Научная статья на тему 'Организационно-экономическое развитие деятельности культурно-досуговых учреждений в процессе использования технологий интернального маркетинга'

Организационно-экономическое развитие деятельности культурно-досуговых учреждений в процессе использования технологий интернального маркетинга Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
224
126
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАРКЕТИНГ / ИНТЕРНАЛЬНЫЙ МАРКЕТИНГ / ДОСУГ / КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / МАРКЕТИНГОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЭКСПЕРТНАЯ ОЦЕНКА / MARKETING / INTERNALLY MARKETING / LEISURE / CULTURAL AND ENTERTAINMENT ESTABLISHMENT / MARKETING TECHNOLOGIES / EXPERT ASSESSMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Камнев А. В.

Освещается проблема использования технологий интернального маркетинга в культурно-досуговых учреждениях. Рассматриваются следующие пути решения данной проблемы: анализируется модель модернизации деятельности культурно-досуговых учреждений на основе технологий интернального маркетинга; для оценки эффективности использования предлагаемых технологий внутрифирменного маркетинга проводится экспертная оценка; на основании вышеизложенного делаются определённые выводы по данной теме.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Organizational-economic development of the activities of cultural and leisure establishments in the use of the technology of internally marketing

This article is devoted to the problem of the use of technologies internally marketing in the cultural and leisure facilities. In this article the following ways to solve this problem are described: model of modernization of the activities of cultural and leisure establishments is analyzed based of the technologies internally marketing; expert evaluation is carried out to value the effectiveness of the use of the proposed technology of intra-firm marketing; certain conclusions on this topic are made based of the above findings.

Текст научной работы на тему «Организационно-экономическое развитие деятельности культурно-досуговых учреждений в процессе использования технологий интернального маркетинга»

КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО

Вестн. Ом. ун-та. 2013. № 3. С. 182-184.

УДК 7.096 А.В. Камнев

ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В ПРОЦЕССЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИЙ ИНТЕРНАЛЬНОГО МАРКЕТИНГА

Освещается проблема использования технологий интернального маркетинга в культурно-досуговых учреждениях. Рассматриваются следующие пути решения данной проблемы: анализируется модель модернизации деятельности культурно-досуговых учреждений на основе технологий интернального маркетинга; для оценки эффективности использования предлагаемых технологий внутрифирменного маркетинга проводится экспертная оценка; на основании вышеизложенного делаются определённые выводы по данной теме.

Ключевые слова: маркетинг, интернальный маркетинг, досуг, культурно-досуговое учреждение, маркетинговые технологии, экспертная оценка.

Актуальность исследования теории развития интернального маркетинга в культурно-досуговых учреждениях обусловлена потребностями социально-практического, научного и экономического характера.

В некоммерческой сфере культуры и искусств данная тема изучена немногими авторами. Значительные теоретические разработки по вопросам маркетинговых технологий в некоммерческой сфере культуры и искусств были осуществлены в трудах А.П. Маркова [1], В.Е. Новаторова [2], Г.Л. Тульчинского [3] и др.

Очень хорошо описывает проблему использования технологий внутрифирменного маркетинга в культурно-досуговых учреждениях В.Е. Новаторов в своей работе «Маркетинг в социально-культурной сфере». Так, он считает что, «наряду с проблемами активизации культурно-досуговой деятельности актуализировалась проблема оптимизации внутрикол-лективной работы. Сегодня все чаще поднимается вопрос об интер-нальном маркетинге, затрагивающем вопросы мотивации персонала» [4, с.191].

Далее мы попытаемся осветить пути развития интернального маркетинга, так как считаем, что это одно из условий успешного функционирования культурно-досуговых учреждений в условиях современных рыночных отношений.

Пока нет определённой модели модернизации деятельности культурно-досуговых учреждений на основе маркетинговых технологий. Предлагаемая нами модель, может применяться на практике во всех учреждениях культуры (см. рис.).

Для того чтобы представленная модель в полной мере работала на практике, руководители и специалисты культурно-досуговых учреждений должны решать ряд задач:

1) повышать показатели этичности поведения;

2) осуществлять систему подготовки, переподготовки и повышения квалификации управленческих кадров и сторудников;

3) принимать на работу молодых специалистов без опыта работы, осуществлять их производственную адаптацию;

4) стимулировать специалистов (в том числе молодых).

Учреждения данной отрасли, осуществляя поставленные задачи, смогут достичь следующих результатов:

1) повышение уровня производительности труда;

© А.В. Камнев, 2013

Организационно-экономическое развитие деятельности культурно-досуговых учреждений..

