ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ И МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОГО КОМПЛЕКСА В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
Е.И. ПЕРОВА, ФГБУ ФНЦ ВНИИФК; Р.И. ПЛАТОНОВА, С.И. КОЛОДЕЗНИКОВА, М.И. СЕНТИЗОВА, В.П. КАРАТАЕВ, Институт физической культуры и спорта Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова,
г. Якутск
Аннотация
Данная статья посвящена актуальным вопросам внедрения и апробации физкультурно-спортивных комплексов, т.к. поиск рациональных норм двигательной активности человека в современных условиях научно-технического прогресса является одной из важных социально-педагогических задач. В данном вопросе интересным является опыт Республики Саха (Якутии), т.к. на протяжении последних лет в Республике Саха с ее огромной территорией, с разными климато-географическими и хозяйственно-бытовыми условиями, а также особенностями культуры и традициями народов Севера в местах компактного проживания успешно проводятся различные физкультурно-массовые мероприятия и национальные спортивные праздники.
Ключевые слова: физическая подготовленность, физкультурно-спортивный комплекс, физкультурно-спортивные мероприятия и соревнования, национальные виды спорта.
Abstract
This article focuses on topical issues of implementation and testing of sports complex, because search rational norms of motor activity of man in modern scientific and technological progress is one of the important social and educational problems. This question is an interesting experience of the Republic of Sakha (Yakutia), as in recent years in the Republic of Sakha, with its vast territory, with different climatic and geographical and sanitary conditions, as well as features of the culture and traditions of the peoples of the North in places where successfully held a variety of sports and public events and national sports events.
Key words: physical fitness, sports complex, sports and sporting eventsand competitions, national sports.
Вопросы сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения имеют стратегическое значение и должны решаться на государственном уровне. В настоящее время очевидно, что одними из наиболее эффективных форм оздоровления, формирования здорового образа жизни, стремления к двигательной активности детей, подростков и молодежи являются регулярные и организованные на высоком качественном уровне занятия физической культурой и спортом. Важнейшими факторами, негативно влияющими на формирование здоровья детей, на рост заболеваемости, являются низкая двигательная активность и неэффективное физическое воспитание детей [1]. Существенный рост заболеваемости отмечается при ее изучении в динамике обучения [2].
Проблема сохранения и укрепления здоровья, а также вопросы физической активности населения и занятия спортом оставались актуальными на протяжении последних десятилетий XX в., и особенно остро стоят в XIX в.
Подтверждением снижения уровня физических кондиций подрастающего поколения являются результаты общероссийского мониторинга физической подготовленности детей и учащихся, проведенные в последние
годы. Результаты мониторинга состояния здоровья школьников, проведенного специалистами ФГБУ ФНЦ ВНИИФК в 2010-2013 гг. в различных регионах страны, позволили установить, что:
- детский контингент при поступлении в дошкольные образовательные учреждения РФ в целом характеризуется «низким» уровнем физической подготовленности (в среднем 59% от должного уровня);
- к окончанию дошкольного этапа индекс физической готовности улучшается на 9%, но в целом данная популяция относится к «группе риска»;
- в общеобразовательных школах РФ отмечается более высокий уровень физической подготовленности, как у мальчиков, так и у девочек. К окончанию школы индекс физической готовности улучшается только у мальчиков на 15% от исходного уровня. Особенно заметное увеличение данного показателя отмечается в возрастной группе 16-17 лет (10-11 классы). В возрастной группе 12-15 лет (5-9 классы) замечено снижение двигательной подготовленности в среднем от 2 до 6%.
По мнению крупных ученых различных областей науки [1, 3, 4], если в ближайшее время не принять круп-
номасштабных и эффективных мер в области оздоровительной физической культуры, многолетняя тенденция ухудшения состояния здоровья и физического развития подрастающего поколения повлечет за собой последующее снижение уровня здоровья во всех возрастных группах и в дальнейшем скажется на качестве трудовых ресурсов и биологических основах будущих поколений.
Поиск рациональных норм двигательной активности человека в современных условиях научно-технического прогресса является одной из важных социально-педагогических задач, решение которой позволит организовать и осуществлять процесс физического воспитания населения страны на качественно новом уровне [3, 4].
Физкультурно-спортивные комплексы, включающие в себя системы контрольных испытаний (тестов) и методики подготовки к ним, являются наиболее распространенной формой физкультурно-спортивного движения, применяемой в Российской Федерации и зарубежных странах.
