Научная статья на тему 'Организационно-методические особенности деятельности студенческих научных обществ, ориентированных на личностное саморазвитие молодежи'

Организационно-методические особенности деятельности студенческих научных обществ, ориентированных на личностное саморазвитие молодежи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
711
117
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНЧЕСКИЕ НАУЧНЫЕ ОБЩЕСТВА / СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЛИЧНОСТНОЕ САМОРАЗВИТИЕ СТУДЕНТА / ФОРМЫ И МЕТОДЫ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И РЕКРЕАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / STUDENT SCIENTIFIC SOCIETIES / SOCIAL AND CULTURAL ACTIVITY / STUDENT SELF-DEVELOPMENT / FORMS AND METHODS OF RESEARCH AND RECREATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Панкова Елена Игоревна

Исследование направлено на выявление организационных и методических подходов к организации социально-культурной деятельности, ориентированной на личностное саморазвитие обучаемого. Студенческое научное общество охарактеризовано как особого рода самодеятельная организация, открывающая широкие возможности саморазвития и самореализации обучающихся в качестве молодых профессионалов. Вся совокупность проводимых студенческими научными обществами мероприятий классифицирована на научно-исследовательские и научно-организационные. На основе анализа материалов средств массовой коммуникации выявлены приоритетные направления в работе студенческих научных обществ: научные, выставочно-презентационные, экскурсионные, дискуссионные, конкурсные, просветительные, рекреационные, художественно-массовые и комплексные мероприятия, интеллектуальные и деловые игры, а также организация работы профильных студенческих средств массовой информации. Отмечено, что важным направлением социально-культурной деятельности студенческих научных обществ является развитие межкультурного взаимодействия. Это проявляется в организации работы клубов интернациональной дружбы, объединений национальных землячеств, проведении мероприятий, направленных на знакомство с культурой, традициями и национальными особенностями народов, представители которых учатся в университете. Студенческие научные общества позиционированы как активные субъекты социально-культурной деятельности, осуществляющие разнообразную адресной и содержательной направленности работу с широким спектром форм организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Панкова Елена Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATIONAL AND METHODICAL FEATURES OF THE ACTIVITY OF STUDENT SCIENTIFIC SOCIETIES, ORIENTED TO PERSONAL SELF-DEVELOPMENT OF YOUTH

The research is aimed at identifying organizational and methodological approaches to the organization of social and cultural activities, oriented to the student’s self-development. Student scientific society is characterized as a special kind of amateur organization, which opens wide opportunities for self-development and self-realization of students as young professionals. All the activities carried out by student scientific societies are classified into research and scientific and organizational ones. On the basis of the analysis of the materials of mass communication, priority areas in the work of student scientific societies are identified: scientific, exhibition, presentation, excursion, discussion, competitive, educational, recreational, artistic and mass events, intellectual and business games, as well as the organization of the work of profile student media. It is noted that the development of intercultural interaction is an important direction of the social and cultural activity of student scientific societies. This is manifested in the organization of the work of international friendship clubs, associations of national compatriots, carrying out activities aimed at acquaintance with the culture, traditions and national peculiarities of the peoples whose representatives study at the university. Student scientific societies are positioned as active subjects of social and cultural activity, carrying out a variety of targeted and content oriented work with a wide range of organizational forms.

Текст научной работы на тему «Организационно-методические особенности деятельности студенческих научных обществ, ориентированных на личностное саморазвитие молодежи»

DOI: 10.20310/1810-0201-2018-23-175-122-129 УДК 378.184+371.84

ОРГАНИЗАЦИОННО МЕТОДИЧЕС КИЕ ОСОБЕННОС ТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНЧЕСКИХ НАУЧНЫХ ОБЩЕСТВ, ОРИЕНТИРОВАННЫХ НА ЛИЧНОСТНОЕ САМОРАЗВИТИЕ МОЛОДЕЖИ

Елена Игоревна ПАНКОВА

ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет нм. Г.Р. Державина» 392000, Российская Федерация, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33 Е-таИ: vitien.85@mail.ru

