Научная статья на тему 'Организация и проведение выездной налоговой проверки: методические подходы'

Организация и проведение выездной налоговой проверки: методические подходы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3896
326
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ / НАЛОГОВЫЕ ПРОВЕРКИ / ВЫЕЗДНАЯ НАЛОГОВАЯ ПРОВЕРКА / НАЛОГИ / КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКА. / TAX CONTROL / TAX AUDIT / ON-SITE TAX AUDIT / TAX / TAXPAYER ASSESSMENT CRITERIA

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Нестеренко А. С.

Исследованы основы организации выездной налоговой проверки и ее место в системе налогового контроля в России. Разработана и обоснована методика организации и проведения выездной налоговой проверки. Обосновано проведение выездной налоговой проверки в три этапа: предпроверочный анализ, проведение проверки правильности и полноты начисления налогооблагаемой базы, оформление результатов выездной налоговой проверки. Предложено систематизировать сведения о налогоплательщике для повышения эффективности налогового контроля. Предложен показатель для оценки налоговой нагрузки, рассчитанный на основе соотношения уплаченных налогов и добавленной стоимости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANISATION AND CONDUCTING OF ON-SITE TAX AUDIT: METHODOLOGICAL APPROACHES

The author examines main issues of organizing on-site tax audits and use of this practice in Russia. The methodology of organizing and conducting on-site tax audits is presented and substantiated in the article. The author suggests conducting on-site tax audit in three stages: pre-adit analysis, tax base analysis, documentation and record keeping of the results. The author puts forward an idea to systematise taxpayer data for improving tax control efficiency. The indicator of the tax burden calculated on the basis of the ratio of taxes paid and added value is presented in the article.

Текст научной работы на тему «Организация и проведение выездной налоговой проверки: методические подходы»

мой частью общей системы государственного управле -ния. Как и любое управление, оно должно постоянно совершенствоваться. При этом не должно нарушаться органическое единство составляющих его подсистем и элементов.

1. Дадашев А.З., Лобанов А.В. Налоговое администрирование в Российской Федерации. М., 2002.

2. Карп М.В. Налоговый менеджмент. М., 2001.

3. Кузнецов А.Ю. Развитие налогового контроля в системе налогового администрирования в России: дис. ...канд. экон. наук. Саратов, 2005.

4. Менеджмент: теория и практика в России. М., 2003.

5. Мишустин М.В. Совершенствование налогового администрирования - фактор повышения эффективности налоговых органов // Финансы. 2003. № 6.

6. Налоговый менеджмент / под ред. А.Г. Поршнева. М., 2003.

7. Седов А.Г. Организация корпоративного и государственного налогового менеджмента в России: автореф. ...канд. экон. Наук. Саратов, 2004.

8. Управление - это наука и искусство / А. Файоль, Г Эмерсон, Ф. Тейлор, Г. Форд. М., 1992.

9. Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложение. М., 2002.

УДК 336.225 А.С. Нестеренко

ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ВЫЕЗДНОЙ НАЛОГОВОЙ ПРОВЕРКИ: МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ

Исследованы основы организации выездной налоговой проверки и ее место в системе налогового контроля в России. Разработана и обоснована методика организации и проведения выездной налоговой проверки. Обосновано проведение выездной налоговой проверки в три этапа: предпроверочный анализ, проведение проверки правильности и полноты начисления налогооблагаемой базы, оформление результатов выездной налоговой проверки. Предложено систематизировать сведения о налогоплательщике для повышения эффективности налогового контроля. Предложен показатель для оценки налоговой нагрузки, рассчитанный на основе соотношения уплаченных налогов и добавленной стоимости.

Ключевые слова: налоговый контроль, налоговые проверки, выездная налоговая проверка, налоги, критерии оценки деятельности налогоплательщика.

A.S. Nesterenko

ORGANISATION AND CONDUCTING OF ON-SITE TAX AUDIT: METHODOLOGICAL APPROACHES

The author examines main issues of organizing on-site tax audits and use of this practice in Russia. The methodology of organizing and conducting on-site tax audits is presented and substantiated in the article. The author suggests conducting on-site tax audit in three stages: pre-adit analysis, tax base analysis, documentation and record keeping of the results. The author puts forward an idea to systematise taxpayer data for improving tax control efficiency. The indicator of the tax burden calculated on the basis of the ratio of taxes paid and added value is presented in the article.

