Научная статья на тему 'Организационно-педагогические основы модернизации экологического образования в вузе'

Организационно-педагогические основы модернизации экологического образования в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
207
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ И СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ДИНАМИКА ОБЩЕСТВА / МОДЕРНИЗАЦИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ВЫСШЕЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ / ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ И НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЦЕССА МОДЕРНИЗАЦИИ / ДИДАКТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / МЕТОДИКИ И ТЕХНОЛОГИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ВУЗЕ / TECHNOLOGICAL FOUNDATIONS FOR MODERNIZATION / DIDACTIC SYSTEM OF METHODS AND TECHNIQUES OF ENVIRONMENTAL EDUCATION AT THE UNIVERSITY / SCIENTIFIC AND METHODOLOGICAL SUPPORT OF THE PROCESS OF MODERNIZATION / GLOBALIZATION AND SOCIO-CULTURAL DYNAMICS OF SOCIETY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Храпаль Л. Р.

Раскрыты технологические основы обеспечения модернизации в вузе, дидактическая система, методики и технологии экологического образования в вузе, научно-методическое обеспечение процесса модернизации с учетом особенностей глобализации и социокультурной динамики общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Храпаль Л. Р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Organisational-pedagogical principles modernization of environmental education in higher education

The article highlights the technological foundations for the modernization of the university, teaching methods and system technologies for environmental education at the university, scientific and methodological support of the modernization process taking into account the features of globalization and socio-cultural dynamics of society that are the basis for social consensus and the means of resolving differences and conflicts between community groups and members of society.

Текст научной работы на тему «Организационно-педагогические основы модернизации экологического образования в вузе»

Л.Р. Храпаль

Организационно-педагогические основы модернизации экологического образования в вузе

Раскрыты технологические основы обеспечения модернизации в вузе, дидактическая система, методики и технологии экологического образования в вузе, научно-методическое обеспечение процесса модернизации с учетом особенностей глобализации и социокультурной динамики общества.

Ключевые слова: глобализация и социокультурная динамика общества, модернизация экологического образования, высшее учебное заведение, технологическое и научно-методическое обеспечение процесса модернизации, дидактическая система, методики и технологии экологического образования в вузе.

На сегодняшний день в экологическом образовании применяется огромное число технологий, причем, в зависимости от их специфики, технологии могут использоваться как одно из средств обучения, обусловленное дидактической системой, или выступать в качестве определяющего фактора при разработке дидактической системы, т.е. обусловливать структурирование и отбор содержания, выбор форм, методов и средств обучения. Обязательным педагогическим условием технологической организации модернизации экологического образования в вузе является комплексное научно-методическое и мониторинговое сопровождение

технологии

Гуманитарные технологии в высшем профессиональном образовании

всего образовательного процесса, разработанное в соответствии с методологическими требованиями базовых технологий.

Технологизация является одной из определяющих тенденций модернизации экологического образования в вузе, обусловленной целым рядом объективных факторов. Анализ образовательной практики показывает, что большинство технологий, применяемых сегодня в высшем профессиональном экологическом образовании, имеет инструментальный характер, а поэтому не решает проблему кардинальной перестройки всего образовательного процесса, и значит, не обеспечивает достижение новых образовательных целей, отвечающих актуальным и перспективным потребностям социоприродного развития. На наш взгляд, экологическое образование в вузе должно быть компетентностно-ориентированным и включать природно-рефлексивную и витагенную технологии, выступая условием и фактором устойчивого коэволюционного социоприродного развития, что соответствует базовым концептуально-методологическим установкам современного экологического образования.

Дидактическую систему в вузе мы рассматриваем как целостное единство следующих взаимообусловленных, преемственно взамосвязан-ных и динамически взаимодействующих в образовательном процессе компонентов: образовательная цель ^ методологические подходы, обеспечивающие ее трансформацию в дидактические элементы, ^ дидактические элементы (содержание, методы и организационные формы, средства и педагогические условия процесса образования) ^ результат.

Целевой компонент дидактической системы выступает основным управляющим фактором организации и функционирования всей системы посредством иерархической системы учебных целей, которые позволяют целесообразно конструировать все компоненты дидактической системы. Кроме того, цель в свернутом виде содержит концептуально значимые методологические установки, отражающие базовые идеи коэволюции, устойчивого развития, ключевых компетенций и саморазвития, которые также обусловливают организацию дидактической системы, сущностное наполнение ее компонентов и характер их взаимосвязи.

