Научная статья на тему 'Организационно-педагогическое сопровождение социальной адаптации студентов в вузе'

Организационно-педагогическое сопровождение социальной адаптации студентов в вузе Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
359
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / СОЦИАЛЬНОЕ САМОЧУВСТВИЕ / ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / КУРАТОР УЧЕБНОЙ ГРУППЫ / SOCIAL ADAPTATION / SOCIAL WELL-BEING / ORGANIZATIONAL-PEDAGOGICAL SUPPORT / A CURATOR OF A TRAINING GROUP

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Лаптева Светлана Викторовна

В статье рассматривается социальная адаптация студентов в вузе как организационно-педагогическая проблема, решение которой автор статьи видит в реализации организационно-педагогического сопровождения студентов. В качестве методологической основы организационно-педагогического сопровождения определен личностно-ориентированный подход, в рамках которого сформулированы основные принципы, формы, средства взаимодействия сопровождаемого и сопровождающего. Представлены функции куратора учебной группы: целевые и инструментальные. Организационно -педагогическое сопровождение социальной адаптации студентов в вузе определено как целевая функция куратора учебной группы. Выявлены особенности организационно-педагогического сопровождения: основные цели, задачи, принципы, этапы, средства и условия, способствующие его успешной реализации в процессе социальной адаптации студентов в вузе. Основным критерием социальной адаптации студентов в вузе определено социальное самочувствие, отражающее уровень адаптации студентов к новым условиям среды вуза. Кроме того, автором статьи представлены условия организационно-педагогического сопровождения социальной адаптации студентов в вузе, отражающие содержание организационно-педагогического сопровождения адаптации студентов и теоретико-методологические положения личностно-ориентированного подхода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Лаптева Светлана Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Organizational-Pedagogical Support of Students' Social Adaptation in a Higher Education Institution

The article discusses students' social adaptation at the University as an organizational-pedagogical problem, the author sees its solution in the implementation of organizational-pedagogical support of students. A methodological bases of organizational-pedagogical support is a learner-centered approach, which formulates the basic principles, forms, means of interaction of the student and the curator. The functions of the curator of the training group are: target and instrumental. Organizational-pedagogical support of students' social adaptation in higher school is defined as a target function of the curator of the training group. Peculiarities of the organizational-pedagogical support are: main goals, objectives, principles, stages, means, and conditions, which promote its successful implementation in the process of students' social adaptation at the University. The main criterion of students' social adaptation in higher school is social well-being, reflecting the level of students' adaptation to the new environment of the University. Moreover, the author presents the conditions of organizational-pedagogical support of students' social adaptation in higher school that reflect the content of organizational-pedagogical support of students' adaptation and theoretical and methodological principles of the oriented approach.

Текст научной работы на тему «Организационно-педагогическое сопровождение социальной адаптации студентов в вузе»

УДК 37

С. В. Лаптева

Организационно-педагогическое сопровождение социальной адаптации студентов в вузе

В статье рассматривается социальная адаптация студентов в вузе как организационно-педагогическая проблема, решение которой автор статьи видит в реализации организационно-педагогического сопровождения студентов. В качестве методологической основы организационно-педагогического сопровождения определен личностно-ориентированный подход, в рамках которого сформулированы основные принципы, формы, средства взаимодействия сопровождаемого и сопровождающего. Представлены функции куратора учебной группы: целевые и инструментальные. Организационно -педагогическое сопровождение социальной адаптации студентов в вузе определено как целевая функция куратора учебной группы. Выявлены особенности организационно-педагогического сопровождения: основные цели, задачи, принципы, этапы, средства и условия, способствующие его успешной реализации в процессе социальной адаптации студентов в вузе. Основным критерием социальной адаптации студентов в вузе определено социальное самочувствие, отражающее уровень адаптации студентов к новым условиям среды вуза.

Кроме того, автором статьи представлены условия организационно-педагогического сопровождения социальной адаптации студентов в вузе, отражающие содержание организационно-педагогического сопровождения адаптации студентов и теоретико-методологические положения личностно-ориентированного подхода.

