Научная статья на тему 'Организационно-правовые детерминанты проведения физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы на площадках по месту жительства'

Организационно-правовые детерминанты проведения физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы на площадках по месту жительства Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
198
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДДЕРЖКА МАССОВОГО СПОРТА / РАЗВИТИЕ МАССОВОГО СПОРТА / SUPPORT OF MASS SPORT / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО В ОБЛАСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА / LEGISLATION IN THE SPHERE OF PHYSICAL EDUCATION AND SPORT / ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ ПРИНЦИП УПРАВЛЕНИЯ / TERRITORIAL PRINCIPLE OF MANAGEMENT / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ / EFFICIENCY OF EXECUTIVE POWER / УПРАВЛЕНИЕ СПОРТИВНЫМИ СООРУЖЕНИЯМИ / SPORT CONSTRUCTIONS MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Орлов А.Б., Епифанцев А.А.

В настоящей статье на основе анализа современных источников рассматриваются актуальные организационно-правовые вопросы проведения физкультурнооздоровительной и спортивномассовой работы на площадках по месту жительства. Автором изучены особенности спортивного законодательства, динамика финансирования массового спорта и перспективы его роста по уровням управления, проанализированы условия развития массового спорта в России и регионе, приведены показатели оценки эффективности деятельности органов исполнитель ной власти субъектов Федерации в области физической культуры и спорта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATIONAL AND LEGAL ASPECTS OF CARRYING OUT PHYSICAL IMPROVING AND MASS SPORT WORK ON PLAYGROUNDS NEAR PEOPLE'S RESIDENCES

The important organizational and legal issues of carrying out physical improving and mass sport work on playgrounds near people's residences are discussed in the article on the basis of modern literature analysis. The peculiarities of sport legislation, the dynamics of mass sport financing and prospects of its growth on different levels of management are studied by the author. The conditions of mass sport development in Russian Federation and in our region are analyzed, and the indices of efficiency of executive authorities' activity of the Federation various regions in the sphere of physical education and sport are presented in the article.

Текст научной работы на тему «Организационно-правовые детерминанты проведения физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы на площадках по месту жительства»

technological bases of forming the personal physical culture of children aged 7-10 on the basis of ideals and values of olympism

Yu. Chernishenko, Professor, Doctor of Pedagogical Sciences,

V. Balandin, Professor, Doctor of Pedagogical Sciences,

M. Shestakov, Professor, Doctor of Pedagogical Sciences,

K. Chernishenko, Candidate of Pedagogical Sciences,

Kuban State University of Physical Education, Sport and Tourism, Krasnodar.

Contact information: 350015, Krasnodar city, Budyennogo str., 161.

The results of long-term investigations reflecting technological bases of forming the personal physical culture of junior pupils of incomplete gymnasia with the primary use of the ideals and values of Olympism are revealed in the article.

Key words: junior pupils of incomplete gymnasia; personal physical culture; ideals and values of Olympism; technological bases.

УДК 796.035

организационно-правовые детерминанты проведения физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы на площадках по месту жительства

Преподаватель А. Б. Орлов,

Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, г. Краснодар. А. А. Епифанцев,

Краснодарский университет МВД РФ.

Контактная информация для переписки: 350015, г. Краснодар, ул. Буденного, 161.

в настоящей статье на основе анализа современных источников рассматриваются актуальные организационно-правовые вопросы проведения физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы на площадках по месту жительства.

Автором изучены особенности спортивного законодательства, динамика финансирования массового спорта и перспективы его роста по уровням управления, проанализированы условия развития массового спорта в России и регионе, приведены показатели оценки эффективности деятельности органов исполнитель-

ной власти субъектов Федерации в области физической культуры и спорта.

Ключевые слова: поддержка массового спорта; законодательство в области физической культуры и спорта; развитие массового спорта; территориальный принцип управления; эффективность исполнительной власти, управление спортивными сооружениями.

Помнениюспециалистов,качество решения организационных аспектов физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы на площадках по месту жительства существенно влияет на ее итоговую результативность (7, 8).

