Научная статья на тему 'Организационно-педагогические условия адаптации ребенка к школе в педагогической системе М. Монтессори'

Организационно-педагогические условия адаптации ребенка к школе в педагогической системе М. Монтессори Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
905
186
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА ШКОЛЫ / АДАПТАЦИЯ / ТЕХНОЛОГИЯ КОЛЛЕКТИВНЫХ ТВОРЧЕСКИХ ДЕЛ / ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ / EDUCATIONAL ENVIRONMENT / SCHOOL UPBRINGING SYSTEM / ADAPTATION / COLLECTIVE CREATIVE AFFAIRS TECHNOLOGY / CONTINUITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тимонина Анастасия Андреевна

Проблемы, связанные с адаптацией школьников на начальном этапе обучения всегда требовали от педагогов использования потенциала воспитательной системы школы и проведения специальных мероприятий. Особое значение задачи адаптации первоклассников к школе приобретают в ситуации использования учителями нетрадиционных способов обучения и воспитания, в том числе и метода М. Монтессори. Одним из условий адаптации детей является реализация на практике принципа преемственности между дошкольными образовательными учреждениями и школой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тимонина Анастасия Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Organizational and pedagogic conditions of child's adaptation for school in Montessori pedagogic system

Problems associated with the adaptation of pupils at the beginning of school training always require teachers using the potential of the educational system and school special events. The problem with adaptation to the school education of firstformers gets the particular value in a situation of using unconventional ways of training and education by teachers, including Montessori method. One of the conditions of childrens adaptation is the realization of the principle of continuity between preschool education and school.

Текст научной работы на тему «Организационно-педагогические условия адаптации ребенка к школе в педагогической системе М. Монтессори»

тям; предъявляемые требования воспринимает адекватно, учебный материал усваивает легко, глубоко и полно овладевает программным материалом, прилежен, внимательно слушает указания и объяснения учителя; проявляет большой интерес к самостоятельной учебной работе, занимает в классе благоприятное статусное положение. Успеваемость высокая.

2. Частичный (средний) уровень вхождения младших школьников в образовательную среду -первоклассник положительно относится к школе, ее посещение не вызывает у него отрицательных переживаний; понимает учебный материал; усваивает основное содержание учебных программ, сосредоточен и внимателен при выполнении заданий, поручений, указаний взрослого, но при его контроле; дружит со многими одноклассниками.

3. Неуспешный (низкий) уровень вхождения младших школьников в образовательную среду -первоклассник отрицательно или индифферентно относится к школе; нередки жалобы на здоровье; доминирует подавленное настроение, наблюдаются нарушения дисциплины; не проявляет интереса к урокам, готовится нерегулярно; ему необходим постоянный контроль, систематические напоминания и побуждения со стороны учи-

теля; сохраняет работоспособность при удлиненных паузах для отдыха; общественные поручения выполняет под контролем, без особого желания; пассивен, близких друзей не имеет.

Представленная модель педагогического содействия самореализации студентов в процессе преподавания педагогических дисциплин отличается гибкостью, открытостью, непрерывностью, целостностью. Применение разработанной модели позволит совершенствовать процесс вхождения младшего школьника в образовательную среду школы.

Библиографический список

1. Груздева Н.В. Методологические подходы к созданию образовательного пространства школы // Образовательная среда школы: проблемы и перспективы развития. - СПб.: Речь, 2001. -С. 32-35.

2. Захаров Ю.А. Региональный центр непрерывного образования Кемеровского государственного университета. - Кемерово, 2001. -С. 270-276.

3. Ожегов С.И., ШведоваН.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений. - 4-е изд., доп. - М.: Азбуковник, 1997. - С. 94, 840.

