Научная статья на тему 'Организация деловых встреч в международном бизнесе'

Организация деловых встреч в международном бизнесе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
911
179
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организация деловых встреч в международном бизнесе»

Организация деловых встреч в международном бизнесе*

УДК 174.4:339.5

Т.И. Рубцова ББК87.75

Р - 827

Встречи для принятия решений лучше всего ограничить семью приглашенными. Для того чтобы встреча считалась успешной, в ней требуется активное участие всех приглашенных. Акцент должен быть сделан на взаимодействии внутри группы и решении проблем, а ключ к успеху такой встречи, заключается в здоровом климате внутри группы и в открытых и свободных эмоциях.

Деловая культура предполагает особенности принятия решений в той или иной стране. Например, европейская традиция заключается в том, что деловые люди в значительной степени основываются на прошлом опыте, решения подготавливают тщательно, большое внимание уделяется их качеству. Французы любят говорить о решениях, которые могут быть, а могут и не быть реализованными. Если нет веских доводов, принять то решение, которое они считают наиболее оптимальным, то они будут откладывать его на неопределенный срок.

Американские деловые круги склонны в большей степени сосредотачиваться на будущих перспективах и любят принимать решения. Решения принимаются ими быстро, большую значимость имеет сам факт принятия решения, чем основательность его обоснования. В переговорах, докладах, на презентациях выводы и решения основываются на анализе реальных данных прибылей и последствий. Для решения проблемных ситуаций американцы предпочитают открытые дискуссии, выражаются прямолинейно и поощряют честный диалог. Как представители аналитической культуры они более ценят суть дела, нежели стиль разговора. Проявление эмоций в деле считается непрофессиональным.8

Еще в большей степени скорость принятия решений цениться в Латинской Америке, где

подчиненные ждут от начальства именно решительности. Латиноамериканские бизнесмены значительно чаще поддаются эмоциям и полагаются на интуицию, чем их северные соседи.

Японцы предпочитают групповое принятие решений и склонны полагаться на других при решении проблем. У них действует довольно сложная процедура принятия решений. Гармония коллективных интересов превалирует над индивидуальным престижем и статусом. В США также популярен командный дух, однако здесь в основе лежит учет индивидуальных особенностей и делегирование полномочий. Деловая культура Германии имеет ярко выраженную коллективистскую направленность, хотя и в меньшей степени, чем в восточных деловых культурах. Принятие решений происходит на основе консенсуса и общего согласия, и возможность допущения ошибки сведена к минимуму9.

В наименьшей степени предпочитают и используют коллективные методы принятия решений испанцы, португальцы, итальянцы, французы, которые мало полагаются на других. Поэтому французы редко достигают соглашения в один день.10

После того как решение было принято, встает вопрос о том, насколько оно является окончательным и обязывающим. Англосаксы и немцы воспринимают решение, вошедшее в протокол встречи, как устный контракт, который скоро будет оформлен в письменный форме. С точки зрения их деловой этики, решение нужно выполнять. Ни японцы, ни южноевропей-цы не видят ничего зазорного, с этической точки зрения, чтобы вернуться к пунктам, по которым уже было достигнуто соглашение на основании того, что обстоятельства изменились. Таковы традиции.

* Окончание статьи. Начало см. в .№11 за 2010 год.

Шаг 3. Подбор технических средств:

Создаем положительную обстановку.

Одним из тех моментов, которыми интересуются люди, является обстановка встречи и как она влияет на ее эффективность? Освещение, расстановка стульев, план рассадки - все это влияет на то, как себя будут чувствовать люди. Вы можете уйти со встречи, удивляясь, почему она прошла не очень удачно, тогда как все дело оказывается в помещении для встречи.

Выбор помещения: Один из аспектов того, что может сделать неструктурированную встречу более «домашней» - это место, где она проводится. Одна и та же дискуссия пройдет совершенно по-разному: в кафетерии компании или просто в переговорной. Позвольте цели вашей встречи, самой определить место ее проведения. При этом все-таки хотелось акцентировать внимание на следующих моментах.