Ключевые слова: социальная адаптация, социальное самочувствие, организационно-педагогическое сопровождение, куратор учебной группы.

S. V. Lapteva

Organizational-Pedagogical Support of Students' Social Adaptation in a Higher Education Institution

The article discusses students' social adaptation at the University as an organizational-pedagogical problem, the author sees its solution in the implementation of organizational-pedagogical support of students. A methodological bases of organizational-pedagogical support is a learner-centered approach, which formulates the basic principles, forms, means of interaction of the student and the curator. The functions of the curator of the training group are: target and instrumental. Organizational-pedagogical support of students' social adaptation in higher school is defined as a target function of the curator of the training group. Peculiarities of the organizational-pedagogical support are: main goals, objectives, principles, stages, means, and conditions, which promote its successful implementation in the process of students' social adaptation at the University. The main criterion of students' social adaptation in higher school is social well-being, reflecting the level of students' adaptation to the new environment of the University.

Moreover, the author presents the conditions of organizational-pedagogical support of students' social adaptation in higher school that reflect the content of organizational-pedagogical support of students' adaptation and theoretical and methodological principles of the oriented approach.

Keywords: social adaptation, social well-being, organizational-pedagogical support, a curator of a training group.

Социальная адаптация студентов в вузе -сложный и многогранный процесс, успешность которого обеспечивает личностную самореализацию студентов в социальной среде вуза, а также является важнейшим условием профессионального становления будущего специалиста, конкурентоспособного на современном рынке труда.

Социальная адаптация студентов вуза является важной составляющей не только образовательного процесса, но и их социализации. Путем взаимодействия личности с социальной средой вуза происходит выстраивание системы социальных отношений, освоение социальных ролей и осознание нового социального статуса - накопление социального опыта личности. Под социальной адап-

тацией студентов в вузе понимается двусторонний процесс взаимодействия студента с социальной средой вуза с целью согласования возможностей, ожиданий, потребностей в личностно-профессиональном саморазвитии [11]. Основными факторами, оказывающими влияние на социальную адаптацию студентов в вузе, являются внутренние факторы, связанные с особенностями самой личности, и внешние факторы, объективно существующие по отношению к личности (социальное окружение, система социальных связей и отношений, особенности взаимодействия с окружающей средой и др.) [1].

Результатом процесса адаптации студентов является адаптированность к условиям вуза, которая

© Лаптева С. В., 2016

выражается в успешном использовании личностью условий среды для реализации собственных планов, целей, ценностей, без ощущения внутреннего дискомфорта и бесконфликтного сосуществования с социальной средой вуза. Анализ показателей результативности процесса социальной адаптации (В. М. Дугинец, Н. А. Нестеренко, М. В. Яковлева, А. А. Налчаджян) позволил определить наличие эмоциональной составляющей при оценке адаптированности личности к новым условиям. В работах исследователей «социальное самочувствие» рассматривается как удовлетворенность человека различными сторонами жизни: трудовой, бытовой и социальной, экономической, политической и др. (Е. В. Давыдова); как удовлетворенность человека реализацией жизненной стратегии, смысложизненных потребностей (Л. Е. Петрова); как критерий комфортности окружающей среды (В. П. Щербакова), как показатель адаптированности - результата приспособления индивида или группы к конкретным социокультурным условиям (Я. Н. Крупец). Социальное самочувствие выступает в качестве определенного результата рефлексии человеком собственной жизни, своих успехов и неудач [9].

Согласно вышеизложенному введено понятие социального самочувствия студентов, которое понимается как «внутреннее состояние личности студента, отражающее отношение к взаимосвязи между уровнем притязаний и степенью удовлетворения потребностей студентов в новой социальной среде вуза». Основными показателями адаптационного социального самочувствия студентов являются удовлетворенность социальным статусом «студент вуза», социально-психологический комфорт, степень социальной активности студента.

