Научная статья на тему 'Организация досуга несовершеннолетних осужденных: некоторые теоретические аспекты, проблемы на практике и зарубежный опыт'

Организация досуга несовершеннолетних осужденных: некоторые теоретические аспекты, проблемы на практике и зарубежный опыт Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
989
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕСОЦИАЛИЗАЦИЯ / НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЙ ОСУЖДЕННЫЙ / ДОСУГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СУБЪЕКТЫ СИСТЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ / ЮВЕНАЛЬНАЯ ЮСТИЦИЯ ФРАНЦИИ / RE-SOCIALIZATION / JUVENILE CONVICTED / LEISURE-TIME ACTIVITY / THE SUBJECTS OF PREVENTIVE MAINTENANCE SYSTEM / JUVENILE JUSTICE OF FRANCE

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Садовникова Марианна Николаевна

В статье рассматривается необходимость организации досуга несовершеннолетних осужденных в процессе их ресоциализации; сформулированы условия эффективности организации и реализации досуговой деятельности; показана роль семьи несовершеннолетнего и специалистов субъектов системы профилактики в данном процессе; рассматривается система организации досуга несовершеннолетних во Франции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Садовникова Марианна Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Organization of Leisure-time for Yuveniles Convicted: Some Theoretical Aspects, Problems in Practice and Foreign Experience

The article presents the need of organizing the leisure-time for juveniles convicted in the process of their re-socialization; the conditions of the effectiveness of organization and realization of leisure-time activity and the role of the family of minor and specialists of the preventive maintenance system in this process are formulated; the system of organization of leisure-time of the minor in France is examined.

Текст научной работы на тему «Организация досуга несовершеннолетних осужденных: некоторые теоретические аспекты, проблемы на практике и зарубежный опыт»

УДК 343.915:343.822

ОРГАНИЗАЦИЯ ДОСУГА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ОСУЖДЕННЫХ:

НЕКОТОРЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ,

ПРОБЛЕМЫ НА ПРАКТИКЕ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ

© Садовникова М. Н., 2010

В статье рассматривается необходимость организации досуга несовершеннолетних осужденных в процессе их ресоциализации; сформулированы условия эффективности организации и реализации досуговой деятельности; показана роль семьи несовершеннолетнего и специалистов субъектов системы профилактики в данном процессе; рассматривается система организации досуга несовершеннолетних во Франции.

Ключевые слова: ресоциализация; несовершеннолетний осужденный; досуговая деятельность; субъекты системы профилактики; ювенальная юстиция Франции.

Криминологические данные показывают, что при статистическом снижении удельного веса лиц несовершеннолетнего возраста от общего числа лиц, совершивших преступления, тем не менее, имеет место негативная тенденция возрастания среди выявленных лиц несовершеннолетнего возраста удельного веса несовершеннолетних, ранее совершивших преступления: в 2005 г. — 16,06 %; в 2006 г. — 15,96 %; в 2007 г. - 16, 98 %; в 2008 г. -17,58 %; в 2009 г. - 18, 5 % [1]. Несовершеннолетние, столкнувшиеся с системой правосудия, как правило, вновь совершают более тяжкие преступления, вовлекают в преступную деятельность иных несовершеннолетних. Такая ситуация требует совершенствования профилактических мер с целью их большего профилактического эффекта.

Организация досуга несовершеннолетних осужденных, наряду с иными мероприятиями индивидуальной профилактической работы (осуществляемой в рамках ФЗ № 120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (далее — ФЗ № 120 [2])), обладает достаточным профилактическим потенциалом при соблюдении определенных условий.

Во-первых, законодательной регламентации необходимости организации досуга несовершеннолетних. В соответствии с ФЗ № 120 организация досуга несовершенно-

летних, совершивших уголовно-наказуемые деяния, и несовершеннолетних осужденных урегулирована посредством указания такой задачи у конкретных органов и учреждений системы профилактики.