УДК 373.2

Тимонина Анастасия Андреевна

Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова

av_timonina@mail.ru

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ АДАПТАЦИИ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ М. МОНТЕССОРИ

Проблемы, связанные с адаптацией школьников на начальном этапе обучения всегда требовали от педагогов использования потенциала воспитательной системы школы и проведения специальных мероприятий. Особое значение задачи адаптации первоклассников к школе приобретают в ситуации использования учителями нетрадиционных способов обучения и воспитания, в том числе и метода М. Монтессори. Одним из условий адаптации детей является реализация на практике принципа преемственности между дошкольными образовательными учреждениями и школой.

Ключевые слова: образовательная среда, воспитательная система школы, адаптация, технология коллективных творческих дел, преемственность.

Проблемы, связанные с адаптацией школьников на начальном этапе обучения всегда требовали от педагогов использования потенциала воспитательной системы школы и проведения специальных мероприятий. Особое значение задачи адаптации первоклассников к школе приобретают в ситуации

использования учителями нетрадиционных способов обучения и воспитания, в том числе и метода М. Монтессори. Ситуация осложняется тем, что родители и учителя, не имеющие специальной подготовки, воспитанные, как правило, в советской школе не проживали и трудно принимают новые требования к организации образова-

тельного процесса, иную по сравнению с традиционной школой позицию взрослого по отношению к ребенку и его учебной деятельности.

Организационно-педагогическими условиями, при которых социальная адаптация школьников в педагогической системе, созданной на основе идей М. Монтессори, будет эффективной являются:

- обеспечение преемственности между дошкольным образовательным учреждением, начальной и основной ступенью обучения через создание подготовленной среды и организацию «свободной работы» детей;

- индивидуализация деятельности ребенка в специально подготовленной, комфортной и безопасной образовательной среде;

- подготовка педагогов к деятельности в образовательной среде, созданной на основе идей М. Монтессори;

- формирование у родителей опыта помогающих отношений школьникам.

Одним из условий адаптации детей является реализация на практике принципа преемственности между дошкольными образовательными учреждениями и школой.

Традиционно в педагогической литературе и практике используется термин «преемственность», характеризующий ситуацию и особенности перехода от одного качественного состояния в другое, с одной ступени на более высокую. Преемственность - связь между явлениями в процессе развития в природе, обществе и познании, когда новое, сменяя старое, сохраняет в себе некоторые его элементы. В обществе преемственность означает передачу и усвоение социальных и культурных ценностей от поколения к поколению. В общефилософском смысле преемственность трактуется как связь между различными этапами или ступенями развития, сущность которой состоит в сохранении тех или иных элементов целого или отдельных его характеристик при переходе к новому состоянию. В социальной педагогике понятие «преемственность» означает связь между различными сторонами (этапами) воспитательной системы.

В контексте развивающего обучения под преемственностью понимается установление глубоких взаимосвязей между различными образовательными ступенями, которые прослеживаются в целях, задачах, содержании, методах и формах педагогического процесса, а также в требовани-

ях, предъявляемых к развивающейся личности ребенка.

Большое значение для реализации принципа преемственности имеет учет особенностей среды образовательных учреждений (дошкольных и школы).

Именно среда, в которой находятся дети, имеет существенное значение для их адаптации в новых условиях.

В ситуации экспериментальной работы в МОУ СОШ № 29 г. Костромы образовательная среда начальной школы была изменена на основе использования идей М. Монтессори. В школе создавалась специально подготовленная развивающая, личностно-ориентированная среда, которая с одной стороны соответствует характеристикам образовательной среды отечественной начальной школы, с другой в силу особенностей метода М. Монтессори, основанного на свободной, самостоятельной работе детей приближена к среде дошкольного образовательного учреждения.

Под образовательной средой мы понимаем совокупность внутренних и внешних условий и ресурсов, обеспечивающих высокий эффект качества педагогического образования.

Основными компонентами образовательной среды можно считать ценностно-целевой, предметно-пространственный, информационно-содержательный, событийный, отношенческий, правовой.

