Научная статья на тему 'Организационные аспекты социального инвестирования в современной Российской экономике'

Организационные аспекты социального инвестирования в современной Российской экономике Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
175
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОЧНИКИ / СОЦИАЛЬНОЕ ИНВЕСТИРОВАНИЕ / ПЕНСИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ПЕНСИОННЫЕ НАКОПЛЕНИЯ / ФИНАНСОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ / ОПТИМИЗАЦИЯ / РЕФОРМА / SOURCES / SOCIAL INVESTING / PROVISION OF PENSIONS / PENSIONARY ACCUMULATION / FINANCIAL INSTRUMENTS / OPTIMIZATION / REFORM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чернова С. Г.

В статье «Организационные аспекты социального инвестирования в современной российской экономике» поднимаются актуальные проблемы источников социального инвестирования, а также выбора специальных финансовых инструментов инвестирования пенсионных накоплений. В условиях реформирования пенсионной системы необходимо оптимизировать государственные и негосударственные источники социального инвестирования, что позволит более эффективно решать проблему пенсионного обеспечения населения России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATIONAL ASPECTS OF SOCIAL INVESTMENT IN MODERN RUSSIAN ECONOMY

In the article «Organizational aspects of social investment in modern Russian economy» are lifted actual problems of sources of social investment, and also a choice of special financial instruments of investment of pension accruals. In the conditions of reforming of pension system it is necessary to optimise the state and not state sources of social investment that will allow to solve a problem more effectively a provision of pensions of the population of Russia.

Текст научной работы на тему «Организационные аспекты социального инвестирования в современной Российской экономике»

15.7. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОГО ИНВЕСТИРОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКЕ

Чернова С. Г., ст. преподаватель, Московский филиал Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина.

ChernovaSg@mail.ru

Аннотация: В статье «Организационные аспекты социального инвестирования в современной российской экономике» поднимаются актуальные проблемы источников социального инвестирования, а также выбора специальных финансовых инструментов инвестирования пенсионных накоплений. В условиях реформирования пенсионной системы необходимо оптимизировать государственные и негосударственные источники социального инвестирования, что позволит более эффективно решать проблему пенсионного обеспечения населения России.

Ключевые слова: источники, социальное инвестирование, пенсионное обеспечение, пенсионные накопления, финансовые инструменты, оптимизация, реформа.

ORGANIZATIONAL ASPECTS OF SOCIAL INVESTMENT IN MODERN RUSSIAN ECONOMY

Chernova S.G., The senior teacher, The Moscow branch of the Leningrad state university of a name of A.S. Pushkin.

ChernovaSg@mail.ru

Annotation: In the article «Organizational aspects of social investment in modern Russian economy» are lifted aatual problems of sources of social investment, and also a choice of special financial instruments of investment of pension accruals. In the conditions of reforming of pension system it is necessary to optimise the state and not state sources of social investment that will allow to solve a problem more effectively a provision of pensions of the population of Russia.

Keywords: sources, social investing, provision of pensions, pensionary accumulation, financial instruments, optimization, reform.

Бесперебойное функционирование системы управления инвестиционными проектами в социальной сфере, а также совершенствования организационноэкономических аспектов инвестиционной деятельности субъектов управления социальным инвестированием является важнейшим условием эффективной реализации социально-экономической политики России. При этом эффективная реализация государственной политики в сфере финансового обеспечения реализации социальных программ выступает необходимым условием формирования в России развитого социального государства рыночного типа.

В то же время, в современных условиях развития финансовой системы общества немыслимо без развитой социальной политики, включающей мероприятия государства по реализации прав граждан на социальное обеспечение по возрасту, болезни, инвалидности, в случае потери кормильца, рождения и воспитания детей, безработицы, а также охрану здоровья и получение бесплатной медицинской помощи. Осуществление таких мероприятий требует бесперебойного финансового обеспечения, которое невозможно без использования специальных финансовых источников. Значение таких источников как инструментов экономического обеспечения реализации государственной

политики в социальной сфере особенно возрастает в периоды экономических преобразований. Неслучайно, в качестве одной из наиболее чётких тенденций развития финансовых систем большинства развитых стран в последние годы отмечается диверсификация источников экономического (и в том числе финансового и организационного) обеспечения реализации основных государственных функций в процессе управления национальным хозяйством. Одним из наиболее перспективных направлений такой диверсификации, выступает помимо налоговых механизмов эффективное использование инвестиционных способов и методов обеспечение финансирования социальных мероприятий.

