Научная статья на тему 'Организация иноязычного образования в гимназиях Курской губернии в середине XIX - начале XX века'

Организация иноязычного образования в гимназиях Курской губернии в середине XIX - начале XX века Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
83
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организация иноязычного образования в гимназиях Курской губернии в середине XIX - начале XX века»

ОРГАНИЗАЦИЯ ИНОЯЗЫЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ГИМНАЗИЯХ КУРСКОЙ ГУБЕРНИИ

В СЕРЕДИНЕ XIX - НАЧАЛЕ XX ВЕКА

М.Н. Ветчинова,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков Курского государственного университета

Социально-экономические реформы в России в середине XIX - начале XX века вели к крупным преобразованиям в просветительской деятельности, и это было характерно не только для центральных и промышленно развитых областей, но и для провинции.

Во второй половине XIX - начале XX века Курская губерния являлась типичным образцом русской провинции. Местная экономика имела аграрный характер, включая слаборазвитый промышленный сектор, занятый переработкой сельскохозяйственной продукции.

К концу XIX столетия из 2,4 млн. населения губернии в самом Курске, 14 уездных и двух заштатных городах проживало всего 222 тыс. человек, или менее 10% горожан. Общий уровень грамотности сельского населения губернии составлял лишь 16%, а среди горожан эта цифра достигла 39%. Из получивших высшее образование проживали: в местных городах - 775 человек, сельской местности - 411 человек; закончивших средние учебные заведения общеобразовательного и специального характера (в т.ч. расположенных непосредственно в г. Курске) соответственно 13 766 и 8 249 человек [3].

Гимназии Курской губернии входили в состав Харьковского учебного округа. К числу гимназий губернии принадлежали гимназии г. Белгорода и г. Грайворона, которые в то время были уездными городами губернии. Первой гимназией губернии стала Курская мужская гимназия, которая была основана 23 февраля 1808 года на базе главного народного училища и просуществовала более ста лет. С 1874 по 1918 год существовала Белгородская мужская гимназия им. Его Королевского Высочества Герцога Эдинбургского. В 1881 году была основана Рыльская мужская прогимназия. С 1908 по 1919 год работала Грайворонская мужская гимназия. Во второй половине XIX века в губернии происходит значительный рост числа женских гимназий. Прослеживается следующая динамика их развития: Мариинская женская гимназия (1861 г.), Грайворонская женская гимназия (1870 г.), Курская женская гимназия, содержимая О.Н. Красовской (1882 г.), Щигровская женская гимназия (1899 г.), Курская женская гимназия З.А. Каменевой (1912 г.), женская гимназия № 4 (1916 г.). Стремительный рост сети женских средних учебных заведений был вполне закономерным в связи с естественным стремлением людей к получению образования. Открытие каждой гимназии было важным, знаменательным событием в культурной жизни губернии. Работа гимназий строго контролировалась попечителем округа, а также представителями Министерства народного просвещения, которые постоянно командировались в округ с проверками учебных заведений и для участия в экзаменационных испытаниях. Гимназии посещались и членами царской фамилии. Так, в 1842 году Курскую мужскую гимназию посетил император Николай I, в 1859 - Александр II.

Объем преподавания предметов учебного курса, а равно и распределение их по классам определялись учебным планом, издаваемым Министерством народного просвещения.

Главное место в учебном процессе курских гимназий, как и во всех гимназиях страны, отводилось древним языкам. Министр народного просвещения в своих Предложениях попечителю Харьковского учебного округа от 26 июня 1871 года указывал, что «особые заботы как окружных начальств, так и директоров, инспекторов, преподавателей, надзирателей гимназий и прогимназий должны быть направлены к обеспечению возможно большей успешности преподавания

древних языков как основного предмета гимназического курса, с помощью которого учащиеся преимущественно развиваются и созревают для самостоятельного изучения наук» [2].

Изучение латинского языка в Курской мужской гимназии начиналось с I класса. Нельзя не отметить серьезного отношения окружного гимназического начальства к преподаванию древних языков в мужской гимназии. Об этом свидетельствуют многочисленные инструкции и письма как попечителя Харьковского учебного округа, посылаемые в гимназии губернии, так и документы, которые поступали попечителю округа из Министерства народного просвещения. Документы настоятельно указывали на необходимость преподавания не только латинского, но и греческого языка, т. к. приобщение к древнегреческой культуре было не менее важной составляющей иноязычной культуры. При анализе произведений древних авторов гимназисты одновременно сравнивали различные исторически существовавшие эпохи, нации, логики. Участвуя в диалоге двух разных культур, гимназисты усваивали тем самым их общечеловеческое содержание.

