Научная статья на тему 'Организация физкультурно-спортивной деятельности детей, подростков и учащейся молодежи на основе личностно-ориентированного подхода'

Организация физкультурно-спортивной деятельности детей, подростков и учащейся молодежи на основе личностно-ориентированного подхода Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1214
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СТУДЕНТЫ / ЕДИНСТВО ДВИГАТЕЛЬНОЙ И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / ПОСЕЩАЕМОСТЬ И УСПЕВАЕМОСТЬ / PHYSICAL-SPORTS ACTIVITY / STUDENTS / THE UNITY OF PHYSICAL AND INTELLECTUAL ACTIVITY / PERSONALITY-ORIENTED APPROACH / PHYSICAL FITNESS / ATTENDANCE AND PROGRESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Валкина О.Н., Фунина Е.Е., Панова Е.О.

Проблема приобщения учащейся молодежи к систематическим занятиям физическими упражнениями является одной из актуальных. Несмотря на понимание ее значимости в практике организации специального среднего и высшего образования, в подходах к проведению учебных занятий по физическому воспитанию студентов до настоящего времени принципиально ничего не изменилось, что свидетельствует об актуальности предпринятого исследования. Одним из основополагающих подходов к реализации личностно ориентированного подхода в процессе физкультурно-спортивной деятельности является создание унифицированного педагогического пространства, обеспечивающего возможности для реализации специфических для каждого занимающегося черт и особенностей характера, мировоззрения, взаимоотношений с окружающими в процессе двигательной активности. Материалы. Обоснование эффективных способов реализации личностно ориентированного подхода в процессе физкультурно-спортивной деятельности школьников разного возраста и учащейся молодежи. Методы исследования: анализ и обобщение научной и научно-методической литературы, передового педагогического опыта преподавателей по физической культуре и спорту, педагогический эксперимент, наблюдения, тестирование, статистическая обработка данных. Результаты. В данной статье предлагается научно обоснованный подход к более широкому использованию средств физической культуры и спорта не только для повышения уровня физической подготовленности, но и для интеллектуального, духовно-нравственного развития. Заключение. Экспериментальные данные подтверждают целесообразность и эффективность предложенного способа приобщения учащейся молодежи к различным занятиям физическими упражнениями при органическом дополнении их самостоятельным использованием средств физической культуры и спорта. Это обеспечивает при осознанном отношении к данному процессу не только физическое, но и духовно-нравственное совершенствование учащейся молодежи. Предложенный способ построения физкультурно-спортивной деятельности позволяет установить тесную связь с другими общеобразовательными предметами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Валкина О.Н., Фунина Е.Е., Панова Е.О.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHYSICAL-SPORTS ACTIVITY ORGANIZATION AMONG CHILDREN, TEEN-AGERS AND STUDENTS ON THE BASIS OF PERSONALITY-BASED APPROACH

The problem of involvement students into systematic physical exercises is one of the most urgent. In spite of its importance understanding in practice of special secondary and higher education organization, in the approaches to physical culture lessons holding among students nothing has changed greatly and it proves the urgency of the hold research work. One of the main approaches to personality oriented approach realization during the process of physical-sports activity is unified pedagogical space creation, which provides the opportunity of specific for every person traits and the peculiarities of the character, worldview, interrelation with people around realization during physical activity. Material. Effective substantiation of the ways of personality oriented approach realization during the process of physical-sports activity of schoolchildren and students. Research methods: scientific and scientific-methodical literature, progressive pedagogical experience of physical culture and sport teachers analysis and summarizing, pedagogical experiment, observations, testing, statistical data handling. Results. The article offers scientifically substantiated approach to a wider use of physical culture and sport means not only for the level of physical fitness increase, but also for intellectual, spiritual-moral development. Conclusion. Experimental results prove the expediency and effectiveness of the offered way of involvement students into different physical exercises with organic independent use of physical culture and sport means. It provides not only physical, but also spiritual-moral development of students. The offered way of physical-sports activity organization helps to set a close connection with other general subjects.