Например, к компетенции органов управления образованием и образовательных учреждений относится организация летнего отдыха, досуга и занятости несовершеннолетних, привлечение их к участию и посещению спортивных секций, технических и иных кружков, клубов (ч. 1, 2 ст. 14 ФЗ № 120).

Органы по делам молодежи и учреждения органов по делам молодежи обязаны организовать отдых, досуг и занятость несовершеннолетних, должны осуществлять информационно-просветительские мероприятия для несовершеннолетних, привлекать их к участию в мероприятиях (ст. 17 ФЗ № 120).

Организацией летнего отдыха, привлечением несовершеннолетних к участию в проводимых мероприятиях, консультированием несовершеннолетних по вопросам организации досуга (информация о клубах, секциях, кружках и т. д.) должны заниматься комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы опеки и попечительства (ст. 17 ФЗ № 120).

Органы и учреждения культуры, досуга, спорта и туризма должны заниматься привлечением несовершеннолетних к занятиям в художественных, технических, спортивных и других клубах, секциях, приобщени-

ем к ценностям отечественной и мировой культуры (ч. 1 ст. 24 ФЗ № 120).

Привлечением несовершеннолетних к участию в работе и мероприятиях должны заниматься общественные объединения (ч. 4 ст. 24 ФЗ № 120).

Таким образом, необходимость организации досуга несовершеннолетних осужденных напрямую отражена среди задач конкретных учреждений и органов системы профилактики. Органы и учреждения системы профилактики организуют досуг несовершеннолетних, непосредственно вовлекая их в мероприятия, либо организуют участие несовершеннолетних в имеющихся досуговых учреждениях.

Во-вторых, организация досуга несовершеннолетних осужденных возможна при наличии институтов, занимающихся на профессиональной основе организацией досуга, в том числе в отношении данной группы несовершеннолетних. Важным направлением ресоциализации несовершеннолетних осужденных является организация их досуга [3] методом замещающей альтернативы. Необходимо признать, что для разобщения групп несовершеннолетних отрицательной направленности данное направление, при его эффективной организации, с учетом индивидуальных особенностей, интересов, является одним из наиболее перспективных. Образовательное учреждение дополнительного образования детей [4] - тип образовательного учреждения, основное предназначение которого - развитие мотивации личности к познанию и творчеству, реализация дополнительных образовательных программ и услуг в интересах личности, общества, государства. К основным задачам учреждения относятся: обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда детей в возрасте преимущественно от 6 до 18 лет; адаптация их к жизни в обществе; формирование общей культуры; организация содержательного досуга. Деятельность детей в учреждениях осуществляется в одновозрастных и разновозрастных объединениях по интересам (клуб, студия, ансамбль, группа, секция, кружок, театр и др.). Финансирование учреждения осуществляется на основе государственных (в том числе ведомственных) и местных нормативов в расчете на одного ребенка в зависимости от вида учреждения. Учреждение может оказы-

вать дополнительные платные образовательные услуги, выходящие за рамки финансируемых из бюджета образовательных программ (преподавание специальных курсов и циклов дисциплин, репетиторство, занятия с детьми углубленным изучением предметов и другие услуги), по договорам с учреждениями, предприятиями, организациями и физическими лицами. Однако практическая деятельность по ресоциализации осужденных несовершеннолетних позволяет утверждать о нежелании сотрудников учреждений дополнительного образования работать с данной категорией несовершеннолетних, и, соответственно, об отсутствии взаимного интереса со стороны ребенка. Многие учреждения дополнительного образования (особенно спортивной направленности) являются платными и недоступны большинству подросткам.

Несовершеннолетние осужденные1 в большинстве случаев не являются клиентами учреждений дополнительного образования в силу следующих причин:

а) отсутствие прямого обращения несовершеннолетних осужденных, их родителей, специалистов субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в досуговые учреждения для оказания услуг;

б) сложность организации досуговой работы с несовершеннолетними осужденными в связи с их психологическими особенностями, трудностями установления контакта, страхом негативного влияния на других несовершеннолетних;

в) недостаточность знаний и умений, навыков у специалистов учреждений дополнительного образования в области специальных методик организации досуга несовершеннолетних осужденных и др.

