Научная статья на тему 'Организационно-финансовый механизм создания региональных фондов прямых инвестиций'

Организационно-финансовый механизм создания региональных фондов прямых инвестиций Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
318
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОНДЫ ПРЯМЫХ ИНВЕСТИЦИЙ / ОБЩЕРОССИЙСКАЯ СИСТЕМА РЕГИОНАЛЬНЫХ ФОНДОВ ПРЯМЫХ ИНВЕСТИЦИЙ / ОРГАНИЗАЦИОННО-ФИНАНСОВЫЙ МЕХАНИЗМ ФОНДОВ ПРЯМЫХ ИНВЕСТИЦИЙ / PRIVATE EQUITY FUNDS / THE NATIONAL SYSTEM OF REGIONAL PRIVATE EQUITY FUNDS / ORGANIZATIONAL-FINANCIAL MECHANISM OF THE PRIVATE EQUITY FUNDS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Изместьева Елизавета Андреевна

Автором предложен организационно-финансовый механизм создания Региональных фондов прямых инвестиций, который нацелен на активизацию инвестиционных процессов на уровне субъектов Российской Федерации и привлечение прямых инвестиций в отечественную экономику.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATIONAL-FINANCIAL MECHANISM OF THE ESTABLISHMENT REGIONAL PRIVATE EQUITY FUNDS

The author proposes the organizational-financial mechanism of the establishment regional private equity funds, which is aimed at the enhancing of the investment processes at the level of the Russian Federation and the attraction of the direct investments in the domestic economy.

Текст научной работы на тему «Организационно-финансовый механизм создания региональных фондов прямых инвестиций»

Am 7universum.com

UNIVERSUM:

ЭКОНОМИКА И ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

ОРГАНИЗАЦИОННО-ФИНАНСОВЫЙ МЕХАНИЗМ СОЗДАНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ ФОНДОВ ПРЯМЫХ ИНВЕСТИЦИЙ

Изместьева Елизавета Андреевна

аспирант кафедры финансов и кредита Ивановского государственного химико-технологического университета, Россия, г. Иваново

E-mail: NFT-Project@yandex. ru

ORGANIZATIONAL-FINANCIAL MECHANISM

OF THE ESTABLISHMENT REGIONAL PRIVATE EQUITY FUNDS

Izmesteva Elizaveta

postgraduate of the Department of Finance and credit of Ivanovo state University of chemistry and technology, Russia, Ivanovo

АННОТАЦИЯ

Автором предложен организационно-финансовый механизм создания Региональных фондов прямых инвестиций, который нацелен на активизацию инвестиционных процессов на уровне субъектов Российской Федерации и привлечение прямых инвестиций в отечественную экономику.

ABSTRACT

The author proposes the organizational-financial mechanism of the establishment regional private equity funds, which is aimed at the enhancing of the investment processes at the level of the Russian Federation and the attraction of the direct investments in the domestic economy.

Ключевые слова: фонды прямых инвестиций, общероссийская система региональных фондов прямых инвестиций, организационно-финансовый механизм фондов прямых инвестиций.

Изместьева Е.А. Организационно-финансовый механизм создания региональных фондов прямых инвестиций // Universum: Экономика и юриспруденция : электрон. научн. журн. 2014. № 3 (4) . URL: http://7universum.com/ru/economy/archive/item/1060

Keywords: private equity funds, the national system of regional private equity funds, organizational-financial mechanism of the private equity funds.

Основным направлением экономической политики РФ в настоящее время является ускоренная модернизация производственных мощностей. Без строительства новых и технического перевооружения существующих предприятий, системного внедрения инноваций Россия не сможет совершить промышленный рывок, необходимый для устойчивого развития. Эту глобальную задачу можно решить только с использованием масштабного долгосрочного финансирования. По мнению президента РФ В.В. Путина, нынешний показатель привлечения инвестиций в российскую экономику является недостаточным: общий объем инвестиций в мире составляет около 2 трлн. дол. США, на долю России приходится лишь 3 % [7]. Экспертные оценки свидетельствуют о том, что для осуществления прорывного инновационного развития российская экономика ежегодно нуждается в значительных прямых инвестиционных вложениях суммарным объемом не менее 200—250 млрд. дол. США [1, с. 9]. Эффективным способом организации вложений долгосрочных инвестиционных ресурсов в отечественные производственные предприятия реального сектора экономики являются фонды прямых инвестиций (ФПИ).

