Научная статья на тему 'Организационно-педагогическое обеспечение физкультурно-оздоровительного направления геронтообразования'

Организационно-педагогическое обеспечение физкультурно-оздоровительного направления геронтообразования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
207
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗКУЛЬТУРНО-РЕКРЕАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЛЮДИ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА / ГЕРОНТООБРАЗОВАНИЕ / ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ / ГЕРОНТОЛОГИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ / PHYSICAL EDUCATION AND RECREATIONAL ACTIVITIES / ELDERLY PEOPLE / GERONTOLOGY EDUCATION / SPORTS AND RECREATIONAL CONTENT OF STAFF TRAINING / GERONTOLOGICAL CONTENT OF STAFF TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мосина О.А., Хазова С.А., Килимник А.А.

Организация физкультурно-рекреационной деятельности людей пожилого возраста является актуальной задачей современной системы физического воспитания населения, от эффективности решения которой в существенной мере зависит успешность строящейся системы геронтообразования. Значимость указанной задачи определяется потребностями государства, общества, личности в поддержании здоровья людей пожилого возраста, обеспечении активного долголетия населения. В настоящее время существует нормативно-правовое обеспечение данного направления физического воспитания, однако кадровых ресурсов недостаточно, не действует системная подготовка специалистов, компетентных одновременно и в области физкультурно-оздоровительных технологий, и в сфере геронтологии, геронтообразования. Отчасти это связано с тем, что до сих пор не определены цели и содержательные основы подготовки таких специалистов. В связи с вышесказанным целью нашего исследования стало определение ориентиров и содержательных основ подготовки специалистов в области организации оздоровительной физкультурно-рекреационной деятельности людей пожилого возраста. Для достижения цели использовались теоретические методы исследования: теоретический анализ научной литературы по проблемам оздоровительной физической культуры, здорового образа жизни, групповых характеристик и личностных ресурсов людей пожилого возраста и др.; теоретическое моделирование организационно-целевых направлений оздоровительной физкультурно-рекреационной деятельности людей пожилого возраста и ключевого содержания подготовки кадровых ресурсов для их реализации. В результате проведенного исследования обосновано, что организационно-педагогическое обеспечение физкультурно-рекреационного направления геронтообразования сопряжено с несколькими аспектами деятельности. Первым из них является подготовка кадров для организации оздоровительной физкультурно-рекреационной деятельности людей пожилого возраста, то есть развитие образовательных ресурсов общества. Базой для реализации данного направления может выступать система подготовки специалистов в области физкультурно-оздоровительных технологий. При этом содержание подготовки должно быть дополнено предметной областью «Геронтология»; возможно, целесообразна соответствующая специализация либо организация профессиональной переподготовки или повышения квалификации по данному направлению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мосина О.А., Хазова С.А., Килимник А.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATIONAL-PEDAGOGICAL SUPPORT OF THE PHYSICAL-HEALTH-IMPROVING DIRECTION OF GERONTOLOGY EDUCATION

The organization of physical education and recreational activities of elderly people is an important task of the modern system of physical education of the population, the effectiveness of which solution substantially determines the success of the gerontology education system under development. The significance of this task is determined by the needs of the state, society, and an individual in maintaining the health of elderly people, ensuring active longevity of the population. Currently, there is a regulatory support of this area of physical education, but there are not enough human resources and there is no systematic training of specialists who are competent at the same time in the field of physical education, health technologies and in the field of gerontology, gerontology education. This is partly due to the fact that the goals and substantive foundations for the training of such specialists have not been identified yet. In connection with the foregoing, the purpose of our research was to determine the guidelines and substantive foundations for the training of specialists in the field of organization of recreational physical education and recreation activities for elderly people. To achieve the goal, theoretical research methods have been used: a theoretical analysis of scientific literature on the problems of improving physical education, healthy lifestyles, group characteristics and personal resources of elderly people, etc.; theoretical modeling of organizational and target areas of health-improving physical education and recreational activities of elderly people and the key content of training of human resources for their implementation. As a result of the study, it was substantiated that the organizational and pedagogical support of the physical training and recreational direction of gerontology education involves several aspects of the activity. The first one is the staff training for the organization of health-improving physical training and recreational activities of elderly people that is, the development of the educational resources of the society. The basis for the implementation of this direction may be the system of specialists training in the field of physical education and health technologies. The content of the training should be supplemented by the subject area «Gerontology»; perhaps the relevant specialization or organization of professional retraining or advanced training in this area will be appropriate.