Аннотация. Исследование направлено на выявление организационных и методических подходов к организации социально-культурной деятельности, ориентированной на личностное саморазвитие обучаемого. Студенческое научное общество охарактеризовано как особого рода самодеятельная организация. открывающая широкие возможности саморазвития и самореализации обучающихся в качестве молодых профессионалов. Вся совокупность проводимых студенческими научными обществами мероприятий классифицирована на научно-исследовательские н научно-организационные. На основе анализа материалов средств массовой коммуникации выявлены приоритетные направления в работе студенческих научных обществ: научные, выставочно-презентационные. экскурсионные, дискуссионные. конкурсные, просветительные, рекреационные, художественно-массовые и комплексные мероприятия. интеллектуальные и деловые игры, а также организация работы профильных студенческих средств массовой информации. Отмечено, что важным направлением социально-культурной деятельности студенческих научных обществ является развитие межкультурного взаимодействия. Это проявляется в организации работы клубов интернациональной дружбы, объединений национальных землячеств. проведении мероприятий, направленных на знакомство с культурой, традициями и национальным! особенностям народов, представители которых учатся в университете. Студенческие научные общества позиционированы как активные субъекты социально-культурной деятельности, осуществляющие разнообразную адресной и содержательной направленности работу с широким спектром форм организации.

Ключевые слова: студенческие научные общества; социально-культурная деятельность: личностное саморазвитие студента: формы и методы научно-исследовательской и рекреационной деятельности

Студенческие научные общества (СНО) правомерно рассматривать как особого рода самодеятельные организации обучающихся в вузах, открывающие последним широкие возможности саморазвития и самореализации в качестве молодых профессионалов, эффективных субъектов рынка труда не только в рамках учебного процесса (на основе единства учебного и научно-исследовательского процессов), но и в сфере свободного времени, предоставляющего вариативные ресурсы для проявления творчества, духовно-нравственного совершенствования, развития коммуникативных способностей. В педагогически организованном взаимодействии со сверстниками студент может высказать и обсудить свои идеи и замыслы, протестировать свои компетенции, аргументировать и презентовать результаты исследований. Тем самым магистральным направлением деятельности СНО является развитие творческих способностей студентов [1].

Всю совокупность проводимых студенческими научными обществами мероприятий можно подразделить на научно-исследовательские и научно-организационные. Научно-исследовательские и научно - орга ни з а -ционные программы и проекты предлагаются группам студентов, имеющих выраженную мотивацию к научной деятельности. Кроме того, проводятся совместные научно-академические, социокультурные и культурно-просветительские мероприятия студентов и преподавателей, а также различного рода культурно-образовательные акции.

Студенческие научные общества как субъекты социально-культурной деятельности формируют сложную инфраструктуру досугового пространства студенческой молодежи на федеральном и региональном уровнях. Активно функционируют общероссийские научные организации студентов. Например, Всероссийский клуб молодых исследователей регулярно проводит регио-

122

© Панкова Е.И.. 2018

нальные этапы Всероссийского конкурса студенческих научных обществ [2].

Широко распространены организации, объединяющие студентов-исследователей на региональном уровне (городская общественная организация молодых ученых, региональный совет молодых исследователей, региональный комитет международных ассоциаций студентов и выпускников определенного направления подготовки, региональный центр Международного Интеллект-клуба и т. п.). В ряде субъектов Российской Федерации проводятся региональные фестивали студентов и молодежи, на которых представлены достижения студенческой науки [3].

Студенческое научное общество, в свою очередь, включает чрезвычайно разнообразный спектр структурных подразделений, среди которых наиболее распространенными являются:

- студенческий научный кружок;

- студенческий клуб:

- студенческая научная группа;

- студенческая научно-исследователь-екая (междисциплинарная) лаборатория:

- центр молодежного инновационного творчества:

- молодежное научно-и сс лед ов атель -ское бюро;

- студенческое проектно-конструктор-ское (технологическое) бюро;

- студенческое творческое объединение:

- студенческий проектный центр:

- студенческие временные творческие коллективы;

- студенческий Музей науки;

- студенческий бизнес-инкубатор [4].