Поэтому в нашей стране в условиях нестабильности бюджетной системы использование механизмов социального инвестирования обретает особое значение для достижения долгосрочных целей, формирование социальной инфраструктуры и устойчивого развития социальной политики государства. Вместе с тем, формирование эффективных систем управления инвестиционными проектами, реализуемыми в целях обеспечения финансовых основ реализации социальных мероприятий, требует совершенствования методов оценки их эффективности и разработки способов минимизации риска, уточнения механизмов управления инвестированием средств социальных накоплений.

В настоящее время деятельность государства в социальной сфере не всегда является достаточной и действенной. В условиях продолжающего экономического кризиса социальная помощь государства пока не гарантирует достойную жизнь граждан, как это записано в Конституции. В частности, минимальный размер пенсий по старости даже с учётом компенсационных выплат составляет лишь 87% прожиточного минимума российского пенсионера. Имеются значительные проблемы в реализации и других направлений социальной политики государства, в частности в сфере охраны труда и здоровья населения.

В финансировании социальных программ участвуют специальные государственные финансово - кредитные фонды. В настоящее время государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, выступающими субъектами управления социальным инвестированием социальных программ являются: Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страховании. Целью создания Пенсионного фонда Российской Федерации является социальное обеспечение граждан по возрасту. Основными формами социального обеспечения граждан по возрасту являются:

- обязательное пенсионное страхование, осуществляемое в соответствии с Законом о пенсионном страховании;

- государственное пенсионное обеспечение, осуществляемое в соответствии с Законом о пенсионном обеспечении;

- негосударственное пенсионное страхование, осуществляемое в соответствии с Федеральным законом №75

- ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах».

Состояние дел в сфере пенсионного обеспечения считать благополучным нельзя. Проблемы существующей пенсионной системы в России обусловлены, прежде всего, экономическими факторами и демографической тенденцией старения населения страны. Приостановить, а в дальнейшем ликвидировать углубление кризиса пенсионной системы и создать предпосылки для эффективного функционирования механиз-

Бизнес в законе

2'2012

ма государственного пенсионного обеспечения следует путем реформирования системы с целью повышения уровня пенсионного обеспечения граждан и финансовой устойчивости пенсионной системы.

Современная пенсионная модель России базируется на трехкомпонентной системе пенсионных институтов, организованных в обязательном по закону порядке. В странах Западной Европы пенсионные институты выполняют различные функции, а поэтому финансируются из различных источников в зависимости от целевого предназначения того или иного вида пенсий, что исключает саму возможность объединения с ресурсами государственного (федерального или региональных) бюджета.

Если работникам с низкими доходами (а также инвалидам с детства, безработным и т.д.) должно оказывать помощь государство за счет налоговой политики, то работникам со средними доходами требуется только его содействие в организации самодостаточных (в отношении финансового обеспечения) институтов обязательного социального и личного пенсионного страхования.

Поэтому в промышленно развитых странах институт обязательного социального пенсионного страхования играл, играет и будет в ближайшие 50 лет играть роль основного пенсионного института, поскольку выгодно сочетает в себе сильные стороны: личную ответственность работников и работодателей, а также солидарную взаимопомощь, которая, однако, имеет свои четко обозначенные пределы перераспределения средств между застрахованными - не более 25-30% от вносимых ими объемов.

Принципиальным отличием пенсионных моделей России и стран Западной Европы является роль института обязательного социального пенсионного страхования. В этих странах - это основной институт, локомотив всей системы, в России его роль явно занижена и в перспективе будет все больше уменьшаться (с 70% в настоящее время до 40% через 6-8 лет).

В то же время роль «вспомогательных» пенсионных институтов - базовых и накопительных пенсий, которые не могут по своему потенциалу обеспечить приемлемые по размеру пенсии - завышена и в перспективе будет только возрастать (с 30% в настоящее время до 60% через 6-8 лет).

Сильные стороны института обязательного социального пенсионного страхования (высокий уровень надежности и сохранности финансовых средств, наиболее дешевый, понятный и прозрачный для населения, приемлемый и высокий уровень замещения заработков) позволяют Международной организации труда и Международной ассоциации социального обеспечения рекомендовать его в качестве основного института пенсионного обеспечения.

При анализе новой пенсионной модели обращает на себя внимание все большее доминирование в ней институтов базовой и накопительной пенсий. Первый из них по своему социально-экономическому содержанию представляет социальную помощь, второй - личное пенсионное страхование. Социальная помощь должна финансироваться из федерального бюджета, а личное страхование носит договорной характер (т.е. не обязательный) характер и решает задачи страхования пенсий для работников, заработная плата которых значительно превышает средний уровень по стране.

