УДК 341.217+341.162
Анастасия Андреевна Кадацкая,
соискатель
Национальный юридический университет имени Ярослава Мудрого, г. Харьков
ОРГАНИЗАЦИЯ И УПРАВЛЕНИЕ ЕВРОПЕЙСКИМ БАНКОМ РЕКОНСТРУКЦИИ И РАЗВИТИЯ
В статье исследуются состав, структура, порядок избрания и функционирования основных органов управления Европейского банка реконструкции и развития. Основными органами управления являются: Совет управляющих, Совет директоров, Президент, Вице-президенты.
Ключевые слова: международные финансовые организации, Европейский банк реконструкции и развития, органы управления ЕБРР, структура ЕБРР.
Структура и компетенция органов управления любой международной организации являются одними из важнейших факторов, определяющих основы ее функционирования. Наличие организационной структуры является основным элементом международной организации и тем фактом, который отличает ее от какой-либо иной правовой формы международного сотрудничества. Исходя из целей и задач международной организации, определяется ее организационная структура. А на организационно-правовой механизм ее деятельности влияет именно компетенция конкретной международной организации [7, с. 32].
Структура органов международных финансовых организаций в целом определяется положениями учредительных актов, правилами процедуры органов, которые служат правовой основой для создания внутриорганизацонного механизма международных финансовых организаций [1, с. 118].
Система органов управления Европейского банка реконструкции и развития (далее по тексту - «ЕБРР» или «Банк») похожа на систему органов управления других международных организаций, например, Международного банка реконструкции и развития (далее - МБРР). Так, среди основных органов международных финансовых организаций, как правило, можно выделить: Совет Управляющих (Board of Governors), Совет Директоров (Board of Directors) или Совет Исполнительных Директоров (Board of Executive Directors), президента, другие должностные лица и персонал (ст. 22 Соглашения о ЕБРР [9], ст. 5 Соглашения о МБРР [10]). Кроме того, в определенных случаях во внутриорганизационном механизме в отдельную категорию должностных лиц выделяются вице-президенты или исполнительные вице-президенты (ст. 22 Соглашения о ЕБРР [9]), а также допускается создание любых других дополнительных органов. Таким образом, можно говорить о том, что структура органов управления является прозрачной. Такая модель в дальнейшем поддерживается системой отчетности для возможности использования системы сдержек и противовесов в деятельности ЕБРР с целью его наиболее эффективного функционирования.
Система управления Европейского банка реконструкции и развития является трехступенчатой и состоит из Правления (высший орган управления) в лице Совета управляющих (Board of Governors), исполнительного органа - Совета директоров (Board of Directors) и президента и вице-президентов Банка.
Таким образом, учитывая определенное сходство в организационной структуре международных финансовых организаций и полномочиях их органов управления, для научного пространства является важным выделить характерные черты каждой из них.
Следовательно, проблематика нашей научной статьи имеет непосредственную связь с важными научными и практическими задачами.
Вопросы корпоративного управления и организационной структуры Европейского банка реконструкции и развития исследуются многими учеными, как отечественными, так и иностранными, среди них: Дунас О. И. [1], Лебедева П. К. [3], Ушаков М. О., Шибаева Е. А. [4], Ибрагим Шихата (Ibrahim F. I. Shihata) [11], Адам Бронстоун (Adam Bronstone) [8], Поль Менквельд (Paul Menkveld) [12], Стивен Вебер (Steven Weber) [13] и другие.
Исследуя правовую природу Европейского банка реконструкции и развития, эти ученые уделяли большое внимание изучению его организационной структуры, полномочий органов управления Банка, принципов корпоративного управления.
В международно-правовой литературе отмечается, что «международные организации никогда не исчезнут как самый важный элемент международного сообщества и не может быть возврата к классическому обществу государств, которое не имеет какой-либо организационной структуры» [7, с. 11].
Организация и управление Европейского банка реконструкции и развития требует детального и глубокого изучения.
Таким образом, цель статьи состоит в исследовании организационной структуры ЕБРР как международно-финансовой организации.
Можно выделить такие основные задачи этой статьи:
- охарактеризовать органы управления Европейского банка реконструкции и развития;
- выделить полномочия органов управления Европейского банка реконструкции и развития;
- установить взаимодействие органов управления Европейского банка реконструкции и развития.
