Научная статья на тему 'Организационное эвристическое управление'

Организационное эвристическое управление Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
1292
223
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ / СЛОЖНЫЕ ЗАДАЧИ / ЭВРИСТИКА МЕТОДЫ ЭВРИСТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ / MANAGEMENT / COMPLEX TASKS HEURISTIC METHODS HEURISTIC CONTROL

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Ожерельева Татьяна Алексеевна

Статья анализирует состояние эвристического управления. Показана область его применения: сложные и большие по объему задачи. Показано, что коллективное эвристическое управление позволяет решать более сложные задачи в сравнении с одиночным экспертным решение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Organizational management heuristic

The article analyzes the state of the control heuristic. This article describes the use of heuristic control region, which includes complex and large in terms of the problem. It is proved that the collective management of heuristic can solve more complex problems in comparison with a single expert decision. The article reveals the content of the basic heuristic solution methods, and management

Текст научной работы на тему «Организационное эвристическое управление»

(№.4

The. State Counsellor, 2014

УДК 338.2; 004.8; 004.9

Т.А.Ожерельева

Организационное эвристическое

управление

Статья анализирует состояние эвристического управления. Показана область его применения: сложные и большие по объему задачи. Показано, что коллективное эвристическое управление позволяет решать более сложные задачи в сравнении с одиночным экспертным решение. Раскрыто содержание основных эвристических методов решения и управления.

Ключевые слова: управление, сложные задачи, эвристика методы эвристического управления

T.A.Ozherel'eva

Organizational management heuristic

The article analyzes the state of the control heuristic. This article describes the use of heuristic control region, which includes complex and large in terms of the problem. It is proved that the collective management of heuristic can solve more complex problems in comparison with a single expert decision. The article reveals the content of the basic heuristic solution methods, and management

Keywords: management, complex tasks heuristic methods heuristic control

Введение

азработка управленческих решений для нетиповых задач - трудное занятие. В управленческой практике таких задач встречается довольно много. Собрания, заседания, семинары и другие формы решения новых проблем часто дают решение, которое один человек не в состоянии получить. Многие новые решения получены при коллективном обсуждении, а слова: "эврика" и "эвристика" дали название этим методам как «эвристическим». Существует направление в управлении, которое называется эвристический менеджмент. Эвристический менеджмент имеет свои цели, их которых следует выделить: достаточно определенные цели: оценка творческого потенциала личности и формирование эксперта; создание технологии коллективного принятия решений; формирование групп экспертов; оценка мотиваций или импакт-анализ [1] причин получения решений; определение эвристических методов, операций и приемов, которые необходимо освоить для более качественного и оперативного решения творческих задач специалистам. Таким образом, исследование эвристических методов в управлении представляет собой важную управленческую задачу.

Когнитивные характеристики управленческих моделей и задач, приводящие к необходимости эвристического управления.

Управленческая задача, как и модель, характеризуется когнитивными характеристи-

ками [2]. Выделим, из приведенных в [2], наиболее важные свойства информационных моделей, применяемые для управления: обозримость, воспринимаемость, ситуационная определенность, актуальность, точность, информационное соотвествие.

Обозримость - свойство моделей, состоящее в том, что человек (в рамках своего человеческого интеллекта) в состоянии обозреть совокупность параметров и связей, входящих в модель и понять данную модель как целое. Это свойство у виртуальных моделей значительно выше, чем у реальных объектов. Оно обусловлено возможностью масштабирования визуального пространства. Например, человек, находясь в городе, видит только окружающие его дома. Но, используя электронную карту, навигатор, космический снимок - он увеличивает обозримость и видит то, что в реальности увидеть не может. Соответственно принимаемое им решение более обосновано.

Воспринимаемость - свойство моделей, состоящее в том, что человек (в рамках своего человеческого интеллекта) в состоянии воспринять и понять данную модель как отражение объективной реальности или ее практическое назначение [3]. Воспринимаемость связана с наличием базовых знаний. Чем больше базовых знаний, тем выше воспринимаемость.

