На третий вопрос дети первого класса ответили так: 90% ответили, что рассказали бы об обмане взрослым, 10% затруднились ответить.
В четвертом классе только 23% рассказали бы взрослым, 87% детей сказали о необходимости честного разговора с другом и дальнейшего его убеждения осознать свой обман и самостоятельно исправить положение.
Четвертый вопрос дал следующие результаты - в первом классе отказа- . лись обмануть учителя 81% учащихся, 19% детей затруднились с ответом.
В четвертом классе 96% детей отказались передать нечестное оправдание отсутствия друга, 92% обосновали свой ответ (типичные обоснования: попробую убедить друга в безнравственности его просьбы, не позволю даже другу использовать меня в своих целях), 4% учащихся предпочли промолчать.
Анализ ответов показал, что систематическая работа по нравственному воспитанию младших школьников на основе литературных произведений позволяет повышать уровень нравственного развития детей, «относительно самого себя». Ответы учащихся четвертого класса отражают накопленный ими нравственный опыт, способность давать нравственную оценку ситуаций, умение выражать свои мысли, обосновывать их, т. е. защищать свою нравственную позицию.
Библиографический список
1. Московская психологическая школа. Т. 2, - С. 142-154. Под ред. Рубцова В. В. - М.: Психологический институт РАО Московский городской психолого-педагогический университет, 2004.
2. Шакирова, Г. М. Методика изучений нравственных убеждений школьников в реальной жизненной ситуации // Вопросы психологии. — 1984. — №2.
3. Развитие способности воображения. Отв. ред. Л. В. Голубцова. - М.: Пушкинский институт, ОАО «Московские учебники», 2005.
УДК 370.18
О. Г. Кондратьева
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА УЧЕНИЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ НА ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ
В современных условиях система образования переживает последствия перехода к рыночной экономике. Сложности переходного периода во многом связаны с неподготовленностью значительной части общества к рефор-
мам. Любые реформы обречены на провал, если их необходимость и неизбежность не будут осознаны большинством граждан страны. Но для того, чтобы неизбежное превратилось в реальное и настоящее, необходимо своевременно вносить изменения в систему образования. Это возможно лишь в том случае, если развитие системы образования будет опережать развитие общества, чтобы молодёжь была подготовлена к решению задач в новых социально-экономических условиях.
Изменение воззрений на образование и его роль в обеспечении устойчивого развития страны емко выразил Генеральный директор ЮНЕСКО Федерико Майор: «Те надежды на будущее, которые питает мир, связаны с сегодняшней молодежью и ее готовностью заняться решением проблем, которые ставит наступающий век. В достижении целей образования необходимо приложить новые усилия для обеспечения того, чтобы предоставляемое образование было высококачественным. Это крайне важно для того, чтобы молодежь могла приобретать знания, навыки, воззрения и ценности, необходимые для ведения активной и продуктивной жизни в будущих обществах» [1].
В Стратегии государственной молодежной политики РФ отмечается, что традиционная система образования и воспитания, ровно как и государственная молодежная политика и общественные организации, в переходный период развития России не смогли обеспечить целенаправленного воспитания самостоятельной, идейной, ответственной молодежи и ее подготовки к жизни в самоорганизованном обществе [2].
Именно на это и должна быть нацелена национальная молодежная политика России в XXI веке - сформировать и закрепить новые нормы поведения и ценности в общественных традициях.
Весь комплекс проблем и противоречий, с которыми столкнется Россия в ближайшее десятилетие, формирует достаточно жесткий набор требований к новым поколениям. От позиции молодежи в общественно-политической жизни, стабильности и активности будет зависеть темп продвижения России по пути демократических преобразований, именно молодые люди должны быть готовы к противостоянию политическим манипуляциям и экстремистским призывам, быть проводниками идеологии толерантности, развития российской культуры и укрепления межпоколенческих и межнациональных отношений.
Появление дополнительных, не актуализированных ранее требований к молодежи подразумевают наращивание качественных характеристик личности, т. е. ее ключевых компетенций.
В. Хутмахер приводит принятое Советом Европы определение пяти ключевых компетенций, которыми «должны быть оснащены молодые европейцы» [3].