Организация досуга несовершеннолетних осужденных методом замещающей альтернативы является эффективным способом профилактики противоправного поведения несовершеннолетних. Использование данного метода для этой целевой группы должно сочетаться с принципом включенности несовершеннолетних осужденных в социально полезные связи со сверстниками. При этом необходимо исключение ситуаций организации досуга для специфической целевой группы - несовершеннолетних осужденных. Позитивной социальной интеграции несовершеннолетних осужденных способствует их включенность в общие до-

суговые социумы и отсутствие их идентификации в качестве девиантов, осужденных в этих группах (так называемая стигматизация несовершеннолетнего в качестве правонарушителя является одной из детерминант совершения повторного преступления).

Эффективность организации досуговой деятельности несовершеннолетних осужденных зависит от нескольких обстоятельств.

Досуг должен быть организован исходя из интереса несовершеннолетнего. Интерес может быть явно определен для самого себя несовершеннолетним. Это может быть деятельность, которой ранее несовершеннолетний занимался, однако, по каким-либо причинам прекратил. К сожалению, для несовершеннолетних осужденных это может быть связано с совершением преступления, когда несовершеннолетнего отстраняют от занятий именно в силу того, что он совершил преступление, что в дальнейшем не способствует его позитивному поведению. Обратная ситуация связана с отстранением от досуговой деятельности по различным причинам (конфликт с тренером, другими несовершеннолетними и др.), что и явилось детерминантой преступного поведения. И в одном и в другом случае важным представляется возвращение несовершеннолетнего в досуговую деятельность, восстановление отношений между тренером и несовершеннолетним, между несовершеннолетним осужденным и другими детьми для развития дальнейшей позитивной активности.

Несовершеннолетний может не иметь явно выраженного интереса к какой-либо деятельности. В этом случае необходимо, чтобы специалист-психолог провел тестирование, индивидуальную беседу для выявления интереса и мотивации ребенка к этому интересу.

Эффективность организации досуга несовершеннолетних осужденных зависит от индивидуализации подхода, от способностей специалиста к эффективному общению с ребенком и возможностей установления определенных доверительных отношений.

Продолжительность, а, соответственно, эффективность и позитивная результативность досуга несовершеннолетнего осужденного зависит не только от его первичной организованности, но и от систематического профессионального сопровождения со стороны специалистов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовер-

шеннолетних и/или ближайшего бытового окружения, школьного социального работника или иного значимого для ребенка взрослого.

Такое сопровождение включает: систематический контроль; перманентную мотивацию к данной деятельности; постановку задач и целей и их постепенное достижение; обсуждение/поощрение поэтапной результативности; постоянный диалог специалиста с ответственным за досуговую деятельность (тренером, педагогом, др.) и взаимное распределение ответственности за несовершеннолетнего; решение финансовых вопросов участия несовершеннолетнего в данной досуговой деятельности.

Несмотря на участие в организации и реализации досуговой деятельности несовершеннолетнего осужденного специалистов органов и учреждений системы профилактики, важным является участие семьи в данном процессе.

Принимая во внимание, что большинство несовершеннолетних осужденных проживают в социально неблагополучных семьях, можно выделить ряд обстоятельств, которые чаще всего актуализируются при решении вопросов организации досуга несовершеннолетнего осужденного.

Семья несовершеннолетнего может явно препятствовать включению несовершеннолетнего в какую-либо деятельность (например, из-за боязни выяснения каких-либо негативных сведений о семье; досуг может рассматриваться семьей как препятствие для иных видов деятельности, например работы, оказания помощи по дому и др.2). В данном случае необходимо проведение работы (в том числе психологической) с семьей с целью преодоления такого противодействия.

