Научная статья на тему 'Организационно-правовой механизм охраны окружающей природной среды'

Организационно-правовой механизм охраны окружающей природной среды Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
12880
1060
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВОЙ МЕХАНИЗМ / ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ / УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ / ПУБЛИЧНЫЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гетьман Анатолий Павлович

Организационно-правовой механизм охраны окружающей природной среды автором статьи определяется как механизм организации и системы деятельности органов государственной исполнительной власти и органов местного самоуправления в сфере публичных экологических отношений, возникающих в связи с охраной окружающей среды и обеспечением экологической безопасности. Его правовой основой наряду с нормами экологического права являются нормы административного права. Первые призваны отражать специфику предмета, объектов, субъектов и принципов правового регулирования общественных отношений в данной сфере. Вторые определяют общие цели, задачи и функции государственных общественных отношений управленческого характера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATIONAL AND LEGAL MECHANISM OF THE ENVIRONMENTAL PROTECTION

Organizational and legal mechanisms of environmental protection are defined by the author of the article as a mechanism of organization and system of activities of state executive power bodies and local self-government bodies in the field of environmental public relations arising in connection with environmental protection and environmental safety provision. The rules of administrative law are its legal basis, alongside with the norms of environmental law. The former designed to reflect the specifics of the subject, objects, subjects and principles of legal regulation of social relations in this area. The latter define common goals, objectives and functions of state public relations management nature.

Текст научной работы на тему «Организационно-правовой механизм охраны окружающей природной среды»

УДК 349.6

Анатолий Павлович Гетьман,

д-р юрид. наук, профессор, академик НАПрН Украины Национальный юридический университет имени Ярослава Мудрого, г. Харьков

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВОЙ МЕХАНИЗМ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ

Организационно-правовой механизм охраны окружающей природной среды автором статьи определяется как механизм организации и системы деятельности органов государственной исполнительной власти и органов местного самоуправления в сфере публичных экологических отношений, возникающих в связи с охраной окружающей среды и обеспечением экологической безопасности. Его правовой основой наряду с нормами экологического права являются нормы административного права. Первые призваны отражать специфику предмета, объектов, субъектов и принципов правового регулирования общественных отношений в данной сфере. Вторые определяют общие цели, задачи и функции государственных общественных отношений управленческого характера.

Ключевые слова: организационно-правовой механизм, охраны окружающей среды; управления в сфере природопользования и охраны окружающей среды; публичные экологические отношения.

Согласно современным представлениям, существующим в юридической литературе, охрану окружающей природной среды можно обеспечить путем принятия комплекса организационных, правовых и экономических мер, направленных на снижение уровня вредного воздействия антропогенной деятельности на экологические взаимосвязи, восстановление поврежденных объектов окружающей среды, природных ресурсов, обеспечение их рационального использования. Комплекс таких мер рассматривается как организационно-правовой механизм охраны окружающей природной среды. Он состоит из двух системообразующих элементов - институционального, т. е. системы государственных и общественных институтов, осуществляющих управление в сфере охраны окружающей среды, и функционального, т. е. многообразия форм такого управления (проведение экспертизы, контроля, нормирования и стандартизации, ведение кадастров, учет природных ресурсов, мониторинг и т. д.). Целью этого механизма является бесперебойное обеспечение и поддержка функционирования экологической системы, которая должна соответствовать объективным законам окружающей среды, быть устойчивой и саморегулируемой, поступательно развиваться, основываться на экологических императивах [1, с. 251; 2, с. 143].

За многие годы организационно-правовой механизм охраны окружающей среды существенно изменился. Это зависело от задач, которые ставились каждым историческим этапом перед окружающей средой и диктовались стремлением максимально полно согласовать его интересы с интересами экологического развития, обеспечения потребностей производства, населения и мирового хозяйства. Преобразования в этом механизме во многом были связаны с эволюционными процессами всей системы управления мировым хозяйством, процессами его глобализации.

