И. В РЫСАК
Наталья Владиславовна РЫСАК — кандидат экономических наук, доцент.
В 1996 г. окончила экономический факультет Омского государственного университета.
Автор 25 научных работ, в том числе 2 монографий.
Сфера научных интересов — теория институциональной экономики, трансформация хозяйственных систем, государственное регулирование экономики.
^ ^ ^
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МЕХАНИЗМ МОДЕРНИЗАЦИИ: ВЕРТИКАЛЬНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ, ГОРИЗОНТАЛЬНО-СЕТЕВАЯ КООПЕРАЦИЯ И ПЛАСТИЧНАЯ КООРДИНАЦИЯ
Для России в складывающихся на сегодня внешнеэкономических условиях «вырисовываются» два возможных варианта развития событий. Первый — это окончательное закрепление на периферии мировой экономики, в контурах которой уникальные, невосполняемые ресурсы на основе неравноправных договорных отношений во все больших объемах будут направляться в мировые центры — США и Западную Европу. В этом направлении высказывается мнение о том, что появится новая революционная модель капитализма. Подобный вариант для страны со сложившимися традициями хозяйствования в сложных природно-климатических условиях и высоким ресурсным потенциалом является недопустимым.
Второй вариант, по многим оценкам, видится в проведении модернизации, которая обеспечит «прорыв» к инновационной экономике. В 2010 г. на государственном уровне сформулирован организационно-структурный каркас модернизации, содержащий 27 технологических платформ (ТП) по 11 стратегическим направлениям перехода к инновационной модели. В рамках ТП, по замыслу, должны результативно скоординироваться усилия государства, бизнеса и науки в сфере медицины, биотехнологий и экологии, авиакосмической отрасли, ядерных и радиационных технологий, электроники, машиностроения и т. д. [3, с. 22]. В апреле 2011 г. Правительством РФ были утверждены три ТП, связанные с развитием сырьевого сектора. Уникальность сегодняшней ситуации заключается в том, что на стадии решения находятся важнейшие стратегические задачи страны. Вместе с тем остаются открытыми вопросы выбора приоритетов развития, поиска движущих сил и механизмов преобразований, обеспечения адекватности их поставленным задачам и российским условиям хозяйствования.
Примечательно, что в истории российской экономики проблема выбора пути развития уже поднималась. Так, 110 лет назад С.Ю. Витте отмечал: «...снабжая сырыми продуктами чужие страны [Россия] получала обратно часть этого сырья в виде промышленных изделий... Следствием такого положения вещей явилась, с одной стороны, полная зависимость от внешних рынков, с другой — одностороннее приложение национального труда, идущее рука об руку с экономической отсталостью и отсутствием деятельной предприимчивости, которой негде было развернуться» [2, с. 222].
В настоящее время бесспорными являются положения о проведении крупномасштабной модернизации российского хозяйства с активным участием государства, как управленца и собственника, путем поэтапного, динамичного и континуального перехода от исходного состояния к инновационной экономике. Нами сделана попытка разработать схему многоступенчатой модернизации с учетом этапов и организационного каркаса ее проведения (см. рис.).
ГРНТИ 06.75.10 ©Н.В. Рысак, 2013
28
Н.В. Рысак
I этап — подготовительный — призван решить две стратегические задачи: обеспечить «снятие» наиболее «жестких» ограничений модернизации и проведение мониторинга хозяйственной ситуации с целью выявления перспективных источников конкурентоспособности — «точек роста» и кластеров (так называемых «локомотивов» модернизации). На этом этапе определится вектор и глубина будущих преобразований, за счет решения проблем присвоения природной и монопольной ренты и перераспределения рентных доходов и сверхприбыли в сферу финансирования научных исследований и коммерциализации разработок не на всеобщей уравнительной основе, а на конкурсных началах.
Другим стратегическим направлением подготовительного этапа выступит мониторинг экономики по вертикали и горизонтали, включая фактическую инвентаризацию и оценку основных фондов на основе выбора единых критериев состояния территорий, секторов экономики и оценку их научного, технологического, инновационного и ресурсного потенциала.
Центральной проблемой в условиях перехода к инновационной экономике является формирование информационной базы модернизации. За основу предлагается использовать интерактивные карты — промышленно-технологические, инфраструктурные, экологические, социальные и пр., содержащие систематически обновляемую информацию о состоянии основных промышленных и иных важных объектов модернизации, проблемных сферах.
Предлагаемые карты модернизации, при соответствующем ИКТ-обеспечении, позволят осуществлять интерактивный мониторинг хода модернизации, ее комплексный или фрагментарный анализ, проводить корректировку решений.
