Научная статья на тему 'Организация физического воспитания студентов с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов в контексте требований комплекса ГТО'

Организация физического воспитания студентов с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов в контексте требований комплекса ГТО Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
669
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / СТУДЕНТ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / ВСЕРОССИЙСКИЙ КОМПЛЕКС "ГОТОВ К ТРУДУ И ОБОРОНЕ" / МОДЕЛЬ И ТЕХНОЛОГИЯ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ / PHYSICAL EDUCATION / STUDENTS WITH DISABILITIES / SOCIAL ADAPTATION / RUSSIAN PROGRAM "READY FOR LABOR AND DEFENSE" / MODEL AND TECHNOLOGY OF STUDENTS' TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бессарабова Юлиана Владимировна

В статье рассмотрены направления реализации комплекса ГТО в процессе физического воспитания студентов с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидов. Раскрыты потенциальные возможности физического воспитания и социальной адаптации студентов с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов. Предложены модель и технология подготовки студентов к мониторингу физического развития, раскрывающие особенности освоения ими диагностического инструментария комплекса ГТО. Показано влияние занятий физической культурой на психические процессы и социально значимые качества личности студентов с ОВЗ и инвалидов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бессарабова Юлиана Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Organization of physical education of students with disabilities and physically challenged people in the context of the ‘Ready for Labour and Defense' program

The article describes the areas of the ‘Ready for Labour and Defense' program implementation in the context of physical education of students with disabilities and physically challenged people. The author discusses the resources of physical education applied in social adaptation of students with disabilities and physically challenged people. The paper considers the model and technology of teaching students to monitor their physical development, in particular, showing how the mastering of diagnostic tools of the ‘Ready for Labour and Defense' complex is going. The author emphasizes the effect of physical training on the mental processes and social skills of students with disabilities and physically challenged people.

Текст научной работы на тему «Организация физического воспитания студентов с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов в контексте требований комплекса ГТО»

УДК 370.18 Бессарабова Юлиана Владимировна

кандидат педагогических наук,

доцент кафедры физического воспитания

Кубанского государственного университета

ОРГАНИЗАЦИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ И ИНВАЛИДОВ В КОНТЕКСТЕ ТРЕБОВАНИЙ КОМПЛЕКСА ГТО

Bessarabova Yuliana Vladimirovna

PhD in Education Science, Assistant Professor, Physical Education Department, Kuban State University

ORGANIZATION OF PHYSICAL EDUCATION OF STUDENTS WITH DISABILITIES AND PHYSICALLY CHALLENGED PEOPLE IN THE CONTEXT OF THE 'READY FOR LABOUR AND DEFENSE' PROGRAM

Аннотация:

В статье рассмотрены направления реализации комплекса ГТО в процессе физического воспитания студентов с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидов. Раскрыты потенциальные возможности физического воспитания и социальной адаптации студентов с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов. Предложены модель и технология подготовки студентов к мониторингу физического развития, раскрывающие особенности освоения ими диагностического инструментария комплекса ГТО. Пока-зано влияние занятий физической культурой на психические процессы и социально значимые качества личности студентов с ОВЗ и инвалидов.

Ключевые слова:

физическое воспитание, студент с ограниченными возможностями здоровья, социальная адаптация, Всероссийский комплекс «Готов к труду и обороне», модель и технология подготовки студентов.

Summary:

The article describes the areas of the 'Ready for Labour and Defense' program implementation in the context of physical education of students with disabilities and physically challenged people. The author discusses the resources of physical education applied in social adaptation of students with disabilities and physically challenged people. The paper considers the model and technology of teaching students to monitor their physical development, in particular, showing how the mastering of diagnostic tools of the 'Ready for Labour and Defense' complex is going. The author emphasizes the effect of physical training on the mental processes and social skills of students with disabilities and physically challenged people.

Keywords:

physical education, students with disabilities, social adaptation, Russian program "Ready for Labor and Defense", model and technology of students' training.

Повышение заинтересованности российского общества в уровне профессиональной подготовки специалистов с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов активизирует поиск эффективных подходов к решению этой проблемы в условиях образовательной системы вуза [1; 2].