Что случится, если комната очень мала? Участники испытают приступ клаустрофобии и захотят оттуда поскорее уйти. Вам придется компенсировать это более короткой встречей, хотите вы этого или нет, или запланировать более частые перерывы. Если помещение слишком велико, люди чересчур расслабятся и дистанцируются от дел. В этом случае, вашим решением будет - огородить часть помещения.

Если комната слишком темная или слишком плохо проветриваемая, энергетический уровень упадет и креативность уменьшится. Если планируется много народа, то сделайте помещение для встречи более светлым и прохладным, чем обычно.

И все же, комната не должна быть чересчур комфортной по своему оснащению, иначе люди расслабятся. С другой стороны, если кресла не достаточно комфортабельны, участники станут раздражительными. Таков европейский взгляд на проблему выбора кресел. На Востоке же, например, в Корее, Китае и Японии все-таки клиентов усаживают в неизменно низкие и очень мягкие диваны и кресла.11

Это просто удивительно, как часто люди не удосуживаются проверить, свободно ли помещение в нужное время. Если вы об этом забудете, то опоздавшие, не знающие, где находится группа, будут постоянно прерывать вас, увеличивая продолжительность встречи и ее стоимость.

Каждый раз, когда встреча прерывается, участники вынуждены повторятся. А группе приходится тратить время, чтобы снова войти в курс дела. Повесьте табличку на двери с надписью «Идет встреча». И закройте дверь! Наиболее отвлекающим моментом является тот, когда у выступающего звонит мобильный телефон, он начинает отвечать на звонок, а коллеги вынуждены будут ждать окончания его переговоров. Договоритесь о звонках, и вопрос будет решен.

Подготовка комнаты: Когда помещение выбрано, вам необходимо его подготовить. Пред встречей вам необходимо выполнить следующее:

1. Удостоверьтесь, что помещение укомплектовано столами, а стулья расставлены в соответствии с типом запланированной встречи.

2. Убедитесь, что материалы, такие как бумага, ручки и блокноты, находятся под рукой.

3. Расставьте карточки с именами на столах, если не все приглашенные знакомы друг с другом.

4. Подключите аудио-визуальное оборудование и удостоверьтесь, что оно работает. Это включает в себя: маркерную доску (с маркерами), меловая доска (с мелом), мультимедийный проектор с экраном, проектор для слайдов (со слайдами) и т.п.

5. Подготовьте закуски, напитки, и любую другую еду для перерывов.

Вам необходимо пройти через все эти ступени заранее, чтобы избежать потери времени.

Расстановка столов и стульев: Правильная расстановка столов и стульев очень важна, как психологически для участников, так и для должной эффективности и функциональности встречи. Каждый вариант имеет свои достоинства и недостатки.

Прямоугольный стол хорош для встреч, но он снижает взаимодействие между участниками. Если ведущий сидит во главе стола, то есть на лидирующей позиции, взаимодействие будет снижено. Лидер, который говорит: «Мы все здесь одна команда», - должен сидеть с боковой стороны, по середине. Это рассадка может мешать визуальному восприятию, так как кто-то из участников может перекрывать линию видимости.

Круглый стол может помочь увеличить взаимодействие. Он не очень хорош, когда необходим ярко выраженный лидер, так как нет главы стола. Считается, что круглый стол снимет статусные различия. Между тем, визуальное восприятие может быть нарушено и при этой форме стола.

и-образный стол (иногда это вариант из трех прямоугольных столов) хорош для встреч, которые включают в себя презентации. Он хо -рош для визуального восприятия. Он не должен использоваться для групп из более чем 20 человек, так как он становится очень тесным.

Размещения «в елочку» (когда столы размещаются под углом к докладчику) и в стиле «класс» (когда столы расположены рядами, лицом к докладчику) хороши для распространения информации. Они не очень хороши, между тем, для взаимодействия, так как напоми-

нают людям об их школьных днях и погружают их в пассивный режим, режим слушателя.

