Научная статья на тему 'Организационные аспекты деятельности преподавателя-тьютора в процессе организации самостоятельной работы студентов'

Организационные аспекты деятельности преподавателя-тьютора в процессе организации самостоятельной работы студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
381
173
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ / ТЬЮТОР-ПРЕПОДАВАТЕЛЬ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / STUDENT INDIVIDUAL WORK / COMPETENCE APPROACH / A TUTORING TEACHER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ворошнина Ольга Руховна, Гаврилова Елена Викторовна

Рассматривается проблема организации самостоятельной работы студентов как эффективного инструмента повышения качества образования, анализируются организационные аспекты деятельности преподавателя-тьютора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ворошнина Ольга Руховна, Гаврилова Елена Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASPECTS OF A TUTORING TEACHER’S ORGANIZATIONAL ACTIVITY IN STUDENT INDIVIDAUL WORK ARRANGEMENT PROCESS

The paper dwells upon the challenges of student individual work arrangement as an effective means of education quality improvement, and analyses organizational aspects of a tutoring teacher’s activity.

Текст научной работы на тему «Организационные аспекты деятельности преподавателя-тьютора в процессе организации самостоятельной работы студентов»

УДК 378

Ворошнина Ольга Руховна

заведующий кафедрой специальной дошкольной педагогики и психологии

Гаврилова Елена Викторовна

старший преподаватель, кафедра специальной дошкольной педагогики и психологии

Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, Пермь, Россия, e-mail: voroshnina@pspu.ru, gavrilova_ev@pspu.ru

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ-ТЬЮТОРА В ПРОЦЕССЕ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

Olga R. Voroshnina

Head of the Department of special Preschool Pedagogy and Psychology

Elena V. Gavrilova

Senior Lecturer, Department of Special Preschool Pedagogy and Psychology

Perm State Humanitarian Pedagogical University, Perm, Russia, e-mail: voroshnina@pspu.ru, gavrilova_ev@pspu.ru

ASPECTS OF A TUTORING TEACHER'S ORGANIZATIONAL ACTIVITY IN STUDENT INDIVIDAUL WORK ARRANGEMENT PROCESS

Аннотация. Рассматривается проблема организации самостоятельной работы студентов как эффективного инструмента повышения качества образования, анализируются организационные аспекты деятельности преподавателя-тьютора.

Ключевые слова: самостоятельная работа студентов; тьютор-преподаватель; компетентностный подход.

Abstract. The paper dwells upon the challenges of student individual work arrangement as an effective means of education quality improvement, and analyses organizational aspects of a tutoring teacher's activity.

Key words: student individual work; a tutoring teacher; competence approach.

Одной из важных проблем, стоящих перед высшими профессиональными образовательными учреждениями, является повышение качества подготовки выпускников. В условиях модернизации системы образования возрастают

© Ворошнина О.Р., Гаврилова Е.В., 2014

организация самостоятельной работы студентов в контексте компетентностного подхода в системе гарантий качества профессиональной подготовки специалиста

требования к его результатам, понимаемым как определенный набор и совокупность компетенций: общекультурных, общепрофессиональных, профессиональных, специальных. Формирование у студентов компетенций предусмотрено в рамках аудиторной и внеаудиторной, учебной и профессионализирующей, исследовательской и других видах деятельности. В качестве одного из важных результатов образования рассматривается такое качество выпускника как самостоятельность, которое может проявляться в способности самостоятельно добывать и применять знания, планировать свою деятельность, определять возможные ресурсы с целью решения определенной задачи, интерпретировать, интериоризировать полученную информацию, эффективно сотрудничать в разнообразных группах, быть открытым для новых контактов, связей, хорошо ориентироваться в возрастающем потоке информации и т.д. В связи с актуальностью обозначенной проблемы встает вопрос о поиске разнообразных эффективных путей обучения и воспитания будущего специалиста, поиске и использовании новых технологий, которые будут способствовать формированию обозначенного качества и компетентностей выпускника.

