Научная статья на тему 'Организационные и пропагандистские мероприятия по повышению безопасности дорожного движения в СССР в 30-е годы'

Организационные и пропагандистские мероприятия по повышению безопасности дорожного движения в СССР в 30-е годы Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
360
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Синькевич Николай Александрович, Квитчук Анатолий Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организационные и пропагандистские мероприятия по повышению безопасности дорожного движения в СССР в 30-е годы»

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 2 (26) 2005

История права и государства

Н.А. Синькевич*, А.С. Квитчук**

Организационные и пропагандистские мероприятия по повышению безопасности дорожного движения в СССР в 30-е годы

Вопросы безопасности дорожного движения затрагивались на высших форумах государства. Так, в развитие решений съезда партии, НКВД РСФСР специально обсудил вопрос о причинах высокой аварийности на автомобильном транспорте и направил на места циркуляр от 16 сентября 1930 г. «О мероприятиях по усилению охраны безопасности уличного движения». В документе подчеркивалось, что в Москве за 1929 г. было совершено 1286 аварий, а за шесть месяцев 1930 г. - 2012. Анализировались причины аварий: пьянство водителей, нарушение правил уличного движения, техническая неисправность машин, неосторожность пешеходов, отсутствие постановки на надлежащую высоту дела регулирования уличного движения.

В циркуляре предлагалось начальникам административных управлений край- и облисполкомов и начальникам административных отделов исполкомов автономных областей принять неотложные меры по улучшению работы.

«1. Пересмотреть действующие обязательные постановления по правилам уличного движения, а где их нет - принять. ■

2. Пересмотреть существующую сеть постов, регулирующих уличное движение.

3. Организовать плановую служебную подготовку работников, регулирующих движение.

4. В городах с интенсивным движением поставить перед исполкомами вопрос о создании в аппарате административных отделов специальных инспекций по регулированию уличного движения по примеру Москвы и Ленинграда.

5. Поставить вопрос перед соответствующими органами о переводе работы грузовых машин в ночное время.

6. Принять меры к широкому ознакомлению населения с правилами уличного движения, поставив перед органами народного образования вопрос о введении в программу обучения учащихся правил уличного движения.

7. Тщательно расследовать причины аварий.

8. Начальникам административных отделов исполкомов тех городов, где отмечается особенно неблагополучное положение с аварийностью, немедленно поставить перед органами прокуратуры и судами вопрос об усилении репрессий по отношению к злостным нарушителям правил уличного движения.

9. Немедленно установить точный учет всех аварий вне зависимости, были или нет человеческие жертвы. Поставить перед соответствующими органами вопрос о том, что все работы на дорогах и улицах (ремонт, разрытие и т.п.) должны согласовываться с административными отделами. Работы должны производиться таким образом, чтобы они как можно меньше стесняли уличное движение.

10. Места производства работ должны ограждаться в темное время суток»1.

24 сентября 1930 г. в Моссовете состоялось совещание заинтересованных организаций, на котором были рассмотрены только вопросы регулирования уличного движения. Оно наметило следующие мероприятия: усиление инструктажа милиционеров-регулировщиков, рациональное размещение плакатов на улицах города, лишение водителей права на управление автомототранспортом за злостное нарушение правил уличного движения, повышение ответственности руководителей гаражей за техническое состояние транспорта, соблюдение водителями установленной скорости движения и др.2

Очень своевременную инициативу проявила редакция газеты «Вечерняя Москва», которая обсудила на своем совещании вопросы регулирования уличного движения и приняла решение систематически освещать их на своих страницах, «пропагандировать правила уличного движения в школах, оповещать население по радио и через кино, шире привлекать население в помощь милиции для обеспечения безопасности уличного движения и др.»3

В пропагандистской деятельности органов милиции по обеспечению безопасности уличного движения получила распространение такая форма, как обращения к населению, руководителям автотранспортных хозяйств и профсоюзным организациям с призывом соблюдать правила уличного

* Профессор кафедры транспортной юриспруденции и безопасности дорожного движения Санкт-Петербургского университета МВД России, доктор юридических наук, доцент, полковник милиции.

** Начальник кафедры транспортной юриспруденции и безопасности дорожного движения Санкт-Петербургского университета МВД России, кандидат юридических наук, доцент, полковник милиции.

движения, запретить эксплуатацию автотранспорта с техническими неисправностями, возглавить воспитательную работу среди различных слоев населения и т.д. Они широко публиковались в печати, издавались отдельными листовками и плакатами4.

В декабре 1931 г. было проведено союзное совещание по регулированию уличного движения. Его участники одобрили организацию при управлениях милиции АССР, краев, областей отделов регулирования уличного движения, в областных и краевых центрах с менее развитым движением -отделений регулирования уличного движения.