В современных научных и учебных юридических источниках, касающихся проблем охраны окружающей среды и правового регулирования экологических отношений, предлагаются различные определения понятия «организационно-правовой механизм охраны окружающей среды». Однако при всем многообразии они характеризуются определенными общими чертами. Во-первых, это деятельность органов государственной

власти и органов местного самоуправления; во-вторых, это деятельность в сфере публичных экологических отношений, возникающих в связи с охраной окружающей среды, обеспечением экологической безопасности, воспроизводством природных ресурсов; в-третьих, эта деятельность имеет четко очерченную управленческую (административно-правовой) направленность.

Итак, организационно-правовой механизм охраны окружающей природной среды -это механизм организации и системы деятельности органов государственной исполнительной власти и органов местного самоуправления в сфере публичных экологических отношений, возникающих в связи с охраной окружающей среды и обеспечением экологической безопасности. Такой механизм обеспечивает меры по сокращению с последующей полной ликвидацией попадания в окружающую среду опасных для жизни и здоровья человека веществ; создание экологически обоснованного размещения и дальнейшего развития производительных сил в отдельных регионах и государстве в целом; формирование системы наблюдения за показателями здоровья населения с учетом состояния окружающей среды; создание и развитие на территории государства сети природно-заповедного фонда с целью сохранения эталонов качества окружающей природной среды, защиты и охраны исторических и культурных природных ценностей; достижения рационального природопользования с помощью землеустройства, лесоустройства, паспортизации водных объектов, устройства территорий заповедного, оздоровительного, историко-культурного и рекреационного назначения. Для достижения перечисленного нужен качественно новый уровень организационно-правового механизма, переход на новую ступень материальной культуры, объединенной и сбалансированной с природно-ресурсным потенциалом.

Организационно-правовой механизм охраны окружающей природной среды в юридической научной литературе рассматривается как: управление природопользованием и охраной окружающей среды (экологическое управление) [3, с. 37-70]; государственное управление в области охраны окружающей природной среды [4, с. 116-186]; управления и контроль в сфере природопользования и охраны окружающей среды [5, с. 182-208]; государственное управление в сфере природопользования, охраны окружающей природной среды и обеспечения экологической безопасности [6, с. 34-57].

По убеждению ученых, сегодня есть основания говорить о таких видах управления: а) управление в кибернетическом смысле - взаимодействие субъектов и объектов путем механизма прямых и обратных связей; б) управление обществом (социальное управление) - воздействие на все, многие или отдельные сферы общественной жизни, управления общественными процессами; в) управление государством, государственными делами -целенаправленное организационное влияние государства и его институтов на сферы государственной жизни для изменения их в соответствии с целями государственной политики; г) государственное управление в широком смысле - сфера организующей и распорядительной деятельности государственных органов, в узком - деятельность органов исполнительной власти, собственно, аппарата управления; д) корпоративное управление -осуществляемое в организациях и на предприятиях; е) техническое управление -применяемое для обеспечения функционирования технологических процессов [7, с. 18-38].

Осуществляемые в Украине политические и социально-экономические преобразования требуют формирования концепции государства как политически управляемой системы с учетом направления развития мирового сообщества на длительную перспективу. Системное построение государства и его функционирование обусловлено тем, что последняя, по мнению Ю. А. Тихомирова, состоит из нескольких элементов: граждан (народ, нация, население), публичной (государственной) власти, территории и ее границ, государственных ресурсов (налоги, бюджет, собственность), установление правового порядка, официального представительства в мировом сообществе. Каждый элемент представляет собой своего рода подсистему со своими составными частями. Связи же между элементами - устойчивые и подвижные, но их неучет грозит государственными

ошибками [7, с. 29].

Основные задачи управления в сфере экологии, позволяющие обеспечивать устойчивое развитие Украины, вытекают из содержания проекта Концепции, разработанной учеными НАН Украины: сбалансированное использование природно-ресурсного потенциала страны, обеспечение экологической устойчивости природных систем; структурная перестройка экономики и социальной сферы на устойчивое развитие; выработка и реализация региональной и коммунальной политики устойчивого развития; формирование скоординированных действий во всех сферах общественной жизни; переориентация социальных, экологических и экономических институтов государства, государственного регулирования по усилению заинтересованности граждан, юридических лиц и социальных групп в решении задач устойчивого развития; ведения мониторинга устойчивого развития и управления [8, с. 45-58]. Их реализация предусматривает использование всех видов управления, находящихся в четком взаимодействии между собой.

