явлениям окружающего мира и военнопрактической деятельности, соответствие организации курсантом учебной деятельности «идеальной» модели интеллектуальных качеств офицера, соответствие характера взаимодействия курсанта с окружающими «идеальной» модели личностного взаимодействия офицера с подчиненными);

8) метод проблематизации учебного материала по схеме «проблемный вопрос - проблемное задание - проблемная ситуация - проблемный урок».

С целью создания условий (ситуаций) для естественного и максимального разворачивания данных методов используются такие формы организации педагогического взаимодействия, как индивидуальная работа с самопроверкой, работа в парах, «мозговой штурм», общественный смотр знаний. Нам представляется возможным соединить логику развития рефлексивных умений курсантов с логикой изучения дисциплины «Математика», поскольку:

а) математическое знание - оптимальный материал для развития рефлексивных умений обучающихся (развитие умений интеллектуальной рефлексии является пусковым механизмом развития общих рефлексивных умений);

б) математическая задача, характеризуемая наличием четко поставленных условий и целей, структуры решения, - идеальная алгоритмичная модель для отработки навыков решения различных предметных задач субъекта.

Актуализация рефлексии в процессе освоения базового курса математики реализуется через соблюдение ряда условий:

- организацию учебной деятельности, направленную на осознанное преобразование (расширение и приращение, переоценка и переструктурирование) субъективного опыта курсантов, в основу которого может быть положено рефлексивное исследование математических задач 5;

- организацию рефлексивного исследования математического знания и способов работы в соответствии с принципами соразмерности, полноты, осознанности, рефлексивного возвращения;

5 Ольбинский И.Б. Методика обучения учашдхся старших классов рефлексивному исследованию математических задач : автореф. ... канд. пед. наук. - М., 2002. - 18 с.

- организацию работы при наличии образца рефлексивного мышления и рефлексивной среды для интеллектуального взаимодействия по анализу и осмыслению различных аспектов учебной деятельности;

- отмену жестких временных ограничений (наличие возможности оставить вопрос временно открытым);

- наличия этапа рефлексивной деятельности и элемента побуждения к рефлексии, неотъемлемыми элементами которого являются метод «думания вслух» и установка на самонаблюдение.

В Рязанском высшем воздушно-десантном командном училище накоплен существенный опыт использования «Рабочих тетрадей курсанта» как средства организации и систематизации рефлексии обучаемых на протяжении всего курса обучения математике.

Учитывая то, что самостоятельная познавательная активность обучаемого значительно активизируется оптимизацией взаимодействия его интеллектуальной и личностной рефлексий 6, мы предлагаем использовать следующие принципы построения «Рабочей тетради курсанта».

1. Выделить в изучении учебного материала два блока - теоретический и практический.

Теоретический блок представить системами вопросов рефлексивной направленности для организации рефлексивного осмысления и усвоения в ходе лекций и во время самостоятельной работы теоретического материала: структуры, понятий, определений, правил, теорем, исключений.

Практический блок разбить на основной и творческий и с целью реализации идеи «спирали рефлексивного роста» представить как систему, включающую:

- схемы, образцы рассуждений, указания к выполнению заданий;

- задания, содержащие «область неопределенности» (частично выполненные - с пропусками существенных моментов; с недостающими данными - на восполнение данных; с отсутствующими вопросами - на постановку вопросов по содержанию задания);

- вопросы на анализ и оценку полученных результатов, схем и хода выполнения заданий;

- задания на проверку осознанности усвоения (с варьированием несущественных условий; с предъявлением внешне сходных, но не попадающих под данный тип условий);

- творческие задания (составление задач по схеме, развитие материала);

- примеры использования материала в военном деле и выполнение заданий военно-профессиональной направленности.

2. Включить в структуру «Рабочей тетради курсанта»:

а) подробные указания-установки на самонаблюдение общего характера, на выполнение обязательных видов работ (формы отчетности) и отдельно к ка-

6 Семёнов И.Н., Степанов С.Ю. Рефлексия в организации творческого мышления и саморазвития личности // Вопросы психологии. 1983. № 2. С. 35-42.

ждой теме (нацеливание на анализ, отбор и систематизация необходимой информации по каждому учебному вопросу);

б) системы вопросов для активизации личностной рефлексии курсантов по схеме «самоанализ готовности к выполнению задания - прогнозирование результатов - составление плана - анализ результатов выполнения - анализ и проработка ошибок - перевод учебной задачи в творческую, прикладную» или по отдельным элементам данной схемы.

Предложенная структура «Рабочих тетрадей курсанта» учитывает специфику военно-образовательного процесса (с неизбежными пропусками занятий и несистематичностью занятий внутри расписания), позволяет эффективно организовать самостоятельное изучение учебного материала, является средством организации и систематизации всей учебной деятельности курсантов.