Текст научной работы на тему «Организация физкультурно-спортивной деятельности детей, подростков и учащейся молодежи на основе личностно-ориентированного подхода»

DOI 10.14526/01_2017_180 УДК 796 ББК 75.1

ОРГАНИЗАЦИЯ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ, ПОДРОСТКОВ И УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ НА ОСНОВЕ ЛИЧНОСТНО-

ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА

О.Н. Валкина - кандидат биологических наук, доцент, Е.Е. Фунина - кандидат педагогических наук, доцент, Е.О. Панова — кандидат педагогических наук, доцент ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н.

Ульянова»,

Площадь 100-летия со дня рождения В. И. Ленина, дом 4, г. Ульяновск, Россия, 432700

E-mail: elena funina@mail.ru

Аннотация. Проблема приобщения учащейся молодежи к систематическим занятиям физическими упражнениями является одной из актуальных. Несмотря на понимание ее значимости в практике организации специального среднего и высшего образования, в подходах к проведению учебных занятий по физическому воспитанию студентов до настоящего времени принципиально ничего не изменилось, что свидетельствует об актуальности предпринятого исследования. Одним из основополагающих подходов к реализации личностно ориентированного подхода в процессе физкультурно-спортивной деятельности является создание унифицированного педагогического пространства, обеспечивающего возможности для реализации специфических для каждого занимающегося черт и особенностей характера, мировоззрения, взаимоотношений с окружающими в процессе двигательной активности. Материалы. Обоснование эффективных способов реализации личностно ориентированного подхода в процессе физкультурно-спортивной деятельности школьников разного возраста и учащейся молодежи. Методы исследования: анализ и обобщение научной и научно-методической литературы, передового педагогического опыта преподавателей по физической культуре и спорту, педагогический эксперимент, наблюдения, тестирование, статистическая обработка данных. Результаты. В данной статье предлагается научно обоснованный подход к более широкому использованию средств физической культуры и спорта не только для повышения уровня физической подготовленности, но и для интеллектуального, духовно-нравственного развития. Заключение. Экспериментальные данные подтверждают целесообразность и эффективность предложенного способа приобщения учащейся молодежи к различным занятиям физическими упражнениями при органическом дополнении их самостоятельным использованием средств физической культуры и спорта. Это обеспечивает при осознанном отношении к данному процессу не только физическое, но и духовно-нравственное совершенствование учащейся молодежи. Предложенный способ построения физкультурно-спортивной деятельности позволяет установить тесную связь с другими общеобразовательными предметами.

Ключевые слова: физкультурно-спортивная деятельность, студенты, единство двигательной и интеллектуальной деятельности, личностно-ориентированный подход, физическая подготовленность, посещаемость и успеваемость.

PHYSICAL-SPORTS ACTIVITY ORGANIZATION AMONG CHILDREN, TEEN-AGERS AND STUDENTS ON THE BASIS OF PERSONALITY-BASED APPROACH

Olga N. Valkina - candidate of biological sciences, associate professor, Elena E. Funina - candidate of pedagogics, associate professor, Evgeniya O. Panova — candidate of pedagogics, associate professor Ulyanovsk State Pedagogical University named after I.N. Ulyanov, 4, area of 100 th anniversary of V.I. Lenin's birth, Ulyanovsk, 432700, Russia

E-mail: elena funina@mail.ru

Annotation. The problem of involvement students into systematic physical exercises is one of the most urgent. In spite of its importance understanding in practice of special secondary and higher education organization, in the approaches to physical culture lessons holding among students nothing has changed greatly and it proves the urgency of the hold research work. One of the main approaches to personality oriented approach realization during the process of physical-sports activity is unified pedagogical space creation, which provides the opportunity of specific for every person traits and the peculiarities of the character, worldview, interrelation with people around realization during physical activity. Material. Effective substantiation of the ways of personality oriented approach realization during the process of physical-sports activity of schoolchildren and students. Research methods: scientific and scientific-methodical literature, progressive pedagogical experience of physical culture and sport teachers analysis and summarizing, pedagogical experiment, observations, testing, statistical data handling. Results. The article offers scientifically substantiated approach to a wider use of physical culture and sport means not only for the level of physical fitness increase, but also for intellectual, spiritual-moral development. Conclusion. Experimental results prove the expediency and effectiveness of the offered way of involvement students into different physical exercises with organic independent use of physical culture and sport means. It provides not only physical, but also spiritual-moral development of students. The offered way of physical-sports activity organization helps to set a close connection with other general subjects.

