Научная статья на тему 'Организационные особенности трансферта технологий: зарубежный опыт'

Организационные особенности трансферта технологий: зарубежный опыт Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
972
223
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА / INNOVATIVE ECONOMY / ТРАНСФЕРТ ТЕХНОЛОГИЙ / TRANSFER OF TECHNOLOGIES / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / INNOVATIVE DEVELOPMENT / ГЛОБАЛЬНЫЙ ИННОВАЦИОННЫЙ ИНДЕКС / GLOBAL INNOVATIVE INDEX

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Соловьева Юлиана Владимировна

В статье рассматриваются особенности развития системы трансферта технологий в различных странах, их ключевые характеристики. Раскрываются особенности организации инновационного процесса, трансферта технологий, а также инструменты, способствующие высокой конкурентоспособности производимой продукции и активному инновационному развитию ряда стран, занимающих ведущие позиции по данным глобального инновационного индекса. На основе проведенного сравнительного анализа делается вывод о необходимости формирования организационной системы, ориентированной на обеспечение процесса получения, реализацию и распространение результатов научных исследований и разработок с привлечением всех участников инновационного процесса государства, науки, сферы образования, бизнеса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Organizational features of a transfer of technologies: foreign experience

In article features of development of system of a technology's transfer in various countries, their key characteristics are considered. Features of the organization of innovative process, transfer of technologies, and also the tools promoting high competitiveness of made production and active innovative development of a number of the countries, taking leading positions on data of a global innovative index reveal. On the basis of the carried-out comparative analysis the conclusion about need of formation of the organizational system focused on ensuring process of receiving, realization and distribution of results of scientific researches and development with involvement of all participants of innovative process the states, sciences, education, business is drawn.

Текст научной работы на тему «Организационные особенности трансферта технологий: зарубежный опыт»

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСОБЕННОСТИ ТРАНСФЕРТА ТЕХНОЛОГИЙ: ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ

Ю.В. Соловьева

Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198

В статье рассматриваются особенности развития системы трансферта технологий в различных странах, их ключевые характеристики. Раскрываются особенности организации инновационного процесса, трансферта технологий, а также инструменты, способствующие высокой конкурентоспособности производимой продукции и активному инновационному развитию ряда стран, занимающих ведущие позиции по данным глобального инновационного индекса. На основе проведенного сравнительного анализа делается вывод о необходимости формирования организационной системы, ориентированной на обеспечение процесса получения, реализацию и распространение результатов научных исследований и разработок с привлечением всех участников инновационного процесса — государства, науки, сферы образования, бизнеса.

Ключевые слова: инновационная экономика, трансферт технологий, инновационное развитие, глобальный инновационный индекс.

Проблема интенсивного развития, внедрения и распространения новейших технологий является чрезвычайно актуальной в связи с неэффективным использованием существующих механизмов, научно-технического и кадрового потенциала стран с трансформирующейся экономикой, в том числе России.

Трансферт технологий является одним из ключевых факторов развития как национальных экономик, так и мировой экономики в целом. При этом степень участия каждой страны в процессе получения и реализации результатов интеллектуальной деятельности во многом определяет перспективы научно-технологического развития страны и ее конкурентоспособность. Формирование экономики нового типа, основанной на постоянном инновационно-технологическом совершенствовании, производстве и трансферте высокотехнологичной продукции с высокой добавочной стоимостью, выходит на базовые позиции промышленно развитых стран. Такой тип экономики принято называть инновационным.

Среди основных характеристик складывающегося типа экономики ряд ученых [1—4] выделяют возрастание экономического роста, высокий уровень значимости интеллектуального капитала, увеличение предпринимательской и деловой активности и увеличивающиеся процессы глобализации. Как отмечают В.С. Ли-патников, Е.Д. Коваль, Т. А. Севастьянова [5. С. 78], в условиях развития современной экономики, сопровождающейся постоянно растущей конкуренцией и уровня внедрения инноваций, компании все чаще сталкиваются с проблемами неценового характера. Все большее значение приобретает не просто владение навыками и технологиями, но и обладание определенным потенциалом для получения и реализации новых навыков/знаний, их эффективного использования, что является основой повышения инновационной активности организаций и развития экономики в целом.