Если модель необозрима или не воспринимаема, она, как правило, отвергается и не применяется человеком. Если модель воспринимаема одним человеком и не воспринимаема другим человеком, между ними появляется

государственный СоВет-ник, 2014

состояние информационной асимметрии. Наличие информационной асимметрии [4] между руководителями и исполнителями приводит к тому, что руководители чаще отвергают новую идею, предложение или модель, которая им не понятна.

Ситуационная определенность состоит в том, что модель информационной ситуации определена и создает условия для действий в этой ситуации игроку или учащемуся. Ситуационная определенность информационной модели [5] связана с оперативными действиями. Субъект может действовать в ситуациях, которые ему понятны и им анализируемы.

Актуальность - свойство параметров информационных моделей и всей модели в целом соответствовать (на основе выбранных человеком критериев) текущим значениям параметров и модели. Актуальность подразумевает наличие некого порога устаревания модели.

Точность - свойство информационных моделей и их параметров соответствовать (на основе выбранных человеком критериев) определённой степени близости реальному состояние объекта или процесса моделирования.

Информационное соответствие - свойство взаимодействующих информационных моделей и их элементов, определяющее достаточность информационных ресурсов для выполнения моделями или их элементами своих функций [2].

Свойства связаны с когнитивной областью человека. Перечисленные основные свойства моделей применяются в информационных системах и технологиях (включая сферу образования) и определяют так называемый информационный подход.

Методы решения творческих задач

Если все известные методы решения творческих задач разделить по признаку доминирования логических эвристических (интуитивных) процедур и соответствующих им правил деятельности, то можно выделить две большие группы методов: логические методы, эвристические методы.

Логические методы - это методы, в которых преобладают логические правила сравнения, обобщения, классификации, индукции, дедукции и т. д.;

Эвристические методы - последовательность предписаний или процедур обработки информации, выполняемая с целью поиска более рациональных и новых конструктивных решений.

Эвристические методы обычно противопоставляют строгим формальным методам решения, опирающимся на точные математические модели. В психологической и кибернетической литературе под эвристическими

я№4

методами понимаются любые методы, направленные на сокращение перебора, или индуктивные методы решения задач. Эвристические методы обеспечивают выявление, обработку и упорядочение системы закономерностей, механизмов и методологических средств антиципации, конструирования нового задания и целеустремленных способов деятельности на основе обобщения прежнего опыта и опережающего отражения моделей будущего с целью полного удовлетворения потребностей моделей.

Решение всякой простой задачи с помощью информационной модели может быть представлено в виде продукции [2]:

КР (1)

где Кр - модель реального состояния объекта; Кт - модель требуемого состояния объекта. Решение задачи может быть расчленено на отдельные действия решающей системы и в целом представлено как последовательность этих действий:

Кр ^ ^^К^с^ (К) ^ К2 ^ ^

Последовательность действий решающей системы < С2,..., Сп > есть путь решения задачи. Под путем решения часто понимают алгоритм решения задачи. По этому критерию все задачи можно разделить на два типа. Если путь решения исходной задачи известен априори, то имеет место решающая система первого рода (1). Если же путь решения исходной задачи неизвестен, то решающая система называется решающей системой второго рода [6].

Эвристические методы увеличивают вероятность получения (но не всегда оптимального) решения творческой задачи.. Эвристические методы дают возможность находить решения даже в очень сложных, ситуациях [7, 8], однако здесь по эффективности они уступают точным алгоритмическим подходам. Эвристика предписывает общие правила для достижения общих целей и в типичных случаях не предписывает точного маршрута к обозначенной цели, как это делается в случае алгоритма.

На рис.1 приведены варианты действий при решении эвристической задачи.

Необходимо на основе условий в пункте 1 достичь цели в пункте 15. Обозримость позволяет разбить пути решения на три этапа. На каждом их этапов подводится итог и принимается решение по дальнейшему движению.