Хороший вариант, когда собирается большая группа, но необходимо усилить взаимодействие - это использовать модифицированную «елочку», при которой участники сидят под углом друг к другу. Это позволяет ведущему оставаться в зоне контроля, но при этом улучшается ведение дискуссий. Ресторанный стиль рассадки, в котором круглые столы расположены так, что участники сидят полукругом вокруг них, так же хорошо работают.

Даже маленькие неформальные встречи должны быть комфортны для приглашенных участников. Подумайте об использовании маленьких конференц-залов, переговорных комнат, вместо того, чтобы собираться в кабинетах. Если же встреча все же происходит в кабинете

- убедитесь, что это кабинет «для всех».

Размещение для наилучшей продуктивности

Рисунок

Американцы во время проведения деловых переговоров обычно рассаживаются в конфронтационном стиле, напротив своего собеседника, постоянно глядя ему в глаза.12 В Японии пристальный взгляд «глаза в глаза» считается нарушением этикета и не допустим, как недопустимо нарушение чужих границ.13 В Китае официально считается, что нельзя на переговорах смешиваться с иностранцами, т.е. сидеть среди них. Так же не рекомендуется стоять в окружении иностранных гостей14.

Самым почетным местом в большинстве стран мира считается место справа от хозяина помещения или главы принимающей стороны. В Европе французы и немцы более других озабочены тем, как рассадить присутствующих по их положению. Немцы даже принимают во внимание статус, когда определяют очередность выступающих участников встречи.

Среди северных народов выделяются шведы, у которых самое почетное место считается слева от хозяина или хозяйки дома не только для светских мероприятий, но и проводимых с деловыми целями. Непременно все стараются посадить почетного гостя лицом к входным дверям. При этом в Китае это положение рассадки за столом соблюдается обязательно.15

Материалы для использования во время встреч: Любые материалы, используемые во время встреч, должны усиливать ее эффективность. Если они не усиливают ее, откажитесь от них, как от излишнего нагромождения.

Именные карточки: Если участники

встречи не очень хорошо знакомы, то именные карточки могут стать весьма грациозным добавлением. Они помогут участникам познакомиться друг с другом и позволят вежливо обращаться ко всем присутствующим по имени. Только здесь следует учесть, что в разных странах, как в письменной, так в устной форме речи порядок написания фамилии и имени может не совпадать. В Исландии вместо фамилии пишется имя отца, к которому добавляется слово - ёойк- дочь, или - 880п- сын, например: Вигдис Финнбогадотир, Матиас Йо-хумссон, Стефан Стефанссон. При этом на первое месте ставится имя, а не фамилия.

В Испании часто пишут фамилию как отца, так и матери: Хуан Лопес Эриандес. У мужчин вторым именем может быть имя Мария в знак поклонения деве Марии: Хосе Мария Йппаррагире.

В Китае на первое место ставится фамилия, а затем имя: Ден Сяопинь, Цзен Го - фани, Ли Шу-чан. Никогда не обращайтесь к китайцу только по фамилии. С фамилией обязательно должно использоваться связующее слово, будь то титул, должность или обращение (фамилия + титул). Женщины в Китае не берут фамилии мужей.16 В Японии наоборот: первое

- это имя, а второе - фамилия. Например, Аки-ро Куросава, Фтабатэе Симэй.

В странах арабского Востока перечисляется длинный ряд имен предков - Ахмед ибн (сын) Мухаммед ибн Хасан ибн Хусейн или Фатима бинт (дочь) Хасан.

