Научная статья на тему 'Организационно-педагогические условия формирования безопасного поведения детей и подростков в дорожно-транспортной среде'

Организационно-педагогические условия формирования безопасного поведения детей и подростков в дорожно-транспортной среде Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
625
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
воспитание / безопасное поведение детей и подростков / дорожно-транспортная среда / организационно-педагогические условия / социальные институты / education / safe behavior in children and teens / road transport environment / organizational and pedagogical conditions / social institutions

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Шакирова З. В., Читалин Н. А.

Проблема обеспечения безопасного поведения человека в дорожно-транспортной среде обострилась в процессе интенсивной автомобилизации и увеличении транспортных потоков. Организация взаимодействия социальных институтов в формировании законопослушного участника дорожного движения обеспечивает привлечение информационных, кадровых и технологических ресурсов для совершенствования процесса воспитания в условиях образовательных учреждений. В статье представлены организационно-педагогические условия, способствующие эффективному формированию безопасного поведения детей и подростков в современной дорожно-транспортной среде и имеющие высокое социальное значение в масштабах республики и государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Шакирова З. В., Читалин Н. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATIONAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS FORMING CHILDREN AND TEENS SAFE BEHAVIOR IN THE ROAD TRAFFIC ENVIRONMENT

The problem of providing safe human behavior in road transport environment worsened during intense motorization and increasing traffic flows. Organizational and pedagogical conditions that facilitate effective children and teens safe behavior in modern road traffic environment are presented. The organization of interaction of social institutions in shaping the law-abiding road user involvement provides information, personnel and technological resources to improve the process of education in terms of educational institutions and have a high social value on the scale of the republic and the state.

Текст научной работы на тему «Организационно-педагогические условия формирования безопасного поведения детей и подростков в дорожно-транспортной среде»

УДК 377

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ

БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

В ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОЙ СРЕДЕ

З.В. Шакирова, Н.А. Читалин

Аннотация. Проблема обеспечения безопасного поведения человека в дорожно-транспортной среде обострилась в процессе интенсивной автомобилизации и увеличении транспортных потоков. Организация взаимодействия социальных институтов в формировании законопослушного участника дорожного движения обеспечивает привлечение информационных, кадровых и технологических ресурсов для совершенствования процесса воспитания в условиях образовательных учреждений. В статье представлены организационно-педагогические условия, способствующие эффективному формированию безопасного поведения детей и подростков в современной дорожно-транспортной среде и имеющие высокое социальное значение в масштабах республики и государства.

Ключевые слова: воспитание, безопасное поведение детей и подростков, дорожно-транспортная среда, организационно-педагогические условия, социальные институты.

ORGANIZATIONAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS FORMING CHILDREN

AND TEENS SAFE BEHAVIOR IN THE ROAD TRAFFIC ENVIRONMENT

Z.V. Shakirova, N.A. Chitalin

Abstract. The problem of providing safe human behavior in road transport environment worsened during intense motorization and increasing traffic flows. Organizational and pedagogical conditions that facilitate effective children and teens safe behavior in modern road traffic environment are presented. The organization of interaction of social institutions in shaping the law-abiding road user involvement provides information, personnel and technological resources to improve the process of education in terms of educational institutions and have a high social value on the scale of the republic and the state.

Keywords: education, safe behavior in children and pedagogical conditions, social institutions.

Взаимодействие социальных институтов с образовательными учреждениями обуславливает появление новых возможностей организации учебно-

воспитательного процесса по проектированию структуры, содержания, технологий их реализации в условиях имеющихся совокупных ресурсов, направленных на поставленную педагогическую цель - формирование безопасного поведения детей на дорогах. Ведущая роль в снижении детского дорожно-транспортного травматизма отводится образовательным организациям.

Высокий уровень дорожно-

транспортного травматизма детей и в XXI в. продолжает оставаться острейшей проблемой всего мирового сообщества. В современных условиях для обеспечения безопасности детей в дорожнотранспортной среде необходимо осуществ-

and teens, road transport environment, organizational

лять не только обучение, но и воспитание ребенка, начиная с самого раннего возраста, для формирования осознанного поведения, непреложного соблюдения норм и правил безопасной жизнедеятельности.