Особое значение для адаптации детей в школе имеет наличие возможности для организации свободной работы в подготовленной среде. Подготовленную среду М. Монтессори характеризует как поле, открытое для свободной активности ребёнка, которое позволяет ему «двигаться и развиваться как человеку». М. Монтессори понимает подготовленную среду как окружение детей, в котором представлены элементы упорядоченности для интеллектуального и нравственного развития. Среда включает в себя привлекательные предметы, которые могут служить средствами развития ребенка.

Такая среда представляет собой обозреваемый, ограниченный в дидактическом плане, системный, социально завершённый мир. Этот мир нацелен на то, чтобы школьник высвобождал свои природные созидательные силы. Подготовленная среда должна быть полностью сориентирована на духовные и физические потребности детей, на их внутренний мир.

Детям предоставляется возможность в подготовленной среде работать самостоятельно, исходя из собственных потребностей и интересов. Данное условие выполняется посредством «свободной работы» - это работа детей в «подготовленной среде» при ограничении прямого воздействия педагога. Здесь под «работой» понимается целесообразная деятельность с материалами преимущественно автодидактического характера. Термин «свободная» отражает, с одной стороны, её спонтанный характер и возможность свободного выбора деятельности, а с другой - возможность продолжать эту деятельность вплоть до полного удовлетворения потребности в ней. Ограничение прямого воздействия педагога на ребёнка осуществляется за счёт особого поведения первого. Применение свободной работы позволяет сохранить мотивацию и сформировать у младших школьников достаточный уровень саморегуляции учебной деятельности и самостоятельности, чтобы обеспечить успешность каждого ребёнка в процессе обучения. Всё это становится возможным, исходя из уникальной возможности свободной работы соответствовать возможностям и познавательным (образовательным) потребностям учащегося.

Для реализации свободной работы в соответствии с педагогикой Марии Монтессори, педагог готовит богатую по содержанию окружающую дидактическую среду, побуждающую ученика к проявлению им активности. Подготовленная среда стимулирует такой характер психического развития каждого ребёнка, который соответствует его индивидуальным субъектным возможностям. Среда делится на образовательные области (зоны).

По мнению М. Монтессори, тот, кто говорит о свободе в школе, одновременно должен предложить соответствующий научный инструментарий, способный сделать эту свободу возможной. В качестве такого «инструментария» М. Монтес-сори предлагает систему дидактических материалов. Дидактические материалы используемые в школе, как правило, приобретаются у производителей, выполняющих требования методики М. Монтессори. Часть материалов создается учителями и рецензируется сообществом монтессо-ри-педагогов.

Особенностью обучения детей в системе М. Монтессори является возможность индивидуализации деятельности ребенка в специально под-

готовленной, комфортной и безопасной образовательной среде.

Подготовленная среда и особенности организации учения позволяют выбрать каждому ученику из множества возможных вариантов индивидуального образовательного продвижения личности собственный. Педагогика М. Монтессори позволяет создавать индивидуальные образовательные маршруты учащихся. Это связано с тем, что главное в педагогике М. Монтессори - создание оригинального учебно-воспитательного процесса, построенного на признании за каждым ребёнком права на значительную автономию, свой темп работы, специфические способы овладения знаниями, то есть права на свой индивидуальный путь.

Задача учителя сформировать образовательную позицию ученика «хочу - знаю - делаю» на основе выявления интересов, желаний, склонностей, способностей учащихся, выстроить индивидуальные образовательные маршруты, обеспечить мягкую дифференциацию.

Понятие «индивидуальный образовательный маршрут» можно рассматривать с двух точек зрения: как один из множества возможных вариантов индивидуального образовательного продвижения личности и как результат взаимодействия обучающегося с образовательной средой, отражающей общее, специфическое обобщённого образовательного маршрута.

Общим и специфическим в нём выступает то, что, как сложное общественное явление, оно включает в себя этапы, периоды и линии продвижения при получении образования. Этапы находятся в прямой связи с осознанием, погружением и освоением образовательной среды; периоды отражают понимание обучающимся необходимости получения образования; познание и утверждение себя; приобретение и систематизацию знаний; осознание себя как будущего специалиста.