Одна из проблем, которую решают высшие учебные заведения, -организация и эффективное руководство самостоятельной работой студентов. Самостоятельная работа всегда рассматривалась как важная составляющая образовательного процесса. В настоящее время пересмотрен ее удельный вес в сторону его значительного увеличения.

В процессе обучения в вузе студенту необходимо научиться работать самостоятельно. Меняется и вектор деятельности преподавателя: с «сообщения знаний, формирования умений у студента на организацию деятельности», ориентированную на самостоятельный поиск необходимой информации, формирование необходимых умений с целью решения проблемных ситуаций.

Исследователями, занимающимися проблемами управления, организации самостоятельной работы студентов, представлены разные толкования этого феномена и по-разному определяются основное назначение самостоятельной работы, ее цель. Самостоятельная работа рассматривается как метод, как средство обучения, как вид учебной деятельности, как форма организации обучения и т.п. В связи с этим термин «самостоятельная работа» имеет различные трактовки: деятельность, предусматривающая восприятие и осмысление материала в процессе лекций, подготовки к экзаменам и т.д.; система организации педагогических условий, обеспечивающих управление учебной деятельностью, протекающей в отсутствие преподавателя; самообразование; система мер по воспитанию активности, самостоятельности; разнообразные виды познавательной деятельности на занятиях и во внеаудиторное время и т.д. (С.И. Архангельский, Ю.К. Бабанский, С.И. Зиновьев, И.И. Ильясов, Р.А. Низамов и др.).

Опрос студентов очной и заочной форм обучения по направлению «Специальное (дефектологическое) образование» ПГГПУ показал, что самостоятельная работа студентов, ее организация, руководство данным

процессом - одна из проблем, которая требует решения. Часть студентов считает, что самостоятельной работе необходимо специально обучаться (около 60 % опрошенных) на специально организованных занятиях или непосредственно в процессе обучения. Около 40 % студентов не видят проблемы, связанной с организацией самостоятельной работы, причем среди опрошенных как успешные студенты, так и студенты, испытывающие значительные трудности в обучении. Однако, как показывает анализ практики, вопросы, входящие в проблемное поле «самостоятельная работа: ее организация и управление» требуют незамедлительного решения. Часть студентов не проявляют активности, демонстрируют низкий уровень самостоятельности. Многие из них не готовы к перестройке собственной учебной деятельности. Большинство студентов I и II курсов нуждаются в помощи по вопросам формирования навыков самоорганизации. Важными являются задачи, связанные с формированием учебной и профессиональной мотивации. Таким образом, простое увеличение количества времени, отводимого на самостоятельную работу, не решает проблемы повышения качества подготовки выпускника, требует пересмотра подходов, технологий, условий ее организации и управления этим процессом.

Самостоятельная работа студентов, обучающихся по направлению подготовки «Специальное (дефектологическое) образование» организуется в рамках учебной, научно-исследовательской, профессионализирующей деятельности. В рамках учебной деятельности выделяется аудиторная и внеаудиторная самостоятельная работа. Аудиторная самостоятельная работа организуется преподавателем на лекционных, практических, семинарских занятиях. Внеаудиторная работа предполагает активность студентов вне занятия: подготовка к занятиям, зачетам, экзаменам; самостоятельное приобретение информации по интересующей проблеме; самостоятельное освоение темы; работа по реализации индивидуального маршрута (например, выявление слабо усвоенных тем, определение задач, связанных с ликвидацией пробелов, проблем, связанных с освоением определенной темы, выявленных в результате входного, текущего, итогового контроля, проводимого преподавателем; работа по реализации индивидуального маршрута, запланированная преподавателем совместно со студентом и др.). В учебном процессе используются самые разные виды заданий для самостоятельной работы: конспектирование, реферирование, аннотирование текстов, подготовка докладов, рефератов; перевод иностранных источников; разработка презентаций; написание эссе, сочинений-размышлений, составление блок-схем, таблиц, тематических карт, «портретов», разработка моделей, подбор, обзор, анализ информационных источников, разработка и решение педагогических задач, проблемных ситуаций, определение круга проблем, с использованием богатых возможностей интернет-ресурса, в том числе работа с форумами и т.д., составление рекомендаций, памяток, алгоритмов, знакомство и различные виды работа с ЦОРами, создание картотек, проектирование, выполнение заданий поисково-исследовательского характера и т.д. Таким образом, студентам