Очевидно, что в решении проблемы воспитания безопасного поведения детей и подростков в дорожно-транспортной среде заинтересованы многие структуры и субъекты: семья, МОиН в лице образовательных организаций (дошкольных, общеобразовательных, дополнительного образования), ГИБДД, Дирекция финансирования научных и образовательных программ безопасности дорожного движения, Научный центр безопасности жизнедеятельности детей, организации здравоохранения (ГАУЗ), отделы полиции (ГУВД).

Проводя анализ практического взаимодействия организаций и учреждений, при-

званных обеспечить образование и воспитание личности в области безопасного дорожного движения, мы видим, что на настоящий момент это отдельные проекты, предусматривающие совместное выполнение мероприятий. В настоящее время к проблеме воспитания безопасности детей и подростков на дорогах причастны многие организации, но их действия часто не согласованы и спонтанны, система отношений находится в стадии определения функций.

Взаимодействие социальных

институтов в идеале должно быть постоянным, стабильным, технологичным, контролируемым с точки зрения достижения поставленной цели и определяться взаимной поддержкой, использованием эффективных методов и форм работы, созданием организационнопедагогических условий реализации учебно-воспитательного процесса по формированию безопасного поведения детей и подростков в дорожнотранспортной среде.

Нами разработаны организационнопедагогические условия формирования безопасного поведения детей и подростков на дорогах и в транспорте, которые понимаются как необходимое состояние, обстоятельства, требования к организации и педагогическому обеспечению учебновоспитательного процесса, основанному на взаимодействии социальных институтов.

Названные условия согласуются с позиции О.В. Галкиной, выделяющей три группы организационно-педагогических условий на основе отражения педагогической реальности: «условие -

предпосылка», определяющие

целесообразность планирования и организации образовательного процесса; «условие - обстановка», устанавливающие регламент, ход и ресурсные ограничения образовательной деятельности; «условия -требования», обуславливающие анализ и корректировку образовательной

деятельности на основе сравнения с плановыми целевыми показателями [1].

Очевидно, каждая из данных групп

имеет связи с уровнем управления разрабатываемого или оптимизируемого педагогического процесса:

1. Стратегический уровень -

определяется долгосрочными целями, заключающимися в реализации

Федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 гг.» (2012 г.) [2] и Концепции «Обеспечения безопасности жизнедеятельности на дорогах в

Республике Татарстан до 2020 г.» и

формирует базовые установки и стратегию учебно-воспитательной деятельности на основе взаимодействия социальных институтов [3]. На данном уровне определяются необходимые нормативные, ресурсные и организационные изменения в деятельности социальных институтов, участвующих в формировании безопасного поведения детей и подростков в дорожнотранспортной среде [4].

Стратегической задачей в области безопасного поведения детей и подростков на дорогах выступает снижение количества ДТП с детьми, существенное понижение травматизма и смертности. Данная задача требует разработки системы мер как составной части государственной политики в области безопасности, реализуемой в процессах обучения и воспитания детей 317 лет на основе взаимодействия социальных институтов.

2. Тактический уровень обуславливает

разработку планов действий, содержания образования и показателей

функционирования всех социальных институтов в области профилактики

дорожно-транспортных происшествий с детьми и подростками в рамках выбранной стратегии развития [5; 6].

Тактический уровень определяет необходимые характеристики организации учебно-воспитательной деятельности на основе взаимодействия социальных институтов. Основными тактическими

задачами выступают реализация

стратегических действий, координация, планирование и контроль взаимодействия социальных институтов для формирования

безопасного поведения детей и подростков в дорожно-транспортной среде.

