Научная статья на тему 'Организационно-массовые мероприятия, стимулирующие развитие научно-исследовательской работы студентов'

Организационно-массовые мероприятия, стимулирующие развитие научно-исследовательской работы студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2132
214
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ / ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / ОРГАНИЗАЦИОННО-МАССОВЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ / КОМАНДНАЯ ФОРМА РАБОТЫ / STUDENTS' RESEARCH WORK / ORGANIZATION OF HIGHER EDUCATION / MASS ORGANIZED EVENTS / TEAM WORK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Волкова Милена Александровна, Попов Михаил Юрьевич

В ходе образовательно-научного процесса формируются компетенции исследовательской деятельности, необходимые для творческого решения будущим специалистом, бакалавром, магистром профессиональных задач. Повысить качество подготовки студентов помогает участие в научно-исследовательской деятельности. Однако, по данным социологических исследований, более половины имеющих соответствующие способности студентов нуждаются в стимулировании и формировании положительной мотивации для осуществления научных исследований. Этому призваны способствовать организационно-массовые мероприятия, стимулирующие развитие научно-исследовательской работы. В данной работе представлена детальная характеристика мероприятия «Дни студенческой науки», проходящего в рамках Всероссийского фестиваля науки, направленного на содействие развитию научного творчества студентов, студенческого самоуправления при организации участия студентов в научно-исследовательской деятельности. Использованы такие теоретические методы исследования, как сравнение, анализ и синтез. Представленное организационно-массовое мероприятие рассмотрено как система, включающая целевой, содержательный, процессуальный и корректировочный компоненты и являющаяся подсистемой метасистемы НИРС университета. Охарактеризована такая организационная особенность мероприятия, как взаимодействие студенческих кураторов, представителей команд-участниц и членов оргкомитета мероприятия. Материалы статьи могут быть использованы при организации подобных мероприятий с целью содействия развитию студенческого самоуправления при организации участия студентов в научно-исследовательской деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Волкова Милена Александровна, Попов Михаил Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MASS ORGANIZED EVENTS WHICH STIMULATETHE DEVELOPMENT OF STUDENTS’ RESEARCH WORK

The competencies of research activity, which are necessary for future specialists to find a creative solution of job tasks, are formed in the course of the educational process. Participation in research activities helps to enhance the quality of preparation for it. However, according to sociological studies, more than a half of students with relevant abilities need some stimulation and formation of positive motivation to conduct research. Mass organized events, which stimulate the development of research work, are designed to increase motivation. The paper presents a detailed description of the event “Days of Student Science”, organized within the framework of All-Russian Festival of Science, aimed to contribute to the development of research work of students. The theoretical research methods, in particular, comparison, analysis and synthesis were used. The mass organized event is presented in the form of a system that has purpose, content-related, procedural and corrective components, and is a subsystem of a metasystem of students’ research work at the University. The interaction of student curators with the representatives of participating teams and members of the organizing committee is characterized. The materials of the article can be used when organizing similar events, aimed to assist the development of student self-governance by involving students in research work.

Текст научной работы на тему «Организационно-массовые мероприятия, стимулирующие развитие научно-исследовательской работы студентов»

УДК 378.026.1 ББК Ч448.027.8

ОРГАНИЗАЦИОННО-МАССОВЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ, СТИМУЛИРУЮЩИЕ РАЗВИТИЕ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

М.А. Волкова, М.Ю. Попов

Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск

В ходе образовательно-научного процесса формируются компетенции исследовательской деятельности, необходимые для творческого решения будущим специалистом, бакалавром, магистром профессиональных задач. Повысить качество подготовки студентов помогает участие в научно-исследовательской деятельности. Однако, по данным социологических исследований, более половины имеющих соответствующие способности студентов нуждаются в стимулировании и формировании положительной мотивации для осуществления научных исследований. Этому призваны способствовать организационно-массовые мероприятия, стимулирующие развитие научно-исследовательской работы. В данной работе представлена детальная характеристика мероприятия «Дни студенческой науки», проходящего в рамках Всероссийского фестиваля науки, направленного на содействие развитию научного творчества студентов, студенческого самоуправления при организации участия студентов в научно-исследовательской деятельности. Использованы такие теоретические методы исследования, как сравнение, анализ и синтез. Представленное организационно-массовое мероприятие рассмотрено как система, включающая целевой, содержательный, процессуальный и корректировочный компоненты и являющаяся подсистемой метасистемы НИРС университета. Охарактеризована такая организационная особенность мероприятия, как взаимодействие студенческих кураторов, представителей команд-участниц и членов оргкомитета мероприятия. Материалы статьи могут быть использованы при организации подобных мероприятий с целью содействия развитию студенческого самоуправления при организации участия студентов в научно-исследовательской деятельности.