Автором предлагается создание общероссийской системы региональных фондов прямых инвестиций (РегФПИ), призванных активизировать инвестиционные процессы на уровне субъектов Российской

Федерации [6, с. 151].

Создание общероссийской системы региональных фондов прямых инвестиций предполагает создание в субъектах РФ группы компаний, включающей в свой состав постоянно действующие региональный фонд прямых инвестиций, управляющую и бухгалтерскую компании [6, с. 153].

Необходимые объемы фондов прямых инвестиций, создаваемых

в субъектах Российской Федерации, автором предлагается определить исходя

из величины валового регионального продукта (1 % от величины ВРП, что соответствует уровню экономически развитых стран) [5, с. 65].

Наиболее подходящей формой привлечения капитала с целью создания Регионального фонда прямых инвестиций, по мнению автора, является открытое акционерное общество, привлекающее денежные средства инвесторов через механизм акционирования — выпуск и продажу ценных бумаг (акций) [4, с. 90]. Уставный капитал РегФПИ предлагается сформировать, осуществив выпуск акций двух разновидностей — обыкновенные голосующие акции номинальной стоимостью 100 тыс. рублей за 1 шт. и привилегированные неголосующие акции аналогичной номинальной стоимостью [2, с. 307]. По привилегированным акциям фонда представляется целесообразным принять обязательства по выплате дивидендов с целью более широкого привлечения частных инвесторов, что позволит сформировать более сбалансированный состав акционеров фонда [5, с. 67]. Величину дивидендных выплат предлагается определить исходя из ставки средней доходности по банковским депозитам, увеличенной на 3 процентных пункта в виде премии за риск.

Формирование капитала РегФПИ представлено на рис. 1. Источниками формирования пассивов регионального фонда прямых инвестиций на 25 % являются государственные региональные бюджетные инвестиции, находящиеся под управлением региональных органов государственной власти, 75 % — частные вложения заинтересованных юридических и физических лиц [5, с. 66]. Доля государства на уровне блокирующего пакета акций позволит обеспечить реализацию приоритетов финансирования в стратегически важные и социально-значимые отрасли и предприятия субъектов РФ.

Рисунок 1. Формирование капитала РегФПИ

На рис. 1 применены следующие условные обозначения:

• ЮЛ1, ЮЛ2, ЮЛ3 — юридические лица (предприятия, корпорации, страховые компании, трастовые компании, финансовые организации);

• КБ1, КБ2, КБ3 — коммерческие банки;

• НПФ1, НПФ2, НПФ3 — негосударственные пенсионные фонды;

• ФЛ1, ФЛ2, ФЛ3 — физические лица, квалифицированные в сфере инвестиционных вложений;

• УК — управляющая компания, работающая в режиме аутсорсинга;

• БК — бухгалтерская компания, работающая в тесной кооперации с управляющей компанией в режиме аутсорсинга.

• Региональные органы государственной власти (функции и полномочия по осуществлению прямого инвестирования предлагается возложить на Департаменты экономического развития и торговли субъектов РФ)

Привлекательность вложений в региональный ФПИ для всех участников инвестиционного процесса определяется следующими аргументами:

• Финансовая выгода регионального бюджета по доходности инвестиций в РегФПИ не просто сравнима с доходностью частных и институциональных инвесторов, она превосходит данные показатели, так как региональный, местный и федеральный бюджеты опосредованно получают дополнительные выгоды от налоговых отчислений компаний-реципиентов, а также от компаний, входящих в группу компаний РегФПИ.