Многообразие видов физкультурно-спортивных учреждений зачастую затрудняет выбор наиболее эффективных форм. При этом организационно-правовая форма влияет на механизмы финансирования и взаимодействия с внешними структурами по ряду важнейших вопросов и, в первую очередь, в части ресурсного обеспечения производственных коллективов (9, 12) .

Анализ гражданского законодательства позволяет рекомендовать в качестве эффективной организационной формы проведение физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы на площадках по месту жительства бюджетными муниципальными учреждениями, основными особенностями профессиональной деятельности коллективов которых являются:

1. Любые сферы деятельности, соответствующие полномочиям муниципального образования.

2. Наличие необходимого движимого и недвижимого имущества для организации и проведения работы.

3. Ответственность по своим обязательствам всем имуществом, за исключением особо ценного движимого, а также недвижимого имущества.

4. Субсидиарная ответственность в случае недостаточности у учреждения финансовых средств.

5. Применение в процессе деятельности Федерального закона от 21.07.2005 г. № 94 «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

6. Планирование работы на основе планов финансово-хозяйственной деятельности и муниципального заказа.

7. Субсидии из бюджета на выполнение муниципального задания как основного источника финансирования.

8. Наличие счетов по учету средств бюджета в казначействе.

9. Предварительная, текущая и последующая формы контроля в части использования муниципальных средств.

10. Организация деятельности руководителем или коллегиальными органами.

11. Осуществление бюджетного учета и отчетности, в том числе статистической.

12. Выполнение обязательств в случае ликвидации только за счет имущества, которым учреждение отвечает по долгам.

13. Переход из бюджетного в другой вид (казенное или автономное) учреждения путем изменения типа с сохранением разрешительных документов (лицензий, свидетельств об аккредитации).

Организацию физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы на площадках по месту жительства с молодым населением города Краснодара осуществляет Муниципальное бюджетное учреждение «Детско-юношеский клуб массового спорта» (МБУ ДЮКМС). В своей профессиональной деятельности коллектив руководствуется следующими правовыми актами:

1. О физической культуре и спорте в Российской

Федерации (Федеральный закон от 4 декабря 2007 г. № 329-Ф3 // Российская газета, 2007. - 8 декабря) (1) .

2. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации (Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-Ф3) (2).

3. О физической культуре и спорте в Краснодарском крае: Закон Краснодарского края от 10.05.2011 № 2223-КЗ) (3).

4. Об утверждении долгосрочной краевой целевой программы «Содействие субъектам физической культуры и спорта и развитие массового спорта на Кубани» на 2009-2011 годы» (с изменениями от 25 мая, 20 августа 2009 г., 9 марта, 10 августа, 7 октября 2010 г., 20 апреля 2011 г.) (Постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 13 февраля 2009 г. № 75) (4).

Результаты сравнительного анализа основного содержания приведенных законодательных актов позволяют сформулировать следующие заключения в части рассмотрения в них проблем проективных установок, содержания и технологий физического воспитания и массового спорта.

1. Разработчики изученных документов основной целью физического воспитания считают формирование у различных половозрастных групп населения высокого уровня личностной физической культуры, проявляющейся в развитии физических возможностей индивида, приобретение им соответствующих умений и знаний, формирование всесторонне развитого и здорового человека.

2. В контексте идентификации содержания понятия «физическая культура» в рассматриваемых документах основное внимание обращается на понимание данного феномена как совокупности ценностей, норм и знаний, используемых в целях физического и интеллектуального развития человека, совершенствования его двигательной активности и способствование здоровому образу жизни и социальной адаптации.

Содержание понятия «массовый спорт» ассоциируется со специфической частью спорта, направленной на физическое воспитание и физическое развитие граждан на основе их участия в различных мероприятиях спортивного характера.

Изучение вышеперечисленных проективных установок позволяет сделать вывод о существенном недостатке и констатировать их не полное соответствие современным концепциям понимания сущности феномена «физическая культура». Речь идет об отсутствии в целевых индикаторах упоминания о необходимости решения социально-психологических задач процесса формирования личностной физической культуры занимающихся путем создания необходимой структуры мо-тивационной сферы индивида, способствующей развитию у него действенных потребностей к освоению ценностей физкультурно-спортивной деятельности.