Ключевые слова: научно-исследовательская работа студентов, организация высшего образования, организационно-массовые мероприятия, командная форма работы.

Организация научно-исследовательской работы студентов (НИРС) является неотъемлемой составляющей научно-образовательного процесса в любой организации высшего образования. НИРС содействует «повышению качества подготовки обучающихся по образовательным программам высшего образования, привлечению обучающихся к проведению научных исследований под руководством научных работников, использованию новых знаний и достижений науки и техники в образовательной деятельности», то есть содействует достижению целей интеграции образовательной и научной (научно-исследовательской) деятельности в организациях высшего образования [5, ст. 72]. Проблема совершенствования научно-исследовательской работы студентов является еще более актуальной для национального исследовательского университета, который призван обеспечивать кадрами приоритетные направления развития науки,

технологий, техники, отраслей экономики, социальной сферы, развитие и внедрение в производство высоких технологий [5, ст. 24].

Социальный заказ общества сфере образования на подготовку кадров, владеющих компетенциями исследовательской деятельности, отражен также в федеральных государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования. Разные уровни компетенции исследовательской деятельности представлены в стандартах подготовки практически всех направлений бакалавриата, специалитета, магистратуры.

Так, в ходе учебно-исследовательской работы на уровне «знает» осуществляется интеграция содержания учебного материала и теорий научных дисциплин, на уровне «умеет» происходит синтез учебной и исследовательской деятельности студентов, на уровне компетенции «способен и готов» предусматривается включение элементов самостоятельного

исследования в образовательный процесс. Результатом может быть выполнение лабораторных работ исследовательского характера, целостное, преимущественно самостоятельное (с консультационной поддержкой преподавателя) выполнение студентами учебно-исследовательских заданий (в том числе в ходе прохождения практик), курсовых проектов, выпускных квалификационных работ и проектов по заказу организаций. Уровень компетенции «владеет» предполагает инициативность и самостоятельность студента в исследовательской деятельности в сфере изучаемой дисциплины: самостоятельную постановку задач, поиск путей решения задач, исследование и анализ его результатов [9]. На этом уровне овладения исследовательскими компетенциями студент, имеющий соответствующие интересы и способности, осуществляет уже не только учебно-исследовательскую, но и научно-исследовательскую деятельность, используя имеющуюся в университете систему материально-технического, информационного, организационного обеспечения НИРС.

Существует значительное количество работ, посвященных сравнительному анализу содержания терминов «учебно-исследовательская работа студентов» и «научно-исследовательская работа студентов». Вслед за автором, который осуществил системный анализ психолого-педагогической литературы по данной проблеме, считаем, что существенным различием между научно-исследовательской и учебно-исследовательской работой является степень самостоятельности выполнения исследовательского задания студентом и новизна результата [5].

В 70-80-е гг. ХХ века благодаря «Положению о научно-исследовательской работе студентов» в педагогических исследованиях и практике утвердилась следующая классификация НИРС.

1. НИРС, включенная в учебный процесс, т. е. проводимая в учебное время в соответствии с учебными планами (учебно-исследовательская работа студентов).

2. НИРС, выполняемая во внеучебное время (внеучебная научная работа).

3. Организационно-массовые мероприятия, стимулирующие развитие НИРС [10, с. 130].

Научные, научно-технические организационно-массовые мероприятия, в том числе состязательного характера, стимулируют раз-

витие НИРС и приобщение студентов к творчеству. К ним относят студенческие научные конференции, семинары, студенческие олимпиады, конкурсы и т. п., одновременно определяющие результативность и эффективность собственно научного труда студентов (публикации, авторство в научных отчетах, авторские свидетельства, патенты, реализуемые на практике разработки, награды на состязательных мероприятиях и т. д.).