II этап — восстановительный — предполагает формирование структурно-технологических основ модернизации; он связан с масштабным обновлением основных фондов предприятий, внедрением ресурсосберегающих технологий, формированием национальной полицентричной сети «точек роста» — на основе широкого использования инструментов государственного регулирования путем сочетания планово-рыночных методов и инструментов.
В настоящее время хозяйственные связи действующих российских предприятий основаны на иерархии, «встроенности» в производственно-технологические и сбытовые цепочки крупных технико-экономических структур, подчиненности головным центрам. В границах регионов произошла монополизация производств, сложились преимущественно конгломератные «жесткие» формы организации крупного бизнеса, которые пронизывают хозяйственное пространство страны по вертикали, отделяя центры принятия решений, находящиеся, как правило, в Москве и Санкт-Петербурге, от предприятий-исполнителей, функционирующих на периферии. Модернизация призвана обеспечить переход от доминирования в экономике страны жестко-иерархичных конгломератных структур к прогрессивным организационным формам: инновационно-ориентированным вертикально-интегрированным структурам (ВИС), горизонтально-сетевым и пластичным (кластерным) структурам, способным эффективно выполнять основные организационно-экономические и производственно-технологические функции, передавать по каналам аутсорсинга дополнительные (снабженческо-сбытовые, маркетинговые и другие функции), обеспечивать непрерывный трансфер инноваций, сохранять, задействовать и наращивать как собственный потенциал, так и ближайшего окружения.
Первый тип структур основывается на использовании принципа вертикальной интеграции. При этом вертикальная интеграция преподносится упрощенно, в виде отраслевых цепочек добычи и первичной переработки полезных ископаемых, сконцентрированных вокруг мощных энергоисточников. На наш взгляд, подобный переход на практике вполне осуществим при создании государством системы «стабильных мотиваций» [5]. Как показывает опыт европейских экономик, первый тип структур, которые должны быть сформированы в ходе модернизации, — это ВИС «нового типа».
Второй тип технико-экономических структур — горизонтальные структуры, функционирующие в виде сетевых конфигураций, которые способны успешно существовать в сфере ИКТ, научных исследований, консалтинговых и иных интеллектуальных услуг. Этот тип структур будет все более широко распространяться при переходе к информационной экономике и проникновении ИКТ в новые сферы деятельности.
Многоступенчатая модернизация экономики
Инвентаризация хозяйственного пространства страны, выявление потенциала
Масштабное внедрение ресурсосберегающих технологий
Создание национальной полицентричной сети «точек роста»
Развитие инфраструктуры модернизации
Пространственные структур-но-технологические преобразования, вертикальная, горизонтальная, пластичная интеграция
Подготовительный этап
(формирование условий модернизации)
Восстановительный этап (формирование
структурно-технологических основ модернизации)
Выявление институционально-организационных ограничений
Законодательное решение проблемы распределения природной и монопольной ренты
Формирование информационной базы модернизации
Формирование национальной системы коммерциализации (внедрения) технологий
Запуск схем государственно-частного партнерства
Этап институционально-организационных преобразований (формирование организационного каркаса модернизации) в основе
Запуск поддерживающих механизмов
Формирование системы институтов развития
Организация институциональных коридоров и их управляемая конвергенция
Организация центров-контрактинга
Запуск активизирующих механизмов
Развертывание стратегических мега-проектов
Организационная и финансовая поддержка
Запуск стабилизирующих механизмов
Поддержание внутреннего спроса
Функционально-вариативное регулирование отраслей и хозяйственных отношений
Формирование объединяющей институциональной платформы
Этап импортозамещения (внедрение проактивной инновационной парадигмы хозяйствования на всех уровнях экономики)
Реализация национальной комплексной стратегии инноватизации
Интерактивный мониторинг и контроль
Распространение многоуровневых пластичных форм координации
Рис. Многоступенчатая модернизация экономики страны
30
H.B. Рысак
Третий тип структур, которые, на наш взгляд, призваны стать доминирующими в хозяйственном пространстве России при переходе к инновационной модели, это «пластичные» структуры с комбинированной организацией. Термин «пластичность» заимствован нами из научного наследия A.A. Богданова, который ввел понятие «организационной пластичности» [1, с. 125], определив его как «подвижной, гибкий характер связей комплекса, легкость перегруппировки его элементов». «Пластичные» структуры способны к быстрой перестройке конфигураций и перенаправлению потоков вещественных ресурсов и информации в зависимости от меняющихся внешних и внутренних обстоятельств. Примером одной из наиболее распространенных пластичных форм в настоящее время выступают кластеры.
