Научная статья на тему 'Организация инновационной среды образовательного учреждения'

Организация инновационной среды образовательного учреждения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4951
512
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИННОВАЦИИ / ИННОВАЦИОННАЯ СРЕДА / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ / ЦЕНТР НОВЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ / PEDAGOGICAL INNOVATIONS / INNOVATIVE ENVIRONMENT / INNOVATIVE ACTIVITY OF THE TEACHER / PEDAGOGICAL PROJECTING / CENTER OF NEW PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Петьков Валерий Анатольевич, Андрющенко Светлана Ивановна

Статья посвящена рассмотрению основ организации инновационной среды в образовательном учреждении. Автор раскрывает сущность средового подхода и типологию инновационных процессов, технологию их проектирования, способы диагностики и формы эффективной организации инновационной среды. Материал представляет интерес для студентов, учителей и преподавателей средних и высших педагогических учебных заведений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF THE INNOVATIVE ENVIRONMENT OF THE EDUCATIONAL ESTABLISHMENTS

The paper is devoted to consideration of bases of the organization of the innovative environment in educational institution. The author opens essence of the environment approach and typology of innovative processes, technology of their design, ways of diagnostics and forms of the effective organization of the innovative environment. The material is of interest for students, teachers and teachers of secondary and higher educational institutions.

Текст научной работы на тему «Организация инновационной среды образовательного учреждения»

УДК 378.14 ББК 74.5 П 31

B.А. Петьков

Доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и технологий дошкольного и начального образования Армавирской государственной педагогической академии; E-mail: valerype@mail. ru

C.И. Андрющенко

Аспирантка кафедры педагогики Армавирской государственной педагогической академии; Email: svetlana303@rambler.ru

ОРГАНИЗАЦИЯ ИННОВАЦИОННОЙ СРЕДЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО

УЧРЕЖДЕНИЯ

(Рецензирована)

Аннотация. Статья посвящена рассмотрению основ организации инновационной среды в образовательном учреждении. Автор раскрывает сущность средового подхода и типологию инновационных процессов, технологию их проектирования, способы диагностики и формы эффективной организации инновационной среды. Материал представляет интерес для студентов, учителей и преподавателей средних и высших педагогических учебных заведений.

Ключевые слова: педагогические инновации, инновационная среда, инновационная

деятельность учителя, педагогическое проектирование, центр новых педагогических технологий.

V.A. Petkov

Doctor ofPedagogy, Professor of the Department of Pedagogy and Technology of Preschool

and Elementary Education, Armavir State Pedagogical Academy; E-mail: valerype@mail.ru

S.I. Andryushchenko

Post-graduate student of Pedagory Department, Armavir State Pedagogical Academy; E-mail:

svetlana303@rambler. ru

ORGANIZATION OF THE INNOVATIVE ENVIRONMENT OF THE EDUCATIONAL ESTABLISHMENTS

Abstract. The paper is devoted to consideration of bases of the organization of the innovative environment in educational institution. The author opens essence of the environment approach and typology of innovative processes, technology of their design, ways of diagnostics and forms of the effective organization of the innovative environment. The material is of interest for students, teachers and teachers of secondary and higher educational institutions.

Key words: pedagogical innovations, innovative environment, innovative activity of the teacher, pedagogical projecting, center of new pedagogical technologies.

Динамизм общественных изменений вызвал к жизни широкомасштабные инновационные процессы в российском образовании.

Большинство исследователей определяют инновационные процессы в образовании как систему, которая, активно откликаясь на вызовы социокультурной реальности и не отвергая существующих традиций, вносит принципиальные изменения в обучение, воспитание и развитие личности. В инновационных процессах осуществляется преобразование не только самой педагогической деятельности присущих ей средств и механизмов, но и существенно перестраиваются ее целевые установки и ценностные ориентации [1].

Рассматривая систему основных понятий педагогической инноватики, Р.Н.

Юсуфбекова выделяет три блока в структуре инновационных процессов в системе образования. Первый - блок создания нового в педагогике, второй - блок восприятия, освоения и оценки нового и третий - блок использования и применения нового [2].

В педагогической литературе выделяется два типа инновационных процессов в области образования. Первый тип - инновации, происходящие в значительной мере стихийно, без точной привязки к самой порождающей потребности либо без полноты осознания всей системы условий, средств и путей осуществления инновационного процесса.

Второй тип нововведений - инновации в системе образования, являющиеся продуктом осознанной, целенаправленной, научно культивируемой междисциплинарной деятельности.

А.Г Кармаевым предложена организационно-педагогическая модель реализации инновационных образовательных процессов. Как своеобразный аналог реального объекта, эта модель воспроизводит их наиболее существенные характеристики:

- идеологию (ориентация на человека как высшую социальную ценность, воспитание творческой и конкурентоспособной личности в ее гармонии с природой, обществом и самой собой и т.п.);

- содержание (целостность картины мира и человека в нем, достигаемая комплексом базовых и элективных курсов; вариативность и гибкое сочетание обязательных и дополнительных дисциплин и т.п.); технологию (целостная совокупность педагогических действий, операций и процедур, обеспечивающих актуализацию и развитие личностных функций, личного опыта и личностного уровня саморегуляции учащихся);

- педагогическое управление (целеполагание и проектирование, конструирование и коррекция, итоговый учет и контроль) [3].

