Научная статья на тему 'Организационно-правовые основы деятельности территориальных органов национальной гвардии в сфере оборота оружия'

Организационно-правовые основы деятельности территориальных органов национальной гвардии в сфере оборота оружия Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1459
176
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНАЯ ГВАРДИЯ / ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ОРГАНЫ РОСГВАРДИИ / ПОЛНОМОЧИЯ ВОЙСК НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ / ОБОРОТ ОРУЖИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Колемасов Владимир Николаевич, Алырева Ирина Николаевна

Рассматриваются актуальные аспекты организационной деятельности территориальных органов войск национальной гвардии, а также их полномочия в сфере контроля за оборотом оружия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Колемасов Владимир Николаевич, Алырева Ирина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организационно-правовые основы деятельности территориальных органов национальной гвардии в сфере оборота оружия»

УДК 34.07

В. Н. Колемасов, И. Н. Алырева

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОРГАНОВ НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ В СФЕРЕ ОБОРОТА ОРУЖИЯ

Аннотация. Рассматриваются актуальные аспекты организационной деятельности территориальных органов войск национальной гвардии, а также их полномочия в сфере контроля за оборотом оружия.

Ключевые слова: национальная гвардия, территориальные органы Росгвардии, полномочия войск национальной гвардии, федеральный государственный контроль, оборот оружия.

Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации была учреждена указом Президента Российской Федерации от 05.04.2016; базой для них стали внутренние войска МВД России, а также в службу были переданы вневедомственная охрана, Отряд мобильный особого назначения, специальный отряд быстрого реагирования и лицензионно-разрешительная система. На национальную гвардию были возложены задачи по федеральному государственному контролю за оборотом гражданского, служебного и наградного оружия, боеприпасов к оружию, а также сохранностью и техническим состоянием боевого ручного стрелкового и служебного оружия, которое находится во временном пользовании гражданами и организациями [1]. В ходе прямой линии с Президентом Российской Федерации глава государства особо подчеркнул, что одной из основных задач создания национальной гвардии являлась необходимость обеспечения эффективного контроля за оборотом оружия.

Директор Росгвардии Виктор Васильевич Золотов на своей первой пресс-конференции заверил, что национальная гвардия усилит государственный контроль за оборотом оружия, и соответствующие меры уже принимаются, однако не будет установлено никаких чрезвычайных запретов, и законопослушные обладатели оружия этого практически совсем испытывать не будут. «Наша цель, - пояснил директор Росгвардии, - не создание проблем для охотников, а предотвращение теневого оборота оружия и обезвреживание вооруженных преступников. Можно сказать, что не будет ограничена доступность гражданского оружия -будет предотвращен его криминальный оборот путем морального воздействия и пресечения путем силового воздействия. Суть вопроса в качественном исполнении, что именно мы и планируем повысить на определенно новый уровень [2]».

В соответствии с указом Президента РФ № 510 от 30.09.2016 Росгвардия является главным органом по управлению войсками национальной гвардии. Обеспечивая их деятельность и выполнение поставленных перед войсками национальной гвардии задач, Росгвардией создаются структурные подразделения центрального аппарата, территориальные органы, воинские части войск нацгвардии, подразделения войск, где проходят службу лица со специальными званиями полиции и другие организации национальной гвардии [3].

Подготовленный органами Росгвардии проект приказа «Об утверждении Типового положения о территориальном органе Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по субъекту Российской Федерации» регламентирует создание территориальных органов Федерации в целях организации и обеспечения исполнения поставленных задач перед войсками Росгвардии на уровне регионов. Данные органы могут создаваться в качестве главных управлений, управлений, отделов, которые органи-

зационно входят в состав округа войск нацгвардии и действуют непосредственно через подчиненные им подразделения. Руководство служебной деятельностью территориальных органов осуществляется Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации через командующих округов войск Росгвардии. Задачей территориальных органов касаемо оборота оружия является организация и осуществление федерального государственного контроля за соблюдением законности в области оборота оружия [4].