Отметим особо, что навыки рефлексивного мышления можно вырабатывать в виде устойчивого алгоритма с помощью карт рефлексивной направленности (анализ изучаемого материала и самой учебной деятельности).

При разработке карт мы учитывали такие этапы развития акта рефлексии, как остановка, фиксация, отчуждение, объективация. Соответствующие разделы карт фиксируют перечисленные этапы. Заполняя карту, курсант, наряду с углубленной проработкой учебного материала, вырабатывает навыки рефлексивного анализа любой осуществляемой деятельности.

В работе с курсантами используются различные разновидности карт в зависимости от уровня их предметной подготовленности и рефлексивности, а также от этапов изучения материала.

Карты самоанализа целесообразно использовать при организации индивидуальной работы с самопроверкой (на начальных этапах обучения) или «мозгового штурма», что требует организационной и интеллектуальной подготовленности аудитории. Любая разновидность «карты самоанализа» содержит разделы «звено сбоя», «характер пробела в знаниях», «подготовленность к занятию», «самооценка», которые активируют не менее двух раз: первый - во время самопроверки через самоанализ хода решения, причин ошибок и самооценку; второй - при сопоставлении результатов самопроверки с оценкой преподавателя и коррекции самооценки курсанта.

Рефлексивному росту курсантов способствует использование карты взаи-моанализа (при организации работы в парах, методика организации которой учитывает увеличение числа рефлексивных позиций). Рефлексия курсантов «включается» сначала в ходе самопроверки через самоанализ решения и причин ошибок и активизируется при сопоставлении результатов самопроверки с оценкой товарища, а затем - с оценкой преподавателя. Сопоставление самооценки с оценкой товарища и преподавателя, предполагая рефлексию характера межличностного взаимодействия, интенсифицирует взаимосвязь интеллектуальной и личностной рефлексий курсанта.

Эффективным мобильным средством актуализации рефлексии курсантов является взаимопроверка знаний с использованием листов ответов с пропуска-

ми «смысловых единиц» (значимых в понимании учебного материала слов, выражений, букв, цифр, символов в определениях, свойствах, законах, формулах, теоремах). Данный вид работы курсанта, проверяющего товарища и себя «при отсутствии образца решения» предполагает активную внутреннюю рефлексивную деятельность, что способствует развитию критического мышления, общих рефлексивных умений, корректирует самооценку.

Карты экспресс-опроса оптимальны (экономичны по времени) в использовании на любом этапе обучения. Оптимальный временной и воспитательный эффект карты экспресс-опроса дают в сочетании с взаимопроверкой под контролем преподавателя до этапа проверки и оценки работ преподавателем.

Карты рефлексивного анализа ошибок целесообразно использовать по итогам проведения контрольной работы, причем на начальных этапах обучения в вузе требуются дополнительные консультации преподавателя. Отрабатывая материал в «Карточках работы над ошибками», курсанты заполняют разделы I «Место ошибки» (этап выполнения задания), II «Характер и причина ошибки», III «Коррекция выполнения», IV «Аналогичное задание» (составить и выполнить), V «Развитие задания», выполнение которых оценивается с учетом весовых коэффициентов. При этом курсанты включаются в рефлексивную деятельность трижды: первый раз - в ходе анализа и коррекции неверного решения (этапы I, II, III), второй раз - при составлении аналогичных заданий (этап IV); третий раз - в процессе выполнения нестандартного задания (этап V). Порядок этапов определен принципом рефлексивного возвращения в соответствии с идеей «спирали рефлексивного роста».

Приведенные образцы карт (и их варианты) успешно используются на разных этапах изучения математики курсантами училища с 2003 года.

Рефлексия курсантами учебной деятельности, представленная в нашей модели как решение триединой задачи (рефлексивное построение и осмысление отдельных этапов урока, рефлексия всего урока, рефлексия результатов и состояния учебно-образовательного процесса), сопровождается использованием соответствующих организационных средств. При этом рабочие тетради и карты рефлексивного анализа организуют решение первых двух задач.

Эффективным средством организации решения третьей задачи (рефлексивного осмысления курсантами процесса и результатов учебной деятельности) является разработанная нами рейтинговая система контроля и оценок знаний курсантов 7. Не секрет, что традиционная пятибалльная шкала оценок не всегда отражает уровень знаний, умений, навыков и не учитывает самостоятельную работу курсантов. В то же время широко рекламируемые рейтинговые технологии обучения вне общего гуманистического контекста могут привести к совершенно неожидаемому, даже отрицательному, результату - превраще-

7 Усачёв Ю.В. Рейтинговая система оценок как средство организации контроля и оценки знаний обучаемых // Военно-научный сборник. Рязань : РВВДКУ, 2008. С. 169-173.