3. В рассматриваемых законодательных актах во многом идентичны основные направления их реализации, в том числе и по месту жительства граждан, к основным из которых относятся:

- создание условий для занятий физической культурой и спортом, проведение физкультурных, спортивных, реабилитационных и других мероприятий;

- возможность использования гражданами и членами их семей спортивных сооружений и находящегося на их балансе инвентаря и оборудования.

4. Основным средством исполнения законодательных актов являются разработка и реализация федеральных, региональных и муниципальных целевых программ, содержащих следующие разделы:

- характеристика проблемы, цель, задачи, сроки и этапы реализации программ;

- важнейшие целевые индикаторы и показатели;

- объемы и источники финансирования;

- ожидаемые конечные результаты реализации;

- перечень программных мероприятий;

- механизмы реализации Программ и оценка их социально-экономической эффективности.

В контексте вопроса организации и содержания физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы на площадках по месту жительства углубленно анализировались две целевые программы, направленные на развитие физической культуры и спорта на Кубани и муниципального образования город Краснодар:

1. Ведомственная целевая программа «Содействие субъектам физической культуры и спорта и развитие массового спорта на Кубани» на 2012-2014 годы (5).

2. Муниципальная долгосрочная целевая программа «Развитие физической культуры и массового спорта в муниципальном образовании город Краснодар» на 2011-2014 годы (6).

В региональной целевой программе отражена необходимость решения следующих вопросов:

1. Создание целостной системы физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий, в том числе и на площадках по месту жительства.

2. Интеграция усилий специалистов учебных заведений, некоммерческих спортивных организаций, общественных физкультурно-спортивных организаций для активизации физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы на площадках по месту жительства.

3. Увеличение удельного веса населения Краснодарского края, систематически занимающегося физкультурой и спортом с 25 до 37%.

4. Возрастание числа лиц, систематически занимающихся физкультурой и спортом, с 1467000 человек до 1912000 человек.

5. Ежегодное увеличение числа спортивно-массовых мероприятий.

6. Ежегодное увеличение объемов социальной рекламы по вопросам физкультуры и спорта в печатных и электронных средствах массовой информации (СМИ).

7. Сохранение кадрового потенциала и увеличение размеров заработной платы отдельных категорий специалистов физической культуры и спорта.

8. Повышение качества информационного обеспечения отрасли физической культуры и спорта за счет

социальной рекламы, публикаций в печатных и электронных СМИ.

В долгосрочной целевой муниципальной программе разработчиками основное внимание уделяется следующим аспектам:

1) созданию условий для укрепления здоровья населения на основе развития инфраструктуры, в том числе и массового спорта, популяризации физкультурно-спортивной деятельности с целью приобщения различных возрастных групп населения к регулярным занятиям физкультурой и спортом как основной проективной установке программы.

2) повышению интереса граждан к занятиям физической культурой и спортом;

3) увеличению числа занимающихся физкультурой и спортом в городе Краснодаре, соответствующему параметрам аналогичного индикатора из соответствующих федеральной и региональной программ и составляющему 29% от общей численности населения;

4) повышение уровня обеспеченности населения муниципального образования город Краснодар многофункциональными плоскостными спортивными сооружениями;

5) увеличение числа проводимых для населения и с его участием физкультурно-спортивных мероприятий.

Вместе с тем результаты анализа целевых программ по развитию физкультуры и спорта в части, имеющей непосредственное отношение к организации физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы по месту жительства, свидетельствуют о наличии целого ряда, по нашему мнению, существенных недостатков, во многом снижающих эффективность этого социально важного направления работы с населением, к основным из которых относятся:

1. Недостатки в трактовке понятия «физическая культура». В научно-методической литературе феномен физической культуры человека ассоциируется с необходимостью в процессе ее формирования решения трех групп взаимосвязанных задач:

а) интеллектуальных, базирующихся на освоении индивидом системы физкультурно-спортивных знаний, характеризующих основные ценности физической культуры, спорта, здорового образа жизни и эффективные способы и технологии их освоения;

6) социально-психологических, отражающих требование формирования у индивида стойкой позитивной мотивации и потребностей в систематическом применении средств физкультурно-оздоровительной деятельности;

в) собственно биологических, направленных на развитие физического, двигательного и психического потенциала человека.