Какова же вовлеченность студентов в систему НИРС? Сошлемся на результаты межрегионального социологического исследования «Научно-исследовательская деятельность студентов вузов: мотивация, формы, результаты» (2010-2011 гг.), проведенного в восьми вузах Ульяновской и Нижегородской областей, республиках Татарстан и Башкортостан (по два вуза в каждом регионе). Общий объем квотно-целевой выборки составил 980 человек. Как показывают результаты данного исследования, в разных формах НИРС и научно-технического творчества молодежи (НТТМ) заняты 45 % студентов. Результаты данного исследования позволили выявить следующий уровень потенциальной готовности студентов к научному творчеству: «весьма способные и мотивированные» составляют 30-35 %; «способные, но немотивированные» - 55-60 %; «неспособные и немотивированные» - около 10 %. Более половины имеющих соответствующие способности студентов нуждаются в стимулировании и формировании положительной мотивации для осуществления научных исследований.

В ходе опроса авторы исследования предложили студентам оценить организацию НИРС-НТТМ в их собственном вузе по следующим критериям: наличие постоянных форм НИРС, массовый охват студентов, привлекательность тематики, информированность студентов. В целом организация научной деятельности в вузе оценивается студентами чуть выше трех баллов по пятибалльной шкале, что соответствует среднему уровню. Самые низкие оценки были получены по критерию «массовый охват» - 2,7 балла [11].

Все это свидетельствует о необходимости включения в систему организации НИРС значительного количества организационно-массовых мероприятий, направленных на формирование ценностного отношения к научно-исследовательской работе, социально-психологической готовности к исследователь-

ской деятельности как целостной характеристики личности.

Существует значительное количество исследований, посвященных проблеме организации НИРС в организациях высшего образования. Как отмечает автор одного из исследований, посвященных теории и практике научно-исследовательской работы студентов в отечественной дидактике высшей школы, характерной чертой теоретических поисков в области НИРС являлась их прикладная направленность и широкая опора на передовой педагогический опыт [10]. Так, значительное число научный статей содержат обобщение опыта участия студентов различных организаций высшего образования в новых инновационных формах научной работы на Всероссийских форумах, например, «Селигер и «Ин-терра» [7]; опыта организации и развития научно-исследовательской работы учащихся и студентов, научно-технического инновационного творчества молодежи (НТИТМ) для создания благоприятных предпосылок выявления, поддержки и продвижения по научно-образовательной траектории «бакалавр - магистр - кандидат наук - доктор наук» талантливых и перспективных молодых исследователей в условиях становления национально-исследовательского университета [6]; опыт работы инновационных структур, обеспечивающих вовлечение студентов в инженерную, конструкторскую, изобретательскую, инновационную деятельность, повышение интереса к научно-исследовательской и опытно-конструкторской деятельности; коммерциализации инновационных разработок [1]. Представлен анализ опыта и результаты функционирования традиционных форм приобщения студентов к научно-исследовательской работе: работа в научных кружках, проблемных группах, лабораториях; участие в факультетских тематических конференциях, в общеинститутских научных конференциях, во всероссийских конкурсах на лучшую работу, в олимпиадах; участие в экспедициях; в работе дискуссионных клубов и круглых столов [8].

Представлена характеристика организационно-педагогических условий организации НИРС, среди которых создание конкурентоспособной и мотивационной среды, прежде всего среди студентов и молодых ученых и формирование молодежных творческих команд для выполнения инновационных проек-

тов и профессионального роста каждого члена команды [2].

В работе А. С. Цыганковой, посвященной анализу теории и практики организации НИРС в отечественной дидактике высшей школы в 70-80-е гг. прошлого века, представлены основные принципы системы НИРС, одним из которых является опора на студенческую инициативу и активность [10].

Однако нам не удалось найти научных статей, посвященных характеристике отдельных организационно-массовых мероприятий инновационного характера, стимулирующих развитие научно-исследовательской работы студентов.

Одной из инновационных форм, стимулирующих участие студентов в НИРС, являются Дни студенческой науки, проводящиеся в Южно-Уральском государственном университете в рамках Всероссийского фестиваля науки.