Инновации выступают в различных формах (продукт, услуга, технология). Инновационная деятельность, нуждающаяся в постоянном обновлении и эффективном использовании в условиях конкурентного рынка, требует создания определенных условий, носящих, с одной стороны, стимулирующий характер, а с другой стороны, формирующих к организациям особые требования. К таким условиям относят следующие.

1. Ускорение темпов выпуска новейших технологий, вызванное необходимостью реализации новых знаний в максимально короткий промежуток времени в связи с непрерывным выпуском конкурентами новой продукции (товаров, услуг, технологий и др.).

2. Межфирменное сотрудничество и развитие сетевых организационных структур, связанные с потребностями организаций в проведении качественных и зачастую масштабных информационных исследований при разработке и внедрении новых продуктов на рынке.

3. Функциональная интеграция и сотрудничество внутри предприятий, способствующие быстрому созданию и успешной реализации на рынке новой продукции.

4. Сотрудничество с центрами производства знаний, а именно установление взаимосвязей как с государственными, так и с частными исследовательскими университетами, научно-образовательными центрами, лабораториями и др.

5. Возрастание доли услуг и роли передачи знаний, связанное с формированием новых способов организации экономической деятельности, а также изменением существующих бизнес-моделей.

Для оценки научного и инновационного потенциала с 2007 г. аналитическим подразделением журнала Economist Intelligence Unit ежегодно рассчитывается глобальный инновационный индекс (табл. 1). Так, в 2013 г. исследование охватило 142 страны, являющиеся в совокупности производителями 99,4% мирового ВВП. Рейтинг возглавляет Швейцария с индексом 66,59. Россия, поднявшаяся в 2012 г. на шесть позиций по сравнению с 2011 г., в 2013 г. потеряла 10 и находится сейчас на 62-м месте.

Таблица 1

Глобальный инновационный индекс (некоторые страны), 2013 г.

Рейтинг Страна Индекс Рейтинг Страна Индекс Рейтинг Страна Индекс

1 Швейцария 66,59 10 Ирландия 57,91 62 Россия 37,20

2 Швеция 61,36 15 Германия 55,83 71 Украина 35,78

3 Великобритания 61,25 22 Япония 52,23 84 Казахстан 32,73

4 Нидерланды 61,14 35 Китай 44,66 126 Гвинея 25,70

5 США 60,31 55 Греция 37,71 142 Йемен 19,32

Источник: [6].

Рассмотрим основные особенности организации инновационного процесса, трансферта технологий, а также инструменты, способствующие высокой конкурентоспособности производимой продукции и активному инновационному развитию.

Швейцария. Инновационная система Швейцарии имеет свои особенности. Так, поддержкой фундаментальных исследований в стране занимается государство, прикладные же исследования финансируются преимущественно частным

сектором. Значительную роль в развитии и поддержке инновационной деятельности и трансферта технологий в стране выполняют такие организации, как Государственная комиссия по технологиям и инновациям (КТ1), Швейцарская ассоциация трансфера технологий (8'шТГ), швейцарское Агентство по продвижению инноваций (СТ1), Швейцарский национальный фонд научных исследований (ЕКБ).

КТ1, являясь агентством по технологиям и инновациям на государственном уровне, способствует проведению прикладных исследований и разработок, развитию предпринимательства в сфере инноваций и продвижению компаний, занимающихся инновационным бизнесом.

Основной функцией 8'1ТТ является осуществление между государственными научно-исследовательскими организациями и частным сектором обмена научной и технологической информацией.

Деятельность СТ1 направлена на помощь исследователям на этапе коммерциализации результатов их разработок. Агентство осуществляет поддержку проектов с участием исследователей из университетов и представителей предприятий, при этом не менее половины объема издержек несут на себе партнеры из экономики.

