Научная статья на тему 'Организационно - финансовые инструменты инновационной деятельности'

Организационно - финансовые инструменты инновационной деятельности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
497
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ / ИННОВАЦИОННАЯ СТРАТЕГИЯ / ФИНАНСОВАЯ СТРАТЕГИЯ / ИНВЕСТИЦИОННЫЙ АНАЛИЗ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Манджиева Дина Александровна

В статье подчеркивается возрастание роли финансовой стратегии как инструмента перспективного управления финансовой деятельностью предприятия. Автором предлагается новая модель финансового планирования, которая основана на принципах непрерывного адаптивного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Organizational-Financial Instruments of Innovative Activities

The article underlines the growing role of the financial strategy as an instrument of perspective management of financial activities of an enterprise. The author offers a new model of financial planning, which is based on the principles of permanent adaptive process.

Текст научной работы на тему «Организационно - финансовые инструменты инновационной деятельности»

но-экономическому развитию территории и созданию на ней нормальных условий для жизнедеятельности населения.

В Ростовской области 390 сельских поселений. Это вовсе не означает, что нужно иметь 390 бизнес-проектов. Некоторые сельские муниципальные образования следовало бы укрупнить с согласия местных жителей. Если это нецелесообразно, то можно формировать бизнес-проекты на базе нескольких сельских поселений (своего рода межмуниципальные проекты). В любом случае бизнес-проект можно рассматривать как инструмент развития системы жизнеобеспечения на селе.

В самом общем виде бизнес-проект территории состоит из нескольких

блоков:

- цели и задачи бизнес-проекта и этапность их реализации;

- средства, необходимые для выполнения поставленных целей и задач;

- источники финансирования бизнес-проекта (местный бюджет, финансовые ресурсы из регионального и Федерального бюджета, заемные средства, деньги бизнеса и населения);

- система управления бизнес-проектом территории;

- формы контроля и ответственности за выполнением бизнес-проекта на всех этапах его реализации.

Разработка и реализация бизнес-проекта территории - это конкретная форма территориального планирования, в которую органично вписаны местные власти, бизнес, государство и население. Скоординированность их усилий придаст социально-экономическому развитию села динамику и необходимую эффективность.

УДК 336.6

Манджиева Д.А., к.эк.н., доц.

Организационно - финансовые инструменты инновационной деятельности

В статье подчеркивается возрастание роли финансовой стратегии как инструмента перспективного управления финансовой деятельностью предприятия. Автором предлагается новая модель финансового планирования, которая основана на принципах непрерывного адаптивного процесса.

Ключевые слова: инновационная деятельность, стратегический менеджмент, инновационная стратегия, финансовая стратегия, инвестиционный анализ.

Стратегия как инструмент планирования инновационной деятельности включает с себя проблематику стратегического и финансового менеджмента, а также методологию разработки и реализации финансовой стратегии предприятия. Как правило, полная версия стратегического менеджмента содержит всю проблематику финансового менеджмента и финансовой стратегии. Это тем более относится к проблеме стратегического управления инновационной деятельностью.

Инновационный стратегический процесс включает в себя такие общие элементы деятельности как анализ и прогноз, формулирование, оценку, осуществление, контроль. Он также предполагает применение следующих инструментов стратегического анализа ситуации: SWOT-анализ; определение ключевых компетенций; сравнительный анализ (эталоном для сравнения служит высший стандарт, которого должно добиваться предприятие, например, скорость доставки, увязка исследований рынка и производства, послепродажное обслуживание, скорость реакции на сигналы рынка, техническое превосходство и др.); оценка рынка по модели пяти факторов Портера; применение сбалансированной оценочной ведомости. [1, с.45] Кроме того, необходимо воспользоваться одной из двух моделей перехода от анализа к действиям: 1) задачи, ограничения, выбор и 2) анализ действующих факторов. [2, с. 112].

