УДК 657.1.01 ББК У9(2)-55
ОРГАНИЗАЦИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА В УСЛОВИЯХ ПРИМЕНЕНИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО АУТСОРСИНГА ИННОВАЦИОННЫМИ ПРЕДПРИЯТИЯМИ
Е.А. Шевелева
Рассмотрен бухгалтерский аутсорсинг как современный подход к повышению эффективности организации бухгалтерского учета на малых инновационных предприятиях (МИПах). Рассмотрена правовая основа аутсорсинга учетных процессов. Проанализированы элементы системы организации бухгалтерского учета на предприятиях. Выявлена особая роль условий договора возмездного оказания услуг в процессе организации бухгалтерского учета в МИПах в условиях применения бухгалтерского аутсосринга.
Ключевые слова: малое инновационное предприятие, бухгалтерский аутсорсинг, договор возмездного оказания услуг, организация бухгалтерского учета, элементыг системы организации бухгалтерского учета, учетная политика, распределение обязанностей, документооборот, ответственность по договору.
Современные требования к развитию бизнеса затрагивают не только вопросы эффективности собственно производства (деятельности), но и различных иных бизнес-процессов, в том числе это касается ведения бухгалтерского учета. Особенно это становится актуальным в условиях инновационной деятельности, поскольку результативность этих предприятий в существенной степени определяет сегодня перспективы развития страны в целом. Кроме того, чаще всего инновационными разработками и их внедрением занимаются небольшие организации, имеющие ограниченные ресурсы, например, такие как малые инновационные предприятия (МИПы), образующие инновационный пояс Национальных исследовательских университетов.
Одним из наиболее востребованных способов повышения эффективности бизнеса в последнее время становится так называемый аутсорсинг, т. е. передача некоторых бизнес-процессов фирмам, которые выполняют их с меньшими затратами и часто с более высоким качеством, чем сама организация.
Хозяйственная практика свидетельствует о расширении области его использования, как в мировом масштабе, так и в России. Наиболее распространенные виды аутсорсинга в настоящее время □ производственный аутсорсинг (аутсорсинг по технологическим переделам), аутсорсинг вспомогательных операций (клининг, охрана и т. п.), аутсорсинг по набору персонала, финансовый аутсорсинг, в том числе бухгалтерский аутсорсинг, и др. Так, по данным печати, за год примерно на 20 % увеличивается количество обращений клиентов в специализированные организации за обслуживанием в области ведения бухгалтерского и налогового учета [3, 5].
Хотя понятие йутсорсинг» в российском законодательстве отсутствует, тем не менее, право-
вая база для таких отношений в РФ существует. Аутсорсинг по сути □ это способ организации бизнеса, при котором одна сторона выполняет определенные услуги для другой стороны.
Законодательство (глава 39 ГК РФ) определяет, что подобные отношения могут регулироваться договором возмездного оказания услуг. По такому договору исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги (п. 1 ст. 779 ГК РФ) [1].
Кроме того, положения ст. 421 ГК РФ, отражающие принцип свободы договора, устанавливают, что стороны имеют возможность заключать договора, как предусмотренные законодательством, так и не предусмотренные, а также содержащие элементы различных договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами, и, значит, не запрещают использование договоров аутсорсинга [1].
С другой стороны, закон «О бухгалтерском учете □ [4] говорит о возможности использовать для ведения учета услуги стороннего лица. В соответствии с п. 2 ст. 6 указанного закона, «руководители организаций могут в зависимости от объема учетной работы:
а) учредить бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером;
б) ввести в штат должность бухгалтера;
в) передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии, специализированной организации или бух-галтеру-специалисту;
г) вести бухгалтерский учет лично □ [4].
Таким образом, бухгалтерский аутсорсинг □
это один из разрешенных законодательством вариантов построения учетного процесса. Однако аут-
Бухгалтерский учет, анализ и аудит
сорсинг налоговые органы зачастую трактуют как «налоговую схему□ подвергая эти отношения пристальному контролю, поэтому, занимаясь бухгалтерским аутсорсингом, необходимо тщательным образом решать все возникающие при этом проблемы.
При осуществлении аутсорсинга бухгалтерских услуг (и связанных с этим работ), прежде всего, встает задача организации бухгалтерского учета в таких условиях.