The key words: tax control, tax audit, on-site tax audit, tax, taxpayer assessment criteria.

Основной и наиболее эффективной формой налогового контроля являются выездные налоговые проверки, цель которых:

1) выявление и пресечение нарушений законодательства о налогах и сборах;

2) предупреждение налоговых правонарушений.

В процессе проведения выездной налоговой проверки осуществляется прежде всего проверка правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания и перечисления) одного или нескольких налогов по месту нахождения налогоплательщика на основе изучения как документальных источников информации, так и фактического состояния объектов налогообложения. При этом выездные налоговые проверки должны отвечать требованиям безусловного обеспечения законных интересов государства и прав налогоплательщиков, повышения их защищенности от неправомерных требований налоговых органов и создания для налогоплатель-

щика максимально комфортных условий для исчисления и уплаты налогов.

В указанных условиях результативное проведение выездной налоговой проверки зависит от правильно выбранной стратегии и тактики проведения проверки.

В процессе контрольной работы большое значение имеет методика осуществления налоговых проверок с описанием конкретных методов и приемов проведения выездных налоговых проверок. Методика проведения комплексной выездной налоговой проверки организаций может состоять из следующих этапов: 1) предпроверочный анализ; 2) проведение проверки правильности и полноты начисления налогооблагаемой базы; 3) оформление результатов выездной налоговой проверки.

Первый этап включает в себя предпроверочный анализ налогоплательщиков, т.е. отбор объектов, подлежащих первоочередной проверке в отчетном периоде; определение категории выездной проверки для каж-

дого объекта и формирование информационных материалов; определение кадрового состава для проведения проверки; утверждение плана выездных налоговых проверок на предстоящий отчетный период.

При отборе налогоплательщиков учитываются следующие моменты: информация о налогоплательщиках, ставящая под сомнение происхождение их средств или свидетельствующая о наличии нарушений налогового законодательства; налогоплательщиках, камеральная проверка которых выявила нарушения налогового законодательства; налогоплательщиках, допускающих факты непредставления либо своевременного представления налоговых деклараций; налогоплательщиках, подлежащих обязательной проверке в соответствии с указаниями ФНС России, а также по специальным заданиям вышестоящих налоговых органов; налогоплательщиках, в отношении которых в планируемом периоде предстоит осуществление процедуры реорганизации либо ликвидации.

Целью предпроверочного анализа является подготовка налогового инспектора до выхода в организацию к предстоящей проверке, выработка конкретной концепции проверки, учитывая все последующие проверочные действия. Предпроверочный анализ производится в налоговой инспекции в следующей последовательности:

- изучаются учредительные документы проверяемой организации (устав, документы о ее регистрации, список филиалов и дочерних компаний);

- устанавливаются взаимозависимые лица по отношению к проверяемой организации;

- рассматривается вся налоговая и бухгалтерская отчетность за период, включенный в план проверки, приказ об учетной политике.

В процессе этой работы проверяется взаимоувязка налоговых баз, показанных в налоговых декларациях по различным налогам, а также увязка их с данными баланса, изучаются результаты камеральных проверок и камерального анализа, что дает возможность налоговому инспектору взять на заметку предполагаемые нарушения. Особое внимание уделяется находящимся в делах налогоплательщика спискам дебиторов и кредиторов и соответствующим суммам задолженностей. Производится поквартальный нарастающим итогом анализ соответствия сумм дебиторской задолженности проверяемой организации суммам кредиторской задолженности и ее дебиторов. Анализ оформляется таблицей и соответствующими выводами о полноте отражаемой выручки как по реализации, так и по отгрузке. Причинами занижения выручки, как правило, являются: неотра-жение выручки в результате произведенных взаимозачетов; расчет векселями, которые затем передаются третьим лицам; при учетной политике для исчисления налогов по оплате, а по отгрузке для исчисления налогов, как правило, неотражение в бухгалтерском учете объемов выполненных работ. При установлении значительных сумм дебиторской задолженности иногородним налогоплательщикам целесообразно сделать запросы в налоговые инспекции о проведении встречных проверок с целью подтверждения указанных сумм.

