Научная статья на тему 'Организация эффективного управления рисками банковского розничного кредитования'

Организация эффективного управления рисками банковского розничного кредитования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
670
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Багиров А.Э.

В статье рассматривается потенциальное влияние усиления нестабильности на международных финансовых рынках, и в частности, ипотечного кризиса в США на устойчивость функционирования российских банков. По ряду причин участие в ипотечных операциях не может служить столь же значительным фактором нестабильности российской банковской системы. Однако в сочетании с другими дестабилизирующими факторами (рост объема «плохих долгов» и пр.) рост ипотечных кредитов может создать угрозу для стабильности функционирования российских банков. Для решения названной проблемы автором предлагаются пути усиления «риск-менеджмента» в деятельности российских банков, а также делается акцент на необходимости усиления контролирующей деятельности ЦБ РФ, декларировавшего внедрение так называемого риск-ориентированного надзора

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организация эффективного управления рисками банковского розничного кредитования»

Банковский менеджмент

организация эффективного

управления рисками

банковского розничного кредитования

А. Э. БАГироВ, экономист Т-й категории, Московское главное территориальное управление Центрального банка рФ (Банка россии)

Ипотечный кризис США, во многом спровоцированный безответственным подходом банков к оценке заемщиков, заставляет пересмотреть многие вопросы, связанные с выдачей кредитов населению. Кризис повлиял и продолжает оказывать сильное влияние на всю международную финансовую систему. Многие банки понесли значительные финансовые потери из-за неудачных вложений в ипотечные ценные бумаги. Так, банкам, работавшим на ипотечном рынке США, пришлось «списать» по состоянию на начало 2008 г. кредитных инструментов более чем на 100 млрд долл. США, в первую очередь высокорискованных. При этом, по оценкам Организации по экономическому сотрудничеству и развитию (ОЭСР), общие потери от ипотечного кризиса в США могут достигнуть 300 млрд долл. США, а последствия будут давать о себе знать, как минимум, до 2009 г.

Оценивая ситуацию с ипотекой в США, можно констатировать, что россия не застрахована от кризисных явлений в сходных сферах экономики. Для нашей страны данный кризис может стать хорошим уроком, как надо подходить к выдаче кредитов населению. В США ипотечные портфели многих банков были слишком рискованными, потому что на протяжении последних нескольких лет финансово-кредитные организации охотно выдавали ипотечные кредиты заемщикам без доходов, работы, активов. ипотечные проблемы во многом были спровоцированы также повышением ставок рефинансирования. Вслед за этим повышением пошли вверх и процентные ставки по уже выданным ипотечным кредитам, по той причине, что в США они являются «плавающими» и напрямую привязаны к стоимости финансовых ресурсов на рынках капитала.

Политика Федеральной резервной системы США привела к тому, что ипотечные кредиты

подешевели настолько, что их можно было взять под 4 — 5 % годовых. Когда «плавающая» ставка повысилась до 20 %, заемщики, располагающие невысоким доходом, не смогли выплачивать кредиты и многие из них были признаны дефолтными. Повышение ставки по кредитам и падение уровня доходов привели к тому, что платежи по значительной части выданных кредитов прекратились.

ипотечный кризис США, спровоцировавший повышение процентных ставок, повлиял и на рос-сию1. Ненадежность рыночных механизмов краткосрочного рефинансирования в россии определяет высокий уровень рисков ликвидности. В результате кризиса международный рынок корпоративных ценных бумаг, в первую очередь, таких как еврооблигации, закрылся для большинства эмитентов, у многих российских банков и компаний начались трудности с рефинансированием. Происходит перераспределение рынка. «Расслоение» между крупными банками и небольшими участниками рынка, не имеющими поддержки в виде зарубежных финансовых структур или серьезной депозитной базы, уже стало очевидным, и будет нарастать в обозримом будущем. По оценкам, для дочерних структур западных банков удорожание ресурсов составило порядка 0,1 — 0,5 %, для крупных российских банков — до 1 %. А для большинства средних и мелких российских банков, не имеющих значительной депозитной базы, стоимость привлечения возросла до 3 %. В россии может возникнуть недостаток ликвидности, и в этой ситуации можно ожидать постепенного «выхода из игры» мелких банков и, возможно, даже части

1 По данным ЦБ РФ, в первой половине августа 2007 г. ставка MIACR по однодневным рублевым кредитам колебалась в диапазоне 2,9 — 4,3 % годовых, а во второй половине месяца выросла до 5,8—7,5 % годовых.

средних, а также активизации банковских слияний и поглощений.