Эти компетенции следующие:
• «... политические и социальные компетенции, такие как способность
принимать ответственность, участвовать в принятии групповых решений, разрешать конфликты ненасильственно, участвовать в поддержании и улучшении демократических институтов;
• компетенции, связанные с жизнью в многокультурном обществе. Для того, чтобы контролировать проявление (возрождение — resurgence) расизма и ксенофобии и развития климата нетолерантности, образование должно «оснастить» молодых людей межкультурными компетенциями, такими как принятие различий, уважение других и способность жить с людьми других культур, языков и религий;
• компетенции, относящиеся к владению (mastery) устной и письменной коммуникацией, которые особенно важны для работы и социальной жизни, с акцентом на то, что тем людям, которые не владеют ими, угрожает социальная изоляция. В этом же контексте коммуникации все большую важность приобретает владение более, чем одним языком;
• компетенции, связанные с возрастанием информатизации общества. Владение этими технологиями, понимание их применения, слабых и сильных сторон и способов к критическому суждению в отношении информации, распространяемой массмедийными средствами и рекламой;
• способность учиться на протяжении жизни в качестве основы непрерывного обучения в контексте как личной профессиональной, так и социальной жизни».
Смена приоритетов - от подготовки необходимого государству набора узких специалистов к учебе в профессиональной школе как способу саморазвития личности и формированию широко образованных и мыслящих граждан демократического общества - диктует необходимость создания условий и возможностей для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи.
В учебном заведении учащимся должна быть предоставлена возможность попробовать себя в организации и деятельности клубов, кружков, ассоциаций, в работе ученических средств массовой информации, «избирать и быть избранным в руководящие органы», получать удовлетворение от процесса и результата своей деятельности, направленной на благо других. Наиболее удачной формой, позволяющей создать условия для формирования гражданских навыков, являются ученическое самоуправление.
Ученическое самоуправление представляет собой особым образом организованную деятельность обучающихся, социально обусловленную, общественно и личностно-значимую, направленную на удовлетворение потребностей молодых людей в самостоятельности, общении, самореализации, самоопределении, изменении своего статуса и ориентированную на реализацию какой-либо цели или идеи.
Признаками ученического самоуправления являются:
• самостоятельность в принятии решений;
• коллективность в принятии решений и организации жизнедеятельности ученического сообщества;
• инициатива учащихся в проведении дел, постановке проблем;
• единство слова и дела;
• действенность органов самоуправления;
• критичность членов коллектива, требовательность к себе и другим.
Педагогической целью, стоящей перед ученическим самоуправлением,
является демократизация жизни коллектива учебного заведения и на этой основе — формирование у учащихся готовности к жизни в демократическом, самоорганизующемся обществе.
Благодаря, созданной в 2003 году и успешно реализуемой модели организационно-педагогической поддержки ученического самоуправления, на институциональном уровне в системе начального профессионального образования Иркутской области действуют органы ученического самоуправления в 36 (67%) училищах и лицеях.
Профессиональный лицей № 23 г. Иркутска одним из первых приступил к разработке модели ученического самоуправления. В лицее сегодня обучается 664 учащихся по следующим профессиям:
- автомеханик;
- мастер столярного и мебельного производства;
- мастер общестроительных работ;
- мастер отделочных строительных работ;
- помощник машиниста локомотива;
- парикмахер;
- повар-кондитер.
Обучающиеся в системе начального профессионального образования являются особой социальной группой молодежи.
Первая и главная особенность, отражающая специфику воспитательной системы учреждения начального профессионального образования,
это то, что у нас обучаются подростки в возрасте от 14 до 18 лет. Ведущая потребность молодых людей в этом возрасте заключается в стремлении найти, определить свое место в жизни. Ее психологическое проявление - в непреодолимом желании творческого общественно полезного проявления своей личности и индивидуальности. Эта потребность влияет на формирование всех других потребностей: в труде, в знаниях и творческом самовыражении, в общении, в другом человеке, в дружбе и любви, в нравственном совершенствовании, физическом и эстетическом развитии.
Второй особенностью учреждений НПО является то, что «постепенно начальные профессиональные учреждения становятся прибежищем детей, которые не в состоянии усвоить общеобразовательную программу и для которых профессиональные училища становятся единственной возможностью выйти на рынок труда с дипломом» [4]. У многих учащихся велики про-
блемы не только в знаниях, но и в развитии познавательных процессов, не воспитаны организованность, дисциплинированность, позитивное отношение к обучению, характерен низкий уровень человеческого общения, уважения и интереса к самому себе.
Другой особенностью является то, что более 50% учащихся воспитываются в неполных, дисфункциональных семьях. 7-10% от общего континген- -та поступивших в учреждения НПО - это опекаемые дети и дети-сироты. Многие из них физически нездоровы, у них высокий уровень тревожности, агрессии, представления об окружающем мире искажены. Причиной этому является недостаток родительского внимания, перенесенные психические травмы, а также крайне низкий уровень материальной обеспеченности семей учащихся.