Данное мероприятие может быть рассмотрено как система, включающая целевой, содержательный, процессуальный и корректировочный компоненты и являющаяся подсистемой метасистемы НИРС университета.

Целью данного мероприятия является содействие развитию студенческого самоуправления при организации участия студентов в научно-исследовательской деятельности. Конкретизацией данной цели стало решение следующих задач: организация знакомства студентов с системой НИРС, существующей в университете; создание площадки для обмена опытом участия в НИРС; создание условий для разработки проектов по совершенствованию элементов НИРС.

Цели и задачи мероприятия определили отбор его содержания. На основе анализа представленных выше работ, была разработана программа Дней студенческой науки, которая содержательно включала следующие элементы.

1. Характеристика УИРС как базы для осуществления НИРС. Характеристика НИРС как системы. Традиционные и инновационные формы организации НИРС на кафедре, на факультете, в университете. Индивидуальные и организационно-массовые формы организации НИРС на институциональном, региональном, федеральном и международном уровнях.

2. Характеристика научных школ и основных направлений научных исследований,

осуществляемых в Южно-Уральском государственном университете. Приоритетные направления развития: цели, задачи и достигнутые результаты (ПНР-1 - Энергосбережение в социальной сфере; ПНР-2 - Рациональное использование ресурсов и энергии в металлургии; ПНР-3 - Энерго- и ресурсоэффективные технологии в дизелестроении для бронетанковой техники и инженерных машин; ПНР-4 -Ресурсоэффективные технологии создания и эксплуатации комплексов морских баллистических ракет; ПНР-5 - Суперкомпьютерные и грид-технологии для решения проблем энерго- и ресурсосбережения).

3. Характеристика материально-технического обеспечения исследований, осуществляемых в Южно-Уральском государственном университете, в том числе по приоритетным направлениям развития. Лаборатория компьютерного моделирования (разработка теоретических и практических основ построения качественно новых высоко-масштабируемых методов и алгоритмов для интеллектуального анализа данных на суперЭВМ транспетаф-лопного уровня производительности; решение задач суперкомпьютерного моделирования для повышения энерго- и ресурсоэффектив-ности высокотехнологичных отраслей экономики и социальной сферы; разработка технологий сквозного проектирования с использованием суперкомпьютерных и распределенных вычислительных систем для создания инновационных энерго- и ресурсосберегающих промышленных технологий с использованием суперкомпьютера «СКИФ-Аврора ЮУрГУ»). Научно-образовательный центр «Машиностроение», оснащенный обрабатывающими центрами фирмы MORI SEIKI (Япония), коор-динатно-измерительной машиной КИМ-1000 (фирма «Лапик»), электроэрозионным станком фирмы Sodick (Япония) и большим парком универсального оборудования. Научно-образовательный центр «Нанотехнологии». Проекты центра: создание композитных на-номатериалов; выращивание монокристаллического нитрида галлия; разработка золь-гель технологии легирования высокочистого кварцевого стекла; разработка технологии производства стеклоуглеродных наноматериалов для топливных ячеек, разработка новых адсорбционных наноматериалов и др.

4. Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) как методология и технология инновационной деятельности.

5. Пути коммерциализации результатов научных исследований. Виды проектов: инновационные идеи - проекты, находящиеся на ранних стадиях разработки, не имеющие опытного образца; инновационные проекты -проекты, имеющие опытный образец продукции и бизнес-план; инновационные технологии - реализованные проекты, результатом которых стала новая продукция. Примеры проектов, результатом которых стал выход на рынок нового товара (технологии, услуги), имеющего спрос у потребителей. Критерии оценки проектов. Этапы продвижения научно-технической разработки на рынок: комплексная экспертиза (аудит); правовая охрана созданной интеллектуальной собственности; технико-экономическое обоснование разработки; оценка стоимости интеллектуальной собственности; маркетинговые исследования; вывод научно-технической разработки на инновационные ярмарки, выставки, салоны, поиск инвесторов для организации производства новой продукции; стандартизация и сертификация новой продукции; организация производства наукоемкой продукции и ее продвижение на рынок Охраны интеллектуальной собственности как основа коммерциализации результатов научно-технической деятельности. Грантовая поддержка результатов научных исследований [3, 4].

6. Стипендиальное обеспечение как элемент стимулирования студентов, участвующих с системе НИРС. Виды стипендий, критерии отбора претендентов на получение повышенной стипендии.