Физическая культура как учебная дисциплина обладает значительным потенциалом в формировании социальных, личностных и профессионально значимых качеств, составляющих основу компетентности будущего специалиста [3].

Анализ специальной литературы и педагогического опыта [4; 5; 6] показал, что использование средств физической культуры в социальной и профессиональной адаптации студентов с проблемами здоровья осуществляется в двух направлениях:

- построение системы профессионально-прикладной физической подготовки с включением в ее содержание элементов лечебной и коррекционной физической культуры,

- организация физической подготовки студентов с проблемами здоровья, адаптированной с учетом требований комплекса ГТО.

Вновь возрожденный по инициативе президента России В.В. Путина Всероссийский физ-культурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» активно внедряется во всех образовательных организациях с 2014 г. Главной социальной функцией и основным назначением комплекса ГТО является содействие достижению молодежью физического совершенства, повышению работоспособности, росту массовости спорта, а также адаптации студентов с ограниченными возможностями здоровья в общество.

Применение комплекса ГТО в физическом воспитании важно для диагностики уровня физической подготовленности обучающихся. В требованиях к оценке уровня физической подготовленности единого всероссийского стандарта комплекс ГТО является ориентиром физического развития обучающихся всех типов учебных заведений и образовательных организаций [7].

Считаем, что применение комплекса ГТО будет значимым фактором управления адаптационными процессами в физическом воспитании студентов, когда критериально-диагностический аппарат (компонент) системы педагогического контроля будет включать в себя показатели,

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

в основу которых положены нормативы комплекса ГТО. В системе мониторинга физической подготовки необходимы учет и коррекция требований к физической нагрузке в зависимости от уровня подготовленности и состояния здоровья студентов.

Одним из направлений подготовки студентов с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов является освоение теоретических основ комплекса ГТО и формирование навыков судейской деятельности, связанной с приемом нормативов ГТО, приобретением умений организовывать, планировать, диагностировать эффективность учебной и самостоятельной деятельности в процессе реализации содержания комплекса ГТО. Это представляет возможность включения студентов с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов в активную физкультурно-спортивную деятельность в качестве помощников-судей по приему нормативов ГТО.

Организация и проведение педагогического контроля за уровнем физической подготовленности студентов, сдающих нормы ГТО, и формирование навыков толерантности в процессе приема нормативов комплекса ГТО обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов различных нозологических групп неразрывно связаны с развитием навыков самодиагностики обучающихся. Сформированность таких навыков является основой для проектирования индивидуальных достижений обучающихся в физкультурно-спортивной деятельности, а также саморазвития социально значимых личностных качеств, которые позитивно влияют на успешность адаптации студентов с ОВЗ в академическую среду.

Для формирования умений и навыков по приему контрольных нормативов ГТО необходимо организовать и провести мониторинг уровня специальной подготовленности (знание правил, оценка нормативов ГТО), изучить психические процессы и свойства личности (мышление, концентрация и переключение внимания, особенности мнемических процессов и т. д.), определить личностно-деловые качества (знание правил, распознавание ошибок, порядочность и объективность, эмоциональная устойчивость и т. д.), установить социальный статус (степень включения в физкультурно-спортивную деятельность). Перечисленные компоненты включены в построенную нами модель подготовки студентов с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов [8].

Комплексный контроль социальной и профессиональной адаптации студентов в процессе физического воспитания предполагает использование педагогического мониторинга, который является информационным механизмом успешности организации этого процесса и включает в себя: диагностику, планирование, прогнозирование, контроль и принятие решений [9].

