Научная статья на тему 'Организация и планирование воспроизводства конкурентоспособных специалистов'

Организация и планирование воспроизводства конкурентоспособных специалистов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
213
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫНОК ТРУДА / РЫНОК ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ / АНАЛИЗ / ПРОГНОЗИРОВАНИЕ / ВОСПРОИЗВОДСТВО КОНКУРЕНТОСПОСОБНЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ / ТРУДОУСТРОЙСТВО ВЫПУСКНИКОВ / LABOUR MARKET / EDUCATIONAL SERVICES MARKET / ANALYSIS / FORECASTING / COMPETITIVE SPECIALISTS REPRODUCTION / STUDENTS EMPLOYMENT ASSISTANCE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рязанцева Инна Вячеславовна

В статье рассматриваются отдельные аспекты организации и планирования деятельности высших учебных заведений по подготовке профессиональных кадров, среди которых: изучение проблем занятости и уровня безработицы, прогнозирование потребностей рынка труда, анализ набора и трудоустройства выпускников. Представлена схема прогнозирования потребностей рынка труда в специалистах в системе взаимодействия образовательного рынка и экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION AND PLANNING OF COMPETITIVE SPECIALISTS REPRODUCTION

Some aspects of organization and planning of higher schools activities in professional training, i.e. research of employment and unemployment level problems, forecasting labour market demands, analysis of students enrollment and graduates employment are considered. The scheme for forecasting labour market demands in specialists within the framework of education market economics interrelation is presented.

Текст научной работы на тему «Организация и планирование воспроизводства конкурентоспособных специалистов»

ОРГАНИЗАЦИЯ И ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПРОИЗВОДСТВА КОНКУРЕНТОСПОСОБНЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ

Инна Вячеславовна Рязанцева

Сибирская государственная геодезическая академия, 630108, г. Новосибирск, ул. Плахотного, 10, директор центра тестирования и профориентации СГГА, тел. (383) 343-37-01, e-mail: zentr_riv@mail.ru

В статье рассматриваются отдельные аспекты организации и планирования деятельности высших учебных заведений по подготовке профессиональных кадров, среди которых: изучение проблем занятости и уровня безработицы, прогнозирование потребностей рынка труда, анализ набора и трудоустройства выпускников. Представлена схема прогнозирования потребностей рынка труда в специалистах в системе взаимодействия образовательного рынка и экономики.

Ключевые слова: рынок труда, рынок образовательных услуг, анализ,

прогнозирование, воспроизводство конкурентоспособных специалистов, трудоустройство выпускников.

ORGANIZATION AND PLANNING OF COMPETITIVE SPECIALISTS REPRODUCTION

Inna V. Ryazantseva

Director of testing and vocational guidance centre, SSGA, 10 Plakhotnogo st., 630108, Novosibirsk, phone: (383) 343-37-01, e-mail: zentr_riv@mail.ru

Some aspects of organization and planning of higher schools activities in professional training, i.e. research of employment and unemployment level problems, forecasting labour market demands, analysis of students enrollment and graduates employment are considered. The scheme for forecasting labour market demands in specialists within the framework of education market -economics interrelation is presented.

Key words: labour market, educational services market, analysis, forecasting, competitive specialists reproduction, students employment assistance.

На сегодняшний день образование реализует не только удовлетворение потребностей личности в получении знаний, но и потребности общества в квалифицированных кадрах. В сфере воспроизводства рабочей силы накопилось много разнообразных и острых проблем. При воспроизводстве конкурентоспособных специалистов необходимо учитывать и оценивать сегодняшнее и перспективное состояние сферы занятости, а также рынка труда исходя из прогноза и тенденций его изменения.

Проблема занятости - одна из основных социально-экономических проблем современной экономики. Показатель безработицы является одним из ключевых показателей состояния экономики. Если трудовые ресурсы используются не полностью, то последствия безработицы негативно влияют на развитие всей страны в целом.

Вместе с восстановлением экономики в 2010 году улучшилась ситуация на рынке труда [1]. По итогам 2010 года уровень безработицы составил 7,5%, что меньше значения 2009 года на 0,9%. Этому способствовал, как возобновившийся экономический рост, так и меры по реализации мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда.