Событийная палитра мероприятий студенческих научных обществ также широка: это могут быть циклические или разовые мероприятия. посвященные сотрудничеству студенческих научных объединений. На основе анализа материалов средств массовой коммуникации (СМК) было установлено, что приоритетными в работе студенческих научных обществ являются научные, выставочно-презентащюнные, экскурсионные, дискуссионные, конкурсные, просветительные, рекреационные, художественно-массовые и комплексные мероприятия, интеллектуальные и деловые игры, а также организация работы профильных студенческих средств массовой информации.

В частности, студенческими научными обществами организуются:

— научные мероприятия (неделя студенческой науки, студенческие научные конференции, симпозиумы, научно-методологические семинары, секционные заседания научных студенческих конференций, предметные (физико-математический, филологический и т. п.) форумы, студенческие культурно-просветительские форумы, «круглые столы», регулярные индивидуальные консультации);

— вы став о чно-презен тационные мероприятия («открытые кафедры», представление (презентация) итогов исследовательских работ студентов, презентация-семинар, пре-зентация-инсценнровка. выставки, выставка макетов);

— дискуссионные мероприятия (коллоквиум, дебаты, межвузовские дебаты, заседания научного дискуссионного клуба, дискуссионная площадка, панельная дискуссия, театрализованные и профессионально ориентированные дискуссии);

— конкурсные мероприятия (блицкон-курсы для школьников, конкурсы на лучшую научно-исследовательскую работу студентов, олимпиады, всероссийская интернет-олимпиада);

— просветительные мероприятия (встреча с представителями волонтерского центра, мастер-классы, кинолекторий, экскурсия для школьников по учебным и научно-исследовательским проблемам);

— интеллектуальные и деловые игры (научные викторины, научный квест для студентов и школьников, командная интеллектуальная игра, межвузовская деловая игра, интеллектуально-развлекательная игра для школьников и студентов ссузов. интеллектуальное шоу, предметные (математические, исторические и т. п.) бои студентов, интеллектуальный квест для студентов, деловая игра с участием школьников);

— студенческие СМК (сайт студенческого научного общества, медиацентр. интернет-издания, интернет-журнал, радио, телевидение, телестудии, газеты, журналы) [5].

Все указанные мероприятия представляют собой масштабные и разнообразные научные проекты, направленные на привлечение студентов и абитуриентов в науку, а также популяризацию научной деятельности

среди студенчества, развитие международных связей в студенческих научных сообществах (выполнение совместных исследований международными командами, интеграция обучающихся в профессиональные сообщества, обеспечение условий для развития навыков сотрудничества, а также профессиональных компетенций и дополнительных знаний молодых ученых), на популяризацию студенческой науки, а также стимулирование закрепления молодежи в науке, повышение уровня конкурентоспособности научных разработок студентов, развитие связей с общественностью в целях продвижения молодежных (научных, инновационных, инвестиционных и др.) проектов в социально-культурной и профессиональной среде.

Чаще всего центральным событием в деятельности СНО становится ежегодная студенческая научно-практическая конференция. Иногда она получает название «Дни науки», «Неделя студенческой науки» и направлена на поиск и поддержку талантливых, интересующихся наукой студентов, осуществление обмена между студентами опытом ведения научных исследований, создание условий для самостоятельной работы и самореализации студентов в сфере науки, расширение их научного кругозора, привитие исследовательских навыков и стремления к творческому использованию знаний в процессе исследовательской деятельности. В рамках конференции проходят лекции и выступления ведущих преподавателей по тематике СНО и их обсуждение, обсуждение классических научных работ и современных научных публикаций по тематике СНО, выступление участников СНО с докладами и научными сообщениями, подготовка и представление членами СНО презентаций и иных творческих проектов, обсуждение выполняемых участниками СНО научно-исследовательских и творческих работ, подготовка студентами публикаций результатов научных работ в научных сборниках и периодических изданиях.