Отдельного внимания заслуживает Швейцарский национальный фонд научных исследований, проводящий политику по поддержке трансферта технологий совместно с СТ1, способствуя скорейшей передаче результатов фундаментальных исследований к практическому использованию. Так, заявки, поступающие в Фонд и обладающие прикладным потенциалом, передаются в СТ1 на экспертизу. Необходимо отметить эффективность деятельности таких структурных подразделений Фонда, как Национальные центры исследований (РК№) и Национальные программы исследований (РКЯ), основной задачей которых является содействие прикладному использованию результатов исследований. Так, в результате деятельности первых 14 центров (с начала их работы в 2001 г.) было создано 18 предприятий, получено 138 патентов и лицензий, опубликовано 7600 специализированных публикаций, 1284 докторских диссертаций [7].

Швеция. Современная модель развития инновационной сферы основана на концепции «Тройной спирали», опирающейся на взаимодействие трех участников (государства, науки и бизнеса) на всех уровнях: региональном (или отраслевом), национальном, интегральном. Данный подход способствует эффективному развитию региональных инновационных систем, отраслевому и межотраслевому взаимодействию различных регионов страны.

Основная доля исследований и разработок, проводимых при финансовом участии государства, проводится в университетах и других высших учебных заведениях Швеции. В настоящее время правительство Швеции выделяет следующие приоритетные направления для финансирования исследований и разработок: биология, медицина, биотехнологии; информационно-телекоммуникационные технологии; экология, климат-контроль, устойчивое развитие. Поддержкой фундаментальных исследований в этих направлениях занимается Шведский научный совет, в рамках которого действуют три совета: по гуманитарным и общественным наукам, естественным и инженерным наукам и по медицине.

Финансовой поддержкой исследований и разработок, помимо национального Научного совета, занимаются и различные исследовательские фонды, основной целью которых является осуществление взаимодействия между вузами и сферой бизнеса. Среди самых крупных исследовательских фондов можно выделить Шведский фонд стратегических исследований (SSF), Фонд стратегических исследований в области окружающей среды (MISTRA), Фонд знаний (KKS), Шведский фонд исследований в области здравоохранения и лечения аллергии (Vardal), Шведский фонд международного сотрудничества в области исследований и высшего образования (STINT).

Также в Швеции функционируют различные министерские агентства, деятельность которых направлена на финансирование и поддержку коммерциализации результатов исследований и разработок: Агентство по инновационным системам (Vinnova), Фонды трансферта технологий (Teknikbrostiftelser), Агентство по энергетике (STEM), Агентство по экономическому и региональному развитию (NUTEK), сеть агентств ALMI-group.

Существуют и частные исследовательские фонды, имеющие свои особенности. Например, Фонд Кнута и Алисы Валленберг помимо основной деятельности занимается финансированием покупки дорогостоящего научного оборудования. Шведское общество по борьбе с раком пожертвовало в 2008 г. 370 млн шведских крон на исследования в данной области [8. C. 8].

Великобритания. В формировании системы трансферта технологий в Великобритании большую роль сыграли консорциумы (клубы) промышленных компаний, университетов, научно-исследовательских лабораторий для проведения совместных исследований и разработок. Основными задачами таких консорциумов является установление взаимосвязей между участниками инновационного процесса, а также распространение информации о новых перспективных технологиях.

Отдельное место в системе трансферта технологий занимают посредники между продавцами и покупателями новых разработок — так называемые технологические брокеры. Крупнейшим из них является созданная в 1981 г. Британская технологическая группа (BTG). Ключевой задачей BTG является содействие передаче новых идей, знаний, результатов исследований, разработок из университетов, политехнических вузов, научно-исследовательских учреждений промышленным предприятиям путем продажи лицензий. Помимо этого BTG занимается проведением экспертизы коммерческой значимости предложений исследователей и ученых, защитой в Великобритании зарубежной интеллектуальной собственности, патентует за рубежом изобретения британских ученых, финансирует положительно оцененные инновационные проекты.

Особого внимания при рассмотрении системы трансферта в Великобритании заслуживает Предприятие оборонных технологий (DTE). Оно было создано совместными усилиями государства и консорциума организаций, представляющих собой инвесторов венчурного капитала и технологических брокеров. Целью его создания явилась необходимость организации эффективной системы трансферта новых разработок в промышленность, сделанных в рамках реализации программ Министерства обороны Великобритании. Деятельность DTE осуществлялась

по принципу консорциума или ассоциации, в составе которой функционировали несколько сотен промышленных предприятий, заинтересованных в получении результатов исследований и разработок ученых Министерства обороны. Также DTE занималась проведением консультаций, экспертизой новых проектов, продажей лицензий, предоставлением венчурного капитала малым предприятиям.

