Научная статья на тему 'Организация инновационной среды в управлении научно-методической работой техникума'

Организация инновационной среды в управлении научно-методической работой техникума Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
459
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / ИННОВАТИКА / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР / МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / INNOVATIONS / INNOVATICS / PROFESSIONAL EDUCATION / INFORMATION AND METHODOLOGICAL CENTER / METHODOLOGICAL MAINTENANCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Якимов Олег Васильевич

Статья посвящена основам организации инновационной среды в научно-методическом сопровождении Политехнического техникума. В статье рассматриваются инновационные подходы в организации работы информационно-методического центра техникума, внедрение инноваций в систему повышения квалификации педагогических работников. Представлен опыт реализации инновационных подходов в методической деятельности АОУ СПО РБ «Политехнический техникум». Автором обоснована необходимость внедрения инноваций в процессы управления и научно-методического сопровождения техникума. В статье приведены примеры инновационных внедрений в педагогическую практику при проведении педагогических советов, производственных совещаний, публичных отчётов, проведении мастер-классов, а также примеры проведения методических мероприятий в нестандартной форме. Приводятся описания проведения производственных совещаний, научно-практических конференций с использованием интерактивных методов и непосредственным участием каждого педагогического работника. Описаны приёмы фасилитации, «мирового кафе», форсайт-игры и их применение в педагогической практике. Автор подробно описывает вышеуказанные приёмы в системе организации повышения квалификации педагогических кадров и советует использовать их и в повседневной преподавательской практике. Педагогические аспекты внедрения инноваций в образовательный процесс, по мнению автора, обеспечивают становление и совершенствование личности в педагогической деятельности. Автор подчёркивает необходимость внедрения интерактивных форм проведения различных мероприятий, доказывает их эффективность и приводит примеры успешных инновационных инициатив по организации методической работы техникума. Детальное описание внедрения педагогических инноваций в научно-методическую работу техникума, реализуемых на уровне организационной структуры техникума, представляет интерес для практикующих руководящих и педагогических работников средних профессиональных образовательных организаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Якимов Олег Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Organization of Innovative Environment in the Management of Scientific Research at College

The article deals with the foundations of the innovative environment organization in scientific and methological support of the Polytechnic College. Innovative approaches in the organization of college information and methodological center work, introduction of innovations to the system of pedagogical workers' professional development are considered in the paper. Some experience in realization of innovative approaches in methodological activity of the Polytechnic College is presented in the article. The authors proved the need of introduction of innovations in management processes and scientific and methodological support of the college. There are some examples of innovative introductions in pedagogical practice through teachers' councils, operation meetings, public reports, holding master classes, and also examples of carrying out methodological actions in a non-standard form in the article. The descriptions of holding operation meetings, scientific and practical conferences with the use of interactive methods and direct participation of each pedagogical worker are provided. The facilitation methods, "world cafe", foresight-games and their application in pedagogical practice are described in the article. The authors in detail describe these methods in the system of pedagogical workers' professional development organization and advise to use them in daily teaching practice. According to the authors, pedagogical aspects of innovations introduction in educational process provide personal formation and improvement in pedagogical activity. The authors accentuate the need of interactive forms of carrying out various activities, they prove the efficiency and give examples of successful innovative initiatives of the college methodological work organization. The detailed description of the pedagogical innovations introduction to college scientific and methodological work, which are realized at the level of college organizational structure, is interesting for the practicing administrative and pedagogical employees at secondary professional educational organizations.

Текст научной работы на тему «Организация инновационной среды в управлении научно-методической работой техникума»

Олег Васильевич Якимов,

кандидат педагогических наук, Политехнический техникум (671247, Россия, пгт. Селенгинск, мкр. Солнечный, 42),

e-mail: olegyakimov65@mail.ru

Организация инновационной среды в управлении научно-методической работой техникума