Нормативно-содержательный компонент дидактической системы отражает уровневую структуру и дидактически ориентированную модернизацию содержания профессионального экологического образования. Его нормативная составляющая представлена государственными образовательными стандартами специальностей и направлений подготовки специалистов экологического профиля, которые определяют содержание основной образовательной программы. В то же время фактически когнитивной основой формирования экологической образованности

современных студентов выступает система социальных, экологических ш и специальнопрофессиональных знаний, отбор которых определяется у

ключевыми компетенциями, что обусловливает необходимость расши- |

рения форм презентации знаний в процессе обучения. С другой сторо- о

ны, нормативно-дисциплинарное представление содержания профессио- о

нального экологического образования при технологической организации аль образовательного процесса вступает в противоречие с его цикличностью и и воспроизводимостью, а поэтому требует модернизации содержания на основе принципа модульности.

Организационно-структурный компонент отражает технологическую организацию процессуально-деятельностных дидактических элементов: методов, форм и средств обучения, включая их интеграцию в единое развивающее пространство, имеющее трехуровневую структуру, что в свою очередь позволило кардинально модернизировать процесс обучения в его основных сущностных аспектах:

- обучение предстает не как процесс передачи информации (знаний), а как способ и форма жизнедеятельности обучающих и обучающихся, который органично включает в себя, в том числе, и информационный обмен, а также как источник витагенного опыта;

- взаимодействие «педагог - обучающиеся» приобретает не просто субъ-ект-субъектную форму, а характер непрерывного соразвития (коэволюции) субъектов взаимодействия в процессе образования;

- отношения всех участников процесса обучения рассматриваются как коммуникативные системы, моделирующие социоприродные отношения.

Это не только обеспечивает достижение поставленных образовательных целей, но и позволяет решить одну из чрезвычайно актуальных задач современности - преодолеть отрыв образовательного процесса от социокультурной динамики, который произошел в рамках традиционной когнитивно-репродуктивной парадигмы образования.

Модернизационные процессы в России тормозились отечественной социокультурной традицией, что во многом определялось как отторжением инноватики, характерным для традиционного общества, так и ускорением социокультурной динамики, характерным для западной цивилизации, что вызывало и потребность в адаптации, и противодействие ей. Уникальность России, уникальность любого модернизирующегося общества не отменяет базовые парадигмы перемен. Каждое общество меняется, но флуктуации этих перемен не отменяют общей векторности развития.

Возникновение нового мирового порядка обусловлено потребностью, которую вызвала глобализация мира. Создание его не должно ставить под вопрос сохранение национальной и культурной самобытности

технологии

Гуманитарные технологии в высшем профессиональном образовании

народов, охваченных процессом глобализации, и суверенитет их государств, а также сохранение и реализацию культурной самобытности и суверенитета личности. Необходимость теоретического осмысления проблемы модернизации экологического образования в вузах во многом обусловлена все более высокими темпами исторической и социокультурной динамики. Взрывное ускорение перемен, вызывающее шок, столкновение с новыми реалиями, экологическими ценностями и экологическими моделями поведения изменяют смысловую непрерывность жизненного мира, требуя от экологической личности нового экологического мышления и экологического творчества.

Нами исследовано влияние глобализации и социокультурной динамики на процессы модернизации экологического образования в вузах, являющихся современными этапами развертывания единого и универсального «проекта модерна». Отмечено, что глобализация представляет собой процесс формирования единого коммуникативного пространства, основанного, прежде всего, на базе новых информационных технологий, характеризующийся постоянным увеличением взаимозависимости между государствами и регионами в политической, экономической, социальной, культурной и экологической сферах. Проблемы социокультурной динамики затрагивают процессы изменчивости в культуре и обществе, их обусловленность, направленность, факторы, определяющие изменения в культуре, механизмы их реализации и т.д. Тенденция глобализации как форма интеграции научного и социокультурного знания, а также явлений и процессов социальной действительности является фундаментальной основой глобалистики. Целевая установка глобалистики - разработка научных основ эффективного функционирования всех подсистем глобальной социоэкосистемы, создание предпосылок преодоления конфликтных противоречий между отдельными подсистемами и системой в целом.

Важнейшей задачей, которую необходимо решить в процессе модер-низационного перехода к новой российской социокультурной системе, является массовый переход к внутреннему локусу контроля, т.е. самоконтролю экологической личности, ее способности принимать решения и нести за них всю полноту экологической ответственности, в отличие от внешнего контроля, характерного для традиционного общества. В постсоветский период Россия, ее социокультурная сфера имеет реальный шанс на позитивное завершение модернизации, предполагающая, прежде всего, определенную синхронизацию исторической и социокультурной динамики с единой Европой, западной цивилизацией в целом.

Мы убеждены, что вузы России должны иметь экологическую установку на защиту природных регионов и не противоречить установке на

е и ес

т

и ог

л

о

Ъ£

0

1

ь л а

к катастрофическим последствиям для биоценоза планеты, в том числе и для человечества.