В изученных целевых программах практически отсутствуют рекомендации по реализации интеллектуальных и социально-психологических задач в виде комплекса соответствующих программных мероприятий. Следствием сложившейся ситуации является, по нашему мнению, установленный во многих исследованиях низкий уровень теоретической подготовленно-

сти практически всех слоев населения и недостаточно высокая заинтересованность граждан в освоении ценностей физической культуры и спорта.

2. Во всех целевых программах необходимость проведения физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы на площадках по месту жительства декларируется без детализации рекомендуемых основных видов и форм этой работы. Этот недостаток также присущ и перечням программных мероприятий, отражающих основные направления реализации программ. По нашему мнению, это приводит к минимизации количества видов и форм работы с населением, ведущей к организации, в основном, только тренировочных занятий и спортивных соревнований, как правило, проводимых для подростков и юношей 12-17 лет, что в свою очередь снижает массовость физкультурно-спортивных мероприятий как одного из главных критериев эффективности процесса привлечения граждан к активному освоению ценностей физической культуры и спорта.

3. Отсутствие программных рекомендаций и соответствующих мероприятий по разработке дифференцированных по различным основаниям технологий физкультурно-спортивного воспитания населения на площадках по месту жительства. В соответствии с требованиями к перечню оснований дифференциации учебно-воспитательного процесса к ним могут относится:

- состояние материально-технической базы, состояние спортивного оборудования и инвентаря;

- пол, возраст и физическое состояние занимающихся;

- особенности климатических условий, среды проживания и национальные традиции.

Отсутствие в целевых программах указаний по технологическим особенностям работы на площадках по месту жительства с различными половозрастными группами населения приводит к тому, что педагоги в своей работе используют, как правило, методики спортивной подготовки без учета вышеперечисленных оснований их дифференциаций, что приводит, по мнению ряда авторов, к низкому общему уровню личностной физической культуры граждан.

4. Рассматривая технологические особенности процесса физического воспитания населения на площадках по месту жительства, необходимо также обратить исследовательское внимание на разработку нормативной базы, включающей шкалы относительной оценки результатов тестирования уровня физической и двигательной подготовленности занимающихся, степени освоения физкультурно-спортивных знаний и мотивации к занятиям физической культурой и спортом. Без гибкой нормативной системы, содержащей научно обоснованные методики педагогического контроля достижений занимающихся, сама работа по физическому воспитанию смысла не имеет. Вместе с тем в изученных целевых программах отсутствуют рекомендации по научно-технической разработке необходимой нормативной базы.

5. В целевых программах всех уровней, по нашему мнению, уделяется недостаточное внимание вопросам коммуникативных детерминант развития массовой физкультурно-спортивной работы, ограничивая эту работу, как правило, только проблемами агитации и пропаганды через средства массовой информации. Собственные исследования свидетельствуют о том, что к основным недостаткам в этом направлении работы физкультурно-спортивных учреждений относится, прежде всего, слабая взаимосвязь с целевыми аудиториями предоставляемых услуг и отсутствие рекламы и системы ее продвижения.

Таким образом, результаты проведенного анализа содержания законов, законодательных актов и целевых программ, обеспечивающих организацию и содержание физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы на площадках по месту жительства, позволили выявить проблемы, решение которых, по нашему мнению, существенно повысит качество данного процесса.

ЛИТЕРАТУРА:

1. О физической культуре и спорте в Российской Федерации: Федеральный закон от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ // Российская газета, 2007. - 8 декабря.

2. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ.

3. О физической культуре и спорте в Краснодарском крае: Закон Краснодарского края от 10.05.2011 № 2223-КЗ.