Важным условием является подготовка педагогов к деятельности в образовательной среде, созданной на основе идей М. Монтессори.

Учитель в Монтессори - педагогике является коллегой, партнером, старшим товарищем ребенка, готовым в нужный момент оказать необходимую помощь. Он доброжелательно и ненавязчиво руководит школьником, становясь посредником между ним и подготовленной средой. Поскольку именно из окружающей предметной и социальной среды ребёнок берёт «строительный

материал» для самосозидания. Среда должна давать детям возможность выбора и самостоятельной деятельности. Учитель не мешает, а тактично помогает ребёнку адаптироваться к новым для него условиям, строить свою личность.

Особое значение для адаптации школьников имеет педагогическая позиция учителя, который призван способствовать созданию гармоничных отношений с учеником, уважительно и с пониманием относиться к ребёнку.

Для работы с детьми на основе идей М. Мон-тессори все педагоги начальной школы МОУ СОШ №29 г. Костромы прошли обучение в Германии, Москве, в рамках семинаров, деятельности методических объединений в школе. С педагогами проводились мастер-классы, они посещали уроки и свободную работу детей, вели наблюдения в среде, учились самостоятельно изготавливать дидактические материалы. Освоение методики М. Монтессори позволило учителям осознать необходимость в получении специальных знаний по созданию среды, умений сопровождения и помощи ребенку в свободной работе, самопознании и самореализации. В результате обучения, опыта практической деятельности у учителей происходило изменение позиции. Для определения направленности деятельности учителей школы просили продолжить предложение: что в работе с детьми для Вас самое главное (процесс обучения и воспитания, высокий результат, общение, взаимодействие). Подавляющее большинство учителей начальной школы по итогам опроса написали, что для них самым важным является общение, взаимодействие с детьми. Все больше учителя становились тьюторами. Тьютор - это тот, кто педагогическими средствами и способами помогает ученику сформировать способность успешного решения жизненных, образовательных задач. Основная задача тьютора - сопровождение, то есть предоставление ребенку в открытом диалоге набора средств для самосовершенствования и решения актуальных задач деятельности и общения. Роль монтессори-педагога включает в себя выполнение функций по созданию предметной, подготовленной среды (включая создание дидактических материалов), по обучению детей способам самопознания, целепола-гания, выбора, самооценки, по ориентированию ребенка в среде (проведение трехступенчатых уроков), по стимулированию самостоятельной свободной работы, выстраиванию вариантов ин-

дивидуального развития. При этом педагог ориентируется на активность, самостоятельность, ответственность ученика.

Цели, способы обучения и воспитания школьников для достижения педагогически обоснованных результатов должны быть согласованы с родителями. Взаимодействие педагогов и родителей является обязательным условием эффективности образования. Особую роль взаимодействие приобретает, если школа использует нетрадиционные технологии обучения. Для того чтобы родители могли содействовать адаптации детей в педагогической системе, созданной на основе идей М. Мон-тессори необходимо формирование у родителей опыта помогающих отношений школьникам.

К. Роджерс в своей книге «Взгляд на психотерапию. Становление человека» писал, что можно создать помогающие отношения, которые характеризуются «прозрачностью» со стороны взрослого, где четко видны его реальные чувства. Помогающие отношения отличаются принятием другого человека как индивида, имеющего ценность, а также глубинным эмпатическим пониманием, которое дает возможность видеть личный опыт человека с его точки зрения. Под принятием Роджерс понимал «теплое расположение к человеку, имеющему безусловную ценность, независимую от его состояния, поведения или чувств». Это значит, что «человек вам нравится, вы уважаете его как индивида и хотите, чтобы он чувствовал по-своему». Это значит, вы принимаете и уважаете весь спектр его отношений в данный момент независимо от того, положительные они или отрицательные, противоречат его прежним отношениям или нет. Это «принятие каждой меняющейся частицы внутреннего мира другого человека, создает для него теплоту и безопасность в отношениях с педагогом, защищенность, проистекающую от любви и уважения».