организация самостоятельной работы студентов в контексте компетентностного подхода в системе гарантий качества профессиональной подготовки специалиста

предлагаются различные виды самостоятельной работы, а предлагаемые задания условно могут быть разделены на три группы: задания репродуктивного характера, частично-поисковые (сочетающие репродуктивное воспроизведение и частично самостоятельный поиск), задания продуктивного вида (в том числе и задания исследовательского характера), творческие задания. Интересен опыт использования информационно-коммуникативных технологий. Студентам предлагается найти информацию в сети Интернет, составить рецензию, аннотацию, организовать диалог в сети по конкретной теме/проблеме. Интересным и ценным является опыт работы студентов под руководством преподавателя с электронной оболочкой Hot Potatoes, онлайн-сервисом Learning Apps, платформой MOODLE.

Значителен удельный вес самостоятельной работы в рамках научно -исследовательской деятельности студентов, организуемой как аудиторная и внеаудиторная самостоятельная работа. Исследовательская деятельность связана с решением творческих задач: постановкой проблемы, поиском источников информации, так называемых информационных ресурсов, «извлечением» и анализом информации, изучением теории, определением методологических подходов, подбором и реализацией методик, проведением исследования, анализом и интерпретацией его результатов, поиском оптимальных способов достижения результата, проверкой и оценкой эффективности этих способов и т.д. Первые «открытия» в рамках проблемы исследования мотивируют студентов к дальнейшему поиску, более глубокому изучению проблемы, способствуют формированию профессионального интереса, профессиональной мотивации. По данным опроса и результатам анализа практики можно сделать вывод, что для студентов определенную сложность представляют такие виды деятельности, как анализ литературы, изложение результатов исследования. Большинство обучающихся затрудняются в определении информационных ресурсов. Например, в качестве информационных ресурсов для студента могут выступать разные объекты, предметы, люди: библиотека с ее ресурсной базой, видеоресурсы, в том числе художественные, научно-популярные, документальные фильмы, радио- и телепередачи, книги, журналы, богатая система интернет-ресурсов и т.д. В качестве ресурса для студента выступает преподаватель, специалист, работающий в образовательном учреждении, студент-коллега, проводящий исследование по одноименной или близкой проблеме, студент-старшекурсник, сосед или знакомый, имеющий опыт воспитания ребенка с ограниченными возможностями здоровья и т.д. Одна из задач педагога, работающего со студентом, помочь выявить эти ресурсы и спланировать работу с ними.

С точки зрения проблемы организации и руководства самостоятельной работой студентов интересен и ценен опыт ведения картотек, читательских дневников. Ведение читательских дневников оказывает помощь студентам в процессе изучения литературы, написания и представления теоретической главы курсовой или выпускной квалификационной работы, подготовки к олимпиаде и т.д. Ведению читательских дневников студентов также