• Негосударственные пенсионные фонды имеют дополнительные гарантии надежности своих инвестиций в ценные бумаги предприятий-реципиентов, которые управляются профессиональными менеджерами РегФПИ, несущими дополнительную ответственность перед региональными органами власти за региональные инвестиционные ресурсы. Необходимо отметить, что институциональные инвесторы, такие как негосударственные пенсионные фонды, могут вкладывать не более 10 % общей суммы своих

инвестиций в высокорисковые операции ФПИ с целью увеличения доходности портфелей своих инвестиций.

• Коммерческие банки расширяют базу своих клиентов, причем клиентов из разряда высоконадежных, признанных лидеров в сегментах своих рынков, прошедших дополнительный отбор специалистами РегФПИ и заинтересованных в привлечении кредитных ресурсов для ускоренного развития.

• Промышленные и стратегические инвесторы (предприятия и корпорации) могут иметь иные приоритеты при инвестировании, чем финансовые инвесторы. Их могут интересовать вопросы слияния и поглощения компаний, участие в поставках сырья или комплектующих отдельным компаниям-реципиентам, участие в совместном производстве или торговле определенными номенклатурными группами товаров, перспективы включения в промышленные или торговые альянсы и др.

На стадии создания РегФПИ и планирования инвестиций должны быть определены следующие параметры деятельности фонда:

• зарегистрирован региональный фонд прямых инвестиций;

• определены основные задачи, полномочия, обязанности, принципы взаимодействия учредителей фонда, управляющей и бухгалтерской компаний;

• создана и зарегистрирована управляющая компания РегФПИ и бухгалтерская компания;

• исследована конъюнктура рынка прямых инвестиций, и проведен детальный анализ потенциальных перспективных отраслей, направлений и сфер инвестирования, т. е. осуществлен сбор, систематизация и анализ исходных данных для принятия предварительных инвестиционных решений;

• определена инвестиционная политика, инвестиционные цели и стратегия;

• разработаны основополагающие документы РегФПИ,

регламентирующие деятельность фонда. Подготовлен инвестиционный

меморандум, в котором сформулированы основные положения и принципы инвестиционной деятельности РегФПИ;

• намечена предварительная организационная структура фонда, определен необходимый персонал (специалисты по вопросам инвестирования, организации производства и технологиям в соответствии с выбранной специализацией РегФПИ);

• определены мероприятия по защите активов, которые будут приобретаться в ходе инвестиций, осуществляемых фондом.

Управляющая компания регионального фонда прямых инвестиций (УК РегФПИ) — самостоятельное юридическое лицо, реализующее управленческие функции фонда прямых инвестиций и осуществляющее подготовительную и вспомогательную работу по мониторингу рынка прямых инвестиций. На управляющую компанию РегФПИ необходимо возложить выполнение следующих функций: поиск, отбор и оценка объектов инвестирования, организация и проведение процедур Due Diligence, принятие решений по поводу осуществления инвестиций, операционное управление активами РегФПИ, страхование деятельности УК и активов фонда, хеджирование инвестиционного риска путем диверсификации вложений в различные проекты, контроль над деятельностью инвестируемых предприятий и обеспечение «выхода» из них.

Управляющая компания осуществляет управление активами РегФПИ исключительно в интересах его акционеров, что должно быть зафиксировано в инвестиционной декларации фонда. Взаимоотношения между инвесторами и управляющей компанией регулируются комплексом документов: уставы и учредительные договоры фонда, управляющей и бухгалтерской компаний, Инвестиционная декларация фонда, договоры об инвестировании, Правила фонда, Проспект эмиссии. Совокупность этих документов формализует отношения между инвесторами (акционерами фонда) и УК РегФПИ как доверительное управление имуществом фонда.

В соответствии с принципами инвестиционно-финансовой деятельности РегФПИ [3, с. 888], активы, которыми УК РегФПИ управляет по поручению фонда, должны быть отделены от собственных активов УК.

