Научная статья на тему 'Организационно-правовые аспекты подготовки осужденных к освобождению от отбывания наказания в виде лишения свободы'

Организационно-правовые аспекты подготовки осужденных к освобождению от отбывания наказания в виде лишения свободы Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1566
169
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСПРАВЛЕНИЕ ОСУЖДЕННЫХ / СОЦИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ / КОНТРОЛЬ ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ / ЛИШЕНИЕ СВОБОДЫ / СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Лукьянчук Е. О.

В работе рассматриваются вопросы деятельности персонала исправительных учреждений по подготовке осужденных к освобождению от отбывания наказания, уделяется внимание деятельности групп социальной защиты осужденных в решении проблем, связанных с бытовым и трудовым устройством на свободе. Представлен опыт отдельных исправительных учреждений УФСИН России по Вологодской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организационно-правовые аспекты подготовки осужденных к освобождению от отбывания наказания в виде лишения свободы»

Организационно-правовые аспекты подготовки осужденных к освобождению от отбывания наказания в виде лишения свободы

■ Е.О. ЛУКЬЯНЧУК - старший преподаватель кафедры уголовно-исполнительного права ВИПЭ ФСИН России, кандидат юридических наук

В работе рассматриваются вопросы деятельности персонала исправительных учреждений по подготовке осужденных к освобождению от отбывания наказания, уделяется внимание деятельности групп социальной защиты осужденных в решении проблем, связанных с бытовым и трудовым устройством на свободе. Представлен опыт отдельных исправительных учреждений УФСИН России по Вологодской области.

Ключевые слова: исправление осужденных; социальная помощь; контроль исправительных учреждений; лишение свободы; социальная адаптация

Подготовка осужденного к освобождению осуществляется посредством разносторонней деятельности сотрудников исправительного учреждения, в частности начальника отряда и социального работника. Анализ действующего уголовно-исполнительного законодательства приводит к мысли о том, что важность этапа подготовки лиц, содержащихся в учреждении, к освобождению определяется его основными целями и задачами. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации регламентирует порядок исполнения наказания, применение средств исправления осужденных, охрану их прав, свобод и законных интересов, а также предусматривает законодательное решение вопроса оказания помощи в социальной адаптации.

Организация социальной работы с осужденными обусловлена целями исправления и социальной адаптации освобожденных. Содержание работы по подготовке осужденных к освобождению из учреждения по отбытии срока наказания составляют следующие элементы: во-первых, реализация мероприятий посредством индивидуальной, групповой и массовой работы; во-вторых, осуществление мер социальной адаптации по предполагаемому месту жительства осужденного, с использованием возможностей взаимодействия с органами внутренних дел, местными органами самоуправления, центрами занятости населения, отделами социальной защиты и т.д.; в-третьих, взаимодействие с родственниками осужденного в целях содействия его социальной адаптации; в-четвертых, сотрудничество с общественными организациями, объединениями, религиозными конфессиями и др.

Непосредственная подготовка осужденного к освобождению от наказания начинается не позднее чем за шесть месяцев до окончания срока наказания.

При проведении индивидуальной работы с осужденными начальником отряда и социальным работником (инспектором по бытовому и

трудовому устройству) уделяется внимание таким моментам, как выяснение места предполагаемого места жительства осужденного, работы (учебы), определение материальных возможностей и потребностей. Подтверждаются сведения о социально полезных связях осужденного, отношениях с родными и близкими, коллегами. В необходимых случаях организовывается дополнительная профессиональная подготовка осужденного, способствующая его трудоустройству после освобождения из учреждения.

Во время встреч социального работника (инспектора по бытовому и трудовому устройству) с осужденным выясняется, нуждается ли осужденный в помощи, разъясняется необходимость возвращения в ту местность, где он проживал до осуждения. С учетом информации о месте предполагаемого проживания решается вопрос жилищного и бытового устройства. Осужденному предлагается составить письменное заявление об оказании ему помощи в бытовом и трудовом устройстве по месту предполагаемого жительства, на основании которого проводятся соответствующие мероприятия. В дальнейшем осужденный ставится в известность о достигнутых результатах. Если предварительные меры по трудоустройству привели к положительным результатам, то при освобождении осужденному выдается письмо в службу занятости, организацию или на предприятие.