Участники совещания признали необходимым ввести для регулировщиков движения особый отличительный знак, а также проводить все мероприятия по реконструкции улиц и изменению уличного движения (в частности, маршрутов транспорта и остановок) исключительно через специально созданные при управлениях милиции межведомственные комиссии. В состав таких комиссий входили все организации, связанные с благоустройством городов и регулированием уличного движения.

На совещании было сделано сообщение секции безопасности Центрального совета общества «Автодор», обследовавшей автохозяйства, в котором она отмечала, что «борьбу с аварийностью надо начать с борьбы за повышение трудовой дисциплины автотранспортников»5.

По материалам этого совещания был издан приказ начальника ГУРКМ от 16 декабря 1931 г. «О реализации решений, принятых союзным совещанием по регулированию уличного движения». В преамбуле приказа отмечалось, что вопросы регулирования уличного движения являются крайне актуальными, требующими серьезной проработки и практического решения. С особой остротой ставилась проблема упорядочения безопасности движения не только в городах, но и в новостройках, в больших совхозах и колхозах в связи с предстоящим огромным ростом количества автотранспорта6.

Приказом, в частности, предусматривалось:

«1. Начальникам управлений РК милиции приступить к немедленному проведению в жизнь решений совещания.

2. Ввести в действие правила уличного движения путем издания их в виде обязательных постановлений соответствующих исполкомов (Советов). Если действующие обязательные постановления противоречат этим правилам, поставить вопрос перед надлежащими исполкомами (Советами) об их изменении.

3. Немедленно выслать проекты штатов аппаратов по регулированию уличного движения.

4. Разработать с учетом местных условий и издать инструкции о правах и обязанностях работников РК милиции, регулирующих уличное движение.

5. Создать при РК милиции межведомственные комиссии в составе заинтересованных организаций и ведомств, для чего войти с соответствующими ходатайствами в президиумы исполкомов (Советов).

6. Установить связь с научно-исследовательскими организациями и лабораториями для изучения и выработки более совершенных форм регулирования уличного движения путем применения звуковых, световых и других видов сигнализации.

7. Организовать проведение экспериментальной работы по регулированию уличного движения путем создания специальных кабинетов или использования имеющихся и выделения опытных участков.

8. Приступить к организации пропаганды безопасности уличного движения, в частности, путем:

- организации комиссии для составления плакатов, аншлагов, листовок, брошюр и других изданий по вопросам уличного движения и просмотра всех предполагающихся к распространению изданий, пропагандирующих эти вопросы;

- разработки конкретного плана вовлечения общественности в работ) по упорядочению уличного движения;

- совместно с органами ОГИЗа издания необходимой литературы и плакатов, популяризирующих вопросы регулирования уличного движения;

- использования радио по договоренности с местными органами Наркомпочтеля;

- совместной разработки мероприятий с профсоюзными организациями по ознакомлению всех членов профсоюза с правилами уличного движения;

- проведения систематических докладов на рабочих собраниях;

- разработки плана проведения декады по безопасности уличного движения;

- разработки с заинтересованными ведомствами и организациями мероприятий по выделению особого фонда для премирования лиц и организаций, отличившихся в пропаганде правил уличного движения;

- совместно с Крайоно разработки мероприятий по введению в школах обязательного преподавания правил уличного движения;

- разработки конкретных мероприятий по использованию местной прессы в деле освещения вопросов безопасности уличного движения.

9. В случае необходимости поставить перед край(обл)судом вопрос об организации специальных камер для разбора дел, связанных с уличным движением»7.

В приложениях к данному приказу содержались конспективная программа обучения правилам уличного движения в школах I и III ступени (применительно к группам) и правила уличного движения, утвержденные приказом начальника ГУРКМ от 11 декабря 1931 г.8

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 2 (26) 2005

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 2 (26) 2005

История права и государства

Появление этих документов определило направления деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения во всей стране.

В Москве для освещения вопросов, входящих в компетенцию Отдела регулирования городского движения, с июня 1932 г. стал издаваться специальный печатный орган - «Бюллетень ОРУД УРКМ г. Москвы». В первом его номере сообщалось: «Задача Бюллетеня - организовать широкую массу водителей, специалистов и хозяйственников на совместную целеустремленную борьбу за образцовое состояние городского транспорта и уличного движения, за образцовый порядок и дисциплину улицы. Борьба за изжитие аварийности должна быть признана актуальнейшей задачей всей нашей общественности, хозяйственных, партийных и профсоюзных организаций»9.