На уровне субъектов Российской Федерации образовано и развернуто 85 территориальных органов, таким образом, подразделения национальной гвардии созданы в каждом регионе страны. В Пензенской области создано Управление федеральной службы войск национальной гвардии, его место нахождения: г. Пенза, ул. Некрасова, д. 15. В рядах Росгвардии проходят службу около 340 тыс. человек личного состава, из которых около 160 тыс. сотрудников перешли в национальную гвардию из Министерства внутренних дел РФ. Территориальные органы нацгвардии в ходе своей работы руководствуются Конституцией Российской Федерации, международными правовыми актами и договорами Российской Федерации, федеральным законодательством, актами Президента и Правительства Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, а также внутриведомственными нормативно-правовыми актами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации. В процессе осуществления своей деятельности территориальные органы Росгвардии взаимодействуют с федеральными органами исполнительной, государственной власти субъектов РФ, местными самоуправлениями, общественными объединениями и организациями.

Подразделения Росгвардии и МВД России в сфере обеспечения федерального государственного контроля за оборотом оружия взаимодействуют друг с другом на базе законодательных и других нормативно-правовых актов, но несмотря на это различными авторами высказываются разные и даже обратные точки зрения в вопросах эффективности совместной работы этих двух силовых структур. Указанная задача по взаимодействию исходит от заявления Президента России, который отметил, что главные функции Федеральной службы войск национальной гвардии будут осуществляться «в тесном контакте с МВД и ФСБ». Министром внутренних дел В. Колокольцевым также было отмечено, что дублироваться функции у подразделений полиции и войск национальной гвардии не будут, и более того, схемы взаимодействия после разделения ведомств существенно изменяться не будут, и МВД, в свою очередь, готово принимать активное участие в решении задач новой федеральной службы [5].

В действительности после создания Росгвардии и передачи полномочий по Контролю за оборотом оружия образовалась несостыковка: в прошлом инспектора и участковые уполномоченные полиции подчинялись одному ведомству, а теперь произошло их разделение. Решением образовавшейся неопределенности стал совместный приказ Нацгвардии и МВД о порядке проведения проверок № 652/360 от 18.08.2017 «О некоторых вопросах участия полиции в мероприятиях по контролю за обеспечением условий хранения гражданского, служебного, боевого и наградного оружия, боеприпасов, патронов к оружию, находящихся в собственности или во временном пользовании граждан», который был опубликован 14 декабря 2017 г. Данным приказом разъясняется, когда, как и в каких случаях проверки проводятся сотрудниками полиции, и какие действия им необходимо предпринимать в случае обнаружения нарушений [6].

Поводом для проведения проверок является запрос с подписями руководителей или должностных лиц подразделений лицензионно-разрешительной работы Нацгвар-дии, направляемый в территориальные органы Министерства внутренних дел Российской Федерации на районных уровнях, в случаях, когда местами жительства граждан являются сельские поселения или отдаленные, труднодоступные территории, где отсутствуют подразделения территориальных органов национальной гвардии, отсутствует

возможность провести проверочные мероприятия самостоятельно при обращении граждан в Росгвардию и ее территориальные подразделения по таким вопросам, как продление срока действия или переоформления разрешений на хранение, хранение и ношение оружия, приобретение оружия и патронов, нарушение условий хранения. Итоги проверок утверждаются актами обследования условий хранения оружия и патронов, которые составляются в двух экземплярах, один из которых по окончанию проверочных мероприятий вручается гражданам - владельцам оружия лично [7].

Территориальный орган Росгвардии возглавляет начальник главного управления (управления, отдела) Росгвардии, которого назначает на должность и освобождает от нее Президент РФ по представлению директора Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации. Начальником территориального органа осуществляется руководство подразделениями, дислоцирующимися на территории субъектов Федерации на основе единоначалия и несется персональная ответственность за качественное исполнение поставленных перед ними задач [8]. Управление Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Пензенской области возглавляет полковник полиции Белов Игорь Владимирович.

В вопросах федерального государственного контроля за оборотом оружия Управление Росгвардии по Пензенской области наделено следующими полномочиями:

- осуществлять меры для реализации государственной политики деятельности войск национальной гвардии в области оборота оружия на территории Пензенской области;

- осуществлять контроль за оборотом гражданского, служебного и наградного оружия, боеприпасов, патронов к оружию, сохранностью и техническим состоянием боевого ручного стрелкового и служебного оружия, которое находится во временном использовании физическими и юридическими лицами, а также за их следованием законам Российской Федерации в сфере оборота оружия;

- вести учет оружия и патронов к нему на территории Пензенской области;

- обеспечивать функционирование и ведение информационных банков (баз) данных о лицах, владеющих оружием, а также предоставлять содержащиеся в них сведения федеральным органам исполнительной власти региона, иным государственным органам, местным самоуправлениям, юридическим и физическим лицам;

- осуществлять выдачу лицензий, разрешений и иных видов документов, относящихся к обороту оружия, а также оказание физическим и юридическими лицам государственных услуг, в том числе и в электронной форме [4].