Переход от анализа к действиям по первой модели означает прохождение трех последовательных этапов: 1) формулировка содержания и состава задач, определяющих будущее стратегическое направление деятельности организации (рост прибыли или качества товара/ услуги, создание новых стимулов для продаж, введение новшеств и т.п.); 2) определение состава препятствий для достижения поставленных задач (культура организации, уровень мотивации персонала и боязнь перемен, действия конкурентов, неудовлетворительная технология, неправильное определение бюджета, недостаточная дифференциация продукции по сравнению с товарами конкурентов, недостаточная осведомленность рынка о бренде, степень переговорной силы покупателей, влияние прошлых ошибок при установлении цен и т.д.); 3) выбор способов, методов и инструментов, с помощью которых можно преодолеть ограничения с целью решения поставленных задач (выбор сегмента покупателей, решение отказаться от выпуска (ныне) ценной продукции, решение вести конкуренцию на данном, а не другом сегменте рынка, инвестирование в новую технологию, несмотря на нехватку средств, изменение имиджа или торговой марки, принятие мер для переобучения персонала, действия, направленные на удовлетворение новых потребностей, изменение структуры организации).

Сделанный выбор определит как стратегию, так и тактику предприятия. Выбор действий означает проведение данной стратегии в жизнь.

Вторая модель перехода от анализа к действиям (анализ действующих факторов) является скорее методологией инновационного анализа, ориентированного на решение базовых проблем.

Она включает: 1) определение проблемы как сравнение фактической и желаемой ситуации, включая идеальную; 2) анализ проблемы, включая определение ограничивающих факторов, действующих в направлении сохранения статус-кво или фактически ухудшающих положение, а также определение и ранжирование в порядке важности факторов, обеспечивающих развитие от существующего к желаемому состоянию; 3) выработку решения по устранению или уменьшению значения основных неблагоприятных факторов, усилению факторов, способных увеличить позитивный эффект движущих сил или

дать им возможность проявиться, а также выбор наиболее многообещающих вариантов действий; 4) разработку плана действий, определение требуемых материальных и людских ресурсов, а также финансовых средств; 5) определение графиков работы и распределение обязанностей; 6) реализацию плана.

Инновационная деятельность является одним из вариантов видоизменения бизнес - процессов. Кроме собственно инновации, т.е. изменения процессов для создания и предоставления потребителям других товаров или услуг, используются и другие квазиинновационные формы преобразования деятельности. Среди них: интенсификация (улучшение процессов, предназначенных для более полного обслуживания имеющихся потребителей); расширение (использование мощных процессов для выхода на новые рынки); приращение (наращивание процессов с целью предоставить имеющимся потребителям дополнительные услуги); конверсия (использование успешного процесса в качестве услуги для других предприятий); диверсификация (создание новых процессов для доставки новых товаров или услуг).

Инновационная стратегия включает в себя: прогнозирование будущего; идентификацию и выбор ключевых бизнес-процессов; разработку новых процессов; оценивание текущих процессов и анализ разрывов; планирование перехода к будущему варианту; реализацию программ изменений.

На этапе разработки решаются две задачи: концептуальная и процессная. На концептуальном уровне осуществляется формирование стратегических представлений о необходимых конкурентных уровнях деятельности, определение ожиданий потребителей и те ценности, которые они хотят получить; формирование представления о процессах, позволяющих компании добиться конкурентного преимущества. На процессном уровне производится формирование эталонных показателей, идентификация уровней функционирования, обеспечивающих достижение прорывного характера и разработка альтернативных моделей обеспечения этих уровней функционирования, а затем создание прототипа нового процесса.

При этом используются критерии оценки проектов - по эффективности (обеспечение планируемого результата), по производительности (наименьший объем потребляемых ресурсов для обеспечения планируемой ценности), по гибкости (в зависимости от изменения таких факторов как предпочтения потребителей, рыночной ситуации и технологий).

Уровни, обеспечивающие достижения прорывного, уникального характера не должны ориентироваться на имеющиеся в организации ограничения, защищая их от воздействия текущих доминирующих процессов. Должен действовать принцип: лучшее место для отыскания основы для изменений - будущий бизнес, худшее место для этого - нынешний.