В качестве базовой нами принята и адаптирована к условиям экспериментальных образовательных учреждений разработанная В.А. Сластениным и Л.С. Подымовой [4] модель организации инновационной деятельности педагога и предложена система критериев оценки уровня её эффективности, проявляющихся в конкретных признаках.

Творческая восприимчивость к педагогическим инновациям, которая предполагает открытость внутреннего мира учителя культуре, обществу, проницаемость для иного опыта, готовность к изменениям и т.д.

Творческая активность личности учителя-новатора обусловливается степенью интеллектуальной инициативы, проявлением педагогической интуиции и импровизации.

Методологическая и технологическая готовность к введению новшеств предполагает владение учителем методами и приемами педагогического поиска, технологией принятия решений, умением осуществлять выбор инновационной проблемы и темы исследования, составлять развернутую программу экспериментальной работы в школе, владение методикой составления авторской программы и учебного плана, разнообразными способами введения новшеств в педагогический процесс и т.д.

Культура общения подразумевает владение искусством ведения спора, разрешения конфликтных ситуаций, наличие толерантности и т.д.

Степень развития педагогического мышления включает в себе следующие показатели: сформированностъ педагогической рефлексии, проблемно-поисковый характер деятельности, гибкость и вариативность мышления, самостоятельность в принятии решений, стремление к профессиональному самосовершенствованию [5].

В данной модели также представлены четыре уровня сформированности инновационной деятельности: адаптивный, репродуктивный, эвристический и креативный уровни.

Инновационный процесс в образовательном учреждении проектируется в следующей последовательности: разработка концепции или программы развития учебного заведения; организация деятельности педагогического коллектива по реализации этой программы и мониторинга за ходом её выполнения. Организационная структура инновационного процесса включает следующие этапы: диагностический, прогностический, собственно

организационный, практический, обобщающий и внедренческий.

Важными направлениями инновационной деятельности образовательного учреждения являются разработка и апробация современных образовательных технологий, создание концепций, программ и моделей образовательных учреждений и обеспечение процесса модернизации регионального образования на этапе дошкольного, начального, среднего общего и профессионального обучения.

Образовательное учреждение может эффективно реализовывать инновационную деятельность при использовании потенциала средового подхода. В связи с этим чрезвычайно важной становится возможность организации инновационной среды образовательного учреждения.

В педагогике накоплен достаточный теоретический материал, позволяющий решать проблему организации образовательной среды учебного заведения. Вопросы определения содержания образовательной среды и её развития освещаются в работах ученых, исследующих методологический аспект образовательной среды (М.М. Бахтин, С.И. Гессен,

Э.Н. Гусинский, С.П. Капица, К.И. Князева, С.П. Курдюмов, Н.С. Крылов, Г.Г. Малинецкий, А.Б. Потапов, П.А. Флоренский, Е.А. Ямбург). С.Г Вершловский, Л.С. Выготский, Д.Ж. Маркович, Г.П. Щедровицккй, В.А. Левин исследуют возможности развития личности, предоставляемые средой. Рядом авторов изучаются проблемы поиска исследовательских и технологических аспектов образовательной среды (Б.Н. Боденко, И.А. Зимняя, В.А. Караковский, О.К. Филатов, А.В. Хуторской). Вопросу состояния образовательной среды в вузе посвящаются исследования М.Т. Громковой, Э.М. Короткова, Л.Д. Столяренко, С.И. Самыгина, А.Н. Силина, Ю.В. Сенько и др. В то же время вопросы организации инновационной среды образовательного учреждения в научной литературе представлены недостаточно.

С точки зрения системного подхода, который мы использовали для раскрытия содержания как понятия «среда», так и понятия «инновационная среда», образовательный процесс представляется многоуровневой системой, в которой выделяются три основные уровня. В качестве базовой мы использовали существующую дефиницию уровней среды А.В. Мудрика [6], приняв его подход и наполнив новым содержанием предложенные им понятия макро-, мезо- и микроуровня для образовательной среды педагогического колледжа.

Установлено, что инновационная среда в современном образовательном учебном заведении представляет собой совокупность компонентов пространственно-временного, включающего пространство класса или группы учебного заведения, специфического, включающего особенности образовательных инноваций, и отношенческого, включающего взаимодействие субъектов инновационного процесса (учащихся, педагогов и родителей).

При обосновании методики проектирования инновационной среды образовательного учреждения мы исходили из идеи общности проектирования во всех сферах образовательной деятельности. В логической структуре проектирования нами выделены следующие этапы: постановка задачи - сбор информации - анализ данных - выбор стратегии - выбор тактики

- формулирование идей - сравнение вариантов - синтез - оценка - оптимальное решение -конкретизация.

Решение поставленной задачи проектирования инновационной среды образовательного учреждения потребовало построения ряда моделей. Модель процесса построения инновационной среды в нашем случае приобрела форму алгоритма (предписания), разработанного в расчёте на конкретных исполнителей с учётом уровня их профессиональной подготовки педагогов к этой деятельности.