В законодательстве не раскрывается значение понятия «организация бухгалтерского учета □ но в качестве главного элемента указывается учетная политика (п. 3 ст. 6 [4]). И согласно ст. 5 п. 3 [4], организации самостоятельно, руководствуясь законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, нормативными актами органов, регулирующих бухгалтерский учет, формируют свою учетную политику, исходя из своей структуры, отрасли и других особенностей деятельности. При этом утверждаются:
□ рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;
□ формы первичных учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;
□ порядок проведения инвентаризации и методы оценки видов имущества и обязательств;
□ правила документооборота и технология обработки учетной информации;
□ порядок контроля за хозяйственными операциями, а также другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.
Этот перечень не дает в целом понятия «организация бухгалтерского учета □ хотя устанавливает ряд обязательных элементов.
На организацию бухгалтерского учёта в фирме оказывает влияние множество факторов как внутреннего, так и внешнего действия. К внешним факторам относятся:
□ требования законодательно-нормативной базы в области бухгалтерского учёта и налогообложения;
□ специфика деятельности организации;
□ потребность внешних пользователей в информации о деятельности предприятия и его финансово-хозяйственном состоянии и др.
К внутренним факторам относятся:
□ цели формирования информации;
□ система контроля над достоверностью бухгалтерской информации;
□ возможность и целесообразность затрат на подготовку и представление бухгалтерской и налоговой отчётности и др.
В современных условиях невозможно эффективно управлять бизнесом без своевременной достоверной информации, которую обеспечивает четко построенная система бухгалтерского учета на предприятии.
Очевидно, что процесс организации учета в этих условиях затрагивает оба предприятия □ и того, кто оказывает услуги, и того, кому оказывают услуги. В основе регулирования отношений лежит договор. Договор бухгалтерского аутсорсинга представляет собой соглашение двух сторон (аутсорсера и лица, получающего услуги, т.е. в нашем случае □ малого инновационного предприятия). Договор данного вида, как и любой другой, характеризуется рядом существенных условий. Такими существенными условиями договора бухгалтерского аутсорсинга являются: объем, сроки, цена договора, порядок расчетов по договору, порядок движения документов между заказчиком и исполнителем, распределение ответственности сторон и др. Очевидна связь существенных условий договора бухгалтерского аутсорсинга с элементами организации бухгалтерского учета в этих условиях. Следовательно, сам договор выступает еще одним фактором организации бухгалтерского учета в условиях аутсорсинга, что является специфическим моментом.
Поэтому, с одной стороны, строя учетную систему при применении бухгалтерского аутсорсинга, надо учитывать и условия договора. С другой стороны, на выработку существенных условий договора бухгалтерского аутсорсинга влияет требование рациональной постановки бухгалтерского учета на предприятии, для которого оказываются услуги по ведению бухгалтерского учета. Под рациональной организацией бухгалтерского учета понимают систему элементов и средств наиболее оптимального построения учетного процесса с целью получения достоверной и своевременной для управления информации о деятельности организации и осуществления контроля за эффективностью использования ресурсов [2].
С нашей точки зрения организацию системы бухгалтерского учета следует рассматривать в трех аспектах (см. рисунок):
□ организационно-технический (организационная структура, ведущая учет; условия труда бухгалтерии; режим работы; распределение обязанностей между сотрудниками бухгалтерии и т. п.);
□ методический (учетная политика в целях бухгалтерского и налогового учета, система регистров учета и др.);
□ социально-психологический (мотивация работы сотрудников бухгалтерии, их профессиональный рост, урегулирование конфликтов и предотвращение их возникновения и т. д.).
Построение организационно-технических
элементов системы бухгалтерского учета в условиях аутсорсинга следует начинать еще с преддоговорной работы. Именно на этом этапе возникает
Система организации бухгалтерского учета
Формирование системы организации бухгалтерского учета в условиях применения бухгалтерского аутсорсинга
задача, которую необходимо решить при переходе на аутсорсинг: совместно с партнером разобраться в том, какие функции бухгалтерского учета можно передать аутсорсеру, какие именно услуги необходимы, и какая часть учетных работ остается у заказчика. Построение системы бухгалтерского учета предполагает создание хозяйствующим субъектом или делегированному на это другому субъекту построение такой системы, которая бы отражала его текущую, финансовую и инвестиционную деятельность. Реализация этой задачи осуществляется путем сбора и обработки различной информации, систематизированной, обобщенной и сгруппированной по соответствующим признакам в виде бухгалтерской (управленческой и финансовой) отчетности, достоверна.