Далее следует проанализировать сданные налогоплательщиком дополнительные налоговые декларации по ошибкам, выявленным в результате самопроверки. Зачастую сданные дополнительные декларации в результате выявления дополнительных налоговых баз сда-

ются по отдельным налогам, в то время как указанные дополнительно базы влекут доначисления по другим налогам. Результаты анализа оформляются таблицей, форма которой зависит от дополнительно сданных деклараций. После этого производится распечатка всех открытых налогоплательщику расчетных и валютных счетов с указанием даты их открытия и закрытия.

Наличие данных сведений позволит запросить у налогоплательщика на момент проверки выписки и прилагаемые к ним документы, которыми подтверждаются движения по всем счетам в полном объеме, и в случае необходимости делаются запросы в соответствующие банки. При проведении проверки предприятий, отчитывающихся «нулевыми» балансами, такие запросы целесообразно сделать до момента начала проверки.

Кроме того, исследуются результаты предыдущей выездной налоговой проверки, а также уточняется фактическое местонахождение запланированной к проверке организации. Анализу подвергается ценная информация, предоставленная инспекцией безопасности дорожного движения (ГИБДД), регистрационной палатой , таможенными органами, органами УВД, с постов ГИБДД о перевозимых грузах транспортными средствами. В результате сопоставления данные о приобретен -ных транспортных средствах и полученных правах на недвижимое имущество с данными по балансу за соответствующий налоговый период устанавливается несоответствие в налоговой базе для налога на имущество. Следует также изучить материалы средств массовой информации (круг рекламодателей) и информацию, полученную от юридических и физических лиц в виде писем, жалоб и заявлений.

При возникновении вопросов в процессе предпроверочного анализа по изучению указанной выше информации следует сделать конкретизированные запросы в указанные ниже органы по проверяемой организации. Если на стадии предпроверочной подготовки будет установлена необходимость проведения проверок структурных подразделений организаций, ее дочерних компаний, других структур, имеющих финансово-хозяйственные отношения с организацией, расположенных на других территориях, налоговому инспектору следует заблаговременно направить запрос в налоговый орган, обслуживающий соответствующую территорию, с просьбой о проведении проверки указанных структур (структурных подразделений) или согласовать вопрос с руководителем (заместителем руководителя) о командировании на эту территорию. По завершении предпро-верочного анализа составляется программа выездной налоговой проверки, в которой определяется круг проверяемых вопросов. Завершающим этапом отбора и основанием для проведения выездной налоговой проверки и организации является вынесение решения на проведение выездной налоговой проверки, которое оформляется на бланке налогового органа, заверяется печатью и регистрируется в специально заведенном для этих целей журнале. Решение впоследствии прилагается к акту выездной налоговой проверки и служит подтверждением ее начала.

Сегодня, с одной стороны, все этапы выездного налогового контроля - от порядка назначения, сроков проведения и приостановления, вплоть до вынесения решения по результатам проверки - жестко регламентированы законодательством. С другой стороны, свои

требования диктует и ограниченность ресурсов (времени, количества и профессионализма сотрудников и т.д.) налоговых органов. В подобных условиях целевой отбор налогоплательщиков и подготовка к проведению проверки играют не меньшую роль, чем само ее проведение. Приоритеты налоговой политики, определенные Президентом РФ, заключаются в необходимости сти -мулирования позитивных структурных изменений в экономике, последовательного снижения совокупной налоговой нагрузки, а также качественного улучшения налогового администрирования.

Таким образом, необходим не тотальный налоговый контроль, а целенаправленное выявление, предупреждение и пресечение налоговых правонарушений и, что немаловажно, побуждение налогоплательщиков к добровольному отказу от действий, направленных на уклонение от налогообложения.

Планирование выездных налоговых проверок - это открытый процесс, построенный на отборе налогоплательщиков для проведения таких проверок по критериям риска совершения налогового правонарушения, в том числе общедоступным. В целях обеспечения системного подхода к отбору объектов для проведения выездных налоговых проверок Концепция системы планирования выездных налоговых проверок1 определяет алгоритм такого отбора. Отбор основан на качественном и всестороннем анализе всей информации, которой располагают налоговые органы (в том числе из внешних источников), и определении на ее основе «зон риска» совершения налоговых правонарушений.