Более масштабным социокультурным событием становится региональный фестиваль студенческой науки, который предусматривает проведение научно-практической конференции студентов и аспирантов, презентаций научных мероприятий, научных викторин и квестов для школьников и сту-

дентов, «круглых столов», секционных заседаний научных студенческих конференций, конкурсов, олимпиад, выставок, интеллектуальных и деловых игр, семинаров, мастер-классов, конкурса видео- и фотопрезентаций, конкурсов студенческих фоторабот, выставок книг, выставок-презентаций и семинаров для редакторов школьных и университетских СМК, профориентационных творческих конкурсов и семинаров для школьников, мастер-классов от выпускников вуза, конкурсов лучших публикаций, видеороликов, телевизионных сюжетов и радиопрограмм, подготовленных студентами.

Регулярно проводится Всероссийский студенческий форум «О будущем без должностей и галстуков», в рамках которого в течение нескольких дней участники работают в группах, проводят деловые игры [6, с. 93]. Каждый участник стремится эффективно представить свой проект, показать экспертам свою активность, коммуникабельность и умение работать в команде. Форум предполагает насыщенную культурную программу (экскурсии, посещение концертных залов и театров, проведение церемоний и различного рода встреч с представителями научного сообщества и Министерства образования и науки Российской Федерации).

Широко распространены в студенческих научных обществах клубные объединения. Особой популярностью пользуются студенческие клубы, тематически связанные с самыми передовыми направлениями исследований. Например, Клуб нанотехнологий - это добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе студентов, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей. Деялельностъ Клуба основывается на принципах законности, гласности, самоуправления, добровольности, равноправия и выборности. Целью деятельности Клуба является популяризация и содействие развитию нанотехнологий и науки в целом, а также привлечение молодежи к занятию естественнонаучными дисциплинами и нанотехноло-гиями в частности. Направленность студенческого бизнес-клуба связана с открытием собственного бизнеса, продвижением старт-апа или творчеством программистов [7].

С точки зрения реализации социально-культурных условий личностного саморазви-

тля молодежи крайне важна направленность деятельности клуба на решение задач содействия формированию научно-кадрового потенциала молодежи, стимулирование самообразования с привлечением ресурсов ученых. бизнесменов, представителей власти и т. д., обеспечения междисциплинарного взаимодействия представителей различных научных направлений, стимулирования формирования междисциплинарного мышления у молодежи, создания, продвижения коммерциализации и внедрения научно-прнкладных проектов и инновационных разработок.

Также распространены дискуссионные клубы [8]. которые представляют собой многопрофильные молодежные сообщества, возрождающие старинные традиции университетских дебатов. Они являются не только обычным местом для дискуссий и анализа различных актуальных проблем научной жизни, но и играют роль экспертно-анали-тнческой и просветительской площадки, для работы на которой приглашаются студенты, профессора, блогеры и общественные деятели. В рамках заседания научного дискуссионного клуба организуются встречи, на которые в качестве гостей приглашаются видные специалисты соответствующей профессиональной сферы, способные поделиться своим опытом работы, спровоцировать обсуждение и дискуссию актуальных проблем профессиональной деятельности: обсуждение, ответы на вопросы, высказывание собственного мнения по обозначенным проблемам. Заседание научного дискуссионного клуба предполагает приглашение гостя (почетного гостя, выпускника факультета), который делится своим опытом работы и информацией об особенностях практической деятельности. По окончании выступления проходит небольшое обсуждение, в рамках которого таены клуба активно задают интересующие их вопросы и высказывают собственное мнение по обозначенным проблемам. В рамках заседаний дискуссионного клуба студенты выступают с докладами, посвященными наиболее злободневным научным проблемам, деятельности СНО в средствах массовой информации и сети Интернет. На заседании дискуссионного клуба могут выступить и гости-школьники со своими сообщениями. Чаще всего работа со школьниками строится на основе театрализованной профессионально ориентирован-

ной дискуссии, построенной на сюжетах известных классических пьес популярных кино- и мультфильмов. Дискуссионный клуб может реализовывать такие проекты, как внутривузовские турниры, «парламентские» дебаты, дебаты на иностранном языке. Подобного рода дискуссиям предшествуют регулярные тренинги по ораторскому искусству и мастерству ведения дебатов.

