Научная статья на тему 'Организационно-педагогические основы системы контроля качества профессионального образования'

Организационно-педагогические основы системы контроля качества профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
251
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ВИДЫ И ФОРМЫ КОНТРОЛЯ / КОМПЛЕКСНАЯ СИСТЕМА КОНТРОЛЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Салахбеков Анварбек Пайзулаевич, Магомаева Саят Пайзутдиновна

В статье говорится о значимости мониторинга качества системы профессионального образования, о формах и методах контроля. Раскрываются этапы контроля качества профессионального образования, предложена система тестов как инструмент контроля качества профобразования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Салахбеков Анварбек Пайзулаевич, Магомаева Саят Пайзутдиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организационно-педагогические основы системы контроля качества профессионального образования»

96

• ••

Известия ДГПУ, №1, 2015

В основе разработки содержания и технологии ознакомления детей с родным краем должны лежать принцип энциклопедич-ности, культурологический (приобщение детей к истокам культуры), тематический (деление материала на основные темы -циклы), краеведческий (региональный) принципы, принцип наглядности.

Руководствуясь ФГОС дошкольного образования, каждое дошкольное учреждение разрабатывает свою программу работы. В качестве ориентира можно взять программу Е. А. Хамраевой (Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Разноцветная планета») и разработанный к ней комплекс учебно-методических материалов.

Литература

1. Миронова Н. Культурология в педагогическом вузе. Богатырская сила // Дошкольное воспитание. 2010. № 10. С. 114-117. 2. Общение детей в детской саду и семье / под. ред. Т. А. Репиной, Р. Б.

Стеркиной; Науч.-исслед. ин-т дошкольного воспитания Акад. пед.. наук СССР. М. : Педагогика, 1990.

3. Петровский В. А. К пониманию личности в психологии // Вопросы психологии. 1981. № 2. С. 40-57.

4. Приобщение детей дошкольного возраста к культуре народов мира посредством технологии "погру-

жение в образ" Кулиева Джейран Суфи-кызы, воспитатель. URL: http://festival.1september.ru/ articles/531740/ 5. Серия вебинаров по общественному обсуждению проекта ФГОС дошкольного образования. URL: http://www.firo.ru/ 6. ФГОС дошкольного образования; URL: http:// минобрнау-ra^/news/3447 7. Чургель Анатолий. Статья опубликована в интернет-издании «Независимая газе-

та». Ноябрь 13, 2013 | Рубрика: А. Г. Асмолов, Из жизни ФИРО. 8. См. : картины Х. Мусаева. URL: http://daginsure.ru/?com=elements&page=element&id=1431; URL: http://www.odnoselchane.ru/ ? sect=109&page=article&id=8022&com=articles; URL: http://www.sogratl.net/publ/md/Book/ Skaza-nia_10.pdf; URL: http://i237.photobucket.com/albums/ff176/murtazali2007/Melani-1.jpg References

1. Mironova N. Cultural studies at the pedagogical University. Colossal power // Pre-school education. 2010. # 10. P. 114-117. 2. Communication of children in the kindergarten and the family / ed. by I. A.

Repina, R. B. Sterkina; Scient. Res. Inst. of Pre-school Education of Acad. Ped. Sciences of the USSR. M. : Pedagogika, 1990. 3. Petrovsky V. A. The personality comprehension in psychology // Problems of Psychology. 1981. # 2. P. 40-57. 4. The inclusion of preschool children to the culture of the peoples of the

world through the "immension into the image" technology. Kulieva Jeyran Sufi-kyzy, educator. http://festival.1september.ru/articles/531740/. 5. Webinar series on public discussion of the draft FSES of the preschool education. http://www.firo.ru/. 6. FSES of preschool education http: // минобрнауки.рф /news/3447. 7. Churgel Anatoly. Article published in Nezavisimaya Gazeta online edition. November, 13, 2013 | Category: A. G. Asmolov, from FIRO life. 8. Kh. Musaev's paintings http:// daginsure.ru/ ? com = elements& page =element&id=1431; http://www.odnoselchane.ru/?sect= 109&page=article&id= 8022& com=articles; http://www.sogratl.net/publ/md/Book/Skazania_10.pdf; http://i237.photobucket.com/ albums/ ff176/murtazali2007/Melani-1.jpg Literatura