Однако чаще имеют место ситуации, когда семья абсолютно индифферентна как к проблемам несовершеннолетнего, так и к его досугу. Вместе с тем именно в такой семье, если вовремя не организовать работу (в том числе психолога), впоследствии возможны препятствия со стороны родителей в реализации досуговой деятельности.

Во Франции в ресоциализационной работе с несовершеннолетними осужденными важное значение имеет организация досуга несовершеннолетних осужденных.

В этой стране организацией досуга несовершеннолетних осужденных, не идентифицируя их в качестве таковых, занимаются

различные министерства: Министерство образования, если несовершеннолетний продолжает обучение в школе, лицее; Министерство социального развития (Департамент молодежи и спорта) в случае, если несовершеннолетний не обучается; а также Министерство юстиции (Управление судебной защиты молодежи), которые организуют досуг самостоятельно либо посредством образовательных программ Департамента молодежи и спорта (квота мест в общих программах для детей). Непосредственным организатором досуга, реализуемого под контролем Департамента молодежи и спорта, являются общественные организации, муниципалитеты. Чаще всего именно общественные организации охватывают такую категорию, как несовершеннолетние осужденные.

Во Франции выделяют шесть разновидностей организации досуга несовершеннолетних:

Первый тип - с организацией ночного пребывания (минимальная группа детей - 7 человек):

1) например, классический летний лагерь, минимальное количество ночей - 4;

2) отдых в выходные дни (минимальная группа детей - 7 человек) от 1 до 3 дней;

3) специальные выезды с расселением в палаточных лагерях (спортивные, лингвистические, трудовые и др.), т. е. не только отдых, но и стажировка, проведение спортивных мероприятий и др.;

4) выезды в семьи, когда несовершеннолетних направляют в принимающие семьи, где организуются каникулы и для своего ребенка, и для приехавших детей (важно при этом подобрать детей и родителей таким образом, чтобы им было комфортно друг с другом).

Эти четыре разновидности организации досуга - для детей до 18 лет; чаще всего дети едут в другой регион Франции, знакомятся с другой культурой, природой.

Второй тип: организация досуга детей без их ночного размещения; минимальное количество детей - 7 человек, максимальное - 300 человек; программы рассчитаны минимум на 14 дней при минимальной продолжительности в день 2 часа;

5) для детей от 14 до 18 лет в группах 7-40 человек, минимальная продолжительность 14 дней; программы организуются с целью развития самостоятельности детей, когда несовершеннолетние предлагают свои

собственные проекты исходя из своих интересов, им выделяется финансирование, и они реализуют программу (в год осуществляется 30 тыс. проектов, в которых задействовано 3 млн детей).

Третий тип: организация досуга с расселением в кемпингах (палаточных лагерях):

6) организацией такого досуга занимаются специальные организации (например, скаутские); они должны быть аккредитованы; организация готовит образовательный проект, где расписаны цели, задачи, мероприятия, бюджет и т. д.; проводится оценка этих образовательных программ, и соответствующие организации получают финансирование; чаще всего целью таких программ является неформальное образование, например, передача опыта между поколениями, формирование гражданской активности, ответственности.

Департамент молодежи и спорта не стремится к тому, чтобы организовывались специальные программы для несовершеннолетних осужденных, они участвуют во всех перечисленных разновидностях досуга, и в этом смысл их социальной интеграции, включенности в позитивную деятельность, но они могут проинформировать, например директора лагеря, о существующих у ребенка проблемах. Управление судебной защиты молодежи Министерства юстиции имеет специальные квоты в различных программах на организацию досуга осужденных несовершеннолетних.

В отличие от Министерства социального развития, у которого основной целью является организация досуга, Министерство юстиции организует досуг несовершеннолетних в ходе выполнения ресоциализаци-онных мероприятий в различных учреждениях для несовершеннолетних, в которые ребенка направляет ювенальный судья. Например, непосредственно в Центре закрытого типа или, при оставлении несовершеннолетнего в открытой среде, с использованием различных территориальных ресурсов -Центров дневного пребывания и др.