Более традиционная работа студенческой научной группы посвящается наиболее злободневным и наукоемким проблемам (разработке и испытанию учебно-исследовательских стендов, специального программного обеспечения, разработке мультимедийных интерактивных обучающих систем и тренажеров и т. п.).

Студенческие научные кружки могут быть посвящены не только узкоспециальным проблемам, но и проблематике методики научных исследований или социально-политической тематике (социальная активность студентов).

Аналогичное содержательное направление прослеживается и при организации мастер-классов и интерактивных занятий, которые могут быть посвящены методике защиты выпускной квалификационной работы, электронным ресурсам библиотеки, форматированию печатной работы, оформлению библиографического списка научной работы и т. п.

Широки и разнообразны конкурсные программы СНО, цель которых - мотивация обучающихся к научно-исследовательской деятельности. Задачами конкурсов являются активизация научно-исследовательской деятельности студентов, мотивация их всестороннего развития, стимулирование высоких достижений в научно-исследовательской работе, развитие исследовательских умений, навыков творческой деятельности студентов через создание и представление конкурсной продукции, формирование благоприятного имиджа и повышение престижа вуза. При этом вся организационная часть проведения конкурсов полностью ложится на студентов -членов совета (актива) СНО.

Конкурсные программы предусматривают проведение таких конкурсов, как:

- конкурс на лучшую студенческую работу (отражает результаты законченной.

самостоятельно выполненной исследовательской работы);

- конкурс рефератов (закрепление поисковых навыков, а также умений выделить главное посредством работы студента с литературными источниками);

- конкурс стендовых докладов (отражает результаты исследований, представленных в виде стенда, оформленного по желанию студента);

- конкурс наглядных учебных пособий (выставка-презентация наглядных пособий, включающая такие разделы, как электронно-графическое пособие, плакаты, таблицы, экспонаты, «объемная модель», макеты, «морфологические препараты» и т. п.);

- конкурс публикаций (преимущество имеют студенты, активно осуществляющие исследовательскую работу, чьи статьи опубликованы в авторитетных изданиях и сборниках международных конференций);

- конкурс на лучший студенческий кружок (критерии оценки: проведенные заседания, проведенные мероприятия, наличие у кружковцев печатных работ, занятых призовых мест в олимпиадах и конференциях, участие кружка в фестивале науки);

- конкурс монотематических конференций (представление и изложение результатов собственных научных и экспериментальных исследований на всероссийских и международных научно-практических и учебно-методических конференциях: во время выступления на конференциях очень ценятся качественное исполнение и полное понимание студентами излагаемого материала, их способность ответить на возникающие вопросы аудитории):

- конкурс изобретательской деятельности, проводится с целью создания условий для раскрытия творческих способностей студентов в сфере технического творчества, популяризации и повышения результативности участия студенческой молодежи в инновационной конструкторской и изобретательской деятельности, повышения конкурентоспособности и продвижения молодежных науч-но-техшшеских исследований и разработок, содействия интеграции образования, науки и производства. Конкурсные работы оцениваются по критериям новизны, оригинальности. технологической сложности и проработанности (законченности) идеи, практиче-

ской значимости полученных результатов, соответствия экспоната задачам работы, проработки, дизайна экспоната, проведения презентации: компетентности участника при защите работы:

- конкурс презентаций (медиа-, видео-, фотопрезентаций), ориентированный на стимулирование творческой активности и интереса к исследовательской деятельности, повышение информационно-коммуникативной компетенции, повышение престижа внеаудиторной творческой работы и дисциплин гуманитарного и художественно-эстепшеского направления и предполагающий выполнение работ, отличающихся оригинальностью, содержательностью творческого замысла, стилевым единством, высокими степенью структурированности материала, доступностью изложения, художественным и эстетическим уровнем исполнения, максимальным использованием возможностей компьютерных программ [б];