Другими словами, государство в России передало «свою» финансовую нагрузку по обеспечению государственной функции социальной защиты пожилых с низкими доходами (отобрав часть ресурсов у других пенсионеров), на плечи работающих и ввело обязательное личное пенсионное страхование также за счет

работников старших возрастов и пенсионеров. Сегодня на долю последнего приходится 10% пенсионных финансовых ресурсов, через пять лет - уже 30-35%.

В настоящее время, действующая модель государственного пенсионного обеспечения, действовавшая до этого только как распределительная, была дополнена накопительной системой. Накопительный элемент не был введен ранее в связи с отсутствием и недостатком на рынке инвестиционных инструментов с повышенной надежностью. Сейчас экономические условия изменились, и, как считает Правительство, появилась возможность внедрения инвестиционных механизмов финансирования в обязательную систему пенсионного страхования. Накопительная часть трудовой пенсии должна инвестироваться в соответствии с законом «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации». Именно этот закон разработчики новой пенсионной системы называют ключевым документом, а вопрос инвестирования пенсионных средств, рассматриваемый в нем, самым щекотливым вопросом во всей пенсионной реформе. Появление накопительной системы создает необходимость поиска оптимальных вариантов направления пенсионных средств на инвестирование.

Анализ возможных вариантов инвестирования свободных и накапливаемых средств Пенсионного фонда в российские активы показывает полное отсутствие инструментов долгосрочного инвестирования на внутреннем рынке, удовлетворяющих потребностям Пенсионного фонда РФ, негосударственных пенсионных фондов России (НПФ) и страховых компаний, а тем более инструментов, специально предназначенных для добровольного накопления средств на старость гражданам с относительно высокими доходами.

Необходимость размещения средств, накапливающихся на персонифицированных счетах в системе государственного пенсионного обеспечения, а также развитие системы российских негосударственных пенсионных фондов неизбежно повлияет на дальнейшее расширение и развитие рынка ценных бумаг. Поэтому следует остановиться на анализе инвестиционных возможностей Государственного Пенсионного фонда (ГПФ) и системы негосударственных пенсионных фондов России.

Инвестиционная деятельность Пенсионного фонда выразилась с выходом 18 сентября 2002 года постановления Правительства РФ №681 «О порядке размещения в 2002 году временно свободных средств резерва бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации». Пенсионный фонд получил право направлять часть временно свободных средств на покупку государственных ценных бумаг. Объем, структура и сроки приобретения и продажи государственных ценных бумаг согласовываются с Минфином РФ. Агентами по операциям с временно свободными средствами и ценными бумагами определены ЦБ России и Внешэкономбанк. Ежеквартально Пенсионный фонд должен отчитываться об операциях с ценными бумагами перед правительством и Минфином. Следует отметить, что нормальному развитию пенсионной реформы мешает ряд проблем. Во-первых, нет чёткой стратегии реализации пенсионной реформы. Реформированием занимаются Министерство здравоохранения и социального развития, Министерство финансов, Министерство экономического развития, Федеральная служба по финансовым рынкам, но нет ведомства, отвечающего за реализацию пенсионной реформы. Во-вторых, большая часть населения не знает даже об основных положениях реформы, потому что выделенные Пенсионному фонду еще в 2003 году 5 млн. рублей на информацион-

ную кампанию, до сих пор не потрачены. Также существенной проблемой является высокая концентрация пенсионных накоплений под управлением государственной управляющей компании, которой является Внешэкономбанк. Предполагалось, что эти средства будут направлены в различные отрасли экономики, а на практике они хранятся во Внешэкономбанке, что не отличается от хранения накопительных средств в Пенсионном фонде.

Состояние финансового рынка в России, отсутствие специальных инструментов инвестирования пенсионных накоплений в Пенсионном фонде России, ставит в затруднительное положение реализацию пенсионной реформы. Выброс на финансовый рынок средств в больших объемах требует соответствующего нормативного регулирования. В связи с этим выход закона, регулирующего процесс инвестирования пенсионных накоплений, весьма актуален.

Действующим законодательством предусмотрены следующие направления размещений пенсионных накоплений ПФ РФ:

- государственные ценные бумаги РФ;

- государственные ценные бумаги субъектов РФ;

- облигации российских эмитентов;

- акции российских эмитентов, созданных в форме открытых акционерных обществ;

- паи (акции, доли) индексных инвестиционных фондов, размещающих средства в государственные ценные бумаги иностранных государств, облигации и акции иных иностранных эмитентов;

- ипотечные ценные бумаги РФ;

- денежные средства в рублях на счетах в кредитных организациях;

- иностранная валюта на счетах в кредитных организациях.