В Венгрии на первое месте ставится фамилия, а на вторе - имя: Барток Бела, Пете-фи Шандор. Если к фамилии женщины добавлено окончание - не, то это означает, что она замужем. Например, Иштван - это мужчина, а Иштване - его жена. В Литве это окончание означает, что женщина состоит в браке.17

В таких странах, как Великобритания, Австрия, Германия, Италия, Румыния, Эквадор, Чили, Перу, Боливия, Китай, Япония как при письменном, так и при устном обращении к человеку принято употреблять не только имеющиеся у него всевозможные титулы, но и озвучивать присвоенные ему ученые степени. А в Венесуэле, странах Бенилюкса, Финляндии, Норвегии, Швеции, Дании, США ученую степень или титул употребляют только в письменном обращении. Ученые степени, несомненно, при отсутствии титулов, придают вес любым партнерам. Безусловно, далеко не каждый человек может запомнить множество различной информации на слух о другом человеке, видя его перед собой первый раз. Это касается не только титулов и ученых степеней, а зачастую обыкновенных имен и фамилий, а тем более сложных и редких, и здесь, конечно выручат именные карточки.18

В независимости от того, ведущий вы или участник встречи, если вы не используете именных карточек, целесообразно написать имена присутствующих на большой диаграмме.

Рабочие материалы: Ручки, карандаши, блокноты и т.д. должны присутствовать. Это хорошая идея, составить список всего необхо -димого. Если вы приглашенный, то не забудьте взять с собой как минимум блокнот и ручку, на случай, если их не окажется.

Аудио-визуальное оборудование: Обязанность ведущего встречи обеспечить участников всем необходимым, и проверить, что оборудование установлено и исправно работает. Если вы ведущий, а кто-то другой собирается заниматься подготовкой помещения, дайте ему список необходимого оборудования и схему, показывающую, как все это надо установить. Затем приезжайте пораньше на встречу, чтобы убедиться, что все на месте и работает.

Закуски: Будьте очень внимательны при выборе еды и напитков. Сладости, пончики, рулетики, марципаны, пирожные и.т.д.- это не очень хорошая идея. Сахар дает быстрый рост энергии, а потом наоборот резко понижает ее. Вы же не хотите, чтобы это случилось с вашими участниками? Сервируйте еду с простотой для употребления, чтобы предотвратить шум и давку. Вы можете решить накрыть столы с едой за пределами помещения для встречи, чтобы она не отвлекала.

Другое хорошее решение, с точки зрения этикета, когда закуски предусматривают варианты для диабетиков и вегетарианцев и тех, кто соблюдает диету. Подходящая еда для утренних и дневных встреч включает в себя: рогалики с сыром и маслом, оладьи, сухое печенье, порезанные фрукты, апельсиновый и клюквенный соки, кофе с кофеином и без, чай с кофеином и без и вода.

Тем не менее, в разных странах традиционно любят разные закуски. В Японии сырую рыбу считают одной из самых вкусных и дорогих закусок. Сырая или вяленая рыба популярна и в Скандинавских странах. Французская закуска часто состоит из порезанных сырых овощей и фруктов. Итальянцы очень любят пармскую ветчину, а американцы начинают с коктейлей и картофельной кожуры, или макают сыр в соус. Греки обожают паштет из соленой икры карпа, турки - йогурт.19 Но чем бы вы не кормили итальянцев, - супом из курицы с овощами, немцев, - супом из бычьих хвостов, китайцев, - супом из плавников акулы, еда может быть хорошим стимулом, если вы заинтересованы в участниках встречи.

Конечно, до начала встречи вам необходимо позаботиться о том, чтобы отправить сообщение примерно следующего содержания: «Закуски с 8:00 до 8:15, встреча начнется приблизительно в 8:15». В противном случае встреча может начаться позже, потому как

участники придут к началу и используют время встречи для того, чтобы закусить и пообщаться. Едят в разных странах в очень разное время. В северных странах очень рано встают, рано начинают рабочий день и для них закуски с 8 до 8:15 нормальное явление, поскольку к 11ч. утра они уже очень хотят есть и мечтают о ленче. Финны, датчане и шведы прерываются на еду примерно в 11.30 ч. и для них время закусок и встреч рано утром вполне приемлемо. В Европе едят в промежутке между 12.30 - 13.00 ч., а деловые встречи за завтраком, в отличие от американцев, не приняты. Испанцы, итальянцы, португальцы не садятся есть до 13 - 14 часов, и не готовы к ранним утренним деловым встречам. Такое же отношение и у азиатских деловых кругов, которые садятся за ужин, когда скандинавы уже отправляются на покой, не раньше 21 часа, и, соответственно, позднее начинают свой деловой день.

