Научная статья на тему 'Организационное сопровождение государственных зеленых закупок в России: формирование рынка экологичных товаров'

Организационное сопровождение государственных зеленых закупок в России: формирование рынка экологичных товаров Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
300
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
рынок экологичных товаров / экологическая сертификация / государственные зеленые закупки / каталоги экологичных товаров / национальный план действий в области зеленых закупок / экологическое просвещение. / market for green products / eco-certification / Public Green Procurement / green products catalogues / national action plan in green procurement / ecological education.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Cметанина Татьяна Петровна, Воротников Александр МихайЛович, Тарасов Борис Александрович

Статья выполнена в рамках научно-исследовательской работы «Политико-экономические аспекты организации рынка экологичных товаров посредством государственных зеленых закупок» Центра развития конкурентной политики и государственного заказа РАНХиГС в соответствии с государственным заданием на 2018 г. по направлению «Энергетика, инфраструктурные отрасли, экология, безопасность и информационные технологии». В статье представлены предложения, связанные с практическими действиями по управленческому сопровождению формирования рынка экологичных товаров. Рассмотрена необходимость целевого анализа текущего состояния рынка на предмет наличия количества и качества сертифицированных товаров и услуг, способы формирования каталогов «зеленой» продукции, учета и верификации экологической маркировки и систем сертификации, обозначена необходимость проведения пилотных торгов с целью дальнейшего анализа и продвижения новой технологии. Поставлена задача институционального определения исполнителей работ по формированию экологических критериев продукции, сделан акцент на значение информационной и просветительской деятельности. Представлена структурная основа/план для формирования государственной программы в области зеленых закупок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Cметанина Татьяна Петровна, Воротников Александр МихайЛович, Тарасов Борис Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATIONAL SUPPORT OF GREEN PUBLIC PROCUREMENT IN RUSSIA. FORMATION OF THE MARKET FOR ENVIRONMEN- TALLY FRIENDLY PRODUCTS

The article was written as a part of the research work «Political and Economic Aspects of Organizing the Market for Green Goods through Green Public Procurement» of the Center for the Developing Competitive Policy and State Order, RANEPA, in accordance with the 2018 State Plan in the area of «Energy, Infrastructural Sectors, Ecology, Safety and Information Technologies». The article presents new proposals related to management backing of the formation of the Green Products Market. It considers the necessity of targeted analysis of the market conditions with the current availability of green goods and services, ways of compiling green products catalogues, accounting and verification of eco-labels and certified systems; it also marks the need for pilot Green Public Procurement actions with the subsequent analysis and promotion of the new technology. The article sets the task of institutional performance and responsibility in creating eco-criteria, as well as stresses the importance of informational and educational activity. The basic structure/plan for the formation of a national Green Public Procurement Programme is presented.

Текст научной работы на тему «Организационное сопровождение государственных зеленых закупок в России: формирование рынка экологичных товаров»

References

1. O razvitii malogo i srednego predprinimatel'stva v Rossijskoj Federatsii: feder. zakon ot 24.07.2007 № 209-FZ. Dostup iz sprav.-pravovoj sistemy' «Konsul'tantPlyus».

2. O dolgosrochnoj gosudarstvennoj e'kono-micheskoj politike: ukaz Prezidenta Rossijskoj Federatsii ot 07.05.2012 № 596. Dostup iz sprav.-pravovoj sistemy' «Konsul'tantPlyus».

3. Ob utverzhdenii Strategii razvitiya malogo i srednego predprinimatel'stva v Rossijskoj Federatsii na period do 2030 goda i plana meropriyatij («do-rozhnoj karty'») po realizatsii Strategii razvitiya malogo i srednego predprinimatel'stva v Rossijskoj Federacii na period do 2030 goda (s izm. na 30.03.2018): rasporyazhenie Pravitel'stva Rossijskoj Federatsii ot 02.06.2016 № 1083-r. URL: http:// www.garant.ru.

4. O merax po razvitiyu malogo i srednego predprinimatel'stva v Rossijskoj Federatsii: doklad Gossoveta Rossijskoj Federatsii. URL: http:// economy.gov.ru.

5. Gavrilova M.V., Kochergina S.G. Razvitie malogo predprinimatel'stva i formy' ego podderzhki

v regione [Development of small business and forms of its support in the region] // Vestnik Rossijskogo universiteta kooperatsii. 2015. № 4 (22). S. 25-31.

6. Ry'bakov A.N. O merakh gosudarstvennoj podderzhki e'ksportno-orientirovanny'kh sub''ektov predprinimatel'stva Chuvashskoj Respubliki na sovremennom e'tape [About measures of the state support of export-oriented business entities of the Chuvash Republic at the present stage] // Vestnik Rossijskogo universiteta kooperatsii. 2014. № 2 (16). S. 25-28.

7. Ry'bakov A.N. O roli gosudarstvennoj podderzhki v razvitii e'ksportnogo potentsiala Chu-vashskoj Respubliki [On the role of state support in the development of export potential of the Chuvash Republic] // Vestnik Rossijskogo universiteta koope-ratsii. 2014. № 2 (16). S. 28-32.

8. Fedorova L.P., Ry'bakov A.N. Problemy' povy'sheniya e'ffektivnosti mer gosudarstvennoj podderzhki maly'kh i srednikh kompanij [Problems of increasing the efficiency of state support measures for small and medium-sized companies] // Vestnik Rossijskogo universiteta kooperatsii. 2014. № 2 (16). S.54-63.

РЫБАКОВ Александр Николаевич - кандидат экономических наук, Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Чувашской Республике. Россия. Чебоксары. E-mail: ombudsman-biz6@cap.ru.

РАССАНОВА Ольга Евгеньевна - кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: olgarussl@mail.ru.

RYBAKOV, Alexander Nikolaevich - Candidate of Sciences (Economics), Commissioner for the Protection of the Rights of Entrepreneurs in the Chuvash Republic. Russia. Cheboksary. E-mail: ombudsmanbiz6@cap.ru.

RASSANOVA, Olga Evgenyevna - Candidate of Sciences (Economics), Associate Professor of the Department of Management. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: olgarussl@mail.ru.