Процессуальный компонент мероприятия включал в себя следующие формы организации работы участников «Дней»:

- экскурсии в научно-образовательные центы «Нанотехнологий», «Машиностроение», лабораторию компьютерного моделирования и др.;

- мастер-классы: по теории решения изобретательских задач; основам охраны интеллектуальной собственности; участию в программе «Участник молодежного научно-инновационного конкурса» («УМНИК»);

- интеллектуальный марафон на тему «Научные открытия и изобретения», в ходе которого в игровой форме команды демонстрировали умения оперативно находить и обрабатывать информацию, а также использовать полученные (в том числе при освоении основ ТРИЗ) знания для создания конструк-

ции из предложенного материала по заданным параметрам;

- мини-лекции теоретического блока: «Система НИРС (общая характеристика)»; «Научные школы и основные направления научных исследований»; Школа молодого инноватора (общая характеристика);

- деловую командную игру на тему «Совершенствование организационно-массовых мероприятий системы НИРС».

Для создания проекта в ходе деловой игры командам были предложены следующие темы:

1. «Информационное обеспечение НИРС».

2. «Школа молодого исследователя».

3. «Дни студенческой науки - 2016».

4. «Встреча с наукой» и другие мероприятия для первого курса как элемент системы НИРС.

5. Система мастер-классов в рамках организации НИРС.

6. «Аукцион инноваций» как элемент системы НИРС.

7. Конкурс «Генератор идей» как элемент системы НИРС.

8. Предпринимательский университет в системе организации НИРС.

9. Своя тема (по согласованию с организаторами).

Члены жюри, в которое входили представители профессорско-преподавательского состава различных факультетов, организующих системную научно-исследовательскую работу студентов, и представители учебно-методического управления университета оценивали работу команд по таким критериям, как системность предложенного проекта, обоснованность, новизна, реализуемость, аргументированность защиты и наглядность представления.

Корректировочный компонент системы предполагал постоянную обратную связь с отдельными участниками и командами в целом. Организационной особенностью проведения «Дней» являлось наличие у групп студентов-кураторов, взаимодействующих и с командами, и с представителями оргкомитета мероприятия. Прошедшие соответствующий инструктаж и тренинг, студенты-кураторы в игровой форме организовали знакомство членов команд - представителей различных факультетов и институтов Южно-Уральского государственного университета; предоставили

возможность каждому из членов команды рассказать о своем опыте участия в НИРС, своих достижениях и планах при осуществлении научно-исследовательской деятельности; организовывали консультационную помощь командам, обращаясь к соответствующим экспертам, оказывали эмоциональную поддержку членам команды, работающим в жестком режиме: три дня по 7 часов. Неформальное взаимодействие участников команд, кураторов и представителей оргкомитета осуществлялось по 12 часов в сутки как очно, так и дистанционно - через созданные кураторами каждой группы диалоги в социальной сети «Вконтакте».

В ходе «Дней...» активно использовались возможности, предоставляемые таким средством массовой информации, как «ЮУрГУ-ТВ», в частности, видеофильмы, созданные телерадиокомпанией о научных школах и основных направлениях научных исследований, осуществляемых в Южно-Уральском государственном университете.

Стимулирующий эффект участия студентов в организационно-массовых мероприятиях НИРС, в частности, «Днях студенческой науки», давало также широкое использование университетских и региональных СМИ: было создано 4 материала для размещения на сайтах и 5 видеороликов, размещенных в сети Интернет.

В 2015 году для участия в данном мероприятии приглашались студенты первых курсов, имеющие желание или склонность к осуществлению научно-исследовательской деятельности, а также студенты старших курсов, уже принимавшие участие в одной или нескольких формах организации НИРС, будущие бакалавры, специалисты, магистры практически всех факультетов и институтов университета.

Информационное обеспечение участия осуществлялось благодаря ответственным за работу с талантливой молодежью на факультетах и средствам массовой информации университета. Все желающие принять участие проходили регистрацию в официальной группе данного мероприятия https://vk.com/ с1иЬ69612133, что позволило собрать полную информацию об участниках.