Статья посвящена основам организации инновационной среды в научно-методическом сопровождении Политехнического техникума. В статье рассматриваются инновационные подходы в организации работы информационно-методического центра техникума, внедрение инноваций в систему повышения квалификации педагогических работников. Представлен опыт реализации инновационных подходов в методической деятельности АОУ СПО РБ «Политехнический техникум». Автором обоснована необходимость внедрения инноваций в процессы управления и научно-методического сопровождения техникума. В статье приведены примеры инновационных внедрений в педагогическую практику при проведении педагогических советов, производственных совещаний, публичных отчётов, проведении мастер-классов, а также примеры проведения методических мероприятий в нестандартной форме. Приводятся описания проведения производственных совещаний, научно-практических конференций с использованием интерактивных методов и непосредственным участием каждого педагогического работника. Описаны приёмы фасилитации, «мирового кафе», форсайт-игры и их применение в педагогической практике. Автор подробно описывает вышеуказанные приёмы в системе организации повышения квалификации педагогических кадров и советует использовать их и в повседневной преподавательской практике. Педагогические аспекты внедрения инноваций в образовательный процесс, по мнению автора, обеспечивают становление и совершенствование личности в педагогической деятельности. Автор подчёркивает необходимость внедрения интерактивных форм проведения различных мероприятий, доказывает их эффективность и приводит примеры успешных инновационных инициатив по организации методической работы техникума. Детальное описание внедрения педагогических инноваций в научно-методическую работу техникума, реализуемых на уровне организационной структуры техникума, представляет интерес для практикующих руководящих и педагогических работников средних профессиональных образовательных организаций.

Ключевые слова: инновации, инноватика, профессиональное образование, информационно-методический центр, методическое сопровождение.

Oleg Vasilievich Yakimov,

Candidate of Pedagogy, Polytechnic College (42 Solnechniy, Selenginsk, Russia, 671247), e-mail: olegyakimov65@mail.ru

Organization of Innovative Environment in the Management of Scientific Research at College

The article deals with the foundations of the innovative environment organization in scientific and methological support of the Polytechnic College. Innovative approaches in the organization of college information and methodological center work, introduction of innovations to the system of pedagogical workers' professional development are considered in the paper. Some experience in realization of innovative approaches in methodological activity of the Polytechnic College is presented in the article. The authors proved the need of introduction of innovations in management processes and scientific and methodological support of the college. There are some examples of innovative introductions in pedagogical practice through teachers' councils, operation meetings, public reports, holding master classes, and also examples of carrying out methodological actions in a non-standard form in the article. The descriptions of holding operation meetings, scientific and practical conferences with the use of interactive methods and direct participation of each pedagogical worker are provided. The facilitation methods, "world cafe", foresight-games and their application in pedagogical practice are described in the article. The authors in detail describe these methods in the system of pedagogical workers' professional development organization and advise to use them in daily teaching practice. According to the authors, pedagogical aspects of innovations introduction in educational process provide personal formation and improvement in

УДК 377 ББК Ч 47

© О. В. Якимов, 2015

59

pedagogical activity. The authors accentuate the need of interactive forms of carrying out various activities, they prove the efficiency and give examples of successful innovative initiatives of the college methodological work organization. The detailed description of the pedagogical innovations introduction to college scientific and methodological work, which are realized at the level of college organizational structure, is interesting for the practicing administrative and pedagogical employees at secondary professional educational organizations.

Keywords: innovations, innovatics, professional education, information and methodological center, methodological maintenance.

Внедрение инноваций характерно для всех отраслей экономики в настоящее время - это требование современного мира. Инновации в образовании - характерная особенность современного образовательного учреждения, создающая предпосылки для развития самого учреждения и профессионального роста каждого педагогического работника.

Педагогическая инноватика - понятие сравнительно новое, определений инноваций, новшеств в педагогике существует достаточно много, все они между собой идентичны и тождественны. «Педагогическая инновация в контексте образовательной деятельности - введение нового в цели, содержание и формы обучения и воспитания, организацию педагогического процесса» [6, с. 27].

Внедрение инноваций в образовательный процесс предполагает использование чего-либо нового. В системе среднего профессионального образования инновационным этапом стал переход в 2011 году на Федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования (ФГОС СПО). Всем профессиональным образовательным организациям пришлось многое менять и в процессах управления, и в содержании образовательного процесса. Инновационные процессы в образовании должны быть управляемыми. По нашему мнению и опыту, основная роль в управлении названными процессами принадлежит методической службе. В автономном образовательном учреждении среднего профессионального образования Республики Бурятия «Политехнический техникум» эта роль возложена на информационно-методический центр (ИМЦ). В основу работы ИМЦ взят принцип необходимости каждым педагогическим работником методической, научно-исследовательской деятельности как функциональной обязанности. За последние годы в работе информационно-методического центра происходят изменения в ориентации деятельности. Традиционные

показатели эффективности методической работы (количество разработанных рабочих программ учебных дисциплин и профессиональных модулей, методических рекомендаций, опубликованных статей, проведённых открытых уроков и классных часов мероприятий и т. п.) не обеспечивают качественного влияния на развитие образовательного учреждения и зачастую не улучшают качества образования. Наиболее перспективной формой системы управления научно-методической работой выбрана ориентация на обновление содержания методической деятельности и содержание образовательного процесса при внедрении и реализации стандартов нового поколения, создание гибкой матричной структуры, которая, не нарушая традиционную структуру информационно-методического центра, позволяет решать временные первоочередные задачи.