Европейский банк реконструкции и развития созданный на базе высоких стандартов корпоративного управления. Концепция сильного корпоративного управления лежит в основе всей деятельности ЕБРР, прежде всего, в инвестиционной и правовой деятельности ЕБРР [2].
Система органов, определяющая механизм взаимодействия государств в рамках международной финансовой организации, как организационная структура ЕБРР, закреплена в главе 6 «Организация и управление» Соглашения об учреждении Европейского банка реконструкции и развития от 29 мая 1990 г. [9] (вступило в силу 28 марта 1991 г. (далее - «Соглашение»). Процедурные и внутренние вопросы деятельности отдельных органов управления Банка обозначены в Основных документах ЕБРР [5], среди них: Правила внутреннего распорядка ЕБРР (the By-Laws of the Bank), Правила процедуры Совета управляющих (Rules of Procedure of the Board of Governors), Правила процедуры Совета директоров (Rules of Procedure of the Board of Directors), которые действуют с апреля 1991 г., а также в «Пояснительных комментариях».
Система управления Европейского банка реконструкции и развития является трехступенчатой и состоит из Правления (высший орган управления) в лице Совета управляющих (Board of Governors), исполнительного органа - Совета директоров (Board of Directors) и Президента и вице-Президентов Банка.
Руководство деятельностью ЕБРР осуществляется Правлением - Советом управляющих (Board of Governors), в котором представлены все государства-члены Банка. Все полномочия Банка являются прерогативой Совета управляющих.
Состав, полномочия и процедура Совета управляющих закреплены в статьях 23-25 Соглашения [9]. Так, Совет управляющих представляет все государства-члены ЕБРР, каждое из которых выбирает одного представителя и одного его заместителя на случай отсутствия представителя. Каждый управляющий и заместитель могут быть отозваны в любой момент по желанию члена, который их назначил.
Совет управляющих избирается ежегодно и выбирает одного из управляющих как председателя, который выполняет свои обязанности до избрания следующего председателя.
За исполнение своих обязанностей управляющие и их заместители не получают вознаграждения от Банка.
Правление избирается для принятия решений в отношении стратегических вопросов развития ЕБРР, избрания директоров, назначения президента и т. д., раз в год или в любой момент на усмотрение Совета управляющих. Также заседание Совета управляющих может быть созвано Советом директоров по требованию не менее пяти членов Банка либо членов, на долю которых приходится не менее одной четверти общего количества голосов, на которое имеют право члены. Заседание, не являющееся ежегодным, называется «специальным».
Полномочия Правления можно разделить на две группы: исключительные полномочия и те, которые могут быть делегированы полностью либо частично Совету директоров Банка.
Исключительные полномочия Совета управляющих закреплены в части второй ст. 24 Соглашения [9]. К ним, в частности, относятся следующие: принимать новых членов и определять условия их приема; увеличивать либо уменьшать разрешенный к выпуску уставной капитал Банка; приостанавливать членство; принимать решения по апелляциям, связанным с толкованием или с применением этого Соглашения Советом директоров; избирать Директоров и Президента Банка; вносить изменения в Соглашение, а также осуществлять какие-либо иные полномочия, которые в Соглашении прямо возлагаются на Совет управляющих.
Что касается второй группы полномочий, то Совет управляющих сохраняет всю полноту полномочий по любым вопросам, делегированным или порученным Совету директоров.
Также, Совет управляющих и Совет директоров в пределах своих полномочий могут принимать такие правила и положения и создавать такие дополнительные органы, которые могут быть необходимы либо целесообразны для осуществления деятельности Банка.
Секретарь уведомляет всех членов, используя самые быстрые средства связи, о дате, месте проведения и повестке дня каждого заседания Совета управляющих, не позднее, чем за сорок пять дней до даты ежегодного заседания и за тридцать дней до даты специального заседания [5].
Кворум составляют две трети Управляющих, при условии, что такое большинство представляет не менее, чем две трети общего количества голосов, на которое имеют право члены. Любое заседание, на котором отсутствует кворум, решением большинства может быть не открыто либо отложено не более чем на два дня по решению большинства [5].
Порядок принятия решения Советом управляющих определен коротко в ст. 25 Соглашения, а более полная процедура описана в Правилах процедуры Совета управляющих (Rules of Procedure of the Board of Governors).
