Научная статья на тему 'Организационные основы формирования стратегии развития и управления инновационным потенциалом региона'

Организационные основы формирования стратегии развития и управления инновационным потенциалом региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
167
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНАЯ ИННОВАЦИОННАЯ СИСТЕМА / ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ РЕГИОНА / АДМИНИСТРАТИВНЫЕ БАРЬЕРЫ / МЕЖДУНАРОДНОЕ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бондарева Е. В., Грошева Т. А., Овчаренко А. М., Реутов Ю. И.

Раскрыт рост значимости интеллектуального ресурса и личности в развитии инновационной экономики, а также обозначены основные особенности интеллектуального потенциала. Проведен анализ документа «Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года» на предмет основных инструментов механизма управления инновационным потенциалом региона, а также выделены наиболее значимые инструменты управления инновационным потенциалом национальной экономики. Документ отмечен наличием прикладных рекомендаций, в том числе приведены такие меры стимулирования инновационной активности, как финансовая поддержка научных исследований, развитие научного международного сотрудничества, устранение административных барьеров, а также развитие системы налоговых льгот и грантовая система поддержки субъектов инновационной экономики. Предложены ориентиры для подготовки стратегических документов отраслевого и регионального значения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Бондарева Е. В., Грошева Т. А., Овчаренко А. М., Реутов Ю. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организационные основы формирования стратегии развития и управления инновационным потенциалом региона»

УДК 338.242.2

Организационные основы формирования стратегии развития и управления инновационным потенциалом региона

The organization basics for forming a strategy of region innovation potentials

development and management

Бондарева Е.В. Аспирант кафедры «Финансы, денежное обращение и кредит» ГОУ ВПО «Сургутский государственный университет ХМАО - Югры» e-mail: e_bondareva@tp86.ru

Грошева Т.А. Кандидат экономических наук, Заведующая кафедрой Управления образованием

АУ ДПО ХМАО - Югры «Институт развития образования» e-mail: tgrosheva@mail.ru

Овчаренко А.М. Заместитель директора по развитию инновационных проектов АУ «Технопарк высоких технологий»

e-mail: amo@tp.ru

Реутов Ю.И. Доктор технических наук,

Директор АУ «Технопарк высоких технологий» e-mail: y_reutov@tp86.ru

Аннотация

Раскрыт рост значимости интеллектуального ресурса и личности в развитии инновационной экономики, а также обозначены основные особенности интеллектуального потенциала.

Проведен анализ документа «Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года» на предмет основных инструментов механизма управления инновационным потенциалом региона, а также выделены наиболее значимые инструменты управления инновационным потенциалом национальной экономики.

Документ отмечен наличием прикладных рекомендаций, в том числе приведены такие меры стимулирования инновационной активности, как финансовая поддержка научных исследований, развитие научного международного сотрудничества, устранение административных барьеров, а также развитие системы налоговых льгот и грантовая система поддержки субъектов инновационной экономики.

Предложены ориентиры для подготовки стратегических документов отраслевого и регионального значения.

Abstract

The growing importance of intellectual resources and personality in the development of innovative economy has been shown as well as main features of the intellectual potential were determined in the article.

A document "Strategy of Innovation Development of the Russian Federation until 2020" was analyzed to find the main tools for managing innovative region's potential. Besides most important tools for managing of innovation potential of the national economic were marked out.

Document is indicated by placing of applied recommendations including measures for activity stimulating in the innovation sphere such as financial support of scientific research and international scientific cooperation's development, eliminating administrative barriers and the development of tax exemptions system and grant system for innovation economy subjects's support.

Benchmarks for strategic documents preparation of the sectoral and regional importance are proposed.

Ключевые слова: региональная инновационная система,

инновационный потенциал региона, административные барьеры, международное научно-техническое сотрудничество.

Key words: regional innovation system, regional innovation potential, administrative barriers, international scientific and technical cooperation.

В современном общественном производстве в инновацию (идею, товар или технологию, запущенные в массовое производство) преобразуются новшества, которых не было ранее, т.е. новое формализованное знание (патенты, ноу-хау, софт, контент и т.д.) и неформализованное знание (идеи конкретного человека). Это означает, во-первых, что в инновационной экономике значительно возрастает роль личности. Личности ученого -человека «добывающего» новые знания, личности учителя - человека формирующего интеллект, личности инноватора - человека, который смог осмыслить общедоступную информацию и понять, какой товар из этого может получиться, т.е. сформировать инновационную идею, личности менеджера, который смог объединить инновационную идею, деньги и другие ресурсы и организовать производство и реализацию [2]. Во-вторых, что интеллектуальный потенциал социально-экономической системы может быть повышен не только за счет «производства» знаний в указанной системе, но и путем привлечения в систему носителей инновационных идей,

приобретением патентов, созданием совместных предприятий, заказом выполнения научных исследований в ведущих научных центрах других социально-экономических систем.