Применительно к инновационной деятельности финансовая стратегия, стратегический менеджмент и общая стратегия реформирования предприятия неразделимы. Специфика финансовой стратегии выражается в том, чтобы обеспечить предприятие методиками, подходами, ресурсами, необходимыми, главным образом, для построения бизнес-процессов заново на основе выде-

ления основных проблем предприятия, комплекса целевых мероприятий, ориентируясь на идеальный образ предприятия с точки зрения клиентов.

Речь идет о том, чтобы не только добиться выявления и полного использования имеющихся резервов, произвести структурные изменения за счет снижения доли неэффективности производств и убыточных видов продукции, но перейти к созданию и рациональному использованию новых видов продукции, услуг и новых технологий за счет активизации инновационных процессов. Для этого необходимо проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, подготовка и проведение программ по внедрению разрабатываемых новшеств или инновационные программы для разработки новой продукции, новых технологий, новых методов управления.

При этом в зависимости от целей общей стратегии могут определяться такие стратегические задачи как достижение определенной доли рынка, объема оборота, доли денежных средств в обороте, объемы выпуска продукции по видам, доля заказов, выполненных в срок, доля переменных затрат в структуре себестоимости; переменные затраты, тыс. руб. на одно изделие (сырье, энергия, транспорт).

Однако для организации полноценной инновационной деятельности необходима развернутая финансово-стратегическая оценка будущей деятельности. Кроме общих стратегических показателей (объем капитала, т.е. денег, которые предприятие инвестирует в свою хозяйственную деятельность, включая акционерный, стоимость акций и их объем, размер заемного капитала, соотношение акционерного и заемного капитала) необходима стратегическая оценка показателей стоимости капитала. Имеются в виду показатели стоимости капитала или размера платежей (в процентном соотношении), осуществляемых компанией ежегодно по отношению к основной сумме денег, стоимости заемного капитала или процентная ставка, стоимость акционерного капитала, цена фиксированного капитала (процентный доход по государственным облигациям и средний процент, выплачиваемый на рынке заемного капитала в целом), средневзвешенная стоимость капитала.

Следует также указать на ряд аналитических показателей, отражающих стратегическую готовность предприятия, полученных на основе трендового, сравнительного и коэффициентного анализа.

Коэффициентный анализ представляет собой сравнение (в процентном соотношении) двух показателей, включает пять основных групп финансовых коэффициентов: 1) коэффициенты результативности (рентабельность долгосрочного заемного капитала и собственного капитала, рентабельность продаж); 2) коэффициенты эффективности (эффективность в общем виде представляет собой отношение результатов деятельности и затрат, оборачиваемость активов и его вариант - коэффициент оборачиваемости основного капитала); 3) коэффициенты ликвидности (показатель текущей ликвидности, коэффициент лакмусовой бумажки является вариантом коэффициента текущей ликвидности и служит для оценки способности компании погашать краткосрочную задолженность с помощью наличности или высоколиквидных

активов); 4) инвестиционные коэффициенты (прибыль на одну акцию, отношение цены к доходу на одну акцию, коэффициент дивидендной доходности); 5) коэффициенты структуры капитала (леверидж или отношение заемного капитала компании к суммарным заемным средствам, соотношение заемных и собственных средств).

Цели стратегического и финансового менеджмента представляют собой один из следующих вариантов или их комбинацию: максимизация прибыли; минимизация трансакционных издержек; максимизация объема продаж; максимизация темпов роста предприятия; обеспечения конкурентных преимуществ; максимизация добавленной стоимости; максимизация рыночной стоимости предприятия.

Финансовая стратегия предприятия разрабатывается с учетом реального положения и перспектив развития рыночных условий хозяйствования, разнообразных рисков, инфляции и форс-мажорных обстоятельств.

