Научная статья на тему 'Организация групповой проектной деятельности в начальной школе через технологию разновозрастного обучения с использованием ИКТ в рамках реализации ФГОС'

Организация групповой проектной деятельности в начальной школе через технологию разновозрастного обучения с использованием ИКТ в рамках реализации ФГОС Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
480
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Буданова Л.К., Буркова Л.П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организация групповой проектной деятельности в начальной школе через технологию разновозрастного обучения с использованием ИКТ в рамках реализации ФГОС»

Л.К. Буданова, Л.П. Буркова

Организация групповой проектной деятельности

в начальной школе через технологию разновозрастного обучения с использованием ИКТ в рамках реализации ФГОС

Инновационная деятельность образовательного учреждения -необходимый компонент образовательного процесса, обеспечивающий высокий уровень качества образования, соответствующего запросам современного российского общества.

Успех инновационной деятельности педагога зависит от многих факторов: направленности или характера мотивации педагогического труда, креативности учителя, уровня профессиональной компетентности, его эмоциональной гибкости, от социально-

психологического климата в коллективе, от других объективных или субъективных обстоятельств. Инновации педагога, имея творческий характер, во многом снижают вероятность возникновения у него эмоционального выгорания, и только успешная личность сможет воспитать личность, настроенную на успех в любой области приложения своих возможностей.

В настоящее время владение информационными технологиями ставится в один ряд с такими качествами, как умение читать и писать. Человек, умело, эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет другой, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникшей проблемы, к организации своей деятельности.

Начальная школа - фундамент, от качества которого зависит дальнейшее обучение ребёнка, и это налагает особую ответственность на учителя начальной школы. На этом этапе важно развить самостоятельность, сохранить познавательную активность и создать условия для гармоничного вхождения ребёнка в образовательный мир, поддержать его здоровье и эмоциональное благополучие. Именно эти качества учащихся развиваются с внедрением ИКТ в образовательный процесс, в частности, в проектную деятельность.

Проект - это комплекс взаимосвязанных действий, предпринимаемых для достижения определённой цели в течение заданного периода в рамках имеющихся возможностей с обязательной презентацией результатов. На наш взгляд, основной тезис современного понимания метода проектов заключается в понимания учащимися, для чего им нужны полученные знания, где и как они будут использовать их в своей жизни. Цель проектноисследовательской деятельности заключается в стимулировании развития интеллектуально-творческого потенциала детей через

317

развитие и совершенствование исследовательских способностей и навыков исследовательского поведения. Мы стремимся увлечь детей, показать значимость их деятельности, вселить уверенность в своих силах, а также привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребёнка. Даем возможность родителям сблизиться с детьми, участвуя в научно-исследовательской деятельности. Работая над проектом, придерживаемся определённой структуры: выбор темы, постановка цели и задач, гипотеза исследования, организация исследования, подготовка к защите и защита работы. Стадии работы над проектом (пять П): проблема, проектирование (планирование), поиск информации, продукт, презентация.

С использованием методики проектных занятий учащиеся осваивают базовые технические навыки, новые способы работы с альтернативными источниками информации (Internet, мультимедиа энциклопедии и пр.) и конкретные модели деятельности с применением средств ИКТ. Учащийся выполняет задание, которое является осмысленным, интересным и важным лично для него, и при этом:

- осваивает модели учебной деятельности (познавательные УУД);

- приобретает конкретные технические навыки в использовании ИКТ, получает представления о широком спектре технических решений оборудования и информационных ресурсов (познавательные УУД);

- получает наиболее существенные базовые знания из области информационных технологий (предметные УУД);

- развивает навыки общения (коммуникативные УУД).

У учащихся возрастает мотивация к изучению школьных предметов. В процессе использования информационных технологий (то есть системы приемов деятельности с привлечением всех возможностей компьютера) в проектной работе у них автоматически формируется отношение к компьютеру (и программам) как к исполнителю, т. е. инструменту, с помощью которого можно решить поставленную задачу быстро, качественно, интересно. А значит, полностью устранить одну из важнейших причин отрицательного отношения к учебе - неуспех, обусловленный непониманием, значительными пробелами в знаниях.