Разработанная автором модель подготовки студентов к мониторингу физического развития предполагает освоение ими диагностического инструментария комплекса ГТО. Этот процесс неразрывно связан с педагогическим планированием и проектированием индивидуальных образовательных маршрутов при обучении студентов с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов различных нозологических групп. Для каждого студента проектируется свой образовательный маршрут подготовки в качестве помощника судьи по приему нормативов ГТО. Очевидно, что процесс подготовки может быть эффективным только в случае строгого соблюдения индивидуального подхода. Для каждого студента подбираются (по возрастанию или убыванию в зависимости от степени сложности) теоретические задания и практические упражнения по формированию умений и навыков приема контрольных нормативов комплекса ГТО. Специальная физическая подготовка студента с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов должна быть направлена на адаптацию студентов с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов в физкультурно-спортивную деятельность вуза.

Процесс социальной адаптации студентов с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов при обучении дисциплине «Физическая культура» и «Профессионально-прикладная физическая культура» имеет специфические организационно-педагогические условия, методы, формы, средства обучения и реализуется в рекреационной среде вуза [10].

Технология адаптационной работы в процессе подготовки к приему нормативов ГТО с этой категорией студентов содержит:

- диагностический этап, включающий формирование, обновление базы данных студентов с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов (знания, умения и навыки);

- мониторинг образовательных потребностей, возникающих у студентов с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов в период подготовки к приему нормативов ГТО, установление связи с другими субъектами образовательного процесса для решения возникающих проблем (лечебно-профилактическими учреждениями, физкультурно-оздоровительными комплексами и т. д.);

- развитие инклюзии посредством расширения контактов между студентами с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами со студентами без инвалидности через проведение совместных физкультурно-спортивных мероприятий (прием нормативов комплекса ГТО);

- оценочно-рефлексивный этап, на котором оказывается помощь в объективной оценке собственных физических возможностей и направлений физического саморазвития.

В результате проведенных в 2012-2015 гг. на базе Кубанского государственного университета экспериментальных исследований было установлено, что процесс физического воспитания, организованный по авторской модели, имеет позитивный результат. Он заключается в активной социальной адаптации студентов с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, что проявляется в постепенном снижении напряженности во внутригрупповых отношениях. Позитивным становится отношение преподавателей и студенческого сообщества к обучающимся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам как к «другим», непохожим на «обычных» обучающихся вузов. В процессе подготовки к работе по реализации требований комплекса ГТО у студентов с ОВЗ и инвалидов происходит активный процесс «нормализации» социальных отношений в студенческом социуме, что выражается в снижении уровня «особости», развитии социально значимых качеств и повышении уровня их личностного статуса в группе.

Ссылки:

1. Бессарабова Ю.В., Крутько Г.А. Социальная интеграция и адаптация студентов с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов в спортивно-рекреационной деятельности вуза : учеб. пособие. Краснодар, 2015.

2. Лебедева С.С. Непрерывное образование инвалидов как социальной группы // Непрерывное образование: XXI век. 2014. № 1 (5). С. 34—47.

3. Петьков В.А., Бессарабова Ю.В. Технология физического воспитания студентов с ограниченными возможностями и инвалидов //Теория и практика общественного развития. 2015. № 5. С. 139-141.

4. Петьков В.А., Чувилова H.A. Педагогическое сопровождение самоопределения студентов в физкультурно-спортив-ной деятельности // Педагогическое образование и наука. 2012. № 9. С. 31-36.

5. Петьков В.А. Организация саморазвития физического потенциала у студентов вуза // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2012. № 2 (129). С. 67-71.

6. Шкляренко А.П., Петьков В.А. Особенности методики занятий физическими упражнениями при сколиотической болезни в различные возрастные периоды (8-12, 12-14, 15-16 лет) // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2001. № 4. С. 51.

7. Комплекс ГТО как основа мониторинга физического воспитания студентов / В.А. Бальба, Г.А. Лундина, В.А. Петьков, Д.А. Романов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2015. № 5 (123). С. 27-31.

8. Петьков В.А., Романов Д.А. Метод формирования показателей мониторинга эффективности функционирования социальных систем // Общество: социология, психология, педагогика. 2015. № 5 (123). С. 8-10.

9. Там же.

10. Петьков В.А., Бессарабова Ю.В. Рекреационная среда как средство формирования готовности студентов с ограниченными возможностями здоровья к жизнедеятельности // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2014. № 4 (146). С. 22-27.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.