Возрастание роли финансовой стратегии как инструмента перспективного управления финансовой деятельностью предприятия, подчиненного реализации целей общего его развития определяется:

- интенсивностью изменений факторов внешней финансовой среды;

- необходимостью перехода к новой стадии жизненного цикла предприятия;

- кардинальным изменением целей операционной деятельности предприятия, связанное с высокими темпами изменений (изменение производственного ассортимента, внедрения новых производственных технологий, освоения новых рынков сбыта продукции и т.п.) [3, с.78].

Финансовая стратегия базируется на методологии стратегического планирования, которое учитывает фактор новых возможностей и угроз, а также на принципах стратегического менеджмента, где выделяются три основные группы объектов стратегического управления - предприятие в целом, стратегическая зона хозяйствования и стратегическая хозяйственная единица (центр прибыли). Соответственно выделяются три основные вида стратегий -корпоративная стратегия, функциональные стратегии и стратегии отдельных хозяйственных единиц (бизнес-единиц).

Финансовый менеджмент в стратегическом варианте также представляет собой процесс выработки цели управления финансами и осуществление воздействия на них с помощью методов и рычагов финансового механизма.

Разработка прогнозных финансовых документов и показателей является важнейшей частью стратегического управления.

Стратегическое значение имеют не только экономические прогнозы и прогнозы спроса и объема продаж, но и технический, инвестиционный, хозяйственный риски.

Так, технологический прогноз охватывает уровень технического прогресса или будущее состояние технологического развития в сферах, оказывающих непосредственное влияние на деятельность фирмы. Например, фирма, занимающаяся производством или продажей компьютеров, должна знать

прогноз технических возможностей по расширению объема памяти, быстродействия и т.д. Прогноз технологических прорывов подскажет фирме, нужно ли: а) проводить интенсификацию существующих мощностей; б) увеличивать инвестиции в расширение уже имеющегося производства; в) ориентироваться в будущем на новые технологические проекты.

Инвестиционный анализ как составная часть стратегии (прединвести-ционные исследования) проводится при создании нового предприятия, при расширении производства, реконструкции, техническом перевооружении действующих предприятий и во всех других случаях, когда необходимы инвестиции. Международные требования к проведению инвестиционного анализа регламентирует Методика Организации Объединенных Наций по промышленному развитию (UNIDO).

С точки зрения развития предприятия финансовая деятельность предприятия на стадии планирования предполагает решение четырех основных задач, а именно определение: 1) потребностей в капиталовложениях; 2) финансовых возможностей; 3) производственных затрат и накладных расходов;

4) объемов сбыта.

Финансовые модели используются для планирования таких показателей как: 1) доход на акцию; 2) дивиденды на акцию; 3) доход на инвестированный капитал или на активы; 4) прибыль на единицу реализованной продукции; 5) наличный капитал; 6) отношение задолженность/активы; 7) доли рынка.

С помощью финансовых моделей оцениваются различные альтернативы в сфере политики предприятия: в ценообразовании; распределения дивидендов; привлечения средств; программы модернизации предприятия или технического перевооружения; модификации технологии или продукции; рыночной стратегии.

Важно отметить роль финансов в оценке чувствительности к условиям хозяйственной деятельности, имея в виду: темпы инфляции; ссудный процент; ставки налогов; нормы амортизации; тарифные ставки; цены на энергию и материалы.

Структурно-функциональная модель финансов как инструмента управления предприятием содержит следующие принципы и функции. Принципы организации финансов включают: саморегулирование хозяйственной деятельности; самоокупаемость и самофинансирование; разделение источников формирования оборотных средств на собственные и заемные; наличие финансовых резервов.

Выделяются также три главные функции: формирования, использования и контроля финансов.

Формирование капитала, доходов и денежных фондов, которое включает: образование и пополнение уставного и резервного капитала акционерных обществ; привлечение источников финансирования с фондового рынка на цели развития; мобилизацию кредитов и займов с рынка ссудного капитала; аккумуляцию денежных фондов, образуемых в составе выручки от про-

дажи товаров; формирование нераспределенной прибыли; привлечение специальных целевых средств; учет и анализ формирования капитала, доходов и денежных фондов.