Формирование творческих временных групп (объединений) для решения конкретных проблем педагогического процесса уже доказали свою эффективность в техникуме. Управление таким объединением не всегда поручается администратору, часто временные группы возглавляет педагогический работник с высокой мотивацией. Такой подход позволяет легко перемещать педагогов при переходе от решения одной проблемы к другой, эффективнее использовать имеющиеся человеческие, информационные и материально-технические ресурсы.

Примерами таких профессиональных объединений в техникуме являются:

- творческие группы педагогов, работающие над проблемами организации образовательного процесса, создания комплексно-методического обеспечения учебных дисциплин и профессиональных модулей по специальностям;

- экспертные группы при проведении экспертизы рабочих программ учебных дисциплин и профессиональных модулей; при проведении аттестации педагогических работников; при подготовке к государственной итоговой аттестации;

- оргкомитеты (рабочие группы) при проведении профессиональных декад, конкурсов профессионального мастерства, научно-практических конференций и т. п.

Основную координирующую роль в управлении научно-методической работой традиционно выполняет педагогический совет, в состав которого входят все педагогические работники техникума. Важнейшей задачей педагогического совета является координация деятельности педагогического коллектива для улучшения качества образовательного процесса, внедрение в практику оправданных педагогических инноваций, основанных на достижениях науки и передового педагогического опыта, повышение профессионального мастерства педагогических работников.

В техникуме давно отошли от традиционных форм проведения педагогических советов, зачастую они проходят с использованием нестандартных интерактивных форм организации.

При планировании тем педагогических советов выбираются проблемы, разрешение которых способствует улучшению образовательного процесса, внедрению лучших педагогических практик, включению педагогов в научно-исследовательскую, инновационную деятельность. Так, за последние два года в техникуме были проведены педагогические советы по следующим темам: «Модернизация педагогической деятельности при переходе на ФГОС СПО третьего поколения», «Проектная и исследовательская деятельность - основа современного образования в СПО», «Оценка реализации основных профессиональных образовательных программ в соответствии с ФГОС СПО», «Педагогическая команда - главный инновационный ресурс развития образовательного учреждения», «Модернизация техникума. Перспективы развития до 2020 года». Все педагогические советы организовывались таким образом, чтобы педагогические работники, познакомившись с проблемными направлениями повестки, смогли переосмыслить свои профессиональные установки. Именно педагогический совет является связующим звеном развития инновационной деятельности в техникуме. Работа педагогического совета основывается на активном участии всех педагогических работников, для этого используются нестандартные формы проведения педагогиче-

ских советов - встреча «без галстуков», квест, работа в малых группах. Проведение интерактивных педагогических советов позволяет преподавателям использовать данные приёмы и методы в повседневной преподавательской практике.

Инновационные подходы внедряются и в процесс самообразования и повышения квалификации педагогических работников техникума. Только через активную деятельность работников можно говорить о положительном результате. Публичный отчёт - традиционный приём демонстрации педагогами своих профессиональных достижений.

Ежегодно в техникуме проходят итоговые научно-практические конференции (НПК), на которых педагогические работники обобщают свой опыт работы по выбранной методической проблеме за год или определённый период. При подготовке к НПК каждый педагог старается занять позицию активного аналитика собственной деятельности. «Процесс публичной защиты, организованный с помощью приёмов и методов модерации, способствует снятию барьеров общения, созданию условий для развития творческого мышления и принятия нестандартных решений» [6]. В результате такой аналитической работы при подготовке и участию в НПК удаётся получить целостный план работы по индивидуальной методической проблеме на следующий год, сделать этот план прозрачным, полностью понятным самим педагогам, внести коррективы на стадии реализации. План, в котором педагог принял непосредственное активное участие, и реализуется совсем по-другому, на другом уровне ответственности. В последние годы практикуется участие педагогов в НПК в форме стендовых докладов, панельной дискуссии, презентационных площадок, мастер-классов, которые наиболее выигрышные и в части представления информации, и по содержанию. Использование этих форм позволяет членам педагогического коллектива путём взаимного обучения осваивать инновационные приёмы и технологии. Педагоги могут продемонстрировать освоенную инновацию коллегам и при необходимости обучить их тем или иным современным методическим приёмам, взяв на себя тьютерские функции. Так, например, в апреле 2015 года было проведено производственное совещание по теме «ФГОС действует?!» с применени-