Как отмечают эксперты, «.....российский рынок

ипотечного кредитования не испытал проблем с массовыми неплатежами по выданным кредитам, как это произошло в Европе и Америке. Однако источниками финансирования ипотечных кредитов у российских банков зачастую выступали средства, привлеченные

на западных рынках капитала...... если ситуация

на мировых рынках капитала не стабилизируется в ближайшее время, местные банки начнут испытывать трудности с рефинансированием ранее взятых на себя международных обязательств» 2. Необходимо отметить, что важную роль в поддержании стабильности в наиболее острой фазе международного кризиса ликвидности сыграл Центробанк, продемонстрировавший, что готов использовать все доступные ему инструменты, чтобы обеспечить стабильность российского банковского сектора. Так, с 15 августа по 15 сентября 2007 г. Банк России обеспечил приток значительных объемов ликвидности в банковскую систему. Задолженность по ломбардным кредитам выросла на 1 100 млрд руб., досрочно были погашены облигации более чем на 200 млрд руб.

Многие российские банки в 2006 — первой половине 2007 г. начали активно развивать направление ипотечного кредитования3. рост российского рынка ипотеки выглядит естественно, учитывая, что сейчас он находится в начале своего развития. Финансовые инструменты, основанные на ипотеке, являются важными элементами рынка капитала, представляя собой доходные долгосрочные и не очень рискованные инструменты. Приобретение недвижимости с использованием ипотечного кредита в странах Евросоюза и США достигает 80 — 90 %. В России данный показатель в настоящее время составляет порядка 5 %. При этом объем ипотечных кредитов по отношению к ВВП в России не превышает 2 %. Законодательные основы для развития рынка жилищного кредитования начали создаваться только несколько лет назад4.

Большая часть выданных ипотечных кредитов в нашей стране рефинансировалась на международных

2 Кредит — это всегда риск. «Новая газета». 29 февраля 2008.

3 Очевидно, государство должно способствовать развитию не только американской двухуровневой ипотеки, но и немецкой, или накопительной, модели приобретения недвижимости населением. Именно стройсберкассы, являющиеся основой данной системы, помогли развить жилищное строительство в Западной Европе после Второй мировой войны.

4 В России ипотека появилась в 1998 г. после принятия Федерального закона от 16.07.1998 № 102-ФЗ "Об ипотеке".

рынках капитала. В настоящее время наблюдается сокращение темпов прироста выдачи ипотечных кредитов, вызванное, главным образом, тем, что западные финансовые институты не готовы выкупать пулы закладных у российских банков. В связи с ростом стоимости финансовых ресурсов банки ужесточили требования к заемщикам и повысили ставки по ипотеке. Анализ показывает, что кризис ликвидности, разразившийся на рынках капитала, привел к значительному удешевлению пулов ипотечных закладных, при этом количество предложений по продаже ипотечных портфелей значительно возросло.

Наращивая ипотечные портфели, первичные кредиторы зачастую кредитуют неплатежеспособных заемщиков, принимая в расчет неподтвержденные источники доходов. Когда рискованные заемщики не смогут вернуть кредитов, начнется рост просроченной задолженности, что вызовет у первичных кредиторов сложности с рефинансированием ипотечных требований. В результате могут появиться проблемы с рефинансирующими организациями, прочими кредиторами, разрыв связей, кризис доверия, аналогичный кризису 2004 г.

Необходимо отметить, что в России причиной кризиса могут стать не только проблемы с ипотечным кредитованием, а также и с потребительским. За 11 мес. 2007 г. объем банковских кредитов, выданных российским гражданам, увеличился на 52,1 %, и на 1 декабря 2007 г. составил 3 трлн 131,9 млрд руб. Причем кредиты, выданные гражданам в рублях, превышают кредиты в валюте в 6,8 раз. Между тем в течение ближайших 2-3 лет наступит время возврата значительной части среднесрочных кредитов. По оценке Банка России, на 1 января 2007 г. у 30 крупнейших банков доля просроченной задолженности физических лиц к общему объему кредитования составила в 2006 г. 1,94 %, в 2005 г. этот показатель равнялся 1 %. Реальный уровень просрочки близок к критическому. За 11 мес. 2007 г. просроченная задолженность физических лиц по банковским кредитам увеличилась почти в 2 раза.

Объем проблемной задолженности по кредитам малому и среднему бизнесу в России не превышает 3 %, что значительно ниже, чем объем «невозвратов» в секторе потребительского кредитования. По официальной информации, в России доля просроченной задолженности физических лиц свыше 91 дня на начало 2008 г. составляла 4,2 %. Реально их объем может быть в 4 — 5 раз больше, а по отдельным видам кредитов, в первую очередь выдаваемых прямо в магазинах, и у отдельных банков объем просроченной задолженности может достигать 30 %.