Основой данной системы является всесторонний анализ всей имеющейся у налогового органа информации на каждом этапе планирования и подготовки выезд -ной налоговой проверки. Вместе с тем налогоплатель -щик может использовать свое право на самостоятельную оценку рисков и оценить преимущество самостоятельного выявления и исправления допущенных ошибок при исчислении налогов.

Планирование выездных налоговых проверок ведется на основе принципа двусторонней ответственности налогоплательщиков и налоговых органов, при соблюдении которого первые стремятся к исполнению своих налоговых обязательств, а вторые - к обоснованному отбору налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок.

Базой для работы по планированию выездных налоговых проверок являются накопление, систематизация и анализ документов и информации о налогоплательщиках. Собираемая информация может быть и фундаментальной (планы и прогнозы экономического развития, обзоры состояния отраслей, информация о политике и перспективах развития отдельных органи-заций-налогоплательщиков, публикуемая в СМИ), и технической (построение динамических рядов и трендов на основании показателей отчетности налогоплатель -щиков, их сопоставление с показателями отдельных аналогичных налогоплательщиков и средними показателями по отраслям).

1 Концепция утверждена приказом ФНС России от

30.05.2007 № ММ-3-06/333@. Согласно приказу ФНС России от 14.10.2008 № ММ-3-2/467@ Концепция дополнена 12-м кри -терием «Ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском».

Обоснованный выбор объектов для проведения выездных налоговых проверок невозможен без всестороннего анализа всей информации, поступающей в налоговые органы из внутренних и внешних источников. К информации из внутренних источников относится информация о налогоплательщиках, полученная налоговыми органами самостоятельно. К информации из внеш -них источников относится информация о налогоплательщиках, полученная налоговыми органами в соответствии с действующим законодательством или на основании соглашений по обмену информацией с контролирующими и правоохранительными органами, органами государственной власти и местного самоуправления, а также иная информация, в том числе общедоступная. При планировании выездных проверок ценным источником информации являются сведения, полученные от правоохранительных и контролирующих органов, а также обращения граждан.

Для отбора налогоплательщиков при планировании выездных налоговых проверок используется:

- информация, полученная в рамках проведения камеральных налоговых проверок;

- информация, полученная в рамках анализа финансово-хозяйственной деятельности;

- сведения из досье налогоплательщика.

Проводимый с целью отбора налогоплательщиков

для проведения выездных налоговых проверок анализ финансово-экономических показателей их деятельности содержит несколько уровней, в том числе:

- анализ сумм исчисленных налоговых платежей и их динамики, позволяющий выявить налогоплательщиков, у которых уменьшаются суммы начислений налоговых платежей;

- анализ сумм уплаченных налоговых платежей и их динамики, проводимый по каждому виду налога (сбора) с целью контроля за полнотой и своевременностью перечисления налоговых платежей;

- анализ показателей налоговой и (или) бухгалтерской отчетности налогоплательщиков, позволяющий определить значительные отклонения показателей финансово-хозяйственной деятельности текущего периода от аналогичных показателей за предыдущие периоды или же отклонения от среднестатистических показателей отчетности аналогичных хозяйствующих субъектов за определенный промежуток времени, а также выявить противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, и (или) несоответствие информации, которой располагает налоговый орган;

- анализ факторов и причин, влияющих на формирование налоговой базы.

Выбор объектов для проведения выездных налоговых проверок построен на целенаправленном отборе, тщательном и постоянно проводимом всестороннем анализе всей имеющейся у налоговых органов информации о каждом объекте независимо от его формы собственности и сумм налоговых обязательств. При осуществлении планирования подлежат анализу все существенные аспекты как отдельной сделки, так и деятельности налогоплательщика в целом.

Приоритетными для включения в план выездных на-лотовых проверок являются те налогоплательщики, в отношении которых у налогового органа имеются сведения об их участии в схемах ухода от налогообложения

или схемах минимизации налоговых обязательств и (или) результаты проведенного анализа финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика свидетельствуют о предполагаемых налоговых правонарушениях.

Таким образом, проверка, по сути, начинается задолго до момента принятия решения о ее проведении и вручения данного решения налогоплательщику. Список налогоплательщиков - кандидатов на проведение выездной проверки - дорабатывается с учетом поступающей информации, и часть налогоплательщиков, по которым предположения налоговых органов о попадании их в зону риска не нашли подтверждения, исключается, а оставшиеся включаются в план выездных налоговых проверок. Поскольку для получения представления о деятельности налогоплательщика обрабатывается массив информации, который ежедневно увеличивается, важными задачами становятся систематизация и представление этой информации в удобном для пользователя виде для того, чтобы на ее основе можно было делать выводы и принимать управленческие решения.

