Научная статья на тему 'Организационно-методологические основы коммерциализации инновационного производства'

Организационно-методологические основы коммерциализации инновационного производства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
412
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММЕРЦИАЛИЗАЦИЯ / ИННОВАЦИЯ / ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС / ИННОВАЦИОННОЕ ПРОИЗВОДСТВО / COMMERCIALIZATION / INNOVATION / INNOVATIVE PROCESS / INNOVATIVE PRODUCTION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ваганова Оксана Валерьевна

Для повышения конкурентоспособности российской экономики необходим переход на инновационный путь развития, в котором ключевым является состояние научных разработок и используемых технологий. Основная проблема, тормозящая этот процесс, отсутствие эффективного взаимодействия предпринимательства и результатов научных исследований, а также опыта их коммерциализации. Предложена схема коммерциализации инновационного продукта на различных стадиях его производства. Рассматриваются механизмы ускорения процесса выведения новых высокотехнологичных изделий на рынок. Библиогр. 5. Ил. 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

For raising competitive capacity of Russian economy the requirement of change to the innovation path of development is more obvious, where the state of scientific workings and used technologies are dominant. But the main problem, delaying this process, is the absence of the effective interaction of business undertakings and the results of scientific researches and their commercialization experience. The scheme of commercialization of innovative product at different stages of its development is presented. The mechanisms of acceleration of the process of introduction of the new high-tech products into the market are considered.

Текст научной работы на тему «Организационно-методологические основы коммерциализации инновационного производства»

ББК 65.04

О. В. Ваганова

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОММЕРЦИАЛИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННОГО ПРОИЗВОДСТВА

В современных условиях существенно возросла нестабильность и изменчивость условий протекания социально-экономических процессов. Это связано с финансовым кризисом как в России, так и в других странах. Усиление неопределенности экономической среды требует качественно иного подхода к формам управления производством, в том числе инновационным, являющимся важнейшим условием повышения эффективности общественного воспроизводства. Как показывает анализ, темпы инновационного развития производства значительно снизились при переходе к рыночным отношениям. Так, на долю новых технологий в развитых странах приходится до 85 % прироста валового внутреннего продукта. Объем мирового рынка высокотехнологичной продукции превысил 2,3 трлн долл. Доля России в общем объеме составляет всего 0,3 %. Удельный вес наукоемкой продукции в общем объеме российского экспорта составляет не более 1,5-2 %, в то время как в 1990 г. он равнялся 23 % [1].

Российская промышленность крайне редко и неохотно обращается к инновациям. Проблема заключается в отсутствии эффективного взаимодействия предпринимательства и науки. Для повышения эффективности работ цикла «наука - производство - реализация» необходим поиск лучших форм организации создания, освоения и внедрения новшеств [2]. Но прежде чем рассматривать вопросы, связанные с организацией инновационного производства, необходимо раскрыть ряд дефиниций, касающихся данной области исследования.

Инновации, инновационная деятельность, инновационные процессы - понятия, имеющие в настоящее время самые разнообразные и широкие толкования. Под инновационной деятельностью понимается деятельность по обновлению условий и результатов предыдущей деятельности. Содержанием этой деятельности является разработка и использование инноваций (нововведений), поэтому понять это содержание невозможно без определения инновации как определенной категории, имеющей свою природу и условия возникновения.

Большое количество работ, посвященных инновациям, не способствовало «выкристализа-ции» понятия и появлению хотя бы нескольких ярких теорий, системно объясняющих данное понятие и его роль в развитии экономики и общества.

Многие авторы склоняются к более узкому пониманию инновации, учитывающему чисто научно-технический аспект создания и производства новой продукции. Инновации всегда выступают средством решения производственных и экономических проблем производителей, поэтому и в теории возникло два направления объяснения природы инноваций: теории технологического прорыва и давления рыночного спроса.

Гипотеза технологического прорыва основывается на идее автономного развития науки, при этом не придается значения обратной связи между экономической средой и направленностью технического процесса. Действительно, развитие научной мысли существует относительно независимо от практики и выражается в виде смены наилучших идей и парадигм.

На наш взгляд, слабым моментом теории технологического прорыва является недоучет экономических факторов, т. к. новшество, как и открытие, чаще всего появляется тогда, когда в нем возникла определенная потребность. Чаще всего эта потребность связана с интенсификацией инновационного производства, когда необходимо сжать временной промежуток инновационного цикла, снизить затраты на производство, увеличить прибыль и повысить конкурентоспособность. Практика свидетельствует, что существует тесная корреляционная зависимость между экономическим положением, количеством и масштабом стоящих перед обществом практических задач, приоритетностью их решения [3]. Формирование общественной потребности в инновации в данном случае опосредуется действием экономических законов, требующих сопоставлять размеры совокупных издержек на инновации с результатами их использования. Это, в свою очередь, определяет спрос на инновации. Поэтому, с нашей точки зрения, обе эти теории взаимодополняют друг друга и оказываются жизненными.