1. Mironova N. Kul'turologija v pedagogicheskom vuze. Bogatyrskaja sila // Doshkol'noe vospitanie. 2010. № 10. S. 114-117. 2. Obshhenie detej v detskoj sadu i sem'e / pod. red. T. A. Repinoj, R. B. Sterkinoj;

Nauch.-issled. in-t doshkol'nogo vospitanija Akad. ped.. nauk SSSR. M. : Pedagogika, 1990. 3. Petrovskij

V. A. K ponimaniju lichnosti v psihologii // Voprosy psihologii. 1981. № 2. S. 40-57. 4. Priobshhenie detej doshkol'nogo vozrasta k kul'ture narodov mira posredstvom tehnologii "pogruzhenie v obraz" Kulieva Dzhe-jran Sufikyzy, vospitatel'. URL: http://festival.1september.ru/articles/531740/. 5. Serija vebinarov po obshhestvennomu obsuzhdeniju proekta FGOS doshkol'nogo obrazovanija. URL: http://www.firo.ru/ 6. FGOS doshkol'nogo obrazovanija. URL: http://minobrnauki.rf/news/3447 7. Churgel' Anatolij. Stat'ja opublikovana v internet-izdanii «Nezavisimaja gazeta». Nojabr' 13, 2013 | Rubrika: A. G. Asmolov, Iz zhizni FIRO. 8. Sm. kartiny H. Musaeva. URL: http://daginsure.ru/?com=elements&page=element&id=1431; URL: http://www.odnoselchane.ru/?sect=109&page=article&id=8022&com=articles; URL: http://www. sogratl.net/publ/md/Book/Skazania_10.pdf; URL: http://i237.photobucket.com/albums/ff176/ murtaza-li2007/Melani-1.jpg

Статья поступила в редакцию 24.12.2014 г.

УДК 378

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

СИСТЕМЫ КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА

Психолого-педагогические науки •••

97

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ORGANIZATIONAL AND PEDAGOGICAL BASES OF THE QUALITY CONTROL SYSTEM OF THE PROFESSIONAL EDUCATION

© 2015 Салахбеков А. П., Магомаева С. П.

Дагестанский государственный педагогический университет

© 2015 Salakhbekov A. P., Magomaeva S. P.

Dagestan State Pedagogical University

Резюме. В статье говорится о значимости мониторинга качества системы профессионального образования, о формах и методах контроля. Раскрываются этапы контроля качества профессионального образования, предложена система тестов как инструмент контроля качества профобразования.

Abstract. The article refers to the importance of monitoring the quality of the professional education system, the forms and methods of control. The authors disclose the stages of the quality control of the professional education, offer the system of tests as a professional education quality control tool.

Rezjume V stat'e govoritsja o znachimosti monitoringa kachestva sistemy professional'nogo obra-zovanija, o formah i metodah kontrolja. Raskryvajutsja jetapy kontrolja kachestva professional'nogo obrazovanija, predlozhena sistema testov kak instrumenty izmeritelej kontrolja kachestva profobrazo-vanija.

Ключевые слова: качество образования, профессиональное образование, виды и формы контроля, комплексная система контроля.

Keywords: quality of education, professional education, types and forms of control, integrated control system.

Kljuchevye slova: kachestvo obrazovanija, professional'noe obrazovanie, vidy i formy kontrolja, kompleksnaja sistema kontrolja.

Модернизация профессионального образования обусловлена, прежде всего, необходимостью повышения качества образования. Качество образования чаще всего понимается как некая мера соответствия получаемых в образовании результатов и предъявляемых к ним требований. Но существуют принципиально разные позиции по вопросу требований, с которыми следует соотносить результаты оценки качества образования и их интегральных характеристик. Различия в соотношениях интегральных характеристик качества образования обусловлены, прежде всего, разным видением назначения и сути образования.

