Научная статья на тему 'Организационное строительство Советов в Астраханском к РАЕ в конце 1917 - первой половине 19 18 годов'

Организационное строительство Советов в Астраханском к РАЕ в конце 1917 - первой половине 19 18 годов Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
129
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Крепкова И. А.

В исследовании анализируются особенности формирования системы советских органов управления в Астраханском крае в период с конца 1917 до лета 1918 гг. Рассматриваются организационно-правовые основы строительства местных органов власти. В работе раскрывается структура советского аппарата управления на местах, определяется круг полномочий органов управления Астраханского края, затрагивается специфика взаимоотношений с центральными органами государственного управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATIONAL BUILDING OF COUNCILS IN THE ASTRAKHAN EDGE

in end 1917-to first half of 1918 In о ur research we analyzes some peculiarities of forming the system of the Soviet authorities in Astrakhan region in the period from the end of 1917 till the summer 1918. The legal foundations of the forming the local authorities are described there. We show the structure of the Soviet machinery of ruling at places. Our work demonstrates range of powers of the Astrakhan local officials. The specification of it's relation to the central authorities is also concerned.

Текст научной работы на тему «Организационное строительство Советов в Астраханском к РАЕ в конце 1917 - первой половине 19 18 годов»

♦

9 Там же. С. 10 - 11.

10 Там же. С. 11 - 12.

11 Там же. С. 12 - 13.

12 Там же. С. 14 - 15.

13 Каутский К. Как возникла мировая война: по документам германского Министерства иностранных дел / под ред. С. Ше-рера с предисл. и вступ. ст. М. Покровского. М., 1924. С. 224.

14 См.: Каутский К Наш взгляд на патри от из м и вой ну. С. 17.

15 Цит. по: Шуб Д. Указ. соч. С. 148 - 1 49.

16 Церетели И.Г. Воспоминания о Февральской революции. Париж, 1963. Кн. 1. С. 274.

17 Цит. по: Шуб Д. Указ. соч. С. 149.

18 Цит. по: Сборник документов и материалов по курсу «Политическая история ХХ века». Вып. 1. М., 1991. С. 142, 146.

19 Жорес Ж. Против войны и колониальной политики. М., 1961. С. 194.

20 См.: Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. 2-е изд. Т. 17. С. 1 - 5, 279.

УДК 94(470.46)

ОРГАНИЗАЦИОННОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО СОВЕТОВ

В АСТРАХАНСКОМ КРАЕ в конце 1917 - первой половине 1918 годов

И.А. Крепкова,

аспирантка, ассистент кафедры истории России, Волгоградский государственный педагогический университет

ВЕСТНИК. 2008. № 2(21)

Советы - новая форма государственной власти, утвердившаяся в Рос -сии после Октябрьской революции 1917 г По представлениям большевиков, Советы должны были стать подлинно народными органами, вовлекавшими в государственное управление широкие массы трудящихся.

Изучение истории Советов, а особенно организационно-правовых основ этих органов имеет не только теоретическое, но и практическое значение. Знание опыта государственного строительства необходимо в первую очередь для совершенствования местного самоуправления и развития демократии. Сейчас в России происходят сложные процессы, обусловленные реформами во всех сферах общественной жизни, в том числе и в сфере управления. Для большей результативности реформ необходимо обобщение накопленного исторического опыта. А для этого важно тщательное изучение истории местного самоуправления.

По истории Советов написано много трудов, но процесс формирования системы советских органов управления в Нижнем Поволжье отражен в отечественной историографии недостаточно. История Советов Нижнего Поволжья описывается в трудах ГА. Герасименко и Ф.А. Рашитова1. Авторами затрагиваются следующие вопросы: распространение советской власти на местах, процесс слома старой государственной машины и создания новой, первоначальная деятельность Советов, создание низовых структур. Однако вышедшие в 60 - 70-х гг. XX в. исследования были сильно идеологизированы, что не позволяло историкам объективно подходить к изучению истории Советов и их деятельности.