Keywords: physical-sports activity, students, the unity of physical and intellectual activity, personality-oriented approach, physical fitness, attendance and progress.

Актуальность. В теории и методике физического воспитания одним из перспективных направлений является приобщение подрастающего поколения к систематическим занятиям физическими упражнениями как возможность реализации потребности индивида в самоактуализации. Это обусловливает необходимость разностороннего изучения мотивации занимающихся, от характера которой зависит определение модуля организации и построения учебно-тренировочных занятий. В основе личностно ориентированного подхода к проведению занятий лежит развитие индивидуальности как процесс

самопознания и саморазвития на основе

создания педагогических условий, способствующих обеспечению и поддержанию положительного

психоэмоционального состояния.

Анализ специальной

педагогической литературы

свидетельствует о том, что под воздействием интенсивной мышечной нагрузки дети и подростки хуже контролируют свое поведение, что позволяет лучше изучить особенности и структуру их мотивационной и специфической субъектной активности. Использование личностно

ориентированного подхода позволяет более разносторонне учитывать потенциальные возможности

занимающихся для постановки

индивидуальных целей и задач ближайшего и перспективного развития, совершенствования индивида средствами физической культуры и спорта как реализации свободного выбора учащейся молодежью способа обеспечения физического и духовно-нравственного совершенствования [2, 3, 5 ].

Целью данной работы является обоснование эффективных способов реализации личностно ориентированного подхода в процессе физкультурно-спортивной деятельности школьников разного возраста и учащейся молодежи.

Задачи исследования:

1. Теоретическое и методологическое обоснование роли и места средств физической культуры в становлении, развитии и совершенствовании личности.

2. Экспериментальная проверка эффективности предложенных способов реализации данного подхода.

Эффективность воздействия

направленных физических упражнений определяется в значительной мере мотивацией деятельности,

обеспечивающей развитие и

совершенствование кинезиологического потенциала на оптимальном уровне в зависимости от целей и задач.

В связи с этим ведущим компонентом, определяющим

эффективность двигательной активности, является системность применения индивидуально направленной

тренировочной нагрузки. Процесс поддержания нормального

функционирования организма

определяется физиологическими

механизмами, обеспечивающими

качественное улучшение функционального состояния организма. Ведущая роль средств физической культуры и спорта в совершенствовании личности

определяется возможностью создания педагогических условий, ставящих подростка перед необходимостью проявления и закрепления основ

нравственного поведения, регулируемого установленными правилами.

Универсальность воздействия

физических упражнений на организм определятся единством интеллектуального и физического, биологического и социального, результатом которого является поступательное

совершенствование морально-волевых, нравственных и физических качеств [1, 4, 6]. Традиционный подход к организации физического воспитания детей, подростков и учащейся молодежи основан на повышении уровня физической

подготовленности, что определяется постановкой соответствующих целей и задач, обусловливающих, в свою очередь, выбор соответствующих средств и методов.

Предлагаемый нами подход к организации физкультурно-спортивной деятельности детей, подростков и учащейся молодежи на основе личностно-ориентированного подхода позволяет путем объективной оценки

интеллектуальных и физических возможностей индивида определить содержание учебно-тренировочного

процесса, направленного на

совершенствование отстающих

параметров личности. Так, для ребенка с недостаточно развитым уровнем восприятия и внимания подбирается система физических упражнений и индивидуальных двигательных заданий, обеспечивающих увеличение показателей восприятия различных явлений и предметов и улучшения всех видов внимания. Школьнику или студенту с недостаточным уровнем развития памяти предлагается содержание тренировочных занятий, требующих запоминания оптимального алгоритма выполнения двигательного действия. Проведение физкультурно-спортивных занятий в игровой форме делает процесс развития и совершенствования памяти увлекательным занятием на фоне положительных эмоций, что дает гораздо больший эффект, чем упорное запоминание книжного текста с

целью его усвоения. Для проверки эффективности данного способа реализации личностно ориентированного подхода в процессе физкультурно-спортивной деятельности детей, подростков и учащейся молодежи в педагогическом эксперименте приняли участие студенты естественно-

географического факультета Ульяновского государственного педагогического

университета в количестве 42 человек. Были организованы контрольная (КГ) и экспериментальная (ЭГ) группы, в каждой по 21 студенту.