Текст научной работы на тему «Организационно-педагогическое обеспечение физкультурно-оздоровительного направления геронтообразования»

УДК 796.035-053.9

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО НАПРАВЛЕНИЯ ГЕРОНТООБРАЗОВАНИЯ

О.А. Мосина, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры общей и социальной педагогики,

Кубанский государственный университет, г. Краснодар,

С.А. Хазова, доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры физкультурно-оздоровительных технологий,

А.А. Килимник, кандидат педагогических наук, доцент кафедры анатомии и спортивной медицины, Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, г. Краснодар. Контактная информация для переписки: 350015, Россия, г. Краснодар, ул. Буденного, 161, e-mail: snkhazova@gmail.com.

Организация физкультур-но-рекреационной деятельности людей пожилого возраста является актуальной задачей современной системы физического воспитания населения, от эффективности решения которой в существенной мере зависит успешность строящейся системы геронтообразования.

Значимость указанной задачи определяется потребностями государства, общества, личности в поддержании здоровья людей пожилого возраста, обеспечении активного долголетия населения. В настоящее время существует нормативно-правовое обеспечение данного направления физического воспитания, однако кадровых ресурсов недостаточно, не действует системная подготовка специалистов, компетентных одновременно и в области физкультурно-оздоровительных технологий, и в сфере геронтологии, геронтообразования. Отчасти это связано с тем, что до сих пор не определены цели и содержательные основы подготовки таких специалистов.

В связи с вышесказанным целью нашего исследования стало определение ориентиров и содержательных основ подготовки специалистов в области организации оздоровительной физкультурно-ре-креационной деятельности людей пожилого возраста. Для достижения цели использовались теоретические методы исследования: теоретический анализ научной литературы по проблемам оздоровительной физической культуры, здорового об-

раза жизни, групповых характеристик и личностных ресурсов людей пожилого возраста и др.; теоретическое моделирование организационно-целевых направлений оздоровительной физкультурно-рекреационной деятельности людей пожилого возраста и ключевого содержания подготовки кадровых ресурсов для их реализации.

В результате проведенного исследования обосновано, что организационно-педагогическое обеспечение физкультурно-ре-креационного направления ге-ронтообразования сопряжено с несколькими аспектами деятельности. Первым из них является подготовка кадров для организации оздоровительной физкуль-турно-рекреационной деятельности людей пожилого возраста, то есть развитие образовательных ресурсов общества. Базой для реализации данного направления может выступать система подготовки специалистов в области физкультурно-оздоровительных технологий. При этом содержание подготовки должно быть дополнено предметной областью «Геронтология»; возможно, целесообразна соответствующая специализация либо организация профессиональной переподготовки или повышения квалификации по данному направлению.

Ключевые слова: физкультурно-рекреационная деятельность, люди пожилого возраста, геронтообра-зование, физкультурно-оздоровительное содержание подготовки кадров, геронтологическое содержание подготовки кадров.

Для цитирования: Мосина О.А., Хазова С.А., Килим-ник А.А. Организационно-педагогическое обеспечение физкультурно-оздоровительного направления герон-тообразования // Физическая культура, спорт - наука и практика. - 2019. - № 2. - С. 68-73.

For citation: Mosina O., Khazova S., Kilimnik А. Organizational-pedagogical support of the physical-health-improving direction of gerontology education. Fizicheskaja kul'tura, sport - nauka i praktika [Physical Education, Sport - Science and Practice.], 2019, no 2, pp. 68-73 (in Russian).

Одним из ключевых направлений геронтообра-зования является организация оздоровительной физкультурно-рекреационной деятельности людей пожилого возраста [5, 9, 11]. Это связано с такой специфической особенностью группы «пожилых», как дефицитарность ресурсов здоровья (физического, социального, психологического), препятствующей их полноценной интеграции в образовательное пространство [1, 4, 13]. В свою очередь, необходимость организации образования людей пожилого возраста обусловлена как объективными государственно-общественными потребностями, так и субъективными возможностями и интересами самих геронтов [3, 7, 12]. Серьезным потенциалом для комплексного восполнения недостающих и актуализации имеющихся ресурсов здоровья геронтов обладает оздоровительная физкультурно-рекреационная деятельность [6, 8, 10, 11, 14]. Очевидно, что ее организация, отбор содержания и средств, ресурсное обеспечение и т.д. имеют свои особенности, обусловленные специфичностью контингента занимающихся.