В соответствии с решением Ленинградского Совета отделение регулирования уличного движения было реорганизовано в отдел. На него возлагались те же функции, что и на Московский ОРУД. Все вопросы, связанные с деятельностью отдела, а также организация профилактических мероприятий и пропаганды безопасности дорожного движения освещались на страницах «Ленинградского вестника», милицейской многотиражки «Пост революции», журнала «Вопросы коммунального хозяйства» и других изданий10.

Другим важнейшим решением, направленным на укрепление дисциплины в милиции и повышение ее роли в обеспечении безопасности дорожного движения, явилось восстановление в ее органах политико-административного аппарата. Под его руководством коллективы ОРУДа вели пропаганду и политико-воспитательную работу среди водителей автохозяйств и пешеходов.

Учет происшествий, аварий и нарушений правил уличного движения на местном транспорте возлагался на управления милиции районов и городов, а там, где были организованы самостоятельные органы регулирования уличного движения, - на последние. Излагались порядок учета, ведение специальных карточек, заполнение определенных форм, система отчетности перед Главным управлением РК милиции (два раза в год: за январь-июнь - к 25 июля, за июль-декабрь - к 25 января), требования по проведению всестороннего анализа и изучения причин происшествий и аварий для разработки реальных мер к их изжитию. Предусматривалось, что в целях привлечения общественности к борьбе с происшествиями органам милиции надлежит делать доклады о происшествиях и авариях на съездах, конференциях и собраниях, широко освещая положение с аварийностью и внедряя в сознание водителей и пешеходов мысль об обязательности выполнения правил и распоряжений по безопасности движения, а также по поддержанию трудовой дисциплины11.

Среди других направлений работы милиции по обеспечению безопасности дорожного движения, получивших развитие в этот период, была пропаганда борьбы с аварийностью. Так, 25 мая 1932 г. ГУРКМ при СНК РСФСР издал циркуляр «О мероприятиях по развертыванию пропаганды вопросов безопасности уличного движения», который в целях систематической разработки мероприятий по безопасности уличного движения, осуществлению контроля за развертыванием ее и установлению единого методического руководства, в частности, предлагал:

1. При УРКМ АССР, краев и областей, на территории которых имеются города с интенсивным уличным движением, организовать комиссии по вопросам постановки пропаганды безопасности уличного движения из представителей УРКМ, секции по борьбе с аварийностью общества «Автодор» и других заинтересованных ведомств и организаций.

2. Главлиту предоставить этим комиссиям исключительное право по руководству и просмотру всех изданий по вопросам безопасности уличного движения12.

Циркуляр предлагал также организовать постоянные музеи-выставки при управлениях РКМ АССР, краев и областей, на территории которых имеются города с интенсивным движением, отражающие все вопросы и методы регулирования уличного движения. Рассматривался вопрос организации постоянной выставки союзного значения.

Большое внимание уделялось профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. По предложению ОРУДа в 1933 г. в школьные программы были включены для изучения правила уличного движения, организована группа, задачей которой являлась организация детских штабов в районах города по борьбе с несовершеннолетними нарушителями правил уличного движения, пропаганда безопасности дорожного движения в школах и через газету «Пионерская правда», участие в месячниках по борьбе с нарушителями правил уличного движения и др. Например, в месячнике, проходившем с 20 мая по 20 июня 1933 г., принимали участие работники милиции, члены общества «Автодор», общественность школ и профсоюзных организаций автотранспортных предприятий13.

В Ленинграде было издано специальное распоряжение жилищного союза и ОРУДа «О борьбе с нарушениями детьми правил уличного движения», в котором предусматривалась организация пунктов по проведению с детьми - нарушителями правил уличного движения широкой пропагандистской и воспитательной работы путем бесед, лекций, радиопередач, кино, экскурсий, осуществление постоянных дежурств на этих пунктах с целью прочной связи со школой, родителями и общественностью14.

Большую помощь милиции в регулировании дорожного движения оказывали бригадмильцы. До конкурса их было 28 человек, а к концу 1932 г. - уже около 200. Продолжая работу по вовлечению трудящихся в бригады содействия милиции (бригадмил), политотдел Управления милиции Москвы провел собрания на Автомобильном заводе. В результате этой работы бригадмил ОРУДа пополнился десятками лучших ударников автозавода15.

В 1933 г. в ленинградской милиции под лозунгом «В образцовом социалистическом городе должна быть образцовая, культурная милиция!» проводился конкурс на лучший милицейский пост. Организацию и проведение конкурса осуществлял штаб из пяти человек. Целенаправленная партийнополитическая работа по обеспечению задач конкурса принесла хорошие результаты. Приказом начальника Управления милиции 46 работников были поощрены, из них 32 продвинуты по службе. Среди отмеченных - многие регулировщики Отдела регулирования уличного движения16.