- конкурс (фестиваль) учебных фильмов (оценивается отснятый студентом фильм, который так или иначе может быть использован как учебное пособие, его качество, логичность и правильность изображаемой на видео техники выполнения каких-либо манипуляций) [9];

- конкурс студенческих видеороликов телевизионных сюжетов и радиопрограмм ориентирован на выявление и поощрение наиболее значимых и талантливых журналистских работ, освещающих студенческую научную деятельность, культурную и спортивную жизнь вуза. Учитывается актуальность и значимость темы, соответствие жанровым критериям, объективность, стиль изложения. своеобразие журналистского творчества и новые, оригинальные методы подачи материала, информационная содержательность, визуальное и звуковое качество исполнения, креативный подход к выбору тем и героев, орщинальностъ воплощения и исполнения видеоэффектов, профессиональное мастерство ведущих, профессионализм монтажа и звукорежиссуры.

Центр молодежного инновационного творчества [10] - это своего рода мастерская, позволяющая всем желающим осуществлять 3 Б-архитектурное и дизайн-проектирование, прототипирование, изготавливать функциональные модели. Идеология Центра подра-

зумевает возникновение вокруг него технически грамотного сообщества, активное взаимодействие участников сообщества, выкладывание их наработок в открытый доступ и взаимное обучение используемым технологиям цифрового производства.

Студенческое конструкторское бюро создается дня объединения студентов, интересующихся опытно-конструкторскими работали!, промышленным дизайном и с целью поддержания студенческих инициатив в области разработки студенческих проектов [10].

Тем самым студенческое научное общество объединяет студентов, принимающих активное участие в научно-организационной и научно-исследовательской работе, для популяризации науки среди студентов и абитуриентов. поощрения студенческих инициатив в области науки и инноваций.

Наряду с этими студенческими научными обществами активно проводятся рекреационные, досуговые и художественно-массовые мероприятия. В частности, клубы интеллектуальных игр проводят соревнования по шахматам, игры и чемпионаты «Что? Где -Когда?», «Брейн-ринг» и «Своя игра». Активно функционирует спортивно-массовое направление, предусматривающее организацию мероприятий по спортивному ориентированию, стимулирование участия студентов в городских и общероссийских соревнованиях. Культурно-массовое направление деятельности предусматривает организацию туристских слетов, проведение походов по регионам России и странам СНГ, работу туристского или спортивного клуба.

Важным направлением социально-культурной деятельности студенческих научных обществ является развитие межкультурного взаимодействия. Это проявляется в организации работы клубов интернациональной дружбы, объединений национальных землячеств, проведении мероприятий, направленных на знакомство с культурой, традициями и национальными особенностями народов, представители которых учатся в университете. Особое досуговое объединение этого направления - language clubs, которые организуют встречи студентов с носителями иностранных языков (студентами и преподавателями) и предлагают участие в конференциях на иностранных языках. Функционируют в рамках студенческих научных обществ

творческие коллективы и студии. В частности, материалы студенческих СМК содержат информацию о работе вокальных студий, студенческих театров, танцевальных ансамблей, КВН, вокально-инструментальных ансамблей и рок-групп, клубов авторской песни, о проведении приуроченных к праздникам инсценировок, конкурсов и викторин.

Таким образом, студенческие научные общества правомерно рассматривать как активные субъекты социально-культурной деятельности, осуществляющие планомерную целенаправленную работу, чрезвычайно разнообразную по адресной и содержательной направленности, обладающую широким спектром форм организации и ориентированную на удовлетворение самых взыскательных потребностей студентов в самоактуализации, самореализации и личностном саморазвитии.

Список литературы

1. Баранов A.A., Малашенко В.Н., Мурашова H.A. Студенческое научное общество: прошлое, настоящее, перспективы // Высшее образование в России. 2010. №2. С. 95-100.

2. Гревцева Г.Я., Коляда О.В. Ценности социально-куль тур ной деятельности // Современные проблемы науки и образования. 2017. № 1.С. 104.