необходимо обучать. Для этого требуется одна встреча со студентами, во время которой излагается суть данной работы, обговаривается форма дневника, его назначение, способы его ведения и использования. Далее может быть организована индивидуальная и подгрупповая работа. Мероприятием, позволяющим, с одной стороны, оценить работу студента, его способность обобщать, анализировать полученную информацию, с другой стороны, оценить свою работу, увидеть работу своих коллег, получить новую информацию, познакомиться с опытом других, может служить конкурс читательских дневников, на который в качестве экспертов полезно приглашать педагогов, работающих со студентами, студентов-старшекурсников, магистрантов, а также педагогов-практиков. Другими, не менее эффективными формами работы, являются конкурс «Лучший исследовательский проект», конференции молодых ученых, во время которых студенты излагают результаты своих исследований. В рамках «Педагогической гостиной» могут быть проведены круглые столы, организованы дебаты, дискуссионные площадки, презентации передового опыта, деловые игры и т.д. Эти формы могут быть включены в деятельность «Педагогической гостиной», работа которой планируется в начале учебного года.

Самостоятельная работа студентов планируется и реализуется также в рамках профессионализирующей деятельности. Профессионализирующая деятельность имеет многогранную представленность. В рамках профессионализирующей деятельности организуется волонтерская работа, все виды производственных практик, олимпиады, конкурсы профессионального мастерства, мастер-классы, мероприятия по реализации просветительской деятельности с населением, профориентационная работа с учащимися, реализация различных проектов, организация и проведение флешмобов, участие в акциях и т.д.

Самостоятельная работа по всем обозначенным направлениям организуется в соответствии с положением о СРС. В помощь студентам создаются памятки, навигаторы, графики СРС. Может быть успешно использована технология картирования. Каждый студент под руководством преподавателя-тьютора разрабатывает индивидуальные карты как приложения к индивидуальному маршруту, в которых отражает цель, задачи, предполагаемый результат, способы достижения цели, ресурсы, обозначает сроки. Успешно отслеживать, оценивать результаты деятельности студента в разных видах деятельности, а также вносить изменения в индивидуальный маршрут позволит использование технологии «Портфолио».

Организация и руководство самостоятельной работой студентов в рамках кафедральной модели СРС осуществляется на следующих уровнях:

- первый уровень: контроль за организацией и реализацией самостоятельной работы осуществляет заведующий выпускающей кафедры;

- второй уровень: реализацию направлений, деятельность преподавателей координирует преподаватель-тьютор, осуществляющий работу со студентами;

организация самостоятельной работы студентов в контексте компетентностного подхода

в системе гарантий качества профессиональной подготовки специалиста

- третий уровень: самостоятельной работой в рамках учебной дисциплины руководит преподаватель, ведущий дисциплину; в рамках научно-исследовательской деятельности - научный руководитель студента; в рамках профессионализирующей деятельности - преподаватели кафедры, ответственные за конкретные направления работы, руководители проектов, руководитель практики, руководитель волонтерского отряда, куратор, магистранты, студенты старших курсов.

Преподаватель-тьютор осуществляет координацию работы по всем направлениям, координирует работу преподавателей и ответственных за реализацию направлений, сопровождает все виды деятельности студентов, проводит работу со студентами по составлению, уточнению, корректировке индивидуальных маршрутов, индивидуальных карт и т.д. Преподаватель-тьютор проводит тьюториалы (индивидуальные, подгрупповые). Учебные планы содержат дисциплины, в рамках которых могут быть частично освещены вопросы, связанные с сопровождением деятельности студентов. В качестве примера таких дисциплин можно привести, такие как «Самостоятельная работа студентов», «Введение в учебную деятельность», «Введение в профессию дефектолога» и другие. Анализ опыта показывает, что с целью повышения эффективности работы данные дисциплины должен вести преподаватель-тьютор.

В заключение, описав некоторые особенности организации самостоятельной работы студентов, обозначим наше «рабочее» определение данного феномена, в котором отражена его сущность, назначение: самостоятельная работа студентов - это планируемая аудиторная и внеаудиторная активность студента в рамках учебной, научно-исследовательской, профессионализирующей деятельности, выполняемая под методическим и научным руководством преподавателя, направленная на развитие и проявление познавательной активности, способствующая формированию общекультурных, общепрофессиональных, профессиональных и специальных компетенций будущего специалиста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.