Шаг 4. Подготовка плана встречи, повестки дня: Вычерчиваем направления.

Почему нам необходим план? План - это карта. Мы доберемся дальше, когда у нас есть направление, когда мы знаем, куда мы идем. Он говорит: «Вот куда мы идем, а вот как нам надо пойти, чтобы туда добраться!». Он так же указывает на путь, чтобы определить, сможем ли мы туда дойти.

Ваш план встречи (или повестка дня) должны быть достаточно детальными. Законченный план так же показывает, что мы достаточно хорошо оцениваем время каждого участника встречи, чтобы разработать точный график. Для неформальной встречи план может состоять из списков вопросов.

Прежде чем разработать план для структурированной встречи или подготовить повестку дня, спросите приглашенных участников, какие вопросы они хотели бы видеть затронутыми. Это будет гарантировать то, что план или повестка дня составлены с учетом их мнения. Это так же хороший путь, чтобы вытащить на поверхность какие-то скрытые моменты и помочь при регулярно проводимых встречах.

Основываясь на полученном от них ответе, вы сможете понять, что встречу можно и отменить или сократить с пяти часов до одного часа, или с одного часа до 15 минут. Вы также сможете решить, что необходимо взять заботу на себя и обговорить все с каждым индивидуально, или лучше будет разбить одну встречу на две коротких.

При разработке плана или предложения американцы начинают с деталей и постепенно, собирая и анализируя их на соответствие друг другу, формируют полную картину. Руководители организаций обычно разрабатывают детальные планы и повестки. Выполнение заданий предусмотрено с точным выполнением плана. При возникновении препятствий американские бизнесмены стараются их преодолеть таким образом, чтобы достичь первоначально намеченных результатов с минимальным опозданием. 20

Похоже действуют и немцы. Они, как и англичане, придают огромное значение анализу любого вопроса плана или повестки дня, разделяют его на части или этапы, подробно и последовательно изучают каждый из них, добиваясь, таким образом, практически совершенного результата.

Представители других стран считают, что немцы уделяют чрезмерно много внимания ненужным деталям, но эта проработка вопросов позволяет им не возвращаться к обсуждаемым вопросам. В отличие от американцев, нацеленных на быстрое получение результата с минимальной потерей времени и усилий даже в ущерб качеству, немцы ориентируются на тщательное выполнение заданий и достижение долговременного результата.21 Французы проявляют недостаточное уважение, как к составлению, так и соблюдению повестки дня или плана. Это, возможно, объясняется тем, что их романское воображение порождает множество новых идей, открывает перспективы новых подходов, что, в целом, получило называние - «мозговой штурм». Итальянцы, испанцы, португальцы разделяют эту установку.22

Определяем продолжительность встречи: Зная теперь, какие темы будут представлены, вы сможете определить, сколько времени вам необходимо для встречи.

Существует несколько методов, которые позволяют это сделать.

У Ес ли встреча планируется как представление информации (без дискуссий), - действует правило «75%». Запланируйте и подготовьте презентацию, которая займет 75% выделенного на встречу времени. На один час встречи запланируйте презентацию на 45 минут. Добавьте дополнительное время, потому что презентации проходят дольше, чем ожидалось, и потому что необходимо оставить вре-

мя на вопросы. Это правило действует на всех, кто готовит презентацию для встречи.

У Если планируется обсуждение, выделите на доклад не более чем 50% времени, как минимум, может быть, 20%. Обсуждение требует большого количества времени.

У Если у вас планируется заключение контрактов и проведение переговоров, это не решение, просто сказать: «Встреча будет идти столько, сколько нужно». Если участники не будут точно знать, сколько будет продолжаться встреча, они будут думать о таких вещах, как обед, отчет, самолет, телефонный звонок и т.д. И, в итоге, вы не получите их полного внимания.

В любом случае, желательно уложиться в выделенное время.