Отличительной особенностью современного этапа инновационных преобразований российской экономики является наличие «разрыва» теории и практики инновационного развития. С одной стороны, в российской научной литературе бушуют жестокие споры о том, что является инновацией, какие параметры или факторы влияют на развитие инноваций и т.д., с другой стороны в стране реализуются крупномасштабные проекты инновационных преобразований, разработанные с использованием самого передового научного инструментария и мирового опыта. Все это ставит перед разработчиками мер по стимулированию инновационной деятельности в субъектах Российской Федерации множество вопросов, ответы на которые должна была дать отечественная наука. На практике наблюдается массовое тиражирование «Стратегий социально-экономического развития», «Программ инновационного развития» территорий и т.д. Часто данные документы не учитывают специфику и состояние инновационного потенциала региона [3].

Мы считаем, что в такой ситуации реальную помощь в разработке стратегии развития и управления инновационным потенциалом региона должна оказывать «Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года» (далее Стратегия) утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 года № 2227-р [1]. В Распоряжении Правительства Российской Федерации об утверждении стратегии прямым текстом указано: «Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации учитывать положения Стратегии при принятии в пределах своей компетенции мер по стимулированию инновационной деятельности в субъектах Российской Федерации».

Проведем анализ данного документа с позиции выявления основных инструментов механизма управления инновационным потенциалом и параметров влияющих на формирование и развитие инновационного потенциала региона.

Во втором разделе «Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года» при проведении анализа состояния инновационной сферы Российской Федерации выделены следующие элементы механизма реализации инновационного потенциала страны:

• Политика поддержки инноваций. В рассматриваемом документе прямо указано, что в политике, представленной в «Основные направления политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 года» (2005 год), в «Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года» (2006 год): «заложены основы национальной инновационной системы, предприняты меры по развитию сектора исследований и разработок, формированию инновационной инфраструктуры, а также по модернизации экономики на основе технологических инноваций»;

• Система финансирования фундаментальной науки и прикладных разработок за счет государства. «Созданы элементы системы институтов развития в сфере инноваций, включающие Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, венчурные фонды (с государственным участием через открытое акционерное общество «Российская венчурная компания»), федеральное государственное автономное учреждение «Российский фонд технологического развития», государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» и открытое акционерное общество «РОСНАНО»»;

• Система финансирования, направленную на стимулирование исследовательской деятельности и инновационного развития в высшем образовании;

• Меры по привлечению к исследовательской работе в российских вузах ученых с мировым именем, а также по поддержке кооперации вузов с предприятиями и дальнейшему развитию вузовской инновационной инфраструктуры;

• Развитие инфраструктуры поддержки инновационной деятельности, включающая технико-внедренческие особые экономические зоны, предусматривающие значительные льготы инновационным компаниям, наукограды, технопарки, бизнес-инкубаторы, центры трансфера технологий и федеральные центры коллективного пользования научным оборудованием;

• Формирование национальных исследовательских центров;

• Поддержка создания и развития инновационных кластеров;

• Создание территориально обособленного комплекса - инновационного центра «Сколково»;

• Совершенствование правового режима инновационной деятельности, таможенного регулирования;

• Создание Комиссии при Президенте Российской Федерации по модернизации и инновационному развитию экономики России и определение государственных научно-технологических приоритетов с финансированием конкретных проектов.

Особое внимание в Стратегии уделяется преодолению низкого спроса на инновации в российской экономике. «Одной из ключевых задач Стратегии является развитие среды, благоприятной для инноваций».

Основные элементы механизма стимулирования и поддержки инновационной деятельности включают:

• прямое организационное стимулирование крупных компаний государственного сектора, а также компаний, функционирующих в сфере естественных монополий, к формированию и реализации программ инновационного развития;

• предоставление на конкурсной основе малым, средним и крупным компаниям грантов по приоритетным направлениям их инновационной деятельности;

• поддержка развития внутрифирменной науки, в том числе за счет обеспечения доступа компаний к уникальному исследовательскому оборудованию, услугам по испытанию и сертификации принципиально новой продукции;

• совершенствование инструментов налогового стимулирования инновационной деятельности предприятий;

• усиление инновационной направленности деятельности специализированных банков и финансовых институтов развития;

• совершенствование системы поддержки экспорта высокотехнологичной продукции (услуг);

• определение механизмов поддержки импорта отдельных передовых зарубежных технологий, которые характеризуются высоким потенциалом для распространения в экономике.