В мероприятии приняли участие 143 человека. Из них участвовали в одной из форм НИРС (в олимпиадах; конкурсах научно-исследовательских работ; научно-практических

конференциях, публиковали статьи и (или) тезисы, участвовали в выставках, научных форумах и др. - 29 %; участвовали в двух формах НИРС - 32 %; участвовали в трех и более формах НИРС - 37,5 %).

Информация, предоставленная участниками при регистрации, помогла сформировать группы для командной работы из студентов различных факультетов, различных курсов, имеющих различный опыт участия в НИРС.

Результатом работы дней стал комплекс проектов по совершенствованию организации НИРС, отражающий взгляд студенческого сообщества на перспективы развития студенческой науки в университете, создание инициативной группы, включающей студентов различных факультетов, для интеграции идей данных проектов и разработки системы организационно-массовых мероприятий, стимулирующих участие студентов в НИРС.

Литература

1. Дербенева, О.Ю. Концепция «Инновационного конвейера» в системе инновационного развития ПетрГУ / О.Ю. Дербенева // Непрерывное образование: XXI век. - 2013. -№ 4. - С. 98-110.

2. Ковтун, О.П. Организация научно-образовательной деятельности в Уральской государственной медицинской академии / О.П. Ковтун, Е.И. Глебова // Системная интеграция в здравоохранении. - 2010. - № 3.-С. 54-60.

3. Кожитов, Л.В. Охрана интеллектуальной собственности - основа коммерциализации результатов научно-технической деятельности / Л.В. Кожитов, Т.В. Райкова // Инновации. - 2011. - № 11. - С. 10-17.

4. Нужнова, С.В. Научно-исследовательская работа студентов как необходимое условие подготовки к профессиональной мо-

бильности / С.В. Нужнова // Сибир. пед. журнал. - 2012. - № 8. - С. 33-37.

5. «Об образовании в Российской Федерации» Федеральный закон. - НПр://хп--80аЪис]иЪИу9а.хп--р1а1/%00%Б4%00%БЕ% 00%БА%01%83%00%БС%00%Б5%00%Б0% т%о82%о01%о8Б/2974.

6. Организация и развитие молодежной науки в политехническом университете: мо-ногр. / В.А. Власов, Л.М. Зольникова, Б.Б. Мой-зес, А. А. Степанов. - Томск: Изд-во Томского политехн. ун-та, 2009. - 277 с.

7. Петрушина, А.В. Молодежные инновационные форумы студентов как форма НИРС для подготовки специалистов / А. В. Пет-рушина // Вестник КемГУ. - 2009. - № 4. -С. 102-106.

8. Пузанкова, Е.Н. Научная и инновационная деятельность студентов Орловского государственного университета / Е.Н. Пузанкова // Ученые записки Орловского гос. ун-та. Серия «Гуманитарные и социальные науки». -2009. - № 3. - С. 314-318.

9. Тягунова, Ю. В. Понятие и явление проектирования образовательно-научного процесса в университете /Ю.В. Тягунова // Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование. Педагогические науки». - 2012. - № 4 (263). - С. 50-55.

10. Цыганкова, А. С. К вопросу о теории и практике научно-исследовательской работы студентов в отечественной дидактике высшей школы (70-80-е годы XX века) / А.С. Цыганкова // Вестник Томского гос. пед. ун-та. -2007. - № 7. - С. 128-132.

11. Шиняева, О.В. Роль научной деятельности студентов в повышении функциональности российского высшего образования / О. В Шиняева, Д.Х. Акманаева // Изв. высш. учеб. заведений. Поволжский регион. Общественные науки. - 2011. - № 4. -С. 60-71.

Волкова Милена Александровна, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры безопасности жизнедеятельности, Южно-Уральский государственный университет (Челябинск), vma63@inbox.ru.

Попов Михаил Юрьевич, кандидат технических наук, доцент, заместитель начальника учебно-методического управления, Южно-Уральский государственный университет (Челябинск), popovmi@susu.ac.ru.

Поступила в редакцию 26 марта 2015 г.