3. Полонский Д.Ф. Всемирные фестивали молодежи и студентов // Большая Советская Энциклопедия: в 30 т. / гл. ред. A.M. Прохоров. Т. 5. М: Сов. Энцикл., 1971. С. 449-450.

4. Тюменцева Е.Ю., Штабнова В.Л. Студенческое научное общество в становлении специалиста в Омском государственном институте сервиса // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2016. № 2. С. 98-104.

5. Быков В.А. Молодежный клуб политических дискуссий. URL: http://portal.pailiament.gov. ni/article/?id=1820 (дата обращения: 15.03.2018).

6. Литвинцева Г.Ю. Исследовательское пространство социально-культурной деятельности // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. 2012. № 1 (10). С. 90-102.

7. Черных И.А. Студенческое научное общество // Образование. Карьера. Общество. 2013. № 1 (37). С. 77-78.

8. Шапкина Е.В. Дискуссионный клуб в вузе как инструмент гражданско-патриотического воспитания молодежи // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2016. №4 (24). С. 54-57.

9. Хабарова Л.В. Компьютеризация внеклассной работы через фестиваль любительских фильмов школвников // Вестник Марийского государственного университета. 2010. № 5. С. 321-322.

10. Морозова С.А., Журавлева Е.В. Студенческое конструкторское бюро как условие подготовки конкурентоспособных специалистов //

Профессиональное образование и рынок труда. 2016. № 2. С. 22-23.

Поступила в редакцию 05.05.2018 г. Отрецензирована 01.06.2018 г. Принята в печать 10.08.2018 г.

Информация об авторе

Панкова Елена Игоревна, аспирант, кафедра культуроведения и социокультурных проектов. Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов. Российская Федерация. E-mail: vitlen.85@mail.ru

Для цитирования

Панкова Е.И. Организационно-методические особенности деятельности студенческих научных обществ, ориентированных на личностное саморазвитие молодежи // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. Тамбов. 2018. Т. 23, № 175. С. 122-129. БО!: 10.20310/1810-0201-2018-23-175-122-129.

DOI: 10.20310/1810-0201-2018-23-175-122-129

ORGANIZATIONAL AND METHODIC AL FEATURES OF THE ACTIVITY OF STUDENT SCIENTIFIC SOCIETIES, ORIENTED TO PERSONAL SELF DEVELOPMENT OF YOUTH

Elena Igoreviia PANKOVA

Tambov State University named after G.R. Derzhavin 33 Intematsionalnaya St., Tambov 392000, Russian Federation E-mail: villen.85@mail.rii

Abstract. The research is aimed at identifying organizational and methodological approaches to the organization of social and cultural activities, oriented to the student's self-development. Student scientific society is characterized as a special kind of amateur organization, which opens wide opportunities for self-development and self-realization of students as young professionals. All the activities carried out by student scientific societies are classified into research and scientific and organizational ones. Oil the basis of the analysis of the materials of mass communication, priority areas in the work of student scientific societies are identified: scientific, exhibition, presentation, exclusion, discussion, competitive, educational, recreational, artistic and mass events, in-tellecUial and business games, as well as the organization of the work of profile student media. It is noted that the development of intercuhural interaction is an important direction of the social and cultural activity of student scientific societies. This is manifested in the organization of the work of international friendship clubs, associations of national compatriots, carrying out activities aimed at acquaintance with the culture, traditions and national peculiarities of the peoples whose representatives smdy at the university. Student scientific societies are positioned as active subjects of social and cultural activity, carrying out a variety of targeted and content oriented work with a wide range of organizational forms.

Keywords', student scientific societies; social and cultural activity: student self-development; forms and methods of research and recreation

References

1. Baranov A.A.. Malaslienko V.N.. Murashova N.A. Studendieskoe nauchnoe obshcliestvo: proshloe. nastoyashcliee. perspektivy [Student scientific society: past, presents, perspectives], Vysshee obrazovanie v Rossii - Higher Education in Russia, 2010, no. 2, pp. 95-100. (In Russian).