Сложившийся к весне 1918 г советский аппарат характеризовался нарушением прежних административных связей между центром и провинцией, большим разнообразием организационных форм. Органам управления на местах была «предоставлена широкая свобода в создании учреждений, обслуживающих потребности населения. Предоставлялось право самим нанимать сотрудников и с согласия местного Совета возлагать на них исполнение тех или других функций»2. Однако многообразие и рас -плывчатость организационных форм, запутанность и неопределенность функций неизбежно приводили к разрозненности в деятельности, порождали путаницу и массу противоречий во взаимоотношениях, оставляли место для всякого рода злоупотреблений и нарушений.

Высшим органом власти в крае являлся губернский съезд Советов. Созывался съезд каждые 6 месяцев. В его работе принимали участие представители уездов, а также предприятий и организаций края. В губернский Совет избирались от каждого села, поселка, уездного города, имеющих до 1000 человек - 1 депутат; от 1000 до 3500 человек - 2 депутата; свыше 3500 человек - 3 депутата3. В свою очередь, съезд избирал губисполком, осуществлявший руководство всеми сторонами общественной жизни в промежутках между съездами. Губернский съезд избирал также Совет народных комиссаров Астраханского края. Комиссариаты дублировали от-

делы губисполкома, причем комиссары не входили в состав губисполкома, что приводило к таким отрицательным явлениям, как параллелизм, распыление сил, запутанность функций, трения в процессе работы. Весной 1918 г отдел местного управления НКВД республики осуществляет первые попытки регламентировать организацию и деятельность органов управления на местах. 9 мая краевой СНК получает циркуляр отдела местного управления НКВД «Об организации отделов управления при губернских и уездных исполкомах», в котором были изложены основные принципы организации отдела и комплектования штатов4.

После принятия V Всероссийским съездом Советов первой советской Конституции, в которой нашла отражение единая система органов советской государственности, принципы ее формирования, начинается реорганизация органов управления на местах.

20 августа 1918 г. Астраханский губисполком принимает постановление, по которому все комиссариаты преобразуются в отделы при губисполкоме, а комиссары переизбираются и впредь именуются заведующими отделами при губисполкоме5. К середине сентября все губернские комиссариаты, за исключением военного, были переименованы в отделы губисполкома. С упразд -нением комиссариатов Астраханский краевой СНК прекратил свое существование.

С февраля месяца 1918 г начался процесс создания губернского аппарата по управлению народным хо -зяйством Астраханского края. На заседании губиспол -кома 15(2) февраля был одобрен декрет СНК о создании совнархозов. При организации краевого СНХ было решено «объединить в нем финансовое дело, промыш -ленность, торговлю, пути сообщения и др.»6. По декрету краевой Совет народного хозяйства (далее КСНХ) обладал следующими полномочиями: разработка общих норм и плана регулирования экономической жизни края, со -гласование, объединение и контроль за деятельностью различных областей хозяйственной жизни7 Краевой СНХ было решено организовать при Совете губернских ко -миссаров на правах комиссариата. При этом сохранял -ся аппарат уже существующих комиссариатов по ука-занным делам. Это могло создать путаницу и дублиро-вание. Но вплоть до начала марта аппарат КСНХ создан не был. Для этого не было ни кадров, ни строго определенного объекта деятельности. Только после упразднения губземуправы в ведение совнархоза были переданы некоторые части ее аппарата: статистический и страховой отделы, канцелярия, бухгалтерия, а также капиталы и наличные средства. 5 марта 1918 г временное бюро Астраханского краевого Совета народного хозяйства начало свою деятельность8.

Особенностью формирования системы органов управления в уездах и волостях астраханского края был тот факт, что Советы там были организованы раньше, чем в губернском центре. В волостях и селах не имелось определенных указаний и инструкций по организации Советов. В резолюциях уездных съездов содержались принципиальные положения о переходе власти к Советам, о необходимости создания Красной гвардии, о ликвидации земств. Однако четкие указания о нормах представительства в новых органах власти, об их структуре, количестве членов исполкомов, источниках содержания Советов, размере заработной платы советских

работников в первое время отсутствовали. Это обусловило многообразие структуры местного советского аппарата.

