Научная статья на тему 'Организация досуга детей в условиях детского дома и интерната в каникулярное время'

Организация досуга детей в условиях детского дома и интерната в каникулярное время Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1744
126
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Виллемсон А. Д., Пронюшкина Т. Г.

В данной статье рассматривается проблема организации досуга детей в условиях детского дома и интерната в каникулярное время. Авторы исследования представили практические рекомендации для достижения организации полноценного досуга детей: обязательно нужно исключить авторитарность в отношении детей, жесткую регламентацию деятельности; досуговая деятельность должна быть совместной для детей и взрослых; детям нужно предоставить самостоятельность в выборе интересующей их деятельности, проявлении интересов, умений и способностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организация досуга детей в условиях детского дома и интерната в каникулярное время»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА»

№12/2015

ISSN 2410-6070

Нравственные ценности, социальные стандарты - все то, что способствуют чувству общинности и сосуществования приобретают для индивидов особый смысл и играют ключевую роль в нормальном функционировании социальных структур.

Чувство общности, наряду с душевностью, творением добра, самовоспитания и воспитания на основе общечеловеческих ценностей и принципах всеобщности, свидетельствуя о нравственном развитии человека, способствуют развитию у него умения поставить себя на место других, сочувствовать и помогать [2, с. 289].

Таким образом, если мы поставим в центре нашей заботы развитие личности по пути социализации, развития чувства общности, то возможная психологическая травма перестанет казаться обычным эмоциональным шоком или физиологическим стрессом, сопровождающим болезненные поступки и переживания. Чувство общности как проявление нравственности личности человека способствует устранению сдерживания и отклонений развития личности. Развитие чувство общности может предотвращать появление психологической травмы, и способствовать их проработке.

Список использованной литературы: 1.Берекенова Ж.Д. Психологические особенности развития чувств и эмоций человека / Наука: прошлое, настоящее и будущее: сборник статей Международной научно-практической конференции. - Уфа, 2015. С. 203-208. 2.Брюхова Н. Г. Нравственное саморазвитие человека// European Social Science Journal (Европейский журнал социальных наук). 2015. № 7. С.289-301.

З.Зеленский В. Словарь аналитической психологии, М., Когито - Центр, 2008.

4.Красило А. И. Психологическое консультирование: проблемы, технологии: - М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2007. - 504 с.

5.Попов Л.М., Голубева О.Ю., Устин П.Н. Добро и зло в этической психологии личности. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2008. - 240 - 92с.

6.Словарь практического психолога / Сост. С.Ю. Головин. - Минск, 1997. - 800с.

7.Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. - М.: Политиздат, 1981. - 445с.

© Берекенова Ж.Д., 2015

УДК 159.9

А.Д. Виллемсон

Факультет Социальных Технологий и Педагогики кандидат педагогических наук, доцент кафедры СГД Т. Г. Пронюшкина Муромский институт (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного

учреждения высшего профессионального образования «Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и

Николая Григорьевича Столетовых» г. Муром, Российская Федерация

ОРГАНИЗАЦИЯ ДОСУГА ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ДОМА И ИНТЕРНАТА

В КАНИКУЛЯРНОЕ ВРЕМЯ

Аннотация

В данной статье рассматривается проблема организации досуга детей в условиях детского дома и интерната в каникулярное время. Авторы исследования представили практические рекомендации для достижения организации полноценного досуга детей: обязательно нужно исключить авторитарность в отношении детей, жесткую регламентацию деятельности; досуговая деятельность должна быть совместной

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №12/2015 ISSN 2410-6070

для детей и взрослых; детям нужно предоставить самостоятельность в выборе интересующей их деятельности, проявлении интересов, умений и способностей.

Ключевые слова Каникулярное время, досуг, детский дом, воспитанник, педагог.

Для развития ребенка наиболее благоприятным является время каникул. В детских домах и интернатах дети предоставлены сами себе, в результате чего каникулы проходят не полноценно. Чтобы этого избежать с воспитанниками проводят занятия квалифицированные педагоги и психологи.

Во время каникул почти у каждого воспитанника можно создать успешную ситуацию, которая помогает ребенку сформировать высокую самооценку. Ведь именно успех помогает ему поверить в возможность преодоления различных трудностей и препятствий. Ребенок проявляет свою индивидуальность и неординарность, что способствует становлению здоровой психики и полноценному развитию. Досуг детей должен быть разнообразен. Важным является то, что воспитанники сами должны выбирать тот вид деятельности, который им нравиться.

Для младших воспитанников огромную роль играет развитие психики. Для этого необходимо как можно больше разнообразить и увеличить количество предметов развивающих детскую психику. Большое значение имеют действия, выполняемые с водой, пластилином, бумагой, песком, различными фигурками, часами. Такие манипуляции (изображение предметов, изменение цвета и формы, пересыпание, переливание, соотнесение размеров и объемов предметов, определение времени, соединение отдельных частей в одну вещь и т.д.) помогают в формировании наглядно-образного представления ребенка о строении предметов, их форме, величине, объеме.