После осуществления начальных организационных мероприятий, региональный фонд прямых инвестиций начинает аккумулирование (консолидацию) денежных средств инвесторов в объеме, необходимом для осуществления инвестиционной стратегии РегФПИ. Основным содержанием стадии аккумулирования капитала РегФПИ является разработка и подписание соглашений о покупке акций (долей) фонда инвесторами, в которых сформулированы финансовые обязательства инвесторов и их права на долевое участие в доходах фонда, а также согласование и подписание графиков предоставления финансовых ресурсов, в которых фиксируются суммы и сроки внесения сумм вкладчиками (инвесторами) фонда. На данной стадии должны быть разработаны следующие рабочие документы РегФПИ: соглашение о покупке инвесторами акций (долей) фонда, декларация инвестора о принятии рисков инвестирования в РегФПИ, гарантийные письма от инвесторов в фонд, подтверждающие «чистоту» происхождения инвестируемых денег, документы подписки и подтверждения участия.

Для оценки эффективности инвестиционно-финансовой деятельности РегФПИ на стадии создания фонда и аккумулирования капитала предлагается определять следующие показатели:

• суммарный консолидированный капитал на уровне подписанных к размещению заявок на покупку акций фонда;

• суммарный мобилизованный капитал — количество объявленных и размещенных акций фонда;

• расходы фонда на осуществление стартовых мероприятий информационного характера. Суммарные регистрационные и организационные расходы фонда, управляющей и бухгалтерской компаний на начальной стадии существования фонда. Суммарные расходы УК на осуществление текущей

хозяйственной деятельности по управлению РегФПИ. Удельные показатели вышеперечисленных расходов, приходящиеся на одну акцию РегФПИ.

Региональные фонды прямых инвестиций, создаваемые в субъектах РФ, выступят финансовыми кластерообразующими институтами развития ключевых отраслей экономики субъектов РФ, обеспечат доступ

промышленным предприятиям регионов к прорывным технологиям

в приоритетных инновационных секторах экономики, обеспечат стратегическое развитие производственного потенциала промышленных предприятий региона, будут способствовать развитию фондового рынка и консолидации акционерного капитала региональных производственных компаний, предоставят широкому кругу частных инвесторов возможности получения дополнительных финансовых доходов от участия в современном региональном акционерном обществе, использующем нетрадиционные финансовые технологии инвестирования. Исходя из практики отечественного рынка прямых инвестиций, вложения в РегФПИ позволят добиться высокой маржинальной доходности (от 20 до 40 % годовых) при долгосрочном горизонте инвестирования для всех категорий инвесторов.

Список литературы:

1. Аганбегян А.Г. Социально-экономическое развитие: финансово-кредитные аспекты // Деньги и кредит. — 2013. — № 1. — с. 4—10.

2. Изместьева Е.А. Ивановский региональный фонд прямых инвестиций: цели деятельности и особенности функционирования // Сборник материалов Международного научного форума (Прогресс-2013), ИВГПУ. — 2013. — с. 306—308.

3. Изместьева Е.А. К вопросу о сущности и классификации фондов прямого инвестирования // Экономика и предпринимательство. — 2013. — № 11. — с. 886—889.

4. Изместьева Е.А., Соколов Ю.А. Региональный фонд прямых инвестиций: концептуальные вопросы создания и функционирования // Креативная экономика. — 2013. — № 5. — с. 87—94.

5. Изместьева Е.А. Финансовые аспекты создания региональных фондов прямых инвестиций // Актуальные проблемы социально-экономических исследований: сборник материалов IV Международной научнопрактической конференции. — Махачкала: ООО «Апробация», 2013. — с. 65—67.

6. Изместьева Е.А. Финансовый механизм создания, функционирования

и развития региональных фондов прямых инвестиций // Экономика и современный менеджмент: теория и практика: сборник статей

по материалам XXX международной научно-практической конференции. — Новосибирск: Изд. «СибАК», 2013. — с. 151—156.

7. Путин В.В. Нужно создавать благоприятные условия для бизнеса /

[Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: http://www.moldelo.ru/w-putin-nuzhno-sozdavat-blagopriyatnyie-usloviya-dlya-biznesa (дата

обращения: 28.12.2012).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.