Научная статья на тему 'Организационно-педагогические условия активизации учебно-познавательной деятельности студентов колледжа'

Организационно-педагогические условия активизации учебно-познавательной деятельности студентов колледжа Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1146
175
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МОТИВАЦИЯ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / МОДУЛЬ / ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лушникова Ольга Юрьевна

В статье рассматриваются организационно-педагогические условия, обеспечивающие решение отдельных направлений проблемы активизации учебно-познавательной деятельности студентов колледжа в процессе профессиональной подготовки. Реализуемые в комплексе данные условия, обеспечат повышение эффективности активизации учебно-познавательной деятельности студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лушникова Ольга Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организационно-педагогические условия активизации учебно-познавательной деятельности студентов колледжа»

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

УДК - 377 О.Ю. ЛУШНИКОВА

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ АКТИВИЗАЦИИ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА

В статье рассматриваются организационно-педагогические условия, обеспечивающие решение отдельных направлений проблемы активизации учебно-познавательной деятельности студентов колледжа в процессе профессиональной подготовки. Реализуемые в комплексе данные условия, обеспечат повышение эффективности активизации учебно-познавательной деятельности студентов.

Ключевые слова: учебно-познавательная деятельность, мотивация, взаимодействие, модуль, творческая деятельность.

Современная система среднего профессионального образования, ориентируясь на потребности рынка труда и на требования Госстандарта среднего профессионального образования, стремится объективно отвечать реальным запросам ведущих отраслей промышленности, культуры, сферы услуг и т.п. Повышаются требования к преподавательским кадрам, методическому, материально-техническому обеспечению учебного процесса, формам и методам его организации, поскольку все трудней становится решать традиционными способами и подходами проблемы, связанные с активизацией учебно-познавательной деятельности, с обеспечением качества знаний и развитием творчества студентов в процессе профессиональной подготовки в колледже.

Различные стороны проблемы активизации учебно-познавательной деятельности освещены в работах Б.Г Ананьева, В.А. Беликова, Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, В.И. Загвязинского, Л.В. Занкова, А.Н. Леонтьева, И.П. Подласого, С.Л. Рубинштейна, Б.М. Теплова, Д.Н. Узнадзе, И.Ф. Харламова, Т.И. Шамовой, Г.И. Щукиной, И.С. Якиманской и др. Исследователи учебнопознавательную деятельность рассматривают как основной путь развития самостоятельности и творческой активности студентов в процессе обучения.

Повысить активность студентов в учебном процессе, как показывает анализ литературы, поможет мотивация учебно-познавательной деятельности. Без положительной мотивации невоз-

можно достижение значительных результатов в развитии личности студента (А.Н. Леонтьев, Л.Н. -Божович, В. Оконь и др.), поскольку положительная мотивация может компенсировать недостаточно высокие способности или недостаточный запас знаний, умений и навыков.

Существенную роль в этом процессе, когда развиваются и формируются познавательные действия, мотивы учения и личности студентов, когда активизируется их собственная продуктивная творческая деятельность, играет взаимодействие (П.И. Третьяков, И.Б. Сенновский). Авторы отмечают, что ситуация продуктивного учебного взаимодействия расширяет спектр мотивов и обеспечивает наиболее высокий уровень самосознания студента и самомотивации им учебной деятельности.

За основу формирования учебно-познавательных мотивов мы взяли следующие признаки совместной деятельности, которые выделяет в своей работе Л.В. Жарова [1]:

1. Осознание общей цели, которая мобилизует преподавателя и студента; стремление к ее достижению, взаимная заинтересованность в этом; положительная мотивация деятельности.

2. Высокая организация совместного учебного труда участников учебного процесса, их общие усилия; взаимная ответственность за результаты деятельности.

3. Активно-положительный, гуманистичный стиль взаимоотношений студентов и взрослых при решении учебных задач; взаимное доверие и т.д.

© О.Ю. Лушникова, 2009

37

4. Стимулирование интересов студентов, их самостоятельность, практическую и интеллектуальную инициативу, творчество. Исключение принуждения, пассивного восприятия студентами готовой информации.

5. Взаимодействие студентов друг с другом, их деловое общение и коллективная ответственность за результат общего труда.

Данные признаки совместной деятельности позволяют организовать и стимулировать учебно-познавательную деятельность, достичь общих целей в учебном процессе.

Таким образом, активизация учебно-познавательной деятельности в процессе профессиональной подготовки в колледже повышается, если формирование познавательной мотивации осуществляется путем целенаправленной организации совместной деятельности преподавателя и студентов в процессе профессиональной подготовки в колледже.

Суть первого организационно-педагогического условия заключается в определении таких обстоятельств учебно-познавательной деятельности, в которых обеспечивается положительная мотивация совместной деятельности преподавателя и студента.