Использование капитала, доходов и денежных фондов предполагает решение следующих задач: оптимизацию вложения капитала (собственного и заемного) во внеоборотные и оборотные активы; обеспечение налоговых платежей; вложение свободных денежных средств в наиболее ликвидные активы; использование доходов на цели потребления, развития и создания резервов; учет и анализ использования капитала, доходов и денежных фондов.

Указанные функции объективно имеют целью достижение максимизации стоимости капитала предприятия.

Третья основная функция финансов реализуется как контроль над соблюдением стоимостных и материально-вещественных пропорций при образовании и использовании доходов предприятий.

Как организационно - финансовый инструмент деятельности финансовый подход реализуется в бизнес-плане, который выполняет четыре функции: стратегическую, функционально - плановую, обеспечения кредитами, сотрудничества и взаимодействия.

Именно выход за пределы узко финансового подхода переводит финансы из пассивно - учетной в активно - преобразовательную сферу деятельности, а финансовая деятельность переходит в разряд финансово - стратегической или шире - в разряд организационно - финансовой деятельности. Финансы, таким образом, переходят из категории ресурсов в категорию средств деятельности предприятия.

Наибольшее значение при управлении развитием предприятия имеют прогнозно-плановая и организационно - координирующая функции.

Финансовое прогнозирование представляет собой оценку возможных будущих (стратегических) финансовых последствий принимаемых решений и внешних факторов. Оно является основой для финансового планирования на предприятии (т.е. составления стратегических, текущих и оперативных планов) и для финансового бюджетирования (т.е. составления общего, финансового и оперативного бюджетов). Отправной точкой финансового прогнозирования является прогноз продаж и соответствующих им расходов; конечной точкой и целью - расчет потребностей во внешнем финансировании.

Планирование в данном случае есть не только определение финансовых показателей, которых предприятие стремится достичь в будущем, но и процесс определения будущих действий по формированию и использованию финансовых ресурсов. Цель финансового планирования - обеспечение воспроизводственного процесса соответствующими финансовыми ресурсами как по объему, так и по структуре, - реализуется в виде стратегических, текущих и оперативных планов.

Координирующая функция финансового планирования состоит в выполнении таких задач, как: организация разработки и реализации финансовых программ; воздействие на объект управления, посредством которого достига-

ется состояние устойчивости финансовой системы компании в случае возникновения отклонения от заданных параметров; согласование деятельности всех звеньев системы управления, аппарата управления и специалистов; мониторинг финансового состояния компании, выполнения финансовых планов и др.

Группа показателей, которая определяется как показатели финансовой самодостаточности, а именно: коэффициент автономии, коэффициент маневренности, коэффициент задолженности и индекс финансовой напряженности,

- показывают степень управляемости финансами как на ресурс устойчивости, поскольку все они характеризуют насколько эффективно финансовое управление предприятием. Если показатели платежеспособности характеризуют в целом такую важнейшую для предприятия способность, как финансовая ликвидность, то показатели финансовой самодостаточности характеризуют уровень управляемости финансами с позиций устойчивости.

Проблема здесь связана главным образом с тем, насколько значительными являются заемные средства в общих средствах, используемых предприятием. Так, показатель финансовой автономии устанавливает долю собственных средств предприятия в общих финансовых средствах, коэффициент маневренности показывает долю собственных средств предприятия, вложенную в оборотные средства. Соответственно коэффициент задолженности и индекс финансовой напряженности показывают степень задолженности предприятия через отношение заемных средств к собственным средствам и активам предприятия.

В наибольшей степени специфике инновационной деятельности соответствуют такие инструменты как анализ финансовых показателей платежеспособности и финансовой устойчивости. Информационно-управленческая схема в данном случае должна включать такие элементы, как: определение нормативного значения того или иного показателя применительно к специфике данного предприятия; систематический расчет этих показателей по фактическим значениям; установление интервала допустимых колебаний фактических показателей по отношению к нормативному; определение прогнозных значений (трендовых и экспертных) показателей устойчивости; сравнительный анализ ожидаемых и фактических показателей; разработку системы реагирования (управления) на отклонения, считающиеся неприемлемыми.