183

Внешняя среда (экстернальный маркетинг)

Культурно-досуговое учреждение

Модель модернизации деятельности культурно-досуговых учреждений на основе технологий интернального маркетинга

Оценка эффективности использования технологий интернального маркетинга

Вопрос Ответ Количество специалистов

Как Вы оцениваете деятельность культурнодосуговых учреждений г. Омска? Деятельность связана с разнообразными проблемами 6

Деятельность вполне успешная 3

Деятельность находится в стадии своего становления 1

Каково Ваше мнение относительно эффективности внедрения предлагаемых нами технологий интернального маркетинга? Эффективно при наличии определённой мотивации и стимулирования персонала 8

Эффективность мала 2

Что необходимо сделать для повышения эффективности внедрения предлагаемых нами технологий внутрифирменного маркетинга? Повысить уровень стимулирования персонала 8

Осуществлять систему подготовки, переподготовки и повышения квалификации управленческих кадров 2

2) увеличение доходов;

3) появление спонсоров;

4) развитие имиджа.

Для оценки эффективности использования предлагаемых технологий интернального маркетинга нами была проведена экспертная оценка. В десяти культурно-досуговых учреждениях г. Омска были опрошены эксперты, которым предлагалось дать собственную оценку эффективности внедрения предлагаемых технологий внутрифирменного маркетинга. Результаты опроса приведены в табл.

По результатам исследования было установлено:

1. Большинство экспертов (6 чел. - 70 %) связывают деятельность культурно-досуговых учреждений г. Омска с разнообразными проблемами, 3 эксперта (30 %) определяют деятельность как вполне успешную.

2. Большинство специалистов (8 чел. -80 %) считают, что эффективность возможна при наличии определённых условий мотивации персонала, 2 эксперта (20 %) считают, что эффективность маловероятна.

3. Для повышения эффективности внедрения технологий внутрифирменного маркетинга необходимо повысить уровень стимулирования персонала (8 чел. - 80 %),

2 эксперта (20 %) считают, что необходимо осуществлять систему подготовки, переподготовки и повышения квалификации управленческих кадров.

Безусловно, в настоящее время деньги играют решающую роль. Поэтому представленные нами и отмеченные экспертами технологии внутрифирменного маркетинга могут в полной мере функционировать только при условии высокого уровня финансирования. К сожалению в России финансирование учреждений культуры находится на низком уровне. Поэтому необходимо искать средства из собственного бюджета, сформированного за счёт средств предпринимательской и иной приносящей доход деятельности. У нас есть возможность проанализировать статьи расходов средств от предпринимательской деятельности Омского отделения СТД РФ Дома актёра им. Н. Чонишвили. С 2006 г. по 2010 г. 50 % средств, поступающих в бюджет, были получены от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности (в частности от аренды помещения), а 15 % - от государства. Очень важно, что из сформированного бюджета данного учреждения половина средств (в среднем 50 %) расходуется на заработную плату [5]. Получается, что половина средств поступает

184

А.В. Камнев

от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, и в то же время половина расходуется на заработную плату. Но, к сожалению, такая ситуация складывается далеко не во всех учреждениях культуры.

Итак, мы проанализировали некоторые подходы к внутрифирменному маркетингу в организациях социально-культурной сферы. Безусловно, многое зависит и от каждого отдельно взятого работника, его убеждений, квалификации, и от умения адаптироваться к новой обстановке.

В данной статье представляет значительный научно-практический интерес предлагаемая модель модернизации деятельности культурно-досуговых учреждений на основе маркетинговых технологий. Практически значимым выглядит постановка задач реорганизационных и модернизаци-онных мероприятий, проводимых в рассматриваемых учреждениях. Для культурно-

досуговых учреждений Омского региона это особенно важно, учитывая сложную социально-экономическую ситуацию в некоммерческой сфере культуры и искусств в России.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Марков А. П. Проектирование маркетинговых коммуникаций. СПб., 2005. 543 с.

[2] Новаторов В. Е. Инновационный менеджмент в сфере культуры : монохрестоматия. Омск : Изд-во Ом. гос. ун-та, 2007. 358 с.

[3] Тульчинский Г. Л. Менеджмент в сфере культуры : учеб. пособие. СПб. : Лань, 2001. 382 с.

[4] Новаторов В. Е. Маркетинг в социально-культурной сфере. Омск : Омич, 2000. 288 с.

[5] Культура и искусство Омской области в 2010 г. : сб. инф.-аналит. матер. / Министерство культуры Омской области. Омск : ГОУ РИЦ, 2011. Вып. 15. С. 10.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.