Следует отметить, что коллективная «обозримость» и «воспринимаемость» качественно больше, чем одного субъекта. Именно этим и объясняется возможность получения эвристических решений в коллективе, которые индивид получить не в состоянии.

Рис.1. Схема решения эвристической задачи

Методы получения эвристических управленческих решений. Рассмотрим методы получения эвристических решений.

Метод проб и ошибок. Наиболее тривиальный и примитивный. Суть метода заключается в последовательном выдвижении и рассмотрении всевозможных вариантов решения (проб). Если выдвинутая идея оказывается неудачной (ошибкой), ее отбрасывают, а затем выдвигают новую. Правила выдвижения идей при этом отсутствуют, может быть выдвинута и нелепая идея. Пробы и ошибки могут быть мысленные или экспериментальные

Метод «мозгового штурма» [9]. Метод базируется на психологических закономерностях. Диалог в условиях "мозговой атаки" выступает в роли средства, позволяющего высвободить творческую энергию участников решения задачи. В настоящее время выработано несколько модификаций метода "мозговой атаки".

Прямая "мозговая атака" является методом коллективного генерирования идей решения творческой задачи. Цель этого метода заключается в сборе как можно большего количества идей, освобождении от инерции мышления, преодолении стереотипного хода мысли в решении творческой задачи. Основные принципы и правила этого метода - абсолютный запрет критики предложенных участниками идей, а также поощрение всевозможных реплик, шуток. Успех применения метода во многом зависит от руководителя.

Массовая "мозговая атака", предложенная Дж. Дональдом Филипсом (США), позволяет существенно увеличить эффективность генерирования новых идей в большой аудито-

рии (число участников варьируется от 20 до 60 человек). Особенность этой модификации метода заключается в том, что присутствующих делят на малые группы численностью 5-6 человек. После разделения аудитории на малые группы последние проводят самостоятельную сессию прямой "мозговой атаки". Деятельность работы малых групп может быть разной, но четко определенной, например - 15 минут. После генерирования идей в малых группах проводится их оценка, затем выбирают наиболее оригинальную.

"Мозговой штурм"- диалог с деструктивной отнесенной оценкой - предложен советским исследователем Е. А. Александровым и модифицирован Г. Я. Бушем. Сущность диалога в данном случае состоит в активизации творческого потенциала изобретателей при коллективном генерировании идей с последующим формулированием контридей. Предусматривается поэтапное выполнение следующих процедур:

1-й этап - формирование малых групп, оптимальных по численности и психологической совместимости;

2-й этап - создание группы анализа проблемной ситуации, формирование исходной творческой задачи в общем виде, сообщение всем участникам диалога задачи вместе с описанием метода деструктивной отнесенной оценки:

3-й этап - генерирование идей по правилам прямой коллективной "мозговой атаки" (особое внимание обращается на создание творческой, непринужденной обстановки);

4-й этап - систематизация и классификация идей. Изучаются признаки, по которым можно объединить идеи и, согласно этим при-

Г^СуарстВеНнЫй СоВетНиК, 2014

знакам, идеи классифицируются в группы. Составляется перечень групп идей, выражающих общие принципы, подходы к решению творческой задачи;

5-й этап - деструктурирование идей, то есть оценка идей на реализуемость. "Мозговая атака" на этом этапе направлена только на всестороннее рассмотрение возможных препятствий к реализации выдвинутых идей;

6-й этап - оценка критических замечаний, высказанных во время предыдущего этапа и составления окончательного списка практически используемых идей. В список вносятся только те идеи, которые не были отвергнуты вследствие критических замечаний, а также выдвинутые контридеи.

Наиболее эффективные результаты достигаются в случаях, когда все участники "мозговой атаки" рационально распределяются на группы: 1) генерирование идей: 2) группа анализа проблемной ситуации и оценки идей; 3) группа генерирования контридей.