УДК 338.2

ОРГАНИЗАЦИОННОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗЕЛЕНЫХ ЗАКУПОК В РОССИИ: ФОРМИРОВАНИЕ РЫНКА ЭКОЛОГИЧНЫХ ТОВАРОВ

Т.П. Сметанина, А.М. Воротников, Б.А. Тарасов

Статья выполнена в рамках научно-исследовательской работы «Политико-экономические аспекты организации рынка экологичных товаров посредством государственных зеленых закупок» Центра развития конкурентной политики и государственного заказа РАНХиГС в соответствии с государственным заданием на 2018 г. по направлению «Энергетика, инфраструктурные отрасли, экология, безопасность и информационные технологии».

В статье представлены предложения, связанные с практическими действиями по управленческому сопровождению формирования рынка экологичных товаров. Рассмотрена необходимость целевого анализа текущего состояния рынка на предмет наличия количества и качества серти-

фицированных товаров и услуг, способы формирования каталогов «зеленой» продукции, учета и верификации экологической маркировки и систем сертификации, обозначена необходимость проведения пилотных торгов с целью дальнейшего анализа и продвижения новой технологии. Поставлена задача институционального определения исполнителей работ по формированию экологических критериев продукции, сделан акцент на значение информационной и просветительской деятельности. Представлена структурная основа/план для формирования государственной программы в области зеленых закупок.

Ключевые слова: рынок экологичных товаров; экологическая сертификация; государственные зеленые закупки; каталоги экологичных товаров; национальный план действий в области зеленых закупок; экологическое просвещение.

T.P. Smetanina, A.M. Vorotnikov, B.A. Tarasov. ORGANIZATIONAL SUPPORT OF GREEN PUBLIC PROCUREMENT IN RUSSIA. FORMATION OF THE MARKET FOR ENVIRONMENTALLY FRIENDLY PRODUCTS

The article was written as a part of the research work «Political and Economic Aspects of Organizing the Market for Green Goods through Green Public Procurement» of the Center for the Developing Competitive Policy and State Order, RANEPA, in accordance with the 2018 State Plan in the area of «Energy, Infrastructural Sectors, Ecology, Safety and Information Technologies».

The article presents new proposals related to management backing of the formation of the Green Products Market. It considers the necessity of targeted analysis of the market conditions with the current availability of green goods and services, ways of compiling green products catalogues, accounting and verification of eco-labels and certified systems; it also marks the need for pilot Green Public Procurement actions with the subsequent analysis and promotion of the new technology. The article sets the task of institutional performance and responsibility in creating eco-criteria, as well as stresses the importance of informational and educational activity. The basic structure/plan for the formation of a national Green Public Procurement Programme is presented.

Keywords: market for green products; eco-certification; Public Green Procurement; green products catalogues; national action plan in green procurement; ecological education.

Реализация целей устойчивого развития требует кардинального пересмотра механизмов организации национального производства и потребления. Задача перехода к циркулярной экономике может быть решена только путем внедрения конкретных управленческих механизмов, связанных доброй политической волей, основанной на глубоком понимании нового мирового экономического вектора.

В настоящее время Российская Федерация делает первые шаги в указанном направлении. Примером может служить начальный этап реализации на территории России Стратегии развития промышленности по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов производства и потребления на период до 2030 года. Планируемый запуск к 2030 г. 70 экотехнопарков и задачу повышения уровня переработки ТБО до 80 %, по нашему мнению, следует скоординировать с пакетом экологических критериев к продукции по направлениям/отраслям [10; 11]. Первое место в ранге экономических механизмов экологизации хозяйственной жизни по праву принадлежит зеленым государственным закупкам.

Зеленые государственные закупки обеспечивают сокращение воздействия на окружающую среду при удовлетворении потребностей

государственных организаций в товарах и услугах посредством управления жизненным циклом продукта в сравнении с традиционным потреблением товаров и услуг той же функциональности. Основой такого действия являются экологические критерии/требования к продукту, основанные на присуждении премиальных баллов и представляющие общественный интерес. Критерии могут иметь свои особенности в зависимости от территории, хозяйственной специфики и национального товарооборота, но в развитии глобального рынка потребуют в дальнейшем гармонизации в достижении целей устойчивого развития.

Алгоритм применения экокритериев в государственной закупочной практике помогает создать стимулы для производителей, желающих получить госзаказ, вызывает необходимость структурных изменений в процессе производства и ускоряет реальное наполнение соответствующего товарного рынка. В данном случае государство формирует локомотив, который непременно поведет за собой смежные производства. Добровольность применения критериев постепенно станет позитивной модой («good fashion»), укоренится в практике и изменит национальный рынок в лучшую сторону. Учитывая опыт протекционизма КНР (те-

70

Вестник Российского УНИВЕРСИТЕТА КООПЕРАЦИИ. 2019. № 1(35)

кущие планы), можно так же разумно регулировать внешнеторговый оборот, дополнив его механизмом экологизации государственных закупок. Указанная работа должна быть проведена по широкому перечню отраслевых направлений.

Для того, чтобы иметь четкое представление об основных направлениях систематизации и перспективного формирования рынка экологичных товаров, нужно, пользуясь статистическими агрегаторами и другими доступными данными, составить текущую картину наличия на отраслевых национальных рынках «зеленой» продукции, как отечественной, так и зарубежной. Необходимо иметь в российском масштабе информацию о присутствующей здесь же в долевом отношении экомаркировке, ее уровне, характере и продуктивности сертифицирующих организаций.

Следующим этапом агрегации и обработки данных должен стать пункт методической оценки работы сертифицирующих организаций с привлечением общественных организаций. Проверочная работа должна акцентировать внимание на конкретных объектах сертификации методом случайной выборки, имея цель осветить как лучшие, так и негативные практики соответствующих структур с последующим формированием публичного открытого рейтинга сертифицирующих организаций с включением системы оценки через специализированные 1Т-порталы с применением протокола подтверждения.

Данная работа представляется целесообразной в силу масштабного лукавства, имеющего место на рынке сертификации, а также для оценки долевого вклада сертифицирующих организаций в создание/появление/фиксацию («брендирование») экотоваров на отраслевом рынке. Разобраться в этой области принципиально необходимо, чтобы «отделить зерна от плевел», обеспечить здоровую подконтрольность общей политике экологической сертификации и предпринять дальнейшие шаги в продвижении реальной экомаркировки.