Индивидуально у каждого осужденного выясняется потребность в вещевом обеспечении к моменту освобождения. При освобождении начальник отряда принимает меры к выдаче принадлежащих осужденному вещей и ценностей, средств, хранящихся на лицевом счете, личных документов и ценных бумаг, документов об освобождении, а если в период отбывания наказания освобождаемый осуществлял трудовую деятельность, то и документов, подтверждающих трудовой стаж. Каждый освобожденный на период следования к месту назначения обеспечивается продуктами питания1 или деньгами на

их приобретение, а также получает единовременное денежное пособие.

В уголовно-исполнительном законодательстве закрепляется, что администрация учреждения, где осужденный отбывал наказание, по случаю освобождения обеспечивает его проездными билетами либо деньгами на оплату проезда к месту жительства (ч. 1 ст. 181 УИК РФ). Для сравнения:нормами Уголовно-исполнительного кодекса Республики Беларусь устанавливается, что лица, освобождаемые от отбывания наказания, могут рассчитывать на бесплатный проезд к месту жительства или работы, а также на снабжение продуктами питания или деньгами на дорогу по установленным нормам.

Определенную роль в социальном восстановлении осужденного играет деятельность психолога учреждения, который оказывает специализированную помощь в преодолении возможных в этот сложный для человека в период кризисных и стрессовых ситуаций2. Работник психологической службы выполняет консультативную (оказывает помощь в решении личных психологических проблем осужденных) и пси-хокоррекционную (влияет на социально-психологические установки и ценностные ориентации посредством обучения осужденных приемам и способам саморегуляции и самоконтроля) функции.

Отметим, что проведение индивидуальной работы с осужденными обеспечивает дифференцированный подход к решению вопросов ресоциализации, способствует определению степени подготовленности осужденного к выходу на свободу, а также указывает направления деятельности сотруднику, занимающемуся непосредственно подготовительными мероприятиями.

Обращение к ведомственным нормативным актам3 подтвердило, что проведению индивидуальной работы с осужденным, готовящимся к освобождению, уделяется особое внимание. В частности, п. 4 Приказа Минюста России 2006 г. № 2 «Об утверждении инструкции об оказании содействия в трудовом и бытовом устройстве, а также оказании помощи осужденным, освобождаемым от отбывания наказания в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы» предусматривает беседы с осужденным в целях выяснения вопросов, касающихся его социальной адаптации.

Глава 22 УИК РФ содержит нормы, регламентирующие оказание помощи освобождаемым осужденным. Подвергнув детальному рассмотрению содержание главы, мы заключили, что институт помощи осужденным, освобождаемым от отбывания наказания, предполагает содействие в трудовом и бытовом устройстве, оказание материальной помощи, утверждает право освобождаемых на трудовое и бытовое устройство, а также устанавливает контроль за лицами, освобожденными от отбывания нака-

зания. Однако законодатель не включил отдельной нормы, раскрывающей содержание понятия «социальная помощь осужденным». Например, Уголовно-исполнительный кодекс Республики Таджикистан (ч. 2 ст. 211) содержит определение социальной помощи лицам, освобождаемым от отбывания наказания. Она выражается в содействии в трудовом и бытовом устройстве, оказании материальной поддержки, устранении последствий отбывания наказания, пенсионном обеспечении, помещении в медицинские учреждения, интернаты, дома престарелых, установлении попечительства4.

Положительным моментом и некоторым гарантом социальной адаптации является то, что законодатель предусмотрел сроки, необходимые для взаимодействия с государственными органами.

Групповая работа с осужденными, готовящимися к освобождению, подразумевает проведение занятий в школе подготовки осужденных к освобождению.