Цели физкультурно-спортивных движений - пропаганда и внедрение принципов здорового образа жизни, развитие физической культуры и спорта, укрепление спортивного сотрудничества между участниками движения, их вовлечение в спортивные и спортивно-массовые соревнования. Основной задачей физкультурно-спортивных движений является воспитание в человеке потребности к регулярным занятиям физическими упражнениями и поддержание необходимого уровня физической подготовленности.
Интересным является опыт Республики Саха (Якутии) по проведению в регионе физкультурно-спортивных массовых мероприятий и соревнований, спортивных праздников по национальным видам спорта. В Республике Саха (Якутия) с ее огромной территорией, с разными климато-географическими, хозяйственно-бытовыми условиями, а также особенностями культуры и традиций народов Севера в местах компактного проживания не представляется возможной разработка унифицированных критериев оценки физического развития.
Естественно, что этнические особенности физического развития формируются на базе общих анатомо-физиологических закономерностей, присущих процессам роста и развития детского организма. Следовательно, анатомо-физиологические особенности в различных конкретных условиях окружающей среды несколько варьируют и видоизменяются в отношении темпов роста и развития организма. Учет местных особенностей организма крайне важен, так как они имеют не только теоретическое, но и практическое значение, поскольку позволяют объективно и комплексно проводить индивидуальную оценку развития каждого ребенка, а также иметь критерии оценки эффективности проводимых лечебно-профилактических мероприятий. Необходимо это и для дальнейшего совершенствования физического воспитания.
В школьном возрасте закладываются основы здоровья, развиваются и совершенствуются двигательные
качества и навыки. Основу физического развития и оздоровления детей и подростков в школьной системе составляет единство урочных и внеурочных занятий по физической культуре и спорту. Для выполнения этого принципа и привлечения к массовым занятиям физическими упражнениями учащихся на территории Республики Саха (Якутия) разработан физкультурный комплекс нормативов «ЭРЭЛ».
По распоряжению председателя правительства Республики Саха (Якутия) от 10 марта 2006 г. № 232-р [4] проводится республиканский фестиваль физкультурного комплекса нормативов «ЭРЭЛ», приуроченный к Году детского спорта и здоровья.
Сама идея проведения такого фестиваля представляется очень перспективной и эффективной с точки зрения пропаганды физической активности и стимулирования подрастающего поколения на достижение спортивных результатов. Вместе с тем необходимо отметить, что такая форма организации итогового мероприятия на региональном уровне является необходимой в целях подведения результатов деятельности по организации республиканского физкультурного комплекса «ЭРЭЛ» на школьном, районном (улусном) уровнях, стимулирования учителей, учеников, победителей, популяризации основных идей, целей и задач этого физкультурного комплекса.
Предлагаемая модель физкультурного комплекса «ЭРЭЛ» раскрывает основные структурные единицы, ответственные за организацию и проведение соревнований (см. рисунок).
Согласно Положению, целью фестиваля является смотр постановки физкультурно-оздоровительной работы в общеобразовательных школах республики по физкультурному комплексу нормативов «ЭРЭЛ».
Цель физкультурного комплекса «ЭРЭЛ» - сохранение, укрепление здоровья, формирование у детей и молодежи потребностей в занятиях физическими упражнениями.
Основные задачи:
- укрепление здоровья подрастающего поколения, вовлечение подростков в систематические занятия физической культурой и спортом;
- повышение двигательной активности и формирование у детей и подростков здорового образа жизни;
- популяризация спортивного стиля жизни детей;
- развитие массового физкультурно-спортивного движения школьников;
- выявление лучшего образовательного учреждения по работе физкультурного комплекса нормативов «ЭРЭЛ» [4].
Для достижения поставленной цели Министерством образования Республики Саха (Якутия) решаются задачи по:
^ формированию нормативно-правовой базы ФКН «ЭРЭЛ»;
^ модернизации материально-технической базы школ республики;
^ организации информационной поддержки.