Целью данного исследования стало определение целесодержательных основ подготовки специалистов в области организации оздоровительной физкуль-турно-рекреационной деятельности людей пожилого возраста как базы для кадрового обеспечения физкультурно-оздоровительного направления геронтоо-бразования.

Методы исследования, использованные для достижения поставленной цели, носили теоретический характер и включали: теоретический анализ научной литературы по проблемам оздоровительной физической культуры, здорового образа жизни, групповых характеристик и личностных ресурсов людей пожилого возраста и др.; теоретическое моделирование организационно-целевых направлений оздоровительной физкультурно-рекреационной деятельности людей пожилого возраста и ключевого содержания подготовки кадровых ресурсов для их реализации.

Результаты исследования. Анализ научной литературы по теме исследования, изучение физических и социально-психологических потребностей и запросов людей пожилого возраста позволяют утверждать, что эффективная организация оздоровительной физкуль-турно-рекреационной деятельности геронтов предполагает решение трех взаимосвязанных задач:

- образовательной, связанной с освоением людьми

пожилого возраста системы знаний и умений в области здорового образа жизни, занятий оздоровительной физической культурой, двигательной рекреации; эти знания, на наш взгляд, не только составят содержательно-методическую базу для самостоятельных занятий физическими упражнениями и включения в организованную физкультурно-рекреационную деятельность, но и обеспечат мотивационно-стимулирующее воздействие на геронтов;

- оздоровительной, непосредственно раскрывающей главную (в контексте данного исследования) цель физкультурно-рекреационного направления герон-тообразования - поддержание и укрепление физического, психологического, социального здоровья людей пожилого возраста посредством организации и самоорганизации здорового образа жизни, двигательной активности;

- досуговой, предполагающей организацию двига-тельно активного, культурно-насыщенного коллективного отдыха геронтов средствами физической рекреации.

Полноценное использование вышеназванного потенциала возможно только при соблюдении ключевого условия - наличия специалистов в области организации двигательной активности людей пожилого возраста. (Заметим, что нормативно-правовая база и для организации физического воспитания широких кругов населения, и для кадрового обеспечения создана на федеральном уровне и детализирована на уровнях субъектов Российской Федерации.) Результаты ранее проведенного теоретико-эмпирического исследования позволяют заключить, что ведущими требованиями к данным специалистам являются: моти-вационно-ценностная готовность к работе с пожилыми (понимание и принятие целей и ценностей образования людей пожилого возраста и т.д.); геронтологиче-ская и физкультурно-оздоровительная компетентность (наличие необходимых знаний и умений их применять на практике); способность определять потребности геронтов как основу проектирования содержания их двигательной активности; способность к разработке учебно-методического обеспечения и средств организации оздоровительной физкультурно-рекреационной деятельности людей пожилого возраста; способность мотивировать геронтов к участию в оздоровительной физкультурно-рекреационной деятельности.

Рассмотрим вопрос содержания подготовки специалистов, обладающих вышеназванными характеристиками, деятельностная часть которого связана с сущностью и содержанием физической рекреации. Известно, что организация физкультурно-рекреацион-ной деятельности включает следующие основные компоненты: создание соответствующих организационных структур (фирм, клубов и т.д.); планирование и ресурсное обеспечение, контроль и координация работы; производство / предоставление физкультурно-рекре-ационных услуг населению (собственно, реализация соответствующих программ); пропаганда физической

рекреации [2, 8, 14]. То есть кадровое обеспечение физкультурно-рекреационной деятельности геронтов предполагает контекстную подготовку специалистов в области экономики и юриспруденции, менеджмента и маркетинга (а именно, маркетинговые средства и способы популяризации физической рекреации среди населения), собственно физкультурно-оздоровительной и, в частности, рекреационной деятельности. При этом специалисты, непосредственно организуя оздоровительную физкультурно-рекреационную деятельность людей пожилого возраста, должны осознавать и учитывать следующие аспекты: биологический - какое влияние физическая рекреация оказывает на оптимизацию состояния организма пожилого человека; социальный - в какой степени она способствует интеграции людей, удовлетворяет коммуникативные потребности; психологический - каковы мотивы физкультурно-ре-креационной деятельности, каковы ее положительные воздействия на психику человека; образовательно-воспитательный - какое влияние она оказывает на физическое, интеллектуальное, нравственное, творческое развитие личности; культурно-аксиологический - какие культурные ценности усваиваются и вырабатываются в процессе физкультурно-рекреационной деятельности; организационно-экономический - как организуется физическая рекреация, какие средства используются и кто ее организует (кадры) [2, 9, 14].