Организация деятельности школы во многом зависит от вида условий содержания осужденного в период отбывания им наказания. Как правило, школы действуют на основании привлечения к данной работе сотрудников всех служб и отделов, а также соблюдения тематики и плана занятий.

Инспектор по трудовому и бытовому устройству осужденных ведет постоянный учет лиц, освобождающихся по окончании срока отбывания наказания, и зачисляет их в группу обучающихся в соответствии с условиями содержания, характером совершенных преступлений, степенью исправления, устойчивостью социальных связей, состоянием здоровья и т.д.5

Представителями каждого отдела, службы учреждения с осужденными проводится индивидуальная и групповая работа по разъяснению требований законодательства, комментируются нормативные положения социального, трудового, семейного, гражданского и иного законодательств.

Широко сотрудниками используются возможности периодической печати: подбираются журналы, газеты, которые могут оказать влияние на формирование у осужденных правильных жизненных установок, дать дополнительную информацию по тем или иным вопросам. Активно используется наглядная агитация, которая обладает большой эмоциональной силой воздействия (плакаты, панно, планшеты, стенды, стенные газеты, призывы и др.)6. С помощью таких средств до осужденных доводится различная информация, в том числе правового характера. Важными являются сведения о вакансиях, поступающие из органов занятости населения. На стендах (досках информации) приводятся образцы основных заявлений.

Для осужденных организуются встречи, проводятся тематические вечера, лекции, се-

минары и т.д., в которых принимают участие сотрудники органов внутренних дел, паспортно-визовых служб, специалисты служб социальной защиты населения, члены Попечительского совета7, представители государственной службы занятости населения, общественных организаций и т.д.

Таким образом, проведение занятий в школе подготовки осужденных к освобождению посредством реализации различных психолого-педагогических средств, методов, приемов работы в группе направлено на формирование готовности к перемене условий жизни, потребности в соблюдении требований закона, уважении прав и свобод других граждан, а также ориентации на социальный и правопослушный образ жизни.

Помимо образования в исправительных учреждениях школ подготовки осужденных к освобождению в отдельных колониях создаются иные организации, оказывающие необходимую помощь на заключительном этапе пребывания в изоляции. Примером может выступить организация в одной из исправительных колоний УФСИН России по Вологодской области Центра социальной реабилитации осужденных, освобождающихся по окончании срока наказания, функционирующего в целях, аналогичных школе подготовки к освобождению. Центр, являясь самостоятельным локальным участком учреждения, располагает спальными комнатами, отдельной столовой, пищеблоком, библиотекой, тренажерным залом, комнатой для настольного тенниса, бильярдной, комнатой отдыха, сауной, кафе. В центре соблюдаются все правила внутреннего распорядка, осужденным разрешается посещать клуб, парикмахерскую, магазин. Право проживания в центре предоставляется осужденным за три месяца до освобождения на основании личного заявления. Продолжительность нахождения - не более трех месяцев без исключения из отряда. В случае допущения нарушений режима осужденный выписывается из центра.

Одной из задач деятельности отделов и служб учреждений, исполняющих наказания, является содействие осужденным в восстановлении и укреплении их социально полезных связей. Группа социальной защиты осужденных учреждения при взаимодействии с начальником отряда осуществляют мероприятия, направленные на поиск родных осужденных, возобновление и укрепление отношений с ними8. Сотрудниками учреждения ведется переписка, проводятся встречи с родственниками, в том числе в целях жилищного, бытового и трудового устройства осужденного после освобождения.

Помимо этого персонал сотрудничает с иными участниками исправительного воздействия. Формы внешнего взаимодействия работников учреждений с представителями государственных органов весьма разнообразны и зависят от

целей, задач, значения деятельности государственных органов в процессе исполнения наказания. Правовой основой сотрудничества являются законодательные, ведомственные, межведомственные нормативные правовые акты9.