Метод коллективного поиска оригинальных идей. Метод коллективного поиска оригинальных идей базируется на следующих психолого-педагогических закономерностях и соответствующих им принципах. Первый принцип метода состоит в том, что руководитель группы стимулирует зарождение оригинальных идей и выступает как их соавтор. Чем более развиты способности руководителя к сотрудничеству, тем эффективнее, при прочих равных условиях, решение творческой задачи.

Второй принцип основан на доверии творческим силам и способностям друг друга. Все участники выступают на равных: шуткой, удачной репликой руководитель поощряет малейшую инициативу членов творческой группы.

Третья закономерность и принцип - использование оптимального сочетания интуитивного и логического. В условиях генерирования идей оптимальным является ослабление активности логического мышления и всяческое поощрение интуиции. Этому в немалой степени способствуют и такие правила, как запрет критики, отсроченный логический и критический анализ генерированных идей.

Метод эвристических вопросов. Этот метод известен также как метод "ключевых вопросов" [10]. Метод эвристических вопросов целесообразно применять для сбора дополнительной информации в условиях проблемной ситуации или упорядочения уже имеющейся информации в самом процессе решения творческой задачи. Эвристические вопросы служат дополнительным стимулом, формируют новые стратегии и тактики решения творческой задачи. Не случайно в практике обучения их также называют наводящими вопро-

№°4

сами, так как удачно поставленный педагогом вопрос наводит ученика на идею решения, правильного ответа. Эвристическим вопросам уделял много внимания американский математик и педагог Д. Пойя. Метод эвристических вопросов базируется на следующих закономерностях и соответствующих им принципах:

Проблемности и оптимальности. Путем искусно поставленных вопросов проблемность задачи снижается до оптимального уровня.

Декомпозиции информации (эвристические вопросы позволяют осуществить разбивку задачи на подзадачи).

Целеполагания (каждый новый эвристический вопрос формирует новую стратегию - цель деятельности).

Достоинство метода эвристических вопросов заключается в его простоте и эффективности.

Метод многомерных матриц. Этот метод среди исследователей и изобретателей также известен как метод "морфологического ящика" или метод "морфологического анализа" [11]. Наиболее полное обоснование и практическое применение этот метод получил при разработке системы реактивных двигателей швейцарским ученым Ф. Цвикки. Опираясь на этот метод, Ф. Цвикки придумал множество изобретений. Анализируя проблемы, которые чаще всего стоят перед исследователями или изобретателями, Ф. Цвикки разделил их на три больших класса:

• проблемы, для решения которых можно использовать сравнительно небольшое число уже известных элементов;

• проблемы, для решения которых требуется использовать еще неизвестные новые элементы;

• проблемы больших чисел.

Исходная идея метода многомерных матриц в решении творческих задач заключается в следующем. Поскольку новое очень часто представляет собой иную комбинацию известных элементов (устройств, процессов, идей и т. п.) или комбинацию известного с неизвестным, то матричный метод позволяет это сделать не путем проб и ошибок, а целенаправленно и системно. Таким образом, метод многомерных матриц базируется на принципе системного анализа новых связей и отношений, которые проявляются в процессе матричного анализа исследуемой проблемы.

Нельзя не заметить, что наименование метода "морфологический ящик" является не совсем удачным, так как это название не столько отражает суть метода, сколько создает ореол таинственности и значительности. К тому же часто никакого "ящика" не получается, а в поисках новой идеи удается решить проблему, используя анализ двухмерной матрицы.

Метод свободных ассоциаций. Замечено, что результативность творческой деятельности, особенно на этапе генерирования новых идей, существенно повышается, если широко использовать все новые и новые ассоциации, которые в итоге порождают по-настоящему продуктивные идеи решения проблемы. В процессе зарождения ассоциаций устанавливаются неординарные взаимосвязи между компонентами решаемой проблемы и элементами внешнего мира, включая компоненты прежнего опыта творческой деятельности лиц, участвующих в коллективном решении проблемы, творческой задачи. В результате процесса зарождения новых ассоциативных связей и возникают творческие идеи решения проблемы.