Указанные и другие вопросы физической рекреации, причем в ее оздоровительном контексте, преподаются в рамках подготовки бакалавров направления 49.04.01 «Физическая культура», направленность (профиль) «Физкультурно-оздоровительные технологии». Таким образом, содержательно-методический аспект компетентности в сфере организации оздоровительной физкультурно-рекреационной деятельности обеспечен уже существующими ФГОС ВО. Проблему вызывает применение осваиваемых знаний и умений при работе со специфическим контингентом - людьми пожилого возраста; ее преодоление связано с освоением геронтологического содержания образования.

Предметные области геронтологии, освоение которых в первую очередь необходимо специалистам для эффективной организации оздоровительной физкуль-турно-рекреационной деятельности людей пожилого возраста, включают вопросы: возрастной психологии, раскрывающей, в том числе, психологические особенности людей пожилого возраста, а именно, типичные характеристики эмоционального состояния, когнитивные ресурсы, ведущие мотивы и потребности и т.д.; социологии, характеризующей демографические признаки данной возрастной группы, их статусные особенности, место в общественной системе и т.д.; возрастной педагогики, а именно, педагогики третьего возраста, описывающей наиболее эффективные средства, методы, формы взаимодействия с людьми старших возрастов в образовательном пространстве; возрастной физиологии, раскрывающей характер функционирования организма человека, особенности деятельности орга-

нов и систем организма в процессе жизнедеятельности в разные возрастные периоды и др. Данные вопросы рассматриваются фрагментарно, в рамках изучения общей теории возрастной психологии и педагогики, физиологии, социологии. При этом практика показывает, что в образовательном процессе традиционно не уделяется достаточного внимания старшим возрастным группам. Как следствие, имеющийся научно-теоретический ресурс содержания образования не используется в полной мере, у обучающихся не формируется необходимый объем знаний и умений, не складывается системное представление об особенностях работы с людьми пожилого возраста. В связи с этим в контексте данного исследования представляется необходимым, во-первых, расширить объем изучаемого материала с акцентированием внимания на изучаемой возрастной группе, во-вторых, педагогически обеспечить системность формируемых представлений, для чего целесообразна опора на междисциплинарно-интегративный подход к образованию. В целом, на наш взгляд, целесообразно создание полноценных образовательных условий для более узкой - геронтологической - специализации бакалавров направленности (профиля) «Физкультурно-оздоровительные технологии», возможно - в рамках повышения квалификации или профессиональной переподготовки. В результате будет обеспечена подготовка специалистов, способных комплексно решать следующие ключевые задачи:

- выявлять потребности геронтов в оздоровительной физкультурно-рекреационной деятельности, создавая мониторинговое обеспечение деятельности;

- популяризовать среди геронтов здоровый образ жизни, физическую рекреацию, мотивировать их к включению в организованную физкультурно-оздоровительную рекреационную деятельность, реализуя мотивационно-просветительский аспект работы и обеспечивая актуализацию личностных ресурсов геронтов;

- разрабатывать оздоровительные программы с использованием средств физической рекреации, создавать группы геронтов по физкультурно-рекреацион-ным интересам, реализуя проективное и организационное направления деятельности;

- непосредственно организовывать физкультурно-оздоровительную рекреационную деятельность геронтов.

Заключение. Таким образом, организационно-педагогическое обеспечение физкультурно-рекреаци-онного направления геронтообразования сопряжено, по нашему мнению, с несколькими аспектами деятельности (напомним, что аспект нормативно-правового обеспечения нами не рассматривается, поскольку данные государственные ресурсы представляются достаточно полноценными; они же определяют порядок и механизмы комплектования материально-финансовых ресурсов). Первым из них (и процессуально, и методологически) является подготовка кадров для организации оздоровительной физкультурно-рекреационной

деятельности людей пожилого возраста, то есть развитие образовательных ресурсов общества. Базой для реализации данного направления может выступать система подготовки специалистов в области физкультурно-оздоровительных технологий. При этом содержание подготовки должно быть дополнено предметной областью «Геронтология»; возможно, целесообразна соответствующая специализация либо организация профессиональной переподготовки или повышения квалификации по данному направлению.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Березняк О.Л. Адаптационные ресурсы пожилого населения современного российского общества: региональный аспект: дис. ... канд. социол. наук / О.Л. Березняк. - Саратов, 2010. - 160 с.