Исполнительный орган ЕБРР представлен Директоратом - Советом директоров (Board of Directors), и состоит из двадцати трех членов, которые не являются членами Совета управляющих.
Директорами являются высококомпетентные в экономических и финансовых вопросах лица, являющиеся гражданами государств-членов Банка. Ни один член не должен быть представлен более чем одним директором. Каждый директор имеет право назначить своего заместителя. Директор и его заместитель должны быть гражданами государства-члена [от которого избран]. Директора выполняют свои обязанности в течение трех лет и могут быть избраны на новый срок [9].
Процедура избрания членов Совета директоров имеет такие особенности:
- одиннадцать членов избираются управляющими, представляющими Бельгию, Грецию, Данию, Ирландию, Испанию, Италию, Люксембург, Нидерланды, Португалию, Соединенное Королевство, Федеративную Республику Германию, Францию, Европейский Союз и Европейский инвестиционный банк;
- четыре члена избираются управляющими, представляющими страны-члены Центральной и Восточной Европы, имеющие право на получение помощи от Банка;
- четыре члена избираются управляющими, представляющими другие европейские страны-члены;
- четыре члена избираются управляющими, представляющими неевропейские страны-члены.
Как предусмотрено в ст. 27 Соглашения [9], Совет директоров руководит операционной деятельностью Банка и несет ответственность за деятельность Банка; осуществляет полномочия, предусмотренные Соглашением и делегированные ему Советом управляющих, а именно:
- проводит подготовку по работе Совета управляющих;
- в соответствии с общими указаниями Совета директоров определяет политику и принимает решения в отношении займов, гарантий, инвестиций в акционерный капитал, получения займов Банком, предоставления технической помощи и других операций Банка;
- предоставляет проверенную аудиторами отчетность по каждому финансовому году на утверждение Совета управляющих на каждом ежегодном заседании;
- утверждает бюджет Банка.
Заседания Совета директоров проводятся так часто, как этого требует деятельность Банка. Кворум составляет большинство директоров, при условии, что такое большинство составляет не менее, чем две трети общего количества голосов, на которое имеют право члены. Количество голосов одного члена соответствует количеству акций в акционерном капитале Банка, на которое он подписался. Во время голосования в Совете директоров каждый Директор имеет право на такое количество голосов, на которое [суммарно] имеют право управляющие, которые его избрали. Директор, который представляет более одного члена Совета управляющих, имеет право голосовать отдельно за каждого из членов, которых он представляет.
Процедура принятия решений и голосования на заседании Совета директоров определяется Правилами процедуры Совета директоров (Rules of Procedure of the Board of Directors) [5]. Так, секретарь уведомляет директоров и их заместителей о созыве заседания Совета директоров и направляет им повестку дня, не менее чем за три рабочих дня до дня его проведения. Протоколы заседаний Совета директоров подлежат опубликованию.
Как определено в ст. 30 Соглашения [9], президент Банка избирается Советом управляющих большинством голосов от общего числа управляющих, которые представляют большинство от общего количества голосов, на которое имеют право члены, сроком на четыре года с правом переизбрания на новый срок. Во время нахождения на должности президент не может быть управляющим или директором либо их заместителем.
Президент председательствует на заседаниях Совета директоров и может принимать участие в заседаниях Совета управляющих. Президент не берет участия в голосовании, однако в случаях, когда голоса разделяются поровну, он (или она) имеет право решающего голоса.
Президент является законным представителем Банка. Президент руководит текущей деятельностью Банка под руководством Совета директоров. Назначает и увольняет должностных лиц и работников Банка в соответствии с правилами, установленными Советом директоров. По рекомендации Президента Совет директоров избирает одного или больше Вице-президентов, которые выполняют функции по управлению Банком, определенные Советом директоров.
В настоящий момент президентом Банка (шестым по счету) является Сума Чакрабарти (sir Suma Chakrabarti), который сменил на этом посту Томаса Мирова (Thomas Mirow). Сума Чакрабарти (по происхождению индиец) является подданным Великобритании и исполняет свои обязанности с 3 июля 2012 г.
Работники Европейского банка реконструкции и развития остаются ключевым фактором успешной деятельности ЕБРР и выполнения им стратегически важных решений.