Одним из важнейших средств получения глубоких знаний по древним языкам являлся перевод на русский язык. От учащихся требовались не только близкая и точная передача древнего текста на русском языке, но и правильное изложение, с соблюдением особенностей русской речи. Текстами для чтения служили литературные произведения знаменитых исторических личностей древних эпох. Гимназисты знакомились с военными походами Юстина в Северную Африку, Италию, Испанию, а также со странствиями троянца Энея, эпохой гражданской войны в Риме и победами в сражениях карфагенского полководца Ганнибала, изучали поэтические творения Горация, Овидия, Тита Ливия, Софокла, философскую сатиру Лукиана, анализировали произведения Юлия Цезаря и прозу Цицерона.

Таким образом, древняя литература служила средством для понимания жизни и духа другого народа, развития у гимназистов способности к полноценному, вдумчивому восприятию литературных памятников античности, а следовательно, выработки своего собственного взгляда на мир. Классические произведения оказывали влияние на развитие эстетического вкуса, культуру поведения, культуру отношений между людьми, а также способствовали освоению таких категорий, как этика, мораль, нравственные нормы.

В старших классах особое значение придавалось написанию домашних сочинений. Вот, например, какие темы были предложены учащимся VII и VIII классов Белгородской мужской гимназии: «Рим в консульство Цицерона», «Ганнибал как полководец», «Характеристика Кира» (по 1-ой книге «Анабазиса» Ксенофонта), «Быт греков» (по 6-й и 7-й частям «Одиссеи» Гомера), «Олимпийские игры и их значение для Эллады» [1].

Из самих формулировок тем сочинений следует, что культурологические основы изучения древних языков заключались не только в знакомстве с традициями, обрядами, бытом народа страны изучаемого языка, но также в понимании системы ценностей, присущей той или иной исторической личности.

Учебные планы для мужских гимназий не включали такого предмета, как история литературы, но на заседании педагогического совета Белгородской мужской гимназии от 20 января 1879 года отмечалось, что на преподавателей древних

языков возлагается чтение древних авторов, включая их краткую биографию и необходимые сведения о читаемых произведениях. История литературы осуществляла духовную преемственность между различными эпохами, выступала как исторически концентрированный опыт. Усваивая его, гимназисты формировали собственный взгляд на мир, рассматривали сложившееся богатство культуры через себя, свои цели и ценности. Только проникшись духом античной культуры, гимназисты были способны превратить жизненный опыт и жизненные ценности древних цивилизаций в личностный смысл.

Преподавание латинского языка нередко сводилось лишь к чтению текстов, но процесс тщательного изучения грамматических явлений обеспечивал прочный фундамент овладения новыми иностранными языками.

В Курской мужской гимназии преподавание одного нового иностранного языка, по выбору родителей, начиналось с первого класса (первый новый язык), а второго - с третьего класса. Из программ и отчетов некоторых учителей французского языка, преподававших в гимназиях Курской губернии, следует, что все они в своей работе придерживались распоряжений и инструкций Министерства народного просвещения.

Основным занятием на уроках были чтение и перевод текстов. Важное место отводилось грамматике - гимнастике ума, пересказу, а также овладению навыками устной речи. В большом объеме на уроках использовалась художественная литература, которая служила не только основой для ознакомления с фактами культуры другого народа, но и являлась важным средством для реализации связи чтения и говорения, развития мышления. Кроме того, постоянные переводы вырабатывали усидчивость, способность работать самостоятельно. Духовное развитие личности выпускника гимназии осуществлялось посредством познавательного, развивающего, педагогического и социального аспектов иноязычной культуры, что способствовало личностно-нравственному росту гимназистов, готовности к диалогу с культурой других народов и стран.

Огромное внимание в гимназиях придавалось нетрадиционным формам усвоения иноязычной культуры: постановке спектаклей на иностранном языке, организации литературно-музыкальных вечеров. Это способствовало не только овладению разговорной речью, но и развивало эстетический и художественный вкусы, влияло на этику поведения, а кроме этого, содействовало раскрытию и реализации таких способностей, как, например, актерское мастерство, вокал, декламация и т. д.