Сегодня система образования представляет собой динамичную, самоорганизующуюся, инновационную систему, чувствительную к требованиям потребителей. Однако, образовательный процесс в силу своей

специфики, а именно, инерционности, определяемой значительными временными затратами на разработку нового учебного, научного, методического, дидактического потенциала и современную подготовку или переподготовку педагогических кадров, не соответствует пока требованиям опережающего характера образования. Реальное качество учебной деятельности, уровень развития и мотивации обучающихся не всегда соответствует современным требованиям. Одной из причин можно считать отсутствие научно-обосно-ванной системы мониторинга качества профессионального образования.

Мониторинг качества профобразования во многом определяется наличием системы контроля качества профессионального образования.

Эта система представлена нами в виде схемы:

98

• ••

Известия ДГПУ, №1, 2015

ЦЕЛЬ

системы

контроля

качества

^ СОДЕРЖАНИЕ системы

контроля качества

профессионального

образования

*•

ТЕХНОЛОГИИ

контроля качества профобразования

^ СРЕДСТВА контроля качества

ЭТАПЫ ФОРМЫ МЕТОДЫ

контроля контроля контроля

В основе предлагаемой нами системы контроля положено сочетание различных видов контроля (предварительного, входного, текущего, рубежного, итогового). Используются следующие формы контроля: анализ занятий теоретического и практического обучения, внеучебных мероприятий, анализ выполнения учебных планов и программ, собеседования с педагогами по различным вопросам их деятельности, аттестация педагогов, анализ состояния воспитательной работы и досуга обучающихся.

Комплексная система контроля качества профобразования - это сконструированная, апробированная и скорректированная система измерителей, влияющая на учебный процесс в целом и его составные элементы, с целью повышения эффективности профессионального образования. Данная система направлена на воспитание творческой и самоактуализирующейся личности, на повышение уровня профессиональной компетентности выпускников.

Основное внимание, по нашему мнению, заслуживает содержание образования, в основе которого лежат следующие принципы:

- ориентация на потребности обучающегося, а не на потребности преподавателя. При разработке учебно-программной документации большое значение необходимо уделить педагогически продуманному отбору профессионально-значимых знаний и умений, логике учебного процесса (чередование теории и практики) и каждого предмета.

- ориентация на решение реальных проблем, а не конкретную дисциплину, т. е. реализация междисциплинарного подхода к обучению, так как все реально существующие проблемы обучения носят междисциплинарный характер.

- ориентация на развитие обучающихся, а не на сумму их знаний, на развитие потребности к раскрытию личностного и профессионального потенциала, научить получать и осмысливать информацию, сформировать

умение ориентироваться в информационных потоках, развивать потребность в непрерывном повышении своей профессиональной компетентности.

- ориентация учебного процесса на потребности как обучающегося, так и региона, а не на академическую потребность. Учебный план должен быть построен так, чтобы ведущее место в нем было отведено региональному компоненту, а все общеобразовательные дисциплины должны носить прикладной, междисциплинарный, профильный характер.

Система контроля качества профессионального образования, по нашему мнению, должна включать в себя пять этапов контроля: входной контроль; текущий (в течение семестра); рубежный (в конце каждого периода обучения - полугодия, года); итоговый (итоговая аттестация в конце каждой ступени обучения); адаптация на рабочем месте (в первый год работы на предприятии).

Цель первого этапа - получить полную и объективную информацию о каждом первокурснике: об уровне его знаний, об уровне развития его психофизиологических качеств личности, об уровне мотивации к обучению и профессиональной деятельности, о степени его профессионального самоопределения и пригодности, об уровне сформированно-сти навыков учебного труда.

