Научная статья на тему 'Организация и содержание методической работы'

Организация и содержание методической работы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1613
218
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОЛЛЕКТИВНАЯ МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ (МЕТОДИЧЕСКИЙ) СОВЕТ / МЕТОДИЧЕСКИЕ СЕМИНАРЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Квагинидзе В. С., Мурзина О. В., Дудник Н. А.

Представлены основные этапы организации методической работы преподавателей, дан анализ основных форм методической работы в образовательном учреждении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организация и содержание методической работы»

---------------------------------- © В.С. Квагинидзе, О.В. Мурзина,

Н.А. Дудник, 2011

УДК 377.44

В. С. Квагинидзе, О.В. Мурзина, Н.А. Дудник

ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

Представлены основные этапы организации методической работы преподавателей, дан анализ основных форм методической работы в образовательном учреждении.

Ключевые слова: коллективная методическая работа, педагогический (методический) совет, методические семинары, школы передового опыта, индивидуальная методическая работа.

Одним из факторов, обеспечивающих улучшение качества обучения, является организация постоянной методической работы с преподавателями.

Задачами методической работы являются:

• организация учебного процесса в соответствии с действующими инструкциями, положениями и основными принципами педагогики и психологии;

• оказание повседневной и эффективной помощи преподавателям;

• повышение педагогической квалификации преподавателей;

• изучение, обобщение и внедрение передового опыта преподавателей;

• выбор наиболее целесообразных форм и методов обучения, выработка единых требований для преподавателей;

• обеспечение преподавателей методическими рекомендациями, указаниями, учебными планами, программами и учебнонаглядными пособиями и др.;

• систематический контроль учебного процесса.

Методическая работа должна быть спланирована и по содержанию и по срокам проведения. При планировании методических мероприятий в образовательном учреждении разрабатывается «План методической работы», в который включаются разделы: «Работа учебнометодического совета», «Работа методических совещаний и конференций», «Открытые уроки» и т.п.

Постоянно действующим методическим органом в образовательном учреждении, оказывающим методическую помощь преподавателям является учебно-методический отдел.

Основными задачами работы учебно-методического отдела образовательного учреждения являются:

• организация пропаганды передового педагогического опыта;

• помощь преподавателям в повышении квалификации;

• накопление и систематизация материалов по вопросам учебно-воспитательной и методической работы;

• организация научно-технической и педагогической информации.

Содержание деятельности учебно-методического отдела:

• организация семинаров по обмену педагогическим опытом;

• организация педагогических практикумов;

• организация педагогических чтений;

• организация лекций на педагогические и технические темы;

• организация методических выставок;

• организация встреч с новаторами производства и заслуженными педагогическими работниками;

• организация конференций по итогам работы по единой педагогической теме;

• организация педагогических консультаций;

• организация конференций по педагогическим новинкам;

• обеспечение учебного заведения учебно-программной и нормативной документацией, средствами обучения: выявление и обобщение потребностей образовательного учреждения в учебнопрограммной и нормативной документации;

• составление заявок на документацию;

• оформление заказов на централизованно выпускаемую учебную и методическую литературу, средства обучения;

• осуществление контроля за учетом, хранением и использованием учебно-программной и методической документации;

• организация изучения практики применения учебнопрограммной и методической литературы, средств обучения;

• обобщение и представление предложений и рекомендаций по совершенствованию учебно-программной и методической документации;

Все формы методической работы в образовательном учреждении можно разделить на коллективную, проводимую для всех или отдельных групп преподавателей и индивидуальную, проводимую с отдельными преподавателями.

Коллективная форма методической работы включает в себя: педагогический (методический) совет; методические комиссии; открытые уроки, взаимопосещение уроков; учебно-методические совещания, конференции; семинары, педагогические чтения; повышение педагогической квалификации на краткосрочных курсах.

Педагогический (методический) совет — это постоянно действующий коллективный орган учебного заведения, который обсуждает важнейшие вопросы совершенствования учебно-воспитательного процесса и методической работы, а именно: мероприятия по вопросам совершенствования обучения и воспитания; перспективные и текущие планы работы учебного заведения; мероприятия по повышению эффективности методической работы; мероприятия по повышению квалификации инженерно-педагогических работников; вопросы повышения качества теоретического и производственного обучения; вопросы изучения, обобщения и внедрения передового педагогического и производственного опыта; вопросы совершенствования воспитания учащихся; вопросы совершенствования учебноматериальной базы учебного заведения.