В странах с моноактивными культурами, где оговаривается точное время для проведения деловых встреч, их продолжительность, и большое значение придается пунктуальности, следованию графика, выработанный порядок дня на переговорах обычно не прерывается. Американцы, японцы, Северная Европа, страны, говорящие по-немецки, время рассматривают как невосполнимый ресурс и говорят «время-деньги». В отличие от полиактивных культур: у представителей арабских, африканских стран, Латинской Америки и Юго-Восточной Азии, подход ко времени кардинально отличается. Деловые круги считают, что каждое дело можно осуществить в подходящее для него время, и ничего страшного нет в том, что встреча, назначенная на 10 часов утра, начнется несколько позже и будет продолжаться дольше запланированного времени.23

Устанавливаем перерывы: Люди могут высидеть 90 минут максимум. У курильщиков могут возникнуть проблемы даже с этим временем.

Если ваша встреча планируется более чем на 90 минут, запланируйте короткий - приблизительно на 5-7 минут - перерыв, примерно в середине встречи. Этого времени достаточно на один звонок или на посещение туалета. Если вы предоставите больше времени, у людей может возникнуть тенденция заняться другими вещами, и у вас может возникнуть проблема, чтобы собрать их обратно. Лучше сделать два перерыва по 7 минут, чем один - на 15 минут.

Если вы предоставляете перерыв, убедитесь, что он включен в план. Дайте точное время и следуйте ему, чтобы участники смогли проинформировать своих секретарей или клиентов о том, когда до них можно дозвониться.

Выбираем время встречи: Когда мы выбираем время и дату встречи, было бы правильным руководствоваться графиком других людей. Сколько встреча должна занять времени? Какое время дня лучше? Какой день недели лучше? Не будет ли пробок в это время?

Обычно говорят, что пятница после обеда, и утро понедельника - плохое время для встреч. Утром понедельника люди хотят придти на работу и потихоньку настроиться на рабочий лад. Если у вас запланирована встреча на утро понедельника, начните ее как минимум через полчаса, после начала рабочего дня. Вечерние встречи тоже могут вызвать проблемы. Люди уже хотят уйти с работы не позже обычного. В пятницу после обеда - то же самое. Люди хоть и присутствуют физически, но мысленно они уже далеко. Вы не получите от них 100% отдачи. Так же продумайте, если вы назначаете встречу на время обеда. Встреча перед обедом должна длиться не более чем 2 часа. Если Вы планируете короткую встречу, запланируйте ее за один час до обеда - все хотят кушать.

Если вы хотите действительно короткую встречу - планируйте встречу «на ногах». Она должна быть по продолжительности не более 15 минут. Может быть полезным запланировать начало встречи на нестандартное время, например, на 13:55 вместо 14:00. Люди так могут лучше запомнить.

Для неформальных встреч будет вежливым уведомить приглашенных заранее.

Теперь всю оговоренную и обсужденную информацию оформим в виде плана встречи. План встречи поможет вам подготовиться к ней. Заполнение займет у Вас примерно 10 минут, но это позволит вам сохранить гораздо больше времени во время встречи.

Подготовка плана:

V «План встречи» заполненяется для каждой запланированной вами встречи. Он имеет не совсем традиционный формат, но гораздо более детальный и компактный. Используйте его каждый раз, когда готовится встреча. Ка-

чественное заполнение его должно стать вашей основной задачей при подготовке встречи и должно помочь приглашенным подготовиться к встрече. Если какие то пункты не соответствуют вашей ситуации, уберите их из формы.

У «Названия группы». Отдельное место выделено, потому что когда вы даете ей имя, это помогает сфокусировать группу и почувствовать ее участникам себя командой.

У «Цель встречи». Опишите ее на поведенческом языке. Приглашенные должны знать основную цель встречи.

У «Контактное лицо». Позиция должно содержать не только имя, но и номер телефона или другой контакт, чтобы участники могли связаться с организатором встречи.

У «Тип встречи» предполагает такие описания, как: «Представление информации», «Решение проблемы», «Принятие решения».