3. Операционный уровень определяет необходимые характеристики реализации учебно-воспитательной деятельности по формированию безопасного поведения детей и подростков в дорожнотранспортной среде на основе взаимодействия социальных институтов. Операционный уровень осуществляется посредством педагогических технологий в ходе учебно-воспитательного процесса, внеклассной деятельности и

дополнительного образования в

соответствии со спецификой

образовательной организации [7, 8].

Единство выделенных уровней обеспечивается общей целью, единым

управлением и необходимостью развития инновационного учебно-воспитательного процесса, координацией функций социальных институтов, непрерывностью подготовки в области безопасности дорожного движения. Совокупность организационно-педагогических условий определяет способ организации, содержание, методы и средства эффективного функционирования и развития непрерывного учебновоспитательного процесса по формированию безопасного поведения детей и подростков в дорожнотранспортной среде на основе взаимодействия социальных институтов (табл. 1).

Таблица. 1.

Организационно-педагогические условия формирования безопасного поведения детей

и подростков в дорожно-транспортной среде во взаимодействии социальных институтов

Совокупность условий Уровень управления Тип условия Содержание условий

Разработка и реализация Концепции взаимодействия социальных институтов Стратегический уровень «предпосылка» Определение ключевых положений, этапов и способов формирования безопасного поведения детей и подростков в дорожно-транспортной среде

Организация взаимодействия социальных институтов «обстановка» Использование кадрового и ресурсного потенциала социальных институтов, определяемого особенностями субъектов и объектов деятельности

Наличие системного мониторинга процесса формирования безопасного поведения детей и подростков на дорогах и в транспорте «требования» Наблюдение за организацией и ходом учебно-воспитательных процессов, реализуемых на основе взаимодействия социальных институтов

Создание образовательной среды формирования безопасного поведения детей и подростков в дорожнотранспортной среде Тактический уровень «предпосылка» Моделирование предметной области «Безопасность на дорогах», создаваемой посредством специально организованных материальных, информационных, и кадровых ресурсов

Продолжение таблицы 1.

Подготовка воспитателей и педагогов для организации учебно-воспитательного процесса формирования безопасного поведения детей и подростков в дорожнотранспортной среде «обстановка» Совершенствование уровня теоретической и методической подготовки воспитателей и педагогов образовательных организаций, обучающих детей и подростков правилам безопасного поведения на дороге

Диагностика характеристик образовательной среды формирования безопасного поведения детей и подростков на дорогах и в транспорте Тактический уровень «требования» Определение соответствия образовательной среды и компетентности педагогов предъявляемым к ним требованиям

Учет психофизиологического уровня обучающегося (ребенка, подростка) при организации учебновоспитательного процесса Операционный уровень «предпосылка» Определение сущностных характеристик учебно-воспитательного процесса: требований к знаниям и поведению, организации процесса познания, способов воздействия, педагогических технологий

Разработка учебно -методического обеспечения учебно-воспитательного процесса формирования безопасного поведения детей и подростков в дорожнотранспортной среде «обстановка» Формирование комплекса нормативной и методической документации, способствующей организации и сопровождению непрерывного учебно-воспитательного процесса

Диагностика уровня формирования безопасного поведения детей и подростков в дорожно-транспортной среде «требования» Разработка и реализация методик контроля уровня сформированности безопасного поведения детей и подростков в дорожно-транспортной среде

Названные организационно-

педагогические условия:

• определяют организационную

упорядоченную целостность и

согласованность структур социальных институтов, их взаимосвязи в процессе формирования безопасного поведения детей и подростков в дорожно-транспортной среде;

• обеспечивают непрерывность,

интенсивность и обратную связь (контроль)

Литература:

1. Галкина О.В. Роль и место понятия «организационно-педагогические условия» в терминологическом аппарате педагогической науки: дис. ... канд. пед. наук. Самара. 2009. 187 с.

2. Концепция «Обеспечение безопасности жизнедеятельности в дорожно-транспортной среде в Республике Татарстан до 2020 года» дорожного движения РФ (от 23.10.1993, № 1090, ред. 12.08.2014).