Высшим органом власти на территории уезда или волости являлся соответственно уездный или волостной съезд Советов, депутаты которого первоначально избирались на сельских и волостных схсдах или общих собраниях. Впоследствии в работе волостного съезда принимали участие представители всех сельских Советов волости из расчета 1 депутат на каждые 10 членов Совета. Уездные и волостные съезды Советов созывались 1 раз в месяц, срок созыва утверждался губернским и уездным исполнительным комитетом. Съезд избирал Совет и исполнительный комитет. Полномочия этих органов заключались в руководстве и контроле за политической, экономической и социально-культурной жизнью уезда или волости, а также в организации нижестоящих Советов и руководстве ими. Ограничений в праве избирать или быть избранными не существовало. В выборах могли принимать участие как мужчины, так и женщины, достигшие 20-летнего возраста9. В волостные Советы избирались депутаты из расчета: от 100 до 350 человек - 2 депутата; от 350 до 650 человек - 3 депутата; от 650 до 1000 человек - 4; от 1000 до 1500 человек -5; от 1500 до 2500 человек - 6; от 2500 до 4500 человек -7; свыше 4500 человек - 8 депутатов. В уездах эта схема выглядела иначе: от 500 до 1500 человек избирали 2 депутата; от 1500 до 3500 человек - 3 депутата; свыше 3500 человек - 4 депутата10.

Структура исполнительных комитетов уездов и волостей была схожа со структурой губисполкома. Каждый комиссариат состоял из комиссара (впоследствии переименованного в заведующего отделом), 3 - 4 членов коллегии и секретаря.

Кроме того, уездный исполнительный комитет созывал уездный съезд Советов; срок созыва утверждался губернским исполнительным комитетом. В заседаниях уездного исполкома принимали участие представители волостных и городских исполкомов. Уездный исполком был подчинен непосредственно Астраханскому губис-полкому, а вол исполкомы были подчинены уездным исполкомам.

Аппарат уездного и волостного Совета состоял из 4 членов: председателя, товарища председателя, казначея и секретаря. Избирался президиум в составе трех членов: председателя, товарища председателя и казначея.

Для руководства народным хозяйством на местах создавались волостные и сельские экономические отделы. Отделы имели следующие полномочия: издание постановлений, которые имеют обязательный характер в пределах своей территории; возбуждение через уездный СНХ ходатайства о производстве реквизиций, секвестра и конфискаций движимых и недвижимых иму-ществ, орудий производства и т.д.11. В состав экономических отделов входили представители Совета, волостного исполкома и общественных организаций. Они составляли пленум. Пленум избирал президиум из 3 лиц, который подлежал обязательному утверждению уездного СНХ. Срок полномочий и пленума и президиума - 6 месяцев. Экономический отдел подразделялся на следующие подотделы: дорожно-строительный, рыбопромышленный , внутреннего хозяйства.

Низовыми организациями советской власти являлись сельсоветы. Этот период характерен своеобразным сосуществованием старых и новых органов власти. В ряде мест сельские управления были просто переименованы в сельсоветы, хотя при этом продолжали выполнять все те же функции.

Сельсоветы избирались жителями села, причем в выборах участвовали все жители деревни или поселка. Позже сельсоветы стали назначаться волисполко-мами. По составу они были немногочисленны: председатель , секретарь и 3 - 5 членов. Некоторые сельсоветы имели свои исполкомы, которые также состояли из нескольких членов. Отделов при сельских исполкомах не существовало.

Сельсоветы проводили в деревнях административно-политическую работу, проводили в жизнь постановления высших органов советской власти, решали вопросы хозяйственного и культурного строительства на подотчетной им территории.

Таким образом, система государственного управления на местах, сложившаяся к весне 1918 г, далеко не обладала той стройностью и однообразием, как это было принято считать в исторической литературе советского периода. Отсутствие взаимосвязи с центром и, как следствие этого, четких инструкций по организации органов власти на местах создало предпосылки для возникновения многообразия организационных форм, запутанности и неопределенности функций. И лишь с весны 1918 г

можно наблюдать первые попытки регулирования организации и деятельности органов власти на местах. Конституция РСФСР 1918 г законодательно закрепила основы государственного строя новой республики.