Второй путь предполагает переход к более статичному состоянию социума, которое характеризуется не только использованием новых, ресурсосберегающих технологий, а предполагает замедление всех присущих человечеству форм динамики, уход от идеологии прогресса. Поэтому столь актуальна задача осмысления современных культурных процессов, разработка концепции социокультурной модернизации экологического образования в вузе, выработка принципов, целей и форм модернизации экологической культуры и образованности, этнокультурной и гражданской идентичности на региональном уровне.

Обращение к культурному наследию в условиях модернизации высшего профессионального экологического образования означает использование в новых экологических программах и стандартах достижений и исторического опыта данной культуры. Современные условия определяют необходимость постоянной «расшифровки» прежнего культурного опыта, его переоценки и приспособления к новой ситуации. Обращение к культурному наследию в контексте модернизации учебного процесса будущих специалистов вузов призвано обеспечить поддержание привычных символов, норм и ценностей, сложившихся в обществе. Следование этим образцам, проверенным многолетней практикой, обеспечивает привычные условия жизни, самобытность культуры.

Государственная образовательная политика высших учебных заведений поддерживает организацию модернизации экологического образования и стремление актуализировать элементы национальной идентичности, реализуясь в некоторых случаях на государственном уровне. Во Франции, например, приняты законодательные акты, защищающие французский язык, установлен порог французского и европейского участия в теле- и радиовещании; подобные ограничения и приняты в Китае.

защиту национальных интересов в экологической сфере. Педагогами рассматриваются новые принципы нового экологического образования: национально-культурная основа воспитания; гуманистическая открытость; личностная ориентированность; гражданская ответственность; целенаправленная созидательная активность; базовый принцип организованного саморазвития.

В процессе исследования мы пришли к мнению, что в наступившем столетии человечество оказалось перед сложным и крайне важным по своим последствиям выбором, двумя путями развития.

Первый предполагает дальнейшее ускорение экономического развития, социокультурной динамики, что в среднесрочной перспективе ведет

технологии

Гуманитарные технологии в высшем профессиональном образовании

Таким образом, мы приходим к мысли, что в противовес движению к обезличенной однородности ставится задача сохранения культурных, национальных особенностей, происходит усиление первичной идентичности. Долгое время считалось, что традиционные ценности противостоят развитию традиционных обществ. Однако современное положение вещей снимает это противоречие: первичная идентичность приобретает качественно новые характеристики, пересматриваются и приспосабливаются к новой реальности традиционные установки, а этническое возрождение многими рассматривается как одна из черт развития человечества на современном этапе.

Значительный интерес у преподавателей экологических дисциплин в вузе вызывают экологические технологии, направленные на достижения в современной образовательной среде оптимального соотношения в преподавании культурной идентичности и многообразия культур в контексте развития межкультурного и межконфессионального диалога в обществе. Реализация целей гражданского воспитания в курсах экологических дисциплин требует от преподавателя одновременного выполнения двух взаимосвязанных задач: укрепления единой общероссийской политической нации на основе формирования гражданской идентичности и создания условий для полноправного национально-культурного развития, проявления культурной идентичности в условиях все возрастающего многообразия. Утрата культурных ценностей, незнание национальных традиций, исторических корней служат питательной средой для социальных, межэтнических и межконфессиональных проблем и напряжений.

Актуальной задачей сегодня остается разработка методологии преподавания культурного разнообразия в современном вузе, включая перспективы развития и модернизацию методов и технологий, используемых в процессе обучения эколого-культурному разнообразию.

Идеи толерантности, межкультурного и межконфессионального диалога должны стать важной составляющей региональных экологических программ, учебно-методических комплектов; программ подготовки и повышения квалификации преподавателей экологических дисциплин на основе создания условий для повышения мотивации преподавателей к новой экологической деятельности. Однако преподавание в контексте идей толерантности и готовности к межкультурному диалогу требуют определения социокультурных и этнокультурных компетенций, необходимых для преподавания многообразия культур в вузе.

Мы убеждены, что важным направлением формирования гражданской идентичности в единстве с этнической и общекультурной идентичностью должно стать развитие социального партнерства между образованием,

формирование всесторонне и гармонически развитой личности, способной к творческому саморазвитию и осуществляющей этнокультурное и гражданское самоопределение на основе национальной традиции, ценностей российской и мировой культуры

развитие образовательного и профессионального потенциала высшего учебного заведения, воспитание молодежи, подготовленной к ответственной и продуктивной интеллектуальной, деятельности в открытом поликультурном и полилингвальном мире

формирование российской этнокультурной и гражданской идентичности в условиях социально-политической неоднородности регионов Российской Федерации, поликультурности и полилингвальности многонационального народа России

воспроизводство и развитие национальных культур и родных языков народов России как необходимых инструментов социализации подрастающих поколений

эффективная подготовка будущих специалистов и вуза к жизни в условиях федеративного государства и современной цивилизации, расширение возможностей самореализации, социального роста, повышения качества жизни