В соответствии с указанными полномочиями Управление Росгвардии по Пензенской области в целях их реализации наделено законодателем широким кругом прав для непосредственной реализации этих полномочий. Управление вправе запрашивать от федеральных органов исполнительной власти, расположенных в Пензенской области, органов государственной власти региона, местных самоуправлений, общественных объединений различные документы, справочные материалы, которые необходимы в принятии решений по вопросам, относящимся к его компетенции. В соответствии с приказом Управление Росгвардии осуществляет применение электронных форм приема и регистрации документов, уведомлений о процессе предоставления государственных услуг и электронных форм по взаимодействию с федеральными органами исполнительной власти, иными государственными органами, местными самоуправлениями, общественными объединениями и организациями.

За территориальными органами Нацгвардии закреплено право на установление достоверности данных в документах, предоставляемых для вынесения решений о выдаче лицензий либо разрешений, включая проведение собеседований с соискателями лицензий либо разрешений, а также посредством обращения с запросами в соответствующие органы. Аналогично поступают и при продлении сроков действия, переоформлении вы-

данных лицензий и разрешений. В случае установления фактов недостоверности осуществляется отказ в их выдаче и принятие мер реагирования.

Служащие территориальных органов Росгвардии имеют право на организацию осмотров мест хранения специальных средств и огнестрельного оружия, проверку соответствия организации охраны частными охранными организациями установленным нормам, проведение проверок мест по производству, хранению, торговле, коллекционированию и экспонированию оружия, его основных частей, мест по производству патронов и их составных частей, проверок объектов их обращения, мест утилизации. Управление Нацгвардии по Пензенской области также участвует в проверке знаний правил безопасного обращения с оружием, наличия навыков безопасного обращения с ним и принимает участие в проверке таких знаний и навыков в этих организациях. В результате таких проверок гражданам и должностным лицам выдаются обязательные для исполнения положения об устранении обнаруженных нарушений правил оборота оружия, а также изымается оружие, боеприпасы и ограничивается деятельность этих объектов в установленном законодательством порядке [4].

Директором Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации Виктором Золотовым на расширенном заседании коллегии Росгвардии были подведены итоги служебно-боевой деятельности службы в 2017 г. и обозначены приоритетные задачи на 2018 г. Генералом армии было подчеркнуто, что стоявшие перед войсками задачи выполнены в полном объеме, а достигнутый уровень обеспечивает устойчивое направление их развития в ближайшем времени. «Несмотря на продолжающееся становление войск и проводимые мероприятия по их реформированию - эффективность выполнения поставленных перед нами задач осталась неизменной», - сказал глава ведомства [9].

Подразделения лицензионно-разрешительной работы осуществили контроль более чем за 4,2 млн владельцами, в пользовании которых имеется свыше 6,7 млн единиц оружия. В результате проверок было выявлено более 190 тыс. нарушений правил оборота оружия и прекращено действие 42 тыс. лицензий и разрешений. «Главнейший итог данной работы - это снижение почти на одну треть количества утраченного и похищенного оружия», - подчеркнул генерал Золотов. По его словам, Росгвардия уже разрабатывает несколько законодательных инициатив, которые предусматривают введение запрета на оружие для лиц, ранее судимых за тяжкие и особо тяжкие преступления, а также за преступления, которые были совершены в состоянии опьянения [10].

Подводя итоги деятельности Национальной гвардии в 2017 г., директор ведомства нацелил личный состав на качественное выполнение стоящих перед Росгвардией в 2018 г. задач, приоритетной из которых является гарантированное проведение мероприятий по обеспечению общественного порядка и безопасности во время подготовки и проведения выборов Президента Российской Федерации и Чемпионата мира по футболу в условиях продолжающегося реформирования структуры и оперативного построения войск [9].

Управлением Росгвардии по Пензенской области также были подведены итоги служебно-боевой деятельности за 2017 г. В ходе служебного совещания участвовали начальник управления, полковник полиции Игорь Белов и его заместители, руководители структурных подразделений управления, а также представители законодательных и правоохранительных структур региона. Подводя итоги, Игорь Белов подчеркнул, что в 2017 г. завершился второй этап формирования управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Пензенской области, по результатам которого уточнилась организационно-штатная структура и увеличилась штатная численность подразделений. Однако, несмотря на штатные изменения, все задачи, которые стояли перед подразделениями, были реализованы в полном объеме [11].