3. Федеральная целевая программа "Повышение безопасности дорожного движения в 2013 - 2020 годах". Постановление Правительства Российской Федерации от 3 октября 2013 г. № 864 г. Москва.

4. Совместная деятельность подразделений ГИБДД МВД РТ, фондов БДД с образовательными учреждениями по профилактике детского дорожно-

процесса формирования безопасного

поведения детей и подростков в дорожнотранспортной среде;

• оптимизируют педагогические

формы, методы, средства обучения и воспитания при формировании безопасного поведения детей и подростков в дорожно-транспортной среде.

транспортного травматизма. Казань: Изд-во НЦБЖД. 2001. 168 с.

5. Ахмадиева Р.Ш. Безопасность жизнедеятельности на дорогах как направление современных психолого-педагогических знаний. Казань. 2010. 120 с.

6. Ахмадиева Р.Ш. Научно-педагогические основы формирования безопасности жизнедеятельности личности на дорогах: Учеб.-метод. пособ. Казань. 2011. 160 с.

7. Ахметшина Л.Г. Региональная система профилактики детского дорожно-транспортного травматизма в Республике Татарстан. Казань. 2003. 160 с.

8. Читалин Н.А. и др. Фундаментальное образование как фактор интеллектуальной и информационной безопасности // Вестник НЦБЖД. 2010. № 3. С. 70-78.

References:

1. Galkina O.V. Rol' i mesto ponyatiya "organizat-sionno-pedagogicheskie usloviya" v terminologicheskom apparate pedagogicheskoy nauki: dis. ... kand. ped. nauk. Samara. 2009. 187 s.

2. Kontseptsiya «Obespechenie bezopasnosti zhizne-deyatel'nosti v dorozhno-transportnoy srede v Respublike Tatarstan do 2020 goda» dorozhnogo dvizheniya RF (ot 23.10.1993, № 1090, red. 12.08.2014).

3. Federal'naya tselevaya programma "Povyshenie bezopasnosti dorozhnogo dvizheniya v 2013 - 2020 go-dakh". Postanovlenie Pravitel'stva Rossiyskoy Federatsii ot 3 oktyabrya 2013 g. № 864 g. Moskva.

4. Sovmestnaya deyatel'nost' podrazdeleniy GIBDD MVD RT, fondov BDD s obrazovatel'nymi uchrezhde-niyami po profilaktike detskogo dorozhno-transportnogo travmatizma. Kazan': Izd-vo NTsBZhD. 2001. 168 s.

5. Akhmadieva R.Sh. Bezopasnost' zhiznedeya-tel'nosti na dorogakh kak napravlenie sovremennykh psikhologo-pedagogicheskikh znaniy. Kazan'. 2010. 120 s.

6. Akhmadieva R.Sh. Nauchno-pedagogicheskie os-novy formirovaniya bezopasnosti zhiznedeyatel'nosti lichnosti na dorogakh: Ucheb.-metod. posob. Kazan'. 2011. 160 s.

7. Akhmetshina L.G. Regional'naya sistema profilak-tiki detskogo dorozhno-transportnogo travmatizma v Res-publike Tatarstan. Kazan'. 2003. 160 s.

8. Chitalin N.A. i dr. Fundamental'noe obrazovanie kak faktor intellektual'noy i informatsionnoy bezopasnosti // Vestnik NTsBZhD. 2010. № 3. S. 70-78.

Шакирова З.В. (г. Зеленодольск), начальник Зеленодольского филиала Дирекции финансирования научных и образовательных программ безопасности дорожного движения Республики Татарстан

Читалин Н.А. (г. Казань), доктор педагогических наук, профессор, главный научный сотрудник, Институт педагогики и психологии профессионального образования РАО.

Shakirova Z.V. (Zelenodolsk), the chief, Zelenodolsky branch, Directorate of funding for scientific and educational road safety programs of the Republic of Tatarstan.

Chitalin N.A. (Kazan), doctor of pedagogical sciences, professor, leading researcher, Institute of pedagogy and psychology of professional education RAE.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.