4. Об утверждении долгосрочной краевой целевой программы «Содействие субъектам физической культуры и спорта и развитие массового спорта на Кубани» на 2009-2011 годы» (с изменениями от 25 мая, 20 августа 2009 г., 9 марта, 10 августа, 7 октября 2010 г., 20 апреля 2011 г.): Постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 13 февраля 2009 г. № 75.

5. Ведомственная целевая программа «Содействие субъектам физической культуры и спорта и развитие массового спорта на Кубани» на 2012-2014 годы.

6. Муниципальная долгосрочная целевая программа «Развитие физической культуры и массового спорта в муниципальном образовании город Краснодар» на 2011-2014 годы.

7. Аронов, Г. З. Организационно-педагогическое управление массовой физической культурой в муниципальном образовании: автореф. дис. ... канд. пед. наук. 13.00.04., - М., 2003

8. Кузьменко, Г. Н. Управление физической культурой и спортом в муниципальном образовании: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Хабаровск, 2009.

9. Нормативно-правовое обеспечение сферы физической культуры и спорта: реализация стратегии реформирования отрасли на рубеже веков: Документы и материалы (1999-2002 годы) / авт.-сост. П. А. Рожков. - М.: Советский спорт, 2002.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Переверзин, И. И., Сахиуллин, А. А., Крупский, А. К. Организация управления физической культурой и спортом в Иркутской области. - М.: Советский спорт, 2003.

11. Починкин, А. В. Менеджмент в сфере физической культуры и спорта. Гриф УМО. - М.: Советский спорт, 2010.

12. Соколов, А. С., Гуськов, С. И. Развитие физической культуры и спорта в субъектах Российской Федерации в 90-е годы // Теория и практика физической культуры. - 1998. - № 4. - С. 45-49.

organizational and legal aspects of carrying out physical improving and mass sport work on playgrounds near people's residences

A. Orlov, Lecturer,

Kuban State University of Physical Education, Sport and Tourism, Krasnodar. A. Epifantsev,

Krasnodar University of Ministry of Internal Affairs of Russian Federation. Contact information: 350015, Krasnodar city, Budyennogo str., 161.

The important organizational and legal issues of carrying out physical improving and mass sport work on playgrounds near people's residences are discussed in the article on the basis of modern literature analysis.

The peculiarities of sport legislation, the dynamics of mass sport financing and prospects of its growth on different levels of management are studied by the author. The conditions of mass sport development in

Russian Federation and in our region are analyzed, and the indices of efficiency of executive authorities' activity of the Federation various regions in the sphere of physical education and sport are presented in the article.

Key words: support of mass sport; legislation in the sphere of physical education and sport; territorial principle of management; efficiency of executive power; sport constructions management.

УДК 796.011.3

развитие двигательных способностей у людей с ограниченными интеллектуальными возможностями средствами физических упражнений ассоциативной направленности

Соискатель О. Н. Эшкинина,

Кандидат педагогических наук, доцент Е. В. Шустова,

Московский государственный областной университет, г. Москва.

Контактная информация для переписки: 105005, г. Москва, ул. Радио, д. 10/а.

Введение.Социально-психологическая адаптация людей с ограниченными возможностями к жизни в обществе является одной из важнейших проблем государства на современном этапе его развития. В системе мер социальной защиты данной группы населения наиболее эффективными являются реабилитация и социальная адаптация средствами физической культуры и спорта.

Традиционно работа с возрастным контингентом, проживающим в учреждениях социальной защиты, имеет в основном медицинскую направленность. Большинство из них лишены или имеют слабое представление о жизни в социуме, испытывают дефицит в общении.

Описана методика работы с лицами, имеющими ментальные нарушения, разработанная и внедренная автором на базе Психоневрологического интерната № 16 г. Москвы. в основу методики положены физические упражнения ассоциативной направленности, стимулирующие интерес к занятиям у воспитанников данного учреждения и способствующие повышению уровня их двигательных способностей.

Ключевые слова: физические упражнения ассоциативной направленности; ментальные нарушения; двигательная подготовленность; психоневрологический интернат; методика.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.