ем технологии фасилитации. Фасилитация (от англ. facilitate - «облегчать») - это специальные действия, направленные на организацию групповой работы. Совещание было проведено с использованием педагогического приёма «мировое кафе». «World café - это метод принятия нестандартных решений, метод решения комплексных проблем, метод обмена опытом, позволяющий эффективно и продуктивно подводить итоги, ставить новые задачи, анализировать проблемы» [7, с. 14]. В основу «мирового кафе» заложен принцип «перекрёстного опыления», т. е. соединения разных мнений и точек зрения, а результатом работы является систематизация «коллективного интеллекта». Эта форма проведения производственного совещания позволила каждому педагогу высказать своё мнение, быть активным участником на протяжении всего мероприятия.

Также в апреле в качестве итогового мероприятия была проведена форсайт-игра «Интеллектуальный конструктор», целью которой стала поддержка деятельности преподавателей, направленной на активное использование информационно-коммуникационных технологий для визуализации учебной деятельности, способствующих эффективному формированию образовательного процесса. Форсайт -технология прогнозирования и конструирования будущего. В переводе с английского foresight - 1) «предвидение»; 2) «благоразумие, дальновидность, предусмотрительность» [7].

Основная задача форсайт-игры - дать возможность педагогическим работникам продемонстрировать свои наработки в области визуализации образовательного процесса с помощью информационных технологий и позволить участникам игры попрактиковаться в некоторых умениях. Преподавателями техникума были продемонстрированы различные приёмы использования интернет-технологий: интерактивные плакаты, интерактивные карты, инфографика, вики-газеты, облака слов, интерактивные кроссворды, плейкаст в условиях реального урока, где главными судьями были студенты. Форсайт-игра «Интеллектуальный конструктор» наглядно продемонстрировала, что будущее уже возможно сегодня.

В современных условиях профессионального образования преподавателю необходимо постоянно учиться. И лучшим источником приобретения нового знания

выступает обмен профессиональным опытом, взаимообучение, совершенствование своей педагогической деятельности в форме мастер-класса.

В педагогической литературе существует значительный ряд определений понятия «мастер-класс». М. М. Поташник определяет «мастер-класс (форму ученичества) как активную форму творческой самореализации педагога, когда учитель-мастер передаёт свой опыт слушателям путём прямого и комментированного показа приёмов работы» [2, с. 23].

Мастер-класс - это открытая форма научно-методической работы, позволяющая демонстрировать поиск и способы решения актуальных проблем в образовании. Обратимся к этимологии словосочетания: первая его часть «мастер» означает «профессионал, обладающий знаниями, практическими навыками, методиками, которыми не обладает основная масса специалистов», а «класс» - это «показатель высокого качественного уровня».

Целью мастер-класса является «ретрансляция собственного положительного педагогического опыта, демонстрация инновационных продуктов, полученных в результате творческой, экспериментальной, исследовательской деятельности педагога. Это эффективная форма обобщения и распространения педагогического опыта, представляющая собой фундаментально разработанный оригинальный метод или авторскую методику, опирающаяся на свои принципы и имеющая определённую структуру» [1].

Так, в техникуме за последние три года проведены мастер-классы по темам: «Детский сад "Лучики" - опыт работы в качестве структурного подразделения техникума», «Использование возможностей Интернет в организации проектной деятельности», «Технология работы с подростками девиантного поведения», «Отличительные особенности ФГОС СПО», «Технология создания электронного учебно-методического комплекса».

Проведение мастер-класса - показатель профессиональной зрелости преподавателя, в процессе его проведения требуется активное участие как со стороны автора, так и со стороны его участников. Поиск педагогических инноваций, активное обсуждение, принятие или непринятие педагогической практики в любом случае оказывает огромное положительное воздействие на участников мастер-класса.

«Позитивным результатом мастер-класса можно считать результат, выражающийся в овладении новыми способами решения педагогической проблемы, в формировании мотивации к обучению, самосовершенствованию, саморазвитию» [2, с. 27].

Представленные формы методической работы в техникуме лишь «частично отражают методическое сопровождение инновационных процессов и способствуют повышению квалификации педагогов по их запросам, совершенствованию их научно-методического уровня в соответствии с их профессиональным уровнем и индивидуальными особенностями, позволяют сформировать собственный индивидуальный педагогический стиль, личную педагогическую систему» [4, с. 95].