Теперь рассмотрим определение инновационной деятельности. По мнению ряда ученых, инновационная деятельность - это деятельность, направленная на использование и коммерциализацию результатов научных исследований и разработок для расширения и обновления номенклатуры и улучшения качества выпускаемой продукции (товаров, услуг), совершенствования технологии их изготовления с последующим внедрением и эффективной реализацией на внутреннем и внешних рынках. Инновационная деятельность предполагает целый комплекс научных, технологических, организационных, финансовых и коммерческих мероприятий, которые в своей совокупности приводят к инновациям.

Итак, конечной целью инновационной деятельности является выведение технологических новшеств, с учётом существующих условий, на рынок, т. е. коммерциализация инновационного производства. Проблема коммерциализации этой деятельности достаточно актуальна всегда, но в условиях модернизации экономики, перестройки всего производственного аппарата значимость этой проблемы возрастет.

Для того чтобы определиться с коммерциализацией инновационного производства, необходимо определиться с процессом производства инновационной продукции (технических изделий, систем и технологий различного назначения), который можно представить последовательностью 4-х стадий: завершение НИОКР, опытное производство, мелкосерийное производство, промышленное производство. При этом каждой стадии соответствует определенное состояние продукции: опытный образец, опытная партия, серийная или промышленная продукция. Схема коммерциализации инновационного продукта на различных стадиях его производства представлена на рисунке.

Лабораторный образец изделия, макет системы или технологии

Характеристики лабораторного образца изделия, макета системы или технологии

Результаты испытаний опытного образца изделия, системы или технологии

Результаты

маркетинговых

исследований

регионального

рынка

Результаты маркетинговых исследований региональных рынков России

Опытный образец Опытная партия Серийная продукция Промышленная продукция

К

о

м

м

е

р

ц

и

а

л

и

з

а

ц

и

я

Схема коммерциализации инновационного производства на различных стадиях

Обеспечение коммерциализации инновационного производства на любой из 4-х стадий требует необходимых условий, предусматривающих правильное соотношение приоритетов, определяемых инновационной политикой и ее целями.

Условно можно выделить две главные и взаимодополняющие цели организации инновационного производства. Во-первых, это достижение результата инновационной идеи, выраженного в новых технологиях, знаниях и т. д. Во-вторых, это реализация процесса инновационной идеи через доведение накопленных технологий, знаний до товара на рынке, их эффективное использование и, как следствие, рост объема конкурентоспособности отрасли или региона. В различные исторические периоды, в различных экономических ситуациях вырисовывается необходимость оптимального распределения между двумя упомянутыми целями (приоритет достижений и приоритет процесса нововведений). Активизация роли такого приоритета, как процесс реализации нововведений позволит получать эффективные экономические результаты, приводящие к инновационному и инвестиционному росту.

Главным условием - движущей компонентой механизма управления коммерциализацией инновационного производства - является конкурентоспособная инновационная инфраструктура. Качественный уровень развития инновационной инфраструктуры определяет продолжительность реализации процесса нововведений, формирует приоритетный портфель инноваций, способствует достижению коммерческой, бюджетной и в целом - социальной эффективности инновационного производства [4].

В обособленном виде указанные компоненты инновационной инфраструктуры уже обозначены и начинают функционировать в отечественной экономике. Задача состоит в объединении их в целостную национальную инновационную систему.

Учитывая роль инновационной инфраструктуры как системы в региональной экономике, выделим основные требования, которым эта инфраструктура должна отвечать:

— распределенность (децентрализация) по регионам, позволяющая на местах решать задачи функционально полного инновационного цикла от маркетинга и технико-экономического обоснования до сдачи инновационного объекта «под ключ»:

— высокий научно-технический потенциал;

— интеграция с финансово-кредитным обеспечением;

— наличие развитой системы информационного обеспечения;

— высокая гибкость и адаптация;

— универсальность, позволяющая обеспечить решение проблемы реализации инноваций в любой области производственного или обслуживающего секторов экономики региона;

— профессионализм, базирующийся на качественном обслуживании заказчиков - субъектов инновационной деятельности;

— полная укомплектованность инфраструктуры с целью своевременного и эффективного достижения конечных результатов инновационного производства;

— накопление инновационного опыта;

— экономический и социотехнический подход, утверждающийся как наиболее перспективный для создания производственных и обслуживающих систем будущего. При реализации такого подхода основой является исходная ориентация на наличие в регионе системы подготовки кадров для инновационного производства.

Наукоемкая инновационная инфраструктура является частью интеллектуального ресурса, формирование и развитие которого способны привести к эффекту саморазвития и загрузке всего интеллектуального потенциала.

В такой ситуации стратегически перспективными являются как инвестиции, направляемые на прямое увеличение объемов товаров и услуг, так и инвестиции, направляемые на создание инфраструктуры, определяющей не только объемы, но и темпы коммерциализации инновационного производства. Эту функцию выполняет инфраструктура научно-технических нововведений, привлекающая различные источники финансирования.