США. Трансферт технологий является основным механизмом эффективного использования результатов научно-технических исследований и разработок США, представляя собой взаимовыгодный обмен знаниями и технологиями между государством, наукой, сферой образования и бизнесом. Признание системы трансферта технологий важнейшим фактором экономического роста закреплено в законодательстве США, определяющем как административные, так и финансовые и иные обязанности участников инновационной деятельности в процессе создания и реализации инноваций и технологий. Так, первый федеральный закон, регулирующий процесс передачи технологий (Bayh-Dole Act), принятый в 1980 г., предоставил университетам, а также бесприбыльным малым предприятиям право передавать промышленным компаниям лицензии на коммерческое использование результатов исследований и разработок, полученных при финансовой поддержке правительства. В том же году был принят закон (Stevenson-Wydler Act), направленный на усиление взаимодействия федеральных лабораторий с промышленными предприятиями государственного и частного секторов. Следующим этапом в формировании нормативной базы для взаимодействия участников инновационного процесса стал принятый в 1982 г. закон о развитии инноваций в малом бизнесе, на основе которого была принята специальная программа Small Business Innovation Research (SBIR), обязавшая федеральные ведомства с годовым бюджетом на исследования и разработки свыше 100 млн долл. выделять на их проведение силами малого бизнеса не менее 1,25% этого бюджета. В результате, поскольку верхняя граница ассигнований не устанавливалась, у некоторых министерств она оказалась выше.

Принятый в 1984 г. закон о национальных кооперативных исследованиях снизил антитрестовые барьеры для проведения совместных исследований с участием как государственных структур, так и промышленных предприятий, частного бизнеса, университетов. Это способствовало созданию нескольких сотен консорциумов, занимающихся проведением исследований и разработок.

В 1986 г. был принят федеральный закон о передаче технологии, согласно которому право заключать различные соглашения на проведение совместных исследований и разработок предоставлялось различным институциональным структурам (университетам, частным и государственным лабораториям, фирмам, консорциумам, государственным структурам и др.). Закон также определил ограничения, связанные с коммерческой, государственной тайной, национальной безопасностью.

Создание центров передачи промышленных технологий для обеспечения более тесного сотрудничества государственного и частного секторов экономики было закреплено Всеобщим законом о торговле и конкурентоспособности в 1988 г.

Положения последних двух нормативных актов расширил закон о национальной конкурентоспособности передачи технологий, принятый в 1989 г. Закон предоставил право федеральным лабораториям, связанным контрактными обяза-

тельствами с федеральными агентствами, заключать иные договоренности с третьими лицами, как государственными, так и частными.

В ходе проведения последовательной государственной политики была признана эффективность технологического обмена, приносящего выгоду как государству (для решения стратегических задач национальной экономики), так и частному сектору, давая ему возможность увеличивать прибыли фирм и корпораций, повышать уровень их конкурентоспособности на мировых рынках высокотехнологичной продукции.

Опираясь на полученные результаты, правительство США в начале 1990-х гг. сформировало Национальную сеть передачи технологий, состоящую из центрального Национального центра передачи технологий (ОТТС) и шести региональных Центров передачи технологий (КГТС8), расположенных в разных регионах страны. Помимо рассмотренных, в США действует и ряд программ по передаче технологий, реализуемых министерствами и ведомствами страны. К таковым можно отнести программы Национального научного фонда, Национальное агентство по исследованию космического пространства, программы Министерства обороны, Министерства энергетики, Министерства сельского хозяйства и др.