гуманистический,

светский

и поликультурный характер экологического образования в вузе

Задачи ---------

Задачи и принципы экологического образования в вузе в контексте разрешения национальных и этноконфессиональных проблем общества

создание условий для сохранения и развития комплиментарного сотрудничества всех этнокультурных групп в едином экономическом, социальном, политическом и культурном сообществе

сохранение целостности культурного и образовательного пространства России

приобщение

подрастающих поколений к традиционному духовному наследию и профессиональной национальной культуре народов России

научная основа

содержания

экологического

образования

и принципов

воспитания

ответственность вуза за получение будущими специалистами полноценного экологического образования

вариативность выбора студентами образовательной траектории экологического образования

формирование моральноэтических стереотипов и высокого уровня профессионализма, экологической культуры, этнокультуры, гражданской идентичности

Рис. 1. Задачи и принципы экологического образования в вузе в контексте

разрешения национальных и этноконфессиональных проблем общества

технологии

Гуманитарные технологии в высшем профессиональном образовании

наукой, культурой, местным сообществом, национальными объединениями и международными организациями.

В качестве важнейших принципов воспитательной системы, определяющей эффективность экологического образования в контексте Российской социокультурной динамики, следует выделить: национально-культурную основу воспитания; гуманистическую открытость воспитания; личностную ориентированность воспитания; воспитание гражданской ответственности; воспитание целенаправленной созидательной активности; базовый принцип организованного саморазвития (рис. 1).

Мы считаем, что эколого-образовательная политика вуза должна быть направлена на модернизацию форм, методов и содержания экологических дисциплин, разработку учебно-методических материалов, в том числе создание новых, отвечающих современным экологическим и социальным вызовам, что является существенным условием эффективности решения национальных и этноконфессиональных проблем общества. Расширение использования в учебном процессе возможностей краеведения; модернизация системы подготовки и переподготовки преподавателей экологических дисциплин, способных решать стоящие перед ними сегодня задачи, требует разработки специальной программы о социокультурных и этнокультурных особенностях регионов.

Этнокультурная идентичность - сложный социально-психологический феномен, содержание которого определяет осознание (как индивидуальное, так и коллективное) общности и единства локальной (этнона-циональной) группы на основе разделяемой культуры, психологическое переживание этой общности и культурообусловленные формы ее манифестации, как индивидуальные, так и коллективные [1].

Перед лицом названных проблем движение к культуре мира выступает как императив поступательного цивилизационного процесса, ее можно рассматривать в нескольких измерениях. Как синтез научной мысли, отражающий новейшие достижения в познании человеческого общества, культура мира дает объективную картину характерных для него противоречий и теоретически обосновывает способы их преодоления. Как политика, воплощенная в деятельности межгосударственных организаций, она на практике призвана содействовать выходу из конфликтных ситуаций посредством диалога и мирного сотрудничества. Как правовой феномен, культура мира обладает обширным потенциалом нормотворчества, раскрытие которого позволяет обогатить систему международного права новыми положениями, сдерживающими перерастание противоречий в войны, межэтнические и другие конфликты. Наконец, как форма нравственности, отражающая общечеловеческие духовные ценности,

представления современного человека о добре и зле, она вносит в об- ш

щественные отношения дух мира, согласия, веротерпимости. Это может у

способствовать смягчению межконфессиональных и социокультурных |

противоречии. о

Современные экологические программы в вузах должны закладывать о

в свое содержание предпосылки для более интенсивного развития гло- |

бального движения, направленные на усиление взаимосвязей, взаимо- и

деиствия между цивилизациями, на переход от насилия и воин к культуре мира, ненасилия, диалога. Этому, например, способствуют:

- усилия международных неправительственных (в том числе и экологических, социологических, экономических, политологических и других) организаций, которые в последнее время сосредоточивают все больше внимания на анализе последствий глобализации, прежде всего, в контексте вызовов, возникающих в данной связи перед мировым сообществом, перед национальными, региональными и другими институтами, общественными движениями, организациями и т.д.;

- новые измерения их активности на разных уровнях: интернациональном, региональном, национальном, локальном [2].

Таким образом, экологическое образование в вузе должно стать динамичной системой, способной эффективно влиять на общественное сознание, формировать идеалы и ценности экологической личности, не только отражая современное состояние общества, но и ориентируясь на его долговременные потребности и перспективы.

Библиографический список

1. Актуальные аспекты многоуровневой подготовки в вузе: Кол. монография /

Л.Р. Храпаль, Д.В. Гулякин, Г.М. Гринберг и др. Георгиевск, 2010.

2. Храпаль Л.Р. Модернизация экологического образования в вузе в контексте российской социокультурной динамики: Монография. Казань, 2010.

технологии

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.