В 2011 году продолжилось дальнейшее снижение безработицы, уровень которой, согласно прогнозу, к 2014 году окажется ниже, чем в наиболее благополучном по данному показателю 2007 году (рис. 1):

Уровень безработицы

(а % к экономически активному населению)

12

Ю

Я

6

4

О

2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011* 2012** 2013** 2014**

* оцсн ка ** прогноз

Рис. 1. Показатели уровня безработицы

Экономический кризис, и сложившаяся демографическая ситуация в России оказывает существенное влияние на развитие всего образовательного рынка. Нельзя не согласиться с мнением Гелеты И.В., что в настоящее время идет активный процесс формирования рынка труда в России. И хотя рынок труда в окончательном, развитом виде еще не сформирован, на наш взгляд, имеются все его основные элементы. Именно через механизм рынка труда определяется число необходимых работников, формируется заказ на количество и качество образовательных услуг. В свою очередь рынок образовательных услуг способствует вовлечению человеческих ресурсов в образовательный процесс и определяет конкурентоспособность рабочей силы на рынке труда. В этой связи большое значение приобретают развитие и совершенствование системы образования на основе прогнозирования и регулирования спроса и предложения на рынке труда [2].

Прогнозированию потребностей рынка труда в специалистах высшего образования, соответствующих требованиям работодателей в системе взаимодействия образовательного рынка и рынка труда должно отводиться важное место. Составление прогноза может проходить в несколько этапов и

10,5

включать в себя различные методы и принципы работы. Схема прогнозирования представлена на рис. 2.

ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ПОТРЕБНОСТЕЙ РЫНКА ТРУДА В СПЕЦИАЛИСТАХ В СИСТЕМЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО РЫНКА И ЭКОНОМИКИ

/ Г \

ЭТАПЫ: ПРИНЦИПЫ: МЕТОДЫ:

— изучение — учета длительности — анализ;

демографической подготовки кадров в системе — экспертиза;

ситуации в заданном высшего образования; — прогнозирование;

периоде; — планирования на — использования

— определение различных уровнях данных комплексных

возрастного состава (государственном и программ социально-

населения; регинальном); экономического

— оценка количества — анализа полученных развития.

трудовых ресурсов; результатов количества

— составление обучающихся и прогноза

прогноза предложений населения по различным

рабочей силы в категориям и уровню

заданном периоде; образования;

— распределение — учета потребностей

рабочей силы по экономики в специалистах с

возрасту, полу и определенным образованием.

уровню образования.

Рис. 2. Схема прогнозирования потребностей рынка труда в специалистах

Сегодня высшая школа прочно входит в рыночные отношения, реагирует на спрос рынка труда на специалистов, и сама стала субъектом рыночных отношений, создавая рынок образовательных услуг. Современные рыночные отношения, спрос и предложения на рынке труда, безработица показали значимость высшего профессионального образования в конкуренции специалистов на рынке труда. Перед высшей школой стоят очень важные задачи, такие как улучшение качества образования и приведение структуры высшего профессионального образования в соответствие с потребностями рынка труда. В наши дни вопрос подготовки экономически активных молодых специалистов, способных приспосабливаться к современным экономическим условиям стал актуальным для всего современного общества.

Анализируя данные по приему и выпуску в академии на очную форму обучения за последние 4 года можно увидеть, что наметилась общая тенденция к сокращению численности и первокурсников и выпускников (таблица 1,2).

Таблица 1. Количество зачисленных абитуриентов на очную форму обучения

СГГА(2008-2011год)

Перечень укрупненных групп специальностей 2008г. 2009г. 2010г. 2011г.

Естественные науки 61 67 63 62

Экономика и менеджмент 240 313 255 156

Информационная безопасность 30 21 22 25

Геодезия и землеустройство 319 230 228 272

Геология, разведка и разработка полезных ископаемых 15 26

Оружие и системы вооружения 22 25 25 25

Приборостроение и оптотехника 101 110 103 61

Автоматика и управление 20 24 40 50

Информатика и вычислительная техника 83 40 50 41

Безопасность жизнедеятельности, природообустройство и защита окружающей среды 42 26 27 25

ВСЕГО 898 832 808 743

Таблица 2. Количество выпускников очной формы обучения СГГА (2008-

20Пгод)

Перечень укрупненных групп специальностей 2008г. 2009г. 2010г. 2011г.

Естественные науки 53 34 37 40

Экономика и управление 299 276 358 260

Информационная безопасность

Геодезия и землеустройство 293 241 240 247

Геология, разведка и разработка полезных ископаемых

Оружие и системы вооружения 18 16 16 13

Приборостроение и оптотехника 76 94 95 100

Автоматика и управление —

Информатика и вычислительная техника 65 90 112 72

Безопасность жизнедеятельности, природообустройство и защита окружающей среды 15 33 32 20

ВСЕГО 819 784 890 752

Начиная с 2008 года до 2011 года, прослеживается общая тенденция спада количества абитуриентов и выпускников, в 2010 году произошел не большой подъем количества выпускников, это связано с увеличением числа зачисленных абитуриентов в 2005 году. В целом по академии за анализируемый период прием сократился на 17,3%, выпуск на 8,2%.

