Научная статья на тему 'Организация информационного обеспечения управления здравоохранением'

Организация информационного обеспечения управления здравоохранением Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
165
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ / ЛОГИСТИЧЕСКИЙ ПОДХОД / УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ / УПРАВЛЕНИЕ ЦЕПЯМИ ПОСТАВОК / INFORMATIONAL SUPPORT OF HEALTH CARE / LOGISTIC APPROACH / MANAGEMENT MODEL / CONTROL OF LINES OF DELIVERIES

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Коновалов Алексей Андреевич, Позднякова М.А.

Статья посвящена анализу и обобщению опыта Нижегородской области по созданию и внедрению эффективных управленческих моделей информационного обеспечения здравоохранения, который мог бы стать основой для структурно-функциональных преобразований в других регионах России. Предложенная авторами логистическая концепция является эффективным инструментом проектирования, модернизации и развития системы информационного обеспечения здравоохранения региона, что доказано успешным применением его при решении задач разного масштаба и сложности, в том числе успешным достижением целевых индикаторов региональной программы модернизации здравоохранения Нижегородской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Коновалов Алексей Андреевич, Позднякова М.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The organization of informational support of health care management

The article considers analysis and generalization of experience of the Nijegorodskaia oblast concerning development and implementation of effective management models of informational support of health care that can become a basis for structural and functional transformations in other regions of Russia. The proposed logistic concept is an effective tool of designing, modernization and development of system of informational support of regional health care that is proved by its successful application for resolving tasks of various scale and complicacy, including successful achievement of target indices of regional program of modernization of the Nijegorodskaia oblast.

Текст научной работы на тему «Организация информационного обеспечения управления здравоохранением»

Health care reforms

4. Линденбратен, А.Л., Ковалева В.В. Контроль качества организации медицинской помощи: современные подходы. Здравоохранение. 2011; (6): 50—5.

5. Максимова Т.М., Лушкина Н.П. Особенности восприятия пациентами разных стран условий оказания медицинской помощи. Пробл. соц. гиг., здравоохр. и истории мед. 2011; (3): 8—10.

6. Петрова Н.Г., Балохина С.А., Мартиросян М.М. Показатели здоровья населения и деятельности учреждений здравоохранения как основа адекватного планирования и управления оказываемой медицинской помощи. Восточно-европейский журнал общественного здоровья. 2009; 1 (5): 37—8.

7. Стародубов В.И., Сон И.М., Леонов С.А., Стерликов С.А., Гаже-ва А.В., Шебаев Г.А. Результаты оценки некоторых показателей эффективности деятельности медицинских организаций в 2010 году. Социальные аспекты здоровья населения. 2013; 29: 1—8.

8. Щепин В.О. Лечебно-профилактическая помощь населению РФ: ресурсы обеспечения и основные показатели деятельности. Пробл. соц. гиг., здравоохр. и истории мед. 2009; (7): 3—6.

Поступила 25.01.2016 Принята в печать 28.01.2016

PREFERENCES

1. Belov L.A. Ways to improve the quality of care. Zdravookhranenie. 2009; (1): 62—4. (in Russian)

2. Zhilyaeva E.P., Zaika N.M. On the role and capabilities of the patient in the context of globalization. Byulleten' Natsional'nogo NII obshchestvennogo zdorov'ya im. N.A. Semashko. 2013; (2+: 130—5. (in Russian)

3. Kucherenko V.Z., Ekkert N.V. Secure medical practice — the main criterion for the quality of care. Vostochno-evropeyskiy zhurnal obshchestvennogo zdorov'ya. 2008; (4): 53—7. (in Russian)

4. Lindenbraten A.L., Kovaleva V.V. Quality control of medical care: modern approaches. Zdravookhranenie. 2011; (6): 50—5. (in Russian)

5. Maksimova T.M., Lushkina N.P. Features of perception of patients around the conditions of care. Probl. sots. gig., zdravookhr. i istorii meditsiny. 2011; (3): 8—10. (in Russian)