2. Выдрин В.М. Физическая рекреация - вид физической культуры / В.М. Выдрин // Культура физическая и здоровье. - 2004. - № 2. - С. 18-21.

3. Государственный доклад о положении граждан старшего поколения в Российской Федерации [Электронный ресурс] / М-во труда и соц. развития Рос. 2001.

- Справочная правовая система Гарант. - URL: http:// www.garant.ru (дата обращения: 12.03.2018).

4. Доброхлеб В.Г. Ресурсный потенциал пожилого населения России / В.Г. Доброхлеб // СОЦИС. - 2008. -№ 8. - С. 55-61.

5. Ермак Н.А. Научно-теоретические основы педагогической поддержки в геронтообразовании / Н.А. Ермак // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. - 2008. - № 1. -С. 133-136.

6. Зыскина М.А. Геронтообразование как фактор самореализации лиц пожилого возраста / М.А. Зыскина // Педагогическое образование в России. - 2013. - № 2.

- 37 с.

7. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. [Электронный ресурс] // Справочная правовая система Гарант. - URL: http://www.garant.ru (дата обращения: 12.03.2018).

8. Кряжев В.Д. Новые физкультурно-оздоровительные технологии школы здоровья для лиц пожилого возраста / В.Д. Княжев // Вестник спортивной науки. -2012. - №2. - С. 49-52.

9. Мосина О.А. Педагогическая модель геронтообразо-вания / О.А. Мосина // Мир науки, культуры, образования. - 2018. - № 3 (70). - С. 268-270.

10. Пасечник Л.В. Оптимизация двигательной активности как условие сохранения здоровья / Л.В. Пасечник // Теория и практика физической культуры. - 2007. -№11. - С. 68-70.

11. Савенко М.А. Детерминанты активного долголетия людей пожилого возраста: автореф. дис. ... д-ра мед. наук / М.А.Савенко. - СПб., 2009. - С. 40.

12. Синягин Ю.В. Диагностика и развитие личностно-профессионального ресурса / Ю.В. Синягин // Государственная служба. - 2010. - № 2. - С. 13-16.

13. Стрижицкая О.Ю. Индивидуально-психологические особенности когнитивных процессов и психологические ресурсы в пожилом возрасте / О.Ю. Стрижиц-кая, Е.П. Даведюк // Вестник Санкт-Петербургского университета. - Серия 12. Психология. Социология. Педагогика. - 2013. - № 2. - С. 86-93.

14. Хазова С.А. Подготовка специалистов к физкультур-но-рекреационной деятельности: монография / С.А. Хазова, А.К. Хашханок. - Майкоп, 2008. - 56 с.

ORGANIZATIONAL-PEDAGOGICAL SUPPORT OF THE PHYSICAL-HEALTH-IMPROVING DIRECTION OF GERONTOLOGY EDUCATION

O. Mosina, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the General and Social Pedagogy Department, Kuban State University, Krasnodar,

S. Khazova, Doctor of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Professor of the of Physical Education and Health Technologies Department,

А. Kilimnik, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Anatomy and Sports Medicine Department,

Kuban State University of Physical Education, Sports and Tourism, Krasnodar.

Contact information for correspondence: 350015, Russia, Krasnodar, Budennogo str., 161,

email: snkhazova@gmail.com.

The organization of physical education and recreational activities of elderly people is an important task of the modern system of physical education of the population, the effectiveness of which solution substantially determines the success of the gerontology education system under development.

The significance of this task is determined by the needs of the state, society, and an individual in maintaining the health of elderly people, ensuring active longevity of the population. Currently, there is a regulatory support of this area of physical education, but there are not enough human resources and there is no systematic training of specialists who are competent at the same time in the field of physical education, health technologies and in the field of gerontology, gerontology education. This is partly due to the fact that the goals and substantive foundations for the training of such specialists have not been identified yet.

In connection with the foregoing, the purpose of our research was to determine the guidelines and substantive foundations for the training of specialists in the field of organization of recreational physical education and recreation activities for elderly people.

