КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО
Вестн. Ом. ун-та. 2013. № 3. С. 182-184.
УДК 7.096 А.В. Камнев
ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В ПРОЦЕССЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИЙ ИНТЕРНАЛЬНОГО МАРКЕТИНГА
Освещается проблема использования технологий интернального маркетинга в культурно-досуговых учреждениях. Рассматриваются следующие пути решения данной проблемы: анализируется модель модернизации деятельности культурно-досуговых учреждений на основе технологий интернального маркетинга; для оценки эффективности использования предлагаемых технологий внутрифирменного маркетинга проводится экспертная оценка; на основании вышеизложенного делаются определённые выводы по данной теме.
Ключевые слова: маркетинг, интернальный маркетинг, досуг, культурно-досуговое учреждение, маркетинговые технологии, экспертная оценка.
Актуальность исследования теории развития интернального маркетинга в культурно-досуговых учреждениях обусловлена потребностями социально-практического, научного и экономического характера.
В некоммерческой сфере культуры и искусств данная тема изучена немногими авторами. Значительные теоретические разработки по вопросам маркетинговых технологий в некоммерческой сфере культуры и искусств были осуществлены в трудах А.П. Маркова [1], В.Е. Новаторова [2], Г.Л. Тульчинского [3] и др.
Очень хорошо описывает проблему использования технологий внутрифирменного маркетинга в культурно-досуговых учреждениях В.Е. Новаторов в своей работе «Маркетинг в социально-культурной сфере». Так, он считает что, «наряду с проблемами активизации культурно-досуговой деятельности актуализировалась проблема оптимизации внутрикол-лективной работы. Сегодня все чаще поднимается вопрос об интер-нальном маркетинге, затрагивающем вопросы мотивации персонала» [4, с.191].
Далее мы попытаемся осветить пути развития интернального маркетинга, так как считаем, что это одно из условий успешного функционирования культурно-досуговых учреждений в условиях современных рыночных отношений.
Пока нет определённой модели модернизации деятельности культурно-досуговых учреждений на основе маркетинговых технологий. Предлагаемая нами модель, может применяться на практике во всех учреждениях культуры (см. рис.).
Для того чтобы представленная модель в полной мере работала на практике, руководители и специалисты культурно-досуговых учреждений должны решать ряд задач:
1) повышать показатели этичности поведения;
2) осуществлять систему подготовки, переподготовки и повышения квалификации управленческих кадров и сторудников;
3) принимать на работу молодых специалистов без опыта работы, осуществлять их производственную адаптацию;
4) стимулировать специалистов (в том числе молодых).
Учреждения данной отрасли, осуществляя поставленные задачи, смогут достичь следующих результатов:
1) повышение уровня производительности труда;
© А.В. Камнев, 2013
Организационно-экономическое развитие деятельности культурно-досуговых учреждений..
183
Внешняя среда (экстернальный маркетинг)
Культурно-досуговое учреждение
Модель модернизации деятельности культурно-досуговых учреждений на основе технологий интернального маркетинга
Оценка эффективности использования технологий интернального маркетинга
Вопрос Ответ Количество специалистов
Как Вы оцениваете деятельность культурнодосуговых учреждений г. Омска? Деятельность связана с разнообразными проблемами 6
Деятельность вполне успешная 3
Деятельность находится в стадии своего становления 1
Каково Ваше мнение относительно эффективности внедрения предлагаемых нами технологий интернального маркетинга? Эффективно при наличии определённой мотивации и стимулирования персонала 8
Эффективность мала 2
Что необходимо сделать для повышения эффективности внедрения предлагаемых нами технологий внутрифирменного маркетинга? Повысить уровень стимулирования персонала 8
Осуществлять систему подготовки, переподготовки и повышения квалификации управленческих кадров 2
2) увеличение доходов;
3) появление спонсоров;
4) развитие имиджа.
Для оценки эффективности использования предлагаемых технологий интернального маркетинга нами была проведена экспертная оценка. В десяти культурно-досуговых учреждениях г. Омска были опрошены эксперты, которым предлагалось дать собственную оценку эффективности внедрения предлагаемых технологий внутрифирменного маркетинга. Результаты опроса приведены в табл.
По результатам исследования было установлено:
1. Большинство экспертов (6 чел. - 70 %) связывают деятельность культурно-досуговых учреждений г. Омска с разнообразными проблемами, 3 эксперта (30 %) определяют деятельность как вполне успешную.
2. Большинство специалистов (8 чел. -80 %) считают, что эффективность возможна при наличии определённых условий мотивации персонала, 2 эксперта (20 %) считают, что эффективность маловероятна.
3. Для повышения эффективности внедрения технологий внутрифирменного маркетинга необходимо повысить уровень стимулирования персонала (8 чел. - 80 %),
2 эксперта (20 %) считают, что необходимо осуществлять систему подготовки, переподготовки и повышения квалификации управленческих кадров.
Безусловно, в настоящее время деньги играют решающую роль. Поэтому представленные нами и отмеченные экспертами технологии внутрифирменного маркетинга могут в полной мере функционировать только при условии высокого уровня финансирования. К сожалению в России финансирование учреждений культуры находится на низком уровне. Поэтому необходимо искать средства из собственного бюджета, сформированного за счёт средств предпринимательской и иной приносящей доход деятельности. У нас есть возможность проанализировать статьи расходов средств от предпринимательской деятельности Омского отделения СТД РФ Дома актёра им. Н. Чонишвили. С 2006 г. по 2010 г. 50 % средств, поступающих в бюджет, были получены от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности (в частности от аренды помещения), а 15 % - от государства. Очень важно, что из сформированного бюджета данного учреждения половина средств (в среднем 50 %) расходуется на заработную плату [5]. Получается, что половина средств поступает
184
А.В. Камнев
от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, и в то же время половина расходуется на заработную плату. Но, к сожалению, такая ситуация складывается далеко не во всех учреждениях культуры.
Итак, мы проанализировали некоторые подходы к внутрифирменному маркетингу в организациях социально-культурной сферы. Безусловно, многое зависит и от каждого отдельно взятого работника, его убеждений, квалификации, и от умения адаптироваться к новой обстановке.
В данной статье представляет значительный научно-практический интерес предлагаемая модель модернизации деятельности культурно-досуговых учреждений на основе маркетинговых технологий. Практически значимым выглядит постановка задач реорганизационных и модернизаци-онных мероприятий, проводимых в рассматриваемых учреждениях. Для культурно-
досуговых учреждений Омского региона это особенно важно, учитывая сложную социально-экономическую ситуацию в некоммерческой сфере культуры и искусств в России.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Марков А. П. Проектирование маркетинговых коммуникаций. СПб., 2005. 543 с.
[2] Новаторов В. Е. Инновационный менеджмент в сфере культуры : монохрестоматия. Омск : Изд-во Ом. гос. ун-та, 2007. 358 с.
[3] Тульчинский Г. Л. Менеджмент в сфере культуры : учеб. пособие. СПб. : Лань, 2001. 382 с.
[4] Новаторов В. Е. Маркетинг в социально-культурной сфере. Омск : Омич, 2000. 288 с.
[5] Культура и искусство Омской области в 2010 г. : сб. инф.-аналит. матер. / Министерство культуры Омской области. Омск : ГОУ РИЦ, 2011. Вып. 15. С. 10.