Основой третьего уклада пенсионной системы России должна стать система добровольного пенсионного обеспечения, основанная на работе НПФ и частном инвестировании.

Среди НПФ можно выделить такие группы фондов, как корпоративные - ЛУКойл-Гарант, Сургутнефтегаз, отраслевые - НПФ Электроэнергетики, Мосэнерго, Дальмагистраль, региональные - Ермак, Таганрогский, пенсионные фонды банков и страховых организаций -Внешэкономбанк, НПФ Сберегательного банка.

Основу российской негосударственной пенсионной системы составляют именно корпоративные фонды. Это так называемые фонды закрытого типа, которые создаются только для участников, сгруппированных по определенному признаку (работников, состоящих в штате одного или нескольких предприятий, учредивших фонд; работников какой-либо отрасли, профессии и т.п.).

Негосударственная пенсионная система, основанная первоначально на обязательных взносах работодателей, многовариантна. Она включает взносы в любой избранный самим работодателем или работником негосударственный пенсионный фонд, взносы в профессиональную пенсионную систему либо непосредственную выплату пенсий работодателем без формирования фондом и накопления средств.

В функционировании негосударственных пенсионных фондов можно выделить следующие основные черты: мобильность при выборе и смене управляющей компании; снижение рисков путем диверсификации портфеля по управляющих компаниям, а также определенный уровень доходности; информационную открытость и прозрачность; обеспечение высокого уровня обслуживания.

Таким образом, новая структура пенсионных институтов, слабо проработанные экономические и мотивационные механизмы свидетельствуют об исходно низком совокупном потенциале новой пенсионной системы, который существенно проигрывает потенциалу пенсионных систем западных стран. Финансовая сфера пенсионной системы становится всё более неупорядоченной. Фактически отсутствует актуарное обоснование страховых взносов по группам работающих с различными доходами. Страховые платежи сохраняют налоговый характер, присутствует недопустимый по пропорциям разрыв между уплачиваемыми страхователем взносами и уровнем выплат застрахованным работникам. Таким образом, при формировании пенсионных институтов принципиальное значение имеет финансовый источник, вытекающий из трудовой деятельности. Поэтому пенсионное страхование должно учитывать финансовые возможности занятого населения и оказывать солидарную помощь наиболее нуждающимся. При этом важной задачей формирования новой модели социального страхования является перераспределение ответственности основных субъектов социального страхования: работодателей, государства и работников.

Список литературы:

1. Федеральный Закон от 24.07.2002 N 111 -ФЗ (ред. от 02.02.2006) «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации».

2. Приказ ФСФР РФ от 26.12.2006 N 06-155/пз-н «Об утверждении порядка расчета рыночной стоимости активов и стоимости чистых активов, в которые инвестированы средства пенсионных накоплений». (Зарегистрировано в Минюсте РФ 08.02.2007 N 8916).

3. Амосова У. Пенсионные фонды торчат на обочине финансовых рынков. www.garant.ru.

4. Ведев А.Л. Пенсионный Фонд - большой и нестабильный участник финансового рынка. www.opec.ru.

5. Водянов А. Новые инструменты управления инвестиционной деятельностью //Проблемы теории и практики управления//. 2011.

Reference list:

1. Federal Law dated 24.07.2002 N 111-ФЗ (as amended from 02.02.2006) "On investment of funds for financing of the funded part of labor pension in the Russian Federation".

2. The order of the FSFR RF оf 26.12.2006 N 06-155 of the Russian Federation of "On assertion order of calculation of the market value of the asset Islands and net value of assets in which investment with funds of the pension savings".

3. Amosova U. Pension funds sticking out on the side of the Phi-financial markets. www.garant.ru.

РЕЦЕНЗИЯ

Представленная статья «Организационные аспекты социального инвестирования в современной российской экономике» является актуальной и позволяет раскрыть основные аспекты организации управления социальным инвестированием в условиях реформирования пенсионной системы. Оптимизация источников социального инвестирования направлена на более эффективное решение проблемы пенсионного обеспечения в России.

Несколько лет действия в нашей стране пенсионной реформы позволяют подвести некоторые итоги, оценить ее плюсы и минусы, а также, в условиях нестабильности бюджетной системы, дать рекомендации по использованию механизмов социального инвестирования, которые обретают особое значение для достижения долгосрочных целей, формирования социальной инфраструктуры и устойчивого развития социальной политики государства.

Данная статья может быть рекомендована для публикации в журнале перечня ВАК по специальности 08.00.05 - Экономика и управление народным хозяйством.

к.э.н. доцент

Н. В. Тараканова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.