Состав педагогического (методического) совета: руководитель образовательного учреждения (председатель совета), заместители руководителя, инженерно-педагогические работники.

Основные вопросы, обсуждаемые педагогическим (методическим) советом:

• перспективное и текущее планирование работы;

• итоги учебно-воспитательной и финансово-хозяйствен-ной деятельности;

• состояние и меры по совершенствованию теоретического и производственного обучения;

• содержание и организация методической работы;

• повышение педагогической квалификации кадров;

• состояние и меры по совершенствованию работы по охране здоровья, созданию безопасных условий труда обучающихся.

Основные меры для повышения эффективности деятельности педагогического (методического) совета должны быть направлены на совершенствование подготовки, проведения и реализацию решений.

Основные направления повышения эффективности деятельности педагогического (методического) совета:

• подготовка: перспективное планирование содержания обсуждаемых вопросов и сроков проведения; вынесение на обсуждение педсовета наиболее актуальных вопросов, определяющих постановку и повышение качества учебновоспитательной деятельности образовательного учреждения;

• проведение: деловой, целенаправленный стиль обсуждения вопросов, краткость и четкость выступлений, регламентация по времени проведения (не более 1,5—2 ч); привлечение к активному участию в обсуждении рассматриваемых вопросов возможно более широкого круга членов совета; текущее и заключительное подведение итогов обсуждения вопросов;

• реализация решений: доведение решений педсовета до всех его членов, в первую очередь до лиц, ответственных за исполнение; включение решений педсовета в текущие и перспективные планы работы, обеспечение условий для успешного выполнения решений; организация четкого оперативного контроля за выполнением решений; обеспечение обязательного выполнения решений педсовета.

Методические комиссии — это организационное объединение преподавателей родственных профессий или учебных предметов. Основная задача работы методических комиссий - разработка, обсуждение и внедрение в практику работы преподавателей наиболее эффективных форм, методов и средств обучения и воспитания обучаемых.

Основные направления деятельности методических комиссий приведены в табл. 1.

242

Изучение и разработка учебно-методической документации Повышение качества учебно-воспитательной работы Повышение педагогической квалификации инженерно-педагогических работников

1. Организация изучения и использования в учебно-воспитательной работе документов по вопросам содержания, организации и совершенствования учебно-воспитатель-ного процесса. 2. Изучение учебных планов и программ, осуществление мер по их выполнению. 3. Разработка рекомендации по внесению уточнений и изменений в учебно-программную документацию. 4. Обсуждение перечней учебнопроизводственных работ, учебнотехнической документации, содержания проверочных и контрольных работ, экзаменационных билетов, тематики письменных экзаменационных работ, перечней квалификационных (пробных) работ. 5. Оказание помощи мастерам и преподавателям в разработке и совершенствовании перспективнотематических планов и планов уроков. 6. Организация работы по составлению и обсуждению дидактических Обеспечение реализации методических указаний, инструкций и рекомендаций по вопросам методики и организации учебновоспитательной работы. Анализ качества знаний, умений и навыков обучающихся. Обсуждение состояния и разработка мер по совершенствованию организации и методики теоретического и производственного обучения обучающихся. Рассмотрение вопросов планирования, организации и методики воспитательной работы, проводимой преподавателями с обучающимися. Разработка методик по планированию и осуществлению межпредметных связей специальных, общетехнических и производственного обучения организации и методике индивидуальной работы с обучающимися. Осуждение методики и организа- Организация проведения и обсуждения открытых уроков мастерства. Участие в организации и работе школ передового педагогического опыта, семинаров, практикумов, педагогических чтений, научно-практических конференций. Организация обмена опытом работы преподавателей и мастеров (доклады, взаимопосещение уроков, выставки дидактических материалов, смотры-конкурсы учебных кабинетов и мастерских, конкурсы профессионального мастерства и т.п.). Организация шефства (педагогического наставничества) опытных преподавателей над менее опытными. Обсуждение докладов, подготовленных преподавателями и мастерами для педагогических чтений, конференций, семинаров. Оказание помощи преподавателям и мастерам в планировании и организации самообразования, обсуждение результатов самообразования.