6. Petrova N.G., Balokhina S.A., Martirosyan M.M. Indicators of health and activity of health care institutions as a basis for adequate planning and management of care. Vostochno-evropeyskiy zhurnal obshchestvennogo zdorov'ya. 2009; 1 (5): 37—8. (in Russian)

7. Starodubov V.I., Son I.M., Leonov S.A., Sterlikov S.A., Gazheva A.V., Shebaev G.A. The evaluation results of some performance indicators of health care organizations in 2010. Sots. aspekty zdorov'ya naseleniya. 2013; 29: 1—8. (in Russian)

8. Shchepin V.O. Treatment and prevention assistance to the population of the Russian Federation: the resources and provide key performance indicators. Probl. sots. gig., zdravookhr. i istorii meditsiny. 2009; (7): 3—6. (in Russian)

© Коновалов А.А., Позднякова М.А., 2016 УДК 614.2:616-084

Коновалов А.А., Позднякова М.А.

ОРГАНИЗАЦИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ УПРАВЛЕНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЕМ

ГБОУ ВПО «Нижегородская государственная медицинская академия», 603005, г. Нижний Новгород, Россия

Статья посвящена анализу и обобщению опыта Нижегородской области по созданию и внедрению эффективных управленческих моделей информационного обеспечения здравоохранения, который мог бы стать основой для структурно-функциональных преобразований в других регионах России. Предложенная авторами логистическая концепция является эффективным инструментом проектирования, модернизации и развития системы информационного обеспечения здравоохранения региона, что доказано успешным применением его при решении задач разного масштаба и сложности, в том числе успешным достижением целевых индикаторов региональной программы модернизации здравоохранения Нижегородской области.

Ключевые слова: информационное обеспечение здравоохранения; логистический подход; управленческая модель; управление цепями поставок.

Для цитиривания: Коновалов А.А., Позднякова М.А. Организация информационного обеспечения управления здравоохранением. Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2016; 24 (2): 101—105. DOI 10.1016/0869-866X-2016-24-2-101-105

Для корреспонденции: Коновалов Алексей Андреевич, д-р мед. наук, проф. каф. профилактической медицины факультета повышения квалификации врачей, konovalov@zdrav.kreml.nnov.ru

Konovalov A.A., Pozdniakova M.A. THE ORGANIZATION OF INFORMATIONAL SUPPORT OF HEALTH CARE MANAGEMENT

The Nijegorodskaia state medical academy, 603005 Nizhny Novgorod, Russia The article considers analysis and generalization of experience of the Nijegorodskaia oblast concerning development and implementation of effective management models of informational support of health care that can become a basis for structural and functional transformations in other regions of Russia. The proposed logistic concept is an effective tool of designing, modernization and development of system of informational support of regional health care that is proved by its successful application for resolving tasks of various scale and complicacy, including successful achievement of target indices of regional program of modernization of the Nijegorodskaia oblast. Keywords: informational support of health care; logistic approach; management model; control of lines of deliveries.

For citation: Konovalov A.A., Pozdniakova M.A. The organization of informational support of health care management.

Problemi socialnoi gigieni, zdravookhranenia i istorii meditsini. 2016; 24 (2): 101—105. (In Russ.) DOI: 10.1016/0869-866X-2016-24-2-101-105

For correspondence: Konovalov A.A., doctor of medical sciences, professor of chair of preventive medicine of the faculty of advanced training of physicians. e-mail: konovalov@zdrav.kreml.nnov.ru Conflict of interests. The authors declare absence of conflict of interests. Financing. The study had no sponsor support.