Германия. Взаимодействие между участниками инновационного процесса здесь происходит преимущественно благодаря таким технологическим посредникам, как научные сообщества, правительства отдельных земель, совместные исследовательские ассоциации в промышленности. Ведущую позицию здесь занимает Фраунгоферовское общество. Основной задачей исследовательских институтов Общества является содействие реализации новых технологий в промышленности, а также выполнение исследований общенационального значения (например, энергосбережение, охрана окружающей среды). При этом ряд предприятий, принимающих участие в трансферте технологий, получает от правительства определенные преимущества (так, малые предприятия при заказе работ на исследования и разработки получают субсидии в размере 40% полной стоимости этих работ). Отметим, что формирование эффективного взаимодействия между участниками инновационно-технологического процесса при посредничестве Фраунгоферовского общества обеспечивает постоянный приток и обмен новыми знаниями, идеями, технологиями, специалистами, способствует установлению длительных взаимоотношений между университетами, научными сообществами, промышленными предприятиями.

Местные органы власти в Германии также способствуют организации процесса трансферта новых технологий. Так, правительства отдельных земель содействуют формированию и развитию научных и технологических парков, инновационных и научно-образовательных центров, регламентирую эту деятельность как ключевой фактор экономического развития региона и страны.

Япония. В Японии большую роль играют технополисы, целью формирования которых является сосредоточение научных и прикладных исследований в новаторских отраслях, наукоемкое промышленное производство. Проект «Технополис» был принят к реализации в 1982 г. и явился национальной стратегией, направленной на развитие экономики страны и базирующейся на идее формирования взаимодействия бизнес-структур (производства) с университетами и институтами (образование и наука), государством и местными властями (регулирующим звеном).

Первоначально для создания технополисов было избрано 19 зон, территориально равномерно расположенных на четыре островах. Формирование технополисов происходило с учетом ряда требований. Каждый технополис должен был быть расположен поблизости от аэропорта или железнодорожного узла, что должно было позволить в пределах суток добраться до Токио, Нагои или Осаки и вернуться обратно. Также технополису необходимо было иметь в своем составе крупные научно-промышленные комплексы, государственные или частные университеты, исследовательские институты или лаборатории в сочетании с комфортными для жизни районами, оснащенными культурной и рекреационной инфраструктурой.

В настоящее время в Японии функционирует более двадцати технополисов общенационального характера, оказывающих значительное влияние на развитие экономики страны.

Рис. 1. Технополисы Японии Источник: Составлено автором по [9]

Наиболее известным и старейшим японским технополисом является т.н. «город мозгов» — Цукуба, который находится в префектуре Канто. Он располагает хорошо развитой транспортной инфраструктурой, соединяющей город со всеми регионами страны. В Цукубе находится порядка сорока из 98 ведущих государственных научно-исследовательских лабораторий Японии, что делает этот небольшой город одним из крупнейших научных центров в мире (при количестве населения чуть более 200 000 человек 19 000 из них являются учеными, занимающимися научно-исследовательской работой и составляющими 40% от общего числа ученых в стране [10]). Из других крупных технополисов Японии можно выделить технополисы в Хамамацу, Нагаока, Тояма, Хиросима, Ямагата. Каждый технополис несет определенную долю ответственности за научно-исследовательскую работу, ориентированную на нужды своего региона (префектуры), опирается на его стратегически важные отрасли. В соответствии с этим государство предоставляет ряд льгот, в том числе налоговых, предприятиям, занимающимся научно-исследовательской деятельностью. К таким можно отнести ежегодный налоговый кредит в размере 10% текущих и капитальных расходов на исследования и разработки, а также дополнительный налоговый кредит в размере 5% прироста расходов на исследования и разработки по сравнению с их средним объемом в предшествующие три года [11]. Как правительство, так и бизнес-структуры Японии, придают большое значение развитию технополисов, справедливо считая их ключевым источником технологий, определяющим не только экономический рост, но и экономическое будущее страны в целом.

Китай. Формированию интеграции государства, науки, образования и бизнес-структур в Китае предшествовали реформы 1970—1980 гг. и принятые на их основе национальные программы развития. В марте 1986 г. утверждается государственная программа развития науки и высоких технологий «Программа 863», определившая такие приоритетные отрасли, как микроэлектроника, информатика, космос, оптико-волоконные технологии, генная инженерия и биотехнологии, энергосберегающие технологии и медицина. Программой предусматривалось проведение как фундаментальных, так и прикладных исследований, разработка новых технологий на базе развития традиционных отраслей. Реализация данной программы оказалась довольно эффективной. Так, за 10 первых лет ее функционирования было зарегистрировано свыше тысячи важнейших научно-технических достижений, из них 560 разработок получили мировое признание, 73 — удостоены государственных премий, 266 — запатентовано за рубежом [12].