Начальник центра лицензионно-разрешительной работы Управления Росгвардии по Пензенской области, полковник полиции Александр Евстефеев отметил, что сотруд-

никами подразделений по государственному контролю за оборотом оружия за 2017 г. в результате проверок владельцев оружия было обнаружено около 2000 административных правонарушений и изъято 2270 единиц гражданского оружия. На территории Пензенской области было организовано оперативно-профилактическое мероприятие «Ору-жие-2017», которое заключалось в приеме от граждан незаконно хранящегося огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств на возмездной основе. По итогам года в рамках указанного мероприятия граждане сдали 67 единиц оружия, патронов различного калибра, тротила, всего на общую сумму около 186 тыс. руб. Было также обозначено, что приоритетной задачей в ближайшее время будет продолжение целенаправленной работы по повышению авторитета Росгвардии в обществе и укреплению к ней доверия граждан, а также завершение построения территориальной системы войск национальной гвардии в регионе [12].

Библиографический список

1. Вопросы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации : указ Президента РФ № 157 от 05.04.2016 // Собрание законодательства РФ. - 2016. - № 15. -11 апреля. - Ст. 207.

2. Виктор Золотов: Безопасность оборота оружия - это действительно важнейшая проблема: и социальная, и криминологическая. - URL: http://www.guardinfo.online

3. О Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации (вместе с Положением о Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации) : указ Президента РФ № 510 от 30.09.2016 // Собрание законодательства РФ. - 2016. - № 41. - Ст. 5802.

4. Об утверждении Типового положения о территориальном органе Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по субъекту Российской Федерации: проект приказа Федеральной службы войск национальной гвардии РФ (подготовлен Росгвардией 15.08.2016). - URL: http://www.garant.ru

5. Мумладзе, М. А. Разграничение полномочий и взаимодействие Росгвардии и МВД России при осуществлении контроля в сфере оборота оружия и частной охранной деятельности / М. А. Мумладзе // Вестник Краснодарского университета МВД России. - 2016. - № 2. - URL: https://www.cyberleninka.ru

6. Совместный приказ МВД и Росгвардии по контролю за обеспечением условий хранения гражданского, служебного, боевого и наградного оружия граждан. - URL: http://www. guardinfo.online

7. О некоторых вопросах участия полиции в мероприятиях по контролю за обеспечением условий хранения (сохранностью) гражданского, служебного, боевого и наградного оружия, боеприпасов, патронов к оружию, находящихся в собственности или во временном пользовании граждан : приказ МВД России № 652, Росгвардии № 360 от 18.08.2017 // Официальный интернет-портал правовой информации. - URL: http://www.pravo.gov.ru

8. О войсках национальной гвардии Российской Федерации : федер. закон № 226-ФЗ от 03.07.2016 (в ред. от 05.12.2017) // Собрание законодательства РФ. - 2016. - № 27 (Ч. I). -4 июля. - Ст. 4159.

9. Генерал армии Виктор Золотов на расширенном заседании коллегии Росгвардии подвел итоги 2017 года // Официальный сайт Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации. - URL: http://www.rosgvard.ru

10. Виктор Золотов: Россияне не готовы к массовому владению оружием. - URL: http:// www.guardinfo.online

11. В Управлении Росгвардии по Пензенской области состоялось подведение служебно-боевой деятельности за 2017 год // Первый пензенский портал. - URL: http://www.1pnz.ru/ city_online

12. В Управлении Росгвардии по Пензенской области подвели итоги работы // Официальный сайт Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации. - URL: http://www.rosgvard.ru

Колемасов Владимир Николаевич, кандидат исторических наук, доцент, кафедра «Правоохранительная деятельность», Пензенский государственный университет. E-mail: Kolemasov59@gmail.com

Алырева Ирина Николаевна, студентка, Пензенский государственный университет. E-mail: Kaf_pravd@mail.ru

УДК 34.07 Колемасов, В. Н.

Организационно-правовые основы деятельности территориальных органов национальной гвардии в сфере оборота оружия / В. Н. Колемасов, И. Н. Алырева // Вестник Пензенского государственного университета. - 2018. - № 2 (22). - С. 59-64.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.