У «Дополнительные материалы» и «Пожалуйста, возьмите с собой» говорят участникам, как надо подготовиться к встрече. Вы можете прикрепить эти материалы к плану, когда он рассылается.

У «Согласование бюджета». Если вы присоедините бюджет к встрече, то он может быть изучен заранее и вовремя встречи на него не будет тратиться время.

У «Дата». Включите туда, помимо даты, еще день недели, чтобы исключить ошибки.

У «Время начала». Для людей, которые имеют привычку опаздывать, можно выделить пункт, чтобы он бросался в глаза.

У «Время окончания». Напишите лучше «полдень», даже если вы собираетесь закончить в 11:30. В итоге, даже если вы затяните встречу на 15 минут - вы все равно закончите вовремя.

У «Место». Не тратьте время, подробно расписывая этот пункт. Просто пришлите карту, если это необходимо.

У «Метод принятия решения». Дает участникам встречи возможность узнать, если планируется голосование. Если решение уже было принято - скажите просто, что решение может быть пересмотрено по итогам встречи. Также предоставьте информацию о том, кто, в конечном счете, будет принимать решение.

У «Дополнения». Можете перечислить основные нормы, принятые по осуждаемому вопросу.

Конечно, после того как вы заполните ПЛАН ВСТРЕЧИ, его будет необходимо разослать участникам встречи и сообщить о вопросах, которые будут обсуждаться всем заинтересованным, но не участвующим во встрече лицам, т.е. совершить ШАГ 6 и ШАГ 7.

Разослав план, вы будете уверены, что все придут во время, и никто не опоздает, однако и здесь культурные различия могут испортить хорошо выстроенную вами встречу.24

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Итальянцы, как и французы, привыкли опаздывать на 15-20 минут, испанцы могут опоздать даже на час, в отличие от них, немцы, австрийцы, швейцарцы и англичане до четкости пунктуальны, также как и представители северных стран.

Американцы так же воспринимают опоздание как грубость. Они точно приходят на назначенную встречу. На Восточном побережье страны (от Вашингтона до Бостона) этому правилу неукоснительно следуют, - опоздания недопустимы и не могут быть ничем оправданы, а вот на западе страны к этому вопросу относятся гораздо либеральнее.

Пунктуальностью латиноамериканцы не славятся, но все же, партнерам лучше не опаздывать, особенно на деловые встречи. Следует учитывать, что в середине дня латиноамериканцы устраивают сиесту - перерыв на обед и сон, которые могут длиться два, три часа. У испанцев сиеста занимает время с 13 ч. до 16.30 ч. Деловая жизнь замирает, закрываются даже магазины, отсюда возможные опоздания испанских партнеров, о которых мы говорили выше. Деловые встречи лучше не назначать на это время. В Испании пунктуальность только расстраивает планы.

В Аргентине, как и в любой другой южноамериканской стране, считается, что пунктуальность необязательна, можно опоздать на 10-

15 минут. Бразильцы тоже никуда не торопятся, могут задержаться и на час, как на деловую, так и частную встречу. Однако ж от иностранцев требуют пунктуальности, как проявление вежливости с их стороны. Австралийцы пунктуальны и привыкли договариваться о деловой встрече заранее.

Представители деловых кругов Африки также встречи планируют заранее, а вот пунктуальность соблюдают далеко не всегда.

Каждая страна Ближнего Востока имеет свою специфику делового общения, но какие-то черты все-таки удивительно похожи. Пунктуальность обязательна для гостей, а хозяева даже на деловую встречу спокойно опаздывают, но на меньшее время, чем на светский раут.

Несмотря на то что Израиль находится среди арабских стран, общение здесь другое. Если арабы никуда не торопятся и могут опоздать на встречу, то израильтяне, в своей основной массе, стараются, как и гости, на деловые встречи приходить вовремя. На Филиппинах опоздание на переговоры не допустимо.