Received 16.09.2015 Accepted 28.01.2016

Реформы здравоохранения

ОСНОВНЫЕ ИСТОЧНИКИ

первичной информации

МИАЦ

Обобщение информации

Анализ информации

Распределение информации

Хранение информации

ОСНОВНЫЕ ПОТРЕБИТЕЛИ региональные федеральные

Федеральные

органы управления

Территориальные органы управления

Контрольно-

надзорные

органы

Органы

государственной статистики

Федеральные контрольно-надзорные органы

Федеральные

органы управления

ПАЦИЕНТЫ

Управление \ Управпение\ Управление первичной \первичной \канапами информацией/обработкой /передачи

Управление^ | обобщением и анализом /

Управление N хранением и распределением.

Управление^ > спросом

Модель отраслевого информационного обеспечения как системы управления цепями поставок информации.

Качество и доступность медицинской помощи обеспечиваются актуальной и достоверной медико-статистической и управленческой информацией, основанной на внедрении современных информационных технологий [1—4].

При этом структура информационных потоков пересматривается и модернизируется нерегулярно. Нормативное и методическое обеспечение информатизации и информационного обмена в здравоохранении нуждается в улучшении [5].

На примере анализа опыта развития здравоохранения Нижегородской области (НО) показаны возможности в создании и развитии эффективных управленческих моделей информационного обеспечения структурно-функциональных преобразований в здравоохранении.

В становлении организации информационного обеспечения здравоохранения НО особая роль принадлежит областной службе медицинской статистики и информатики, которая является важным управленческим ресурсом [5].

Особое место занимает областной медицинский информационно-аналитический центр (МИАЦ), прежде всего в управлении информационными потоками [6].

Для определения слабых звеньев и направлений развития службы в 2012 г. был проведен социологический опрос сотрудников подведомственных. Анализ показал, что существующая ^-инфраструктура задействована преимущественно в административном процессе (71,5%), а не в лечебно-диагностической деятельности. Сеть между лечебными отделениями организована только в 2,8% учреждений.

Собственный сайт работал в 8,3% случаях, удаленный доступ использовали 2,8% опрошенных, виртуальную частную сеть (VPN) — 11,8%, что свидетельствует о недостаточном уровне защиты данных. Защита серверов от сбоев в обеспечении электроэнергией имела место в 12,5% учреждений. В 57% ЛПУ не проводились мероприятия по обеспечению целостности и доступности информации, в 88% отсутствовал контроль Интернет-трафика. В 70% учреждений не было собственной службы IX работы выполнялись совместителями. Для доступа в Интернет в 23% случаях использовался канал ADSL, выделенная линия (19%), ISDN (17%), радиоканал (2,8%).

Внедрение автоматизированных информационных систем носило разрозненный характер. В 2009 г. в НО насчитывалось 11 различных информационных систем, в 2012 г. уже 21, комплексные внедрения были реализованы только в 4 крупных областных учреждениях.

Для персонификации данных учета оказанной медицинской помощи большинство учреждений использовали данные полиса ОМС (83,3%) и паспортные данные (78,6%). Проверка страховой принадлежности по базам данных использовалась только в 45,2% учреждений.

Выявлен дисбаланс в уровне автоматизации между городскими и сельскими организациями, между системой ОМС и бюджетными учреждениями, что негативно влияет на развитие здравоохранения субъекта РВ в целом.

В 2012 г. произошла передача муниципальных медицинских организаций в ведение областных органов управления, что создало предпосылки для ка-

Health care reforms

Таблица 1

Традиционная и логистическая концепции информационного обеспечения здравоохранения

Логистическая

1. Высокая степень интеграции:

поток информации и его участники рассматриваются как единое целое;

информационные компромиссы применяются; работа нацелена на единый результат

2. Стремление к повышению качества информации

3. Оптимизация всего потока информации под задачу

4. Высокие резервы производственных мощностей

5. Запасы в виде мощностей

6. Короткий временной цикл поставок информации — малыми партиями (оперативный мониторинг)

7. Использование стандартизованных показателей и гибких универсальных форм для получения нужной информации

8. Централизация и унификация вычислительной базы

9. Ориентация на оперативный заказ информации

10. Децентрализация ввода и вывода данных

11. Самостоятельный доступ потребителя к источнику данных

12. Системное планирование

Традиционная

1. Низкая степень интеграции:

относительная изолированность и недостаточная согласованность взаимодействия участников информационного обмена; информационные компромиссы не применяются; участники нацелены на получение собственной выгоды

2. Стремление к накоплению максимального объема информации

3. Оптимизация изолированных функциональных областей (сбор, хранение)

4. Высокая степень использования производственных мощностей и человеческих ресурсов

5. Запасы в виде информационных массивов

6. Длительный временной цикл поставок информации — крупными партиями (годовой отчет)

7. Использование стандартизованных форм предоставления информации

8. Децентрализация вычислительной базы

9. Преимущественная ориентация на исполнение годового плана учреждения

10. Централизация ввода и вывода данных

11. Предоставление информации по запросам

12. Локальное планирование

чественно нового централизованного внедрения информационных систем.

Для решения данной задачи предложена концепция, основанная на применении принципов логистического подхода. В этом контексте система здравоохранения региона условно представлена как сложный производственный комплекс, продуктом которого является здоровье населения как составная часть человеческого капитала. С позиций логистики продуктом, являющимся объектом производства и предметом обмена в цепи поставок информационного обеспечения, является управленческая информация в виде отчетных форм, электронных сводов, баз данных и т. п.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Медицинские учреждения позиционируются как поставщики управленческой (ежегодной и оперативной) информации для реализации целей государственной политики в здравоохранении. МИАЦ рассматривается как производственный центр с функциями получения, обобщения, анализа, хранения и оперативного предоставления статистической и управленческой информации (см. схему).

Получатели информации (территориальные и федеральные органы управления здравоохранением, контрольно-надзорные органы) отождествляются с конечными потребителями продукта и представляются с логистической (экономической) точки зрения заказчиками, формируя со-

вокупный спрос на информацию в форме ежегодного и оперативного государственного статистического задания, информационного обеспечения.

Структурно-функциональные изменения информационного обеспечения здравоохранения в таком производственном комплексе обусловлены ростом потребности в управленческой информации и увеличением ее объема, следовательно, количества

Таблица 2

Логистические факторы производительности информационной системы

Наименование фактора Изменение фактора Результат

Скорость использования Недостаточная Перепроизводство

информации Избыточная Перегрузка поставщиков

Скорость производства Недостаточная Задержки, простой потребителей

информации Избыточная Дефектная продукция, простой потребителей

Объем производства Недостаточная Задержки, простой потребителей

информации Избыточная Избыточные запасы

Скорость транспорти- Недостаточная Задержки потребителей

ровки информации Избыточная Ненужные перемещения

Скорость обработки Недостаточная Задержки, простой потребителей

информации Избыточная Простой материальных и трудовых ресурсов

Хранение Недостаточная Ограниченная доступность потребителей

информации Избыточная Нерациональное использование мощностей

Таблица 3

Динамика потерь и экономического эффекта при организации долечивания в Нижегородской области

Показатель 2005—2009 гг. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г.

Приобретено путевок 25 086 5909 5299 5148 4787

Выдано путевок 24 207 5600 5249 5105 4787

Невостребованные путевки 879 309 50 43 0

Дополнительно выявленная 0 562 1316 1226 1444

потребность в путевках

Средняя стоимость путевки, руб. 28 895,4 30 451,1 34 418,3 34 816,1 37 392,2

Экономический эффект, тыс. руб. -25 399,1 -9409,4 -1720,9 -1497,1 0,0

Реформы здравоохранения

Таблица 4

Отдельные показатели организации и эффективности службы родовспоможения Нижегородской области

Показатель 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г.