Окончание
КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ:
- обеспечение участия учащихся в сдаче испытаний ФК «ЭРЭЛ»;
- присутствие во время сдачи испытаний ФК «ЭРЭЛ»;
- ведение журнала физического развития учащихся класса;
- мониторинг физического развития учащихся класса;
- ознакомление с результатами испытаний родителей и учащихся;
- обсуждение результатов испытаний учащихся
с медработником и учителем ФК
УЧИТЕЛЬ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ:
- подготовка учащихся к сдаче испытаний ФК «ЭРЭЛ»;
- качественная организация и проведение испытаний ФК «ЭРЭЛ»;
- оформление протоколов сдачи испытаний ФК «ЭРЭЛ»;
- анализ результатов сдачи испытаний учащимися школы;
- подготовка предложений по результатам сдачи испытаний ФК «ЭРЭЛ» учащимися школы для рассмотрения на педсовете;
- дополнение и корректировка рабочей программы по ФК с учетом результатов
испытаний ФК «ЭРЭЛ»;
- индивидуальная консультация учащихся, родителей, учителей по результатам испытаний
ФК «ЭРЭЛ»;
- подготовка годового отчета по физической подготовленности учащихся по результатам
ФК «ЭРЭЛ» и выступление на педсовете школы
V_У
ш о о о го ш а
ШКОЛЬНЫЙ МЕДРАБОТНИК:
- допуск учащихся к сдаче испытаний ФК «ЭРЭЛ»;
- медицинскии контроль во время сдачи испытаний ФК «ЭРЭЛ»;
- мониторинг за физическим
развитием учащихся;
- разработка практических рекомендаций для учителей ФК и родителей по физическому развитию учащихся;
- контроль за соответствием спортзалов требованиям СанПиН
Механизм реализации фuзкyлыnypнo¿o комплекса нормативов «ЭРЭЛ»
Республиканский центр физического воспитания и детско-юношеского спорта является подведомственной структурой Министерства образования, координирующей в том числе и ФКН «ЭРЭЛ». Центр выполняет управленческую функцию, координируя деятельность улусного управления образованием и школ по организации и проведению соревнований «ЭРЭЛ».
Непосредственно ФКН «ЭРЭЛ» занимается отдел физического воспитания и оздоровительной работы, в задачи которого входит:
• содействовать улучшению здоровья учащихся и на этой основе обеспечивать нормальное физическое развитие растущего организма;
• вооружать учащихся знаниями и умениями для самостоятельного использования физических упражнений с целью закаливания и гигиены тела и поддержания высокой работоспособности в период учебы в школе и самостоятельной деятельности после ее окончания;
• обеспечить гармонию физической и духовной сфер деятельности;
• проводить методическую работу, использовать интенсивный материал для детей и молодежи, направленный на решение основных задач физического воспитания.
Управление образованием (далее - УУО) выполняет свои функции по руководству всей районной системой образования, в том числе и физической культурой школьников. Оно направляет деятельность образовательных учреждений всех видов и типов по реализации программ по физической культуре, по организации внеурочной работы в области физического воспитания, организации методического обеспечения этой работы и повышению квалификации учителей физической культуры, тренеров. Методист по воспитательной работе и физической культуре УУО отвечает за организацию и проведение соревнований «ЭРЭЛ» улусного уровня. Основываясь на утвержденном едином календарном плане проведения испытаний, методист координирует работу всех школ района по проведению испытаний, собирает протоколы соревнований, составляет сводные данные и анализирует результаты испытаний для предоставления в ОФВиОР, также при его непосредственном участии разрабатываются предложения и рекомендации по изменению и дополнению Положения «ЭРЭЛ».
Важной составной частью «ЭРЭЛ» является администрация образовательного учреждения. Согласно Положению ФНК «ЭРЭЛ», организацию и проведение испытаний осуществляет администрация образовательного учреждения, в функции которой в части обеспечения руководства внеклассной работой по физическому воспитанию входят:
- координация мероприятий, проводимых во внеурочное время;
- помощь совету коллектива физической культуры в организации массовой спортивной и физкультурно-оздоровительной работы;
- содействие укреплению материально-спортивной базы школы и использование других сооружений в населенном пункте.
Качественную организацию и проведение испытаний ФКН «ЭРЭЛ» школьного уровня берет на себя Методическое объединение учителей естественного цикла. По результатам проведенных испытаний обсуждаются и утверждаются предложения учителя ФК для рассмотрения на педсовете.
Учитель физической культуры:
• осуществляет непосредственное организационное и методическое руководство по проведению испытаний «ЭРЭЛ»;
• обеспечивает подготовку учащихся к сдаче ФНК «ЭРЭЛ»;
• оказывает методическую помощь классным руководителям и учителям начальных классов по вопросам физического развития учащихся школы.
Классный руководитель:
• содействует активному участию школьников в сдаче испытаний ФНК «ЭРЭЛ»;
• следит за соблюдением учащимися санитарно-гигиенических требований;
• помогает учителю ФК в планировании и организации соревнований.