Перед началом педагогического эксперимента определялись следующие параметры: успеваемость и посещаемость студентов по различным дисциплинам, предусмотренным учебным планом; их отношение к учебным занятиям по физическому воспитанию, а также показатели физической подготовленности. Обработка исходных показателей не выявила существенных различий у занимающихся КГ и ЭГ (р>0,05). Учебные занятия по физическому воспитанию в КГ проводились по общепринятой методике в соответствии с государственной программой по физическому воспитанию, рекомендованной Министерством

образования. В ЭГ применялся предложенный нами способ организации физкультурно-спортивной деятельности. Основной акцент в проведении учебных занятий по физическому воспитанию в ЭГ делался на выявление и развитие слабых сторон интеллектуального, духовно-нравственного и физического компонентов личности.

В ходе анализа текущей и итоговой (по семестрам) успеваемости студентов по различным предметам теоретических и методических циклов, а также в ходе индивидуальных бесед выявлялось, изучение каких дисциплин представляет для будущих педагогов определенную сложность. Это позволило определить содержание подготовительной, основной и заключительной части учебного занятия по физическому воспитанию; разработать

систему коррекции ошибок занимающихся при выполнении конкретных двигательных заданий. Это определило содержание индивидуальных указаний, замечаний, уточнение в ходе выполнения физических упражнений для каждого студента ЭГ. Кроме того, была разработана система личностно ориентированных

самостоятельных заданий по физической культуре, направленных на развитие и совершенствование логического и творческого мышления, аналитических способностей и других интеллектуальных качеств, выполнение которых проверялось в процессе игровой и соревновательной деятельности с применением

индивидуальных способов управления двигательной деятельностью. Экспертная оценка посещаемости и успеваемости студентов осуществлялась

высококвалифицированными преподавателями (5 человек) по 5-балльной системе.

Система педагогических

поощрений, одобрений, моральной поддержки создавала устойчивый положительный эмоциональный фон, обеспечивающий последовательное

улучшение, развитие и совершенствование умственных способностей и возможностей студентов. Деловые и подвижные игры ставили занимающихся ЭГ в условия, требующие проявления не только ведущих интеллектуальных свойств личности, но и духовно-нравственных качеств.

Систематическая направленная мышечная нагрузка, предлагаемая на учебных занятиях с учетом самостоятельного выполнения индивидуальных личностно ориентированных двигательных заданий, способствовала, в свою очередь, закономерному приросту уровня развития двигательно-координационных качеств [ 4

Применение специальной методики самостоятельного выполнения физической нагрузки обеспечивало функциональную подготовку организма к предстоящей мышечной деятельности, а также четкий алгоритм выполнения двигательных

действий. Студенты в короткий промежуток времени заметили

принципиально другой подход к организации учебных занятий по физическому воспитанию, что

положительно сказалось прежде всего на их посещаемости. К концу первого семестра была выявлена тенденция улучшения текущей успеваемости по ряду учебных дисциплин.

К окончанию педагогического эксперимента было проведено повторное тестирование по основным показателям: текущей и итоговой (по результатам сдачи сессии) успеваемости; посещаемости учебных занятий; отношению к учебным занятиям по физической подготовке и уровню физической подготовленности. Изучение журнала успеваемости и посещаемости занятий показало, что качество учебных занятий улучшилось в обеих группах - КГ и ЭГ, однако, если в КГ при исходных показателях 3,61±0,24 балла к завершению педагогического эксперимента результаты улучшились до 3,91±0,27 балла, (р>0,05), то в ЭГ при исходных показателях 3,59±0,28 балла к окончанию педагогического эксперимента результаты возросли до 4,34±0,18 балла, (р<0,05). В КГ исходные показатели посещаемости учебных занятий составили 3,75±0,22 балла, после завершения педагогического эксперимента показатели возросли и составили 3,89±0,19 балла (р>0,05); в ЭГ, соответственно, при исходных данных 3,71±0,24 балла, результаты составили 4,11±0,25балла, (р<0,05).