Социальное самочувствие студентов отражает сложности и трудности адаптации студентов в вузе, которые возникают на основе противоречия между актуальным уровнем социального опыта студента и его недостаточностью для решения проблем, которое является источником необходимости педагогического сопровождения студентов в период адаптации в вузе. Несмотря на широкое изучение исследователями (М. Р. Битянова, О. А. Воскрекасенко, К. Ю. Грачев, В. А. Комаров, С. В. Сергеев, А. П. Тряпицина и др.) педагогического сопровождения в различных его аспектах, в соответствии с концептуальной идеей нашего исследования мы придерживаемся основных положений теории социально-педагогического сопровождения М. И. Рожкова. Важным является его

утверждение о направленности сопровождения на поддержку сопровождаемого в построении им отношений с социальной средой вуза, на обучение студента новым моделям взаимодействия с собой и миром, на преодоление трудностей социальной адаптации в вузе путем стимулирования его самостоятельности в решении собственных проблем [10].

В качестве методологической основы педагогического сопровождения адаптации студентов в вузе определен личностно-ориентированный подход в воспитании, который отражает дифференцированный характер организационно-педагогического сопровождения, обусловленный возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и адаптационными возможностями личности [3, 4, 12]. Учитывая возрастные особенности студентов, важно дать им возможность самостоятельно решать возникшие проблемы, но не менее важно оказать помощь в поиске выхода из данной проблемы, опираясь на уже имеющийся у студентов опыт и знания. Исследователями отмечено, что «сопровождение» - это всегда взаимодействие сопровождаемого и сопровождающего. Таким образом, организационно-педагогическое сопровождение адаптации студентов в вузе понимается как «целенаправленное взаимодействие сопровождающего и сопровождаемого, способствующее принятию студентом оптимальных решений в различных ситуациях выбора».

Наиболее эффективными в процессе организационно-педагогического сопровождения адаптации студентов выделены такие типы взаимодействия, как сотрудничество, диалог, соглашение, которые характеризуются гуманными, доверительными отношениями, активностью обеих сторон (сопровождаемого и сопровождающего), положительно-взаимными влияниями друг на друга; совместным определением целей деятельности [2, 5, 9].

В условиях гуманистического, личностно-ориентированного образовательного процесса происходит активное осознание значимости кураторов в создании условий, способствующих адаптации студентов в вузе. Одновременно идет поиск оптимальных форм функционирования кураторов в условиях недостаточной разработанности нормативно-правовой базы деятельности куратора, ее методического обеспечения.

Ключевой фигурой в процессе сопровождения социальной адаптации студентов в вузе является куратор учебной группы. Современный куратор должен быть готов педагогически управлять про-

цессом адаптации студентов к новым социальным условиям вуза и обеспечить его организационно-педагогическое сопровождение [7, 8, 11]. Содержание педагогических действий в ходе организационно-педагогического сопровождения студентов в период адаптации обозначено функциями сопровождения. Согласно идеям функционального подхода Р. Х. Шакурова в исследовании выделены две группы функций: целевые и инструментальные.

Среди целевых функций в деятельности куратора студенческой группы доминирующее значение имеет функция организационно-педагогического сопровождения адаптации студентов в вузе. Многообразие остальных функций куратора в вузе представлено как инструментальные функции, позволяющие куратору выполнять целевую функцию. Соответственно, в содержании организационно-педагогического сопровождения куратором социальной адаптации студентов в вузе выделено два аспекта: первый - организационно-педагогические мероприятия, направленные на помощь студенту, на создание условий для саморазвития, самореализации социальных потребностей; второй аспект - система совместной деятельности куратора и студента, направленная на преодоление трудностей путем выбора оптимального варианта их преодоления.

Организационно-педагогическое сопровождение адаптации студентов рассматривается нами как активный процесс, который имеет свою цель, критерии и результат. В процессе организационно-педагогического сопровождения реализуются две цели: идеальная - адаптация студентов к новым условиям вуза и процессуальная - отражение в педагогических средствах актуальных потребностей личности, на основании которых студент может решить личностную проблему. Реализация цели осуществляется с учетом базовых принципов сопровождения куратором адаптации студентов в вузе: центрирования, персонификации влияния, конвенциальности, оптимистической стратегии и социального закаливания; также определены условия и правила реализации принципов в процессе организационно-педагогического сопровождения, которые отражены в модели.