Взаимодействие с органами государственной власти наиболее значимо, поскольку проявляется прежде всего в такой форме, как государственная поддержка учреждений, а также в решении вопросов, от которых зависит социальная адаптация бывших осужденных. Одной из важнейших форм содействия выступает материальная и финансовая помощь учреждениям.

Органы государственной власти также осуществляют контроль за деятельностью расположенных на соответствующих территориях учреждений и органов, исполняющих наказания. В ходе реализации данной функции имеет место не только проверка деятельности учреждений, но и согласование важнейших стратегических документов, определяющих долгосрочную перспективу развития, совместное обеспечение правопорядка в местах дислокации учреждений и т.д.10

Несомненно, рассмотренное сотрудничество положительно влияет на эффективность функционирования системы учреждений, существенно облегчает ее материальное и финансовое положение.

Интересен опыт оказания помощи освобожденным в Орловской области. Постановлением главы администрации Орловской области от 30 мая 2001 г. № 305 создана комиссия, в состав которой входят представители областной администрации, руководители предприятий, общественных и религиозных организаций, принимающая решения по оказанию помощи осужденным в трудовом и бытовом устройстве, регистрации по месту пребывания. Комиссией разработаны две областные целевые программы «О мерах по социальной адаптации лиц, отбывших наказание в виде лишения свободы»11.

Формы взаимодействия учреждений с органами внутренних дел более разнообразны в связи с наличием общего объекта воздействия - осужденных, в отношении которых проводятся оперативные, розыскные и воспитательные мероприятия, осуществляется профилактическая работа. Традиционным является направление учреждениями в органы внутренних дел информации о лицах, освобождаемых из мест лишения свободы.

Значительное место в работе исправительных учреждений занимает подготовка своевременной информации для территориальных органов милиции о предстоящем освобождении осужденных, поведении последних в период отбывания наказания, их намерениях и планах на будущее. Извещение содержит полные данные о личности освобождаемого, судимости, основаниях освобождения, особых приметах, выдержки из характеристики психолога, данные

о поведении в период отбывания наказания, сведения оперативных отделов о намерении заниматься преступной деятельностью и о лицах, способных оказать влияние на последующий образ жизни освобождаемого, заключения медицинских работников о состоянии здоровья осужденного. Информация такого рода может послужить основанием для проведения органами внутренних дел (службами участковых уполномоченных милиции) комплекса мероприятий в целях обеспечения надзора за своевременным прибытием освобожденного к месту жительства, его бытовым и трудовым устройством, а также для постановки на особый контроль.

Считаем, что органы милиции должны извещать администрацию мест лишения свободы об освобожденном, его трудовом и бытовом устройстве и т.д. Это оказало бы неоценимую помощь сотрудникам учреждений в выявлении недостатков своей работы, в том числе в сфере оказания помощи в социальной адаптации.

Основным содержанием сотрудничества учреждений с органами государственной службы занятости населения является решение вопроса содействия освобождаемым в трудовом устройстве.

Наличие серьезной конкуренции среди поступающих на работу ставит бывших осужденных в весьма затруднительное положение. Одним из путей выхода из сложившейся за несколько лет ситуации могло бы стать законодательное закрепление системы мер по бронированию на государственных предприятиях определенного количества рабочих мест для тех, кто недавно освободился.

Положительные результаты в законодательном регулировании вопросов социальной реабилитации лиц, отбывших наказание, были достигнуты в 1997 г. в Республике Башкортостан, где был принят Закон «О социальной адаптации лиц, освобождаемых и освобожденных из учреждений, исполняющих уголовные наказания».