Организационно - финансовым инструментом инновационной деятельности является бюджетирование - процесс, представляющий собой планирование, учет и контроль доходов и текущих расходов, инвестиций и денежных средств и направленный на достижение системы целей (в том числе стратегических), стоящих перед предприятием. В процессе бюджетирования составляется и контролируется система операционных и финансовых бюджетов предприятия, представляющих доходы и расходы предприятия, спланированные и детально расписанные на определенный период для достижения поставленных целей производственно-хозяйственной деятельности. Операционные бюджеты включают бюджеты продаж, производства, производственных запасов, прямых затрат на материалы и оплату труда, общепроизводственных накладных расходов, коммерческих и управленческих расходов.

Бюджеты инвестиций включают бюджеты реальных (производственных) и финансовых (портфельных) инвестиций.

В состав финансовых бюджетов входят прогнозный баланс, бюджет доходов и расходов, а также бюджет, характеризующий движение денежных средств предприятия. Контроль исполнения бюджетов осуществляется в режиме финансового мониторинга, предполагающего систематическое сопоставление действительного финансового положения (состояния) предприятия с желаемым. При этом у предприятия возникают мониторинговые издержки, т.е. затраты, связанные с контролем финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Примером мониторинговых издержек являются затраты на разработку системы контроллинга производственной и финансовой деятельности предприятия, а также затраты на консалтинг и аудит.

Бюджетирование является инструментом согласованного планирования и управления деятельностью организации с помощью бюджетов (смет) и экономических показателей, позволяющих определить вклад каждого подразделения в достижение общих целей.

Бюджетирование используется как инструмент внутреннего текущего (краткосрочного) планирования, средство контроля и оценки результативности деятельности, критерий оценки работы менеджеров, средство мотивации, а также средство формирования коммуникационной среды, средство поддержания и усиления координации между подразделениями, средством обучения менеджеров.

Одной из важнейших функций бюджетирования является контроль и управление по отклонениям, включающий: 1) диагностику (анализ информационных потоков, ассортиментный анализ, анализ планирования и учета затрат, анализ управления дебиторской и кредиторской задолженностью, анализ финансового положения); 2) подготовку соответствующих управленческих решений (оптимизация документооборота, кадровая политика, маркетинговый план, система контроля за качеством продукции, НИОКР, бухгалтерия, АСУ, снабжение, сбыт); 3) формирование бюджета предприятия (прогнозный отчет о прибылях и убытках; прогнозный баланс; прогноз движения денежных средств); 4) разработку стратегических показателей развития;

5) подготовку рекомендаций по учетной политике и управлению дебиторской и кредиторской задолженностью; 6) внедрение документооборота между основными подразделениями предприятия; 7) обучение методике формирования бюджета и разработка стратегических показателей развития предприятия.

Многие методы финансового планирования выполняют функции инструментов стратегического управления.

Однако эффективность бюджетирования в современных условиях не всегда является эффективным инструментом инновационного развития. Изменения во внешней среде снижают эффективность планирования и управления бюджетами, ориентированных на контроль. Возникает необходимость отхода от традиционного для бюджетных моделей принципа «предскажи и контролируй» к принципу «адаптации и распределения полномочий», харак-

терному для модели управления без бюджета. Традиционные бюджеты ориентируют менеджмент на достижение краткосрочных целевых заданий в ущерб долгосрочному созданию стоимости.

Новый взгляд на модель управления через финансовое планирование заключается в адаптивной и децентрализованной организации этого процесса, имея в виду соответствие трем критериям: 1) простота, низкозатратность и адекватность для пользователей; 2) соответствие факторам успеха, присущим информационной экономике; 3) стимулирование эффективности управления.

Предлагается новая модель финансового планирования, основанная на следующих принципах непрерывного адаптивного процесса:

1. Установка целевых заданий (Внешние эталонные показатели устанавливают желаемые среднесрочные цели).

2. Мотивация и вознаграждение (Относительные вознаграждения на основе внешних эталонных показателей, оценки и сравнение с которыми происходят на ретроспективной основе, ограничивают махинации).