Основными этапами сопровождения адаптации студентов в вузе куратором учебной группы, согласно исследованию М. И. Рожкова, являются следующие:

- Этап проблематизации. Задача куратора на данном этапе заключается в обнаружении и актуализации совместно со студентом предмета со-

провождения: проблемы, ситуации, трудности; отмечается суть проблемы, причины возникновения, противоречия, формулируется проблема.

— Поисково-вариативный этап - совместный поиск путей решения проблемы и определение степени участия куратора в этом процессе, а также средств сопровождения (наблюдение, консультация, личностное участие и др.).

— Практически-действенный этап включает реальные или виртуальные действия куратора совместно со студентом, которые приводят студента к решению проблемы.

— Аналитический этап: куратор и студент анализируют происходящее, прогнозируют возможность появления новых трудностей и намечают варианты их преодоления [10].

В целях повышения эффективности взаимодействия студентов и куратора в процессе организационно-педагогического сопровождения определены приемы открытой педагогической поддержки (похвала, одобрение, сочувствие и др.) и скрытой педагогической поддержки (намек, предположение, безадресное упоминание об ошибке и

др.) [2].

На основании содержания организационно-педагогического сопровождения адаптации студентов вуза и теоретико-методологических положений личностно-ориентированного подхода определены условия организационно-

педагогического сопровождения социальной адаптации студентов в вузе куратором учебной группы:

— личностно-ориентированная позиция куратора учебной группы; представлено содержание, структура и сущность личностно-ориентированной позиции куратора; этапы ее формирования [5, 7];

— субъект-субъектные отношения между куратором и студентом, основанные на принципах диалогичности и сотрудничества [8];

— со-бытийная общность куратора и студентов учебной группы как пространство саморазвития личности [10, 12].

Данные условия способствуют личностно-ориентированному взаимодействию между куратором и студентами в процессе организационно-педагогического сопровождения.

Таким образом, организационно-

педагогическое сопровождение представлено как процесс, включающий цель, задачи, средства, этапы, а также условия, способствующие успешной социальной адаптации студентов в вузе.

Библиографический список

1. Абульханова-Славская, К. А. Деятельность и психология личности [Текст] / К. А. Абдульханова-Славская. - М. : Наука, 1980. - 330 с.

2. Байбородова, Л. В., Рожков, М. И. Теория и методика воспитания [Текст] : учебное пособие / Л. В. Байбородова, М. И. Рожков. - М. : ВЛАДОС, 2004. - 384 с.

3. Бедерханова, В. П. Становление личностно-ориентированной позиции педагога [Текст] : монография / В. П. Бедерханова. - Краснодар : Изд-во Ку-бан. гос. ун-та, 2001. - 218 с.

4. Бондаревская, Е. В. Смыслы и стратегия лич-ностно-ориентированного воспитания [Текст] / Е. В. Бондаревская // Педагогика. - 2001. - № 1. -С. 17-24.

5. Воспитательная деятельность педагога [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / И. А. Колесникова, Н. М. Борытко, С. Д. Поляков, Н. Л. Селиванова ; под общ. ред. В. А. Сластенина и И. А. Колесниковой. - М. : Академия, 2005. - 336 с.

6. Гущина, Т. Н. Педагогическое сопровождение развития субъектности обучающегося [Текст] / Т. Н. Гущина // Педагогика: Научно-теоретический журнал Российской академии образования. - 2012. -№ 2. - С. 50-57.

7. Исаев, И. Ф. Деятельность куратора студенческой группы: личностно-ориентрованный подход [Текст] / И. Ф. Исаев, Е. И. Ерошенкова // Высшее образование в России. - 2009. - № 6. - С. 149-152.

8. Кролевецкая, Е. К. К проблеме субъект-субъектных отношений между куратором и студенческой группой [Текст] / Е. Кролевецкая // Alma Mater. Вестник высшей школы. - 2006. - № 7. - С. 11-13.

9. Крупец, Я. Н. Социальное самочувствие как интегральный показатель адаптированности [Текст] / Я. Н. Крупец // СоцИс. -2003. - № 4. - С. 143-144.