На сегодняшний день не существует единой для всех налоговых органов формы такой систематизации сведений о налогоплательщике, поэтому считаем целесообразным распространить опыт Управления ФНС России по Калининградской области, которое разработало «Справку к предпроверочному анализу», содержащую множество показателей, для удобства объединенных в следующие разделы [3]:

- общие сведения об организации и учетные данные (учредители, виды деятельности, уставный капитал, режим налогообложения);

- ключевые показатели деятельности организации (в числе которых и показатели, предусмотренные критериями концепции);

- показатели налоговой и бухгалтерской отчетности организации, сведения о банковских счетах и движении денежных средств в разрезе контрагентов налогоплательщика, внешнеторговых операциях, данные об имуществе организации, ее учредителях и участниках.

Наиболее существенными показателями являются те, которые используются для расчета критериев зоны риска: величины и соотношения выручки, себестоимости и прибыли (убытка) до налогообложения, налоговая нагрузка, удельный вес налоговых вычетов в сумме исчисленных налогов, а также показатели, характеризующие фонд оплаты труда и среднюю заработную плату

В качестве первого критерия ФНС выделила налоговую нагрузку у налогоплательщика. В поле зрения ФНС попадут налогоплательщики, у которых налоговая нагрузка ниже среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли (вид экономической деятельности). Налоговая нагрузка рассчитывается как соотношение суммы уплаченных налогов по данным отчетности налоговых органов и оборота (выручки) организаций по данным Федеральной службы государственной статистики (Росстата). По нашему мнению, более подходящим показателем для оценки уровня сбалансированности интересов государства и бизнеса (налогоплательщиков) является показатель налоговой нагрузки, рассчитанный на основе соотношения уплаченных налогов и добавленной стоимости, которая, в свою очередь, может рассчитываться как разница между выручкой от реализации и материальными затратами. Данный показатель показывает часть добавленной сто-

имости, созданной трудом и капиталом в данной организации, изымаемую государством в бюджетную систему посредством налогового механизма. Именно такой расчет налоговой нагрузки считаем более обоснованным с позиции оценки налогоплательщиков для проведения налоговой проверки.

Условно все действующие сегодня критерии можно разделить на следующие группы:

1) критерии оценки рисков по отраслевому принципу;

2) критерии оценки деятельности налогоплательщиков по показателям бухгалтерской и налоговой отчетности;

3) критерии оценки приближения расчетных показателей к предельным значениям;

4) критерии, характеризующие взаимодействие налогоплательщика с налоговыми органами;

5) критерии, отражающие особенности функционирования и ведения налогоплательщиком финансовохозяйственной деятельности.

Второй этап предполагает проведение проверки правильности и полноты начисления налогооблагаемой базы. В соответствии со ст.54 НК РФ налогоплательщики-организации исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных регистров бухгалтерского учета и (или) на основе иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением, следовательно, для того чтобы на время выездной налоговой проверки обеспечить правильность и полноту исчисления налоговой базы организации, необходимо последовательно изучить отражение бухгалтером финансово-хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета, проверить соответствие данных бухгалтерского учета отчетным данным и завершить подсчетом налоговой базы по проверяемым налогам и учетом выявленных нарушений. Для установ -ления налоговых правонарушений при исчислении и уплаты налога на прибыль, налога на добавленную стоимость, налога на имущество используются данные отчета форма №2 «Отчет о прибылях и убытках», содержащего основную учетную информацию, необходимую при подсчете налоговой базы. Последовательно проверяются и анализируются строки отчета с 010 до 140 и определяется, где пересекаются налоговые базы исчисляемых налогов, для того чтобы оптимизировать работу проверяющего и не возвращаться несколько раз в одни и те же регистры бухгалтерского учета.

На третьем этапе происходит оформление результатов выездной налоговой проверки. По ее окончании проверяющий составляет справку о проведенной проверке, в которой фиксируются предмет проверки и сроки ее проведения. По результатам выездной налоговой проверки уполномоченными должностными лицами налоговых органов составляется в установленной форме акт налоговой проверки в соответствии с инструкциями ФНС России.