Упомянутое соотношение экотоваров в общей массе отраслевых товаров полезно рассмотреть в динамике периода от пяти лет, чтобы понять сложившиеся тенденции и роль основных участников «игрового поля», включая производителей, потребителей, сертифицирующие организации, контролирующие органы и т.д. Здесь важны и масштабы работы тех или иных участников.

Демократичная ревизия поможет плавно перейти к стадии планирования работы по экологическим критериям в госзакупках, так как

оцененные организационные и брендовые возможности работающей сертификации должны быть учтены в их формировании. Это немаловажно, так как национальный рынок имеет особенности управления, и продуманный методический подход может принести очевидную пользу обществу через последовательное внедрение современных технологичных систем независимого автоматизированного контроля.

В предыдущих работах [1; 7-9] мы уже отмечали значение Европейского каталога экологичных товаров [2] и упоминали российский проект «Green Book» [5], поддержанный Правительством Российской Федерации и находящийся в координации EcoStandard Group. «Green Book» аккумулирует на настоящий момент информацию по строительным материалам и строительной отрасли в целом, а Европейский каталог предоставляет актуальные сведения по следующим отраслям: одежда и текстиль, покрытия, лаки и краски, электронное оборудование, мебель, садоводство (включая удобрения и мульчу), бытовая техника (тепловые насосы, водонагреватели), смазочные материалы (разнообразные масла и консистентные смазки), предметы домашнего обихода, бумажные изделия, средства личной гигиены. Работа продолжается и расширяется по отраслям. Европейская комиссия заявляет, что каждый владелец экологической лицензии должен зарегистрировать свой продукт в Каталоге, пользуясь предоставляемой инструкцией, и подчеркивает официально эту обязанность держателей лицензий, потому что предоставляемая «база данных может быть не исчерпывающим списком». Для компаний открыто Руководство пользователя ECAT/ ECAT User Manuals for Licence Holders [6] (для держателей лицензий), которое доступно на всех языках ЕС, а пользователь управляет своей учетной записью через соответствующую регистрацию в системе. Для получения помощи компании могут обратиться в специализированную справочную службу Ecolabel ЕС - EU Ecolabel Helpdesk.

Целесообразно обратить внимание на масштаб проводимой работы. В этом отношении, обосновывая рекомендации для формирования профильного каталога, можно рассчитывать на соответствующий эффект в случае смещения акцента данной деятельности с частных площадок(-ки) на государственный уровень. Как представляется, блок ключевых задач и их исполнение в структурном управлении устойчивым экономическим развитием должен принадлежать государству. Исходя из опыта успешной работы Европейской комис-

сии в названном направлении, Правительство Российской Федерации должно иметь в своем составе соответствующие институциональные единицы, которым следует поручить решение вопросов формирования отраслевых каталогов, ведение учета и работу с держателями лицензий и самими лицензиарами (здесь тоже государственная задача должна быть масштабирована).

Очень важным вопросом является обеспечение максимальной независимости систем экологической маркировки/сертификации, где идеальный вариант функционирования состоит в самофинансировании лицензиара, опирающегося на оплату за право использования экологической маркировки. Можно принять к сведению, например, целесообразность привязки объема платежа за право использования полученного знака к товарообороту отраслевого продукта.

Так как экологический знак присваивается продуктам, а не технологиям или предприятию (принцип маркировки), речь должна идти о конечном продукте, готовом к потреблению. Как мы уже упоминали, важно наличие существующего отраслевого товарного рынка сбыта. Из этого следует, что цель должна состоять не в количестве присваиваемых экологических знаков в единицу времени, а в пользе и целесообразности его практического применения, в первую очередь в продуктовых группах, позволяющих снизить негативное воздействие на окружающую среду. Речь идет о содержании опасных веществ, вредных выбросах и сбросах в воду и почвы, шумовых нагрузках, образовании отходов, использовании невозобновляемых видов сырьевых ресурсов. Эколого-экономический анализ должен охватить весь жизненный цикл продукта, включая конечную стадию утилизации и переработки.

Важный вопрос состоит в установлении продолжительности действия полученной экологической маркировки и праве на ее присутствие в каталоге экологичных продуктов. Упомянутое ограничение связано с активными изменениями в технологии и ситуации на действующем рынке; технологический прогресс с течением времени неумолимо ускоряется, поэтому целесообразно ограничение срока действия полученного экологического бренда в пределах нескольких лет (точный срок зависит от отрасли и особенностей продукта). Возможно, эти сроки будут со временем сокращаться. В таком случае технологически изменится и сама система сертификации, она, по определению, станет проще по доступности и исполнению, будет во многом автоматизирована.

В Экспертном совете по присвоению эко-

маркировки (жюри) структурно должны быть задействованы представители ведущих государственных институтов, функционально связанных с вопросами охраны природы: Ро-сприроднадзора, Госстандарта России, Торгово-промышленной палаты Российской Федерации, санитарно-эпидемиологического надзора, общественных экологических организаций, Общества потребителей и других заинтересованных сторон.

Разграничение функций между разными органами системы экологической сертификации следует методически подробно описать и открыть для размещения на соответствующем сайте. Информация, как мы уже акцентировали, должна быть понятна и максимально доступна претендентам на экомаркировку, которые при поддержке портала должны получать бесплатные консультации в случае возникновения затруднений. Национальная система экологической сертификации должна быть выверена на предмет гармонизации с международной практикой.

С ертифицирующие органы/организации должны соблюдать принцип своей независимости от действующих сторон. Отдельные принципиальные моменты, об обеспечении прозрачности которых стоит подумать, касаются вопросов аккредитации органов по экосер-тификации, специализированных аналитических лабораторий, квалификации/аттестации и подготовки экспертов. Государству следует сосредоточиться на обеспечении информационных, методических и консалтинговых услуг для поддержки корректной деятельности сертифицирующей отрасли, с целью облегчения ее доступности, простоты и прозрачности на основе современных электронных технологий. Как часть системы, должна быть освещена цепочка необходимых действий по взаимному признанию органами сертификации знаков соответствия, сертификатов и результатов лабораторных испытаний на договорной основе. Разработка нормативно-методической документации, ее экспертиза, ведение строгого детального реестра, гармонизация деятельности с международными и национальными системами сертификации, квалифицированный инспекционный контроль - все это может действенно помочь формированию рациональной системы экологической сертификации и, соответственно, качеству использования экокри-териев в закупочном процессе, достоверному отражению полезной информации в каталогах продукции.