Результаты входного контроля дают преподавателю возможность: иметь психологопедагогический «портрет» каждого обучающегося и всей учебной группы в целом; скорректировать рабочую программу по учебной дисциплине, используя активные методы обучения и воспитания. Основной задачей преподавателя на первом курсе, на наш взгляд, является мотивация студентов к овладению будущей профессиональной деятельностью, к изучаемым предметам, акцентируя внимание при этом на их значимость для формирования необходимых компетенций и становления профессионального мас-

Психолого-педагогические науки •••

терства будущего педагога. Если в процессе диагностики выявится неспособность учащегося в овладении выбранной профессией (профессиональная непригодность), то ознакомив учащегося и его родителей с результатами об уровне мотивации к обучению и профессиональной деятельности, о степени его профессионального самоопределения и пригодности можно предложить ему обучаться по другой профессии.

Таким образом, результаты входного контроля позволяют получить данные об уровне знаний и полный психологопедагогический портрет студента.

Текущий контроль является вторым этапом комплексной системы контроля, он проводится в течение всего периода обучения. Основной целью этого вида контроля является индивидуальная проверка знаний, умений и навыков, процесса личностного развития, по результатам диагностики можно судить о качестве профессионального образования на протяжении всего периода (полугодия). Принимая во внимание невысокий базовый уровень знаний обучающихся, главное место в системе мониторинга качества профессиональной подготовки преподаватели должны отводить текущему контролю. При этом используются следующие формы контроля: устный (индивидуальный и фронтальный) опрос, практическая и контрольная работы, индивидуальный письменный опрос, дидактические тесты, кратковременная самостоятельная работа, задания тестового типа и др. В текущем контроле чаще других применяются традиционные методы контроля.

Третьим этапом предлагаемой комплексной системы мониторинга качества профессионального образования является рубежный контроль. По целям и способам проведения, текущий и рубежный контроль схожи друг с другом, но рубежный контроль проводится реже, в конце каждого учебного семестра. Принципиальное отличие рубежного мотивационного теста в том, что в нем появляются вопросы открытого типа.

Дополнительным методом в рубежном контроле является контроль обученности в процессе производственного обучения. Для обеспечения выпуска из учебных заведений профессионального образования квалифицированного специалиста, содержание проверочных работ (рубежный контроль) носит творческий характер и способствует развитию у обучающихся профессионального мышления, развивает его интеллектуальные

99

способности и прививает любовь к избранной профессии.

Четвертым этапом системы контроля качества профессионального образования является итоговый контроль, который проводится в конце каждой ступени или накануне перевода на следующую ступень обучения. Способом проведения этого вида контроля служат не только тестовые задания, но и экзамены.

Заключительным этапом системы контроля является контроль адаптации выпускника на рабочем месте в первый год работы на предприятии. На этом этапе предполагается разработать мотивационный тест, который отличается от рубежного, но имеет много общего с итоговым тестом. Все вопросы должны иметь открытую форму ответов. Например, выпускникам можно предложить ответить на такие вопросы: «Знаний по каким предметам Вам не хватает в работе?», «Что бы Вы могли предложить изменить в вузе с целью повышения качества подготовки выпускников?» и т. д.

С целью большей объективности результатов, экономии учебного времени, независимости процесса мониторинга приоритетным методом в профессиональном обучении может быть избран тестовый контроль. Достоверность и истинность качества профобразования достигается сочетанием различных методов контроля. При применении тестов нет простора творчеству личности, умению принимать нестандартные решения, умению нести за них ответственность, учиться грамотно говорить и т. д. Поэтому только комбинирование различных методов мониторинга может дать достоверный, воспроизводимый, сравнимый и управляемый результат профобразования.

Следующим шагом в создании системы контроля качества профессионального образования является определение инструментов контроля. Изучив педагогический опыт, накопленный учебными заведениями профессионального образования, работы ученых и практиков-педагогов, мы предлагаем систему измерителей контроля качества профобразования:

- мотивационный тест, дающий возможность отследить с течением времени (два -четыре года) изменяющееся мировоззрение, отношение к образовательному процессу и уровень удовлетворенности им и т. д.;

- тест развития, позволяющий диагностировать уровень развития интеллекта (включает типовые методики изучения раз-

100

• ••

Известия ДГПУ, №1, 2015

личных видов памяти и внимания), выявление типологических характеристик личности и диагностика межличностных отношений, уровень развития ключевых компетенций;

- общеобразовательный тест.