2. Grevtseva G.Y.. Kolyada O.V. Tsennosti sotsial'no-kultumoy deyatel'nosti [Values of social and cultural activities]. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya - Modem Problems of Science and Education. 2017. no. 1, p. 104. (In Russian).

3. Polonskiy D.F. Vsemimye festivali molodezlii i studentov [Worldwide festivals of youth and stodents], Bol'shaya So-vetskaya Entsiklopediya: v 301. T. 5 [Great Soviet Encyclopedia: in 30 vols. "Vol. 5]. Moscow. u'Sovetskaya Entsiklope-diya'" Publ.. 1971. pp. 449-450. (In Russian).

4. Tyumentseva E.Y., Shtabnova V.L. Studencheskoe nauchnoe obshchestvo v stanovlenii spetsialista v Omskorn gosu-darstvennom institute servisa [Tlie role of tlie stodent scientific society in tlie formation of a specialist in Omsk State Institute of Service]. Nauka о cheloveke: gumanitamye issledovaniya - Science of the Person: Humanitarian Researches. 2016. no. 2, pp. 98-104. (In Russian).

5. Bykov VA Molodezhnvy klub politicheskikh diskussiy [Youth club of political discussions]. (In Russian). Available at: littp://portal.parliament.gov.ru/article/?id=1820 (accessed 15.03.2018).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Litvintseva G. Y. Issledovatel'skoe prostranstvo sotsial'no-kul'tumoy deyatel'nosti [Research scope of social and cultural activity]. Vestnik Sankt-Peterbwgskogo gosuda?stvennogo universiteta kul'tury i iskusstv - Bulletin of Saint-Petersburg State University of Culture and Arts. 2012, no. 1 (10), pp. 90-102. (hi Russian).

7. Chemykh I.A. Stodencheskoe nauchnoe obshchestvo [Student scientific society]. Obrazovanie. Kar'era. Obshchestvo [Education. Career. Society], 2013, no. 1 (37). pp. 77-78. (hi Russian).

8. Shapkina E.V. Diskussionnyy klub v vuze как instrument grazhdansko-patrioticheskogo vospitaniya molodezlii [Discussion club at university as an instrument of civil and patriotic education of youth]. Professional'noe obrazovanie v Rossii iza rubezhom - Professional Education in Russia and Abroad, 2016. no. 4 (24), pp. 54-57. (In Russian).

9. Khabarova L.V. Konip'yuterizatsiya vneklassnoy raboty cherez festival' lyubitel'skikli fil'mov Shkolnikov [Computerization of out-of-class work through festival of amateur schoolchildren's films], Vestnik Mariyskogo gosudarstvennogo universiteta — Vestnik of Mari State University. 2010, no. 5. pp. 321-322. (In Russian).

10. Morozova S.A., Zhuravleva E.V. Studencheskoe konstruktorskoe byuro как uslovie podgotovki konkurentosposobnykh spetsialistov [Student design bureau as a condition of training of competitive specialists], Professional'noe obrazovanie i rynoktruda- Vocational Education and Labor Market. 2016. no. 2. pp. 22-23. (In Russian).

Received 5 May 2018 Reviewed 1 June 2018 Accepted for press 10 August 2018

Information »bout tlie author

Pankova Elena Igorevna. Post-Graduate Student. Cultural Studies and Social and Cultural Designs Department. Tambov State University named after G.R. Derzhavin. Tambov. Russian Federation. E-mail: vitlen.85@mail.ru

For citation

Pankova E.I. Orgairizatsionno-metodicheskie osobemiosti deyatel'nosti studencheskikli nauchnykh obshchestv. orienti-rovannykh na lichnostnoe samorazvitie molodezlii [Organizational and methodical features of the activity of student scientific societies, oriented to personal self-development of youth]. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitamye nauki -Tambov University Review. Series: Humanities, 2018. vol. 23, no. 175, pp. 122-129. DOI: 10.20310/1810-0201-2018-23175-122-129. (hi Russian. Abstr. hi Engl.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.