Обобщая вышеизложенное, можно сделать вывод, что важными элементами структуры корпоративного управления Европейского банка реконструкции и развития являются прозрачность и подотчетность. Как следствие, организация деятельности Банка, ответственность и связанность его органов управления являются четко определенными и очерченными.
Перспектива дальнейших исследований в этом направлении состоит в более глубоком исследовании правовой природы и взаимосвязей между органами управления Европейского банка реконструкции и развития.
Список литературы: 1. Дунас О. I. Правовий статус мiжнародних фшансових оргашзацш : дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.11 / О. I. Дунас ; Львiвськ. нац. ун-т iм. 1вана Франка. - Львiв, 2009. - 219 с. 2. 1нформацшна довщка про ствпрацю з Свропейським банком реконструкцп та розвитку [Електронний ресурс]. - Ресурс доступу : me.kmu.gov.ua/file/link/165888/file/ebrr.doc. 3. Лебедева П. К. Европейский банк реконструкции и развития: правовые вопросы деятельности : дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.10 / П. К. Лебедева ; СПб гос. ун-т. - СПб, 2003. - 142 с. 4. Миронова И. В. Универсальные и региональные межгосударственные финансовые организации развития (на примере Международного и Европейского банков реконструкции и развития) : дис. ... канд. юрид. наук / Миронова И. В. ; СПб. гос. ун-т. - СПб, 2005. - 154 с. 5. Основш документи Свропейського банку реконструкцп та розвитку [Електронний ресурс]. -Режим доступу : http://www.ebrd.com/downloads/research/guides/basics.pdf. 6. Шибаева Е. А. Право международных организаций / Шибаева Е. А. - М. : Междунар. отношения, 1986. -158 с. 7. Шибаева Е. А. Правовые вопросы структуры и деятельности международных организаций / Е. А. Шибаева, М. Поточный. - М. : Изд-во Моск. ун-та, 1988. - 166 с. 8. Adam Bronstone The European Bank For Reconstruction and Development / Adam Bronstone // Manchester University Press (September 11, 1999). - 176 p. 9. Agreement Establishing the European Bank for Reconstruction and Development 29.05.1990 [Електронний ресурс]. -Режим доступу : http://www.ebrd.com/downloads/research/guides/basics.pdf. 10. Articles of Agreement International Bank of Reconstruction and Development as amended effective June 27, 2012 [Електронний ресурс]. - Режим доступу : http://siteresources.worldbank.org/B0DINT/Resources/278027-
1215526322295/IBRDArticles0fAgreement_English.pdf. 11. Ibrahim F. I., Shihata. The European Bank for Reconstruction and Development: A Comparative Analysis of the Constituent Agreement / Ibrahim F. I., Shihata. // Graham & Trotman / Martinus Nijhoff. - 1st edition (January 4, 1991). - 189 p. 12. Paul A. Menkveld. Origin and role of the European Bank for Reconstruction and Development / Paul A. Menkveld // Springer; 1 edition (0ctober 29, 1991). - 192 p. 13. Weber Steven Origins of the European Bank for Reconstruction and Development / Weber St. // International Organization. - Vol. 48. - № 1. - Winter 1994. -P. 1-38.
ОРГАН1ЗАЦ1Я Й УПРАВЛ1ННЯ СВРОПЕЙСЬКИМ БАНКОМ РЕКОНСТРУКЦП ТА РОЗВИТКУ
Кадацька А. А.
У статл дослщжуються склад, структура, порядок обрання та функцюнування основних оргашв управлшня Свропейського банка реконструкцп та розвитку. Основними органами управлшня е: Рада керуючих, Рада директорiв, Президент, Вще-президенти.
Ключовг слова: мiжнароднi фiнансовi оргашзацп, Свропейський банк реконструкцп та розвитку, органи управлшня СБРР, структура СБРР.
ORGANIZATION OF MANAGEMENT OF THE EUROPEAN BANK FOR RECONSTRUCTION AND DEVELOPMENT
Kadatska A. A.
The article studies the membership, structure, method of naming and execution of the main bodies of the European Bank for Reconstruction and Development. The main bodies are: the Board of Governors, the Board of Directors, and the President and Vice-President of the Bank.
Key words: international financial institutions, the European Bank for Reconstruction and Development, EBRD authorities, EBRD structure.
Поступила в редколлегию 07.10.2014 г.