Четвертая особенность заключается в том, что в отличие от прошлых лет сегодня приходится говорить не об общественной активности, а об общественной пассивности как преобладающей характеристике учащейся молодежи. Характер досуга в большинстве случаев пассивно-развлекательный.
Пятая особенность заключается в том, что не каждый учащийся приходит с выраженной направленностью на профессию. Отношение к учебному заведению как к «камере хранения» создает определенные трудности как в профессиональной ориентации, так и в профессиональном становлении.
Учет особенностей контингента учащихся в воспитательной работе является не только задачей для инженерно-педагогических работников, но и органов ученического самоуправления лицея.
Основными задачами, стоящими перед ученическим самоуправлением в Профессиональном лицее № 23 г. Иркутска являются следующие:
- содействие развитию и активизации учебной и научно-исследовательской, проектно-консультационной, деятельности учащихся;
- содействие развитию спорта, общей и художественной культуры, организации свободного времени учащихся, их досуга и развлечений;
- содействие решению материальных и других социальных проблем учащихся, отстаивание их интересов в социально-бытовой сфере, здоровья и отдыха;
- содействие организации различных форм ранней профессиональнотрудовой активности;
- воспитание общественно-политической и деловой активности учащихся, развитие ученической инициативы и ответственности за совершенствование ученической жизни лицея, других сторон и аспектов жизнедеятельности лицея;
- выражение интересов учащихся, их отстаивание и защита перед администрацией лицея по вопросам учебной, общественной, социально-бытовой жизни учащихся, культуры, спорта, досуга;
- ознакомление учащихся с их правами и обязанностями в соответствии с нормативными документами.
До 2003 года в лицее органом ученического самоуправления был совет командиров групп. Его деятельность была нерегулярной и чаще всего сводилась к «тушению пожаров» или организации разовых общелицейских мероприятий. Своеобразным толчком в развитии ученического самоуправления явилось участие представителей лицея в работе Школы ученического актива начального профессионального образования Иркутской области. Школа помогла ребятам увидеть и самим активно поучаствовать в процессе проектирования модели ученического самоуправления и практической ее реализации в форме построения «Демократического государства ШАНПО».
Своим энтузиазмом «первопроходцы» «заразили» весь лицей и не только ученический, но и инженерно-педагогический коллектив. С началом нового учебного года началась серьезная работа по разработке собственной модели ученического самоуправления и ее нормативно-правового обеспечения.
Основополагающим документом, регламентирующим деятельность органов самоуправления является Устав, утвержденный на собрании учащихся лицея 1 декабря 2005г. Начинается этот документ со слов: «Мы, учащиеся областного государственного образовательного учреждения начального профессионального образования «Профессионального Лицея № 3», объединяемся для совершенствования общественной жизни и создания лицейских традиций в нашем учебном заведении. Мы хотим создать то, что навсегда останется яркой страницей в истории лицея. Пройдет много лет, но из поколения в поколение будут помнить и уважать то, что мы сейчас начинаем создавать, то, что навсегда объединит нас в будущем».
Высшим органом управления ученического самоуправления является Совет представителей групп (далее Совет).
«Мы организовались в Ученическое Самоуправление для того, чтобы объединить, скоординировать энергию, смекалку, знания и инициативу каждого учащегося в систему планомерных, целенаправленных дел, мероприятий, которые сделали бы нашу профессиональную подготовку качественнее, культуру богаче, моральные качества зрелыми, инициативу, активность конструктивнее.
В направлении реализации этих целей мы будем стремиться к созданию и совершенствованию методов конструктивного взаимодействия Ученического самоуправления с преподавательским составом, администрацией лицея, обеспечивать и добиваться учета мнения каждого, участия представителей Ученического самоуправления в подготовке программ и документов, непосредственно затрагивающих социально-бытовые, культурные интересы, интересы ранней профессионально-трудовой ориентации, спорта и досуга. Мы будем стремиться, чтобы при вынесении серьезных решений по проблемам учебной деятельности, представители администрации проводили консультации с нашим Советом. Для реализации этих целей Совет
представителей групп организует и реализует самые разнообразные по своему содержанию и формам деятельности, проводят мероприятия, осуществляет акции, организует клубы, кружки, ведет каждодневную, регулярную работу» [5].
Не все так легко и гладко заработало, как хотелось бы. Практически на каждом направлении работы появлялись проблемы.