При разработке этого теста необходимо использовать интегральные тестовые задания по основным предметам общеобразовательного цикла (русскому языку, математике, физике, химии), при этом соблюдая следующие требования:

а) включаются только основные, главные вопросы, которые обучающиеся должны знать и уметь распознать в результате обучения в школе;

б) разрабатывается не менее четырех вариантов с одинаковой степенью сложности каждый, количество вопросов в каждом варианте не превышает десяти по одному уровню усвоения программного материала;

в) содержание теста по предмету строго соответствует уровню усвоения, установленному образовательным стандартом;

г) на каждый вариант вопросов, заданий, задач готовится эталон ответов, что позволяет говорить об объективности проводимых испытаний, независимо от личности проводящего тестирование, его настроения и квалификации;

- тест общеучебных умений;

- тест профессиональной направленности (см. таблицу).

По мере продвижения к окончанию обучения, тест «Профессиональные знания» за-

Система измерителей кон

меняется на тестовое задание «Профессиональные знания, умения» в рубежном контроле и в дальнейшем, в итоговом контроле используется тест «Профессиональные знания, умения и навыки». Тесты составляются в соответствии со стандартом по данной профессии. На первоначальных этапах - это преимущественно тесты первого (репродуктивного) уровня усвоения. Задания профессионального теста отличаются друг от друга большим числом вопросов, т. е. квалифицированный специалист должен быть способен решать задачи и задания на творческом уровне усвоения программного материала, способствующем активизации профессионального мышления. В вопросы включаются элементы регионального стандарта в соответствии с требованиями работодателей.

Это наглядно демонстрирует преемственность системы профессионального образования с практической деятельностью.

Тесты развития применяются практически без изменений на разных этапах диагностики, что позволяет сравнивать результаты профессионального образования, определять динамику личностно-профес-сионального роста учащихся.

Мотивационные тесты (итоговый и на этапе адаптации) также должны измениться. Главная задача итогового и адаптационного мотивационных тестов - отслеживание потребностей и запросов рынка труда, соответствия качества профессионального образования этим потребностям и запросам.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица

я качества профобразования

Входной Контроль Текущий контроль Рубежный контроль Итоговый контроль Контроль адаптации

Мотивационный тест Мотивационный тест Мотивационный тест Мотивационный тест Анкета открытого типа

Тест развития Тест развития Тест развития Тест развития

Общеобразовател ь-ный тест Общеобразовател ь-ный тест Общеобразовательный тест Общеобразовательный тест

Тест общеучебных умений Тест общеучебных умений Тест общеучебных умений Тест общеучебных умений

Тест допрофессиональных умений Тест профессиональных знаний Тест профессиональных знаний, умений Тест профессиональных знаний, умений и навыков

Такое тестирование проводится после производственной, технологической или преддипломной практики. Вопросы тестов не имеют вариантов ответа, что позволяет обучающимся самим дать оценку востребованности качества своего образования на рынке труда.

Анализ проведенных анкет послужит рабочим материалом для педагогического коллектива по корректировке интегрируемых программ профессионального образования.

Литература

Психолого-педагогические науки •••

101

1. Артемов А., Павлов Н., Сидорова Т. Модульно-рейтинговая система // Высшее образование в России. 1999. № 4. 2. Бойцова Е., Дроздов В. Модульно-рейтинговая система на базе тестовых технологий // Высшее образование в России. 2005. № 4. 3. Гузеев В. В. Оценка, рейтинг, тест // Школьные технологии. 1998. № 3. 4. Дубров С. Н., Нечаев Ю. И., Резников Ю. Е. Рейтинговая система оценки знаний как способ стимулирования работы студентов / Всероссийская научно-методическая конференция «Телематика 2002». СПб. URL: http: // tm.ifro.ru. 5. Ершиков С., Лобова Т., Филиппов С., Шид-ловская Т. Опыт использования рейтинговой системы // Высшее образование в России. 1998. № 1. Сазонов Б. А. Болонский процесс: актуальные вопросы модернизации российского высшего образования: Учебное пособие / Б. А. Сазонов. М. : ФИРО. 2006. 6. Сафонова Т. Н. Экспертно-обучающая система оценки качества знаний в рамках модульной технологии обучения / Т. Н. Сафонова // Труды 6-й международной научно-практической Интернет-конференции «Преподаватель высшей школы в ХХ! веке». Ростов н/Д: Рост. гос.ун-т путей сообщения, 2008.