Основной акцент в государственном управлении делается на проведении административной реформы и совершенствовании экологического законодательства [9, с. 21-27]. Целью административной реформы является создание теоретических моделей и прогнозов социально-экономического развития страны на основании научных методов моделирования и планирования [10, с. 38-40]. Для этого, по мнению практиков и ученых-правоведов, следует теоретически обосновать процессы современного правотворчества в сфере общественного управления, спрогнозировать тенденции, оптимальные пути и направления их развития, своевременно предостерегать от возможных ошибок. Как видим, в основе концепции административной реформы по-прежнему остается антропоцентристский подход: обеспечение экономического роста и социального благополучия населения за счет эксплуатации окружающей среды. Совершенствование системы государственного управления состоит в том, чтобы предоставить более широкие права в социально-экономической сфере органам самоуправления одновременно с возложением на них и больших обязанностей. При этом вне научного анализа оказалось корпоративное управление, создавшееся в результате появления новых участников экономических отношений - хозяйствующих субъектов, а также его связи с другими видами управления.

Правовой основой управления в сфере экологии наряду с нормами экологического права являются нормы административного права. Первые призваны отражать специфику предмета, объектов, субъектов и принципов правового регулирования общественных отношений в данной сфере. Вторые определяют общие цели, задачи и функции государственных общественных отношений управленческого характера, которые складываются в сфере исполнительной и распорядительной власти, внутриорганизационной деятельности других государственных органов, а также в процессе осуществления общественными организациями и их органами внешних юридически властных полномочий. Учитывая предмет регулирования (управления социальными процессами), нормы административного права следует считать общими, а нормы экологического права - специальными, обеспечивающие более конкретное регулирование одного и того же предмета. В случае их противоречия в теории права приоритет отдается норме специальной.

В учебной литературе по административному праву рассматриваются лишь отдельные аспекты управления в сфере экологии, а именно использование и охрана природных ресурсов в рамках государственного управления, где природные ресурсы Украины выступают объектом управления государственной и региональной собственности, а для отдельных отраслей промышленности - как сырье.

Охрана природных ресурсов ограничивается установлением полномочий органов местного самоуправления по утверждению ими для промышленных предприятий лимитов выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду; объединение

на договорных началах средств промышленных предприятий, расположенных на соответствующей территории, со средствами других предприятий, учреждений, организаций, населения, а также бюджетных средств на природоохранные мероприятия, то есть имеет чисто практическую направленность. В краткосрочном плане это, наверное, оправданно. В долгосрочном же планировании управленческой деятельности этого явно недостаточно, поскольку тогда в основу деятельности органов управления закладывается изначально не научно обоснованный прогноз их деятельности на долгосрочный период с учетом международных, национальных, исторических, экологических и других факторов, а метод проб и ошибок.

Одновременно признается, что надлежащая реализация связей человека с окружающей средой, которая выступает как естественные условия его жизнедеятельности, источник и способ производства материальных благ, объект его хозяйственной и культурной деятельности, источник и способ нравственного воспитания и удовлетворения эстетических потребностей, во многом зависит от эффективной управленческой деятельности государственных органов и их должностных лиц. Но каким образом эти связи сохранить в нужном для государства, общества и человека направлении в юридической литературе не указывается. Поэтому многообразие целей управленческой деятельности ограничивается сугубо утилитарными задачами: а) при использовании природных ресурсов - организацией производства добычи из природных ресурсов полезных свойств как для общества в целом (например, хозяйственных), так и для отдельных индивидов (скажем, для оздоровительных целей); б) при охране природных ресурсов - предотвращением экологически вредных последствий их использования, сохранением в первоначальном состоянии отдельных компонентов окружающей среды, его экологического баланса, с соблюдением прав граждан на безопасную для их жизни и здоровья окружающую среду.