3. Стратегический процесс (Постоянно продолжающийся процесс и большее участие стимулируют стремления и быструю реакцию).

4. Управление ресурсами (Подход «ресурсы по запросу» снижает уровень потерь).

5. Координация (Подход «одна команда» поощряет сотрудничество и отличный уровень сервиса для клиентов).

6. Управление и контроль (Оперативная и открытая информация фокусируется на обучении и стимулирует этичное поведение).

Адаптивная и децентрализованная модель является простой, низкозатратной и адекватной для пользователей. [4 с.94] Медлительный ежегодный цикл подготовки и согласования бюджета устранен. Поскольку ответственность за результаты перекладывается на непосредственных исполнителей, нет необходимости содержать многочисленные уровни контролеров. При этом становится гораздо меньше бюрократии, устраняется протекционистский образ мышления в отношении «защищенных» бюджетом затрат. Они видят, что у финансистов появилось больше времени на работу с ними. Они также получают выгоду от использования оперативной, открытой информационной системы, которая непосредственно направлена на решение их проблем.

Новая модель в большей степени соответствует информационной экономике. Ее процессы и культура управления борются за достижение постоянных конкурентных преимуществ. Ее культура ответственности и сфокусированности на развитии операционных менеджеров привлекает сотрудников, особенно новобранцев, которые выбирают, к какой компании им присоединиться. В ней устранен направленный сверху вниз контроль, препятствующий инновациям. Сотрудники на всех уровнях берут на себя ответственность за устранение ненужных затрат. Кроме того, эта модель дает людям возможность прислушаться к клиентам (внутренним и внешним) и сфокусироваться на результатах работы с клиентами, которые приносят прибыль.

Новая модель также способствует качественному корпоративному управлению и этичному поведению. Ключевой фактор, стимулирующий неэтичное поведение (соглашение с заданными результатами деятельности), устранен. Вместо него используется относительное соглашение об улучшении, которое действует в атмосфере открытости, прозрачности и ответственности.

Литература

1. Портер М. Конкурентная стратегия. Методика анализа и конкуренция. М.: Альпина, Бизнес-букс, 2006.

2. Андерсен Б. Бизнес-процессы. Инструменты совершенствования. М.: РИА «Стандарты и качество», 2004.

3. Бланк И.А. Концептуальные основы финансового менеджмента. Киев: Эльга Ника-Центр, 2003.

4. Хоуп Д., Фрейзер Р. Бюджетирование, каким мы его знаем. Управление за рамками бюджетов. М.: «Вершина», 2005.

УДК 338:352

Некрасов В. Н., д.э.н., проф., Лимарева Д. А., асп.

Теоретико-методологические этапы исследования публичного управления

В статье рассматриваются основные этапы теоретической разработки, особенности и современные тенденции развития публичного управления, акцентируется внимание на его актуальных проблемах.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ключевые слова: публичное управление, теория публичного управления, новый публичный менеджмент, управленческие решения

Публичное управление представляет собой управление обществом вместе с обществом. По мнению профессора В.Е. Чиркина, в основе публичного управления лежит совокупность государственной власти, власти территориальных публичных коллективов субъектов Федерации, автономий и муниципальных образований, а также корпоративной власти. Другими словами, оно реализуется в виде международного публичного управления, публичного государственного управления, регионального публичного управления, местного самоуправления, публичного корпоративного управления.

Теоретическая разработка публичного управления достаточно широко обсуждается в печати, на научных форумах, в рамках учебного процесса на протяжении последних ста тридцати лет. Подавляющее большинство ученых настаивают на выделении в исследовании публичного управления трех основных этапов - последний продолжается по настоящее время. По нашему мнению, можно выделить пять основных этапов, каждый из которых, так или иначе, связан с поиском новых моделей демократии, усилением амбивалентных процессов, формированием потребностей в новых моделях, принципах публичного управления и механизмах разрешения управленческих проблем. Наибольший интерес представляет последний этап,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.