Данные Банка России основываются на официальной информации, предоставляемой банками в ЦБ, в которой банки зачастую стремятся приукрасить действительность. Причина занижения отчетных цифр во многом вызвана нежеланием банков увеличивать свои резервные фонды в соответствии с ростом массы проблемных кредитов.

Анализ показывает, что рост объема «плохих долгов» во многом является следствием агрессивной кредитной политики банков. Клиентская база банков растет высокими темпами, многие банки стали менее тщательно отбирать клиентов, что вызвано ростом конкуренции, давлением розничных торговых сетей, которые требуют снижать процент отказов в выдаче кредитов. для банка, стремящегося максимизировать прибыль при определенном уровне просрочки, резкое сокращение рисков может привести к такому же сокращению прибыли. данная ситуация может обернуться кризисом долгов, аналогичным южнокорейскому5. Нельзя исключать вероятности кризиса невозвратов, что в свою очередь, приведет к системному кризису в банковском секторе. Все предпосылки для его наступления в среднесрочной перспективе имеются.

Можно констатировать, что невозвраты для многих банков являются не проблемой, а стилем ведения бизнеса, при этом рост кредитных просрочек — не случайность, а намеренный шаг. Например, можно привести пример агрессивной политики «Хоум Кредит энд Финанс Банка» (ХКФБ), российской дочерней структуры небольшого по европейским меркам чешского банка «Home Credit». Задолженность по кредитам данного банка была реализована на долговом тендере за 12,5 % от номинальной «стоимости». После проведения тендера и списания «плохих» долгов6 банк объявил о новых инициативах, в том

5 Необходимо отметить, что проблемные кредиты встречаются в самых разных типах экономик и в разных странах. В Польше, например, официально признаваемый объем проблемной задолженности по потребительским кредитам втрое превышает российский уровень. В Польше объем всех выданных банками потребительских кредитов составляет примерно 80 млрд долл., что в 1,5 раза больше, чем в России, и соответствует почти 25 % объема ВВП страны. В Испании кредитов населению выдано на 850 млрд долл., что составляет порядка 80 % ВВП страны. По западноевропейским стандартам критическим, в зависимости от структуры кредитного портфеля банка и размера процентных ставок, считается уровень просрочки порядка 5 — 6 %.

6 По официальной информации, потери банка от проблемной

задолженности по итогам 2007 г. превысили 3,8 млрд руб.

Основные макроэкономические факторы, оказывающие влияние на возникновение рисков банковской деятельности

числе планах о выдаче небольших потребительских кредитов через почту, выдаче ипотечных ссуд тем, кому отказали в других банках7.

Уровень процентных ставок на рынке покрывает убытки от невозвратов. При эффективной ставке в 50 — 60 % годовых банк может позволить получить просрочку в 30 %. Убытки от невозврата покрываются платежами добросовестных заемщиков. Маржа между доходностью от платежей по кредитам и убытками от задолженностей является плюсовой. Часть проблемных кредитов продается компаниям, которым сами же банки и одалживают деньги на их покупку. Портфель проблемных кредитов может быть продан коллекторскому агентству для взыскания, но при этом банк сам финансирует приобретение, т. е. в реальности он от задолженности не избавляется.

Просроченная задолженность по розничным кредитам может стать началом системного кризиса, который радикально ухудшит банковские балансы, приведет к кризису доверия между банками, замораживанию счетов компаний, паническим настроениям среди частных и корпоративных клиентов банков. Кризис на рынке розничного кредитования может быть вызван падением цен на нефть, циклическим спадом, ослаблением рубля, неопределенностью во внешней или внутренней политике (см. рисунок).

Фундаментальной причиной сохранения высокого уровня рисков в российской банковской системе является смещенная структура активов и пассивов по срокам. Банки, стремясь удовлетворить потребности заемщиков, удлиняют сроки кредитования, при этом увеличение сроков привлечения ресурсов идет гораздо медленнее. Данное противоречие заставляет малые и средние банки держать до 20—25 % активов в высоколиквидной форме.

7 По оценкам экспертов, в ипотечном кредите в России в настоящее время отказывают каждому третьему из обратившихся.

Тем не менее представляется, что даже подобная политика не гарантирует отсутствия проблем с исполнением обязательств в случае масштабного дефицита ликвидности. Необходимо также учитывать, что управление риском ликвидности в российских условиях осложняется тем, что такой источник дополнительной ликвидности, как помощь регулятора через механизм репо, доступен не всем банкам, а рынок межбанковского кредитования и продажа ценных бумаг эффективны лишь в стабильной ситуации.