243

материалов и методических разработок, детальных программ производственной практики.

7. Организация изучения информационных материалов о современной технике и технологии, педагогической литературы, материалов о передовом педагогическом опыте.

ции выполнения обучающимися самостоятельных работ, творческих заданий, лабораторнопрактических работ, применения современных технических средств обучения.

Участие в комплексном методическом обеспечении предметов и профессий средствами обучения. Обсуждение вопросов подготовки и анализ результатов экзаменов по предметам, проверочных и контрольных работ, квалификационных экзаменов.

Открытые уроки - проводятся с целью улучшить качество педагогического процесса, показать «в действии» те или иные приемы методического мастерства, технические средства обучения, сделать их достоянием большинства преподавателей.

Взаимные посещения учебных занятий проводятся для обмена опытом работы и повышения педагогической квалификации. Целесообразно опытным преподавателям посещать занятия начинающих коллег и оказывать им методическую помощь в изучении какого-либо конкретного вопроса: методики опроса, применения технических средств обучения, организации проблемного обучения, решения задач производственного содержания и т.д. После занятий необходимо проанализировать ход урока, отметить его положительные и отрицательные стороны, побеседовать с преподавателем, дающим урок, и дать в тактичной форме рекомендации по исправлению недостатков.

Учебно-методические совещания - это наиболее оперативная форма коллективной методической работы, проводятся для инструктирования и обмена опытом работы преподавателей, для обсуждения мероприятий по улучшению качества теоретического и производственного обучения, для организации школ по изучению передовых приемов и методов труда и т.д. На учебнометодических совещаниях обсуждаются вопросы методической работы: организация и методика обучения отдельных категорий; обсуждение проектов учебных программ; состояние контроля над учебным процессом; качество проводимых уроков; обсуждение планов и методики организации производственного обучения; организация и методика проведения квалификационных экзаменов; организация работы по комплексному методическому обеспечению учебно-воспитательного процесса по предметам и профессиям; организация смотров-конкурсов профессионального мастерства.

Учебно-методические конференции обычно проводятся в конце года как итоговые. Основная их цель - обмен опытом работы по методике организации учебного процесса, применения технических средств обучения, методике ведения уроков теоретического и производственного обучения, внедрения проблемного обучения. Конференции должна предшествовать подготовительная работа, которую проводит организационная комиссия. Комиссия определяет: порядок проведения конференции; примерную тема-244

тику докладов; требования, предъявляемые к докладам; докладчиков.

Научно-практические конференции - организуются с целью рассмотрения подготовленных преподавателями и мастерами сообщений по отдельным вопросам педагогической теории и практики, обсуждения результатов экспериментальных и исследовательских работ. Примерная тематика научно-тех-нических конференций: организация и методика проблемного изучения учебного материала на уроках теоретического и производственного обучения; о единстве педагогических требований в оценке знаний и умений обучаемых; методика и организация обучения с применением решения технологических задач (диагностических и прогностических); об эффективности процесса обучения на ЭВМ; организация и методика проведения уроков с применением интенсивных методов обучения.

Методические семинары организуются руководством образовательного учреждения с целью повышения методического мастерства и уровня специальной подготовки преподавателей. В планы семинаров включаются как лекции по педагогике, так и доклады об опыте работы по использованию наиболее удачных методических приемов. Семинары также следует посвящать и вопросам изучения новой техники и технологии.

Школы передового опыта группа инженерно-педагоги-ческих работников, объединившихся вокруг квалифицированного работника или новатора производства - руководителя школы, который передает им свой опыт работы. Примерная тематика работы школ передового опыта: разработка перспективно-тематических планов изучения учебного материала; подготовка и планирование уроков теоретического и производственного обучения; анализ уроков после их взаимопосещения; методика и организация проведения упражнений обучаемыми; методика и организация проведения уроков при комплексном использовании ТСО; методика и организация показа сложных трудовых приемов и способов выполнения учебно-производственных работ; планирование; рациональная организация труда и рабочего места при выполнении сложных учебно-производственных работ.