По прошествии двух лет Китай приступил к реализации научно-производственной программы «Факел», ориентированной на коммерциализацию и индустриализацию наукоемких технологий. В 1988 г. постановлением Госсовета Китая был учрежден и первый технопарк — Экспериментальная пекинская зона развития высоких технологий (позднее был переименован в Научно-технологическую зону Чжунгуаньцунь или сокращенно Z-park).

7-рагк не случайно расположили на северо-западе Пекина. Именно здесь находятся более ста научно-технических институтов и лабораторий, а также силь-

нейшие вузы Китая — Пекинский университет и университет Циньхуа. Именно они и стали опорными элементами технопарка: университеты обеспечивали и научные разработки, и продвигающие их компании, и квалифицированные кадры для высокотехнологичного бизнеса.

Интеграционная составляющая в Китае имеет территориальную организацию, в основе которой лежит разделение на сформированные в середине 1980-х гг. зоны развития новых и высоких технологий (ЗРНВТ), представляющие собой научно-технологические парки. В настоящее время в Китае насчитывается 120 таких зон различного уровня, в числе которых 53 — стратегического назначения [12].

Государственная политика Китая направлена на всемерную поддержку предприятий новых и высоких технологий, технопарковых структур, эффективное развитие экономики страны, ориентирующейся на собственный научно-технический потенциал. Согласно национальной программе, принятой в 2006 г., госорганы обязаны выделять определенную долю своих расходов на продукцию только инновационных китайских компаний (независимо от выгодности таких покупок). В соответствии с новыми правилами, госорганы могут закупать иностранную продукцию, только если нет ее альтернативы в Китае [13].

Проанализировав опыт ряда стран, отметим, что создание системы, основанной на интеграции научно-образовательной и производственной сфер, способствует формированию конкурентоспособной высокотехнологичной продукции, улучшению структуры экспорта за счет увеличения в нем доли высокотехнологичной продукции и снижения сырьевой направленности, повышению статуса страны на мировом рынке технологий. В России в настоящее время такая система находится в стадии формирования, в связи с чем исследование и анализ проблем трансферта технологий в инновационной экономике и путей их решения приобретает особую актуальность.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Цацулин А.Н. Экономический анализ комплексной инновационной активности: сущность и подходы // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Экономические науки. — 2012. — № 4 (151). — С. 132—144.

[2] Ивашов Л.Г. Могущество России прирастет Евразийским союзом и Арктикой // Геополитика и безопасность. — 2012. — № 2 (18). — С. 55—66.

[3] Сулейманкадиева А.Э. Оценка эффективности использования знаний в реальной экономике // Известия Санкт-Петербургского университета экономики и финансов. — 2012. — № 4. — С. 49—57.

[4] Васильев Ю. С. Инновации и глобальная экономика // Геополитика и безопасность. — 2011. — № 1(13). — С. 65—74.

[5] Липатников В. С., Коваль Е.Д., Севастьянова Т.А. Особенности трансфера технологий в России и за рубежом // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Экономические науки. — 2013. — № 3 (173). — С. 78—83.

[6] The Global Innovation Index 2013: The Local Dynamics of Innovation [Электронный ресурс]. — URL: http://www.globalinnovationindex.org

[7] Трансфер действует через хорошие головы // Инноцентр Слален [Электронный ресурс]. — URL: http://www.innocentr.com/lib/?action=view_section&id=225

[8] Сёрвик Й. Шведская инновационная система: между крупными корпорациями и государством существовали особые отношения // Инновационные тренды / Периодический бюллетень Института общественного проектирования. — 2011. — № 7. — С. 7—10.

[9] Тацуно Ш. Стратегия — технополисы. — М.: Прогресс, 1989.

[10] Технополис Цукуба // Голос России [Электронный ресурс]. — URL: http://rus.ruvr.ru/ 2011/11/15/60440109/

[11] Соловьёва Ю.В., Шкваря Л.В. Научные и бизнес-коммуникации как ключевой фактор экономической интеграции. — М.: Астрея-центр, 2012.