Риск невозврата является важнейшим для банков, работающих с населением, которое уверенно опережает юридических лиц по доле просрочки в суммарном объеме выданных кредитов. Растущая конкуренция заставляет банки упрощать требования к заемщикам, а поставить полномасштабную систему управления рисками не позволяют средства. Важной проблемой, мешающей построению эффективной системы риск-менеджмента, является также нежелание зарабатывающих подразделений делиться своими полномочиями в сфере принятия решений.

Возрастание уровня кредитных рисков, в первую очередь по кредитам, выданным населению, должно быть осознано как банкирами, так и регулирующими органами. Негативный опыт рынка ипотеки в США должен заставить российские банки пересмотреть свои стратегии при наращивании кредитных портфелей от количественных показателей к качественным, построению эффективных систем риск-менеджмента. Наряду с управлением кредитным риском банки должны стремиться минимизировать риски и возможные потери в условиях проблем с ликвидностью и рефинансированием.

По мнению экспертов, «выявить самые слабые места системы можно, сопоставив реальный профиль рисков с текущей практикой риск-менеджмента и степенью адекватности действий регулятора, направленных на снижение соответствующих рисков в системе. Несоответствия в триаде банковского риск-менеджмента «текущий профиль риска — практика управления — регулирование» обнаруживают наиболее уязвимые точки, по которым кризисные явления как раз и могут ударить в первую очередь» 8. Пока же практика банковского риск-менеджмента в большинстве российских банков отстает от уровня реальных угроз. Если рост рисков можно вовремя отследить и проконтролировать, то степень опасности, связанная с ними, уже не будет казаться столь существенной.

8 Близорукий риск-менеджмент / Эксперт. № 40 (581) 29 октября 2007 г.

В России банки обязаны создавать резервы под проблемную задолженность. В российском банковском надзоре в настоящее время внедряется принцип «профессионального» или «мотивированного» суждения, т. е. банкир сам должен оценивать риск, который он на себя берет. Если банк, по каким-то признакам, понимает, что выданный кредит относится к категории «плохой», он должен сам решить, создать ли под него 100 %-ный резерв. Главный вопрос заключается в том, какую задолженность считать критической, а какую — нет. В принцип «профессионального суждения» должны быть введены некоторые общие положения, чтобы сформировать более или менее одинаковые представления о том, что есть «большой» риск, что такое — «безрисковый» кредит». Нельзя забывать и о том, что российские банки активно выходят на международные рынки и должны соответствовать определенным требованиям контрагентов при заключении крупных сделок. Потенциальные инвесторы при оценке устойчивости финансового учреждения изучают и систему управления рисками, принятую в банке. В ряде случаев демонстрация системы управления рисками позволяет привлечь крупные средства под процент ниже обычного.

Проведенный анализ показывает, что внедрение современных методик управления банковскими рисками выгодно не только банкам, но и их клиентам. Внедрение современных методов по оценке рисков будет способствовать как удешевлению стоимости кредитов для заемщиков, так и снижению издержек банка. Среди основных характеристик банка и внешней среды, которые необходимо принимать во внимание при построении системы управления риском, следующие:

• целевые рынки, на которых банк совершает свои основные операции и которые являются источником определенных рисков;

• объемы деятельности банка на каждом рынке (количество, частота проведения операций, возможность или невозможность автоматизированного управления рисками, сопровождающими такие операций и т. д.);

• объем и качественная структура клиентской базы (концентрация клиентов по рынкам, демографическим характеристикам);

• заинтересованность банка в привлечении инвесторов (требования инвесторов к наличию и уровню системы управления рисками). Необходимо также учитывать, что кредитные

решения принимаются по отношению к переменным величинам, сочетание которых приводит к

появлению информационного поля, включающего банковские продукты, заемщиков, кредиторов, технологии продаж, географическую зону, нормативно-законодательное регулирование и многое другое. Информационное поле зависит от содержания каждой из этих переменных величин. Для организации риск-менеджмента с учетом особенностей информационного поля могут быть использованы приспособленные к практике бизнеса банка классические методы — диверсификация, концентрация, лимитирование и резервирование (табл. 1).

К сожалению, целостного подхода к управлению рисками пока не наблюдается в большинстве банков. Необходима правовая база, определяющая введение жестких требований к функционированию интегрированной системы риск-менеджмента, централизацию соответствующего подразделения, подчиненного непосредственно Совету директоров и контролирующего все риски. Общая концепция банковского риск-менеджмента должна связывать воедино все виды рисков, цели и методы управления ими, ликвидировать противоречия между существующими рекомендациями.