В ходе рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа:

- устанавливает, совершало ли лицо, в отношении которого был составлен акт налоговой проверки, нарушение законодательства о налогах и сборах;

- определяет, образуют ли выявленные нарушения состав налогового правонарушения;

- устанавливает, имеются ли основания для привлечения лица к ответственности за совершение налогового правонарушения;

- выявляет обстоятельства, исключающие вину лица в совершении налогового правонарушения, либо обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения.

По результатам рассмотрения материалов налоговой проверки согласно п. 7 ст. 101 НК РФ руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выно -сит решение:

- о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (указываются размер выявленной недоимки и соответствующих пеней, а также подлежащий уплате штраф);

- об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Методика проведения комплексной выездной налоговой проверки организаций будет эффективна при автоматизированном ее сопровождении, в частности при подготовке, регистрации и контроле решений, а также оформлении акта.

1. Беркутова А. А. Комментарий к Общедоступным критериям самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемым налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок, от

25.06.2007 // Акты и комментарии для бухгалтера. 2007. № 16.

2. Коршунова М.В. О применении налогоплательщиками общедоступных критериев для оценки налоговых рисков // Налоги и налогообложение. 2009. № 1.

3. Организация контрольной работы: системность и целенаправленность // Российский налоговый курьер. 2010. № 1 - 2.

УДК 336 761 М. В. Прянишникова

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ПАЕВЫХ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ФОНДОВ

В статье рассматриваются динамика развития паевых инвестиционных фондов, влияние финансового кризиса на состояние рынка коллективных инвестиций в РФ; оценка направлений развития паевых инвестиционных фондов проводится по отраслям.

Ключевые слова: финансовый рынок, рынок ценных бумаг, коллективные формы инвестирования, паевые инвестиционные фонды.

M.V. Pryanishnikova

TRENDS IN MUTUAL FUNDS DEVELOPMENT

The article considers the dynamics in the development of mutual investment funds, impact of the global financial crisis on Russian collective investment funds market. The author examines different trends in mutual funds development according to different industries.

The key words: financial market, stock market, collective forms of investment, mutual funds.

Развитие коллективных форм инвестирования населением денежных средств в инструменты финансового рынка имеет большое значение для экономики страны и региона. Оценивать его следует на макро- и микроуровнях. Прежде всего развитие коллективных инвестиций способствует усилению финансового рынка в целом за счет аккумулирования и инвестирования значительных объемов денежных средств. При этом появляются возможности корректировки направлений вложений населением своих сбережений как на межотраслевом, так и на отраслевом уровнях.

Следует особенно выделить происходящие «установочные» изменения в экономическом мышлении населения, которое посредством применения инструментов коллективного инвестирования получило возможность более широкого выбора фондового инструмента для сохранения и приумножения своих сбережений практически вне зависимости от их размера.

Основными формами коллективного инвестирования в РФ являются негосударственные пенсионные и паевые инвестиционные фонды. Деятельность негосударственных пенсионных фондов необходимо рассматривать в неразрывной связи с пенсионной реформой в РФ. Масштабность и социальная значимость задачи

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

определяет экономические и юридические проблемы, возникающие в процессе реализации реформы, и, что представляется более важным с точки зрения развития инфраструктуры финансового рынка, длительный период их урегулирования.

Динамично развивающейся формой коллективного инвестирования на фондовом рынке в России в настоящее время являются паевые инвестиционные фонды. Паевые инвестиционные фонды (ПИФ) - это способ коллективного инвестирования, при котором средства вкладчиков (пайщиков) ПИФа размещаются независимой управляющей компанией (УК) ПИФа в ценные бумаги с целью получения дохода. Указанный доход не принадлежит управляющей компании, а является собственностью пайщиков фонда. Таким образом, данный финансовый институт позволяет обеспечить квалифицированное управление даже незначительными суммами денежных средств, инвестируемых в рынок ценных бумаг. Жесткие законы и постоянный контроль за деятельностью УК со стороны государственных регуляторов должны обеспечить сохранность имущества пайщиков фонда. Первые ПИФы появились в России в 1996 г. благодаря позитивным изменениям в законодательной базе по регулированию рынка (защита прав

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.