Для усиления антиконформизма необходимо, чтобы каждый член группы стремился предложить и предлагал свое слово, понятие, которое должно быть базисом для установления ассоциативных связей с процессом генерирования новых идей.

Принципы, на которые следует опираться в процессе применения этого метода: свободных ассоциаций; антиконформизма; отсроченного критического анализа.

Метод инверсии [12]. Метод инверсии (метод обращения) представляет собой один из эвристических методов творческой деятельности, ориентированный на поиск идей решения творческой задачи в новых, неожиданных направлениях, чаще всего противоположных традиционным взглядам и убеждениям, которые диктуются формальной логикой и здравым смыслом. Изобретатели обратили внимание на то, что в тупиковых ситуациях, когда логические приемы, процедуры мышления оказываются бесплодными и заходят в тупик, оптимальной является принципиально противоположная альтернатива решения.

Например, объект исследуют с его внешней стороны. Но этот подход не дает новых решений. В этих ситуациях целесообразно рассмотреть этот же объект с внутренней стороны. Поэтому этот метод иногда называют также методом обращения.

Метод инверсии базируется на закономерности и соответственно принципе дуализма, диалектического единства и оптимального использования противоположных (прямых и обратных) процедур творческого мышления: анализ и синтез, логическое и интуитивное, статические и динамические характеристики объекта исследования, внешние и внутренние стороны объекта, увеличение или, наоборот, уменьшение размеров, конкретное и абстрактное, реальное и фантастическое, разъединение и объединение, конвергенцию (сужение поля поиска) и дивергенцию (расширение поля поиска). Если не удается решить задачу

с начала до конца, то попытайтесь решить ее от конца к началу и т. д.

Метод эмпатии (метод личной аналогии)

[12]. Метод аналогий всегда был важным эвристическим методом решения творческих задач. Процесс применения аналогии является промежуточным звеном между интуитивными и логическими процедурами мышления. В решении творческих задач используют различные аналогии: конкретные и абстрактные; ведутся поиски аналогии живой природы с неживой, например в области техники. В этих последних аналогиях могут быть установлены аналогии по форме, структуре, функциям и т. д.

В ситуациях мысленного построения аналога иногда хорошие эвристические результаты дает такой прием, как гиперболизация, например значительное увеличение или, наоборот, уменьшение масштабов технического объекта или его отдельных узлов.

Чаще всего эмпатия означает отождествление личности одного человека с личностью другого, когда пытаются мысленно поставить себя в положение другого. Не случайно эмпа-тия в решении творческой задачи понимается как отождествление человека с техническим объектом, процессом, некоторой системой. Когда применяется метод эмпатии, то объекту приписывают чувства, эмоции самого человека: человек идентифицирует цели, функции, плюсы и минусы, например машины, со своими собственными. Человек как бы сливается с объектом, объекту приписывается поведение, которое возможно в фантастическом варианте.

Таким образом, в основе метода эмпатии (личной аналогии) лежит принцип замещения исследуемого объекта, процесса другим. С учетом сказанного метод эмпатии - это один из эвристических методов решения творческих задач, в основе которого лежит процесс эмпатии, то есть отождествление себя с объектом и предметом творческой деятельности, осмысление функций исследуемого предмета на основе "вживания" в образ изобретения, которому приписываются личные чувства, эмоции, способности видеть, слышать, рассуждать и т. д.

Метод синектики [13]. Автором метода считается Дж. Гордон, он получил разностороннюю подготовку в Гарвардском, Калифорнийском, Пенсильванском и Бостонском университетах. Термин "синектика" обозначает "объединение гетерогенных элементов". Творческий процесс отдельного человека, с точки зрения Гордона, аналогичен творческому процессу коллектива людей, имеющих в совокупности разностороннюю подготовку. Метод синектики получил развитие и теоретическое обоснование в работах Г. Я. Буша

Государственный Советник, 2014

[12]. На первых этапах его применения идет процесс обучения "механизмам творчества". Часть этих механизмов авторы методики предлагают развивать обучением, развитие других не гарантируется. Первые называют "операционными механизмами". К ним причисляют прямую, личную и символическую аналогии. Такие явления, как интуиция, вдохновение, абстрагирование, свободное размышление, использование не относящихся к делу возможностей, применение неожиданных метафор и элементов игры, считают "неоперационными механизмами", развитие которых не гарантируется обучением, хотя может оказать на их активизацию положительное влияние.