Поступили под наблюдение до 12 нед беременности, % 76,4 80,9 82,7 82,6 83,0 83,3 84,7 83,2

Принято родов в стационаре 30 358 32 114 34 255 34 957 35 037 35 264 37 778 37 606

Из них не состояли на учете по беременности, % 2,9 2,5 2,2 2,1 2,0 2,0 1,8 1,8

Нормальные роды, % 31,7 32,7 32,4 33,0 32,3 32,4 39,4 37,0

Экстрагенитальная патология беременных, %:

болезни системы кровообращения беременных 10,7 10,5 13,8 10,2 11,3 10,5 13,5 13,0

анемии беременных 47,8 42,7 46,5 36,4 39,2 38,8 39,0 40,6

гестозы 26,0 24,0 29,7 22,7 22,7 21,0 21,4 21,4

Преждевременные роды, % 4,4 4,2 3,8 3,8 4,4 3,8 5,8 4,5

Кесарево сечение (на 1 тыс. родов) 168,8 173,1 173,4 174,0 194,2 204,8 211,0 223,6

Осложнения родов (на 1 тыс. родов):

кровотечение в послеродовом периоде 19,4 19,2 19,1 19,6 19,1 16,8 14,2 13,0

преэклампсия и эклампсия 37,6 39,4 50,4 24,3 22,5 20,3 29,2 26,6

сепсис 0,4 0,4 0,5 1,4 0,6 0,6 0,2 0,0

Материнская смертность (на 100 тыс. живорождений) 35,4 63,2 48,0 24,8 24,8 19,2 10,3 15,5

Перинатальная смертность 12,5 11,5 11,4 9,9 9,1 9,1 11,8 12,2

Заболеваемость новорожденных (на 10 тыс.) 7541,9 6661,0 6451,1 6646,9 6206,3 5528,9 5412,2 5140,6

субъектов обмена и обработки информации. Гово -ря экономическими терминами, происходит рост спроса на управленческую информацию (продукт) при одновременном расширении сферы потребления.

Применение логистического подхода позволяет перейти на новый уровень понимания и организации информационного обеспечения (табл. 1).

Перечислим основные положения предложенной концепции:

♦ понимание отраслевого информационного обеспечения как системы управления цепями поставок информации;

♦ приоритет системной оптимизации процессов передачи, обработки и хранения информационных ресурсов;

♦ устранение нерационального, повторного информационного обмена;

♦ стандартизация формулировок и источников при вводе данных, контроль качества информации на всех уровнях;

♦ децентрализация и автоматизация ввода и вывода данных и одновременно централизация, унификация и стандартизация аппаратной вычислительной базы;

♦ сокращение избыточных запасов информации, регулярная ревизия информационных потоков и отказ от сбора невостребованной информации;

♦ свободная доступность источников обработанной информации путем взаимодействия с базами данных;

♦ отношение к поставщикам информации как к партнерам, а не оппонентам, понимание их роли в обеспечении качества информации. Теоретическое обоснование концепции, основываясь на анализе логистической трактовки информационного потока как системы управления цепями поставок (supply chain management — SCM-модель), позволило определить факторы, негативно влияю-

щие на производительность информационной системы (табл. 2).

В целях повышения производительности информационной системы предлагаются следующие направления оптимизации:

♦ приоритет качества информационных ресурсов и организация потока информации под конкретную задачу;

♦ централизация и унификация вычислительной базы;

♦ использование стандартизованных универсальных показателей, в том числе электронных форм отчетности;

♦ сокращение цикла передачи информации (оперативный мониторинг);

♦ оперативный заказ информации и самостоятельный доступ потребителя к базе данных. Исследование позволило в качестве «критических»

точек, требующих первоочередного вмешательства, определить два направления деятельности здравоохранения региона: организацию службы родовспоможения и санаторно-курортную помощь пациентам трудоспособного возраста с болезнями системы кровообращения.

На основе логистического подхода разработан ком -плекс организационно-методических мероприятий, внедрение которого дает медико-социальный и экономический эффект (табл. 3).

Изменение направленности информационного потока позволило устранить ежегодные диспропорции, вызывавшие сокращение доступности санаторно-курортной помощи, и направить высвобождающиеся средства на увеличение ее объемов.