Задача науки видится в том, чтобы разработать систему научно- обоснованных мероприятий, направленных на взаимодействие государственных структур, корпоративных объединений и общественных организаций по созданию экологически безопасной экономики, формирования нового экологического мышления всего населения страны и сохранения биологического разнообразия на принципах устойчивого развития.

Проблемы корпоративного и технического управления актуализируются в связи с тем, что в условиях рыночной экономики и проведения правовой реформы в государстве основным источником опасности для окружающей среды становятся предприятия, виды их деятельности, а также природные объекты, которые предприятия используют в процессе своей основной деятельности. Речь идет о предприятиях и учреждениях различных форм собственности, предназначенных для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг. В процессе своей деятельности они используют те или иные природные ресурсы, осуществляя антропогенное воздействие на окружающую среду. Поэтому задачей науки административного права выступает создание эффективной системы управления и контроля по рациональному использованию и охране природных ресурсов субъектами хозяйственной и предпринимательской деятельности, а также по контролю за ними в части соблюдения экологического законодательства. Это предусматривается и государственными стандартами Украины по управлению окружающей средой с использованием такого механизма, как экологический аудит. Государственное и корпоративное управление становятся взаимозависимыми.

Учитывая положения Международных стандартов и ICO серии 14000, в научной литературе под корпоративным управлением в экологической сфере предлагается понимать «совокупность принципов, методов, средств (в том числе организационно-правовых) и типа управления природоохранной деятельностью предприятия (обеспечение техногенной безопасности окружающей среды), что имеет целью повышение инвестиционной привлекательности, экологичности предприятия и эффективности его производственно-хозяйственной деятельности» [11, с. 318]. В связи с этим объектом корпоративного и технического управления выступает техногенно-безопасная для окружающей природной

среды деятельность предприятия, которая повышает его инвестиционную привлекательность, эффективность производства продукции, выполняемых работ и услуг.

Чрезвычайно важным аспектом в разрезе организационно-правового механизма охраны окружающей природной среды являются вопросы, какие именно функции должны выполнять общественные отношения в сфере охраны окружающей среды; как обеспечить экологическую безопасность и рациональное природопользование как объектов управления в системе экологического права и законодательства. Существующее законодательное определение управления в сфере охраны окружающей природной среды ответы на эти вопросы не дает по ряду причин.

Во-первых, понятие «управление», данное в ч. 1 ст. 16 Закона Украины «Об охране окружающей природной среды», основывается на использовании пассивных функций. В учебной эколого-правовой литературе эти функции управления, исходя из законодательных положений, условно делятся на: организационные, предупредительно-охранные и стабилизационные. К организационным относятся: пространственно-территориальное устройство объектов природы, ведение природоресурсных кадастров, экологическое планирование и экологическое прогнозирование. Предупредительно-охранные функции -это экологический мониторинг, экологический аудит, экологическая экспертиза, экологический контроль и экологическое страхование. К стабилизационным функциям следует отнести информирование, нормирование и экологическое лицензирование [3, с. 3940].

Недостаточно активно органами государственной власти и органами местного самоуправления используются рыночные механизмы управления в сфере экологии, экологическое лицензирование, экологическая сертификация, экологический аудит, экологическое страхование, проведение тендеров на наиболее эффективное природопользование и разработка экологически безопасных технологий и проектов, строительство промышленных и других объектов и т. д.). Выведение их из сферы государственного управления не позволяет органам управления активно влиять на рыночные отношения, существующие в сфере природопользования, хозяйственной и иной деятельности. Проект Экологического кодекса Украины частично решает эту проблему, поскольку относит экологический аудит и экологический менеджмент организаций к функциям управления в сфере охраны окружающей среды.