Сегодня роль учета в организации изменилась: из простой регистрации фактов хозяйственной жизни он превратился в один из важнейших элементов управления бизнесом. Основное направление развития бухгалтерского учета в настоящее время -повышение качества информации, формируемой в нем. Ее составляющие: учетная информация, бухгалтерская отчетность, внутренние стандарты, графики документооборота, система внутреннего контроля, документация, инвентаризация, данные об экономических действиях и событиях, циклы деятельности организации и др.
Эффективность работы любого предприятия во многом зависит от того, как организованы получение и переработка экономической информации. Чем достовернее сведения, тем больше возможностей для эффективного управления пред-
приятием. В процессе бухгалтерского учета разрозненные данные систематизируют и обрабатывают, после чего они становятся основой для принятия управленческих решений. Правильная организация учета, своевременное отражение хозяйственных операций предприятия способствуют обеспечению выполнения заданий с наибольшей эффективностью. Об этом важно помнить при постановке бухгалтерского учета на предприятии.
Все вышесказанное имеет особенное значение в том случае, когда рассматривается вопрос организации бухгалтерского учета для малых инновационных предприятий в условиях бухгалтерского аутсорсинга. В этих условиях с необходимостью должна быть реализована функция контроля во внутренней университетской среде, реализовать которую можно в процессе бухгалтерского аутсорсинга. Это позволит организации, ведущей бухгалтерский учет для МИПов, параллельно осуществлять контроль за использованием целевого финансирования и за наличием и эффективностью научных разработок, проводимых данными предприятиями. Поэтому из двух возможных вариантов аутсорсинга (внешнего и внутреннего) предпочтительным является внутренний аутсорсинг, т. е. передача ведения бухгалтерского учета организации, являющейся участником инновационной деятельности, входящим во внутреннюю университетскую среду.
Для МИПов не однозначно решается вопрос о необходимости ведения бухгалтерского учета. С одной стороны, МИПы, как правило, имеют право применять упрощенную систему налогообложе-
Бухгалтерский учет, анализ и аудит
ния, а законодательство разрешает не вести бухгалтерский учет организациям, находящимся на упрощенной системе налогообложения. С другой стороны, для субъекта инновационной деятельности бухгалтерский учет необходим как способ формирования информации для различных пользователей. Инвесторам, предоставившим финансовые средства, требуется подробная информация о каждом этапе освоения выделенных средств. Кроме того, информация о деятельности субъекта инвестиционной деятельности должна быть представлена директору, в технопарк, налоговым органам, в банк и др. Для каждого из этих пользователей информация должна раскрывать деятельность субъекта инвестиционной деятельности с интересующей их стороны. Например, налоговые органы интересует своевременность и полнота расчетов с бюджетом по налогам; технопарк использует информацию о субъекте инвестиционной деятельности для управления процессами внедрения изобретений в целом и т. д. Независимо от того, какому пользователю предоставляется информация, она должна быть достоверной, прозрачной и уместной для принятия ими обоснованных решений.
Существенно усложняет задачу ведения бухгалтерского учета в МИПах и возможность наличия при этом нескольких видов деятельности, так как субъект инвестиционной деятельности имеет право заниматься коммерческой деятельностью наряду с реализацией проектов. При этом возникает проблема возможности появления иных систем налогообложения и разделения расходов по этим видам деятельности.
Также предприятие может одновременно осуществлять несколько инновационных проектов, что также требует ведения раздельного учета. Дополнительно к обычным формам отчетности по окончании каждого финансового периода организация обязана составить и предоставить финансовые отчеты фондам-спонсорам о целевом использовании предоставленных грантов и о результатах проведенных работ. Форма отчетов устанавливается каждым фондом самостоятельно.
Следовательно, параллельно с ведением бухгалтерского учета и составлением бухгалтерской и налоговой отчетности, аутсорсер берет на себя и подготовку отчетов об использовании целевого финансирования, которые МИПы периодически обязаны представлять.
Также должен быть выбран вариант распределения обязанностей по составлению и обработке первичных документов между заказчиком и исполнителем, а также способ документооборота (бумажный или электронный, предоставляются подлинники документов или их копии, периодичность и порядок оформления передачи документов от одного лица другому, оговорить порядок движения каждого документа и график движения документов и т. д.) [2].
Выбранные варианты организационных решений фиксируются в качестве условий договора оказания бухгалтерских услуг.