MASS ORGANIZED EVENTS WHICH STIMULATE THE DEVELOPMENT OF STUDENTS' RESEARCH WORK

M.A. Volkova, South Ural State University, Chelyabinsk, Russian Federation, vma63@inbox.ru,

M.Yu. Popov, South Ural State University, Chelyabinsk, Russian Federation, popovmi@susu.ac.ru

The competencies of research activity, which are necessary for future specialists to find a creative solution of job tasks, are formed in the course of the educational process. Participation in research activities helps to enhance the quality of preparation for it. However, according to sociological studies, more than a half of students with relevant abilities need some stimulation and formation of positive motivation to conduct research. Mass organized events, which stimulate the development of research work, are designed to increase motivation. The paper presents a detailed description of the event "Days of Student Science", organized within the framework of All-Russian Festival of Science, aimed to contribute to the development of research work of students. The theoretical research methods, in particular, comparison, analysis and synthesis were used. The mass organized event is presented in the form of a system that has purpose, content-related, procedural and corrective components, and is a subsystem of a metasystem of students' research work at the University. The interaction of student curators with the representatives of participating teams and members of the organizing committee is characterized. The materials of the article can be used when organizing similar events, aimed to assist the development of student self-governance by involving students in research work.

Keywords: students' research work, organization of higher education, mass organized events, team work.

References

1. Derbeneva O.Yu. [Concept "Innovative Conveyor" in the Innovation PSU]. Continuing Education: XXI Century, 2013, no. 4, pp. 98-110. (in Russ.)

2. Kovtun O.P., Glebova E.I. [Organization of Scientific and Educational Activities in the Ural State Medical Academy]. System Integration in Health Care, 2010, no. 3, pp. 54-60. (in Russ.)

3. Kozhitov L.V., Raykova T.V. [Protection of Intellectual Property - through Commercialization of Results of Scientific and Technical Activities]. Innovations, 2011, no. 11, pp. 10-17. (in Russ.)

4. Nuzhnova S.V. [The Research Work of Students as a Prerequisite to the Training of Professional Mobility]. Siberian Pedagogical Journal, 2012, no. 8, pp. 33-37. (in Russ.)

5. Federal'nyy zakon "Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii" [Federal Law "On Education in the Russian Federation"]. Available at: http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/%D0%B4%D0%BE%D0% BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/2974 (accessed 20.01.2015).

6. Vlasov V.A., Zol'nikova L.M., Moyzes B.B., Stepanov A.A. Organizatsiya i razvitie molodezh-noy nauki v politekhnicheskom universitete [Organization and Development of Youth Science at the Polytechnic University]. Tomskiy Politekhnicheskiy Universitet Publ., 2009. 277 p.

7. Petrushina A.V. [Youth Innovation Forum Students as a Form of NIRS for Training]. Bulletin KemSU, 2009, no. 4, pp. 102-106. (in Russ.)

8. Puzankova E.N. [Research and Innovation of Orel State University Students]. Scientific Notes of Orel State University. Ser. Humanities and Social Sciences, 2009, no. 3, pp. 314-318. (in Russ.)

9. Tyagunova Yu.V. [The Concept and Design of the Phenomenon of Educational and Scientific Process at the University]. Bulletin of the South Ural State University. Ser. Education. Pedagogical sciences, 2012, no. 4, pp. 50-55. (in Russ.)

10. Tsygankova A.S. [To the Problem of Theory and Practice of Research Students in Domestic

Didactics Higher Education (70-80th of XX Century)]. Bulletin of Tomsk State Pedagogical University, 2007, no. 7, pp. 128-132. (in Russ.)

11. Shinyaeva O.V., Akmanaeva D.Kh. [Role of Scientific Activity of Students in Improving the Functionality of the Russian Higher Education]. Proceedings of the Higher Educational Institutions. Volga Region. Social Sciences, 2011, no. 4, pp. 60-71. (in Russ.)

Received 26 March 2015

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ СТАТЬИ

REFERENCE TO ARTICLE

Волкова, М.А. Организационно-массовые мероприятия, стимулирующие развитие научно-исследовательской работы студентов / М.А. Волкова, М.Ю. Попов // Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование. Педагогические науки». - 2015. - Т. 7, № 2. - С. 83-90.

Volkova M.A., Popov M.Yu. Mass Organized Events Which Stimulate the Development of Students' Research Work. Bulletin of the South Ural State University. Ser. Education. Educational Sciences. 2015, vol. 7, no. 2, pp. 83-90. (in Russ.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.