При помогающих, благоприятных отношениях индивид изменяется и на сознательном и на более глубинном уровне своей личности. У него изменяется восприятие себя, он более рационально оценивает себя. Такой человек становится более похож на того, каким он хочет быть. Он более уверен в себе и лучше владеет собой. Он лучше понимает себя, становится более открытым опыту, меньше отрицает и подавляет свой собственный опыт. Такой человек лучше понимает других и видит их более похожими на себя. Подобные изменения происходят у него и в поведении. На

него меньше действует стресс, после которого быстрее приходят в себя. Поведение становится более зрелым, у него меньше защитных реакций, он более адаптирован, более способен творчески подойти к ситуации.

Для успешной реализации учебно-воспитательного процесса на протяжении обучения детей в начальной школе в классах создавались партнёрские отношения между школой и родителями, реализовывался инновационный проект «Семейный клуб общения» (автор Монтессори-пе-дагог М.Г. Яблокова). Цель проекта: создание модели взаимного сотрудничества и партнёрства между семьёй и школой для развития образовательного и творческого потенциала учащихся и родителей, ориентация родителей на создание помогающих отношений в семье. Для того, чтобы цели были достигнуты с родителями проводился педагогический лекторий, Мастерская «Общение», организовывались совместные дела. В качестве основной технологии организации взаимодействия детей, родителей и педагогов была использована технология коллективных творческих дел. По технологии КТД проводились календарные и тематические праздники; Семейный час, капустники, организовывались совместные творческие проекты, круглые столы.

Технология коллективных творческих дел позволяла родителям увидеть своего ребенка в новой ситуации, открыть в детях способности, в том числе организаторские. Совместная деятельность позволяла формировать между детьми и родителями отношения понимания, доверия, помощи в ситуациях затруднения.

Опыт работы в течение нескольких лет МОУ СОШ № 29 г. Костромы по созданию перечисленных выше организационно-педагогических условий делает процесс адаптации школьников в новой для них среде эффективным.

Библиографический список

1. Монтессори М. Мой метод: начальное обучение. - М.: Астрель: АСТ, 2006. - 349 с.

2. Монтессори в России: Новый взгляд. Сборник научно-практических статей. Вып. I / под ред. К.Е. Сумнительного. Вып. I. - М.: МЦМ, 1998. -124 с.

3. Соловьева Г.Б. Что такое педагогическая система Монтессори? // Первое сентября. -2001. - № 1. - С. 17-19.

4. Сорокова М.Г. Система М. Монтессори: Теория и практика: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. - М.: Академия, 2007. -384 с.

УДК 377.5.02

Решетникова Елена Сергеевна

средняя общеобразовательная школа №12, г. Старый Оскол, Белгородская область shabanov@gmail.com

ЗНАЧИМОСТЬ УРОКОВ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В РАЗВИТИИ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

В данной статье рассматривается актуальная проблема формирования коммуникативных способностей учащихся начальных классов. Актуальность данной проблемы подтверждается результатами эксперимента, в котором приняли участие учащиеся начальных классов, учителя, родители. Было установлено, что предмет «Изобразительное искусство» имеет огромный потенциал в формировании у учащихся коммуникативно-речевых способностей.

Ключевые слова: коммуникативные способности, изобразительная деятельность, художественно-творческие способности, духовная культура.

Искусство в целом и изобразительное искусство в частности - играет важнейшую роль в жизни человека. Оно действует не на одну какую-либо способность человека, а формирует личность в целом, делает жизнь духовно богаче, ярче и интереснее.

В научной литературе правомерно отмечается полуфункциональность искусства. Так же отличается продуктивность. Влияние функций искусства на личность, влияние, которое должно осуществляться в их единстве и тесной взаимосвязи и взаимообусловленности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.