Самой главной проблемой была неготовность инженерно-педагогичес-ких работников лицея принять демократические нормы организации жизнедеятельности в лицее. Чтобы научить других - надо уметь самому. Для разрешения этой проблемы коллектив принял решение включиться в экспериментальную деятельность по проблеме «Организационно-педагогичес-кие условия создания толерантного пространства в учебном заведении НПО» [6].
Активная экспериментальная деятельность, обучение на курсах повышения квалификации, участие в проблемных семинарах, научно-практических конференциях, работа в областной Школе ученического актива и Школе педагогической поддержки ученического самоуправления позволили разрешить противоречие между необходимостью демократизации образовательного пространства и неготовностью педагогов включиться в этот процесс. На этом этапе ставились и решались задачи формирования слаженной команды из членов педагогического коллектива, способной стимулировать социальную активность учащихся, научить командному взаимодействию и взаимопониманию, отработке навыков совместного решения проблем, более эффективной организации собственной деятельности.
Педагоги часто сетуют на то, что дети ничего не хотят, проявляют безответственность и не способны к участию в самоуправленческой деятельности. Это обусловлено тем, что педагогами не соблюдается ряд условий.
Включение детей в самоуправленческую деятельность возможно, если:
- создается ситуация добровольности (включается в дело, работу тот, кто хочет);
- обеспечивается понимание важности и значимости предстоящей работы;
- на ребят возлагается полная ответственность за результат;
- учащимся оказывается полное доверие, исключается открытая подстраховка со стороны педагогов;
- обеспечивается подготовленность учащихся к предстоящей работе.
Развиваясь в каждом из видов деятельности учащихся, ученическое самоуправление охватывает все большее число задач, которые решали раньше члены педагогического коллектива. Постановка управленческих задач должна в основном зависеть от инициативы и самостоятельности учащихся.
Низкий уровень активности, пассивность, потребительское отношение к досуговой деятельности, а порой и просто незнание, не информированность
о других возможностях времяпрепровождения явились для нас еще одной серьезной проблемой на пути развития ученического самоуправления в лицее.
Современный подросток - личность противоречивая, это способный, любящий своих родителей ребёнок; эгоистичный, требующий к себе особого внимания, подавляющий мнение других, в окружении своих сверстников лидер; одаренный талантом, пишущий пейзажи художник; уверенный в своей правде, борющийся за признание своего мнения как равноправного при взаимодействии со взрослыми и детьми гражданин.
Важно, чтобы эти противоречия нашли своё разрешение в целостной системной организации его жизнедеятельности.
Однако постоянный поиск решения возникающих проблем, невозможность найти нужный ответ на поставленные жизнью вопросы может привести подростков в антисоциальные группировки, где они обретают криминальный опыт и негативное отношение к жизни под влиянием асоциального окружения. Необходимо противостоять разгулу безнравственности в подростковой среде, этого можно достичь только при создании организационно-педагогических условий «зращивания» идера, способного делать процесс межличностных отношений более целенаправленным, эффективным, вызывающим у сверстников чувство осмысленности происходящего. Важно, чтобы лидер был подлинным носителем нравственных ценностей, способным к реализации собственной индивидуальности, нацеленной на саморазвитие, творчество и самосовершенствование.
Основными характеристиками лидера-старшеклассника грядущего столетия должна стать «свободоспособность» (О. С. Газман) как умение жить и работать в постоянно меняющемся мире, разрабатывая собственную стратегию поведения, осуществлять нравственный выбор, неся за него ответственность, вырабатывать в себе умение использовать особенности своей индивидуальности для раскрытия индивидуальности другого человека.
В 2006 году мы пришли к осознанию необходимости целенаправленной работы по подготовке лидеров ученического самоуправления в самом лицее. Была создана Школа актива ПЛ № 23. В программу Школы входят занятия:
• «Познай себя»,
• «Как вести за собой»,
• «Искусство публичного выступления»,
• «Коллективное творческое дело»,
• «Мы за здоровый образ жизни» и др.
Мероприятия Школы актива проводятся психологической и социальной службой лицея, педагогом-организатором и самими ребятами. Школа актива проводится в первом полугодии учебного года, чтобы уже во втором полугодии ребята смогли реализоваться и взять на себя ответственность за
работу самоуправления в следующем учебном году, когда старшие товарищи закончат лицей.