Во-вторых, термин «управление», который употребляется в ч. 1 ст. 16 Закона Украины «Об охране окружающей природной среды», очень трудно связать с целями управления, хотя эти понятия должны дополнять друг друга. Проблема заключается в том, что понятие «управление в сфере охраны окружающей природной среды» определяется через функции охраны, а цели управления законодатель пытается подать через методы осуществления управленческой деятельности, поскольку контроль за соблюдением требований экологической безопасности, обеспечение проведения эффективных и комплексных мероприятий по охране окружающей среды, рациональное использование природных ресурсов, достижение согласованности действий государственных и общественных органов в области охраны окружающей природной среды следует рассматривать как способы достижения цели, а не непосредственно сами цели, которые еще необходимо определить. Наблюдается тавтология: управление в сфере охраны окружающей природной среды заключается в функциях последней, а цели - в методах реализации управленческой деятельности. При таком законодательном подходе к управлению и его целей в исследуемой сфере сложно определить эффективность деятельности тех или иных органов государственного управления при принятии ими управленческих решений.

В научной литературе под методом управления традиционно признают определенную совокупность способов, приемов воздействия на управляемые объекты (субъекты) с целью сохранения их структуры, поддержание режима деятельности, реализации их программ и целей. Под принятием управленческого решения понимается вид

человеческой деятельности, направленной на выбор лучшей из имеющихся альтернатив при осуществлении управляющего воздействия на соответствующие объекты (субъекты) [12, с. 28-31]. Содержание управленческих решений определяется методами управления -экономическими, организационными, социальными, культурно-воспитательными, административными и др.

При оформлении управленческих решений в виде правовых норм от юристов требуется в основном изложение на их языке права с использованием приемов и правил законодательной техники, определение способов правового обеспечения выполнения, достижение согласованности с другими нормативными законами. В связи с этим следует говорить не об осуществлении управления только правовыми методами или только в правовых формах, а о необходимости изучения и проверки правильности закрепленных правом управленческих решений в рамках той науки, к предмету которой принадлежит их содержание (экономической, теории управления, планирования и др.).

В-третьих, законодатель дает перечень объектов правовой охраны окружающей природной среды, но не указывает, что является объектом управления в данной сфере.

На уровне региональных и местных органов государственного управления основными объектами управления в сфере экологии должны рассматриваться природные экологические системы и ландшафты.

Естественная экологическая система - объективно существующая часть природной среды, которая имеет пространственно-территориальные границы и в которой живые (растения, животные, другие элементы) и неживые ее элементы взаимодействуют как единое функциональное целое и связаны между собой обменом вещества и энергией.

Особую значимость имеют природные ландшафты - территории, которые не претерпели изменений в результате хозяйственной и иной деятельности и характеризуются сочетанием определенных типов рельефа местности, почв, растительности, сформированных в одинаковых климатических условиях. Кроме природных ландшафтов (горных, лесных, степных и др.), существуют антропогенные ландшафты (рекреационные, селитебные и др.).

По мнению ученых, активное вмешательство в экологические системы и природные компоненты объектов, осуществляющих техногенную деятельность, приводит к последовательному переходу природного объекта от естественного состояния к модифицированному и трансформированному, при котором он не может нормально функционировать без участия человека. В этом случае принципиально новым объектом в экологической сфере становится экологическая система антропогенного происхождения и эколого-экономическая система. Предлагается указанные системы рассматривать как объекты экологических правоотношений по аналогии с природными объектами природного происхождения. Включение предприятия в соответствующие урбанизированные системы требует оценки соответствия его деятельности определенным системным ограничениям как элемента этой экологической системы [11, с. 21-22].

Природные ландшафты являются многообразным естественным элементом. Он одновременно выступает как: природный объект, который представляет собой генетически однородный участок (сегмент) ландшафтной сферы с единым геологическим фундаментом, однотипным рельефом, гидроклиматическим режимом, взаимосвязью почвы и биоценоза; открытая геосистема, что функционирует и развивается под влиянием процессов, обусловленных влиянием солнечной энергии, внутренней энергии земли, а также хозяйственной деятельности человека; территориальная система, созданная взаимосвязанными природными и антропогенными, техногенными элементами. В свою очередь, ландшафтное разнообразие, по мнению специалистов по геоэкологии: 1) является необходимым условием для сохранения биологического разнообразия, поскольку наличие мест обитаний - одно из главных условий сохранения видового, популяционного и биоценотического разнообразия; 2) позволяет ландшафтам выполнять прямые функции сохранения общего экологического баланса, так как недостаточно одной биотической части

биосферы для его сохранения, нужно также успешное функционирование всех компонентов географической оболочки; 3) обеспечивает экономику (хозяйство) ресурсами; 4) выполняет социальные функции (рекреация, отдых, эстетические качества и др.). Все названные функции в совокупности обеспечивают эколого-социально-экономический баланс территорий.