Корректная практика внедрения зеленых/ экологических критериев в перечень тендер-

ных условий непременно вызовет ответную реакцию рынка. Поставщикам придется принять к учету требования государственных закупщиков, перестраивая характер производства. Ясно, что гладким и бесспорным этот процесс сразу не станет, но, тем не менее, следуя мировым тенденциям, его придется запустить.

Еще раз стремимся подчеркнуть важный момент, который заключается в создании соответствующей правовой и нормативно-организационной базы, методического сопровождения, доступ к которому должен быть открыт для заинтересованных пользователей. Подготовленная организационная база для опосредования в закупочном процессе должна служить одновременно консультативно-методической площадкой для сторон, вовлеченных в закупочный процесс, с равными правами по доступу и обслуживанию вне зависимости от региона и масштаба действия.

Целесообразно инициировать и провести на добровольной основе первичный эксперимент по включению экокритериев в обязательные закупочные требования с опорой на имеющиеся экологические стандарты. При этом надо иметь в виду, что готовности номер один у российского рынка сейчас нет, есть вопросы к системам экологической сертификации, нет доверия к предоставляемой документации, а сам производитель в массовой части не готов ответить выставляемым требованиям, парируя требования аргументом о длительной временной перестройке производства и отсутствии соответствующего финансирования. Тем не менее прецедент нужно создать, выборочные торги с учетом минимальных для начала экологических требований провести, с расчетом осветить эту практику в средствах массовой информации, анализируя и синтезируя полученный опыт и поднимая его на новый уровень. Нужно учесть и опыт Правительства Москвы, и строительства спортивных объектов Олимпиады, осветив публично полезную для потребителя информацию по применению вариантов экологических критериев.

Работу по формированию экологических критериев, как уже говорилось, следует поручить научному, в идеале специализированному, институту, одновременно выполняя государственно важную задачу поддержки, положительного пиара и распространения опыта компаний, практикующих наилучшие доступные технологии, продукция которых соответствует зеленым стандартам, вне зависимости от вида собственности и, хотелось бы (в идеале), от страны-производителя. Здесь нужно оговориться, что российский товарный рынок

очень многонационален по продукции, представленной на нем. В этом смысле общий рейтинг «зеленых» компаний был бы очень кстати, учитывая доступность «устойчивой» отчетности по международным формам. Разумеется, интерес российского производителя должен быть учтен, но следует допускать также разумную конкуренцию, помогая при этом отечественным предприятиям учиться развивать, документально подтверждать, анонсировать и защищать свои преимущества (не только экологического характера).

Нужно отметить важность грамотного руководства в области формирования экологических критериев продукции. В связи с этим опираясь на европейский опыт, мы предложили бы сформировать Экспертную консультативную группу по зеленым закупкам в составе представителей регионов, Торгово-промышленной палаты Российской Федерации, Ассоциации малых и средних предприятий, общественных природоохранных организаций, Общества потребителей и, возможно, 1СЬЕ1-представителей (либо представителей профильных организаций) для проведения/предоставления консультаций с Правительством Российской Федерации по разработке и реализации политики зеленых закупок, конкретизации плана действий. Такая группа может собираться два раза в год (или чаще по необходимости) с утвержденной и согласованной в рабочем порядке повесткой работы.

На пути построения системы экологичных закупок информационная тема должна быть ведущей. В настоящее время с пониманием в этой части мы видим большие проблемы. Разговоры о соответствующих системах обучения остаются в большей части благим пожеланием. Имеющиеся образовательные курсы экологических факультетов и вузов, касающиеся «зеленой» тематики, имеют зачастую узкоспециализированный, технологический характер, а точечный опыт чтения обзорных курсов по «Зеленой экономике» оставляет закупочные вопросы, связанные с экокритериями, без внимания.

Поэтому следует создать соответствующие учебные курсы на базе Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, а также и на базе Правительства Москвы, постепенно распространяя этот опыт на регионы. С точки зрения общественной пользы было бы рационально обязать менеджмент высшего уровня пройти обязательное кратковременное обучение (с учетом занятости слушателей), чтобы ознакомить чиновников с практическим инструментарием экологизации экономики и мировыми тенденциями в закупочной деятельности. Следует добиться того, чтобы руководи-

тели соответствующих уровней понимали, что такое цикличная экономика и экологические критерии продукции и то, насколько это важно для нашей общей жизни, будущего детей и внуков, вне зависимости от локализации места жительства и материального статуса.

Расширенный вариант экологической подготовки слушателей могут предоставить экологические факультеты университетов.

Перед Правительством России нужно поставить задачу формирования Национального плана действий в области экологичных государственных закупок в координации с основными торговыми партнерами. План должен предусматривать как схему движения по отраслевым приоритетам в разработке критериев/ требований к продукции, так и временную и смысловую структуру наращивания потенциала в реализации стратегии устойчивых закупок. Собственно, план как таковой должен структурно аккумулировать предложения, представленные выше. Основными его задачами должны стать формирование экологических критериев по отраслям, их методическая поддержка и реализация, плановое обучение кадров. Предусмотреть индикативные показатели движения вперед представляется целесообразным с учетом указания ориентировочных сроков выполнения блока запланированных стратегических действий в отраслевом и территориальном разрезе.

В плане действий должен быть сформирован и учтен организационный график научных мероприятий разного масштаба (федерального и регионального), включая тематические конференции, вебинары и др., а также отражены принципы формирования, работы и ротации Высшего совета по экокритериям, актуализированы стадии и структура отраслевой работы по экологическим требованиям к продукции. Методические подходы в оценке продукции, рабочий план по критериям, необходимые условия его формирования/утверждения/использования также должны найти место в программных документах. Иллюстрационные примеры правоприменения экологических требований в закупках, выборочные case-study и примеры поисковых систем будут служить большим преимуществом в качестве приложений, дополняющих концепцию предложенных действий.

С целью создания рынка экологичных товаров и услуг политически оформленный документальный посыл в сфере адаптации системы государственных закупок к соответствующим критериям должен включить следующие тематические разделы (таблица).