10. Рожков, М. И. Педагогическое обеспечение работы с молодежью. Юногогика [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Организация работы с молодежью» / М. И. Рожков. - М. : ВЛАДОС, 2008. - 264 с.

11. Салахутдинова, Е. С. Педагогическое сопровождение адаптации студентов в учебной группе [Текст] : дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Е. С. Салахутдинова. - Кострома, 2014.

12. Слободчиков, В. И. Событийность в образовательной и педагогической деятельности [Текст] / В. И. Слободчиков ; под ред Н. Б. Крыловой, М. Ю. Жилиной. Научно-методическая серия «Новые ценности образования». - Выпуск 1(43). - 2010.

Bibliograficheskij spisok

1. Abul'hanova-Slavskaja, K. A. Dejatel'nost' i psi-hologija lichnosti [Tekst] / K. A. Abdul'hanova-Slavskaja. - M. : Nauka, 1980. - 330 s.

2. Bajborodova, L. V, Rozhkov, M. I. Teorija i metodika vospitanija [Tekst] : uchebnoe posobie / L. V Bajborodova, M. I. Rozhkov. - M. : VLADOS, 2004. - 384 s.

3. Bederhanova, V. P. Stanovlenie lichnostno-orientirovannoj pozicii pedagoga [Tekst] : monografija / V. P. Bederhanova. - Krasnodar : Izd-vo Kuban. gos. unta, 2001. - 218 s.

4. Bondarevskaja, E. V. Smysly i strategija lichnostno-orientirovannogo vospitanija [Tekst] / E. V. Bondarevskaja // Pedagogika. - 2001. - № 1. -S. 17-24.

5. Vospitatel'naja dejatel'nost' pedagoga [Tekst] : ucheb. posobie dlja stud. vyssh. ucheb. zavedenij / I. A. Kolesnikova, N. M. Borytko, S. D. Poljakov, N. L. Selivanova ; pod obshh. red. V. A. Slastenina i I. A. Kolesnikovoj. - M. : Akademija, 2005. - 336 s.

6. Gushhina, T. N. Pedagogicheskoe soprovozhdenie razvitija sub#ektnosti obuchajushhegosja [Tekst] / T. N. Gushhina // Pedagogika: Nauchno-teoreticheskij zhurnal Rossijskoj akademii obrazovanija. - 2012. -№ 2. - S. 50-57.

7. Isaev, I. F. Dejatel'nost' kuratora studencheskoj gruppy: lichnostno-orientrovannyj podhod [Tekst] / I. F. Isaev, E. I. Eroshenkova // Vysshee obrazovanie v Rossii. - 2009. - № 6. - S. 149-152.

8. Kroleveckaja, E. K. K probleme sub#ekt-sub#ektnyh otnoshenij mezhdu kuratorom i studencheskoj gruppoj [Tekst] / E. Kroleveckaja // Alma Mater. Vestnik vysshej shkoly. - 2006. - № 7. - S. 11-13.

9. Krupec, Ja. N. Social'noe samochuvstvie kak inte-gral'nyj pokazatel' adaptirovannosti [Tekst] / Ja. N. Krupec // SocIs. -2003. - № 4. - S. 143-144.

10. Rozhkov, M. I. Pedagogicheskoe obespechenie raboty s molodezh'ju. Junogogika [Tekst] : ucheb. posobie dlja studentov vuzov, obuchajushhihsja po special'nosti «Organizacija raboty s molodezh'ju» / M. I. Rozhkov. -M. : VLADOS, 2008. - 264 s.

11. Salahutdinova, E. S. Pedagogicheskoe so-provozhdenie adaptacii studentov v uchebnoj gruppe [Tekst] : dis. ... kand. ped. nauk: 13.00.01 / E. S. Salahutdinova. - Kostroma, 2014.

12. Slobodchikov, V. I. Sobytijnost' v obrazovatel'noj i pedagogicheskoj dejatel'nosti [Tekst] / V. I. Slobodchikov ; pod red N. B. Krylovoj, M. Ju. Zhil-inoj. Nauchno-metodicheskaja serija «Novye cennosti obrazovanija». - Vypusk 1(43). - 2010.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.