Во многих банках управление рисками сведено к формальному соблюдению инструкций. Одна из причин заключается в цене риск-менеджмента, которая складывается из стоимости рабочей силы, аналитических программ, информационных источников. При этом цена информации не только находится на достаточно высоком уровне, но и продолжает постоянно расти. В этой связи банкам необходимо сопоставить затраты на качественный риск-менеджмент и потенциальные убытки, которые должны минимизировать его функционирование. В настоящее время самым распространенным приемом риск-менеджмента стало увеличение

процентных ставок по беззалоговым кредитам для компенсации возможных потерь. Необеспеченное кредитование населения является тенденцией, этот рынок обрастает инфраструктурой, которая постепенно становится органическим элементом банковского риск-менеджмента. системные риски кредитования свидетельствуют о его невысокой инфраструктурной обеспеченности и о недостатках банковского риск-менеджмента.

Для успешного удержания приемлемого уровня «доходность — риск» банки нуждаются в выработке собственного рискового профиля, т. е. в определении того, каким рискам подвержен банк и какие размеры рисков можно считать приемлемыми. После принятия рискового профиля перед менеджментом банка встает задача контроля рисков и удержания их на заданном уровне.

Для удовлетворения требований Банка России, инвесторов кредитная организация должна провести формализацию процесса управления рисками. Целесообразно для банка построение такой технологии управления риском, которая будет представлять собой набор правил, регламентов, процедур, встроенных во все бизнес-процессы банка, что должно позволить идентифицировать, измерять риски, пользуясь современными методами, поддерживая приемлемый для банка рисковый профиль. Подобный набор должен учитывать все виды рисков, обладая возможностью масштабирования и автокоррекции по мере изменения условий деятельности банка.

Формализация и анализ развития банка позволяют определить допустимый профиль рисков, т. е. ту степень рисков, которую банк готов принять. При этом определяются перечень рисков, методы работы с каждым видом рисков, что позволяет вы-

Таблица 1

Классификация основных рисков банковской деятельности

Группа рисков Класс рисков Категория рисков

Внешние риски банковской деятельности Операционные риски Нормативно-законодательные Экономические Региональные Страновые

Внутренние риски банковской деятельности Риски управления Риски мошенничества Риски неэффективного руководства Кадровые

Риски, связанные с предоставлением финансовых услуг Технологические Операционные Риски внедрения новых инструментов

Финансовые риски Кредитные Риск процентной ставки Валютные Риск ликвидности

Таблица 2

Требования к основным информационным функциям

риск-менеджмента при принятии решения о выдаче кредита

Подача кредитной заявки Проверка кредитных заявок Принятие решения о выдаче кредита Связь с другими банковскими продуктами учет операций

Быстрый и удобный ввод и достаточно мощный механизм подачи заявок Настраиваемый интерфейс к внешним источникам информации Роль кредитного контролера, соответствующая принятому в банке технологическому процессу Интеграция со ско-ринговой системой Интеграция с бэк-офисом

Возможность одновременной работы с несколькими заемщиками Возможность настройки алгоритмов проверки информации Удобство интерфейса для принятия решения. Возможность альтернативных сценариев Интеграция с системой ведения депозитов -

Возможность работы нескольких пользователей - - Интеграция с системой ведения счетов Простота и быстродействие при выполнении операций

работать технологию контроля рисков и управления ими. При этом система риск-менеджмента должна отражать как коллегиальное мнение менеджмента о допустимом уровне принимаемых рисков, так и всю накопленную сумму знаний о действующих на банк рисках и методах их контроля. Риск-менеджмент должен предоставлять кредитной организации возможности масштабирования, углубленной детализации, регулярной ревизии, модификации и коррекции технологии в соответствии с развитием банка, изменением его приоритетов или условий внешней среды.

При этом глубина автоматизации риск-менеджмента зависит от объемов и количества операций банка, объема исторических и рыночных данных, используемых для измерения рисков и построения управляющих воздействий. Анализ международной практики показывает, что развитие системы управления рисками в банках, как правило, происходит поэтапно.

Система риск-менеджмента должна быть полностью встроена в бизнес-процесс и в некотором смысле являться его фундаментом. Точная оценка рисков кредитоспособности заемщика и прогнозирование его поведения после получения кредита выгодны обеим сторонам. Заемщик, обращающийся в банк с кредитным заявлением, может быть уверен, что его устойчивое финансовое положение в прошлом и настоящем, отсутствие просроченной задолженности являются рекомендацией, значительно облегчающей получение необходимых средств. Наличие у частного лица хорошей кредитной истории позволяет им укреплять «репутационный капитал», который играет важную роль при решении ряда вопросов в пользу заемщика.