Очень важно развивать у воспитанников и воображение. Это можно сделать при помощи изображения предметов, лепки из пластилина или других материалов. Рисуя, ребенок создает в мыслях свой образ и пытается перенести его на бумагу. Еще одним распространенным способом является словесное творчество, когда ребенок дополняет какие-либо фразы или придумывает свои истории, сказки, стихи. Это позволяет развить не только воображение, но и вербальный интеллект ребенка. Такие занятия не должны строиться на копировании каких-либо предметов и историй, ребенок сам должен придумать что-то свое или внести изменения. Только так можно добиться результата, развить воображение, фантазию.

Во время проведения занятий воспитатели и педагоги должны быть предельно строги, дружелюбны, поощрять успехи каждого ребенка, стараться найти подход к каждому и заинтересовать его. Важно добиться того, чтобы ребенок сам хотел заниматься, развиваться. Так у ребенка возникнет желание посещать занятия, различные кружки и секции, он будет стараться показать свои знания и умения.

Очень часто воспитатели детских домов и интернатов совершают грубую ошибку, используя то, что ребенок зависит от взрослого, его настроения, авторитета, для управления детьми и получением над ними полного контроля. При таком подходе, они часто не учитывают отрицательное воздействие на эмоциональную сферу ребенка. Воспитателям необходимо научить ребенка развиваться самостоятельно и автономно от взрослых.

Дети зачастую не верят, что в условиях детского дома каникулы можно провести, не только интересно, но и с пользой. Что бы это преодолеть, воспитателям необходимо использовать анимацию и театрализацию. Во время таких занятий дети проигрывают разнообразные жизненные ситуации, учатся разбираться в них, проявляют инициативу и находчивость, ищут правильные пути решения той или иной проблемы и получают навыки ориентации в различных ситуациях, в том числе конфликтных и трудных. При помощи театрализации и анимации дети так же учатся общаться в коллективе, как с взрослыми, так и между собой. Занятия должны быть построены на основе реальных жизненных ситуаций, которые должны иметь несколько направлений и решений (это позволяет ребенку целостно овладеть какой-либо ситуацией). Во время таких мероприятий дети должны представить, какие они, их сверстники и другие люди будут совершать действия, и каким способом можно разрешить ситуацию. Такие ситуации лучше разыгрывать в театральной постановке, так дети лучше воспримут происходящее и будут вести себя раскрепощено. Во всех действиях, играх, постановках нужно стараться добиться того, чтобы дети могли научиться как можно

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №12/2015 ISSN 2410-6070

реалистичнее представлять свое будущее, последствия каких-либо поступков для окружающих людей и для себя, и уметь нести за это ответственность [2, с. 17-25] .

За время, проводимое с детьми, стоит обратить внимание на ряд факторов: дети не способны быть сосредоточенными долгое время, они очень быстро утомляются, их трудно заинтересовать, у них недостаточно развиты навыки общения и выполнения совместных упражнений. Данные факторы определяют требования к организации досуга детей:

- занятия должны проводиться в малых группах;

- занятия должны быть не продолжительны и чередоваться с отдыхом;

- в течение дня должны проводиться разные занятия по содержанию.

Таким образом, для достижения организации полноценного досуга детей обязательно нужно исключить авторитарность в отношении детей, жесткую регламентацию деятельности. Досуговая деятельность должна быть совместной для детей и взрослых. Детям нужно предоставить самостоятельность в выборе интересующей их деятельности, проявлении интересов, умений и способностей.

Список использованной литературы: 1. Лишённые родительского попечительства: Хрестоматия /Под ред. В. С.Мухиной. - М.: Просвещение, 1999.- 345 с.

© Виллемсон А. Д.,. Пронюшкина Т. Г, 2015

УДК 159.9

Д. С.Запорожченко

студент ГБОУ ВПО ВолгГМУ, факультета социальной работы и клинической психологии, отделения общей и клинической психологии Научный руководитель: Н. Г.Туровская к. психол. н., доцент кафедры общей и клинической психологии Волгоградский государственный медицинский университет

г. Волгоград, Российская Федерация

НАРУШЕНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ ФУНКЦИИ РЕЧИ В АСПЕКТЕ РАССТРОЙСТВА АБСТРАКТНО-СМЫСЛОВОГО КОМПОНЕНТА МЫШЛЕНИЯ БОЛЬНЫХ ШИЗОФРЕНИЕЙ

Аннотация

В данной работе рассматривается влияние расстройств мышления больных шизофренией на особенности их речевой коммуникации. Отдельное внимание уделяется анализу экстралингвистических факторов в формировании речевых нарушений. Проводится анализ патологии коммуникативной функции речи на основе исследования нарушения абстрактно-смыслового компонента мышления. Уделяется внимание влиянию данных расстройств на нарушение социальной адаптации больного шизофренией. Предлагаются рекомендации по составлению коррекционной программы, направленной на элиминацию нарушений мышления и речевой коммуникации при шизофрении.

Ключевые слова

Расстройства речевой коммуникации, экстралингвистические факторы, абстрактно-смысловой компонент мышления, шизофрения, психические функции, нарушение социальной адаптации.

Большинство психических и неврологических заболеваний, сопровождающиеся интеллектуальным дефектом, неизбежно влекут за собой различные расстройства речи и коммуникации, например при умственной отсталости, дегенеративных заболеваниях и пр. При шизофрении, относящейся к кругу

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.