Продуктивность разработанных автором подходов к проектированию инновационной среды образовательного учреждения оценивалась по результатам педагогического мониторинга основных её показателей, характеризующих комплекс составляющих, признаков и критериев, входящих в состав структуры инновационной среды.

В экспериментальной работе в качестве базового для проектирования инновационной среды было выбрано образовательное учреждение - социально-педагогический колледж в ст. Ленинградской Краснодарского края, в структуру которого входят дошкольное учреждение,

начальная школа и филиал вуза. На его основе был создан научно-методический центр новых педагогических технологий (НМЦ). Основными направлениями его деятельности являются:

- проведение научно-поисковых и внедренческих психолого-педагогических работ, разработка учебно-методических программ и комплексов;

- осуществление консультативной и экспертно-аналитической помощи коллективам и частным лицам в организации, становлении и развитии образовательных учреждений;

- мониторинг качества образования, эффективности организации и проведения образовательного процесса на всех уровнях;

- разработка инновационных, педагогически целесообразных и дидактически обоснованных способов и приемов обучения и воспитания;

- создание образовательных программ и проектов, обеспечивающих раннее выявление и развитие одаренных детей и подростков;

- совершенствование системы управления образованием.

Деятельность центра охватывает все уровни общего образования и включает в себя следующие компоненты: организационно-педагогический, методический, научно-

исследовательский и экспериментальный, а также редакционно-издательский.

Организационно-педагогический аспект предполагает координирование деятельности субъектов образовательного пространства региона в целях выработки согласованных подходов к решению федеральных и региональных задач развития образования. Это выражается, прежде всего, в проведении конференций и семинаров с руководителями и педагогами образовательных учреждений региона по актуальным вопросам развития образования.

Методический аспект касается в основном консультирования по внедрению разработанных систем и методик, проведения аналитико-экспертных работ по вопросам их эффективного использования в различных условиях.

Научно-исследовательская и экспериментальная деятельность посвящена разработке новых педагогических технологий и моделей управления как в педагогическом колледже, так и в учреждениях системы образования региона в целом.

Конечным результатом, который достигается в процессе взаимодействия структурных элементов НМЦ и субъектов образовательного процесса, является инновационная образовательная среда учреждения. Она позволяет обеспечить мобильность продвижения инновационных идей, подходов, технологий от педагогической теории к образовательной практике.

Результаты проведенной опытно-экспериментальной работы по апробации и практической реализации разработанных моделей и технологических подходов позволяют констатировать более позитивные статистически достоверные сдвиги, произошедшие в компонентах инновационной деятельности учащихся и педагогов в экспериментальном учебном заведении по сравнению с контрольным.

В ходе исследования установлено, что процесс организации инновационной среды образовательного учреждения является эффективным при соблюдении комплекса следующих условий:

- психолого-педагогических (обеспечение ориентации образовательного процесса на инновационную деятельность; включении субъектов образования в инновационную деятельность; готовности педагогического коллектива к проектированию разработанных инновационных моделей и технологий и реализации их на практике и др.);

- организационно-педагогических (организация продуктивного взаимодействия всех

субъектов инновационной деятельности; совершенствование индивидуальных и

коллективных форм инновационной деятельности; материальное, кадровое и

информационно-методическое обеспечение инновационной деятельности; сотрудничество и педагогическое взаимодействие образовательного учреждения с другими инновационными институтами).

1. Инновационное обучение: стратегия и практика / под ред. В.Я. Лияудис. М., 1994. 203 с.

2. Юсуфбекова Н.Р. Общие основы педагогической инноватики. Инновационные методы обучения в вузе: сб. науч. тр. Мурманск, 1993.

3. Опыт разработки теории инновационных процессов в образовании. М., 1991. 92 с.

4. Сластёнин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: инновационная деятельность. М.: Магистр, 1997. 224 с.

5. Звягинцева Н.Ю. Формирование готовности к инновационной деятельности будущего педагога в условиях модульного обучения // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Педагогика и психология. Майкоп, 2011. Вып. 2. С. 70-78.

6. Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику: учеб. пособие. М., 1997. 365 с.

References:

1. Innovative teaching: strategy and practice / ed. by V.Ya. Liyaudis. М., 1994. 203 pp.

2. Yusufbekova N.R. General foundations of pedagogical innovation. Innovative methods of teaching in a higher school: coll. of scient. works. Murmansk, 1993.

3. The experience of development of the theory of innovative processes in education. М., 1991. 92

pp.

4. Slastyonin V.A., Podymova L.S. Pedagogy: innovative activity. М.: Magistr, 1997. 224 pp.

5. Zvyagintseva N.Yu. The formation of readiness for innovative activity of the future teacher in the conditions of module training // The Bulletin of the Adyghe State University. Series «Pedagogy and Psychology». Maikop: AGU Publishing house. 2011. Issue 2. P. 70-78.

6. Mudrik A.V. Introduction to Social Pedagogy: a manual. М., 1997. 365 pp.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.