Для обеспечения продуктивности стадийной разработки базовой национальной программы по экологизации зеленых закупок следует организовать тесное взаимодействие перспективных рабочих групп и экспертного ядра с OECD, Европейской комиссией и программой One Planet (Network/The Sustainable Public Procurement Programme (10YFP SPP). Следует включиться в работу международных ассоциаций, занимающихся проблематикой устойчивых государственных закупок, обеспечив постоянное представительство России в них для выполнения рабочих миссий. Такое взаимодействие позволит организовать продуктивный информационный поток, обмен лучшими практиками, привлечет к совместной работе лучших экспертов от отрасли экологизации закупочной деятельности. Одновременно изучение мирового опыта и взаимодействие с коллегами позволит гармонизировать стандарты и критерии с требованиями, имеющими место в работе зарубежных коллег, ускорит подготовку собственной методической базы и позволит избежать некоторых ошибок, которые проанализированы нашими партнерами.

Подводя итог всему вышесказанному, подчеркнем еще раз мощь такого инструмента, как государственное закупки. Государственные закупки - это 14-17 % валового продукта, это политика для поставщика, это стимулы для производства, это пример для всего национального рынка.

Проблемы, которые должны быть решены в первую очередь:

1) анонсировать необходимость работы бюджетных закупщиков с экологическими товарными критериями. Инструментом проведения политического анонса может стать открытое политическое заявление приверженности России курсу устойчивой/зеленой/цикличной экономики, включение посыла в программные документы, знаковые публичные выступления Президента и председателя Правительства Российской Федерации, ответственных министерств и ведомств;

2) подготовить стартовые специализированные учебные курсы на базе федерального Министерства природных ресурсов и экологии, а также Правительства Москвы (с последующим этапным распространением этой деятельности на регионы, с включением администраций и университетских площадок). К проведению этой работы, формированию учебных стандартов и планов, лекторию следует привлечь лучших отечественных и зарубежных профессионалов;

3) наладить эффективную систему обу-

Название структурного раздела

Содержание

Обоснование и представление потенциальных выгод «зеленых» государствен-ных закупок

Государственные закупки влияют на тенденции производства и потребления; спрос со стороны государственных органов на экологичные товары создаст и расширит рынки «чистой» продукции. У компаний появится интерес к разработке экологических технологий_

Новые технологические разработки помогут поднять конкурентоспособность России

Конечная оптимизация государственных издержек с учетом долговременного акцента на оценку жизненного цикла товара

Политическая основа

Соответствие целям устойчивого развития ООН, Рекомендациям ОЭСР, европейскому Плану действий по устойчивому потреблению и производству и устойчивой промышленной политике (8СР/81Р)_

о £

Чз о

0

3

I'

1

Ьв

а; £

§

0

1 I

С)

&

Существую-щие критерии

Отраслевые критерии, критерии экомаркировки, характер критериев, динамические изменения, цели развития

Барьеры на пути внедрения эко критериев/ Информационные нужды

• недостаток/наличие критериев

• полнота/наличие/отсутствие баз(-ы) данных

• наличие/недостаток информации о стоимости жизненного цикла продукции и относительных затратах на экологически чистые продукты/услуги

• осведомленность (или ее отсутствие) о преимуществах экологически чистых продуктов и услуг

• неопределенность в отношении правовых возможностей включения экологических критериев в тендерные документы

• наличие/отсутствие политической поддержки и связанные ресурсы для продвижения устойчивых закупок (отдельная статья - целевое обучение, требующая особого внимания

• координация обмена лучшими практиками и многоуровневое взаимодействие/региональный информационный обмен_

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Цели и задачи

Ключевые рекомендации по уменьшению воздействия на окружающую среду, роль государственного сектора, стимулирование инноваций, выявление и устранение барьеров:

• процесс разработки/утверждения/гармонизации экологических критериев

• агрегирование информации о стоимости жизненного цикла продуктов

• юридическое и оперативное управление;

• политическая поддержка, индикаторы, мониторинг_

Методические подходы и определения

СРР/определенис: это «процесс, посредством которого государственные органы стремятся обеспечить товары, услуги и работы с уменьшенным воздействием на окружающую среду на протяжении всего их жизненного цикла по сравнению с товарами, услугами и работами с той же основной функцией, которая в противном случае была бы приобретена» [12]_

Процедуры зеленых закупок (требования к окружающей среде, критерии отбора/назначения, положения о контрактах) Экологическая эффективность, преимущества критериев для обеспечения конкурентных возможностей_

Варианты критериев (спецификации; критерии экологической награды - премиальные баллы)

и»

4 Критерии и приоритетные отрасли Процесс разработки и утверждения критериев: экомаркировка и аккумуляция информации от заинтересованных сторон промышленности и гражданского общества как база для формирования экологических критериев

Создание экспертной группы (групп) /Открытые стандарты консультативных процедур и координации одобрения критериев. Позитивный пример доступен здесь [3]

Процедура обсуждения с заинтересованными сторонами

Регламент утверждения критериев

Определение приоритетных секторов [с точки зрения целесообразности начинаний можно взять для начала четыре сектора: строительство (уже в работе/каталоги), общепит, транспорт и энергетический сектор] на основе следующих принципов [1], вариативно: • возможности для улучшения окружающей среды; • объем государственных расходов; • потенциальное воздействие на частных или корпоративных потребителей; • политическая чувствительность; • возможность применения простых критериев; • рыночная доступность • экономическая эффективность

Опорные источники для формирования критериев: • жизненный цикл как основа; • экологическая маркировка (ведущие и признанные бренды); • требования к энергоэффективности (учет контрольных показателей)

Разделение критериев на общие и продвинутые (с более высокой эффективностью и амбициями): стимулы для рынка

Система стимулов для непрерывного улучшения критериев

Принципы построения критерия для максимизации его простоты и понимания участниками торгов, а также для необходимой проверки

Установление целевых показателей, бенчмаркетинг и контроль

5 Индикаторы для оценки достижения целей Определение доли закупок, которые могут быть отнесены к «зеленым» согласно применению экологических критериев (по объему /доле и времени)

Предоставить (запланировать) возможность регионам составлять свои собственные планы экозакупок согласно возможностям и амбициям в русле заданной политики

Конкретизировать индикативные цели по источникам финансирования целевой работы, включая грантовые, исследовательские и иные фонды, связанные с политико-экономической и научной поддержкой

Расширение учебного блока по зеленым закупкам в общей системе подготовки сертифицированных закупщиков