Все представленные в Стратегии инструменты могут быть адаптированы к применению и региональной системой управления, вместе с тем, в Стратегии

прямо указаны основные направления развития инновационного потенциала региона: «Реализация региональной инновационной стратегии будет

направлена на координацию усилий по созданию инновационной инфраструктуры, развитие инновационного предпринимательства, улучшение взаимодействия региональных администраций с существующими компонентами инновационной инфраструктуры - научноисследовательскими и образовательными центрами, инфраструктурой финансирования инноваций и инновационными компаниями» и отдельно рассмотрены основные инструменты реализации политики инновационного развития на региональном уровне. К ним отнесены:

• регулярная разработка и реализация программ развития конкуренции субъектов Российской Федерации;

• финансовая поддержка организаций малого и среднего бизнеса для выполнения прикладных научно-исследовательских и опытноконструкторских работ, оказания инжиниринговых услуг, проведения маркетинговых исследований, патентования, сертификации выпускаемой продукции и выхода на внешние рынки, субсидирование процентных ставок по кредитам через региональные программы поддержки малого бизнеса (наращивание к 2015 году доли соответствующих расходов на поддержку малого и среднего бизнеса до 40 - 50 процентов);

• предоставление финансовой и имущественной поддержки создания и развития объектов инновационной инфраструктуры;

• поддержка и развитие инфраструктуры широкополосного доступа к сети Интернет и ликвидация неравенства субъектов Российской Федерации в возможностях использования информационнокоммуникационных технологий;

• стимулирование создания дистанционных образовательных программ различного уровня сложности и культурно-познавательного контента, в том числе для лиц с ограниченными возможностями здоровья;

• развитие возможностей для совместной удаленной работы, основанной на использовании современных информационно-коммуникационных технологий;

• обеспечение условий для получения гражданами и организациями государственных услуг в электронном виде;

• стимулирование производства инновационной продукции в рамках закупок товаров и услуг для государственных и муниципальных нужд;

• реализация программ инновационного развития государственных и муниципальных учреждений, компаний с преобладающим участием субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также государственных и муниципальных унитарных предприятий;

• реализация программ и проектов инновационного развития наукоградов Российской Федерации и территорий с высокой концентрацией научно-технического и инновационного потенциала;

• предоставление льгот по налогу на прибыль организаций и налогу на имущество организаций;

• поддержка образовательных программ системы основного и дополнительного образования, обеспечивающих развитие кадрового потенциала инновационной деятельности;

• поддержка внешнеэкономической деятельности, включая привлечение прямых иностранных инвестиций, развитие кооперационных связей в сфере высоких технологий;

• содействие формированию культуры инноваций в обществе и повышению престижа инновационной деятельности.

Наряду с традиционными, указанными выше, инструментами в Стратегии особое внимание уделяется принципиально новым инструментам развития инновационного потенциала, в первую очередь к таким инструментам следует отнести устранение административных барьеров. «В деятельности федеральных и региональных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления будет исключена практика предоставления

индивидуальных преференций, создания искусственных барьеров и использования административного ресурса, в том числе будет обеспечена прозрачность и открытость процедур передачи прав на государственное и муниципальное имущество, присоединения к электрическим и газовым сетям, системам водо- и теплоснабжения». Другим, на наш взгляд новым инструментом развития инновационного потенциала, обозначено обеспечение международного научно-технического сотрудничества. Никогда ранее, в государственных документах развитию научно-технического сотрудничества не придавалось такое значение. В Стратегии поставлена задача обеспечения членства России и соответствующих российских организаций в международных научных организациях, сетях и исследовательских проектах, проведения в России международных научных конференций и сформулирована основная цель международного научнотехнического сотрудничества - интеграция в европейское исследовательское пространство.

Подводя итоги рассмотрению организационных основ формирования стратегии развития и управления инновационным потенциалом региона необходимо отметить, что традиционный инструментарий, заключающийся в мерах «поддержки», «содействия» и «стимулирования» дополнен вполне конкретными обязанностями региональных властей. Наиболее значимые инструменты, на наш взгляд, заключаются в финансовой поддержке организаций малого и среднего инновационного бизнеса, предоставлении финансовой и имущественной поддержки созданию и развитию объектов инновационной инфраструктуры, предоставлении льгот по налогу на прибыль и налогу на имущество инновационным организациям, устранении административных барьеров и обеспечении международного научнотехнического сотрудничества.

Библиографический список

1. Распоряжение от 8 декабря 2011 г. №2227-р «Об утверждении Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года» // Сайт Правительства РФ. - Режим доступа: Ы1р://правительство.рф^о^^и^/17449/ (дата обращения: 14.08.12 г.)

2. Грошев А.Р. Роль знаний (образования и науки) в современной мировой экономике // Международное сотрудничество российских университетов в инновационном развитии регионов России: структура, мобильность, стратегии и инструментарий управления. Материалы VIII Всероссийской конференции «Интеграция университетов России в мировое образовательное и научное пространство с учетом региональных особенностей». - Ростов н/Д: Изд. ЮФУ, 2010. - С.32-37.

3. Актуальные проблемы региональной экономики /Коллективная монография. Сост. А.Р. Грошев. - Ханты-Мансийск : ИИЦ ЮГУ, 2011. -258 с. - КВК 978-5-9611-0043-3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.