Кредитная заявка должна проверяться на достаточность, непротиворечивость и достоверность. Определение необходимых условий кредитования должно осуществляться в автоматической форме. Решение о выдаче кредита и момент предоставления кредита могут быть разнесены во времени. До заемщика доводится информация о сроке, в течение которого положительное решение банка о предоставлении кредита сохраняет свою силу.

Распределение функций, а также механизм обмена информацией определяют «архитектуру» информационной системы риск-менеджмента. В теории интегрированная информационная система может выполнять все функции — от ввода заявок на кредитные продукты до учета. Однако очевидные преимущества подобного решения могут столкнуться с проблемой интеграции со множеством различных внутрибанковских сетей. Такое решение может быть построено только на платформе, имеющей мощные механизмы настройки и адаптации.

Проведение банковскими организациями достоверного анализа сопряжено со многими трудностями, в том числе с проблемой получения от потенциальных заемщиков объективной информации, касающейся их кредитоспособности. Большие суммы просрочек, особенно по экспресс-кредитам, легко объяснимы, поскольку время выдачи экспресс-кредитов иногда составляет несколько минут и не позволяет качественно оценить заемщика. Поверхностная проверка делает возможными самые разные виды мошенничества. Как отмечают сотрудники банков, в последнее время уже появились профессиональные неплательщики, которые живут за счет того, что берут и не отдают кредиты в различных банках.

Решением проблемы неполноты доступной информации является накопление информации

об обслуживании заемщиком своих кредитов в кредитных бюро, с установлением особого режима раскрытия такой информации для ограниченного круга лиц. Анализ практики ряда стран показывает, что наличие кредитных бюро улучшает платежную дисциплину получивших банковский кредит из-за стремления на будущее иметь репутацию хорошего заемщика. Как отмечают представители международной компании Experian International, одного из крупнейших международных кредитных бюро, «введение института кредитных историй позволяет получить кредит тем, кто раньше не мог себе этого позволить» 9. Недостаток информационных ресурсов в сфере кредитования оборачивается для банков недополученными доходами и ростом рисковой составляющей в процентных ставках по кредитам. Формирование системы кредитных бюро должно быть нацелено на создание условий, обеспечивающих снижение системных рисков при розничном кредитовании, а также облегчение доступа добросовестных заемщиков к кредитным ресурсам.

Перед кредитными бюро стоят две основные задачи:

1) защитить кредитора от вероятного дефолта;

2) обучить граждан платежной дисциплине, так как любая просрочка платежа негативно скажется на кредитной истории и в будущем возникнет вероятность невозможности любого кредитования в любом банке.

Еще одно важное направление работы бюро — кредитный рейтинг заемщика. Необходимость его присвоения возникает сразу после начала практической работы по выдаче кредитных отчетов. При присвоении кредитного рейтинга в мировой практике учитываются история платежей, сумма задолженностей по ранее полученным кредитам и отношение этой суммы к общему лимиту, количество недавно открытых кредитов, количество всех видов кредитов. После изучения этих показателей бюро присваивает заемщику рейтинг, который позволяет кредитору оценить кредитоспособность заемщика.

Ответственность кредитного бюро прописана в Федеральном законе от 30.12.2004 № 218-ФЗ «О кредитных историях», а в Федеральном законе от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности» установлена ответственность банка за сохранность клиентской информации. При этом передача сведений в кредитное бюро не является нарушением банковской, служебной или коммерческой тайны. Определенной гарантией защиты прав заемщиков от недобросовестного

9 Деловой Петербург (Санкт-Петербург). 16 февраля 2005 г.

использования информации является то, что законом предусмотрено наличие в информации, составляющей кредитную историю, сведений о лицах, получивших отчеты.

Наиболее известными из образованных кредитных бюро являются Экспиран-Интерфакс и Национальное бюро кредитных историй. Можно выделить следующие основные типы кредитных бюро, создаваемых в России:

• бюро, созданные группами банков — участников рынка кредитования и банковскими ассоциациями;

• бюро, созданные при участии одного из банков — лидеров потребительского кредитования;

• бюро, созданные при участии иностранной организации, специализируется на работе с информацией о кредитных историях. Необходимо отметить, что, с одной стороны,

банкам выгодно, чтобы на рынке работало несколько структур, чтобы не было монополии и не было бы монопольно высоких цен на услуги бюро. Но вместе с тем банки заинтересованы в концентрации информации о заемщиках, так как важнейшим показателем для кредитного бюро является количество кредитных историй. Конкурентоспособность кредитного бюро будет зависеть от количества имеющейся информации по клиентам и используемых технологий. Основываясь на значимых количествах кредитных историй, накопленных за существенный промежуток времени, легко создать качественную скоринговую модель, позволяющую снизить стоимость выдачи кредита.