To achieve the goal, theoretical research methods have been used: a theoretical analysis of scientific literature on the problems of improving physical education, healthy lifestyles, group characteristics and personal resources of elderly people, etc.; theoretical modeling of organizational and target areas of health-improving physical education and recreational activities of elderly people and the key content of training of human resources for their implementation.

As a result of the study, it was substantiated that the organizational and pedagogical support of the physical training and recreational direction of gerontology education involves several aspects of the activity.

The first one is the staff training for the organization of health-improving physical training and recreational activities of elderly people — that is, the development

of the educational resources of the society. The basis for the implementation of this direction may be the system of specialists training in the field of physical education and health technologies.

The content of the training should be supplemented by the subject area «Gerontology»; perhaps the relevant specialization or organization of professional retraining or advanced training in this area will be appropriate.

Keywords: physical education and recreational activities, elderly people, gerontology education, sports and recreational content of staff training, gerontological content of staff training.

References:

1. Bereznyak O.L. Adaptation resources of the elderly population of modern Russian society: regional aspect. Candidate's thesis. Saratov, 2010, 160 p. (in Russian)

2. Vydrin V.M. Physical Recreation - Type of Physical Culture. Kul'tura fizicheskaya i zdorov'e [Physical Culture and Health], 2004, no. 2, pp. 18-21. (in Russian)

3. Gosudarstvenny'j doklad o polozhenii grazhdan starshego pokoleniya vRossijskojFederacii [State report on the situation of senior citizens in the Russian Federation]. M-in labor and social. development Grew. 2001. Reference legal system "Garant". Available at: URL: http://www.ga-rant.ru (Accessed 12 march 2018). (in Russian)

4. Dobrokhleb V.G. Resource Potential of The Elderly Population of Russia. SOTSIS [SOCIS], 2008, no. 8, pp. 55-61. (in Russian)

5. Ermak N.Ah. Scientific and Theoretical Bases of Pedagogical Support in Geront Education. Izvestiya Volgo-gradskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo univer-siteta [News of Volgograd State Pedagogical University], 2008, no. 1, pp. 133-136. (in Russian)

6. Zyskin M.A. Elderly People Education as a Factor of Self-Realization of The Elderly. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii [Pedagogical education in Russia], 2013, no. 2, pp. 37. (in Russian)

7. Koncepciya dolgosrochnogo social'no-e'konomicheskogo razvitiya Rossijskoj Federacii na period do 2020 goda [The concept of long-term socio-economic development of the Russian Federation for the period up to 2020] Reference legal system "Garant". Available at: URL: http:// www.garant.ru (Accessed 12 march 2018). (in Russian)

8. Kryazhev V.D. New Sports and Health Technologies of The School of Health for The Elderly. Vestnik sportivnoj nauki [Bulletin of Sports Science], 2012, no. 2, pp. 49-52. (in Russian)

9. Mosina O.A. Pedagogical Model of Geront Formation. Mir nauki, kul'tury', obrazovaniya [World of Science, Culture, Education], 2018, no. 3 (70), pp. 268-270. (in Russian)

10. Pasechnik L.V. Optimization of Motor Activity as a Condition of Health. Teoriya i praktika fizicheskoj kul'tury' [Theory and Practice of Physical Culture], 2007, no. 11, pp. 68-70. (in Russian)

11. Savenko M.A. The determinants of active aging of elderly people. Extended abstract of Doctor's thesis. Saint-Petersburg6 2009, pp. 40. (in Russian)

12. Sinyagin Yu.V. Diagnostics and Development of Personal and Professional Resource. Gosudarstvennaya sluzhba [Public Service], 2010, no. 2, pp. 13-16. (in Russian)

13. Strizhiczkaya O.Yu., Davedyuk E.P. Individual psychological peculiarities of cognitive processes and psychological resources in the elderly. Vestnik Sankt-Peterburgsk-ogo universiteta [Vestnik of Saint Petersburg University]. Episode 12. Psychology. Sociology. Pedagogy. 2013, no. 2, pp. 86-93. (in Russian)

14. Khazova S.A., Hashkhanok A.K. Podgotovka specialistov k fizkul'turno-rekreacionnoj deyatel'nosti: monografiya [Training of specialists for sports and recreational activities: monograph]. Maykop, 2008, 56 p. (in Russian)

Поступила / Received 08.04.2019 Принята в печать / Accepted 27.05.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.