Однако активизация учебно-познавательной деятельности во многом зависит от того, насколько быстро студент вооружится методами познавательной деятельности и адаптируется к условиям образовательного процесса в колледже. Это определило второе организационно-педагогическое условие, которое обеспечит овладение способами деятельности и позволит эффективно активизировать учебно-познавательную деятельность студентов, если содержание специальных и общеобразовательных дисциплин, представленное в виде учебно-дидактических модулей, усваивается студентами на основе активных способов учебно-познавательной деятельности.

В процессе обучения преподаватель и студент выступают как активные субъекты. Их активность проявляется через их действия. Действия преподавателя и студента в этом случае рассматриваются как основа их способов работы потому, что, во-первых, без активных действий субъекта не может быть и речи об изложении или усвоения знаний, формировании умений и навыков и применении их на практике. Усвоение знаний или познавательная деятельность всегда есть результат целенаправленных действий. Во-вторых, дей-

ствия (умственные речевые и моторные) составляют конкретные способы достижения поставленной цели: изложения и усвоения знаний, формирования умений и т.д.

Определять методы учебной деятельности можно только на основе учета тех действий, при помощи которых достигаются цели процесса обучения.

В настоящее время среднее профессиональное образование, базирующееся на использовании современных технологий, требует нового подхода к содержательному и технологическому аспектам профессиональной подготовки студентов, что предопределяет поиск активных методов и способов деятельности студентов на основе модульных технологий.

Под модульной технологией С.Я. Батышев понимает реализацию процесса обучения путем разделения его на систему «функциональных узлов» - профессионально значимых действий и операций, которые выполняются обучаемыми более или менее однозначно, что позволяет достигать запланированных результатов обучения [3]. Следовательно, под модулем (блоком) можно понимать определенную операцию учебного материала, программу действий по достижению поставленной дидактической цели, комплекс заданий, направленных на решение этой задачи, а также методическое руководство по достижению поставленной цели.

Вместе с тем, максимально активизировать учебный процесс, используя различные методы, возможно и через учебно-дидактические модули, которые имеют: 1) свое содержание в виде логически завершенного блока в рамках учебного курса; 2) собственные цели обучения данному содержанию; 3) технологическое и методическое «оснащение», обеспечивающее дидактический процесс в соответствии с целями обучения; 4) организационные формы обучения, необходимые для дидактического процесса. Маркова А.В., Трофимова З.П. под учебным модулем понимают определенную единицу обучения, обладающая относительной самостоятельностью и целостностью в рамках учебного курса [2].

Критерием построения модуля является структурирование учебно-познавательной деятельности студентов согласно логике этапов усвоения знаний: восприятие, понимание, осмысление, запоминание, применение, обобщение, систематизация. Как показывает практика, при

38

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2009, том 15

Организационно-педагогические условия активизации учебно-познавательной деятельности..,

блочно-модульном обучении студенты учатся с большей долей активности и самостоятельности.

Таким образом, сущность второго организационно-педагогического условия заключается в определении таких обстоятельств учебно-познавательной деятельности, в которых студенты усваивают содержание специальных и общеобразовательных дисциплин на основе активных способов учебно-познавательной деятельности.

Однако овладения знаниями, умениями, навыками и методами приобретения знаний в колледже недостаточно. Студент должен быть готовым с полной отдачей применять полученные знания на практике, самостоятельно, творчески и продуктивно подходить к решению поставленных задач. Это определило выбор третьего организационно-педагогического условия, при котором активизация учебно-познавательной деятельности будет повышаться, если самостоятельная работа студентов ориентирована на формирование у них готовности к творческой деятельности в процессе профессиональной подготовки в колледже.

Данное условие предполагает увеличение доли самостоятельной работы для активизации учебно-познавательной деятельности и включение студентов в творческую деятельность.

Чтобы перейти от жесткой, единообразной деятельности по алгоритмам, обобщенным планам к свободной, многообразной творческой деятельности, необходимо накопление определенного объема знаний, умений, навыков, что представляет необходимое условие для творчества, для самостоятельного продвижения студентов в процессе познания.

В учебной деятельности элементы творчества проявляются в особенностях ее протекания, а именно: умение видеть проблему, находить новые способы решения конкретно-практических и учебных задач в нестандартных ситуациях и т.д.

В решении творческих задач необходимо выявить взаимосвязи между известными и неизвестными явлениями. Установление таких взаимосвязей позволит определить неизвестное явление - способ решения задачи - на основе известных явлений, представленных в ее условии и требовании.