Таким образом, на восстановительном этапе реализуется стратегия формирования структурно-технологических основ модернизации: стратегические «узлы» промышленного каркаса страны охватываются национальной полицентричной сетью «точек роста», в них создаются центры логистики, информационного обеспечения, целевого банковского обслуживания, поддерживается экологический и социальный баланс.
На III этапе — институционально-организационных преобразований — происходят запуск трех системно-динамических механизмов модернизации — активизирующих, поддерживающих, стабилизирующих (см. рис.) и формирование организационного каркаса модернизации российской экономики, координирующего и упорядочивающего потоки преобразований, обеспечивающего их адекватность институциональному порядку, организационно-энергетическому потенциалу и культурно-ментальным установкам российского общества, национальным традициям хозяйствования.
На этом этапе от государства потребуется установить четкие институциональные границы и правила деятельности предпринимательских структур в русле инновационной парадигмы, задать «долгосрочные стратегические мотивации» для банковского и промышленного капитала, сформировать условия для масштабного спроса на российские технологии со стороны национальных производителей, включая участие в организации венчурных и иных схем доведения интеллектуальных продуктов до стадии коммерциализации. Необходимым условием модернизации выступит поддержание устойчивого спроса со стороны национальных потребителей. Так, высокие показатели удельного веса машиностроения США (75 % вложений и 60 % занятых в НИОКР в промышленности) и динамика его роста обеспечиваются устойчивым внутренним спросом. «На протяжении нескольких последних десятилетий на формирование фонда личного потребления населения США в среднем шло около 1/3 продукции машиностроения, в том числе 60-70 % продукции автомобильной промышленности, 25-30 % электронной, 45-50 % электротехнической и 75 % технических средств связи» [4, с. 136]. На этом этапе устанавливается система ограничителей и регуляторов распространения технологических знаний и разработок за пределы и внутри страны.
Подобная система «самонастройки», основанная на действии трех типов механизмов и их синергии, а также функционально-вариативном подходе к госрегулированию, призвана поддержать процессы координации взаимодействий между государственной властью, бизнес-структурами и региональными сообществами; обеспечить эффективность конкурентно-кооперационной среды; задействование преобразовательного потенциала территорий; формирование конкурентоспособных вертикально-интегрированных, горизонтально-сетевых и кластерных структур.
IV этап — импортозамещения — предполагает комплексный охват полномасштабными модерни-зационными преобразованиями всех уровней хозяйственной системы по вертикали и горизонтали и переход к инновационной модели развития.
Модернизационные преобразования на этом этапе будут осуществляться на основе системно-синергийных механизмов самоорганизации и самонастройки, гармонизированных на основе объединяющей институциональной платформы отношений между государством, обществом и субъектами предпринимательства, с использованием пластичной координации, интерактивного мониторинга и контроля.
В заключение отметим, что содержание крупномасштабной многоступенчатой модернизации экономики страны будет обеспечено: во-первых, институционально-пространственными изменениями хозяйства, включая формирование трех типов проактивных технико-экономических структур инновационного типа и запуск трех типов системно-динамических механизмов — активизирующих, поддерживающих, стабилизирующих; во-вторых, созданием объединяющей институциональной платформы,
гармонизирующей взаимодействия между разнородными институтами государства, экономики и общества и субъектами модернизации; в-третьих, созданием инновационной инфраструктуры, под которой подразумевается не только совокупность ОЭЗ, деятельность которых законодательно урегулирована, но, главным образом, системы условий и предпосылок для многоуровневой инноватизации экономики; в-четвертых, обеспечением регулирования интенсивности потоков прогрессивных преобразований, выработкой новых интерактивных подходов к управлению изменениями; в-пятых, формированием системы самонастройки экономики, обеспечивающей реализацию долгосрочных приоритетов, действие стабильных мотиваций и получение синергийных эффектов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Богданов A.A. Тектология: Всеобщая организационная наука: в 2 кн. Кн. 2 / редкол. Л.И. Абалкин (отв. ред.) и др. М.: Экономика, 1989. 351 с.
2. Витте С.Ю. Конспект лекций о народном и государственном хозяйстве, читанных его императорскому Высочеству Великому князю Михаилу Александровичу в 1900-1902 гг. СПб., 1912. URL: http://dlib.rsl. ru/viewer/01003417482#?page (дата обращения: 11.11.2012).
3. Иванова JI. К вопросу о стратегии неоиндустриальной модернизации // Экономист. 2012. № 2. С. 18-26.
4. Мировая экономика: прогноз до 2020 года / под ред. акад. A.A. Дынкина. М.: Магистр, 2007. 429 с.
5. Яременко Ю.В. Теория и методология исследования многоуровневой экономики. М.: Наука, 1997. 400 с.