Динамика показателей деятельности службы родовспоможения до и после внедрения логистической системы информационного сопровождения беременных, рожениц и родильниц с момента постановки на учет до 42-го дня после родов представлена в табл. 4.

Health care reforms

Произошло не только снижение показателей материнской, младенческой (в первую очередь ранней неонатальной) и перинатальной смертности. Удалось увязать друг с другом административные, лечебно-диагностические, финансово-экономические и хозяйственные процессы, создав предпосылки для выравнивания условий оказания медицинской помощи, реализации ее качества независимо от места обращения и повышения конкурентоспособности государственных медицинских организаций на рынке медицинских услуг.

Потенциальный экономический эффект, рассчитанный по методике ВОЗ, составил 927,1 млн руб., включая снижение трудозатрат на подготовку отчетности по формам государственного статистического наблюдения.

Заключение

Информационное обеспечение является важнейшим элементом управления здравоохранением региона, определяющим качество управленческих решений на всех уровнях. С позиции планирования, управления и контроля движения ресурсов предложенный логистический подход к организации отраслевого информационного обеспечения региона позволяет определить эффективные методы оптимизации информационной системы, направленные на предупреждение ее перегрузки и простоя. Предложенная логистическая концепция является эффективным инструментом проектирования, модернизации и развития системы информационного обеспечения здравоохранения региона.

Исследование не имело финансовой поддержки.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Стародубов В.И. Прогноз развития систем здравоохранения РФ. Менеджер здравоохранения. 2004; (2): 4—10.

2. Какорина Е. П., Тен Г. У. Подходы к созданию информационной системы здравоохранения России. Пробл. соц. гиг., здравоохр. и истории мед. 2003; (2): 18—20.

3. Гусев А.В. Перспективы облачных вычислений и информатизация учреждений здравоохранения. Врач и информационные технологии. 2011; (2): 6—17.

4. Mangan D. Health-care IT investment boom: Who's the next winner? [Electronic resource] / D. Mangan // CNBC-Healthcare (Mon, 14 Jul 2014). — Режим доступа: http://www.cnbc.com/2014/07/14/health-care-it-investment-boom-whos-the-next-winner.html (дата обращения 20.10.2015).

5. Коновалов А.А., Варенова Л.Е. Организация деятельности и ресурсного обеспечения службы медицинской статистики Нижегородской области. Медицинский альманах. 2014; [3 (33)]: 13—6.

6. Коновалов А. А. Чиненкова Л.В. Актуальные правовые аспекты применения информационных систем в организации здравоохранения. Медицинский альманах. 2013; [5 (29)]: 17—9.

Поступила 16.09.2015 Принята в печать 28.01.2016

REFERENCES

1. Starodubov V.I. Forecast of development of health systems of the Russian Federation. Menedzher zdravookhraneniya. 2004; (2): 4—10. (in Russian)

2. Kakorina E.P., Ten G.U. The approaches to the creation of a health information system Russia. Probl. sots. gig., zdravookhr. i istorii med 2003; (2): 18—20. (in Russian)

3. Gusev A.V. Prospects of cloud computing and computerization of health facilities. Vrach i informatsionnye tekhnologii. 2011; (2):6—17. (in Russian)

4. Mangan D. Health-care IT investment boom: Who's the next winner? // CNBC-Healthcare (Mon, 14 Jul 2014). Available at:. http://www. cnbc.com/2014/07/14/health-care-it-investment-boom-whos-the-next-winner.html (accessed 20 October 2015).

5. Konovalov A.A., Varenova L.E. Organization of activity and resource maintenance services of medical statistics in Nizhny Novgorod region. Meditsinskiy al'manakh. 2014; [3 (33)]: 13—6. (in Russian)

6. Konovalov A.A., Chinenkova L.V. Current legal aspects of information systems in health care organizations. Meditsinskiy al'manakh. 2013; [5 (29)]: 17—9. (in Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.