Для решения вопросов трудоустройства освобождаемых УФСИН по Воронежской области заключило соглашение о совместной работе с Департаментом службы занятости населения. По инициативе управления Воронежской областной думой в сентябре 1998 г. был принят закон «О квотировании рабочих мест для особо нуждающихся категорий населения». В соответствии с данным документом освобожденные относятся к категории граждан, нуждающихся в социальной защите, и на них распространяется квотирование рабочих мест. Кроме того, совместно с Департаментом службы занятости населения области в учреждениях практикуется проведение встреч осужденных с работодателями города12. Законы о квотировании рабочих мест действуют с 2005 г. в республиках Башкортостан, Татарстан, Алтайском крае, Кемеровской, Липецкой, Новосибирской, Ростовской, Тверской, Тульской областях, Ханты-Мансийском

автономном округе. В них закреплено право лиц, освобожденных из мест лишения свободы и обратившихся в органы службы занятости населения, на трудоустройство. В Республике Марий Эл, Чувашской Республике, Алтайском крае регулярно проводятся ярмарки вакансий с выездом специалистов региональных центров занятости населения и представителей работодателей в исправительные учреждения.

В целях оказания осужденным помощи после освобождения из колоний Красноярского края на основании постановления главы администрации г. Канска была создана межведомственная комиссия по взаимодействию исправительных учреждений и предприятий, общественных и религиозных организаций города. Подобная межведомственная комиссия активно проводит работу по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних в Нижегородской области.

В настоящее время среди направлений реформирования уголовно-исполнительной системы первостепенными являются развитие цивилизованных форм обращения с заключенными, гуманизация условий отбывания различных видов уголовных наказаний. В связи с этим возрастает потребность привлечения к испра-вительно-воспитательному процессу с лицами, отбывающими наказание, представителей общественности.

Анализ взаимодействия учреждений и религиозных конфессий позволяет сделать вывод о том, что его основной смысл заключается в проведении мероприятий религиозного характера в целях формирования у осужденных уважительного отношения к человеку, обществу, светским традициям, переосмысления им собственного образа жизни.

Огромную помощь учреждениям оказывают заведения и организации, работающие с лицами, отбывающими наказание, и освобожденными, - социальные гостиницы, ночлежные дома, дома временного пребывания, реабилитационные центры, предоставляющие нуждающимся кров, питание, одежду, моральную поддержку и пр.

На этапе подготовки к освобождению начальником отряда выявляются осужденные, нуждающиеся в первоочередном решении вопроса бытового обеспечения.

Если у освобождаемого несовершеннолетнего осужденного нет родственников или близких, администрация направляет запрос в орган опеки и попечительства13, подразделение по делам несовершеннолетних органа внутренних дел14 и комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав15 по его прежнему месту жительства с просьбой решить вопрос устройства такого лица на работу (учебу) и обеспечения его жилой площадью.

В необходимых случаях несовершеннолетний осужденный после освобождения в уста-

новленном законодательством порядке может быть направлен в школу-интернат, другое учебно-воспитательное учреждение на государственное попечение либо передан органам опеки и попечительства.

Не стоит забывать об освобождающихся, испытывающих наркотическую, алкогольную зависимость. В Вологде, например, работает региональная общественная организация «Синий Крест», осуществляющая защиту лиц, зависимых от наркотиков, алкоголя и иных химических веществ.

Очевидно, что постпенитенциарная помощь невозможна без участия различных общественных организаций, объединений и фондов. В этом деле важную роль могли бы сыграть и представители религиозных конфессий, которые весьма охотно идут на оказание моральной, психологической поддержки лицам, освободившимся из мест лишения свободы.

Наряду с вопросом бытового устройства освобождаемых заявляет о себе проблема осуществления контроля со стороны государственных органов, общественных организаций в отношении осужденных при опасном и особо опасном рецидиве в целях успешной социальной адаптации. Постановка таких граждан на учет подразумевает исполнение подконтрольным лицом некоторых обязанностей.

Административный надзор или его аналог в России должен быть закреплен законодательно, как это сделано в ряде зарубежных государств. Например, в Швейцарии в отношении лиц, отбывших наказание в виде лишения свободы, может быть установлен охранительный надзор, в Республике Беларусь - превентивный надзор. Наличие этого института оказывает ощутимую помощь лицам при устройстве на свободе, в частности при размещении и в поиске работы. Заслуживает внимания британский Закон о преступлении (наказании) 1997 г., содержащий положение о надзоре после освобождения от наказания на условиях пробации. Полагаем, опыт некоторых зарубежных государств в решении частных вопросов социального контроля за освобождаемыми от отбывания наказания может оказаться весьма полезным.