Как известно, основополагающим элементом организации бухгалтерского учета является учетная политика. Это принятая организацией совокупность способов ведения бухгалтерского учета □ первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и оценки фактов хозяйственной жизни (ст. 6 п. 3 закона СО бухгалтерском учете») [4]. Принятая организацией учетная политика утверждается приказом или распоряжением лица, ответственного за организацию и состояние бухгалтерского учета. В случае бухгалтерского аутсорсинга учетная политика разрабатывается аутсорсером, но с учетом мнения и пожеланий заказчика. Также на ней лежит ответственность за корректировку и изменение учетной политики, за ее качество и за соответствие выбранной учетной политике методики обработки учетных данных.
Важное влияние имеет на организацию бухгалтерского учета в МИПах социально-психологические аспекты организации бухгалтерского учета, отражающие особенность взаимодействия людей, такие как квалификационный уровень сотрудников, занимающихся ведением бухгалтерского учета, мотивация их работы, их профессиональный рост, урегулирование конфликтов и предотвращение их возникновения и т. д.
Очень важно, чтобы бухгалтерский учет организации вели высококвалифицированные специалисты, обладающие знаниями не только в области бухгалтерского учета и налогообложения, но и знакомые с нормами трудового и гражданского законодательства, потому что работа бухгалтерской службы на предприятии влияет на финансовое состояние предприятия, поскольку должна обеспечивать:
□ контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью;
□ контроль за наличием и движением имущества организации;
□ контроль за использованием трудовых и финансовых ресурсов;
□ правильность и своевременность расчетов с покупателями и поставщиками за поставленные товары (выполненные работы, оказанные услуги), с персоналом по оплате труда, с бюджетом по налогам и сборам.
Для постановки бухгалтерского учета на соответствующем уровне необходимо привлечение квалифицированного бухгалтера. Однако малое предприятие, особенно начинающее свою деятельность, как правило, не располагает финансовой возможностью иметь в штате такого сотрудника. Перспективным направлением обеспечения высокого уровня экономической безопасности при
одновременном снижении расходов на экономическую работу является передача предприятием сторонней организации-аутсорсеру функций по ведению бухгалтерского и налогового учета.
Проведенные исследования позволили сделать следующие выводы.
1. Таким образом, очевидно, что деятельность субъекта инновационной деятельности имеет ряд существенных особенностей, что сказывается на организации ведения бухгалтерского учета. Наиболее рациональным способом организации бухгалтерского учета в случае инновационной деятельности (для МИПов) является бухгалтерский аутсорсинг. Он должен быть внутренним и осуществляться организацией, входящей в группу лиц □ участников инновационной деятельности при Национальных исследовательских университетах.
2. Элементы системы организации бухгалтерского учета в условиях бухгалтерского аутсорсинга имеют свою специфику и зависят (взаимосвязаны) с существенными условиями договора оказания услуг по ведению бухгалтерского учета.
Принятие во внимание вышеуказанных особенностей позволит повысить качество бухгалтерской информации, формируемой для субъекта инновационной деятельности, и будет способствовать принятию более корректных управленческих решений всеми участниками инновационного процесса, использующих эту информацию.
Литература
1. Гражданский кодекс Российской Федерации.
2. Ивашкевич В.Б., Куликова Л.И. Бухгалтерское дело: учебное пособие. □ М.: Экономисту, 2005. □523 с.
3. Сафарова, Е.Ю. Аутсорсинг учетных процессов / Е.Ю. Сафарова. □ М.: Книжный мир, 2009. □ 129 с.
4. Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ ПО бухгалтерском учете □
5. Филина, Ф.Н. Аутсорсинг бизнес-процессов: проблемы и решения / Ф.Н. Филина. □ М.: ГроссМедиа: РОСБУХ, 2008. □ 208 с.
Поступила в редакцию 20 июня 2011 г
Шевелева Екатерина Анатольевна. Ассистент кафедры бухгалтерского учета и финансов, Южно-Уральский государственный университет (г. Челябинск), главный бухгалтер ООО ОУнивер-КонсалтингЦ соискатель ученой степени кандидата экономических наук. Область научных интересов □ бухгалтерский и налоговый учет на малых инновационных предприятиях, организация бухгалтерского учета, бухгалтерский аутсорсинг, контроль.
Sheveleva Ekaterina Anatolievna is an teaching assistant of the Accounting and Finance Department of South Ural State University, Chelyabinsk, a chief accountant of CUniver-ConsultingQ Ltd a candidate for doctoral degree in economics. Research interests: accounting and taxation of small innovative enterprises, organization of business accounting, account outsourcing, control.
Тел.: (8-351) 267-93-91. E-mail: [email protected]