Многообразие форм занятий по иностранному языку способствовало не только овладению гимназистами культурой в познавательном аспекте, но и развитию их речевых умений и навыков. Культурологическое содержание используемых на уроках материалов несло огромный воспитательный потенциал.

Проанализированные планы и отчеты преподавателей французского языка курских гимназий свидетельствуют о том, что они с успехом использовали соответствующие своему времени методы преподавания, пытались совершенствовать учебный процесс, вносили элементы творчества, чтобы заинтересовать гимназистов, повысить их мотивацию к изучению иноязычной культуры. Гимназисты учили наизусть много стихотворений, разучивали французские песни, ставили спектакли, а также совершали зарубежные экскурсии.

Лучшему усвоению иноязычной культуры способствовал еще один немаловажный фактор - это личность самого преподавателя. Учитель иностранного языка являлся ретранслятором и интерпретатором культуры другого народа. Являясь носителем иноязычной культуры, он воспитывал в гимназистах уважение к этой культуре, языку, а через это - стремление гимназистов к получению более полных лингвистических знаний.

Анализ деятельности учителей иностранного языка курских гимназий свидетельствует о том, что они сочетали в себе высокий профессиональный и культурный уровень. Большинство учителей получили образование в гимназиях или университетах, стажировались за границей, много среди них было и иностранцев - непосредственных носителей культуры страны изучаемого языка. Однако и русские, и иностранные учителя перед поступлением на работу сдавали профессиональные экзамены, которые включали в себя перевод статьи или отрывка с иностранного языка на русский, а также с русского на иностранный, пересказ содержания текста на иностранном языке. Кроме практического уровня владения языком, необходимо было продемонстрировать теоретические знания грамматики, художественной литературы. Нередко испытуемые проверялись в знаниях по латинскому языку, арифметике, истории, географии. Выдержать такие испытания, как показывают архивные документы, мог не каждый. Профессиональное мастерство, а также высокая культура учителя иностранного языка играли ключевую роль в овладении гимназистами иноязычной культурой, благодаря которой происходило становление и развитие личности.

Анализ иноязычного образования в гимназиях Курской губернии позволил констатировать, что древние и новые языки были обязательными предметами в курских мужских гимназиях. Женские гимназии придавали особое значение изучению французского и немецкого языков, хотя желающих изучать французский язык было гораздо больше. Латинский язык в женских гимназиях не изучался, хотя и были попытки введения его в учебный процесс.

Как видим, в гимназиях Курской губернии иноязычное образование являлось важной составной частью учебного процесса и в полной мере соответствовало целям и задачам гимназического образования России. Обучение велось в соответствии с программами и планами Министерства народного просвещения. Иноязычное образование, содержанием которого являлась иноязычная культура, оказывало влияние на развитие целостной личности - ее природных особенностей, социальных качеств и культурных начал. Знакомство с литературой стран изучаемых языков, с красотой слога произведений античности, с шедеврами мировой художественной литературы помогало извлечь максимум полезной информации для расширения и формирования общего кругозора, основ целостного мировоззрения. Изучение иностранных языков, благодаря междисциплинарным связям, способствовало более глубокому усвоению других предметов, оказывало сильнейшее воздействие на развитие личности учащихся, их общей образованности. Таким образом, иноязычное образование способствовало формированию направленности личности, превращению человека в творческую индивидуальность, высшим критерием которой являлось его культурное становление. Большую роль в формировании иноязычной культуры гимназистов играли педагоги. Сильной стороной подавляющего большинства гимназических учителей, как правило, выпускников университетов, было глубокое и прочное знание своего предмета и высокая общая культура.

Курские гимназии были неотъемлемой частью системы государственного обучения, способствовали не только повышению уровня образования в губернии, но и помогали молодому поколению органично вливаться в культурно-государственную жизнь России.

Литература

1. ГАБО (Государственный архив Белгородской области). - Ф. № 80. - Оп. 1. - Д . 205. - Л. 74.

2. ГАКО (Государственный архив Курской области). - Ф. № 185. - Оп. 1. - Д . 32. - Л. 29.

3. Косихина И.Г. Общественно-культурные организации Курской губернии в 60-е гг. XIX века - февраль 1917 года. -Курск, 1998.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.