Существующая во Франции система активного участия некоммерческого сектора (так называемых ассоциаций), в том числе в работе с осужденными несовершеннолетними, определена двумя разновидностями участия общественных организаций в организации досуга несовершеннолетних:

а) после необходимого лицензирования и утверждения образовательной программы

работы, ассоциация организует работу учреждения для несовершеннолетних осужденных, с целью не только организации их досуга, но и, прежде всего, их ресоциализации; например, общественные организации «Лэскаль», «Секур Католик» имеют учреждения закрытого типа для несовершеннолетних осужденных, в рамках которых организуется и досуг несовершеннолетних [5];

б) ассоциация организует досуг детей по различным образовательным программам, в том числе может охватывать и несовершеннолетних осужденных; например, общественная организация «Секур Популяр» ежегодно организует «День забытых каникул», когда для детей организуется выезд на море; при этом стратегической целью является организация досуга, а оперативные цели в конкретных программах могут быть разные, например, развитие социальной интеграции и мобильности молодежи и др.

Таким образом, во Франции отсутствует стигматизация несовершеннолетних осужденных на фоне остальных детей, функционируют разнообразные формы организации досуга, общественные организации при государственном субсидировании осуществляют различные досуговые программы. Такой подход обеспечивает эффективность досуговой деятельности в рамках программы ресоциализации несовершеннолетнего осужденного.

Эффективно организованный досуг гарантирует для несовершеннолетнего осужденного включение в позитивную деятельность, смену приоритетов, исключение из негативных отношений с ровесниками (референтной группой); позволяет определить для себя позитивные цели и задачи, прогнозировать позитивное будущее, т. е. является условием для его ресоциализации. Ш

1. Официальный сайт МВД [Электронный ресурс]. иКЬ: http://www.mvd.ru/stats /10000231/ 10000447/ (дата обращения: 09.03.2010).

2. Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних : фе-дер. закон № 120-ФЗ от 24 июня 1999 г. // Гарант [Электронный ресурс] : справочная правовая система.

3. Качанова О. Организация досуга несовершеннолетних — важнейшее средство профилактики / / КонсультантПлюс [Электронный ресурс] : справочная правовая система.

4. Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей : постановление Правительства РФ от 7 марта 1995 г. № 233 с изм. от 22 февр. 1997 г., 8 авг. 2003 г., 1 февр. 2005 г., 7 дек. 2006 г., 10 марта 2009 г.) // Гарант [Электронный ресурс] : справочная правовая система.

5. Садовникова М. Н. Ювенальная юстиция во

Франции // Ресоциализация несовершеннолетних правонарушителей: международный и российский

опыт / сост. М. Н. Садовникова. Иркутск, 2006. С. 94.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Данные исследования, проведенного сотрудниками Иркутского молодежного фонда правозащитников «ЮВЕНТА» в 2005—2010 гг. в Иркутской области.

2 В практике работы Фонда «ЮВЕНТА» сотрудники сталкивались с ситуациями, когда родители были против занятий сына в спортивной секции из-за необходимости работы на дачном участке, подработки с целью получения заработной платы и т. д.

Organization of Leisure-time for Yuveniles Convicted: SomeTheoretical Aspects, Problems in Practice and Foreign Experience

© Sadovnikova M., 2010

The article presents the need of organizing the leisure-time for juveniles convicted in the process of their re-socialization; the conditions of the effectiveness of organization and realization of leisure-time activity and the role of the family of minor and specialists of the preventive maintenance system in this process are formulated; the system of organization of leisure-time of the minor in France is examined.

Key words: re-socialization; juvenile convicted; leisure-time activity; the subjects of preventive maintenance system; juvenile justice of France.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.