Для выявления динамики показателей физической

подготовленности использовались

следующие тесты: бег 100 м (с), кросс 2000 м, прыжок в длину с места (см), сгибание рук в упоре лежа (количество раз), поднимание и опускание туловища без помощи рук из положения лежа на спине (количество раз). Анализ показателей физической подготовленности позволил выявить, что их улучшение произошло в обеих группах - КГ и ЭГ, при более

существенном возрастании в ЭГ. Так, в беге на 100 м в КГ при исходных данных 17,36±0,74 с к завершению педагогического эксперимента результаты составили 17,16±0,52 (р>0,05); в ЭГ, соответственно, при исходных данных 17,30±0,60 с к окончанию педагогического эксперимента результаты улучшились до 16,52±0,45с (р>0,05); при выполнении прыжка в длину с места в КГ при исходных данных 168,3±10,51см, к завершению педагогического

эксперимента результаты составили 171±1,59 см; в ЭГ, соответственно, при исходных данных 169,9±7,84 см показатели улучшились до 183±1,65см, (р<0,05). Подобная тенденция более существенного улучшения показателей физической подготовленности в экспериментальной группе была выявлена и по другим контрольным упражнениям.

Заключение. Таким образом, результаты педагогического эксперимента показали, что возможности средств физической культуры и спорта для решения комплекса образовательных, воспитательных и оздоровительных задач используются недостаточно. Реализация данных средств ограничивается рамками улучшения показателей здоровья и физической подготовленности при некотором улучшении морально-волевых и нравственных качеств. При этом не использовались значительные ресурсы физкультурно-спортивной деятельности для интеллектуального развития, совершенствования и создания условий для более эффективного духовно-нравственного развития личности. Предложенный нами способ реализации личностно-ориентированного подхода в физкультурно-спортивной деятельности имеет более широкий диапазон применения средств физической культуры и спорта для разностороннего воздействия, обеспечивая целенаправленное развитие интеллектуальных, морально-волевых и нравственных свойств личности на фоне улучшения показателей физической подготовленности.

Важным аспектом положительного влияния индивидуальной организации физкультурно-спортивной деятельности является осознание студентами

необходимости самостоятельного

выполнения направленных физических упражнений как структурного компонента учебного процесса по физическому воспитанию и важного условия приобщения будущих учителей к систематическим занятиям физическими упражнениями. Приобретенные знания, сформированные двигательные умения и навыки, осознанное отношение к физическим упражнениям как

общечеловеческой ценности в

дальнейшем, в процессе обучения и воспитания, будут передаваться учащимся общеобразовательных школ. Реализация поставленной цели является мощным стимулом для продолжения

самостоятельной подготовки.

Результативность самостоятельного

выполнения тренировочной нагрузки обеспечивается разработкой и

применением специальной методики, направленной на предварительную функциональную подготовку организма к предстоящей мышечной деятельности, использованием четкого алгоритма выполнения двигательных действий в зависимости от задач физической подготовки.

Литература

1. Валкина, О. Н. Игровая деятельность как фактор приобщения детей и подростков к систематическим занятиям физическими упражнениями / О. Н., Валкина, Ф. М. Кодолова, Е. Е Фунина // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2016. - № 1 (38). - C. 129136. Режим доступа: http://journal-science. org/ru/article/328. html. DOI: 10.14526/01_1111_88.

2. Кузнецова, З. М. Реализация программы формирования личностных качеств студентов в образовательной деятельности как одна из реальных предпосылок обновления содержания подготовки специалистов в системе высшего образования (на примере студентов ПовГАФКСиТ по специальности «Сервис и туризм») / З. М. Кузнецова, Н.А. Чернова // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и

спорта. - 2011. - № 1 (18). - С. 1-8. Режим доступа: http://journal-

science.org/ru/article/378.html.