Представители банков считают, что большинство российских заемщиков должны быть заинтересованы в формировании своей кредитной истории. Снижение процентных ставок по кредитам для добросовестных заемщиков и упрощение для них процедуры оформления кредита особенно актуальны при больших, долгосрочных займах, например на приобретение недвижимости. По мнению экспертов, «введение кредитных бюро будет способствовать если не снижению ставок по кредитам,... то хотя бы сокращению времени на процедуру выдачи кредита» 10.

Одним из методов управления рисками является работа со скоринговыми картами, ориентируясь на которые банки принимают решение о выдаче кредита. Многие банки, имея статистику за четыре-пять лет, могут использовать «рабочие» скоринговые модели. В банках есть две системы

10 Российская бизнес-газета. Заемщики попадут в бюро, 29 марта 2005 г.

выдачи кредита и оценки заемщика — экспертная и скоринговая. Экспертная основана на аналитических исследованиях кредитного досье. Данная процедура характерна для крупного и среднего бизнеса в коммерческих банках. Использование скоринговой модели опирается на набор критериев. Скоринг при оценке кредитоспособности частных заемщиков появился в банках в качестве компромисса, так как кредитный комитет банка физически не способен рассматривать каждую заявку в индивидуальном порядке. Математическая модель, лежащая в основе кредит-скоринга, является попыткой с помощью формальных критериев выявить качество заемщика. По сути, это попытка математически спрогнозировать модель поведения заемщика, основываясь на уже накопленной статистике.

Данная методика заменяет работу кредитного комитета в условиях слишком большого потока заемщиков. Применение самой совершенной ско-ринговой системы не может гарантировать банку нулевого риска невозврата кредита. Основной задачей скоринга является обеспечить приемлемый размер риска при необходимом объеме выдаваемых кредитов. То есть в целом у скоринговых программ нет цели свести риск невозврата к нулю.

Анализ показывает, что для построения эффективной скоринговой модели есть три основных способа. Во-первых, это использование профиля целевого клиента и настройка модели под него. Используемая модель будет подгонять заемщика к той клиентской базе, которая имелась в распоряжении банка на момент создания модели. Во-вторых, это приобретение иностранной готовой модели. Данная модель может плохо соответствовать российским условиям, поэтому банку приходится уточнять требования к заемщикам на основе собственного опыта использования. В-третьих, создание модели, близкой к идеальной, на основании собственной информации о просроченных долгах. Именно так зачастую действуют крупные банки, выходящие на рынок с новыми продуктами. Для этого на первом этапе построения модели от применения скоринга отказываются в принципе, давая кредиты всем желающим. Набрав историю по большому количеству дефолтов, банк может приступать к разработке своей идеальной скоринговой модели.

По нашему мнению, при построении скорин-говой модели нельзя игнорировать параметров, характеризующих региональную и отраслевую специфику заемщика, так как наша страна очень разнородна. Модель может различаться не только

от страны к стране, но и от Москвы к другим городам. Например, зачастую стабильность клиента определяется структурой работодателей в регионе. Скоринговая система должна оценивать сочетание многих факторов. Необходимо объективно оценивать риски, избегая слишком консервативных или оптимистичных прогнозов. К отказу в кредите могут вести попытки потенциальных клиентов скрыть некоторые факты своей биографии, когда клиент представляет в банк неполную информацию о себе. Например, причиной отказа может стать наличие кредитов в других банках. Скоринг является важнейшим элементом жизненного цикла кредитного продукта, позволяющим реализовать тот алгоритм, который сконструирован экспертами по риск-менеджменту. Требования, которые предъявляются к скорингу определяются уровнем быстродействия, соответствием принятой в банке методике, возможности изменить и отладить алгоритм скоринга силами банка. Актуальным при использовании скоринга, является вопрос налаживания взаимодействия банков с бюро кредитных историй.

Комплексная система управления рисками должна включать в себя как оценку заемщика, так и работу с просроченной задолженностью. По мере увеличения «плохих» долгов все чаще банки предпочитают выделять этот вид деятельности на аутсорсинг, т. е. перепоручают решение этих проблем сторонним специализированным учреждениям, коллекторским агентствам. В последнее время такие агентства стали расширять свой бизнес и в России.

При нынешнем уровне кредитования сотрудничество с коллекторскими агентствами для банков становится необходимостью. В настоящий момент в России действуют около 50 коллекторских агентств, из которых крупными могут считаться не более 10. По экспертным оценкам, под управлением данных организаций находится 700 — 800 млн долл. США проблемных банковских кредитов. Работа с коллекторами помогает банкам сэкономить время и не отвлекать специалистов от прямых обязанностей, так как банки передают долги по кредитам с наименьшей вероятностью возврата. Вознаграждение агентств составляет 25 — 30 % от суммы задолженности клиента, при этом удается вернуть до 50 — 60 % от общей суммы проблемной задолженности.