1 См.: Герасименко Г.А. Возникновение Советов Рабочих, Солдатских и Крестьянских депутатов в Нижнем Поволжье (191 7

- первая половина 1918 гг.): учеб. пособие. Саратов, 1966; Его же. Низовые крестьянские организации в 1917 - первой половине 1 918 гг.: на материалах Нижнего Поволжья. Саратов, 1 974; Герасименко Г.А., Точеный Д.С. Советы Поволжья в 1917 г. Саратов, 1977; Герасименко Г.А., Рашитов Ф.А. Советы Нижнего Поволжья в Октябрьской революции. Саратов, 1972; Раши-тов Ф.А. Советы Нижнего Поволжья в первый год диктатуры пролетариата: автореф. дис. ... канд. ист. наук. Саратов, 1968.

2 Герасименко Г.А., Рашитов Ф.А. Советы Нижнего Поволжья в Октябрьской революции. Саратов, 1972. С. 284.

3 См.: Борьба за власть Советов в Астраханском крае (1917

- 1920): документы и материалы. Астрахань, 1960. С. 181.

4 ГААО. Ф. 1632. Оп. 1. Ед. хр. 4. Л. 2.

5 ГААО. Ф. 1. Оп. 2. Ед. хр. 17. Л . 70.

6 Там же. Ед. хр. 54. Л. 11 .

7 ГААО. Ф. 1632. Оп. 1. Ед. хр. 66. Л. 1.

8 ГААО. Ф. 1 . Оп. 2. Ед. хр. 2. Л. 201.

9 См.: Борьба за власть Советов в Астраханском крае (1917

- 1920): документы и материалы. Астрахань, 1960. С. 180.

10 См.: Там же. С. 181.

11 ГААО. Ф. 3012. Оп. 2. Ед. хр. 24. Л. 63.

УДК 94(470.40/.43)

P.A. Мухамедов,

кандидат исторических наук, доцент кафедры регионоведения и международных отношений, Ульяновский государственный университет

ВЕСТНИК. 2008. № 2(21)

КРЕДИТНАЯ КООПЕРАЦИЯ В ПЕРИОД ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ (на материалах Среднего Поволжья)

Общее явление сокращения сельскохозяйственного производства серьезно сказалось на деятельности кредитных кооперативов в 1915 г: сократился спрос на ссуды, а следовательно, сократились и обороты кредитных кооперативов. Если мы сравним сводные балансовые данные «Вестника мелкого кредита» по сред неволжским кредитным товариществам на 1 июля 1914 и 1915 гг, то увидим, что, несмотря на увеличение общей суммы оборотных средств кредитных товариществ с 429 млн руб. до 468 млн руб., балансовая сумма ссуд осталась на одном уровне - 370 млн руб.1.

Однако война принесла не только убытки, но и увеличила приток финансовых средств в деревню, что также сказалось на положении и работе кредитной кооперации. Количество денежных знаков в деревне значительно увеличилось и потребность в кредите сильно уменьшилась. Почему наконец-то после многих лет стала богатеть деревня? В сложные времена во всех странах богатели классы, непосредственно производящие ценности. Небывалые до сего времени цены на рабочие руки и повышение цен на продукты земледелия сами по себе служили достаточной причиной притока денег в деревню. Но здесь к тому же имели большое значение и другие обстоятельства, а именно: прекращение продажи спиртных напитков и выплата государственных пособий семьям запасных, что дает излишек средств до 1,5 млрд руб., влитых в деревню2.

Как особая тенденция кредитных кооперативов в 1914 - 191 5 гг. нами отмечается их общее стремление организовать посреднические операции. В обычных условиях экономической жизни сельских ссудосберегательных и кредитных кооперативов эта тенденция проявлялась сравнительно сла-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.