К содержанию деятельности школьного медицинского работника можно отнести: допуск учащихся к сдаче нормативов «ЭРЭЛ»; медицинский контроль во время сдачи нормативов «ЭРЭЛ»; контроль за физическим развитием учащихся; мониторинг физической подготовленности учащихся; разработку рекомендаций для учителей ФК и родителей по физическому развитию учащихся.
Анализ модели реализации республиканского физкультурного комплекса «ЭРЭЛ» показывает, что при всем многообразии структурных организаций, ответственных за РФК «ЭРЭЛ», их деятельность в большей степени сводится к предоставлению отчета за проделанную работу. Безусловно, каждая организация проделывает огромную работу, итоги которой представляют несомненную практическую ценность для учителей физической культуры, родителей, самих учащихся, профильных организаций, для отечественной науки в целом.
В целях организации системной работы по физкультурному комплексу «ЭРЭЛ», повышения профессиональной компетентности учителя физической культуры, мониторингового исследования физического подготовленности различных категорий и групп населения в динамике целесообразна разработка компьютерной программы с единой базой данных как основы, представляющей целостную систему итогов деятельности всех участников процесса.
Литература
1. Пузырь Ю.П. Управление физическим воспитанием в образовательных учреждениях на основе мониторинга физического состояния: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Ю.П. Пузырь. - М., 2006. - 21 с.
2. Куренцов В.А. Анализ состояния здоровья учащейся молодежи как один из факторов формирования социальных деформаций в поведении на начальных этапах профессионального обучения / В.А. Куренцов, Е.И. Перова, Э.А. Зюрин // Материалы VI Междунар. науч.-практ. конф. - Орел, 22-24 апреля 2013 // Госуниверситет; УНПК. - Орел, 2013. - С. 475-484.
3. Кабачков В.А. Оценка физической подготовленности учащейся молодежи и взрослого населения Российской Федерации по результатам выполнения нормативов комплекса «Готов к труду и защите Отечества» / Е.И. Перова, В.А. Куренцов // Материалы Международной научно-методической конференции
«Проблемы совершенствования физического воспитания студентов», 2-3 февраля 2012 г., г. Москва. -С. 57-59.
4. Фестиваль физкультурного комплекса нормативов «ЭРЭЛ», посвященный Году детского спорта и здоровья. -Якутск, 2006. - 19 с.
5. Республиканский физкультурный комплекс нормативов «ЭРЭЛ». - Якутск, 2006. - 28 с.
6. Захаров С.И., Варламов М.И. и др. Республиканский стандарт образовательной области «Физическая культура». - Якутск: Программно-методический отдел УФВС МО РС (Я), 1998. - 32 с.
7. Положение о Всероссийском физкультурно-спор-тивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// government.ru/media/files/41 d4e65eda8d60b71 cca.pdf. -Заглавие с экрана. - (Дата обращения: 20.06.2014).
References
1. Puzyr Ju.P. Management of physical education in educational institutions on the basis of physical condition monitoring: autoref. of theris of candidate of pedagogic sciences / Yu.P. Puzyr. - M., 2006. - 21 p.
2. Kurentsov V.A. Analysis of the state of health of students as one of the factors in the formation of social strain behavior in the early stages of vocational training / V.A. Kurentsov, E.I. Perova, E.A. Zyurin // Materials VI International scientific and practical. conf. - Orel, 22-24 April 2013 // Gosuniversitet; UNPK. - Orel, 2013. -P.475-484.
3. Kabachkov V.A. Evaluation of physical fitness of students and adult population of the Russian Federation on the results of the standards set "Ready for work and defense of the Fatherland" / E.I. Perova, V.A. Kurentsov // Proceedings of the International scientific conference
"Problems of improving physical education in students", February 2-3, 2012. - P. 57-59.
4. Festival sports complex regulations "EREL", dedicated to the Year of children's sports and health.- Yakutsk, 2006. - 19 p.
5. Republican gymnastic complex regulations "EREL". -Yakutsk, 2006.-28 p.
6. Zakharov S.I., Varlamov M.I. and others. The Republican standard in educational field "Physical Culture". - Yakutsk: Software and methodical department UFVS MO Sakha (Yakutia), 1998. - 32 p.
7. The position of the All-Russian sports complex "Ready for Labor and Defense" [electronic resource]. - Mode of access: http://government.ru/media/files/41d4e65eda8d60b71cca. pdf. - Title from the screen. - (Date of access: 06.20.2014).