В условиях применения метода синектики следует избегать преждевременной четкой формулировки проблемы, так как это нейтрализует дальнейший поиск решения. Обсуждение целесообразно начинать не дедуктивно с самой задачи (проблемы), а с анализа некоторых общих признаков, которые вводят в ситуацию постановки проблемы, неоднократно уточняя ее смысл. Не следует останавливаться при выдвижении идеи, если даже кажется, что уже найдена оригинальная идея и что задача уже решена.

Метод организованных стратегий [14]. Одним из главных психологических барьеров в решении творческих задач является инерция мышления и неспособность решающего уйти, отказаться от наиболее очевидного способа и найти новый подход, новое направление в поисках идей решения. Даже при выборе ка-

№°4

жущихся правильных стратегий, существует вероятность исключения существенных факторов или причин, в частности, более оригинальную стратегию. В преодолеть инерцию мышления помогает метод организованных стратегий. В основе этого метода лежат:

а) принцип самоуправления личности в выборе новых стратегий решения творческой задачи;

б) принцип отстранения, то есть рассмотрения объекта, предмета, процесса, всякий раз с неожиданно новой точки зрения.

Эвристические правила метода организованных стратегий:

В процессе решения фиксируют все возникающие с идеи (стратегии).

Наряду с использованием заданных стратегий, проверяют возникающие стратегии.

Заданные стратегии дополняют возникающими стратегиями.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Заключение

Эвристические методы могут быть широко применены в практике современного руководителя любого ранга, в деятельности современного менеджера. Проведение совещаний, деловых игр с использованием эвристических методов дает, как правило, много идей, принципиально новых подходов к решению различного типа управленческих проблем в коммерческой деятельности. Эвристические методы находят сегодня широкое применение в различных курсах бизнеса и управления, так как стимулируют развитие интуитивного мышления, способности к воображению и творчеству.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ozhereleva T. А. Impact Analysis of Education Quality Factors // European Journal of Economic Studies, 2013, Vol. (5), № 3. р. 172-176.

2. Цветков В. Я. Когнитивные аспекты построения виртуальных образовательных моделей // Интеграция образования. 2014. № 3 (76). С. 71-76.

3. Савиных В.П., Цветков В.Я. Развитие методов искусственного интеллекта в геоинформатике // Транспорт Российской Федерации. 2010. № 5. С. 41-43.

4. Оболяева Н.М. Устранение информационной асимметрии как инструмент повышения качества образования // Геодезия и аэрофотосъемка. 2012. № 6. С. 123-124.

5. Tsvetkov V. Ya. Information Situation and Information Position as a Management Tool // European Researcher, 2012, Vol.(36), № 12-1, p.2166-2170.

6. Цветков В.Я. Решение задач второго рода с использованием информационного подхода // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2014. №11. (часть2). С. 191-195.

7. Ожерельева Т.А. Сложность информационных ресурсов // Современные наукоемкие технологии. 2014. № 4. C. 80-85.

8. Монахов С.В., Савиных В.П., Цветков В.Я. Методология анализа и проектирования сложных информационных систем. М.: Просвещение, 2005. 264 с.

9. Измаилова Э. А., Кузнецова Ю. А. Метод мозгового штурма // Модели, системы, сети в экономике, технике, природе и обществе. 2013. № 2 (6). С. 32-35.

10. Malterud K. Key questions-A strategy for modifying clinical communication Transforming tacit skills into a clinical method //Scandinavian journal of primary health care. 1994. Т. 12. №. 2. С. 121-127.

11. Титов В. В. Морфологический подход / Уч. Пособие. М.: ВНИИПИ, 1990.