3. Манжелей, И. В. Педагогический потенциал физкультурно-оздоровительной среды / И. В. Манжелей // Физическая культура. - 2010. -№ 4. - С. 2-4.

4. Назаренко, Л. Д. Оздоровительные основы физических упражнений / Л. Д. Назаренко. - М. : Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. - 240 с.

5. Назаренко, Л. Д. Совершенствование системы физического воспитания студентов нефизкультурных вузов / Л. Д. Назаренко, Ф. М. Кодолова // Теория и практика физической культуры. - 2014. - № 3. - С. 52-55.

6. Шинкаренко, О. В. Физическая культура в образовательном пространстве студентов вуза / О. В. Шинкаренко, В. И. Логунов, Л. Д. Назаренко. -Ульяновск, 2009. - 158 с.

References

1. Valkina O. N., Kolodova F.M., Funina E.E. Games as the factor of involvement children and teen-agers into systematic physical exercises. Pedagogiko-psikhologicheskie i mediko-biologicheskie problemy fizicheskoi kul'tury i sporta [Pedagogical-psychological and medical-biological problems of physical culture and sport], 2016, Vol. 11, no 1, pp. 129-136. Available at: http://journal-science.org/ru/article/328.html. DOI: 10.14526/01_1111_88.

2. Kuznetsova Z. M., Chernova N.A. The program realization of personal qualities formation among students in educational activity as one of the real preconditions for the content renewal of specialists training in the system of higher education (by the example of the students from Povolzhskaya State Academy of Physical Culture, Sport and Tourism according to the specialty "Service and tourism. Pedagogiko-psikhologicheskie i mediko-biologicheskie problemy fizicheskoi kul'tury i sporta [Pedagogical-psychological and medical-biological problems of physical culture and sport], 2011, Vol. 6, no 1, pp. 1-8. Available at: http://journal-science.org/ru/article/378.html.

3. Manzheley I. V. Pedagogical potential of physical-health-improving environment. Fizicheskaya kul'tura [Physical culture], 2010, no 4, pp. 2-4. (in Russian).

4. Nazarenko L. D. Ozdorovitel'nye osnovy fizicheskikh uprazhnenii [Health-improving basis of physical exercises]. Moscow, VLADOS-PRESS publishing house, 2003, 240 p. (in Russian).

5. Nazarenko L. D., Kolodova F.M. The system of physical upbringing development among students of not physical culture higher educational establishments. Teoriya i praktika fizicheskoi kul'tury [Theory and practice of physical culture], 2014, no 3, pp. 52-55.

6. Shinkarenko O. V., Loginov B.I., Nazarenko L.D. Fizicheskaya kul'tura v

obrazovatel'nom prostranstve studentov vuza [Physical higher educational establishment]. Ulyanovsk, 2009,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

culture in educational environment of students at a 158 p. (in Russian).

Подано: 23.01.2017 г. Принято: 26.01.2017г.

Валкина Ольга Николаевна - кандидат биологических наук, доцент кафедры биологии человека и основ медицинских знаний ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова», Площадь 100-летия со дня рождения В. И. Ленина, дом 4, г. Ульяновск, Россия, 432700

Фунина Елена Евгеньевна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры биологии и основ медицинских знаний ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова», Площадь 100-летия со дня рождения В. И. Ленина, дом 4, г. Ульяновск, Россия, 432700, E-mail: elena_funina@mail.ru

Панова Евгения Олеговна — кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики физической культуры и безопасности жизнедеятельности ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова», Площадь 100-летия со дня рождения В. И. Ленина, дом 4, г. Ульяновск, Россия, 432700

Для цитирования: Валкина О.Н., Фунина Е.Е., Панова Е.О. Организация физкультурно-спортивной деятельности детей, подростков и учащейся молодежи на основе личностно-ориентированного подхода // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2017. - Т.12. - №1. - С. 39-45. DOI 10.14526/01 2017 180

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.