Учитывая значимость инновационного производства и финансовых ресурсов для реализации этого процесса, ядром инновационной инфраструктуры можно обозначить инновационные и финансовые компоненты. Инновационная деятельность, как и всякое производство, требует вложения в оборотный капитал. Лишенное оборотного капитала отечественное инновационное производство уступает зарубежной практике, использующей коммуникативно-синергетический подход для формирования и распределения капитала. Такой подход, на наш взгляд, может быть обеспечен объединением инновационной и инвестиционной функций в единый механизм коммерциализации.

Основной целью механизма коммерциализации является организация связующего звена между наукой, креативной сферой в целом и производством, своеобразного моста, обеспечивающего реализацию высоких технологий на региональных и отраслевых предприятиях государственного и частного секторов. Механизм коммерциализации должен базироваться на эффективной системе управления потоками инвестиций и инноваций.

Для начала функционирования механизма коммерциализации должны быть сформированы условия восприятия в регионах, отраслях, что сопровождается маркетингом наукоемких инновационных проектов. Заинтересованные субъекты рынка формируют поток инвестиций, который распределяется на две части (о чем было сказано выше) - непосредственно в проект и в инфраструктуру инновационного производства.

В качестве источников финансирования инновационного производства могут использоваться в необходимых пропорциях средства бюджета, заинтересованных отраслевых и управленческих структур, акции приватизируемых предприятий, основные фонды (оборудование, помещения, земля и др.), предпринимательский капитал.

Способствовать быстрому росту дополнительных внебюджетных инвестиций должны косвенные меры стимулирования инвестиционной активности в инновации, гарантии региональных властей, страхование вкладов и др.

Заинтересованность учредителей и исполнителей на всех этапах инновационного цикла достигается при ориентации исполнителей на конечный результат: от создания новаций «под ключ» до участия в реализации товаров и услуг созданного объекта. Такая заинтересованная ориентация на конечный результат позволяет использовать механизм интенсификации как основу построения гибких (с обратной связью по конечному результату) систем для реализации государственной инновационной политики.

Поводя итог, можно сказать, что организационно-методологический подход коммерциализации инновационного производства обосновывается действием основных эффектообразующих системных факторов [5].

Во-первых, формируется децентрализованный механизм - инструментарий для конкурентоспособной реализации структурного преобразования производственного и обслуживающего, государственного и частного секторов национальной экономики. Этот механизм может быть открытой структурой, позволяющей устанавливать систему мониторинга результатов инновационной деятельности.

Во-вторых, сокращаются сроки освоения и внедрения нововведений, повышается качество и расширяются рынки сбыта новой продукции.

В-третьих, формируется устойчивость и адаптивность к конъюнктуре рынка на базе апробированных технологий и «ноу-хау», позволяющих варьировать номенклатуру, типы и модели инноваций.

В-четвертых, активизируется ресурс предприятий-банкротов.

В-пятых, создаются условия для инкубации предприятий и организаций малого и среднего бизнеса в направлениях, актуальных для национальной экономики.

В-шестых, механизм интенсификации функционирует в условиях интеграции с информационными системами, включая международные. Такая интеграция приводит к сокращению длительности инновационного цикла, т. к. до половины выигрыша во времени приходится на долю информационного обеспечения.

В-седьмых, реализация инвестиций через механизм интенсификации позволяет увеличить прибыль от инновационной деятельности.

В-восьмых, в ходе реализации функций этого механизма укрепляется и активизируется кадровый потенциал для инновационного производства.

В-девятых, механизм интенсификации позволяет использовать современный комплексный механизм финансового обеспечения инновационной деятельности во взаимосвязи со стадийностью инновационного процесса. Мультипликативность эффекта определяется комплексным характером влияния механизма финансового обеспечения на осуществление всех стадий инновационного производства.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Кучуков Р., Савка А. Проблемы конкурентоспособности народного хозяйства // Экономист. - 2008. -№ 8. - С. 3-12.

2. Богданов А. А. Очерки организационной науки. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www. uic. nnov.ru/ pustyn /lib/bogdanov.ru.html.

3. Чистов Л. М. Инновационный как оптимизационный подход в теории эффективного управления социально-экономическими системами. - СПб.: Астерон, 2008. - 94 с.

4. Павлов К. В. Интенсификация экономики в условиях неопределенности рыночной среды. - М.: Магистр, 2007. - 271 с.

5. Ваганова О. В. Интенсификация инновационного производства: методология и практика. - Белгород: Константа, 2011. - 298 с.

Статья поступила в редакцию 13.04.2011

ORGANIZATION METHODOLOGICAL BASIS OF INNOVATION PRODUCTION COMMERCIALIZATION

O. V. Vaganova

For raising competitive capacity of Russian economy the requirement of change to the innovation path of development is more obvious, where the state of scientific workings and used technologies are dominant. But the main problem, delaying this process, is the absence of the effective interaction of business undertakings and the results of scientific researches and their commercialization experience. The scheme of commercialization of innovative product at different stages of its development is presented. The mechanisms of acceleration of the process of introduction of the new high-tech products into the market are considered.

Key words: commercialization, innovation, innovative process, innovative production.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.