[12] Опыт функционирования технологических парков Китая: Аналитическая информация [Электронный ресурс]. — URL: http://tpark.ict.nsc. ru/analitic/chinatpark.htm

[13] Инновационная политика: международный опыт // Человек и труд. — 2011. — № 1 [Электронный ресурс]. — URL: http://www.chelt.ru/2011/1-11/innovaci_kitai_1-11.html

LITERATURA

[1] Tsatsulin A.N. Ekonomicheskiy analiz kompleksnoy innovatsionnoy aktivnosti: suschnost I podkhody // Nauchno-tekhnicheskie vedomosti SPbGPU. Ekonomicheskie nauki. — 2012. — № 4 (151). — S. 132—144.

[2] Ivashov L. G. Moguschestvo Rossii prirastet Evraziyskim soyuzom I Arktikoy // Geopolitika I bezopasnost. — 2012. — № 2 (18). — S. 55—66.

[3] Suleimankadieva A.E. Otsenka effektivnosti ispolzovaniya znaniy v realnoy ekonomike // Izves-tiya Sankt-Peterburgskogo universiteta ekonomiki I finansov. — 2012. — № 4. — P. 49—57.

[4] Vasilev Yu.S. Innivatsii I globalnaya ekonomika // Geopolitika I bezopasnost. — 2011. — № 1(13). — P. 65—74.

[5] Lipatnikov V.S., Koval E.D., Sevastyanova T.A. Osobennosti transfera tekhnologiy v Rossii I za rubezhom // Nauchno-tekhnicheskie vedomosti SPbGPU. Ekonomicheskie nauki. — 2013. — № 3 (173). — P. 78—83.

[6] The Global Innovation Index 2013: The Local Dynamics of Innovation [Электронный ресурс]. — URL: http://www.globalinnovationindex.org

[7] Transfer deystvuet cherez khoroshie golovy // Innotsentr Slalen. — URL: http://www.innocentr.com/lib/?action=view_section&id=225

[8] Servik Y. Shvedskaya innivatsionnaya sistema: mezhdu krupnymi korporatsiyami I gosudarstvom suschestvovali osobye otnosheniya // Innovatsionnye trendy / Periodicheskiy byulleten Instituta obschestvennogo proektirovaniya. — № 7. — 2011. — P. 7—10.

[9] Tatsuno Sh. Strategiya — tekhnopolisy. — М.: Progress, 1989.

[10] Tekhnopolis Tsukuba II Golos Rossii. — URL: http://rus.ruvr. ru/2011/11/15/60440109/

[11] Soloveva Yu., Shkvarya L. V. Nauchnye I bizness-kommunikatsii kak klyuchevoy factor eko-nomicheskoy integratsii. — М.: Astreya-tsentr, 2012.

[12] Opyt funktsionirovaniya tekhnologicheskikh parkov Kitaya: Analiticheskaya informatsiya. — URL: http://tpark.ict.nsc.ru/analitic/chinatpark.htm

[13] Innovatsionnaya politika: mezhdunarodnyy opyt II Chelovek i trud. — 2011. — № 1. — URL: http://www.chelt.ru/2011/1-11/innovaci_kitai_1-11.html

ORGANIZATIONAL FEATURES OF A TRANSFER OF TECHNOLOGIES: FOREIGN EXPERIENCE

Yu.V. Solovieva

Peoples' Friendship University of Russia

Miklukho-Maklaya str., 6, Moscow, Russia, 117198

In article features of development of system of a technology's transfer in various countries, their key characteristics are considered. Features of the organization of innovative process, transfer of technologies, and also the tools promoting high competitiveness of made production and active innovative development of a number of the countries, taking leading positions on data of a global innovative index reveal. On the basis of the carried-out comparative analysis the conclusion about need of formation of the organizational system focused on ensuring process of receiving, realization and distribution of results of scientific researches and development with involvement of all participants of innovative process — the states, sciences, education, business is drawn.

Key words: innovative economy, transfer of technologies, innovative development, global innovative index.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.