Средства ИКТ активно используются для проектной и исследовательской деятельности. В школе ежегодно реализуются учебные и внеучебные проекты, в частности, в рамках инновационной программы «Создание разновозрастных групп учащихся в урочной и внеурочной деятельности как один из эффективных способов повышения качества образования». Осуществление межпредметных связей в виде разновозрастных интегрированных занятий - проектов оказывает положительное влияние на качество

318

знаний учащихся, на развитие у них мышления, формирование научного мировоззрения и целостной физической картины мира. Старшие осваивают роль педагога, ответственного за результаты учебной работы, выступают организаторами групповой деятельности, руководят подготовкой групп к занятию, объясняют то, что не усвоено младшими, готовят их к ответу на занятии, осуществляют контроль за работой и оценку достижений группы и каждого ученика.

В современной школе наиболее приоритетными становятся способности самостоятельно, активно и инициативно искать средства решения новых задач. У нас в школе сложились объективные возможности для развития взаимодействия в разновозрастной группе. Старшие осваивают роль педагога, ответственного за результаты учебной работы, выступают организаторами групповой деятельности, руководят подготовкой групп к занятию, объясняют то, что не усвоено младшими, готовят их к ответу на занятии, осуществляют контроль за работой и оценку достижений группы и каждого ученика. Школьники учатся адекватно оценивать деловые и нравственные качества других людей, а также и свои собственные возможности.

Проектная деятельность строится от результата, т. е. и по структуре, и по последовательности отдельных действий выстраивается применительно к конкретной задаче.

Результатом работы с проектами в разновозрастных группах стало участие школы в X фестивале «Использование информационных технологий в образовательной деятельности» и победа в районном и городском этапах.

Организация проектной деятельности осуществляется:

• в соответствии с образовательной программой начального общего образования;

• рабочими программами по предметам учебного плана (проектная деятельность включена в рабочие программы);

• положением о проектной деятельности в ОУ;

• планом работы методического объединения начальных классов по организации проектной деятельности;

• планом работы по организации групповой проектной деятельности в начальной школе;

• планом внеурочной работы

Учителя начальной школы активно представляют опыт своей работы на методических объединениях, дают мастер-классы по организации проектной деятельности внутри и вне школы, выступают на районных, городских и международных конференциях, так как средствами профессионального развития педагога является не только обучение, но и общение с коллегами, самообразование и практика.

319

В помощь руководителям проектов и учащимся администрацией ОУ разработаны памятки:

- Схема выполнения проекта.

- Этапы работы над проектом.

- Матрица проекта.

- Правила для учащихся по поиску информации в библиотеке.

- Работа с литературными источниками.

- Памятка публичного выступления.

- Отчёт учащегося.

- Требования к оформлению текстового варианта и буклета проектной работы.

- Требования к составлению списка используемых источников.

- Требования к оформлению презентации.

- Критерии оценивания мультимедийных презентаций.

Постоянно пополняется банк проектов, лучшие работы, выполненные с использованием информационных технологий, размещаются на сайте школы.

Спектр использования возможности ИКТ в образовательном процессе достаточно широк. Однако, работая с детьми младшего школьного возраста, мы должны помнить заповедь НЕ НАВРЕДИ! Компьютер - только инструмент, который необходимо использовать грамотно и оптимально, а активным творческим началом на уроке были и остаются учитель и его ученики.

Ю.В. Гилясев

О проблеме жанро-стилевого соответствия текстов по популярной психологии

Функционально-стилевой подход по-прежнему остается одним из основных при изучении речевых явлений, соотносимых с разными уровнями языковой системы. Выбирая его в качестве ведущего принципа, исследователь берется установить жанровое соответствие анализируемого объекта и определить существенные признаки, позволяющие говорить о стилевой принадлежности этого объекта к группе речевых явлений с аналогичными свойствами и характеристиками.

Ученые, занимающиеся вопросами функционально-стилевой вариативности, единодушны в обоснованности выделения научного регистра речи. Не вызывает особых разногласий и идея о функционально-стилевой дифференциации научного стиля с возможностью образования нескольких подсистем или подстилей научной речи. Вместе с тем, разные исследователи этой проблемы предлагают

320

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.