Для работы с должниками — физическими лицами возможно создание собственного подразделения или же обращение в коллекторское агентство. Коллекторские агентства призваны взять на себя роль своего рода корректировщиков проводимой

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

банками кредитной политики. Коллекторы, как правило, работают по двум типам договоров: агентским, когда долг остается на балансе кредитора, а агентство только представляет его интересы, или перехода права (цессии), когда агентство действует уже само и в своих интересах. Рынок коллекторских услуг начал развиваться два — три года назад. В силу этого агентства, как правило, не несут финансового риска и работают по принципу работы с долгами без выкупа их у банка.

Опыт работы коллекторов показывает, что банку целесообразнее собственными силами взыскивать просрочку сроком до 90 дней. Если просрочка по кредиту больше, то заниматься долгом самостоятельно уже менее выгодно и разумнее передать долг на аутсорсинг. Причем чем «старше» долг, тем больше усилий нужно для его возврата и тем меньше процент этого самого возврата.

Относительно благоприятная макроэкономическая обстановка способствует скрытому накоплению рисков, которое может продолжаться неопределенно долгое время. Организация эффективного управления рисками в настоящее время требует активной политики Центрального банка, декларировавшего внедрение риск-ориентированного надзора. Представляется, что усиление подобного регулирования должно происходить по следующим направлениям:

1. Повышение требований к качеству оценки рисков. Формальный контроль за соблюдением определенных правил должен быть заменен оценкой, опирающейся на профессиональное суждение относительно устойчивости финансового состояния контрагентов банка, величины и вероятности возникновения возможных потерь.

2. Расширение перечня видов рисков, которыми банк должен управлять. Необходим учет нефинансовых видов риска, в том числе правового, операционного и пр.

3. Целостность и систематизация самого процесса управления рисками. Необходимы изменения в корпоративном управлении, увеличение роли риск-менеджеров в организационной структуре банков, вовлечение Совета директоров в управление рисками, проведение SWOT-анализа, разработка стратегии, плана мероприятий на случай чрезвычайных ситуаций.

Необходимо учитывать, что банковские кризисы могут происходить на фоне успешного развития экономики. Примером возникновения подобной ситуации является кризис 2004 г., когда ряд непоследовательных шагов регулятора и негативный

информационный фон спровоцировали сжатие рынка и панику среди частных вкладчиков. Кризис позволил поднять внимание к проблеме рефинансирования ипотечных портфелей. До начала кризиса большинство российских банков видели своей главной задачей наладить выдачу кредитов. Необходимо создание замкнутого цикла, включающего как выдачу кредитов, так и различные варианты их рефинансирования. Некоторые российские банки ориентируются только на одного покупателя или полностью концентрируют свои источники финансирования на международных рынках капитала, в результате чего их бизнес пострадал.

Когда представители крупных банков говорят, что кредитный кризис России не грозит, подразумевается, что большинство кредитных организаций не обанкротится. В первую очередь проблемы могут начаться у средних и мелких банков, кризисные явления затронут и самих заемщиков, и всю инфраструктуру, которая обеспечивает деятельность банковской системы. Вероятность кризиса, спровоцированного невозвратом кредитов, растет. При этом Правительство РФ и Центральный банк РФ (Банк России) говорят о невозможности банковского кризиса по причине невозврата потребительских кредитов. Уверенность властей в невозможности кризиса базируется на макроэкономических показателях страны, которые в последнее время улучшались, но, возможно, кризис затронет Россию несколько позже — в течение 2 — 3 ближайших лет. Важнейшей задачей государства в этой ситуации является реализация государственных программ, направленных на то, чтобы смягчить последствия этого кризиса, разработать инструменты по предупреждению в России подобной ситуации.

В среднесрочной перспективе, при ухудшении макроэкономической ситуации, кредитные риски могут превратиться в серьезную экономическую угрозу. Банки должны пойти на самоограничение кредитных рисков, хоть это и означает замедление темпов роста активов и доходов. Кризис может случиться в период циклического спада, когда реализация накопленных в период быстрого роста кредитных рисков обернется резким замедлением развития банковского сектора или даже масштабным кризисом. Риск-менеджмент и существующее банковское регулирование пока не рассчитаны на такие угрозы. Рыночная ситуация должна способствовать изменению подходов к оценке заемщиков в сторону большего консерватизма, развитию информационной инфраструктуры рынка кредитования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.