Научно-методическое сопровождение педагогических инноваций в образователь-

ном процессе техникума способствует формированию положительного имиджа техникума на региональном рынке образовательных услуг.

Таким образом, можно сказать, что выбранный вектор развития научно-методической работы в техникуме ориентирован на требования будущего и основан на современных достижениях педагогической науки.

Педагогическая инноватика находится сегодня в стадии становления, но возрастающая её потребность очевидна как для науки, так и для образовательной практики. Цель работы информационно-методического центра техникума - внести посильный вклад в обновление содержания процессов управления техникума и содержание образовательного процесса, создать поле взаимного обмена для повышения профессионального уровня педагогических кадров.

Список литературы

1. Ермолаева Ж. Е. Лекция - мастер-класс в системе дистанционного образования // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. 2013. № 34. С. 35.

2. Поташник М. М. Управление профессиональным ростом учителя в современной школе: метод. пособие. М.: Центр пед. образования, 2010. 448 с.

3. Теория и практика инновационного образования в высшей школе / под ред. В. П. Де-лия, Е. В. Терентьевой. М.: Альтекс, 2007. 272 с.

4. Технология успеха. Социально-педагогическое сопровождение в развитии АОУ СПО РБ «Политехнический техникум» / О. В. Якимов, Л. Г. Пестерева, П. И. Суранов, Н. П. Архипо-ва. Улан-Удэ: А. Б. Бальжинимаев, 2014. 272 с.

5. Ушакова И. А. Использование интерактивных методов обучения в образовательном процессе (метод модерации) [Электронный ресурс] // Информио. 2011. Режим доступа: http:// www.informio.ru/publications/id160/Ispolzovanie-interaktivnyh-metodov-obuchenija-v-uchebnom-processe-metod-moderacii (дата обращения: 11.04.2015).

6. Юсуфбекова Н. Р. Общие основы педагогической инноватики: опыт разработки теории инновационных процессов в образовании. М.: ЦСПО РСФСР, 1991. 91 с.

7. Brown J., Isaacs D., Wheatley M. J. The Word Cafe: Shaping our Futures trough Conversations that Matter. Berrett-Koehler Publishers, 2005. 438 p.

8. Krukov S. V. Foresight: the forecast for the formation of the future // Terra economics. 2010. № 3. P. 26-28.

References

1. Ermolaeva Zh. E. Lektsiya - master-klass v sisteme distantsionnogo obrazovaniya // Lichnost', sem'ya i obshchestvo: voprosy pedagogiki i psikhologii. 2013. № 34. S. 35.

2. Potashnik M. M. Upravlenie professional'nym rostom uchitelya v sovremennoi shkole: metod. posobie. M.: Tsentr ped. obrazovaniya, 2010. 448 s.

3. Teoriya i praktika innovatsionnogo obrazovaniya v vysshei shkole / pod red. V. P. Deliya, E. V. Terent'evoi. M.: Al'teks, 2007. 272 s.

4. Tekhnologiya uspekha. Sotsial'no-pedagogicheskoe soprovozhdenie v razvitii AOU SPO RB «Politekhnicheskii tekhnikum» / O. V. Yakimov, L. G. Pestereva, P. I. Suranov, N. P. Arkhipova. Ulan-Ude: A. B. Bal'zhinimaev, 2014. 272 s.

5. Ushakova I. A. Ispol'zovanie interaktivnykh metodov obucheniya v obrazovatel'nom protsesse (metod moderatsii) [Elektronnyi resurs] // Informio. 2011. Rezhim dostupa: http://www. informio.ru/publications/id160/Ispolzovanie-interaktivnyh-metodov-obuchenija-v-uchebnom-processe-metod-moderacii (data obrashcheniya: 11.04.2015).

6. Yusufbekova N. R. Obshchie osnovy pedagogicheskoi innovatiki: opyt razrabotki teorii innovatsionnykh protsessov v obrazovanii. M.: TsSPO RSFSR, 1991. 91 s.

7. Brown J., Isaacs D., Wheatley M. J. The Word Cafe: Shaping our Futures trough Conversations that Matter. Berrett-Koehler Publishers, 2005. 438 p.

8. Krukov S. V. Foresight: the forecast for the formation of the future // Terra economics. 2010. № 3. P. 26-28.

Статья поступила в редакцию 24.08.2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.