References

1. Artemov A., Pavlov N., Sidorova T. Module-rating system // Higher Education in Russia. 1999. # 4.

2. Boytsova E., Drozdov V. Module-rating system based on the test technologies // Higher Education in Russia. 2005. # 4. 3. Guzeev V. V. Mark, rating, test // School Technology. 1998. # 3. 4. Dubrov S. N., Nechaev Yu. !., Reznikov Yu. E. Rating system as a way to stimulate the students' knowledge / Scientific and Technical Conference "Telematics 2002". St. Petersburg. http://tm.ifro.ru. 5. Ershikov S., Lobova T., Filippov S., Shidlovskaya T. Experience of using the rating system // Higher Education in Russia. 1998. # 1. 6. Sazonov B. A. Bologna process: topical issues of modernization of Russian higher education: Textbook / B. A. Sazonov. M. : FIRO-2006. 7. Safonova T. N. Expert teaching quality evaluation system of knowledge within the modular technology of training / T. N. Safonova // Proceedings of the 6th International Scientific and Practical Internet Conference "Higher school lecturer in the 21st century". Rostov-on-Don: Rost. St. Un-ty of Railways, 2008.

Literatura

1. Artjomov A., Pavlov N., Sidorova T. Modul'no-rejtingovaja sistema // Vysshee obrazovanie v Rossii. 1999. № 4. 2. Bojcova E., Drozdov V. Modul'no-rejtingovaja sistema na baze testovyh tehnologij // Vysshee obrazovanie v Rossii. 2005. № 4. 3. Guzeev V. V. Ocenka, rejting, test // Shkol'nye tehnologii. 1998. № 3.

4. Dubrov S. N., Nechaev Ju. !., Reznikov Ju. E. Rejtingovaja sistema ocenki znanij kak sposob stimulirovani-ja raboty studentov / Vserossijskaja nauchno-metodicheskaja konferencija «Telematika 2002». SPb. URL: http: // tm.ifro.ru. 5. Ershikov S., Lobova T., Filippov S., Shidlovskaja T. Opyt ispol'zovanija rejtingovoj sistemy // Vysshee obrazovanie v Rossii. 1998. № 1. Sazonov B. A. Bolonskij process: aktual'nye voprosy modernizacii rossijskogo vysshego obrazovanija: Uchebnoe posobie / B. A. Sazonov. M. : FIRO. 2006. 6. Safonova T. N. Jekspertno-obuchajushhaja sistema ocenki kachestva znanij v ramkah modul'noj tehnologii obuchenija / T. N. Safonova // Trudy 6-j mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj Internet-konferencii «Prepodavatel' vysshej shkoly v XXI veke». Rostov n/D: Rost. gos.un-t putej soobshhenija, 2008.

УДК 371

Статья поступила в редакцию 12.11.2014 г.

АКТУАЛЬНОСТЬ ИЗУЧЕНИЯ ПУБЛИЦИСТИКИ

В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ

THE IMPORTANCE OF PUBLICISTIC WRITING STUDY

IN THE CONTEMPORARY SCHOOL

© 2°i5 Сулейманова М. С., Османов У. Ю.

Дагестанский государственный педагогический университет

© 2015 Suleymanova M. S., Osmanov U. Yu.

Dagestan State Pedagogical University

Резюме. В данной статье обосновывается необходимость изучения публицистических произведений на уроках литературы в современной школе. Опираясь на литературоведческий анализ статьи Расула Гамзатова «Письмо...», авторы выявляют богатый духовно-нравственный

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.