12. Буш Г. Я. Методы технического творчества // Рига: Лиесма. 1972.

13. Кудрявцев А. В. Методы интуитивного поиска технических решений [методы анализа проблем и поиска решений в технике]. М.: Высшая школа. 1991.

14. Морозов А. В. Эвристические методы решения творческих задач. Деловая психология. М.: Союз, 2000. 576 с.

REFERENCES

1. Ozhereleva T. А. Impact Analysis of Education Quality Factors. European Journal of Economic Studies, 2013, Vol.(5), no. 3, pр. 172-176.

2. Цветков В.Я. Cognitive aspects of building a virtual educational models. Integratsiia obrazovaniia - Integration of

education, 2014, no. 3 (76), pp. 71-76 (in Russian).

3. Savinykh V.P., Tsvetkov V.Ia. Development of artificial intelligence methods in Geoinformatics. Transport Rossiiskoi Federatsii - Transport of the Russian Federation, 2010, no. 5, pp. 41-43 (in Russian).

4. Oboliaeva N.M. Elimination of information asymmetry as a tool to improve the quality of education. Geodeziia i aerofotos"emka - Geodesy and aerial photography, 2012, no. 6, pp. 123-124 (in Russian).

5. Tsvetkov V. Ya. Information Situation and Information Position as a Management Tool. European Researcher, 2012, Vol.(36), no. 12-1, pp.2166-2170.

6. Tsvetkov V.Ia. Solution of problems of the second kind using the information approach. Mezhdunarodnyi zhurnal prikladnykh i fundamental'nykh issledovanii - International journal of applied and fundamental research, 2014, no. 1. (P.2), pp. 191-195 (in Russian).

7. Ozherel'eva T.A. Complexity of information resources. Sovremennye naukoemkie tekhnologii - Modern high technologies, 2014, no. 4, pp. 80-85 (in Russian).

8. Monakhov S.V., Savinykh V.P., Tsvetkov V.Ia. Metodologiia analiza i proektirovaniia slozhnykh informatsionnykh sistem [Methodology for the analysis and design of complex information systems]. Moscow, Prosveshchenie Publ., 2005. 264 p.

9. Izmailova E. A., Kuznetsova Iu. A. Brainstorming. Modeli, sistemy, seti v ekonomike, tekhnike, prirode i obshchestve -Models, systems, networks in the economy, technology, nature and society, 2013, no. 2 (6), pp. 32-35 (in Russian).

10. Malterud K. Key questions-A strategy for modifying clinical communication Transforming tacit skills into a clinical method. Scandinavian journal of primary health care, 1994, V. 12, no. 2, pp. 121-127.

11. Titov V. V. Morfologicheskiipodkhod/ Uch. Posobie [Morphological approach]. Moscow, VNIIPI Publ., 1990.

12. Bush G. Ia. Metody tekhnicheskogo tvorchestva [Methods of technical creativity]. Riga, Liesma Publ.. 1972.

13. Kudriavtsev A. V. Metody intuitivnogo poiska tekhnicheskikh reshenii (metody analiza problem i poiska reshenii v tekhnike) [Methods intuitive search technical solutions (methods of analysis of problems and solutions in engineering)]. Moscow, Vysshaia shkola Publ., 1991.

14. Morozov A. V. Evristicheskie metody resheniia tvorcheskikh zadach. Delovaia psikhologiia [Heuristic methods for solving creative problems. Business psychology]. Moscow, Soiuz Publ., 2000. 576 p.

Информация об авторе:

Ожерельева Татьяна Алексеевна

(Россия, Москва) Старший преподаватель кафедры "Экономики и предпринимательства" Московский государственный университет геодезии и картографии E-mail: ozerotana@yandex.ru

Information about the author:

Ozherel'eva Tat'iana Alekseevna

(Russia, Moscow) Senior lecturer of the Department of "Economics and Business"

Moscow State University of Geodesy and Cartography. E-mail: ozerotana@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.