6 Руководства, рекомендации и общее регулирование Юридические и операционные руководства

Включение политики и процедур «зеленых» закупок в региональные планы развития с точки зрения развития механизмов и подготовки кадров

Выделение наиболее эффективных вариантов закупочной практики по экокритериям с целью освещения подобного опыта в СМИ и распространения опыта

Создание федеральной электронной площадки обучения слушателей в работе с экокритериями с поддержкой региональной работы в ней

Формирование каталогов экологичной продукции по отраслям

0

1 €

Й §

£

151

7 Стимули- Практика предпродажных (предварительных коммерческих) закупок

рование инноваций Формирование добровольной системы для сторонней проверки требований к эффективности новых технологий, облегчающей проверку соответствия экологическим требованиям, представленным в тендерной документации

Выделение отраслевых инновационных рынков, создающих благоприятные условия и рамки для развития новых продуктов и услуг, и стимулы для них

8 Экологические требования к продукции в частной закупочной практике Методы функциональной связи, методической и оперативной помощи в реализации принципов устойчивых закупок, укрепление стимулов взаимодействия в применении экокритериев

9 Мониторинг зеленых индикаторов • Количественный способ (к примеру: зеленые торги в общей численности госзакупок; стоимость зеленых контрактов в общей сумме государственных контрактов) • Оценка экологического воздействия/эффекта зеленых закупок (на основе случайной выборки)

Обеспечение регионального и отраслевого контроля

Планирование действий (решение задач и создание стимулов для инноваций) на основе результатов мониторинга/его эффективности с точки зрения минимизации воздействия на окружающую среду

Временной график мониторинга и электронной проверочной выборки (мониторинг и бенчмаркинг служат в качестве стимула для применения экокритериев в проведении торгов)

о £

Чз о

0

3

I'

1

а;

£ §

0

1 I

С)

&

и» о,

чения закупщиков и поставщиков, связанную с экологизацией государственных закупок, подготовив блок соответствующих образовательных, методических и практических пособий;

4) обязать чиновников высшего уровня пройти кратковременное обучение по тематике цикличной экономики, ступенчато переводя процесс на менеджмент разных уровней;

5) поддержать создание специализированной государственной и межгосударственной научно-технологической структуры, которой поручить в рамках Национального проекта «Экология» и межгосударственного финансирования (интеграция) формирование отраслевых критериев продукции в России, Евразийском регионе и содружестве стран-членов БРИКС;

6) заняться анализом эффективности работы сертифицирующих по экологическим стандартам организаций, создав электронный ресурс экологической сертификации, освещающий учет, отчетность и текущую работу по сертификации продукции. На этом портале должна аккумулироваться и храниться информация по сертификации продукции с описанием этапов и сроков проведения ступенчатого процесса с документальным и визуальным подтверждением; портал должен использовать технологию подтвержденного протокола и обеспечить доступ зарегистрированных в системе (авторизованных) пользователей к получению информации. Сюда же целесообразно подключить систему «Консультант GZ» и установить прямую электронную связь с Каталогом экологичной продукции. Это поможет сертифицированным продуктам автоматически пополнять ряды специализированного Каталога, откуда черпают подробную информацию заинтересованные стороны: закупщики, потребители и др.;

7) формирование Каталога экологичной продукции поручить Правительству Российской Федерации, точнее Министерству природных ресурсов и экологии, также включив эту задачу структурной единицей в Национальный проект «Экология» [4]; с учетом того, что финансовая структура проекта пересматривается, нужно найти место в проекте тематике экокритериев и государственным «зеленым» закупкам. Каталог должен формироваться постепенно, с претензией не на количество, а на качество информации, к тому же его наполнение должно соответствовать процессу роста рынка экологичных товаров, а это, как известно, в первую очередь политический вопрос;

8) всю информацию, касающуюся устойчивых/зеленых государственных закупок, раз-

местить на едином портале «GPP_Russia»/ «Россия_Зеленые_государственные_закупки», включив туда политические, законодательные и организационные аспекты профильной деятельности, научную, методическую и новостную информацию, развивая и дополняя его полезными звеньями;

9) имеющийся практический национальный задел в области экологичного государственного заказа следует также осветить на специализированном портале (см. п. 6, 8), выделив блок «лучших отечественных практик, технологий и критериев», сопроводив его «разбором полетов», выделив позитивный долговременный опыт как пример и проанализировав ошибки;

10) создать и анонсировать публичный рейтинг «зеленых» компаний, соблюдающих принципы социальной ответственности бизнеса, работающих с устойчивой отчетностью, имеющих сертификаты международных систем стандартизации ИСО, внедряющих наилучшие доступные технологии и безотходное производство. Для рационального действия данный ресурс лучше всего представить в балансе: «зеленый рейтинг» противопоставить «черному рейтингу», чтобы были стимулы у компаний избегать статуса худших (черный список - список компаний, производство которых наносит большой вред окружающей среде) и стремиться попасть в престижный зеленый список. Такое ранжирование найдет своих противников и может вызвать активные про-тестные действия, но пиар активизирует деятельность необычайно быстро, так что данный инструментарий представляется чрезвычайно полезным в ускорении реального движения к устойчивому развитию. Предлагаем отдать на разработку данный ресурс технологам от IT и блокчейна, оставив смысловую часть формирования принципов рейтинга лучшим профессионалам от экологии, зеленой экономики и социальной ответственности;

11) федеральный экологический портал должен дать подробную информацию для изучения по case-study, наполнение которой надо продумать с целью получения максимальной эффективности по результату от приведенных примеров;

12) федеральные законы о закупках следует доработать на предмет более четких рекомендаций по использованию экологических критериев, но, учитывая принцип добровольности их применения, следует поработать над данной темой очень тщательно, привлекая лучших международных юристов и практиков от закупки;

13) провести экспериментальные торги (продумав направление), определив простые экологические критерии для тендера (заручившись невозражением ФАС), и затем принять к анализу и разбору результаты, осветив полученный опыт в средствах массовой информации (создавая тем самым положительный имидж прецеденту);

14) открыть государственный зеленый ТВ-канал, где, помимо просветительских, научных, развлекательных и информационных программ под «зеленым» соусом (общая экологическая тематика по отраслям: туризм, промышленность, сельское хозяйство, культура, спорт, мода и т.д.), сделать блок по зеленым закупкам, ограниченный по времени и окупаемый рекламой экологичных товаров;

15) инициировать проведение специализированных грантовых конкурсов и программ, связанных с тематикой проведения «зеленых» тендеров;

16) сформировать Экспертный совет по зеленым государственным закупкам с участием представителей науки, бизнеса и общественности.