Таким образом, от состояния природных экосистем напрямую зависит качество или комфортность жизнедеятельности человека и общества в целом, пригодность земельных угодий для производства сельскохозяйственных культур, создание и функционирование технических систем и сооружений. Сохранение же природных ландшафтов позволяет выступать им средообразующими геосистемами, обеспечивающими сохранение общего экологического баланса той или иной территории. В связи с этим природные ландшафты и природные экологические системы должны выступать как наиболее значимые объекты государственного управления в сфере охраны окружающей природной среды, благодаря сохранению которых обеспечивается устойчивое развитие регионов и страны в целом. Среди других проблем правового характера следует назвать создание надлежащего механизма правового регулирования общественных отношений по обеспечению сохранности природных ландшафтов, а также то, в какой правовой форме охраны окружающей природной среды они, наряду с природными экосистемами, выступают как объект правового регулирования. Указанные проблемы имеют научную и практическую направленность, решение которых возможно путем взаимодействия представителей естественных и социальных, в том числе правовых, наук.

Проведенный анализ юридической литературы, законодательства Украины и других научных работ позволяет сделать следующие выводы. Управлению в сфере экологии присущ комплексный характер. Только сочетание различных видов деятельности, средств и методов управленческого воздействия позволит решать задачи по переводу страны на устойчивое развитие. В настоящее время оно распространяется только на управление природопользованием и охраной окружающей природной среды. Субъектами управления выступают государственные органы, органы местного самоуправления и объединения граждан, которым принадлежит важное место в организационно-правовом механизме охраны окружающей природной среды.

На протяжении всей истории развития законодательства об охране окружающей природной среды (природоресурсного, природоохранного, экологического) вопросы об участии общественности в управлении природопользованием и охраной окружающей природной среды находились в поле зрения законодателя. Это обусловлено объективной необходимостью, связанной с экономическими, социально-политическими, экологическими, правовыми предпосылками. К общественным природоохранным (экологическим) организациям относились: общества охраны природы; общественные инспекции по охране отдельных природных ресурсов и окружающей среды; студенческие дружины по охране природы; массовые общественные организации, объединявшие своих членов по профессиональным, территориально-производственным, возрастным и другим признакам (профсоюзы, молодежные, научно-технические и спортивные общества, трудовые коллективы, добровольные народные дружины и т. п.).

Привлечение общественности к управлению - один из важнейших путей реализации экологической политики государства. Крайне актуальным остается этот вопрос и сегодня. Его правовой основой является ст. 36 Конституции Украины, согласно которой граждане Украины имеют право на свободу объединения в политические партии и общественные организации для осуществления и защиты своих прав и свобод, удовлетворения политических, экономических, социальных, культурных и других интересов, в том числе и экологических. Это право является одним из неотъемлемых прав, закрепленных во Всеобщей декларации прав человека, другими международно-правовыми документами.

Таким образом, организационно-правовой механизм охраны окружающей природной среды имеет большое значение в формировании экологических императивов,

создает необходимые основы для имплементации международно-правовых стандартов прав человека, рационального природопользования, восстановления природных ресурсов и их защиты в национальное экологическое законодательство. В условиях рыночных отношений организационно-правовой механизм занял видное место вместе с эколого-экономическим механизмом в системе взаимоотношений «человек - общество -окружающая среда». С его дальнейшим развитием и усовершенствованием следует связывать формирование концепции развития экологического права и законодательства на территории Украины.