Условиями, которые позволяют ученическому самоуправлению развиваться более успешно, являются: вариативность и свобода выбора деятельности учащихся во внеучебное время, а также творческое партнерство и сотрудничество не только педагогов и учащихся нашего лицея, но и налаживание связей с органами ученического самоуправления других учебных заведений НПО области. Сегодня у нас завязались дружеские отношения с ученическим самоуправлением ПЛ № 25 г. Саянска и ПЛ № 29 г. Усолье-Сибирское.
Вариативность и свобода выбора деятельности учащимися реализуется через работу пяти министерств: министерства просвещения, министерства физкультуры и спорта, министерства культуры, министерства правопорядка, министерства СМИ. Необходимо отметить, что работают министерства слаженно, самостоятельно. К своим решениям, принятым на Совете лицея учащиеся относятся со всей ответственностью и серьезностью. На сегодняшний день нет необходимости преподавательскому составу контролировать посещение, соблюдение формы одежды, опоздания, нарушения правил поведение в лицее, так как это делает представители министерства просвещения и правопорядка. Представители министерств участвуют в планировании учебного процесса, вырабатывают предложения по оказанию материальной помощи учащимся, организуют систему изучения и учета общественного мнения учащихся по важнейшим вопросам жизни лицея и создают условия, при которых обеспечивается участие каждого в обсуждении проблем, принятию и выработке решений.
Большую роль в развитии ученического самоуправления играет общелицейская газета «Вести лицея». Девиз редакционной коллегии — видеть, информировать, рассказывать и отмечать... Создание газеты мы рассматривали, как форму коллективной творческой работы преподавателей, мастеров производственного обучения, воспитателей, психологов и учащихся.
Основные задачи, стоящие перед творческим коллективом, занятым в выпуске газеты:
1. Повышать общую языковую культуру учащихся, прививать любовь к русскому языку, развивать творческие способности корреспондентов, повышать информационно-коммуникационную компетентность.
2. Освещать в газете все яркие события, происходящие в учебном заведении в течение учебного года.
3. Спецвыпуски и спортивные информационные листки выпускать сразу по следам событий.
4. Сообщать «вести» с уроков и экзаменов, с мест практик и из учебных мастерских, печатать стихи и веселые анекдоты, советы психологов, поздравлять с праздниками всех и индивидуально.
5. Учиться общаться со сверстниками и взрослыми, фотографировать
цифровой камерой, редактировать фотографии на компьютере, работать по сети Интернет.
Выпуск газеты - это также новая форма внеклассной работы кабинета литературы, интересная, творческая и полезная для всех учащихся.
Рубрики нашей газеты разнообразны: - «Мнение директора», «Вести с практики», «Вести с уроков», «Советы психолога», «Наши объявления», «Спортивные новости», «Улыбнитесь с нами», «Подумаем вместе...», «Знаешь ли ты...», «Проба пера», «Поздравлялки» и многое другое.
В каждом номере обязательно используем высказывания великих людей, печатаем хорошие стихи и публикуем материалы по Памятным датам нашего города и Российской Федерации. Принимаем активное участие в разработке и информационной поддержке областной молодежной электронной газеты «Лидер», публикуемой на сайте областной Школы актива www.shanpo.ru
Значимость ученического самоуправления сегодня в лицее понимают многие и связывают это с развитием навыков самоорганизации и самоуправления, которые дают возможность естественного вхождения в систему гражданских отношений.
Пути развития ученического самоуправления мы видим в сотрудничестве:
• с органами самоуправления других учебных заведений;
• комитетом по делам молодежи г. Иркутска;
• общественными молодежными организациями и объединениями учащейся молодежи в г. Иркутске, Иркутской области и России.
Подготовка лидеров, людей с активной жизненной позицией, социально ответственных и готовых деятельно содействовать развитию общества-не стихийный процесс, его можно и нужно организовывать, в этом нас убедил собственный опыт.
Библиографический список
1. Всемирный доклад по образованию Учителя: педагогическая деятельность и новые технологии. - Барселона, ЮНЕСКО, 1998.
2. Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2006 г. № 1760-р
3. Hutmacher Walo. Key competencies for Europe // Report of the Symposium Berne, Switzerland 27-30 March, 1996. Council for Cultural Co-operation (CDCC) // Secondary Education for Europe Strasburg, 1997.
4. Белая книга российского образования. - М., 2000. - С. 68.
5. Устава ученического самоуправления ОГОУ НПО ПЛ № 23.
6. Приказ Главного управления общего и профессионального образования Иркутской области № 1950 от 15.12.03. «Об организации региональных экспериментальных площадок по проблемам профессионального образования»