Широкий размах получило соревнование милицейских коллективов, посвященное достойной встрече XVII съезда ВКП(б). Так, ОРУД УРКМ Москвы совместно с МГСПС провели в январе-феврале 1934 г. месячник борьбы с нарушителями правил уличного движения им. XVII съезда ВКП(б). в ходе которого добились новых успехов в обеспечении безопасности дорожного движения17.

Ленинградский ОРУД принял решение о продлении конкурса на лучший милицейский пост до января 1934 г. Дивизион РУД города Ростова-на-Дону, включившись в конкурс на лучшую стенную газету среди своих подразделений, успешно выполнял функции по обеспечению безопасности дорожного движения. Взвод РУД города Новосибирска объявил себя ударниками и взял обязательство снизить аварийность и несчастные случаи с людьми на городском транспорте, широко вести пропаганду безопасности дорожного движения18.

В соответствии с решениями партийных и советских органов ОРУДы и их структурные подразделения осуществили крупные мероприятия. Так, в феврале 1934 г. состоялся 1-й общемосковский слет ударников, который подвел итоги 2-го общемосковского конкурса и наградил ОРУД переходящим Красным знаменем, а фотографию лучшего ударника, отлично овладевшего техникой регулирования уличного движения, рекомендовал опубликовать в печати19.

Огромная целенаправленная работа государственных органов и общественных организаций по обеспечению безопасности дорожного движения дала положительные результаты. Если в 1933 г. количество аварий достигло 11560, то в 1934 г. - 9882, причем число смертельных случаев уменьшилось на 15,2%. Группой агитации и пропаганды безопасности дорожного движения было выпущено 6 кинофильмов, 12 номеров «Бюллетеня ОРУД УРКМ г. Москвы». Правила уличного движения стали преподавать в 300 школах20.

Большую роль в решении многообразных и сложных вопросов городского движения играл печатный орган - «Бюллетень ОРУД УРКМ г. Москвы». На его страницах освещалась работа автотранспортных организаций и подразделений ОРУДа по организации и обеспечению безопасности дорожного движения, распространялся передовой опыт этой деятельности. В частности, в одном из номеров рассказывалось об опыте работы ОРУДа Ленинграда, который установил на улицах города 26 светофоров и громадное количество указателей переходов улиц, организовал учет аварийности и изучение ее причин21. Освещение передового опыта организации дорожного движения в городах, имеющих различные транспортные схемы, способствовало успешному решению проблемы безопасности дорожного движения, выявлению ее общих закономерностей.

Таким образом, в годы восстановления народного хозяйства и в период перехода страны к социалистической реконструкции происходила дальнейшая перестройка и совершенствование деятельности советской милиции и органов автотранспорта по организации и обеспечению безопасности дорожного движения. Важное значение в этом процессе отводилось внедрению плановых начал в организацию их работы, широкой постановке пропаганды безопасности дорожного движения, необходимости учета и анализа дорожно-транспортных происшествий, привлечению добровольных общественных формирований в помощь милиции.

1 См.: Бюллетень НКВД РСФСР. 1930. № 30. С. 220-224.

2 См. там же.

3 Коммунальное хозяйство. 1930. № 7. С. 76.

4 См.: Вестник Ленсовета. 1930. 9 декабря; Известия Мособлисполкома. 1931. 10 апреля; 2 июля; и др.

5 На боевом посту. 1931. 15 декабря.

6 См.: Сборник приказов и циркуляров Главного управления РКМ при СНК РСФСР. 1931. № 17. С. 389.

7 См. там же. С. 390-398.

8 См. там же.

9 Бюллетень ОРУД УКРМ г. Москвы. 1933. № 2.

10 Архив ГУВД Леноблгорисполкомов. Д. 32.

11 См. там же. С. 8-9.

12 Там же.

13 См.: Бюллетень ОРУД г. Москвы. 1933. № 3.

14 См.: Вестник Ленсовета. 1933. 28 ноября.

15 См.: На боевом посту. 1933. 1 мая.

16 Архив ГУВД Леноблгорисполкомов. Д. 44.

17 На боевом посту. 1933. 22 сентября.

18 См.: Афанасьев М.Б., Кочетов Л.А., Россинский Б.В. и др. История ГАИ /Под ред. В.А. Федорова. М., 1996. С. 87.

19 Там же.

20 См.: На боевом посту. 1933. 22 сентября.

21 См. там же. 1935. 19 февраля.

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 2 (26) 2005

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.