Анализируя контингент зачисленных абитуриентов, следует отметить, что в последние годы отмечается тенденция к увеличению количества иногородних старшеклассников, поступающих в академию. Количество зачисленных из

области, в 2010 году составило 60% от всех поступивших, а в 2011 году эта цифра выросла до 70%.

Если проанализировать трудоустройство выпускников СГГА по месторасположению и организационной форме компании, то можно увидеть, что выпускники отдают предпочтение трудоустройству в городе Новосибирске. В 2007 году каждый пятый выпускник оставался в Новосибирске. В 2008 году намечалась динамика оттока новоиспеченных кадров в область и другие регионы страны, если в 2007году в Новосибирске оставалось 81,5% выпускников, то в 2010 году этот показатель уменьшился на 21,3%,а показатель по области вырос на 15,9%, что касаемо других регионов - увеличился на 5,3%.

В целом с 2008года по 2011 год СГГА закончило 3245 человек, из них 75,5% выпускников нашли себе место трудоустройства в Новосибирске, 10,2% -в области и 14,3% были трудоустроены в других регионах России.

В последние годы наметилась тенденция трудоустройства выпускников в государственные компании, это объясняется социальными гарантиями, которые дают данные организации. Сотрудники государственных компаний на начальном этапе карьеры получают на порядок меньше, чем в коммерческих, но стабильно и гарантированно. Так как ситуация на рынке труда в наше время не постоянна, стабильность и гарантии, это основные качества на что обращают внимание сегодня соискатели.

Проанализировав предпочтения выпускников СГГА в выборе организации при трудоустройстве по форме собственности, видно, что 2006 году всего по академии 72,7% выпускников выбрали коммерческие организации. В 2007 году этот показатель вырос на 1,5%, выбор выпускниками коммерческих организаций в период с 2006 по 2007 год, связан со стабильным положением экономики страны в целом, что благополучно отражалось на всех предприятиях, и соответственно росте их доходов. Но уже к 2009 году положение в корне меняется, многие коммерческие предприятия закрываются, сокращается штат сотрудников и в сознании новоиспеченных кадров появляется новая тенденция - ориентация на государственные предприятия.

Если проанализировать по годам, то в период с 2008 по 2010 год выбор в пользу государственной компании увеличился на 5,7%, соответственно в пользу коммерческих организаций сократился (рис. 3).

70

60 50 40 30 20 10 0

2006 2007 2008 2009 2010

■ государственная □ коммерческая

Рис. 3. Выбор выпускниками организации при трудоустройстве по форме

собственности

Если говорить о расстановке приоритетов выпускниками СГГА в период за пять лет, в среднем это выглядит так:

- Месторасположение компании по трудоустройству: 75,5%

Новосибирск, 14,3% другие регионы, 10,2% Новосибирская область;

- По форме собственности организации по месту трудоустройства: 71,6% коммерческие, 28,4% государственные.

Российский бизнес более четко, чем многие государственные органы, представляет себе реальную потребность в тех или иных профессиях и может определить какие прфессиональные знания и личностные качества должен сформировать вуз у своих выпускников. Работодатели могут активно содействовать прохождению ежегодных практик студентами на предприятии, формировать заказы на подготовку специалистов и оплачивать их обучение [3].

Для достижения взаимовыгодных результатов деятельности по воспроизводству конкурентоспособных специалистов для экономики страны, рынку труда и рынку образования необходимо учитывать специфику друг друга. Любой из перечисленных рынков постоянно развивается и трансформируется. Анализ динамики уровня трудоустройства выпускников вузов по полученной специальности позволит делать перспективные расчеты и прогнозирование квалификационно-професиональной структуры трудовых ресурсов, что в свою очередь позволит определить перспективную потребность рынка труда в специалистах.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Информация Министерства финансов РФ. Основные направления бюджетной политики на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов. Режим доступа: http: //www. minfin.ru/ru.

2. Гелета И.В. Взаимосвязь рынка труда и рынка образовательных услуг. // Региональная экономика: Теория и практика №2(95), 2009г., стр.79

3. Бурков А.В. Об участии российского бизнеса в повышении качества высшего профессионального образования: Креативная экономика, 2008, №12.

© И.В. Рязанцева, 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.