В процессе создания национального экологичного товарного рынка важно сделать первые шаги, постепенно расширяя круг задач и совершенствуя инструментарий их выполнения. Новое время принесет новые технологии, важно не стоять на месте, а присоединиться к прогрессивному мировому тренду по строительству цикличной экономики и принять лучшие международные практики к изучению и применению, внося свою творческую лепту в созидательный процесс.

Шаг за шагом следует наращивать практический инструментарий для выполнения задач по «озеленению» экономики, создавая условия для безопасной и благоприятной жизни на Земле. Национальная роль России в этом процессе очень важна, так как именно она служит территориальным и политическим мостиком на евроазиатском пространстве. Действуя в сотрудничестве с партнерами и соседями, можно добиться многих позитивных результатов, и устойчивые/зеленые государственные закупки должны сыграть в процессе строительства цикличной экономики ведущую роль.

Список литературы

1. Алиева Т.Е., Сметанина Т.П. Государственные закупки - варианты «зеленых стандартов» // Научные известия. 2018. № 12. С. 70-75.

2. Европейский каталог экологичных товаров. URL: http://ec.europa.eu/ecat/products/en.

3. Пример создания экспертной группы (групп): Открытые стандарты консультативных процедур и координации одобрения критериев. URL: http://ec.europa.eu/civil_society.

4. Проект Паспорта национального проекта «Экология». URL: https://ecology.bashkortostan. ru/documents/active/101584.

5. Российский каталог строительных материалов Green Book. URL: http://greenbook.pro/catalog.

6. Руководство пользователя ECAT для держателей лицензий. ECAT User Manuals for Licence Holders. URL: http://ec.europa.eu/environ-ment/ecolabel.

7. Сметанина Т.П. Роль зеленых закупок в реализации стратегии устойчивого развития: лучшие практики ОЭСР. Задачи государств ЕАЭС в формировании рынка экологичных товаров и услуг // Сотрудничество государств-членов ЕАЭС с ОЭСР в контексте развития интеграционной повестки Союза. Возможности использования наилучших практик ОЭСР в работе ЕАЭС: тезисы семинара Евразийской экономической комиссии (19-20 апр. 2017 г.): сб. публикаций. М., 2017. С. 82-83.

8. Сметанина Т.П. Экологические критерии в закупочной деятельности: задачи и лучшие практики // Инновации в товароведении и экономике: теория, практика, экспертиза, безопасность: тезисы докл. Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием (24-25 марта 2017 г.). Коломна, 2017. С. 202-207.

9. Сметанина Т.П., Агапова Е.В. Экологические стандарты - новый критерий государственных закупок // Экономика и предпринимательство. 2018. № 11. С. 162-165.

10. Сметанина Т.П., Воротников А.М. Внедрение экологических критериев в государственные закупки // Журнал экономических исследований. 2018. №. 11. С. 1-8. URL: https://naukaru. ru (дата обращения: 27.02.2019).

11. Сметанина Т.П., Воротников А.М. Некоторые аспекты организационно-управленческого сопровождения внедрения в России государственных зеленых закупок // Журнал экономических исследований. 2018. № 12. С. 42-46. URL: https://naukaru.ru (дата обращения: 27.02.2019).

12. Communication from the Commission to the European Parliament, the Council, the European Economic and Social Committee and the Committee of the Regions Public procurement for a better environment {SEC(2008) 2124} {SEC(2008) 2125} {SEC(2008) 2126}/*C0M/2008/0400 final*/. URL: https://eur-lex.europa.eu.

References

1. Alieva T.E., Smetanina T.P. Gosudarstvenny'e zakupki - varianty' «zeleny'kh standartov» [Public

procurement - the options for «Green standards»] // Nauchny'e izvestiya. 2018. № 12. S. 70-75.

2. Evropejskij katalog e'kologichny'kh tovarov. URL: http://ec.europa.eu/ecat/products/en.

3. Primer sozdaniya e'kspertnoj gruppy' (grupp): Otkry'ty'e standarty' konsul'tativny'kh protsedur i koordinatsii odobreniya kriteriev. URL: http://ec.europa.eu/civil_society.

4. Proekt Pasporta nacional'nogo proekta «E'kologiya». URL: https://ecology.bashkortostan. ru/documents/active/101584.

5. Rossijskij katalog stroitel'ny'kh materialov Green Book. URL: http://greenbook.pro/catalog.

6. Rukovodstvo pol'zovatelya ECAT dlya derzhatelej licenzij. ECAT User Manuals for Licence Holders. URL: http://ec.europa.eu/environment/ ecolabel.

7. Smetanina T.P. Rol' zeleny'kh zakupok v realizatsii strategii ustojchivogo razvitiya: luchshie praktiki OE'SR. Zadachi gosudarstv EAE'S v formirovanii ry'nka e'kologichny'kh tovarov i uslug [The role of green public procurement in the implementation of the sustainable development strategy: best practices in the OECD. Eurasian Economic Union objectives in the formation of the market for environmentally friendly goods and services] // Sotrudnichestvo gosudarstv-chlenov EAE'S s OE'SR v kontekste razvitiya integratsionnoj povestki Soyuza. Vozmozhnosti ispol'zovaniya nailuchshikh praktik OE'SR v rabote EAE'S: tezisy' seminara Evrazijskoj e'konomicheskoj komissii (19-20 apr. 2017 g.): sb. publikatsij. M., 2017. S. 82-83.

8. Smetanina T.P. E'kologicheskie kriterii

v zakupochnoj deyatel'nosti: zadachi i luchshie praktiki [Environmental criteria in procurement activity: objectives and best practices] // Innovatsii v tovarovedenii i e'konomike: teoriya, praktika, e'kspertiza, bezopasnost': tezisy' dokl. Vseros. nauch.-prakt. konf. s mezhdunar. uchastiem (24-25 marta 2017 g.). Kolomna, 2017. S. 202-207.