Таким образом, изучение теоретических, правовых и организационных основ современной практики подготовки осужденного к освобождению от отбывания наказания позволило выяснить, что значительная роль в этом процессе отводится начальнику отряда осужденных, социальному работнику, психологу и инспектору по бытовому и трудовому устройству. Содержание социальной работы с лицами, освобождающимися от наказания, зависит от места ее проведения и непосредственных участников.

| ПРИМЕЧАНИЯ

1 См. подр.: Постановление Правительства Российской Федерации от 11 апреля 2005 г. № 205 «О минимальных нормах питания и материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы, а также о нормах питания и материально-бытового обеспечения подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний и Федеральной службы безопасности Российской Федерации, на мирное время» // СЗ РФ. 2005. № 16. Ст. 1455.

2 См. подр.: Инструкция по организации деятельности психологической службы уголовно-исполнительной системы: Приложение к Приказу Минюста России от 12 декабря 2005 г. № 238.

3 См.: Положение о группе социальной защиты осужденных 2005 г.; Приказ Минюста России от 13 января 2006 г. № 2 «Об утверждении Инструкции об оказании содействия в трудовом и бытовом устройстве, а также оказании помощи осужденным, освобождаемым от отбывания наказания в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы».

4 См.: www.prison.memo.ru

5 Зачисление осужденных в группу обучающихся осуществляется за три месяца до окончания срока лишения свободы или срока, возможного для применения условно-досрочного освобождения.

6 См. подр.: Исправительная (пенитенциарная) педагогика: Учеб. / Под ред. А.И. Зубкова, М.П. Стуровой. Рязань, 1993. С. 210-219.

7 См.: Постановление Правительства Российской Федерации от 13 октября 1997 г. № 1295 «Об утверждении Примерного положения о попечительском совете при воспитательной колонии уголовно-исполнительной системы» // Российская газета. 1997. 29 окт.

8 См.: Положение о группе социальной защиты осужденных 2005 г. П. 14.

9 См., напр.: Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. (ред. от 21 июля 2007 г.) // Российская газета. 2005. 25 дек.; 2007. 11 янв.; 27 июля; Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации. Ст. 19-24; Закон РФ от 21 июля 1993 г. (ред. от 19 июня 2007 г.) «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» // Российская газета. 2007. 9 февр.; 23 июня; Положение о группе социальной защиты осужденных 2005 г. и т.д.

10 Данный контроль осуществляется на основании ст. 19 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, ст. 38 Закона Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы».

11 См.: Суровцев В.А. Социальная работа с осужденными в исправительных учреждениях УФСИН России по Орловской области // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2005. № 3. С. 23-24.

12 См.: Тютюнцев В. Не бросать на произвол судьбы // Преступление и наказание. 2001. № 11. С. 24-26.

13 См.: Федеральный закон Российской Федерации от 24 апреля 2008 г. «Об опеке и попечительстве» // Российская газета. 2008. 30 апр.; Шерстнева Н.С. Опека и попечительство как форма воспитания несовершеннолетних // Семейное и жилищное право. 2007. № 2. С. 13-17; Полищук-Молодоже-ня Т.Р. Некоторые проблемы правового регулирования опеки и попечительства // Нотариус. 2007. № 1. С. 10-15.

14 См.: Приказ МВД России от 26 мая 2000 г. № 569 (ред. от 6 апреля 2007 г.) «Об утверждении Инструкции по организации работы подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел» // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».

15 См.: Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 3 июня 1967 г. (ред. от 25 февраля 1993 г.) «Об утверждении Положения о Комиссиях по делам несовершеннолетних» // Ведомости Верховного совета РСФСР. 1967. № 23. Ст. 536; Российская газета. 1993. 19 марта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.