Учитывая то, что для развития творческого потенциала имеет особое значение самостоятельная работа, дифференцируемая с учетом познавательной ориентации каждого студента, она дол-

жна направляться преподавателем, носить поисково-исследовательский характер и содержать определенные творческие усилия. В результате деятельность выйдет за рамки выполнения обычных учебных заданий и начнет носить творческий характер. Таким образом, повышается активность, развивается логическое мышление, создается база для дальнейшего освоения предмета.

Согласно типовому положению об образовательном учреждении среднего профессионального образования самостоятельная работа является одним из видов занятий студентов.

Развитие творчества через самостоятельные виды деятельности явилось предметов исследований Б.Г Ананьева, В.А. Беликова, П.И. Пидка-систого, С.Л. Рубинштейна, В.Г Рындак, А.В. Усовой и др.

Анализ работ показывает, что при включении студентов в творческую деятельность, самостоятельная работа имеет следующие особенности: целенаправленный характер; планомерное и систематическое включение самостоятельных работ в учебный процесс; задания, выполнение которых не допускает действия по готовым рецептам и шаблону, а применение знаний в новой ситуации; задания должны вызывать интерес у студентов; при выполнении студентами самостоятельных работ любого вида руководящая роль должна принадлежать преподавателю.

Таким образом, сущность третьего организационно-педагогического условия как обстоятельства активизации учебно-познавательной деятельности студентов заключается в самостоятельнотворческой деятельности студентов колледжа.

Итак, наибольшее влияние на активизацию учебно-познавательной деятельности студентов в системе профессионального образования оказывают внутренние и внешние обстоятельства, такие как сформированность познавательной мотивации, овладение активными способами учебно-познавательной деятельности и ориентированность студентов к самостоятельно-творческой деятельности. В этом заключается комплексный характер выделенных нами условий.

Выделяя организационно-педагогические условия, мы увидели, что каждое условие обеспечивает решение отдельных направлений проблемы активизации учебно-познавательной деятельности студентов. Реализуемые в комплексе условия являются необходимыми и достаточными в целом для эффективной активизации учебно-по-

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика, № 3, 2009

39

знавательной деятельности студентов колледжа в процессе профессиональной подготовки.

Библиографический список

1. Жарова Л.В. Учить самостоятельности: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1993. - 205 с.

2. МарковаА.В., Трофимова З.П. Модульная организация учебного курса как основа разработки учебно-методического комплекса / А.В. -

Маркова, З.П. Трофимова // Социально-гуманитарные знания. - 2000. - N° 4. - С. 141-155.

3. Профессиональная педагогика: Учебник для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям и направлениям / под общ. ред. С.Я. Батышева. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 1999. - 904 с.

УДК 377.5 А.В. КУРБАТОВА МОДЕЛЬ МЕТОДИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА

Приведена модель методической системы направленной на формирование информационной компетентности студентов авиационного колледжа, учитывая специфику их будущей профессиональной деятельности.

Ключевые слова: модель, методическая система, информационная компетентность

Дадим наше видение определения модели методической системы формирования информационной компетентности студентов колледжа.

Моделью методической системы формирования информационной компетентности студентов колледжа будем именовать описанный знаковыми средствами образ процесса обучения студента информатике, отражающий свойства, характеристики и связи организованного нами реально существующего процесса. Моделирование же, во-первых, сводится к самому процессу построения и изучения моделей, реально существующих предметов и явлений, а во-вторых - к методу исследования, предполагающему определение и уточнение характеристик, и рационализацию способов построения вновь конструируемых объектов на основе использования их моделей.

Процесс построения модели в контексте некоторого исследования, как отмечает Я.Г. Неуй-мин, не есть служебная процедура, смысл которой заключается только в формальном описании подлежащих исследованию свойств и характеристик объекта, но, являясь познавательной деятельностью, представляет собой важнейшую составную часть решения задачи в целом. При построении модели исследователь осмысливает и при-

водит в единую систему всю исходную информацию о задаче, объекте и действующих на него факторах, оценивает значимость и характеристики переменных, структурных компонентов и параметров. При необходимости планирует и осуществляет дополнительные исследования системы объект-среда, расширяющие и обогащающие исходные представления [1, с. 129].

Я.Г. Неуймин раскрывает отдельные этапы построения модели, такие как постановка проблемы, формулировка конечной цели или системы целей, постановка задачи и выбор объекта моделирования, формирование критериев качества модели, проведение содержательного анализа системы задача-объект и др. Он указывает на все связи, возможности корреляции, подчеркивает динамику процесса моделирования и предлагает два метода построения моделей: аналитический, «если объект не слишком сложен, достаточно изучен и комплекс подлежащих модельному исследованию свойств и характеристик объекта может быть выявлен на основе теоретических представлений и данных» и на основе идентификации, «т.е. экспериментального определения существенных для решаемой задачи свойств и характеристик объекта специально ради постро-

40

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2009, том 15

© А.В. Курбатова, 2009

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.