9. Smetanina T.P., Agapova E.V. E'kologicheskie standarty' - novy'j kriterij gosudarstvenny'kh zakupok [Environmental standards - a new criteria for public procurement] // E'konomika i predprini-matel'stvo. 2018. № 11. S. 162-165.

10. Smetanina T.P., Vorotnikov A.M. Vnedrenie e'kologicheskix kriteriev v gosudarstvenny'e za-kupki [Implementing the environmental criteria in public procurement] // Zhurnal e'konomicheskikh issledovanij. 2018. №. 11. S. 1-8. URL: https:// naukaru.ru (data obrashcheniya: 27.02.2019).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Smetanina T.P., Vorotnikov A.M. Nekotory'e aspekty' organizacionno-upravlencheskogo sopro-vozhdeniya vnedreniya v Rossii gosudarstvenny'kh zeleny'kh zakupok [Some aspects of organizational and management support of Green Public Procurement implementation in Russia] // Zhurnal e'konomicheskikh issledovanij. 2018. № 12. S. 4246. URL: https://naukaru.ru (data obrashcheniya: 27.02.2019).

12. Communication from the Commission to the European Parliament, the Council, the European Economic and Social Committee and the Committee of the Regions Public procurement for a better environment {SEC(2008) 2124} {SEC(2008) 2125} {SEC(2008) 2126}/*C0M/2008/0400 final. URL: https://eur-lex.europa.eu.

СМЕТАНИНА Татьяна Петровна - кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник Центра развития конкурентной политики и государственного заказа Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, директор Департамента зеленой экономики АНО «Международный Альянс Стратегических ПроектовБРИКС». Россия. Москва. E-mail: smetanina.tatiana@gmail.com.

ВОРОТНИКОВ Александр Михайлович - кандидат химических наук, PhD (экономика), доцент кафедры государственного регулирования экономики. Институт общественных наук Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации; эксперт Экспертного центра ПОРА (проектный офис развития Арктики). Россия. Москва. E-mail: vdep14@yandex.ru.

ТАРАСОВ Борис Александрович - кандидат медицинских наук, директор Экспертного центра ПОРА (проектный офис развития Арктики). Россия. Москва. E-mail: tarasov@ porarctic.ru.

SMETANINA, Tatyana Petrovna - Candidate of Sciences (Economics), Leading researcher of the scientific and research laboratory of the Center for the Development of Competitive Policy and State Order, Russian Academy of National Economy and Public Administration; Director of the Department of Green Economy, Autonomous Non-Commercial Organization «International Alliance of BRICS Strategic Projects». Russia. Moscow. E-mail: smetatnina.tatiana@gmail.com.

VOROTNIKOV, Alexander Mikhaylovich - Candidate of Sciences (Chemistry), PhD (Economics), Associate Professor of the Department of State Regulation of Economy. Institute of Social Sciences of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public

Administration; Expert of the Expert Center ADPO (Arctic Development Project Office). Russia. Moscow. E-mail: vdep14@yandex.ru.

TARASOV, Boris Alexandrovich - Candidate ofSciences (Medicine), General Director of the Expert Center ADPO (Arctic Development Project Office). Russia. Moscow. E-mail: tarasov@porarctic.ru.

УДК 330.8:37.01

ЭТИЧЕСКИЕ ПРОТИВОВЕСЫ МАРТИНА ЛЮТЕРА ДЛЯ ГУМАНИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ

Е.В. Толстова

В статье анализируются трактаты Мартина Лютера о ссудном проценте, внесшие значительный вклад в разработку данной обширной темы в христианской этике. В средневековом представлении проценты как рост благосостояния без труда противоречат смыслу экономической этики, кредитор присваивал себе часть заработка должника, что считалось безнравственным. Прослеживается эволюция взглядов Лютера, называвшего ростовщиков разбойниками и убийцами, отбирающими у бедняка имущество и пищу: от призывов к бесплатной помощи нуждающимся, исходя из любви к ближнему, через признание сделок под небольшой процент до высказываний об установлении максимальной ставки в 6 %, требований справедливого процента и критики неравного распределения риска между кредиторами и должниками. Проанализированы его предложения по ценообразованию, усовершенствованию кредитной системы, применению этических принципов для преодоления абсолютизации чисто производственно-экономического мышления, нацеленного на прибыль. Вопреки разрыву во времени обнаруживается актуальность основного этического правила Лютера - защита слабого, раскрывается потенциал христианской этики для гуманизации рыночной экономики.

Ключевые слова: экономическая этика; Реформация; гуманизация экономики; кредит; прибыль; рыночная экономика; глобализация.

E.V. Tolstova. ETHICAL BALANCES OF MARTIN LUTER FOR HUMANIZATION OF ECONOMICS

The article analyzes Martin Luther's tracts on loan interest, which were a significant contribution to the development of this extensive topic in the Christian ethics. In the medieval view, interest as an increase in welfare without labour contradicted the sense of economic ethics, the creditor appropriated a part of the debtor's earnings which was considered immoral. The article observes the evolution of Luther's views who called money lenders robbers and murderers taking away property and food from the poor: from calls for free help to people in need based on love for their neighbour, through recognition of transactions at a small percentage to statements about setting a maximum rate of 6%, requirements of fair interest and critique of the unequal risk distribution between creditors and debtors. Analyzed are his proposals for pricing, improvement of the credit system, application of ethical principles to overcome the absolutization of purely industrial and economic thinking aimed at profits. The relevance of Luther's basic ethical rule despite the time lapse, i.e. protection of the weak and the potential of the Christian ethics for the humanization of the market economy are revealed.

Keywords: economic ethics; Reformation; humanization of economy; credit; profit; market economy; globalization.

Реформация, 500-летний юбилей которой праздновался в 2017 г., породила гигантский объем нового духовного, нравственного, интеллектуального, политико-экономического опыта. Этот огромный ресурс востребован и российским гуманитарным сознанием, в нем обнаруживается богатый материал для размышлений не только о вечных вопросах бытия, но и о сугубо современных проблемах жизни вопреки разрыву во времени.

Политико-экономическая ситуация в Германии накануне Реформации характеризовалась, с одной стороны, формированием и укреплением территориального государства, кризисом денежной и валютной системы; с другой стороны, это была первая глобализация в начале Нового времени, но, в отличие от традиционной глобализации производства, капитала и ноу-хау, она была глобализацией торговли. Экономика раннего капитализма

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.