нию в средство манипулирования человеком, когда накопление баллов становится для курсанта самоцелью и даже навязчивой идеей. Кроме того, накопленный курсантом рейтинг не всегда адекватно отражает качество и глубину полученных знаний.

Используемая нами система оценки знаний обучаемых позволяет сочетать пре-имущества рейтинговой системы и традиционную пятибалльную шкалу оценок. Она основана на введении весовых коэффициентов (множителей k полученной оценки), что позволяет дифференцированно оценивать различные виды работ обучаемых:

- работа репродуктивного характера ^ = 1);

- выполнение лабораторной работы ^ = 2);

- выполнение контрольных заданий, реферативных работ (к = 3);

- выполнение контрольной работы или творческих заданий (к = 4).

Итоговая оценка курсантов определяется по формуле:

Я я

я 2Ятах

где Ятах - максимальный рейтинг (устанавливается преподавателями в начале периода обучения, единый для всех групп на курсе), Яі - индивидуальный рейтинг (сумма баллов с учетом весовых коэффициентов за период обучения), Я -сумма весовых коэффициентов.

Оценка включает два слагаемых, первое из которых - «объективная сред-

^ R

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

няя оценка» — , а второе - «показатель активности»

^ 2Ятах

Выделим очевидные достоинства используемой нами системы:

- снижение субъективизма преподавателя при выставлении итоговой оценки;

- минимизация ошибок, связанных с определением максимального рейтинга, и отсутствие погрешностей в установлении шкал перехода к стобалльной или пятибалльной системе;

- возможность получения интегрированных показателей действительного качества знаний (по «объективной средней») и степени активности (по «показателю активности») как для отдельного курсанта, так и для учебной группы, батальона;

- сопоставимость результатов на разных этапах обучения, по разным группам и по различным дисциплинам.

При этом рейтинговая система рассматривается нами как ведущее средство рефлексивного осмысления результатов и состояния учебно-образовательного процесса всеми субъектами образовательного процесса в военном вузе (курсантами, преподавателями, офицерами-командирами).

Опыт многолетней работы в военном вузе убеждает, что рефлексивная направленность обучения математике, не меняя общих целей и содержания образования, позволяет активизировать развитие способностей курсантов

к исследованию собственной (в том числе и интеллектуальной) деятельности любого рода, в том числе профессиональной подготовки будущих офицеров.

Наличие педагогической программы освоения курсантом опыта рефлексивной деятельности не является гарантом развития такового у каждого из будущих офицеров до уровня самодвижения. Однако ее отсутствие делает этот процесс случайным и стихийным.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алексеев, Н.Г. Проектирование условий развития рефлексивного мышления [Текст] : дис. в виде науч. доклада ... д-ра психол. наук. - М., 2002. - 41 с.

2. Байкова, Л.А. Теоретико-методологические основы гуманизации педагогической системы образовательного учреждения [Текст] : моногр / Ряз. гос. пед. ун-т. - 2-е изд., испр. и доп. - Рязань, 2004. - 288 с.

3. Звенигородская, Г.П. Теория и практика рефлексивного образования на основе феноменологического подхода [Текст] : автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - Хабаровск, 2002. - 39 с.

4. Краткий психологический словарь [Текст] / сост. Л.А. Карпенко ; под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - М. : Политиздат, 1985. - 431 с.

5. Ольбинский, И.Б. Методика обучения учащихся старших классов рефлексивному исследованию математических задач [Текст] : автореф. дис. ... канд. пед. наук. -М., 2002. - 18 с.

6. Семёнов, И.Н. Рефлексия в организации творческого мышления и саморазвития личности [Текст] / И.Н. Семёнов, С.Ю. Степанов // Вопросы психологии. - 1983. - № 2. -С. 35-42.

7. Слободчиков, В.И. Основы психологической антропологии. Психология человека. Введение в психологию субъектности [Текст] : учеб. пособие / В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев. - М. : Школа-пресс, 1995. - 384 с.

8. Усачёв, Ю.В. Рейтинговая система оценок как средство организации контроля и оценки знаний обучаемых [Текст] // Военно-научный сборник / РВВДКУ. - Рязань, 2008. - С. 169-173.

A.A. Shipyakova

TEACHING MATHEMATICS IN MILITARY HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS:

THE SELF-REFLEXIVE APPROACH

The paper deals with teaching mathematics in military schools on the basis of the selfreflexive approach. The article describes the essence of the self-reflexive approach to the education process in military schools. The paper provides a number of methods of reflection activation and students’ reflection systematization.

education process, reflection, reflexive management, military higher educational institution, rating.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.