Педагогические чтения - проводятся в целях выявления, обобщения и внедрения в педагогическую практику передового опыта учебно-воспитательной работы, совершенствования мето-

дического мастерства, развития творческой инициативы педагогических работников.

Для обеспечения методической работы необходимо организовать надлежащую научно-техническую и педагогическую информацию в образовательном учреждении. Основная задача научно-технической и педагогической информации (НТПИ) — это содействие повышению качества учебно-воспитательной работы путем распространения и пропаганды материалов о современных достижениях техники, технологии, педагогики, психологии и других наук, передовом производственном и педагогическом опыте, а также научных и методических разработок по профилю образовательного учреждения.

Органами НТПИ в образовательном учреждении являются:

• библиотека, задачами которой являются создание и систематическое пополнение справочно-информационного фонда; обработка и систематизация поступающих материалов НТПИ; справочно-информационное и библиотечное обслуживание работников и учащихся образовательного учреждения; изучение информационных потребностей работников образовательного учреждения; пропаганда источников НТПИ; обучение работников образовательного учреждения правилам пользования спра-вочно-информа-ционным фондом;

• бюро НТПИ, задачами которого являются реферативные обзоры материалов НТПИ; организация оформления информационных карт на новшества и передовой опыт; организация массовых форм научно-технической и педагогической пропаганды; создание и систематическое пополнение справочноинформационного фонда методического и предметных кабинетов; оценка передового педагогического опыта и новшеств, намеченных к распространению; контроль над использованием работниками образовательного учреждения материалов НТПИ.

Индивидуальная методическая работа — это самостоятельная работа (самообразование) преподавателей по повышению профессиональной и педагогической квалификации включающая методическую помощь преподавателям со стороны руководителей учебного заведения, методических комиссий и работников учебно-методических отделов.

Содержание самостоятельной методической работы (самообразования):

• изучение государственных стандартов, документов;

• изучение указаний по вопросам учебно-методической работы;

• изучение основ психологии, педагогики, методики обучения и воспитания, материалов научных исследований проблем образования;

• изучение материалов о передовом педагогическом опыте;

• подготовка к занятиям дидактических материалов;

• изучение методической и специальной литературы по предмету, профессии;

• стажировка на передовых предприятиях;

• изучение материалов научно-технической и педагогической информации;

• подготовка докладов на педагогические чтения, конференции, семинары;

• изучение вопросов экономики отрасли, научной организации труда;

• составление методических разработок.

Методическая помощь преподавателям, оказываемая со стороны руководства образовательного учреждения и методических органов: посещение и анализ уроков; консультации по вопросам педагогического самообразования; консультации по вопросам подготовки и проведения занятий; консультации при подготовке докладов на учебно-методические темы; вовлечение преподавателей и мастеров в методическую работу по единой педагогической теме; организация и руководство педагогическим наставничеством.

С целью организации и текущим руководством самообразованием преподавателей со стороны методических органов образовательного учреждения им оказывается помощь в выборе основных направлений и источников для самообразования; помощь в составлении планов самообразования; организация проведения циклов установочных лекций по узловым вопросам педагогической теории, техники и технологии; организация семинаров и консультаций с технической, педагогической и методической литерату-

рой; организация обмена опытом самообразования; учет и контроль процесса и результатов самообразования.

------------------------------------------ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Квагинидзе В.С., Козлов В.А., Петров В.Ф., Кожевников В.В. Профессиональная подготовка кадров на производстве, Издательство МГГУ, Москва 2003 г. нїгд=і

КОРОТКО ОБ АВТОРАХ ----------------------------------------------------------

Квагинидзе В.С. - доктор технических наук, профессор, ГОУ ДПО «Институт повышения квалификации руководящих работников и специалистов», ipk40@rambler.ru

Мурзина О.В. - кандидат педагогических наук, ГОУ ДПО «Институт повышения квалификации руководящих работников и специалистов», ipk40@rambler.ru Дудник Н.А. - ГОУ ДПО «Институт повышения квалификации руководящих работников и специалистов», ipk40@rambler.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.