Пунктуальность в прибытии у китайцев считается важным проявлением деловых отношений, - в значительно большей степени, чем у представителей делового мира многих других стран. Некоторые китайцы могут прийти даже на 15-30 минут раньше назначенного времени с целью решить все дела еще до начала назначенной встречи и не красть время у своего партнера по бизнесу. От иностранных партнеров они не требуют строгого соблюдения этого правила, но предпочитают, чтобы партнеры не опаздывали и четко следовали согласованному времени.

Японцы очень пунктуальны. Чтобы не опоздать на встречу, японцы могут появиться, как и китайцы, даже раньше назначенного времени. Вся практика делового общения в Японии основана на предельной точности.25

Следовательно, чтобы собрать всех участников вовремя, нельзя не учитывать культурные различия. Процессы глобализации не ведут к быстрому стиранию культурных различий, в своем большинстве они сохраняются, и в будущем будут играть значительную роль как в отношениях между государствами, так и между отдельными компаниями. Вы, как деловой человек, не можете функционировать без информации и свежих идей, которыми бурлит весь деловой мир. И значит, политика вашей компании должна быть направлена и на то, чтобы компетентно, эффективно, с учетом бизнес-этикета, организовывать и проводить деловые встречи с деловыми кругами разных стран мира, а мы с удовольствием вам в этом поможем.

Примечания:

8 Градобитова Л.Д., Пискулова Н.А. Деловые культуры в условиях глобализации МЭО -М.: МГИМО, 2005, с.76.

9 Там же с.97

10 Р. Д. Льюис. Деловые культуры. - М.: Дело, 2001, с.181

11 Романова Н.В., Багин В.В. и.др. Деловой этикет на Востоке. - М.: 2005, с. 149

12 Градобитова Л.Д., Пискулова Н.А. Указ. соч., 2005, с.75

13 Силке Шнайдер-Флаг. Большая книга этикета. -М.: 2007, с .266

14 Романова Н.В., Багин В.В. и.др. Деловой этикет на Востоке. - М.: 2005, с.99

15 Силке Шнайдер-Флаг. Указ. соч., 2007, с.268

16 См.подробнее: Романова Н.В., Багин В.В. и. др. Деловой этикет на Востоке. - М.: 2005 г.

17 Вильма Парбо. Лексикон хороших манер. -Таллин, 1991 г.

18 См. подробнее: Внешнеэкономический вестник, 2008, № 7 с.74

19Льюис РД. Указ. соч., 2001, с.211

20 Градобитова Л.Д., Пискулова Н.А. Указ. соч., 2005, с .74, 82

21 Там же, 2005, с.101,107.

22 Льюис Р Д. Указ. соч., 2001, с.181

23 Безуглова Н.П. Взаимодействие деловых культур в международном бизнесе. - М.: ВАВТ, 2005, с.34-35

24 См. подробнее: Внешнеэкономический вестник, 2008, № 10, с.72

Библиография:

1. Вильма Парбо. Лексикон хороших манер. Таллин, 1991. - 144 с.

2. Элан Баркер. Как сделать собрание эффективным. - М.: Финпресс, 1998. - 96 с.

3. Д. Льюис. Деловые культуры. - М.: Дело, 2001. - 254 с.

4. Л. Д. Градобитова, Пискулова Н.А. Деловые культуры в условиях глобализации МЭО. - М.: МГИМО, 2005. - 115 с.

5. Сравнительный менеджмент, под ред. С.Э. Пивоварова. - Питер, 2006. - 480 с.

6. Н. П. Безуглова. Взаимодействие деловых культур в международном бизнесе. М.: ВАВТ, 2005.

- 78 с.

7. Романова Н.В., Багин В.В. и др. Деловой этикет на Востоке. - М., 2005. - 304 с.

8. Силке Шнайдер-Флаг. Большая книга этикета.- М.: 2007. - 320 с.

9. Рубцова Т.И. Организация встреч с иностранными партнерами.//Вешнеэкономический вестник, 2008, № 7, сс. 74-80

10. Рубцова Т.И. Организация встреч с иностранными партнерами.//Вешнеэкономический вестник, 2008, № 10, сс. 73-80

11. Доклад. Этика влияет на экономику. ЬИ:// www.bibliofond.ru/

$

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.