Список литературы: 1. Боголюбов С. А. Актуальные проблемы экологического права : монография / С. А. Боголюбов. - М. : Юрайт, 2014. - 607 с. 2. Экологическое право : учеб. пособ. / под ред. Т. И. Макаровой, В. Е. Лезгаро. - Минск : Изд. Центр БГУ, 2008. -495 с. 3. Еколопчне право : пщруч. для студ. юрид. спец. вищ. навч. закладiв / за ред. А. П. Гетьмана. - Х.: Право, 2013. - 432 с. 4. Еколопчне право Украши. Академiчний курс : пщручник - Друге видання / за ред. Ю. С. Шемшученка. - К. : Юрид. думка. - 2008. - 720 с. 5. Еколопчне право Украши : тдруч. для студенев вищ. навч. закладiв / за ред. Каракаша I. I. - Одеса : Фешкс, 2012. 6. Балюк Г. I. Еколопчне право Украши : консп. лекцш у схемах (Загальна i особлива частина) : навч. поабник / Г. I. Балюк. - К.: Юршком 1нтер, 2006. - 192 с. 7. Тихомиров Ю. А. Управление на основе права / Ю. А. Тихомиров. - М. : Формула права. - 2007. - 485 с. 8. Шапар А. Г. Про концепцш переходу Украши до сталого розвитку / А. Г. Шапар // Еколопя i природокористування : зб. наук. праць !н-ту проблем природокористування та екологл НАН Украши. - Вип. 8. - Дншропетровськ, 2006. - С. 4558. 9. Скомороха В. Адмшютративна реформа в Укрш'ш : потрiбне законодавче забезпечення (правовi аспекти подшу i розмежування влади) / В. Скомороха // Право Украши. - 1999. - № 7. - С. 21-27. 10. Вакарш С. Органiзацiйно-правовi питання реформування державного управлшня в сферi економши Украши / С. Вакарш // Право Украши. - 2001. - № 10. - С. 38-40. 11. Серов Г. П. Экологический аудит. Концептуальные и организационно-правовые основы: учеб. -практ. пособ. / Г. П. Серов. - М.: Экзамен, 2000. - С. 318. 12. Пучинский Б. И. О норме права / Б. И. Пучинский // Весник МГУ. Сер. 11. Право. - 1999. - № 5. - С. 28-31.

ОРГАШЗАЩЙНО-ПРАВОВИЙ МЕХАН1ЗМ ОХОРОНИ НАВКОЛИШНЬОГО

ПРИРОДНОГО СЕРЕДОВИЩА Гетьман А. П.

Оргашзацшно-правовий мехашзм охорони навколишнього природного середовища автором статп визначаеться як мехашзм оргашзацп й системи дiяльностi оргашв державно'' виконавчо'1 влади й оргашв мюцевого самоврядування у сферi публiчних еколопчних вщносин, що виникають у зв'язку з охороною довкшля i забезпеченням еколопчно" безпеки.

Його правовою основою поряд з нормами еколопчного права е норми адмшютративного права. Першi покликан вщображати специфшу предмета, об'екпв, суб'ектсв i принцитв правового регулювання сустльних вщносин у данш сферь Друп визначають загальш цш, завдання й функцп державних сустльних вщносин управлшського характеру.

Ключовг слова: оргашзацшно-правовий мехашзм, охорони довкшля; управлшня в сферi природокористування та охорони довкшля; публiчнi еколопчш вщносини.

ORGANIZATIONAL AND LEGAL MECHANISM OF THE ENVIRONMENTAL

PROTECTION Getman A. P.

Organizational and legal mechanisms of environmental protection are defined by the author of the article as a mechanism of organization and system of activities of state executive

power bodies and local self-government bodies in the field of environmental public relations arising in connection with environmental protection and environmental safety provision.

The rules of administrative law are its legal basis, alongside with the norms of environmental law. The former designed to reflect the specifics of the subject, objects, subjects and principles of legal regulation of social relations in this area. The latter define common goals, objectives and functions of state public relations management nature.

Key words: organizational and legal mechanism, environmental protection; administration in the field of nature management and environmental protection; public environmental relations.

Поступила в редакцию 14.03.2014 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.